Малоизвестная история главного конкурента Facebook.

Вы первыми выходите на рынок с прорывным продуктом, который пользуется успехом, — но в итоге всё-таки закрываете бизнес. Бывает ли такое?

Бывает: именно это произошло с первой студенческой социальной сетью. За месяц в ней зарегистрировалось 75% студенческого городка. Увидев неоспоримый успех, создатели сайта бросили учебу и сосредоточились на проекте.

У сети Campus Network были все задатки Facebook, но год спустя она ушла в небытие.

Стартапы закрываются один за одним (что неудивительно), но в этом случае примечательно то, что очень многое было сделано правильно: сервис был запущен до Facebook и был гораздо более продвинутым.

Что же пошло не так?

Новый — но не слишком

Сервис Campus Network был пионером: у него были функции, которые позже стали определяющими для такого рода проектов, включая профиль, ленту и комментарии к фото — Facebook же тогда представлял собой, по сути, альбом выпускников. ??

«Кому нужен сайт с фото и возможностью "тыкнуть" пользователя, если есть сервис, где можно делиться фото, музыкой и своими мыслями в блоге?»

— сооснователь Campus Network

Загвоздка в том, что это был всего лишь 2004 год. Сайт Campus Network давал радикальный набор передовых функций, которые далеко опережали всё остальное.

Facebook же, на котором были только фото и «тычки», привлекал, поскольку был достаточно новым, чтобы заинтересовать, и одновременно достаточно знакомым, чтобы вызвать доверие. Забавный + нестрашный = в самый раз.

Слишком сложно для сарафанного радио

«Я использую Campus Network как блог, фотоальбом, сервис обмена сообщениями и доску объявлений»

— студент Стэнфордского университета

Сложно было объяснить неофиту, что такое Campus Network, — потому что там было много всего сразу. А если что-то сложно объяснить, то сложно и привлечь новых пользователей. Удобный показатель простоты (и возможности рекламы посредством сарафанного радио) — количество функций на странице.

Сайт Campus Network был забит функциями:

Источник: slate.com
Источник: slate.com

Facebook был относительно минималистичным:

Источник: archive.org/web/
Источник: archive.org/web/

Это иллюстрирует противоречие, с которым сталкивается каждый продукт: чем проще предложение, тем легче его продать, но чтобы повысить вовлеченность, нужна функциональность. И самая сложная задача — делать мощные, многофункциональные продукты, которые нравятся существующим пользователям и при этом кажутся простыми тем, кто видит их впервые.

Но на ранних этапах решающее значение как фактор роста имеет простота. Постарайтесь честно ответить на первые два вопроса каждого нового пользователя:

  1. Что мне нужно делать?

  2. Как это сделать?

Вбейте первый клин правильно, а затем расширяйтесь.

Кто вы: Ben & Jerry’s или Amazon?

Есть фактор оценки, который определяет всё: ваша компания — Ben & Jerry’s или Amazon? Ben & Jerry’s — это естественный рост и прибыльность со старта. Amazon — это быстрый крупный успех или такой же быстрый провал.

Социальные сети попадают в последнюю категорию: люди предпочитают идти туда, где уже есть другие — именно так Facebook усилил свое преимущество.

Сеть Campus Network была запущена в январе — Facebook же стартовал в феврале с одного вуза, но уже к марту подключились другие. Сети Campus Network потребовалось еще шесть месяцев, чтобы начать расширяться, — к тому времени ее конкурент уже закрепился в десятках учебных заведений. Facebook следил за действиями Campus Network и применял грамотную «стратегию окружения»: запускаться в соседних студгородках, чтобы посредством сарафанного радио выдавливать соперника.

Кроме того, в Facebook готовились к долгой битве и собирали деньги для финансирования расширения, а Campus Network отказалась от венчурных капиталовложений и рассчитывала только на собственные средства. У меня слабость к компаниям, которые обходятся собственными силами, и они способны побеждать любимчиков венчурного капитала, но глубокие карманы — неизбежное зло на рынке, где победитель забирает почти всё.

В общем, Facebook изучил поле боя, изменил стратегию и великолепным образом реализовал ее: простота и скорость позволили сокрушить Campus Network.

К тому же, если сервис простой, то и ускорить расширение проще: вы не обременены множеством функций и можете делать больше с меньшими усилиями. Поэтому Facebook расширялся быстро, а разработчики Campus Network потратили месяцы на переписывание кода.

Простота — залог скорости. ?

Семена культуры

У меня есть гипотеза о том, что культура компании формируется тем, что происходило в ее первые годы.

Сегодня господство Facebook кажется естественным, но долгое время судьба этого сервиса была не столь определенна: в отличие от компаний, которые быстро вписались в рынок, этой соцсети пришлось отбиваться от множества серьезных конкурентов.

Бдительность нельзя было терять ни на секунду — иначе было не выжить; такой подход сохранился в компании и по сей день. В конце концов, это не культура приносит успех — она сама результат успеха на первых этапах. То, что сработало в самом начале, получает подкрепление.

Спросите основателей и первых сотрудников о крупных успехах и проблемах — и вы поймете, какие мотивы движут компанией. Ценности, паранойю и амбиции лучше всего оценивать в контексте:

  • «Когда вы меньше всего были уверены в успехе компании? Почему? Как компании удалось преодолеть этот этап?» — такие вопросы обнажают неуверенность и раскрывают подходы, принесшие успех.

  • «Когда вы поняли, что опасность уже позади?» — так можно оценить уровень паранойи.

  • «Что стало первой важной вехой для бизнеса? Какую веху вы преодолели недавно?» — эти вопросы дают понять, что действительно ценилось раньше и ценится теперь.

Резюме

  1. Главное не стать первым, а остаться последним.

  2. Сервис должен быть достаточно новым, чтобы заинтересовать, но и достаточно знакомым, чтобы ему доверяли.

  3. Простота и скорость, как правило, — выигрышная комбинация: это достаточно сильные факторы сами по себе, но простота еще и повышает скорость.

  4. Если выходите на рынок, где победитель забирает почти всё, — ищите деньги и расширяйтесь как можно быстрее.

  5. Чтобы понять культуру компании, задавайте вопросы о первых успехах и проблемах.

Если статья показалась интересной, вам наверняка понравится productlessons.xyz — рассылка, которая поможет ускорить карьерный рост. Для новых подписчиков — подарок! ?


О переводчике

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.