Позиции историков при оценке деятельности КГБ делятся на те что за и те что против. Собранные материалы и факты от анонимных источников или из воспоминаний ветеранов спецслужб можно поддать сомнениям, ведь человеческий фактор и субъективные суждения никто не отменял. Даже рассказ о погоде прошлым летом из уст двух людей будет отличаться, что уж говорить о суждениях в сторону прошлых событий под грифом секретно. Потому цель статьи не дать оценку спецслужбам, а рассмотреть технический потенциал КГБ в деле «фотонаправления». Фотоработы в разведке занимали и занимают особое место. В 14 отделе ПГУ шла активная подготовка офицеров направления специальной фотографии, они получили прозвище «фотики». Стажеры, выполняя простейшие поручения — от изучения правил портретной фотосъемки до осваивания сложных импортных моделей фотоаппаратов -, мечтали о карьерном росте и фразе: «а ваш сотрудник (называлась фамилия) — это фотограф от бога».
В послевоенные годы все сотрудники советской разведки должны были владеть мастерством микрофотографии: уметь изготовить микроточку, и надежно ее спрятать в обычный предмет. Экзаменом на готовность было задание обнаружить спрятанную микроточку, извлечь, проявить, высушить и прочитать.
Немного о микроточке. Микроточки или микродоты позволяли ужать большой объем информации в миниатюрный микрофильм. Технологии микроточек уменьшали изображения в сотни раз. Это была часть стандартной пленки, на которой вместе с обычными кадрами размещалось изображение, которое невозможно было узреть невооруженным глазом без специальной увеличительной аппаратуры. Такая микроточка вырезалась и наклеивалась, например, в тексте книги вместо точки (в конце предложения), ее расположение заранее оговаривалось между агентами.
Заход — миниатюрная скрытая камера наблюдения, изготовленная на Красногорском механическом заводе (СССР). Как небольшой оптико-механический завод он начал свою работу еще в 1929 году, здесь занимались выпуском микроскопов и оптических стекол для медицинских учреждений. Позже был учрежден специальный цех по изготовлению фотоаппаратуры и оптических систем для потребностей спецслужб. Камера Заход была выпущена в 1989 году, ее можно считать преемницей камер Ф-21 Аякс и Ф-27 Неоцит, в основном использовалась советским разведывательным агентством КГБ и находилась в производстве по крайней мере до 1992 года.
![](https://habrastorage.org/webt/rw/pq/px/rwpqpx9zznaxvj5clgdrlsbe4lw.png)
Габариты автоматизированного фотоаппарата Заход составляли 96 x 65 x 29 мм (с объективом), вес — не более 230 грамм, камера была примерно такого же размера, как и Ф-27 Неоцит. Фотоаппарат предназначался для фотографирования с дистанции от 3 до 7 метров на неперфорированную фотопленку типа ЗП-80, шириной 16 мм и толщиной 0,08 -0,1 мм. Автоматическая установка экспозиции давала возможность получать качественные негативы в самых разных условиях фотографирования.
![](https://habrastorage.org/webt/oe/ep/sn/oeepsnolmy5p-b74lwf7mhiljfm.png)
Заход был разработан специально для ведения фотонаблюдения, слежки. Его можно было незаметно спрятать в различных предметах, например, внутри сумки, в салоне автомобиля или в предмете мебели, за пуговицей пальто или приспособить на теле оперативника. По сути, для Захода применялись те же виды маскировки, что и для его предшественников — старой механической камеры Ф-21 Аякс и электронной Ф-27 Неоцит. Чтобы скрыть наиболее «бросающуюся в глаза» часть камеры — объектив, использовалась специальная насадка с раздвигающимися шторками, она установливалась на угловом кронштейне. Во время фотосъемки, нажатием большой коричневой кнопки на пульте дистанционного управления, на камере сначала открывались шторки затвора, делался снимок, и отверстие снова закрывалось. Все это происходило очень быстро «без шума и пыли», и заметить на практике этот процесс было просто невозможно.
![](https://habrastorage.org/webt/ee/qd/9z/eeqd9zw4g63ivi1s0aiy0avffys.png)
Фотокамера хранилась в футляре на молнии из кожзаменителя. Весь комплект был размещен в сером деревянном ящике размером 28 х 20 х 5,5 см. Фотокамера и ящик маркировались пятизначным номером: первые две цифры обозначали год выпуска, следующие три — порядковый номер.
![](https://habrastorage.org/webt/ra/8j/tt/ra8jttoswm0ri9j9vjrn3x4jryy.png)
В футляре кроме камеры лежали пульты дистанционного управления на батарейках, блок контроля питания, пленочные кассеты, различные жгуты, салфетка, круглая художественная кисть из волоса белки, комплект инструментов и принадлежностей, две насадки без фиксатора и одна насадка с фиксатором, два футляра для кассет.
![](https://habrastorage.org/webt/tx/gr/6c/txgr6c9uzx686ca6xc-l2umjuhq.png)
![](https://habrastorage.org/webt/ga/yt/jo/gaytjoddka6v-2k6sgi1cv-yms4.png)
![](https://habrastorage.org/webt/es/y6/vv/esy6vvwah4pjlgo4cpj312pv68a.png)
Основные части фотоаппарата Заход:
![](https://habrastorage.org/webt/ph/cu/rq/phcurql556pivwg6hxbqikblsg4.png)
Камера была оснащена двумя объективами: штатный объектив 2,8/25 мм с автоматическим управлением экспозицией TTL-экспонометром, и сменный объектив.
Штатный объектив состоял из 4 компонентов, каждый из которых был закреплен в своей оправе:
На передней панели камеры — отверстие с резьбой M 13х0,5, использовалось для крепления объективов. Слева на боковой панели камеры — встроенный кабель длиной приблизительно в 20 см с 14-контактным сверхминиатюрным штекером для подключения к различным устройствам управления. В левой части корпуса располагался счетчик кадров.
Камера запитывалась от никель-кадмиевых аккумуляторов 3 В и 5 В, которые находились внутри обоих пультов дистанционного управления. Аккумуляторы можно было заряжать, подключив зарядный кабель к внешнему источнику питания (PSU).
![](https://habrastorage.org/webt/0_/ag/qg/0_agqgxrlmsmg-5kzp2_b63w2pc.jpeg)
Выше на изображении комплект запасных кассет. Кассета предназначалась для хранения и транспортировки фотопленки длиной 1,2 метра (не менее 30 кадров). Состояла она из трех разъемных узлов: корпуса, крышки и приемной катушки.
В комплект входили 3 кассеты, ведь процесс фотонаблюдения нельзя было прервать, а потому агентов необходимо было обеспечить достаточным запасом пленки. Одна кассета устанавливалась внутри фотокамеры, а две другие запасные хранились в деревянном ящике. Каждая такая запаска с пленкой хранилась в небольшом чехле из кожзаменителя и с легкостью помещалась в кармане оперативника.
Пульт дистанционного управления с фиксированным кабелем подключался к камере, слева на нем — переключатель режимов ВКЛ и ВЫКЛ. Большая коричневая кнопка — кнопка спуска затвора. При помощи двух переключателей справа (обе клавиши перемещались вместе) можно было выбрать между автоматической и фиксированной 1/30 сек. экспозициями.
![](https://habrastorage.org/webt/rw/xv/q7/rwxvq7tkou0pro9mylgflqywcja.png)
Кроме стандартного пульта управления был разработан еще пульт с расширенным набором функций. В нем переключатель ВКЛ/ВЫКЛ был перемещен на правую боковую панель. Крайний левый переключатель использовался для выбора режима работы фотокамеры ОДН/НПР (одиночный/непрерывный).
![](https://habrastorage.org/webt/nr/hf/2p/nrhf2p0mvgfhxpepqozpqbmw9ag.png)
Помимо большой коричневой кнопки на устройстве, затвором камеры можно было управлять при помощи дополнительной кнопки, подключив ее к 2-контактному разъему (располагался рядом с кабельным вводом).
![](https://habrastorage.org/webt/ef/1v/_8/ef1v_8itcxndpu3qkglfw2an_1y.png)
Такая кнопка управления затвора была просто незаменима, если фотокамеру нужно было замаскировать на теле агента: кабель пропускался через рукав халата оперативника и подключался к расширенному пульту дистанционного управления, который, в свою очередь, был подключен к камере. На случай поломки кабеля в комплекте поставлялся дополнительный.
Блок контроля питания предназначался для контроля напряжения питания у батарей аккумуляторов выносных пультов фотоаппаратов. Такой блок состоял из корпуса, двух пластмассовых крышек и электронного блока. Внизу — два трехштырьковых разъема для соединения с разъемами пультов через отверстия. На передней панели устройства два светодиода-индикатора под 3 В и 5 В, соответственно. Их свечение сигнализировало о том, что батареи аккумуляторов пульта работоспособны.
Удлинитель. Как и сама фотокамера, так и пульты дистанционного управления поставлялись с относительно коротким кабелем. Хотя на практике этого хватало для большинства типов маскировки, но могла иметь место ситуация, для которой провод оказался бы коротковат. Эта проблема решалась просто — удлинитель в виде кабеля 30 см с 14-контактными штекерами с двух концов.
Хранить фотоаппарат и его принадлежности необходимо было в укладочных ящиках, в сухих помещениях (желательно в шкафу или на стеллаже) вдали от отопительных батарей или окон, температура должна быть не ниже +5 °C и не выше +35 °C, влажность воздуха не превышать 80%. Транспортировать камеры в укладочных ящиках можно было при температуре от -40 °C до +50 °C. Чтобы предотвратить отпотевание камер (при переносе с разных температурных режимов) распаковку ящиков нужно было производить не ранее, чем через 12 часов.
В 1992 году в арсенале спецслужб России появилась скорее всего последняя пленочная фотокамера Заход. Для нее были разработаны камуфляжи-прикрытия «атташе-кейс», «брючный ремень», «мужская сумка» и другие. Более поздняя версия фотокамеры Заход поставлялась с одним пультом дистанционного управления, для которого требовался только один источник питания в 6 В. Такой пульт был толще и с закругленной рукояткой, в рукоятке находились круглые никель-кадмиевые аккумуляторы. В «приплюснутой» части рукоятки расположились прямоугольная пластиковая спусковая кнопка затвора и переключатель.
![](https://habrastorage.org/webt/xn/md/4s/xnmd4sbi0zolmynubgomnwjksgs.png)
Комплект фотоаппарата Заход был представлен на нескольких международных выставках в Москве и за рубежом. В 2011 году на Венском аукционе раритетной фототехники комплект Заход был продан за 7000 $. Нужно проверить закрома родины — возможно у кого-то и пылится такой недешевый раритет…
![](https://habrastorage.org/webt/5s/ab/_z/5sab_zrk0xeqx6mmlfjlstk2ow0.jpeg)
Не только Красногорский механический завод (СССР) занимался производством фотокамер для использования спецслужбой КГБ. После Второй мировой из Германии в Киев был полностью вывезен (вместе со специалистами, запчастями и комплектующими) завод, который занимался выпуском камеры Contax. Его плацдармом стал завод Арсенал, а точнее самая старая его часть, построенная еще в 1764 году, помещение с маленькими окнами и стенами толщиной 1,3м. Тут и продолжился выпуск фотокамер. В конце 40 годов фотоаппарат обрел свое новое название «Киев» и успешно выпускался, в 1947 году свет увидели две первые модели. Хотя они и повторяли конструкцию Contax-II и Contax-III (Киев II и Киев III) продуктом плагиата не являлись, это были юридически правомочные копии Contax. Киев был продуктом высокого качества, статусная вещь, достать такую вещь можно было только с помощью высокопоставленных лиц в СССР. В 1956 году ввели синхроконтакт, серии начали получать индекс «А», появились новые модели Киев-2A и Киев-3А. В конце 50-х на заводе Арсенал ежемесячно выпускалось 3.5 тысячи фотокамер. Рассмотрим несколько моделей Киев, которые из-за миниатюрных размеров можно отнести к «шпионским» фотокамерам.
Камера Kиев-30 представляла собой миниатюрный 16-мм фотоаппарат, была выпущена в 1974 году. Она была преемницей популярной линейки киевских камер Вега (копия миниатюрной камеры Minolta 16).
![](https://habrastorage.org/webt/zi/qv/ay/ziqvayz8ufkka2etztjiviqa_cq.jpeg)
Камера снимала на неперфорированную пленку шириной 16 мм, размер кадра составлял 17 x 13 мм. Длина пленки могла быть 45 или 65 см, от этого зависело количество кадров 17 или 25, соответственно. Пленка находилась в пластмассовой кассете. Фотокамера была оснащена объективом Индустар-M c фокусным расстоянием 23 мм и светосилой f/3,5, с 5 различными диафрагмами (3,5 — 11)- что позволяло выставить диафрагму от f3,5 до f11 со всеми промежуточными значениями — и 3 скоростями затвора. Затвор — шторный с металлическими шторками, отбивались всего 3 выдержки — 1/30, 1/60, 1/200. Диафрагма объектива двухлепестковая и формировала квадратное отверстие. Калькулятор экспозиции был представлен в виде символов погоды с ручной установкой экспозиционных параметров. Экспозиция задавалась двумя ребристыми колесиками справа на торце корпуса.
![](https://habrastorage.org/webt/ne/rz/oe/nerzoevuiwqgvtqjmxqkgdbhtqi.png)
Габариты фотокамеры составляли 84 х 46 х 27 мм (в закрытом состоянии), а весил аппарат не более 178 грамм. Прежде чем сделать снимок, камеру необходимо было разложить, как показано на рисунке снизу. При этом открывался объектив, происходила транспортировка кадра, становились доступны колесико фокусировки и кнопка спуска. По сути корпус являлся элементом управления. Счетчик кадров показывал количество отснятых кадров. Сам же процесс съемки выглядел так: взвод затвора, установка выдержки и диафрагмы, визирование и наводка на резкость, спуск затвора.
![](https://habrastorage.org/webt/xf/a6/-e/xfa6-etjm1uvwy1cujrw7jqoqu8.jpeg)
Теперь пользователь мог через небольшой рамочный видоискатель, расположенный с левой стороны, видеть объект съемки. Квадратная спусковая кнопка затвора находилась справа, ближе к переднему краю камеры. Слева от спусковой кнопки затвора — регулятор фокусировки (от 50 см и до бесконечности).
![](https://habrastorage.org/webt/ft/md/in/ftmdinbfi5gcedumltuu90afmxm.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/w_/1c/x_/w_1cx_yl3hk0-6t-uwkufrx_kxu.jpeg)
Комплект поставлялся в таком содержании:
Благодаря небольшому размеру и малому диапазону фокусировки, камера подходила для скрытой фотосъемки. Она использовалась спецслужбами бывшего Советского Союза (СССР), такими как КГБ. Хотя маленький, удобный фотоаппарат получил всеобщее признание у любителей турпоходов. В 1987 году Киев-30 сменил Киев-30М, а в 1990 году вышла улучшенная модель Киев-303. Завод давал год гарантии на замену комплектующих и ремонт камеры, ясное дело при условии «нормальной его эксплуатации, бережного обращения и правильного хранения». Розничная цена камеры Киев-30 в 1974 году составляла 30 рублей, а Киев-30М в 1989 году стоил 15 рублей. В фильме «Приключения Электроника» герой фильма Ури делает «шпионские» фотографии Электроника и Сыроежкина как раз фотокамерой Киев-30.
![](https://habrastorage.org/webt/ln/8_/7z/ln8_7zhnkjsugrxu6ggmmt1onyg.png)
Советская 16-миллиметровая камера Киев-30 в действии: для маскировки ее вмонтировали в металлический корпус, под видом сигаретной пачки. Съемка производилась в момент, когда агент вытаскивал сигарету из пачки. Для достоверности в упаковку вставляли настоящую сигарету.
![](https://habrastorage.org/webt/ra/xe/j_/raxej_actsa5yhni5ss39mvzg_k.png)
Популярность такой шпионской камеры для КГБ была высока. Поэтому специально для коллекционеров (уже в век цифрового фото) Киев-30, Киев-303 начали производить в необычном исполнении, что прямо намекало на ее «шпионское» прошлое. Kиев-JPS — это камера Киев-30, замаскированная под обычную пачку сигарет бренда John Player Special (JPS).
![](https://habrastorage.org/webt/9o/vl/87/9ovl87pavs6jjuewkxprtrhvnnq.png)
Такая маскировка делала фотокамеру незаметной для секретной фотосъемки. Все те же габариты 102 x 55 x 28,5 мм, в корпусе из черного металла и весом около 230 гр. Один конец был изменен так, чтобы камера выглядела как сигаретная пачка, для пущей схожести три сигареты (их фильтры) немного торчат из пачки. Две такие сигареты в фиксированном положении, а третья (самая длинная) — подвижная (внутрь или наружу).
![](https://habrastorage.org/webt/kx/md/wy/kxmdwy7ygs0tumiwzxuk5i33keq.jpeg)
Сигарета связана с механизмом транспортировки пленки. Если ее потянуть, открывался объектив, пленка транспортировала следующий кадр и можно было делать снимок. Хотя первоначально предполагалось, что такой вариант камеры был сделан специально для КГБ, позже стало ясно, что это скорее всего обман наивных западных коллекционеров.
![](https://habrastorage.org/webt/qb/sl/9g/qbsl9gwii3wocankkcnr0wlyzgq.png)
Согласно словам пользователей, качество снимков Киев-30 было не особо высокое, из-за двух основных причин. Сильно царапалась пленка. Узкая пленка была тогда в дефиците, потому часто-густо пользовались просроченной. Пленку необходимо было хорошо промывать при проявке, так как могли оставаться сильные пятна.
Киев-303 — миниатюрная 16-мм фотокамера, выпущенная в 1990 году на заводе Арсенал в Киеве (Украина), преемница популярной Киев-30 и Киев-30M.
![](https://habrastorage.org/webt/cz/zc/ur/czzcur4nwzhkbpc7ja0pqia8yjm.jpeg)
На самом деле это улучшенная версия Киев-30 с дополнительной выдержкой 1/250. Фотокамера была оснащена все тем же объективом Индустар-M c фокусным расстоянием 23 мм и светосилой f/3,5, фокусировался от 50 см до бесконечности, с остановками на 1 и 2 м.
![](https://habrastorage.org/webt/d0/tt/ll/d0ttlliaw2s_uvin6mleolv5nco.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/fx/2p/5w/fx2p5w6urrl12o845082uzu2omu.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/lc/hm/ag/lchmagqhnbzsvk3c5mi1x6iyfk0.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/aj/5d/rd/aj5drdkkofgknpcykjdi0-csuuq.jpeg)
Камеру можно было приобрести в пяти цветах: черном, зеленом, красном, белом и сером. Небольшие габариты камеры делали ее незаменимым помощником в арсенале агентов и оперативников: в закрытом состоянии — 84 х 46 х 27 мм и весом не более 178 грамм. Корпус, как и у Киев-30 являлся элементом управления. Обратная перемотка пленки (16-мм неперфорированая) была невозможна. Сменить кассету можно было в любое время, при этом засвечивалась только небольшая часть фотопленки.
![](https://habrastorage.org/webt/zr/-p/r4/zr-pr4mber8yk_hm8qmp8o663go.jpeg)
По сути Киев-303 — модификация фотоаппарата Киев-30 с измененным внешним видом и другими значениями выдержек. Новый диапазон выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250.
Фотокамера Киев-35А выпускалась на заводе Арсенал (Украина) с 1985 по 1991. Камера представляла собой копию Minox 35EL 1974 года с объективом Color-Minotar, которая успела завоевать любовь агентов слежки во времена холодной войны. Миниатюрная 35 мм фотокамера с фиксированным пятилинзовым объективом МС Корсар 2,8/35. Разрешение объектива: по центру 50лин/мм по краю 28лин/мм. Камера с автоматической экспозицией с выдержкой до 1/1000 с, кроме того, выдержку можно было установить ??вручную от 4 до 1/500 сек. Работала от батареи или набора дисковых элементов с напряжением 6 В. Передняя стенка была откидная. Как только стенка откидывалась, объектив выдвигался в рабочее положение, спусковая кнопка уже не была заблокирована, включалось питание экспонометра. Взвод затвора и перемотка пленки осуществлялись двойным переводом курка.
![](https://habrastorage.org/webt/lg/wt/th/lgwtth7d8xnrvmh5uwxlwoxaeo4.jpeg)
Киев-35А — полноформатная полуавтоматическая от диафрагмы камера с размером кадра 24х36 мм. Затвор — центральный междулинзовый с электронным управлением, взвод затвора — курковый. Фокусировка по шкале от 1 м до бесконечности.
Габариты фотоаппарата составляли 101,5 x 64 x 32,5 мм, вес — менее 200 грамм, температурный режим работы от -15 до +45 С. В закрытом состоянии могла поместиться в любой карман.
Хотя камеры Киев-35А и Minox 35EL выглядят на первый взгляд идентично, все же качество сборки Kiev 35A желает лучшего. Советский вариант «прославился» многочисленными электронными сбоями. Камеру нельзя было ронять даже на полметра. В камере использовался гальванический, стрелочный экспонометр, он был связан с электронным затвором камеры, нежнейший механизм повреждался при малейшем ударе. Без такой хрупкой «пружинки со стрелочкой» фотоаппарат уже не мог функционировать. Это слабое место попытались устранить в модели Киев-35АМ, заменив в 1991 году стрелочный экспометр на светодиодный индикатор.
Из отзывов пользователей:
Такие стационарные системы были рассчитаны на длительную съемку по времени, она могла длиться часами, и даже несколько дней. Фотокамеры были автоматические, с часовым механизмом (позднее электронным таймером), что позволяло делать один кадр в 5, 10 или 15 секунд. Камеры оснащались специальными кассетами на 100, 200 и более кадров. Такая аппаратура называлась между оперативниками «закладной», ее маскировали / закладывали в предварительно подобранные камуфляжи-прикрытия. Часто таким прикрытием служили предметы интерьера, элементы мебели: вазы, вазоны, настенные картины. Проделывались отверстия в стенах, потолке, вентиляции, конструировались пустотелые перекрытия и выступы.
![](https://habrastorage.org/webt/5d/6q/5s/5d6q5suqehojhrlmly2ogutcfag.png)
Лавр (Лавр-5, Лавр-6), Жимолость, Морозник — первые «закладные» стационарные фотоаппараты с различными объективами и насадками. Агенты КГБ, начиная с 70-х годов начали активно применять стационарные фотоаппараты Забег, они считаются самыми удачными закладными устройствами того времени.
![](https://habrastorage.org/webt/xx/gb/81/xxgb81tqrw5pagau9-zx7se6qoi.png)
Надежная, автономная, бесшумная камера — настоящая находка для служб разведки и контрразведки. Такую спецтехнику устанавливали в кабинетах, гостиничных номерах. В отелях «Россия», «Москва», «Националь» даже существовали специально оборудованные для наблюдения номера. Старым и провереным способом негласной фотосъемки была система зеркал, которые заранее устанавливались под разными углами, давая агенту еще больше возможнотей для произведения компрометирующих снимков под разными углами и с различных ракурсов.
Фотокамера Забег была разработана с автоматической выдержкой, которая контролировалась в зависимости от освещенности помещения. Работал Забег на аккумуляторах, емкость которых подбиралась в зависимости от продолжительности операции. При помощи пульта управления делались снимки, таймер задавал время начала съемки, например, через каждые 15 минут (или каждый час и тп). Правая рукоятка пульта управления задавала цикл съемки, левая — задавала чувствительность, используемая в камере фотопленки в относительных единицах: 32, 45, 140, 250 ед (ГОСТ). Эта камера использовала неперфорированную 12-мм пленку в специальных картриджах.
![](https://habrastorage.org/webt/5r/2v/cn/5r2vcnzmu-kcdijdncx6itdlxi0.png)
На практике спецслужб случались кейсы, в которых классическая формула компрометирующей операции «алкоголь + секс» просто не срабатывала, и фототехника была совсем ни при чем. Как-то наблюдаемый убедил оперативников КГБ, что компроментирующие кадры лишь разожгут их с женой интимную жизнь, добавят огонька в отношения. Объект компромата заявил, что он и его супруга являются страстными любителями порноснимков. Что ж, агенты КГБД такого финала уж точно не ожидали, как итог — иностранец вежливо отказался от какого-либо сотрудничества, еще и попросил подарить на память копии «прекрасно» сделанных фотоснимков.
Офицеры фотонаправления были коллективом интеллектуалов, кастой специалистов, особо ценимой в ПГУ. Деятельность офицера ОТ (оперативно-технического управления) за границей была во многом связана с использованием самой разнообразной фототехники, от фотокопировальных установок и фотокамер для скрытой (незаметной) съемки людей до миниатюрных агентурных фотокамер в авторучках, зажигалках и даже в губной помаде. Все эти разные фотосистемы и камеры требовали особых приемов обработки фотопленки, специальных навыков печати фотоснимков часто в большом количестве, добиваясь читаемости каждого фотоклише. И все это надо были грамотно и без ошибок выполнять сотруднику ОТ резидентуры, не забывая о других важных направлениях своей работы.
В послевоенные годы все сотрудники советской разведки должны были владеть мастерством микрофотографии: уметь изготовить микроточку, и надежно ее спрятать в обычный предмет. Экзаменом на готовность было задание обнаружить спрятанную микроточку, извлечь, проявить, высушить и прочитать.
Немного о микроточке. Микроточки или микродоты позволяли ужать большой объем информации в миниатюрный микрофильм. Технологии микроточек уменьшали изображения в сотни раз. Это была часть стандартной пленки, на которой вместе с обычными кадрами размещалось изображение, которое невозможно было узреть невооруженным глазом без специальной увеличительной аппаратуры. Такая микроточка вырезалась и наклеивалась, например, в тексте книги вместо точки (в конце предложения), ее расположение заранее оговаривалось между агентами.
Миниатюрная скрытая камера наблюдения Заход
Заход — миниатюрная скрытая камера наблюдения, изготовленная на Красногорском механическом заводе (СССР). Как небольшой оптико-механический завод он начал свою работу еще в 1929 году, здесь занимались выпуском микроскопов и оптических стекол для медицинских учреждений. Позже был учрежден специальный цех по изготовлению фотоаппаратуры и оптических систем для потребностей спецслужб. Камера Заход была выпущена в 1989 году, ее можно считать преемницей камер Ф-21 Аякс и Ф-27 Неоцит, в основном использовалась советским разведывательным агентством КГБ и находилась в производстве по крайней мере до 1992 года.
![](https://habrastorage.org/webt/rw/pq/px/rwpqpx9zznaxvj5clgdrlsbe4lw.png)
Габариты автоматизированного фотоаппарата Заход составляли 96 x 65 x 29 мм (с объективом), вес — не более 230 грамм, камера была примерно такого же размера, как и Ф-27 Неоцит. Фотоаппарат предназначался для фотографирования с дистанции от 3 до 7 метров на неперфорированную фотопленку типа ЗП-80, шириной 16 мм и толщиной 0,08 -0,1 мм. Автоматическая установка экспозиции давала возможность получать качественные негативы в самых разных условиях фотографирования.
![](https://habrastorage.org/webt/oe/ep/sn/oeepsnolmy5p-b74lwf7mhiljfm.png)
Заход был разработан специально для ведения фотонаблюдения, слежки. Его можно было незаметно спрятать в различных предметах, например, внутри сумки, в салоне автомобиля или в предмете мебели, за пуговицей пальто или приспособить на теле оперативника. По сути, для Захода применялись те же виды маскировки, что и для его предшественников — старой механической камеры Ф-21 Аякс и электронной Ф-27 Неоцит. Чтобы скрыть наиболее «бросающуюся в глаза» часть камеры — объектив, использовалась специальная насадка с раздвигающимися шторками, она установливалась на угловом кронштейне. Во время фотосъемки, нажатием большой коричневой кнопки на пульте дистанционного управления, на камере сначала открывались шторки затвора, делался снимок, и отверстие снова закрывалось. Все это происходило очень быстро «без шума и пыли», и заметить на практике этот процесс было просто невозможно.
![](https://habrastorage.org/webt/ee/qd/9z/eeqd9zw4g63ivi1s0aiy0avffys.png)
Фотокамера хранилась в футляре на молнии из кожзаменителя. Весь комплект был размещен в сером деревянном ящике размером 28 х 20 х 5,5 см. Фотокамера и ящик маркировались пятизначным номером: первые две цифры обозначали год выпуска, следующие три — порядковый номер.
![](https://habrastorage.org/webt/ra/8j/tt/ra8jttoswm0ri9j9vjrn3x4jryy.png)
В футляре кроме камеры лежали пульты дистанционного управления на батарейках, блок контроля питания, пленочные кассеты, различные жгуты, салфетка, круглая художественная кисть из волоса белки, комплект инструментов и принадлежностей, две насадки без фиксатора и одна насадка с фиксатором, два футляра для кассет.
![](https://habrastorage.org/webt/tx/gr/6c/txgr6c9uzx686ca6xc-l2umjuhq.png)
![](https://habrastorage.org/webt/ga/yt/jo/gaytjoddka6v-2k6sgi1cv-yms4.png)
![](https://habrastorage.org/webt/es/y6/vv/esy6vvwah4pjlgo4cpj312pv68a.png)
Основные части фотоаппарата Заход:
- фотокамера
- сменный объектив
- пульт выносной с дистанционным управлением
- блок контроля питания
- кнопка управления
- жгут для зарядного устройства
- серьга
- насадки
![](https://habrastorage.org/webt/ph/cu/rq/phcurql556pivwg6hxbqikblsg4.png)
Камера была оснащена двумя объективами: штатный объектив 2,8/25 мм с автоматическим управлением экспозицией TTL-экспонометром, и сменный объектив.
TTL-экспонометр (англ. Through the lens, TTL: «через объектив») — разновидность встроенного экспонометра, измеряющего яркость снимаемой сцены непосредственно через съемочный объектив фотоаппарата или кинокамеры. В советской литературе по фотографии некоторое время использовалось понятие «внутреннее светоизмерение» и соответствующая аббревиатура «ВС», например в названии фотоаппарата «Зенит-15 ВС». Однако, в дальнейшем это обозначение было вытеснено международным термином TTL.
Штатный объектив состоял из 4 компонентов, каждый из которых был закреплен в своей оправе:
- положительный мениск
- склеенный положительный мениск
- двояковогнутая линза
- двояковпуклая линза
На передней панели камеры — отверстие с резьбой M 13х0,5, использовалось для крепления объективов. Слева на боковой панели камеры — встроенный кабель длиной приблизительно в 20 см с 14-контактным сверхминиатюрным штекером для подключения к различным устройствам управления. В левой части корпуса располагался счетчик кадров.
Камера запитывалась от никель-кадмиевых аккумуляторов 3 В и 5 В, которые находились внутри обоих пультов дистанционного управления. Аккумуляторы можно было заряжать, подключив зарядный кабель к внешнему источнику питания (PSU).
![](https://habrastorage.org/webt/0_/ag/qg/0_agqgxrlmsmg-5kzp2_b63w2pc.jpeg)
Выше на изображении комплект запасных кассет. Кассета предназначалась для хранения и транспортировки фотопленки длиной 1,2 метра (не менее 30 кадров). Состояла она из трех разъемных узлов: корпуса, крышки и приемной катушки.
В комплект входили 3 кассеты, ведь процесс фотонаблюдения нельзя было прервать, а потому агентов необходимо было обеспечить достаточным запасом пленки. Одна кассета устанавливалась внутри фотокамеры, а две другие запасные хранились в деревянном ящике. Каждая такая запаска с пленкой хранилась в небольшом чехле из кожзаменителя и с легкостью помещалась в кармане оперативника.
Пульт дистанционного управления с фиксированным кабелем подключался к камере, слева на нем — переключатель режимов ВКЛ и ВЫКЛ. Большая коричневая кнопка — кнопка спуска затвора. При помощи двух переключателей справа (обе клавиши перемещались вместе) можно было выбрать между автоматической и фиксированной 1/30 сек. экспозициями.
![](https://habrastorage.org/webt/rw/xv/q7/rwxvq7tkou0pro9mylgflqywcja.png)
Кроме стандартного пульта управления был разработан еще пульт с расширенным набором функций. В нем переключатель ВКЛ/ВЫКЛ был перемещен на правую боковую панель. Крайний левый переключатель использовался для выбора режима работы фотокамеры ОДН/НПР (одиночный/непрерывный).
![](https://habrastorage.org/webt/nr/hf/2p/nrhf2p0mvgfhxpepqozpqbmw9ag.png)
Помимо большой коричневой кнопки на устройстве, затвором камеры можно было управлять при помощи дополнительной кнопки, подключив ее к 2-контактному разъему (располагался рядом с кабельным вводом).
![](https://habrastorage.org/webt/ef/1v/_8/ef1v_8itcxndpu3qkglfw2an_1y.png)
Такая кнопка управления затвора была просто незаменима, если фотокамеру нужно было замаскировать на теле агента: кабель пропускался через рукав халата оперативника и подключался к расширенному пульту дистанционного управления, который, в свою очередь, был подключен к камере. На случай поломки кабеля в комплекте поставлялся дополнительный.
Блок контроля питания предназначался для контроля напряжения питания у батарей аккумуляторов выносных пультов фотоаппаратов. Такой блок состоял из корпуса, двух пластмассовых крышек и электронного блока. Внизу — два трехштырьковых разъема для соединения с разъемами пультов через отверстия. На передней панели устройства два светодиода-индикатора под 3 В и 5 В, соответственно. Их свечение сигнализировало о том, что батареи аккумуляторов пульта работоспособны.
Удлинитель. Как и сама фотокамера, так и пульты дистанционного управления поставлялись с относительно коротким кабелем. Хотя на практике этого хватало для большинства типов маскировки, но могла иметь место ситуация, для которой провод оказался бы коротковат. Эта проблема решалась просто — удлинитель в виде кабеля 30 см с 14-контактными штекерами с двух концов.
Хранить фотоаппарат и его принадлежности необходимо было в укладочных ящиках, в сухих помещениях (желательно в шкафу или на стеллаже) вдали от отопительных батарей или окон, температура должна быть не ниже +5 °C и не выше +35 °C, влажность воздуха не превышать 80%. Транспортировать камеры в укладочных ящиках можно было при температуре от -40 °C до +50 °C. Чтобы предотвратить отпотевание камер (при переносе с разных температурных режимов) распаковку ящиков нужно было производить не ранее, чем через 12 часов.
В 1992 году в арсенале спецслужб России появилась скорее всего последняя пленочная фотокамера Заход. Для нее были разработаны камуфляжи-прикрытия «атташе-кейс», «брючный ремень», «мужская сумка» и другие. Более поздняя версия фотокамеры Заход поставлялась с одним пультом дистанционного управления, для которого требовался только один источник питания в 6 В. Такой пульт был толще и с закругленной рукояткой, в рукоятке находились круглые никель-кадмиевые аккумуляторы. В «приплюснутой» части рукоятки расположились прямоугольная пластиковая спусковая кнопка затвора и переключатель.
![](https://habrastorage.org/webt/xn/md/4s/xnmd4sbi0zolmynubgomnwjksgs.png)
Комплект фотоаппарата Заход был представлен на нескольких международных выставках в Москве и за рубежом. В 2011 году на Венском аукционе раритетной фототехники комплект Заход был продан за 7000 $. Нужно проверить закрома родины — возможно у кого-то и пылится такой недешевый раритет…
Фотокамеры Киев
Это не советская камера — это немецкая камера, сделанная в Советском Союзе.
![](https://habrastorage.org/webt/5s/ab/_z/5sab_zrk0xeqx6mmlfjlstk2ow0.jpeg)
Не только Красногорский механический завод (СССР) занимался производством фотокамер для использования спецслужбой КГБ. После Второй мировой из Германии в Киев был полностью вывезен (вместе со специалистами, запчастями и комплектующими) завод, который занимался выпуском камеры Contax. Его плацдармом стал завод Арсенал, а точнее самая старая его часть, построенная еще в 1764 году, помещение с маленькими окнами и стенами толщиной 1,3м. Тут и продолжился выпуск фотокамер. В конце 40 годов фотоаппарат обрел свое новое название «Киев» и успешно выпускался, в 1947 году свет увидели две первые модели. Хотя они и повторяли конструкцию Contax-II и Contax-III (Киев II и Киев III) продуктом плагиата не являлись, это были юридически правомочные копии Contax. Киев был продуктом высокого качества, статусная вещь, достать такую вещь можно было только с помощью высокопоставленных лиц в СССР. В 1956 году ввели синхроконтакт, серии начали получать индекс «А», появились новые модели Киев-2A и Киев-3А. В конце 50-х на заводе Арсенал ежемесячно выпускалось 3.5 тысячи фотокамер. Рассмотрим несколько моделей Киев, которые из-за миниатюрных размеров можно отнести к «шпионским» фотокамерам.
Миниатюрная 16 мм камера Kиев-30
Камера Kиев-30 представляла собой миниатюрный 16-мм фотоаппарат, была выпущена в 1974 году. Она была преемницей популярной линейки киевских камер Вега (копия миниатюрной камеры Minolta 16).
![](https://habrastorage.org/webt/zi/qv/ay/ziqvayz8ufkka2etztjiviqa_cq.jpeg)
Камера снимала на неперфорированную пленку шириной 16 мм, размер кадра составлял 17 x 13 мм. Длина пленки могла быть 45 или 65 см, от этого зависело количество кадров 17 или 25, соответственно. Пленка находилась в пластмассовой кассете. Фотокамера была оснащена объективом Индустар-M c фокусным расстоянием 23 мм и светосилой f/3,5, с 5 различными диафрагмами (3,5 — 11)- что позволяло выставить диафрагму от f3,5 до f11 со всеми промежуточными значениями — и 3 скоростями затвора. Затвор — шторный с металлическими шторками, отбивались всего 3 выдержки — 1/30, 1/60, 1/200. Диафрагма объектива двухлепестковая и формировала квадратное отверстие. Калькулятор экспозиции был представлен в виде символов погоды с ручной установкой экспозиционных параметров. Экспозиция задавалась двумя ребристыми колесиками справа на торце корпуса.
![](https://habrastorage.org/webt/ne/rz/oe/nerzoevuiwqgvtqjmxqkgdbhtqi.png)
Габариты фотокамеры составляли 84 х 46 х 27 мм (в закрытом состоянии), а весил аппарат не более 178 грамм. Прежде чем сделать снимок, камеру необходимо было разложить, как показано на рисунке снизу. При этом открывался объектив, происходила транспортировка кадра, становились доступны колесико фокусировки и кнопка спуска. По сути корпус являлся элементом управления. Счетчик кадров показывал количество отснятых кадров. Сам же процесс съемки выглядел так: взвод затвора, установка выдержки и диафрагмы, визирование и наводка на резкость, спуск затвора.
![](https://habrastorage.org/webt/xf/a6/-e/xfa6-etjm1uvwy1cujrw7jqoqu8.jpeg)
Теперь пользователь мог через небольшой рамочный видоискатель, расположенный с левой стороны, видеть объект съемки. Квадратная спусковая кнопка затвора находилась справа, ближе к переднему краю камеры. Слева от спусковой кнопки затвора — регулятор фокусировки (от 50 см и до бесконечности).
![](https://habrastorage.org/webt/ft/md/in/ftmdinbfi5gcedumltuu90afmxm.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/w_/1c/x_/w_1cx_yl3hk0-6t-uwkufrx_kxu.jpeg)
Комплект поставлялся в таком содержании:
- Фотоаппарат
- Футляр фотоаппарата
- Кассета в футляре
- Рамка для увеличителя типа «Свет»
- Диск для бачка
- Упаковочная коробка
- Руководство по эксплуатации
Благодаря небольшому размеру и малому диапазону фокусировки, камера подходила для скрытой фотосъемки. Она использовалась спецслужбами бывшего Советского Союза (СССР), такими как КГБ. Хотя маленький, удобный фотоаппарат получил всеобщее признание у любителей турпоходов. В 1987 году Киев-30 сменил Киев-30М, а в 1990 году вышла улучшенная модель Киев-303. Завод давал год гарантии на замену комплектующих и ремонт камеры, ясное дело при условии «нормальной его эксплуатации, бережного обращения и правильного хранения». Розничная цена камеры Киев-30 в 1974 году составляла 30 рублей, а Киев-30М в 1989 году стоил 15 рублей. В фильме «Приключения Электроника» герой фильма Ури делает «шпионские» фотографии Электроника и Сыроежкина как раз фотокамерой Киев-30.
![](https://habrastorage.org/webt/ln/8_/7z/ln8_7zhnkjsugrxu6ggmmt1onyg.png)
Советская 16-миллиметровая камера Киев-30 в действии: для маскировки ее вмонтировали в металлический корпус, под видом сигаретной пачки. Съемка производилась в момент, когда агент вытаскивал сигарету из пачки. Для достоверности в упаковку вставляли настоящую сигарету.
![](https://habrastorage.org/webt/ra/xe/j_/raxej_actsa5yhni5ss39mvzg_k.png)
Популярность такой шпионской камеры для КГБ была высока. Поэтому специально для коллекционеров (уже в век цифрового фото) Киев-30, Киев-303 начали производить в необычном исполнении, что прямо намекало на ее «шпионское» прошлое. Kиев-JPS — это камера Киев-30, замаскированная под обычную пачку сигарет бренда John Player Special (JPS).
![](https://habrastorage.org/webt/9o/vl/87/9ovl87pavs6jjuewkxprtrhvnnq.png)
Такая маскировка делала фотокамеру незаметной для секретной фотосъемки. Все те же габариты 102 x 55 x 28,5 мм, в корпусе из черного металла и весом около 230 гр. Один конец был изменен так, чтобы камера выглядела как сигаретная пачка, для пущей схожести три сигареты (их фильтры) немного торчат из пачки. Две такие сигареты в фиксированном положении, а третья (самая длинная) — подвижная (внутрь или наружу).
![](https://habrastorage.org/webt/kx/md/wy/kxmdwy7ygs0tumiwzxuk5i33keq.jpeg)
Сигарета связана с механизмом транспортировки пленки. Если ее потянуть, открывался объектив, пленка транспортировала следующий кадр и можно было делать снимок. Хотя первоначально предполагалось, что такой вариант камеры был сделан специально для КГБ, позже стало ясно, что это скорее всего обман наивных западных коллекционеров.
![](https://habrastorage.org/webt/qb/sl/9g/qbsl9gwii3wocankkcnr0wlyzgq.png)
Согласно словам пользователей, качество снимков Киев-30 было не особо высокое, из-за двух основных причин. Сильно царапалась пленка. Узкая пленка была тогда в дефиците, потому часто-густо пользовались просроченной. Пленку необходимо было хорошо промывать при проявке, так как могли оставаться сильные пятна.
Киев-303 — миниатюрная 16-мм фотокамера, выпущенная в 1990 году на заводе Арсенал в Киеве (Украина), преемница популярной Киев-30 и Киев-30M.
![](https://habrastorage.org/webt/cz/zc/ur/czzcur4nwzhkbpc7ja0pqia8yjm.jpeg)
На самом деле это улучшенная версия Киев-30 с дополнительной выдержкой 1/250. Фотокамера была оснащена все тем же объективом Индустар-M c фокусным расстоянием 23 мм и светосилой f/3,5, фокусировался от 50 см до бесконечности, с остановками на 1 и 2 м.
![](https://habrastorage.org/webt/d0/tt/ll/d0ttlliaw2s_uvin6mleolv5nco.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/fx/2p/5w/fx2p5w6urrl12o845082uzu2omu.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/lc/hm/ag/lchmagqhnbzsvk3c5mi1x6iyfk0.jpeg)
![](https://habrastorage.org/webt/aj/5d/rd/aj5drdkkofgknpcykjdi0-csuuq.jpeg)
Камеру можно было приобрести в пяти цветах: черном, зеленом, красном, белом и сером. Небольшие габариты камеры делали ее незаменимым помощником в арсенале агентов и оперативников: в закрытом состоянии — 84 х 46 х 27 мм и весом не более 178 грамм. Корпус, как и у Киев-30 являлся элементом управления. Обратная перемотка пленки (16-мм неперфорированая) была невозможна. Сменить кассету можно было в любое время, при этом засвечивалась только небольшая часть фотопленки.
![](https://habrastorage.org/webt/zr/-p/r4/zr-pr4mber8yk_hm8qmp8o663go.jpeg)
По сути Киев-303 — модификация фотоаппарата Киев-30 с измененным внешним видом и другими значениями выдержек. Новый диапазон выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250.
Киев-35А
Фотокамера Киев-35А выпускалась на заводе Арсенал (Украина) с 1985 по 1991. Камера представляла собой копию Minox 35EL 1974 года с объективом Color-Minotar, которая успела завоевать любовь агентов слежки во времена холодной войны. Миниатюрная 35 мм фотокамера с фиксированным пятилинзовым объективом МС Корсар 2,8/35. Разрешение объектива: по центру 50лин/мм по краю 28лин/мм. Камера с автоматической экспозицией с выдержкой до 1/1000 с, кроме того, выдержку можно было установить ??вручную от 4 до 1/500 сек. Работала от батареи или набора дисковых элементов с напряжением 6 В. Передняя стенка была откидная. Как только стенка откидывалась, объектив выдвигался в рабочее положение, спусковая кнопка уже не была заблокирована, включалось питание экспонометра. Взвод затвора и перемотка пленки осуществлялись двойным переводом курка.
![](https://habrastorage.org/webt/lg/wt/th/lgwtth7d8xnrvmh5uwxlwoxaeo4.jpeg)
Киев-35А — полноформатная полуавтоматическая от диафрагмы камера с размером кадра 24х36 мм. Затвор — центральный междулинзовый с электронным управлением, взвод затвора — курковый. Фокусировка по шкале от 1 м до бесконечности.
Габариты фотоаппарата составляли 101,5 x 64 x 32,5 мм, вес — менее 200 грамм, температурный режим работы от -15 до +45 С. В закрытом состоянии могла поместиться в любой карман.
Хотя камеры Киев-35А и Minox 35EL выглядят на первый взгляд идентично, все же качество сборки Kiev 35A желает лучшего. Советский вариант «прославился» многочисленными электронными сбоями. Камеру нельзя было ронять даже на полметра. В камере использовался гальванический, стрелочный экспонометр, он был связан с электронным затвором камеры, нежнейший механизм повреждался при малейшем ударе. Без такой хрупкой «пружинки со стрелочкой» фотоаппарат уже не мог функционировать. Это слабое место попытались устранить в модели Киев-35АМ, заменив в 1991 году стрелочный экспометр на светодиодный индикатор.
Из отзывов пользователей:
- Камера — мечта мазохиста. Назовите любую пришедшую на ум неисправность — в Киев-35 оно встречается. На моем экземпляре было: врал экспонометр, клин затвора, клин протяжки, засветка через щели, засветка через недоокрашеный корпус (!), блики в объективе, наложение кадров, несрабатывание затвора («чистый» кадр) и т.д.
- Идея (взятая c Minox 35) хороша, но исполнение никакое. Крышка засвечивала, отчасти из-за плохой подгонки, отчасти из-за того что пластик был недостаточно окрашен в массе и пропускал свет! Затвор периодически залипал, причем на слух было неотличить — все щелкало, но пол-пленки выходило неэкспонированной. Курок иногда клинило. Объектив ощутимо бликовал. Экспонометр был недоюстирован на 1.5-2 ступени. Брал камеру на заводе Арсенала в Киеве, из трех — две остальные были вообще мертворожденные. В общем потратил на нее слишком много времени и хорошей пленки… потом она разбилась, и вопрос решился сам собой.
- Снимал на цветную пленку, в том числе на ORWOCHROM. Очень хороший объектив, несмотря на странную диафрагму. Очень резкий, яркие, неискаженные, насыщенные цвета. Мне очень нравился. Единственые неприятности доставляли элементы питания — часто пропадал контакт — в фотоаппарате что-то клацало, но затвор не срабатывал.
- Резюме — кроме объектива все в нем никудышнее, хотя, при изначально удачном аппарате и аккуратном обращении, может служить отличной записной книжкой....
Специальные стационарные фотокамеры — закладные фотоаппараты
Такие стационарные системы были рассчитаны на длительную съемку по времени, она могла длиться часами, и даже несколько дней. Фотокамеры были автоматические, с часовым механизмом (позднее электронным таймером), что позволяло делать один кадр в 5, 10 или 15 секунд. Камеры оснащались специальными кассетами на 100, 200 и более кадров. Такая аппаратура называлась между оперативниками «закладной», ее маскировали / закладывали в предварительно подобранные камуфляжи-прикрытия. Часто таким прикрытием служили предметы интерьера, элементы мебели: вазы, вазоны, настенные картины. Проделывались отверстия в стенах, потолке, вентиляции, конструировались пустотелые перекрытия и выступы.
![](https://habrastorage.org/webt/5d/6q/5s/5d6q5suqehojhrlmly2ogutcfag.png)
Лавр (Лавр-5, Лавр-6), Жимолость, Морозник — первые «закладные» стационарные фотоаппараты с различными объективами и насадками. Агенты КГБ, начиная с 70-х годов начали активно применять стационарные фотоаппараты Забег, они считаются самыми удачными закладными устройствами того времени.
![](https://habrastorage.org/webt/xx/gb/81/xxgb81tqrw5pagau9-zx7se6qoi.png)
Надежная, автономная, бесшумная камера — настоящая находка для служб разведки и контрразведки. Такую спецтехнику устанавливали в кабинетах, гостиничных номерах. В отелях «Россия», «Москва», «Националь» даже существовали специально оборудованные для наблюдения номера. Старым и провереным способом негласной фотосъемки была система зеркал, которые заранее устанавливались под разными углами, давая агенту еще больше возможнотей для произведения компрометирующих снимков под разными углами и с различных ракурсов.
Оперативные мероприятия с целью дискредитировать человека и заставить его
затем действовать в интересах конкретной спецслужбы, как правило, тщательно планировались,
организовывались и проводились, как хорошо отрепетированные спектакли, где в финальной
части «герой», в отличие от театральной сцены, не выходил счастливый к зрителям «на поклоны
и цветы», а зачастую думал о том, а как теперь жить дальше?
Фотокамера Забег была разработана с автоматической выдержкой, которая контролировалась в зависимости от освещенности помещения. Работал Забег на аккумуляторах, емкость которых подбиралась в зависимости от продолжительности операции. При помощи пульта управления делались снимки, таймер задавал время начала съемки, например, через каждые 15 минут (или каждый час и тп). Правая рукоятка пульта управления задавала цикл съемки, левая — задавала чувствительность, используемая в камере фотопленки в относительных единицах: 32, 45, 140, 250 ед (ГОСТ). Эта камера использовала неперфорированную 12-мм пленку в специальных картриджах.
![](https://habrastorage.org/webt/5r/2v/cn/5r2vcnzmu-kcdijdncx6itdlxi0.png)
На практике спецслужб случались кейсы, в которых классическая формула компрометирующей операции «алкоголь + секс» просто не срабатывала, и фототехника была совсем ни при чем. Как-то наблюдаемый убедил оперативников КГБ, что компроментирующие кадры лишь разожгут их с женой интимную жизнь, добавят огонька в отношения. Объект компромата заявил, что он и его супруга являются страстными любителями порноснимков. Что ж, агенты КГБД такого финала уж точно не ожидали, как итог — иностранец вежливо отказался от какого-либо сотрудничества, еще и попросил подарить на память копии «прекрасно» сделанных фотоснимков.
saag
У меня эта самая «Киев-30» где то до сих пор валаяется — в детстве отец подарил, там у кассет была неприятная особенность — при протяжке царапалась пленка. И да, до «Киев-30» была камера «Киев-Вега».
DikSoft
Киев-Вега с цельнометаллическим корпусом до сих пор живой. Да, он явно выпускался до Киев-30.
Alex023
"Штатный объектив состоял из 4 компонентов, каждый из которых был закреплен в своей оправе:
положительный мениск
склеенный положительный мениск
двояковогнутая линза
двояковпуклая линза"
Последние 2 линзы это не одно и тоже? :) Я уж не буду умничать про то, что слова "впуклая" не существует ;)
serY0gin
«двояковыпуклая» конечно же.
tolkach88
А по каким критериям КГБ эффективнее остальных спецслужб? А то какое-то голословное утверждение)