Как и зачем становятся преподавателями в IT, какие спикерам курсов нужны компетенции, как совмещать преподавание и работу, должен ли преподаватель быть шоуменом, — обо всём этом рассказывает в интервью Ольга Скобина, методист «Слёрма».
Спикеры наших курсов тоже поделились своими мыслями о пути к преподаванию и мотивации.
Что нужно, чтобы преподавать в IT? Какие понадобятся компетенции?
Насколько я понимаю, сейчас в России высшее образование не даёт представления о том, что в IT-сфере нужно будет делать на работе. Получается, многие айтишники отучатся, потом устраиваются на работу и там учатся заново, узнают о новых технологиях и решениях. Вот поэтому, мне кажется, сейчас есть большой спрос на опытных IT-спецов, у которых есть, чем делиться. В качестве преподавателей востребованы специалисты с хорошим запасом собственных кейсов и интересных практик.
Есть документация, доступная всем, а есть жизнь. Документация — это как карта, а жизнь — это как пойти в путешествие по этой карте. Задача преподавателя — быть своего рода гидом в таком путешествии. Сказать студентам, где нужно сделать привал, где будет тяжело, если положить в рюкзак слишком много вещей и т. д. То есть главное — делиться своим практическим опытом.
И второй момент, хотя он достаточно спорный: нужно любить преподавать, любить людей и вообще хотеть делиться знаниями.
Если вы часто отвечаете на вопросы коллег, и они продолжают ходить к вам с вопросами, задумайтесь — может быть, в вас спит отличный преподаватель. Ну если, конечно, у коллег есть альтернатива у кого бы ещё спросить :)
Виктор Попов, спикер интенсива по Docker
Получается, преподаватель обязательно должен любить общаться и взаимодействовать с людьми?
Конечно, это классно, когда спикер любит общаться с людьми и с интересом к ним относится. Потому что если ты к ним относишься с интересом, то и они к тебе — с интересом. Так и учиться проще.
В целом в IT способность учить других людей — это очень востребованный скилл. Даже если сейчас вы не задумываетесь о преподавании, может возникнуть ситуация, когда коллегам понадобится ментор, стажёрам — наставник, нужно кого-то обучить внутри компании. И тогда навыки коммуникации и преподавания — очевидный плюс.
Но, с другой стороны, в современном мире, мне кажется, успешны те люди, которые могут научиться в любой ситуации. То есть если студент осознанный, если он понимает, зачем он идёт на мероприятие, то он почерпнёт знания, даже если преподаватель не очень интересно рассказывает. У таких студентов преимущество, они быстрее развиваются, быстрее учатся и растут профессионально.
Поэтому, конечно, можно говорить, что препод должен любить студентов, разные методы применять, развлекать. Но я, если честно, считаю что ключевое — это контент, а всё остальное — приятности.
Почему опытные специалисты хотят преподавать? Откуда берётся мотивация?
Во-первых, это момент самореализации. У меня такое ощущение, что однажды любой профессионал приходит к чему-то более масштабному. У него появляется потребность в миссии. Преподавание — это крутая миссия. Ты можешь способствовать профессиональному росту многих людей, тем самым повышать качество IT-индустрии в целом.
Мне нравится видеть результат моего преподавания. Я получаю кайф, когда люди понимают то, что я объясняю, задают классные вопросы, могут применять то, про что я рассказывал. Это позволяет понять, что я делаю полезные вещи. Что люди после моего курса повысили свой профессионализм, что они смогут решать более сложные задачи, что в итоге их жизнь может измениться к лучшему.
Марсель Ибраев, спикер курсов по k8s
Во-вторых, это возможность получить новый опыт, развить новые скиллы. Бывает так, что на работе засиделся в своей должности, хочется попробовать что-то новенькое.
Когда мы учим других, мы делимся и получаем много энергии.
Ещё одна причина — возможность учиться самому, систематизировать знания. Когда готовишься, начинаешь выстраивать свой опыт, что-то дополнительное читать, что-то исследовать, углубляться. Вообще, когда есть задача кому-то что-то объяснить, то лучше сам свой опыт осознаёшь.
Это позволяет лучше разобраться в каких-то вещах, структурировать знания. Когда изучаешь для себя, часто удовлетворяешься тем, что нужно для задачи. А тут думаешь: «А если студент спросит, почему ХХХ?» — что я ему отвечу? И копаешь дальше.
Виктор Попов, спикер интенсива по Docker
У нас в «Слёрме» практически все курсы делаются командой спикеров. Так появляется возможность самому узнать что-то новое от коллег из других компаний.
Какой опыт должен быть за спиной, чтобы можно было учить других? Сколько лет? Проектов?
Здесь я не буду называть какие-то конкретные цифры, не буду говорить, сколько лет или проектов нужно. В целом можно на какое-то внутреннее ощущение ориентироваться, когда человек чувствует, что ему есть, чем поделиться, что он уже накопил опыт и готов передать его другим.
У нас есть базовый курсы и продвинутые, для опытных специалистов. От сложности курса и от аудитории тоже зависит, какой опыт должен быть у преподавателя. Очень опытные преподаватели-гуру могут провести любой курс, но темы для новичков им будет скучно объяснять. К тому же их навыки уже настолько автоматизировались, что это даже иногда мешает донести простые вещи студентам.
Для базовых курсов отличный вариант, когда преподаватель имеет уже свой опыт в несколько проектов, но ещё помнит, как быть новичком. С одной стороны, он уже говорит, опираясь на свою практику, а с другой стороны, понятно раскладывает для начинающих.
Про хард скиллс вроде всё понятно. А какие софт скиллы точно понадобятся, чтобы начать преподавать?
На мой взгляд, самое важное — это проектировочные скиллы. Когда проектируешь образовательное мероприятие, важно подумать про учебный результат. С чем наши студенты выйдут с курса, чему они научатся.
Тогда проще понять, какой контент и какая практика нужны. Важно же не весь свой опыт вылить на головы людей и все свои знания, а действительно чётко понять, что дать, чего не давать, где будет уже перебор. Уметь построить логику курса и ввести по этой логике.
Вот как раз наша работа с преподавателями, методическая работа, помогает спроектировать курс. Мы делаем прогоны уроков или пересматриваем видеозаписи и задаём спикеру этот вопрос: вот вы сейчас это рассказываете, а давайте вспомним, зачем это мы.
Для того чтобы проводить качественное обучение, мало быть экспертом в своей области. Нужно научиться доходчиво объяснять сложные вещи простыми словами. Нужно понимать, как строить программу обучения, в какой момент и про что рассказать. Для меня всё это в своё время было открытием и целой новой наукой.
Марсель Ибраев, спикер курсов по k8s
Ещё часто говорят про ораторское искусство, но я не считаю, что это очень важно. Нужно просто уметь объяснить простым человеческим языком, потому что многие уходят в такой профессионализм… Может быть, из-за того, что чувствуют себя неуверенно. Начинают очень много терминов использовать, так студенты могут вообще ничего не понять, если ещё не в теме. Там, где можно не усложнять, лучше не усложнять — человеку и так тяжело учиться.
Один из важных аспектов преподавания для меня — это развитие софт скиллс. Так или иначе, тебе приходится уделять внимание тому, как ты говоришь, как ты формулируешь. Приходится и фантазию развивать, и говорить просто о сложном, и много раз повторять одно и то же. И, хочешь или не хочешь, приходится взаимодействовать с теми, кто пришёл учиться. А эти умения сейчас становятся не менее важными, чем технические знания и умения. Сейчас важна командная работа, а если ты не умеешь объяснять, не умеешь формулировать свои мысли, то ты плохой командный игрок. И, по моим наблюдениям, всё чаще компании делают выбор в пользу кандидатов с сильными софт скиллами.
Владимир Гурьянов, спикер видеокурса по мониторингу и логированию в k8s
Вот ты говоришь — красноречие не так важно. А как тогда удерживать внимание, как зацепить студентов?
Все спикеры разные. Кто-то шутит классно, кто-то, наоборот, серьёзный — и это хорошо. Я всегда учу чувствовать себя, чувствовать свою сильную сторону, свою уникальность и на ней уже строить выступления. Не надо пытаться играть какую-то роль, всё равно не получится это делать долго.
Удерживать внимание помогает не только яркая речь. Есть много приёмов. Можно в презентацию картинки прикольные вставлять, можно формулировать классные вопросы для аудитории и вести диалог. Можно истории из жизни рассказывать или интересные метафоры подбирать.
Это такое искусство — найти приёмы, которые легко тебе использовать. Не нужно заниматься насилием над собой и перестраиваться в кого-то непонятного. Гораздо проще и приятнее понять, что получается использовать, и на этом строить манеру преподавания.
Для преподавателя так важна практика, но как совместить преподавание и основную работу?
Это, наверное, самый сложный и тяжёлый вопрос. Преподавание — своего рода инвестиции. Когда человек четко понимает, зачем он идет преподавать, он находит время. И мне кажется, здесь важно найти какой-то свой определённый драйв.
Вообще, нужно чётко себе отдавать отчёт, что это дополнительная нагрузка. Но она приносит всё то, что мы выше перечисляли. Очень многое построено на самоорганизации. Так что преподавание — это про осознанный выбор. Если человек думал, что сможет все совмещать легко и непринужденно, может, конечно, внутри возникнуть диссонанс. Здесь, оказывается, работать надо.
Получается, что кто-то на выходных работает, кто-то — в нерабочее время. Нужно для себя спланировать изначально, что энное количество часов будет уходить на преподавание.
Я из тех, кто считает, что у (очень) хороших инженеров есть активность на Гитхабе, статьи на Медиуме или Хабре, выступления на митапах и конференциях и прочее. Поэтому, если есть время и возможность, я стараюсь заниматься факультативными активностями. Это и продвижение личного бренда, и способ получить опыт совершенно иного толка, чем на основной работе. Конкретно преподавание — ещё и способ самому более глубоко изучить тему.
Тимофей Ларкин, спикер видеокурса по CI/CD
Это можно сравнить с собственным обучением, когда мы, например, на какой-нибудь дополнительный курс записываемся, мы же понимаем, что он стоит дополнительного времени. И когда кто-то покупает курс, но это дополнительное время не закладывает, он просто перестаёт ходить, бросает, потому что другие дела отвлекали. А если человек спланировал и понял, что для него это важно, он выделит дополнительные три часа в неделю и пройдёт курс до конца.
Ещё хорошо помогает распределить время работа в команде с методистом, продактом курса и другими спикерами. У нас есть еженедельные синки, прогоны, репетиции. Всё это помогает понять, что ты не один где-то в вакууме создаёшь абстрактный курс, понять, какая цель, какой сейчас прогресс. Это такой поддерживающим механизм.
Сейчас есть много новых образовательных методик, например, эдьютеймент — обучение как развлечение. Пробуете ли вы в «Слёрме» новые подходы?
По-моему, сейчас некоторые айтишники немного уходят в шоументсво. Это и необычные костюмы, и яркие розовые сайты... Я не против такого контента. Но мы не идём в эдьютеймент, мы хардовые.
Всегда надо сначала понять, какая у нас цель, а потом понять, какая под эту цель нужна форма. Если к нам приходят серьёзные спецы учиться, их развлекательный компонент будет скорее раздражать. А для начинающих это круто. Важно не идти за трендами, а понимать, что нужно для конкретного мероприятия и аудитории.
Мы создаем определённую приятную атмосферу, где безопасно учиться. Для нас это главное в современном образовании. А ещё нам нравится строить обучение на осмыслении полученного опыта.
На обучении через осмысление опыта построены и наши интенсивы по SRE и service mesh, там максимум кейсов и практики, через которые студенты проходят. Так проще актуализировать знания и получить новые.
furtaev
А как клиенту с первого взгляда понять, где эдьютеймент и DickBrainZ, а где Слёрм и хардкор?
beskov
По статистике результатов выпускников