Будущее нельзя предвидеть, его можно изобрести. (с) Деннис Габор
Если говорить о технологических достижениях Советского Союза, первое, что приходит на ум, — это Спутник, космический корабль «Союз», самолет Туполев-144 (знаменитый «Конкордски») или огромные атомные подводные лодки. Навряд ли туда же можно отнести бытовую электронику и компьютеры, что неудивительно. И несмотря на многообещающее начало развития и разработки инновационных проектов под руководством советских пионеров таких как Сергей Лебедев и других в 1950-х и 1960-х годах, последующие периоды можно охарактеризовать как пассивная имитация самых популярных компьютеров, радиоприемников, телевизоров и другой бытовой электроники, произведенных в западном мире, особенно в США и Германии.
Парад в Берлине, 1987 год. Демонстрация одного из очень немногих оригинальных ПК, когда-либо произведенных в социалистическом государстве, VEB Robotron PC 1715, Восточная Германия
В одном из выпусков советского журнала «Эстетика Дизайна» за 1987 год вышла статья под заголовком «Дизайн и проблемы перестройки образования». В ней обсуждался принятый широкими кругами общественности документ, проливающий свет на проблему отставания от потребностей народного хозяйства, науки и культуры, пробелы в стране дизайна. В условиях ускорения социально экономического развития страны ощутимо чувствовался недостаточный уровень подготовки научно-исследовательской деятельности, дизайнерское образование хромало почти на две ноги и однозначно отставало от (на то время) современного направления в мировом дизайне. Среди таких направления выделяли: гибкую технологию, роботизацию, автоматизацию производства. Узким место считался и дефицит кадров в этой сфере.
… в итоге планы подготовки дизайнеров не отражают истинных потребностей в них. В силу этого показатель численности дизайнеров в расчете на 1 млн населения у нас по сравнению с рядом социалистических и капиталистических стран не только отстает (например в Японии на 1 млн — 126 дизайнеров, в ГДР — 135, в СССР — 16), но и относительно снижается… Нужна совершенная система опережающего, ориентированного на требования будущего дизайнерского образования. Советская модель дизайнерского образования должна стать одной из лучших в мире — меньшим мы ограничиться не можем, если не хотим мириться с существующим отставанием.
Еще в апреле 1987 года был создан Союз дизайнеров СССР, был написан устав работы данного союза, цель звучала четко — «вперед за дизайном будущего!». Одним из направлений, которое смогло бы вывести советский научно-технический прогресс на новый уровень стало прогностическое проектирование. Оказалось, что в промышленно-развитых странах успешно практикуют футуро проекты уже на протяжении нескольких десятков лет. Такие прогностические проекты внедрены и являются неотъемлемой составной частью научно-технического прогресса. Полет воображения и мысли советских дизайнеров был жестко ограничен принципом проектирования «от прототипа до ориентации на производство».
Многообразие жанров и видов зарубежных футуродизайнов:
Международная космическая станция (США)
Фрагмент макета «офис будущего», ФРГ
Проект «автомобильный штурман» — прибор обладающий голосом и мимикой (США)
Радиотелефон будущего (США)
«Энимен» — робот телевизор (США)
Аппарат для путешествий (моноколесо, твой ли это прародитель?), США
Определение проектного прогнозирования в СССР, «Рабочая книга по прогнозированию»:
Проектный прогноз конкретных образов того или иного явления в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий отвечает на вопрос: как (конкретно) это возможно? как это может выглядеть?.. Проектные прогнозы призваны содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное текущее проектирование.
Ниже приведены советские продукты попыток проектного прогноза бытовой радиоэлектроники и не только. Поиск собственных идей без оглядки на Запад.
Возможно, самый дальновидный проект СФИНКС
В 80-х годах гениальный российский дизайнер и инженер Дмитрий Азрикан в известном институте ВНИИТЭ в Санкт-Петербурге начал работу над футуристической системой — домашним телерадиокомплексом. Институт, название которого было аббревиатурой «Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики» был закрыт в 2013 году.
Проект, разработанный в 1986 году, СФИНКС/SPHINX (опять же аббревиатура, на этот раз от «Super Functional Integrated Communication System») являл собой не просто прототип компьютера, как может показаться, но должен был бы выполнять функции различных систем, таких как домашняя бытовая автоматизация, цифровые развлечения, связь, удаленная работа и даже телемедицина. Проект под названием «революционный компьютер» был заказан Государственным комитетом по науке и технологиям, находился под прямым контролем советского правительства.
Канадский инженер и дизайнер с «советскими корнями» Дмитрий Азрикан, отец СФИНКСА.
Ядро системы — модульный «блок памяти», состоящий из центрального процессора. К ЦП подключались три треугольных модуля расширения памяти. Такая конфигурация была предназначена для того, чтобы несколько пользователей — например, каждый член семьи — могли работать одновременно в многозадачном режиме.
«Ядро» системы SPHINX, состоящее из треугольного процессора и трех модулей расширения памяти; фотография, первоначально опубликованная в журнале Technical Aesthetics, 1987 год
Состояла такая система из:
- Одного или нескольких настольных блоков, которые служили и компьютером, и видеопрогрывателем, и мультимедийным проигрывателем. Блок(и) шли с клавиатурой, монитором в 19 дюймов, двумя съемными плоскими динамиками, беспроводными наушниками и дополнительным телефоном. В таком устройстве не было мыши, ее заменили своего рода «d-pad» с четырьмя треугольными кнопками направления.
- Ручного пульта дистанционного управления с небольшим ЖК-экраном, микрофоном и динамиком, который превращался при желании в карманный компьютер.
- Нескольких футуристических переносных устройств (никогда не ставших прототипами), включая умные часы, смарт-карты и солнцезащитные очки с дополненной реальностью.
Между собой устройства должны были коммуницировать при помощи радиоволн, а вся система с остальным миром — через телефонную линию.
Прототип системы СФИНКС, выставленный сейчас в Московском музее дизайна
В основе дизайна системы простые геометрические формы: прямоугольники, треугольники и сферы. Тщательно разработанная для обозначения различных функций цветовая палитра состояла из белого, желтого, оранжевого, синего и голубого цветов.
Такой лаконичный, минималистичный дизайн был типичен для ВНИИТЭ, в то время здесь руководствовались и вдохновлялись аэрокосмической темой, а потому отдавали приоритет простоте, легкости и отсутствию ненужных элементов.
Планировалось, установить систему СФИНКС в большинстве домов в России к 2000 году. Тем не менее экономический и политический спад в Советском Союзе, который завершился всем нам известно чем в 1991 году (после чего Дмитрий Азрикан покинул Россию и переехал в Канаду) положил конец и проекту. СФИНКС так и остался лишь на стадии прототипа и сегодня является безмолвным свидетелем эпохи противоречий и трагедий, памятником разрушений больших ожиданий и проницательных идей.
Клавиатура SPHINX и портативный пульт дистанционного управления, демонстрирующий цветовую палитру и геометрический дизайн системы
Производству новых изделий — новая концепция: «вещь-услуга», а не «вещь-товар». Дизайнеры «нового поколения» стремились продемонстрировать проекты, в которых не было бы ничего подражательного. Главной целью дизайна разработки стал новый потребительский эффект.
Одним из продуктов нового веяния стал комплект личной радиоэлектронной аппаратуры на оптических диодах. Представлял собой информационно развлекательный комплекс, состоял из проигрывателя оптических дисков (панель управления мог исполнять функции калькулятора) и радионаушников, воспроизводил видео- и аудиопрограммы, позволял заниматься вычислениями и видеоиграми, обеспечивал радиоприем. Комплект мог быть исполнен в классическом, игровом и авангардном стилях. Автором ноу-хау была И. Е. Любкина.
Что ж футуристическая идея коснулась и проектов по разработке транспортных средств. Вот такой прототип был представлен выпускницей А. Т. Осеевой — трансформируемая кабина для использования в системе монорельсового городского транспорта.
Такая кабина устанавливалась бы на монорельс с помощью магнитного подвеса в виде малогабаритного электромобиля индивидуального пользования со свободным передвижением. Как индивидуальное транспортное средство могло бы передвигаться и посредством мускульных усилий человека. Кабина проектировалась одно- или двухместной.
К слову тема монорельса была актуальна в СССР еще начиная с 50 годов. Инженеров манил их футуристический шарм:"..1957 году разрабатывается проект пассажирского монорельса в Казахстане, между городом Темиртау и Карагандинским металлургическим комбинатом. Тремя годами позднее создан проект монорельса от центра Москвы до аэропорта во Внуково; в 1961 году проектируется подвесной монорельс для города Миасс. Фантазия инженеров не останавливалась. В 1961 году инженер Иванова предложила монорельсовую дорогу, роль опор в которой играли бы высотные здания, стоящие на расстоянии 700-1000 метров друг от друга. Вагоны курсировали бы между ними по вантовым балкам. В целом в 1960-х годах монорельс собирались строить в 19 советских городах".
Разработке чего-то такого эдакого детишкам дизайнеры тоже уделили внимание. Ниже на фото радиожилет.
Такой дизайн детской игрушки, оснащенной радиоприемником и радиопередатчиком, позволял бы ребенку играть в космонавта, путешественника, спортсмена и т.д.
Типологическое проектирование на примере бытовых магнитофонов
Что ж одной из проблем советского продукта производства было сплошное однообразие. Решить это и выйти за пределы однотипности стало задачей типологического проектирования. При таком подходе при проектировании дизайна учитывались стиль жизни и эстетические предпочтения потребителя. На фото ниже ассортиментный ряд типологических образцов бытовых магнитофонов 1987 года.
Для ценителей классики был разработан свой типологический образец. В основе дизайна стабильность, комфорт, респектабельность. В эту стилевую группу «классика» вошли: дека с радиоканалом и активными акустическими системами «Премьера». Материалом всех поверхностей была выбрана дымчатая пластмасса, через которую мерцает индикация. В комплекте — автоматическая система замены кассет по заранее заданной программе или сигналом с пульта.
Был разработан дизайн магнитофонов для «лабораторной» и «приборной» стилевых групп. Таким коллекциям характерны сложные панели, космическая индикация, блочность, дисплеи. Материалами выбран метал, цвет — серебристый.
Из приборной серии — комплекс «Структура». Идеальное решение для семьи с двумя подростками: в комплексе планировалось два съемных плеера.
Группу «походного» стиля можно охарактеризовать такими словами как прочно, надежно, удобно. Цветовая гамма — сафари, хаки. Магнитофоны не для развлечений. Среди них — «Репортер-1» и «Репортер-2», Сайгак, Тимур (мог носиться на ремне с чехлом для кассет).
«Молодежная» стилевая группа наделена нотками авангарда, эксцентричности, оригинальности. Она включает аппараты «Алиса» (магнитофон для девочек), «Регби», «Майя», «Фобос-2000»,
«Алиса», «Регби»
Носимая магнитола «Фобос-200»
Создание такого рода коллекций бытовой техники на то время в СССР являлись своего рода экспериментом. Не всегда удачным или осуществимым.
Проекты радиоприемников, так и не нашедшие своего производителя-заказчика
В 1989 году в СССР выпускались приемники, которые могли транслировать три монофонических радиоканала. Но уже имелись разработки, которые позволяли использовать для передачи радиосигнала существующие телефонные линии и транслировать по ним 6 радиовещательных программ без ущерба для качества телефонных переговоров. Цель разработки — превратить привычно примитивный радиоприемник в высококачественный блочный стереокомплекс, Он совмещал бы в себе радиоприемник, телефон, автоответчик, акустику. Такие приемники могли бы стоять, висеть, лежать, разбираться на составляющие.
Стереофонический шестипрограммный кабельный приемник и вариант приемника с модульной панелью управления
А это эскизный вариант приемника с телефонной приставкой:
Проект подразумевал выполнение приемника в двух вариантах. В первом, благодаря модульному построению передней панели можно было доукомплектовывать ее органами управления в зависимости от пожеланий потребителя. Во втором варианте был использован метод разрастания изделия в трехмерном пространстве: отсутствовала передняя панель как таковая, она представляла собой несколько плоскостей с отдельной функциональной нагрузкой, так образовывались зоны управления звуком, программами, режимами часов.
В итоге такое стилевое разнообразие не заинтересовало заказчика и макеты приемников так и остались в поиске своего производителя.
Что ж, быть в курсе многих инновационных идей и проектов было сложно по обе стороны железного занавеса. Тем не менее некоторые из этих задумок, — так никогда и не ставшие настоящими продуктами по причине распада Советского Союза в начале 1990-х годов — являются молчаливыми свидетелями изобретательности и творческого подхода в деле разработки. В любом случае черпнуть что-то интересное из них можно и в наши дни. К слову, в каждом выпуске журнала «Техническая Эстетика» была представлена рубрика «Новинки зарубежного производства», и чтобы понять как выглядело 20 лет отставания в советском дизайне достаточно просмотреть эту рубрику): в том же 1988 году в Японии уже была разработана экспериментальная действующая модель автомобиля HRS фирмы Mitsubishi Motors, развивающая скорость до 300 км/час. В концепции автомобиля были применены системы передовой технологии: электронно контролируемая подвеска, полный привод, рулевое управление всех колес, антиблокировочная тормозная система на каждом колесе, плюс ко всему эффектный внешний вид и выдающиеся аэродинамические показатели.
Немного рекламы
Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).
Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Equinix Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?
vbifkol
даже не смешно.
EropoB_H
А почему это должно быть смешно? Многие начинания были похоронены вместе с Союзом.
vbifkol
Потому что в Союзе и до этого не реализовывалось примерно ничего подобного. С чего именно эти проекты должны были быть реализованы?
EropoB_H
«Не жили красиво и нечего начинать»?
vbifkol
Система не подразумевала внедрения передовых разработок в области ТНП, одного создания союза дизайнеров и их письма явно недостаточно чтобы изменить систему.
EropoB_H
Понятно, место проклятое, не стоило даже и начинать что-то изменить к лучшему.
vbifkol
Не место. Система, не предусматривающая самостоятельного развития — проклята, начинать менять можно и нужно, чтобы не сказать необходимо, но начинать надо именно с демонтажа системы. А вот говорить что именно демонтаж системы помешал внедрению — не смешно.
EropoB_H
Большевики тоже начали с демонтажа, иначе никак, говорили они — вся система прогнила. Потом оказалось, что можно обойтись и без разрушений.
А демонтаж системы привёл к перераспределению собственности, а не к развитию производства ТНП.
starfair
Извините, но чушь. Проблема была в том, что материальный базис большевикам достался мягко говоря слабый. А если учесть последствия первой мировой и последующей гражданской войны, а потом и почти полная блокада со стороны капитализма, то причем здесь перераспределение? Что там особо распределять? Дальше надо было готовиться к новой войне, и уже стало не до излишеств, когда требовалось на пределе возможного готовиться к защите страны. Всего за 20 лет. После ВОВ так же собственно говоря, не до того было, так как надо было возраждать свою страну, и ещё много стран которые вошли в соцблок (что немного сомнительно в плане целесообразности, но как было, так было). А далее гонка вооружений и приходилось вновь преодолевать различные блокады и санкции, от которых кстати говоря мы никогда не были избавлены. Нам просто не дали возможность перейти к нормальному развитию удобства общества. И как следствие — всему что сопутствует этому, дизайну в том числе.
ardraeiss
Ещё можно вспомнить, что систему мелкого производства ТНП закрыли как раз после войны — при Хрущёве. Потому что эта задача больше на артели и кустарщиков полагалась — и покрывала потребности, включая и "кастомизацию" и "по заказ".
EropoB_H
То есть национализации предприятий, банков и недвижимости не было? Или не было самих предприятий, банков и недвижимости?
И я имел в виду демонтаж советской системы, извините за неточное изложение мыслей.
starfair
Было. Но ведь повторная приватизация была произведена именно на том, что было построено при советской власти. А сколько из после «эффективные менеджеры» превратили в ничто, после 90х? Как бы не относиться к бюрократической системе в СССР, и к застою, но у него есть огромный комплекс причин. А главное — я не вижу ничего, что дала наша псевдо капиталистическая система в плане развития того же дизайна и творчества. В основном тоже копирование западных трендов. Своё то что? Неогжель, палех и все? В советский период даже в той же архитектуре были очень интересные периоды сталинского ампира, посконструктивизма. Даже в застойные времена были очень оригинальные проекты и их воплащения, какиех больше нет в мире. В живописи был соцреализм. В театре — очень мощная драматическая школа. А сейчас то что у нас есть? Затрудняюсь сказать, если честно.
jedecuz
Большевики свергли царя, верно?