Команда ученых и инженеров из Defense Advanced Research Institute (DARPA) представила решение, которое позволит вертолетам осуществлять посадку в местности с самым сложным рельефом. Это решение представляет собой роботизированное шасси с «лапами», которые могут изгибаться, изменяя положение вертолета относительно земли. Пока что DARPA не испытывала шасси на обычном вертолете, избрав в качестве тестового варианта модель, уменьшенную копию.
И шасси уже показало отличные результаты. Специалисты оснастили модель вертолета несколькими сенсорами, которые сканируют место посадки, и дают информации компьютерной системе управления. В свою очередь, компьютер анализирует все данные, и управляет при посадки шасси соответствующим образом. В продолжении — несколько анимированных изображений с демонстрацией возможностей этого вертолета.
В частности, он смог совершить посадку частично на деревянную платформу, частично на грунт.
При разработке проекта робототехники использовали в качестве примера насекомых. Ранее в DARPA уже создали роботизированного таракана, способного проникать в малейшие щели. Показывали в DARPA и робота-водомерку, скользящего по поверхности воды, как живой прототип. Конечно, использовались и природные объекты для создания многих других систем.
Возможности насекомых при посадке можно назвать великолепными. Они могут садиться практически в любом месте в любое время. Если наработки DARPA будут использованы при создании вертолета нормальных размеров, такой аппарат сможет садиться практически в любом месте, за исключением, вероятно, водной поверхности. Такой вертолет сможет сесть на палубу вертолетоносца даже при очень сильной качке.
Комментарии (24)
Deaddy
15.09.2015 14:10Ох не скоро эта штука до авиации доберется…
Навскидку вопросы:
— вес
— надежность механизации
— надежность ПО
И вытекающий из последних двух — как он сядет при отказе?
Как концепт — очень интересно.extempl
15.09.2015 16:02+2При отказе достаточно сделать механическую разблокировку в положение «развёрнуто на максимум».
Sketch_Turner
15.09.2015 16:17+1Да что же вы сразу про отказы и прочие прелести. В соседней ветке про гугломобил тоже куча скептиков.
Отказать может что угодно. Это не повод не делать.
Я напомню, что существующая альтернатива это не сесть вообще никак и разбиться. Если подобный вертолет улучшит шансы с 1% до 99%, то это охренеть какой результат.
vasimv
15.09.2015 16:26-2До большой авиации оно вообще никогда не доберется, банально потому что там колеса нужны (помню, в аэропорту Дохи сидели в автобусе, ждали когда вертолет куда-то по своим делам проедет). А если колеса приделать к этим лапам, то получится «коза на льду».
Marsikus
15.09.2015 16:35+1Колёса тоже можно блокировать. Но дело скорее не в этом — большая авиация и так неплохо себя чувствует на аэродромах, там и катается на колесном шасси.
Наиболее вероятно применение таких хитрых шасси на спасательные, пожарные и некоторые лёгкие виды военных вертолётов.
Borz
15.09.2015 16:36колёса могут быть в основании «ног» с блокиратором прокрутки
vasimv
15.09.2015 16:38Ну да, давайте еще тормоза для колес навешаем, помимо мощных сервоприводов и их питания… Лебедку еще на тот случай, если сели в грязь… А потом попробуем взлететь…
Borz
15.09.2015 16:42разве сейчас вертолёты не оборудованы тормозами у колёс для тех же целей?
vasimv
15.09.2015 16:46Там еще придется колеса убирать куда-то, так как площадь соприкосновения с поверхностью у них маленькая (а у лапы — она должна быть большая, чтобы не проваливалось). В общем, очень навороченная и тяжелая система получается.
Alexsmt
16.09.2015 17:20Можно колеса не убирать — колеса провалятся, обопрется на широкую опору как тут:
Darth_Biomech
15.09.2015 14:27В научно-фантастических дизайнах лапки в качестве шасси обосновались уже давно и прочно… Странно что DARPA только сейчас в голову идея пришла.
Shirixae
15.09.2015 15:57Не ясно, зачем нужна такая конструкция. Есть же готовые примеры гиростабилизированных платформ, те же подвесы для камер. То есть технология отточена и уже применяется, вопрос только в изменении формы. В меру расслабить «лапы» до полного контакта 3 или 4 «конечностей» с поверхностью, держа корпус вертолёта неподвижно, далее — зафиксировать результат. В случае с вертолётоносцем и штормом / качкой — выравнять длину лап, чтобы «дно» вертолёта стало парралельно взлётной палубе. А в DARPA сделали какой-то переусложнённый вариант.
Borz
15.09.2015 16:37Не ясно, зачем нужна такая конструкция
беспилотный вертолёт?Shirixae
15.09.2015 16:43Мой вариант описания механизма подойдёт и ему.
Borz
15.09.2015 16:51разве гиростабилизированные платформы умеют «опираться» на поверхность с перепадами высоты? я думал, что они только позволяют выровнять своё «тело»
Shirixae
15.09.2015 17:16Дык выравниваем тело относительно «земли», парралельно плавно опускаемся и «вжимаем» пневмоподвеску лап. Как только все 4 лапы получили одинаковый вес, давящий сверху (то есть контакт на всех лапах с поверхностью есть и вес распределён) — блокируем «подвеску» и выключаем стабилизацию, бот / вертолёт сел.
Пусть своим весом прожимает и позиционирует «лапы» как надо, стабилизировать над только вертушку в момент посадки, что уже давно умеют делать.Borz
15.09.2015 17:26насколько я понял из видео, нечто подобное они и сделали — посмотрите когда он садится на край площадки (посадка на 0:49)
Ну и добавили возможность «убирать» шасси и управлять каждой «ногой» отдельно — а вот тут уже избыточное усложнение конструкцииShirixae
15.09.2015 17:28+1И шасси уже показало отличные результаты. Специалисты оснастили модель вертолета несколькими сенсорами, которые сканируют место посадки, и дают информации компьютерной системе управления. В свою очередь, компьютер анализирует все данные, и управляет при посадки шасси соответствующим образом.
Написано, что он «сканирует» землю и выставляет высоту лап уже в соответствии с датчиками. По поводу избыточного усложнения согласен, сгодилась бы обычная пневматика, а они дорогих моторов напихали.
Shirixae
15.09.2015 17:26Есть целый класс «подвесок» на строительной технике, которой не требуется высокоскоростное перемещение по сложной поверхности, там вообще обходятся без упругих элементов. Вот здесь подробно рассмотрены различные варианты, долго-долго скроллить вниз до раздела Suspension. Те же принципы сгодятся и здесь. Цель: обеспечить контакт в N точках с поверхностью, корпус должен быть перпендикулярен вектору силы тяжести в момент закрепления. Тягу и выравнивание корпуса обеспечивает основной двигатель, вертолёт же и так умеет «висеть» параллельно земле (и перпендикулярно вектору силы тяжести), осталось медленно спуститься, прожать подвеску до состояния «есть контакт на всех точках опоры», зафиксировать её в таком виде (закрыть пневмо- или гидроклапаны). В случае падения с небольшой высоты пневматика ещё и сдемпфировать часть удара сможет.
Halt
Черт с ними с лапами, я хочу такой вертолет!
Ну а по сути, интересно конечно, только уж больно медленные лапы получаются.
BubaVV
Скоро будет брат БигДога БигКарлсон