Docker, Kubernetes, GitLab CI, «работа в классной команде», «интересные задачи», «курсы, тренинги, митапы и конференции» — эти и многие другие заманчивые слова можно встретить в вакансиях инженеров. Мы, Southbridge, занимаемся поддержкой нагруженных серверов. У нас есть несколько инженерных команд. Как и в любой компании, иногда наши коллеги увольняются. Мы решили спросить у тех, кто работал с нами раньше, как на самом деле им работалось в Southbridge.
Разбираемся, соответствовала ли реальность ожиданиям, какие плюсы и минусы на самом деле есть в компании и почему от нас уходят. Статья поможет познакомиться с компанией поближе.
Чтобы собрать материал для поста, мы поговорили с несколькими инженерами, которые уволились из Southbridge(SB) за последние три года. Все отзывы и мнения оставляем анонимными.
Откуда пришли инженеры
Сначала мы спросили, как наши бывшие коллеги узнали о компании. Тут неожиданностей не было: три человека пришло через hh, двое — через девопс‑стажировку, которую мы проводили в 2021 году, одного инженера позвал коллега, который тоже у нас работал, ещё один был знаком с компанией по прошлому месту работы.
Инженеры проходили тестовые вопросы, делали тестовое задание по настройке веб‑сервера, кто‑то ходил на техническое интервью. Среди тех, кто работал с нами долго, были инженеры, которые устроились в компанию только по переписке в почте:
«Я не помню уже, пообщались мы с техдиром или нет. По‑моему, даже не пообщались, только в почте. Первое, что удивило: можно удаленно работать и вообще не разговаривать ни с кем — ни видео, ни телефон».
«Было три этапа отбора. Сначала что‑то вроде блиц‑опроса по Linux, потом свободное сочинение о том, какой опыт у меня есть, что я умею. А потом последний этап — практика по Linux‑администрированию, что‑то на сервере нужно было настроить. Ну и всё. До принятия на работу никаких очных интервью не было».
Вот что думают коллеги об этапах отбора:
«Несколько этапов отбора — это нормальная ситуация, когда нужно понять, что умеет кандидат. И, соответственно, кандидату понять, что от него в принципе хотят, какой уровень от него ожидают. По вопросам можно увидеть, насколько тебе компания подходит или не подходит, какие там задачи есть».
«Помню, все этапы отбора проходили через почту. Тогда весь процесс занял две‑три недели. В переписке участвовали несколько сотрудников, среди них были техдир и генеральный директор. Когда всё общение проходит через почту, можно сесть, спокойно поискать информацию, ответить обстоятельно, развёрнуто. Вопросы были грамотные и интересные, при этом не усложнённые.
Понравилось, что есть практика. Тебе дают виртуальную машину, надо её привести к какому‑то целевому виду, потом результат за тобой проверяют потенциальные коллеги».
Сейчас, в 2023, мы сохранили три этапа отбора. Это короткие вводные вопросы, на которые надо ответить в переписке с HR-специалистом, тестовые вопросы и третий этап — здесь мы предлагаем на выбор: техническое задание или интервью.
С какими задачами работали
К нам на поддержку приходят разные проекты: это могут быть как проекты, построенные с помощью девопс‑инструментов, так и проекты, где требуется только классическое администрирование Linux‑серверов. Вот какими впечатлениями о задачах по поддержке поделились бывшие коллеги:
«Задачи на самом деле были простые. Мне показалось, что работать в такой команде поддержки — это хороший джамп‑старт для начинающего Linux‑администратора и девопса, потому что уровень вхождения невысокий. Сложность именно в оказании поддержки, но она тоже не запредельная.
Грубо говоря, если не нарушать основные правила администратора (работает — не трогай, не знаешь как настроено — не ломай и т. д.), задачи позволяют набить руку, понять, как работает Linux, как работают компании с Linux».
«В Southbridge всё администрируется с помощью Ansible, с самого начала мои задачи по изменениям для клиентов были связаны с ним. Это действительно помогает изучить современный распространённый инструмент, который часто используется в девопс‑практиках. Также в компании используется Git, достаточно быстро можно пощупать Kubernetes».
«Мне нравилось работать с крупными подрядчиками, проводить аудит, решать сложные задачи. Это была такая отдушина, потому что сложных заданий мне действительно не хватало, а я как раз привык больше к ним, но в новом стеке нужно было начинать обучаться с самого начала. Когда проводили аудит, я смог улучшить знания по некоторым технологиям и подключить бэкграунд, который у меня был до этого».
У нас инженеры напрямую общаются с клиентами, при этом не всегда получается сразу договориться. Об этом коллеги тоже упоминали:
«Не доставляет удовольствия спорить с заказчиком, который хочет что‑то сделать, но этим самым, грубо говоря, пилит под собой сук. Тебе нужно его успокоить, объяснить, как будет лучше, договориться. Тем не менее это необходимая часть работы как системного администратора, как девопс‑инженера. Общение — это важно».
Поддержка проектов, конечно, 24/7, поэтому организовано дежурство, есть команда ночных дежурных и дневное дежурство с 10:00 до 22:00, в том числе в выходные и праздники. Вот пара мнений об этом:
«Какие задачи мне не нравились? Понятное дело, дежурство».
«Когда я стал работать в Southbridge, меня очень удивили дежурства. Это очень круто сделано. Дежурства — это, можно сказать, отдельный вид искусства: настолько все чётко организовано, чётко прописаны ответственности, инструкции, есть ночные дежурные.
Думаю, когда приходит большая ответственность, значит — ты растёшь, чтобы ответственности соответствовать. Дежурство включает общение с клиентами по телефону, они могут позвонить, какой‑то вопрос задать. Когда все команды уже закончили работу, а ты должен три часа додежуривать, ты «берёшь все проекты на себя» — это такой момент роста. Если какие‑то аварии случаются в это время, ты быстро становишься опытнее».
Как взаимодействовали в командах
Инженеры у нас ведут проекты в командах по три‑четыре человека. У каждой команды свои клиенты, от их количества и сложности задач напрямую зависит зарплата. Некоторые процессы в разных командах отличаются. Ниже мнения про работу в командах.
«Плюсы команды — это то, что мы работаем ради общего блага, это пул проектов, которые мы обслуживаем. Мы в команде друг к другу притираемся и всё равно начинаем работать примерно одинаково, мыслить похожим образом, — это, в целом, большой плюс. Если я какие‑то вещи внедряю, то меня могут поддержать, могут скорректировать. Это важно».
«Можно поработать и пообщаться с ребятами из разных городов, из разных точек России — это очень интересно».
«Плюс команды — мы можем друг на друга положиться, можем посоветоваться, можем проконсультироваться. Задачи не будут темным лесом, потому что мы растем все вместе. Если нужно будет сделать что‑то новое для меня, я уверен, что справлюсь, потому что меня поддержат».
«Мне нравилось работать и общаться с коллегами. Такая теплая, ламповая обстановка была».
Что в компании не нравилось
Конечно, наши коллеги видели минусы во время работы в компании. Этим тоже поделились:
«Минус работы в команде был такой: мы все немного тянули одеяло на себя. У каждого внутри команды были свои проекты, которые он ведёт, были определённые задачи».
«Я работал над своими проектами фактически один в нашей команде из трёх человек. Потому что ребятам на тот момент не были интересны проекты с Kubernetes».
«Из минусов могу назвать зарплату. Знаю, что сейчас с этим лучше. Но в 2020 было время, что около полугода не было новых и интересных проектов, это повлияло на уровень зп».
«Минус тесного коллектива я вижу в том, что если кто‑то не работает, то кто‑то другой работает больше. С одной стороны, это стимулирует работать, чтобы не перекладывать задачи на коллег. С другой стороны, бывали ситуации, когда мне надо куда‑то отъехать, а другие ребята должны в это время сделать за меня работу. Тут из плюса вытекает минус: работа других зависит от тебя тоже. Плотный график, клиент ждёт ответ в определённое время, это по договору прописано».
«Southbridge — это аутсорсинг, который ориентируется на длительные отношения с клиентом, старается не терять клиентов. Из‑за этого может стать скучновато. Когда ты в какой‑то устоявшийся режим вошёл, когда у тебя нет этого стресса, ада, где всё горит, пожар — можешь заскучать».
А что было хорошего
От минусов переходим к плюсам. Вот какие положительные моменты назвали инженеры:
«На тот момент, когда я пришёл в SB, для меня удалённая работа была чем‑то новым. Понравилось, как организован процесс, как формируются команды. Очень понравилась свобода действий, когда тебе скидывают ТЗ и ты делаешь. Свобода выбора, свобода общения с клиентом».
«Могут отметить очень крутой менеджмент в лице Сергея Фомина, СТО. Поддержка и моральная, и психологическая, и техническая, — любая. В техническом плане тоже не было проблем никаких. Наши «старшие братья„, коллеги из команды архитекторов, всё классно делали в плане собственной инфраструктуры Southbridge. Такая работа остаётся за кадром, но тем, кто с этой инфрой работает, понятно, что за ней стоят люди, которые обеспечивают отказоустойчивость по высоким стандартам компании».
«Плюс вижу в том, что руководство не дистанцируется от сотрудников. Например, если кто‑то пришел с запросом, его услышат и помогут. Один раз мой запрос был в том, что я хочу чего‑то нового, тогда нам в команду дали проекты с Kubernetes».
«Положительный момент — история с выбором клиентов. Команды могут выбирать клиентов. От некоторых проектов можно было отказаться, передать в другую команду, например.
А ещё — широкий выбор всяких инструментов, технологий, специфик. Мне удалось поработать в нескольких командах, и там были совершенно разные проекты. В общем, возможность потрогать, пощупать, поизучать — она была постоянно, и это большой плюс».
Какой опыт удалось получить
Кто‑то проработал у нас несколько лет, кто‑то — всего лишь несколько месяцев, но все говорят, что ушли с каким‑то полезным опытом. Посмотрим, как бывшие коллеги описывают полученный опыт:
«Конечно, после SB у меня огромный кругозор, потому что стек разный у всех клиентов. Теперь у меня есть компетенции в разных инструментах. При такой работе со временем становится многое просто и понятно. Например, как лучше эксплуатировать разные языки программирования».
«SB заставляет учиться проектировать надежные сервисы, использовать правильные подходы, я сейчас на новой работе коллег этому учу. Если ты проектируешь сервис, какую‑то архитектуру, то сразу закладывай, отрабатывай все сбои, сразу же отрабатывай алертинг, сразу же рассматривай все аварийные ситуации. А что, если упал ЦОД? А что, если что‑то другое? А что, если нужно что‑то поменять? Во всех ситуациях сервис должен работать. Не просто „задеплоили — оно работает, а упадёт, да и фиг с ним“. Все случаи должны быть отработаны. Если сразу проектировать нормально — всё будет хорошо».
«Для меня это был огромный опыт. Потому что задачи разные, клиенты разные, много разных технологий, разного стека, начиная чуть ли не от закрытых контуров и IP‑телефонии, заканчивая простыми сайтами».
«Я начинал с позиции младшего системного администратора и до этого Nginx видел всего пару раз. За время работы удалось разобраться с большим количеством технологий, подходов и инструментов. Часто бывает, что ты что‑то изучаешь, а тебе негде это попробовать, только на зайцах. В SB такой проблемы не было, это специфика аутсорсинговой компании».
«Мой самый ценный опыт из Southbridge — умение общаться с клиентами. Это крутой опыт взаимодействия: ты должен точно определить проблему, обозначить сроки решения. Важно умение держать связь с клиентом, чтобы он был доволен. Навыки общения, умение донести свою мысль — все это почти так же ценно, как и технические навыки».
Почему ушли из компании
Причины ухода из компании у каждого оказались свои, двух одинаковых не нашлось. Кто‑то устал от аутсорсинга, кто‑то понял, что не хочет заниматься поддержкой, кому‑то стало скучно, кто‑то нашёл зарплату повыше. Ниже немного подробностей.
«Я просто думал, что надо как‑то расти. Если ты четыре‑пять лет работаешь и тебе стало скучновато, наверное, стоит подумать о чем‑то более интересном. Мне тогда интересным показалось предложение, которое получил».
«Хотелось поработать в продуктовой компании, а не в аутсорсинге».
«Во‑первых, понял, что поддержка — это не моё. Пребывание в постоянном стрессе, что тебе может что‑то свалиться — это некомфортно. Я перешёл на работу, где есть проект, ты его закрыл и забыл про него — всё. Он сдан, забыт и закрыт. Каким бы он проблемным ни был, он рано или поздно закончится. В Southbridge, понятное дело, не так, потому что, пока есть клиент, у него будут какие‑то задачи, они будут на тебя валиться. Кроме того, предложили более высокую зарплату».
«Меркантильно, но деньги».
«Конечно же, основная причина — финансовая. Во‑вторых, на новом месте меньше задач, но больше свободы действий».
Про обучение в Слёрме
В Southbridge в 2018 появился учебный центр Слёрм. Теперь это отдельная компания. Все сотрудники SB могут бесплатно проходить любые курсы Слёрма, а ещё можно попробовать себя в качестве спикера. Вот что говорят про обучение:
«Одно дело, когда тебе покупают курсы сторонней компании, а тут ты — внутри компании. Можешь пообщаться со спикерами, всё расспросить. Очень‑очень сильные, конечно, инженеры ведут курсы. Хороший уровень ребят, с кем приходилось работать. Если бы не они — не было бы у меня того профессионального уровня, который есть сейчас.
Хорошо, что после обучения по K8s получилось знания применять на практике. Обучение — оно, конечно, прекрасно, но если ты в ближайшие три месяца‑полгода‑год это не применишь, то всё забывается, как у рыбки».
«Меня интересовали технологии, была жажда знаний. Жажду знаний утолил с помощью курсов Слёрма прямо в полной мере».
«У меня был очень интересный опыт в качестве спикера. У Southbridge в то время как раз начался проект Слёрм, и мне посчастливилось попробовать себя в роли спикера на двух‑трёх мероприятиях в разных городах. Это очень развивает. Хотя и стрессово, но запоминается. Интересный, полезный опыт. Мне кажется, многим инженерам стоит себя попробовать в этой роли».
Вот такие мысли про компанию у коллег, которые работали с нами раньше. Мы не подводим здесь итогов и не делаем выводов — вы сможете сделать это сами. Если после прочтения статьи вам захотелось узнать больше о работе в компании, переходите на наш сайт.