Не путать с тёмным режимом!

Шумиха вокруг «Социальной дилеммы» заставила многих осознать силу технологий и их влияние на всех нас. Для UX-дизайнеров использование нечестных уловок на цифровых платформах — не новость: мы называем такие хитрости тёмными паттернами.

Тёмные паттерны — это уловки, используемые на веб-сайтах и в приложениях, которые заставляют пользователя делать то, что он не собирался: например покупать что-то или регистрироваться где-то. Цель этого сайта — распространять информацию и стыдить компании, которые используют тёмные паттерны.

К сожалению, тёмные паттерны в дизайне интерфейса — распространенное явление. Я продемонстрирую это на подборке из сервисов и приложений, которыми мы пользуемся каждый день.

Замаскированная реклама в YouTube

Замаскированная реклама — реклама, замаскированная под другой контент или элементы навигации таким образом, чтобы вы нажали на нее.

Автор (правообладатель): YouTube. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): YouTube. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.

Самое первое, что показывает YouTube, когда приложение открыто, — это не видео, а реклама, очень похожая на видео. Листая приложение, пользователь видит множество такой замаскированной под видео рекламы и легко может нажать на нее по ошибке.

«Тараканья ловушка» (Spotify)

Тараканья ловушка — такой дизайн, который упрощает попадание в определенную ситуацию, но затрудняет выход из нее (например, оформление подписки).

Помните, как создается аккаунт Spotify? Вряд ли: вы наверняка использовали OAuth и сразу же вошли через аккаунт Facebook. А если нет — заполнили небольшую форму, указали регистрационные данные — и всё. А как удалить аккаунт Spotify? Если вы пытались это проделать, наверняка помните, что пришлось постараться.

На веб-странице Spotify легко понять, как войти или зарегистрироваться. На панели навигации есть понятные кнопки — и еще выделенная кнопка в центре экрана.

Автор (правообладатель): Spotify. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): Spotify. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): Spotify. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): Spotify. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.

Если нажать кнопку входа, вы обнаружите, что для использования Spotify не нужно создавать аккаунт — можно войти через аккаунт Facebook, Apple или Google. Просто и удобно, правда?

А вот удалить аккаунт Spotify — то еще испытание. Нужно «всего лишь» выполнить следующее:

  1. Перейти на страницу support.spotify.com/us/contact-spotify-support/.

  2. Нажать «Войти» справа вверху и ввести свои учетные данные.

  3. Нажать пункт «Подписка».

  4. Выбрать вариант «Я хочу удалить аккаунт».

  5. Нажать «Удалить аккаунт».

Автор (правообладатель): Spotify. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): Spotify. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.

Затем будет несколько экранов с вопросами, после чего вам на электронную почту придет письмо, в котором нужно будет нажать на ссылку и подтвердить удаление аккаунта. То есть, интерфейс Spotify спроектирован таким образом, чтобы как можно больше усложнить закрытие аккаунта.

«Заманить и подменить» (Reddit)

Заманить и подменить: вы хотите сделать одно, но вместо этого выполняете другое, нежелательное действие.

Автор (правообладатель): Reddit. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): Reddit. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.

Листая ленту Reddit, можно раскрывать изображения, нажимая на них. Однако в ленте Reddit есть множество «рекламных» записей, и если пользователь нажимает на картинку такой записи, вместо стандартного поведения (развертывание изображения) открывается какой-нибудь рекламный веб-сайт.

«Тараканья ловушка» (Instagram)

Instagram использует паттерн тараканьей ловушки не так, как Spotify: Instagram — мобильное приложение, но при этом удалить аккаунт из самого приложения невозможно. Пользователю понадобится браузер, что неоправданно усложняет процесс удаления аккаунта.

Выдержка из справочной документации Instagram
Выдержка из справочной документации Instagram

Принудительное продолжение (Skillshare)

Принудительное продолжение: когда бесплатная пробная версия сервиса заканчивается, с карты начинают списываться деньги — без каких-либо предупреждений. И отменить автоматическое продление будет нелегко.

Автор (правообладатель): Skillshare. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): Skillshare. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.

Skillshare использует один из самых распространенных в подписочных сервисах тёмных паттернов: чтобы воспользоваться бесплатной пробной версией, пользователь должен указать данные кредитной карты — и в результате становится должен, как только пробный период заканчивается. Отменить подписку можно в любой момент, даже до начала платного периода, однако многие компании не уведомляют должным образом о том, что будет взиматься плата — пока не станет слишком поздно.

Подтверждение с укором (Wish)

Подтверждение с укором: пользователя стыдят за выбор, который он собирается сделать. Вариант отказа сформулирован таким образом, чтобы заставить пользователя отступить.

Автор (правообладатель): Wish. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.
Автор (правообладатель): Wish. Условия лицензии и защиты авторского права: добросовестное использование.

При попытке отписаться от рассылки Wish появляется диалоговое окно с текстом, который сформулирован так, чтобы заставить пользователя почувствовать себя виноватым за то, что он уходит. Мало того, что в заголовке написано «Нам грустно, что вы уходите», так еще вместо нейтрального «Отписаться» нужно нажать «Я не люблю скидки».

Предотвращение сравнения цен (AliExpress)

Предотвращение сравнения цен: продавец затрудняет сравнение цены одного товара с другим, что не дает принять обоснованное решение.

AliExpress — это онлайн-сервис розничной торговли с большим ассортиментом товаров. На гифке ниже — результаты поиска набора кистей для макияжа.

На экране результатов поиска можно сравнить различные предложения. В этот момент в результатах отображаются конкретные цены. Но когда пользователь нажимает на сведения о товаре, вместо цены указывается только ценовой интервал. Чтобы увидеть окончательную цену товара, нужно выбрать количество, цвет и способ доставки. Такой способ отображения цен затрудняет сравнение различных товаров и принятие обоснованного решения.

Скрытые затраты (Broadway.com)

Скрытые затраты: переходя к последнему этапу оформления заказа, вы обнаруживаете непредвиденные затраты — например, плату за доставку, налоги и т. д.

На скриншоте выше показано, что при выборе мест отображается цена в 59,50 доллара за каждое. Однако на этапе оформления заказа за каждый билет взимаются дополнительно 14,88 доллара за обслуживание и обработку заказа, то есть цена внезапно увеличивается. Эта уловка часто используется на платформах по продаже билетов, из-за чего покупателям сложно предсказать, сколько придется потратить.

Об авторе

Мариана Варгас — UX-специалист и певица из Лиссабона (Португалия). С ней можно связаться через LinkedIn.


О переводчике

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.