4 сентября 1998 года Сергей Брин и Ларри Пейдж основали компанию Google. На заре своего существования Google представляла собой «фирму одного продукта», притом продукт получился настолько крутым и классным, что быстро пошатнул рыночные позиции конкурентов. Однако перенесемся на 23 года вперед. Современный Google — это уже давно не поисковая система. Вернее, не только поисковая система. Это огромная транснациональная и очень эффективная рекламная платформа, целый завод по производству денег, использующий в качестве сырья пользовательские данные. Но стоит ли делиться с этой платформой теми самыми данными? На этот счет есть разные мнения.

В качестве рекламной платформы мегакорпорация Google — мегаэффективна. Собранные данные о пользователях, полученные с помощью поисковика и собственного браузера Chrome, позволяют показывать юзерам таргетированную рекламу, соответствующую их интересам. Значительный объем сведений корпорация получает благодаря популярности мобильной платформы Android, которая по разным подсчетам занимает до 72% рынка. Но не меньший интерес для рекламных сервисов представляют сведения о посещенных юзерами сайтах, которые собираются, в том числе, с помощью скриптов Google AdSense и трекеров Google Analytics. Последние можно назвать поистине уникальным инструментарием для сбора бигдаты о населении интернета: администраторы, устанавливающие на сайты эти скрипты, совершенно бесплатно получают довольно подробные и полезные отчеты об аудитории своих ресурсов, а Google, в свою очередь, собирает и аккумулирует ту же статистику в рекламных целях. Все довольны.



Можно смело утверждать, что большинство подключенных к Интернету жителей нашей планеты так или иначе пользуется сервисами Google, что в 2020 году позволило корпорации собрать выручку порядка 180 миллиардов долларов. Значительную долю в этой сумме Google заработала за счет рекламы. И если с остальными сервисами все более или менее однозначно: раз вы используете их, вы неизбежно делитесь с Google информацией, то от Google Analytics вполне можно отказаться. Благо, существуют альтернативные службы, способные предоставить владельцам сайтов развернутую статистику, — их можно использовать и в качестве замены Google Analytics, и совместно с ней. Рассмотрим и сравним самые популярные из подобных сервисов.

Рanelbear


Сайт: panelbear.com
Тип сервиса: Коммерческий с бесплатным тарифом



Сервис предоставляет аналитику для веб-сайтов в реальном времени. К услугам пользователей — анализ трафика (объем, источники, география и т.д.), оценка скорости загрузки сайта и его отдельных страниц, возможность отслеживания различных событий. Помимо этого сервис генерирует и отображает предупреждения о возможных проблемах на отслеживаемом интернет-ресурсе: низкая скорость загрузки, высокое количество отказов, и т.п. Отчеты со статистикой сайт автоматически отправляет администратору по электронной почте через заданные промежутки времени.

Рanelbear не использует cookies, и, по утверждениям разработчиков, заботится о приватности посетителей сайтов, на которых установлена данная метрика. При количестве просмотров страниц сайта менее 5000 в месяц можно воспользоваться бесплатным тарифом Рanelbear, если количество посетителей и просмотров больше, необходимо выбрать платный тариф стоимостью от $5.99 в месяц.

РostHog


Сайт: posthog.com
Тип сервиса: MIT/Open Source с опциональными платными тарифами



Эта система аналитики написана на Python и распространяется под лицензией MIT. Исходные коды PostHog доступны для свободной загрузки на GitHub. По утверждению разработчиков, этим продуктом пользуется компания SpaceX Илона Маска, банк «Тинькофф», авиакомпания AirBaltic и множество других уважаемых клиентов.

С помощью PostHog можно собирать и анализировать статистику веб- и мобильных приложений, включая сведения об источниках трафика, о том, как пользователи взаимодействуют с сайтом или приложением — включая визуализацию навигации, трекинг сессий и отслеживание конверсий. Вы можете развернуть PostHog на собственном сервере или в облаке с помощью общедоступных исходников, либо выбрать один из предложенных разработчиками тарифов и использовать систему аналитики, как сервис.

Hotjar


Сайт: hotjar.com
Тип сервиса: Коммерческий с бесплатным тарифом



Этот сервис не просто предоставляет довольно подробную статистику об источниках трафика и посетителях сайта, но и довольно интересные визуализации — «карту кликов», показывающую области на сайте или в веб-приложении, где пользователи щелкают мышью чаще всего, запись движения курсора мыши пользователей на сайте, динамику прокрутки страниц, и т.д. Причем все эти активности можно просматривать для разных категорий посетителей: например, владельцев компьютеров, планшетов, мобильных устройств. Всю статистику можно скачать в виде наглядных отчетов.


Так выглядит карта нажатий на сайте с точки зрения Hotjar

Для некоммерческого использования Hotjar предлагает бесплатный тариф с ограниченными возможностями, а также целый ряд коммерческих тарифов для бизнес-аккаунтов.

Matomo


Сайт: matomo.org
Тип сервиса: Open Source c коммерческим тарифом



Один из самых популярных сервисов веб-аналитики, в прошлом известный под названием Piwik. Разработчики сами позиционируют его, как бесплатную альтернативу Google Analytics с упором на безопасность и защиту данных пользователей. Исходные коды Matomo, написанные на PHP и распространяющиеся под лицензией GPL 3.0, доступны на GitHub.

Matomo предоставляет практически идентичный Google Analytics набор метрик, разве что разработчики утверждают, что при использовании их услуг клиент сам является владельцем собранных данных, и они гарантированно не утекут «налево». Сервис бесплатен, но при желании можно воспользоваться коммерческим тарифом за 29 евро в месяц с размещением движка Matomo в облаке.

Heap


Сайт: heap.io
Тип сервиса: Платный с бесплатным ограниченным тарифом



Еще одна платформа сбора статистстики для разработчиков мобильных и веб-приложений. Heap фиксирует активность пользователей и позволяет анализировать полученные данные для повышения конверсии: сегментировать пользователей по поведению, строить воронки продаж, оценивать монетизацию и отслеживать, какие маркетинговые каналы наиболее эффективны с точки зрения регистраций юзеров. Иными словами, Heap заточен под продуктовую аналитику. При этом сервис старается отслеживать и сохранять максимальное количество метрик, поэтому теоретически позволяет анализировать данные ретроспективно — для тех событий и объектов, которые изначально не интересовали клиента Heap, но однажды вдруг зачем-то понадобились.

Для оценки приложений, насчитывающих 60000 и менее пользовательских сессий, можно использовать бесплатный тариф с рядом технических ограничений, разработчикам более нагруженных приложений придется платить.

Оpentracker


Сайт: opentracker.net
Тип сервиса: Платный



Красивый сайт с выпрыгивающей из аквариума золотой рыбкой, видимо, решившей таким образом совершить роскомнадзор, предлагает нам подключиться к системе статистики реального времени, что бы это ни значило. Среди прочих стандартных функций вроде анализа трафика сервис позволяет маркировать различными способами зарегистрированных на сайте пользователей, идентифицировать посетителей по компаниям и провайдерам (на основе IP-адресов), и т.д. Несмотря на то, что в названии сервиса присутствует слово «open», он платный, на выбор предлагается несколько тарифов. Халявы не предусмотрено.

Foxmetrics


Сайт: foxmetrics.com
Тип сервиса: Платный



Еще один коммерческий продукт, предназначенный в первую очередь для бизнеса. Foxmetrix представляет собой полностью управляемое хранилище данных масштаба предприятия, позволяющее собирать и анализировать информацию о пользователях и их поведении. Данные могут поступать в Foxmetrix из нескольких источников и обрабатываться как совместно, так и кластеризованно — в этом, пожалуй, ключевое отличие этого решения от других аналогичных сервисов.

Среди предлагаемых инструментов — различные схемы обработки информации, построение пользовательских моделей данных, сегментация собранной статистики и множество различных видов отчетов. Сведения о расценках на сайте не приводятся. Видимо, дорого.

Screpy


Сайт: screpy.com
Тип сервиса: Платный



Сервис, базирующийся, по утверждениям его создателей, на технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения. Предлагает вполне типичный набор инструментов: веб-аналитика, проверка Google Rank, мониторинг скорости загрузки страниц, анализатор трафика, HTML-валидатор, аудит сайта с использованием Lighthouse. Стоит это удовольствие от $9 в месяц, потенциальным пользователям предлагается бесплатный триал.

Проект в целом ориентирован на SEO, а не на аналитику, отсюда и несколько странный набор предлагаемых им дополнительных возможностей вроде подбора ключевых слов и поиска «ошибок» на сайтах, ведущих к его пессимизации в поисковой выдаче. Впрочем, ассортимент аналогичных SEO-инструментов можно найти в интернете и бесплатно, здесь они просто собраны на одном ресурсе.

Сontentsquare


Сайт: contentsquare.com
Тип сервиса: Платный



Yet another платформа статистики, ориентированная на продуктовую аналитику и маркетинг. В ассортименте — анализ источников трафика, поисковых запросов, оценка поведения пользователей, конверсий, эффективности посадочных страниц сайта, с разбивкой всего этого по времени и заданным сегментам. Аналитика визуализируется в виде красивых отчетов, графиков и диаграмм. В общем, Сontentsquare предлагает весь необходимый маркетологам инструментарий, чтобы продемонстрировать кипучую деятельность, собственную полезность, и при случае выбить из руководства еще более вкусный бюджет. Цен на сайте нет, зато есть предложение отправить их по запросу — по всей видимости, прайс рассчитывается исходя из вашей крутизны и глубины кармана.

Woopra


Сайт: woopra.com
Тип сервиса: Платный с бесплатным тарифом



Система аналитики, предлагающая простую интеграцию со множеством популярных технических решений, сервисов и порталов: Dropbox, Google Drive, Facebook, Azure, MailChimp, WordPress/WooCommerce, и другими. Позволяет отслеживать источники трафика, тренды в поведении пользователей, настраивать ретаргетинг, анализировать users retention и многое другое. Есть бесплатный тариф (до 500000 метрик в месяц с рядом других ограничений) и платные тарифы, стартующие от нескромных $349 в месяц и до «свяжитесь с нами, если хотите, чтобы мы вас удивили».

Другие сервисы


Думаете, этими десятью проектами ассортимент доступных альтернатив Google Analytics? Да ничего подобного! Имя им — легион. Вот еще несколько подобных сервисов на выбор:

  • Clicky — сервис со страшненьким сайтом «из 90-х», платный с бесплатным тарифом.
  • Open Web Analytics — бесплатный с открытыми исподниками (GPL 2.0)
  • GoingUp — платно-бесплатный сервис с уклоном в SEO
  • Сhartbeat — сервис аналитики в реальном времени.
  • Gaug.es — еще один сервис аналитики в реальном времени.
  • Indicative — Инструмент веб- и мобильной аналитики с упором на сегментацию и визуализацию.
  • Statcounter — анализ трафика для сайтов.
  • Hitslink — аналитика в реальном времени, отчеты о трафике в социальных сетях и динамическая сегментация.
  • Parse.ly — инструмент веб-аналитики в реальном времени с упором на отслеживание контента.
  • Loggr – трекинг событий для сайтов и веб-приложений.
  • Rakam – бесплатная опенсорсная платформа пользовательской аналитики, позволяющая создавать собственные аналитические службы. Интегрируется с любым источником данных (веб, мобильные устройства, интернет вещей и т. д.)
  • Metabase – еще одна система аналитики.
  • LiveSession – платформа аналитики с акцентом на User Experience.
  • Glassbox – аналитика с упором на User Experience и трекинг действий пользователя.
  • Redash – Опенсорсная платформа для сбора, анализа и визуализации данных.
  • Druid – база данных для хранения аналитики и статистики. Open Source.
  • EDA – Система аналитики с открытым исходным кодром