Перевод публикуется с разрешения автора, оригинал на Voxxed.

Когда 3 сентября JetBrains анонсировали изменения в своей лицензионной политике предложив модель подписки для своих инструментов [IDE — при. пер.], они, конечно, ожидали некоторой реакции со стороны сообщества. В действительности на них обрушился настоящий поток отзывов, от умеренно возмущенных до откровенно агрессивных. В ответ компания опубликовала пост: мы действительно слушаем своих пользователей. Сегодня, в третий и последний раз, они опубликовали результаты пересмотра предложенной модели. Вот официальное tl;dr от авторов IntelliJ IDEA:

  1. Подписка остается, но с существенными изменениями.
  2. Вы получите резервную бессрочную лицензию как только оплатите годовую подписку: разом или последовательно (в течение 12 месяцев).
  3. Вы получите скидку до 40% за непрерывную подписку.
  4. У вас будет возможность использовать программное обеспечение без подключения к Интернету.
  5. Текущие пользователи с действующей или недавно истекшей подпиской на обновления получат первые два года подписки по цене одного.
  6. Мы все же рекомендуем вам прочитать статью целиком, чтобы ознакомится со всеми деталями.

В этом интервью Hadi Hariri, лидер команды Developer Advocacy, объясняет, почему компания была так ошеломлена первой реакцией сообщества, почему они не вернут все как было и почему эти изменения так важны для компании и ее будущего.

Voxxed: Честно говоря, JetBrains устроили переполох своим первоначальным анонсом. Ожидали ли вы подобной реакции?

Hariri: Мы ожидали некоторое количество отрицательных отзывов. Мы знали, что не всем это понравится. Есть такое выражение: люди не любят перемен, особенно тогда, когда они их затрагивают. Это и произошло, многие именно это и почувствовали.

Мы проводили исследования до того, как приняли решение перейти к модели подписки. Мы провели множество опросов среди различных категорий клиентов — от персональных пользователей до компаний, больших и маленьких. В сущности, мы пытались угодить всем типам пользователей, которые только существуют. Собрав и проанализировав данные, мы поняли, в каком направлении нужно двигаться. Конечно, были и отрицательные отзывы, но далеко не в том количестве, что мы получили позже.

Что, по вашему мнению, были причиной такой острой реакции?

В некоторых случаях обратная связь вылилась в переход на личности — оскорбления и т.п., что я не хотел бы здесь повторять. Это было неприятно. Между тем, часть людей была настроена вполне конструктивно. Они пришли в наш блог или воспользовались другими официальными каналами связи, чтобы оставить отзыв и выразить свое мнение в спокойной манере, что было очень ценно.

Все эти отзывы, часто очень хорошо аргументированные, заставили нас задуматься. Возможно наши предварительные исследования были не вполне объективны. Это заставило нас остановится и все пересмотреть. Было принято решение сказать людям, что мы переосмысливаем, слушаем и будем действовать в соответствии с этим — об этом был наш второй пост. Тем не менее, сообщество продолжало выражать свое недовольство.

Это о многом говорит. Например о том, что мы создали вокруг себя сообщество людей, которым действительно не все равно. И мы им за это действительно благодарны. Подача материала, как оказалось, также имеет большое значение. Судя по комментариям, многие пользователи остались ей недовольны.

Кто из пользователей был больше всего разочарован?

Были опасения по поводу необходимости иметь подключение к Интернету. Часть людей волновалась из-за вещей, которые никогда бы нам и в голову не пришли. Например, люди спрашивали, не хотим ли мы подсадить разработчиков на крючок, чтобы потом взвинтить цены? Здесь в JetBrains мы об этом ни когда даже и не думали, особенно учтивая, что солидная часть наших конкурентов — это бесплатные инструменты. Именно поэтому, если результат нашей работы не будет хорош, люди не будут им пользоваться.

Я думаю, мы слушали очень внимательно и серьезно работали последние две недели, чтобы предложить решение, которое может и не устроит всех, но является компромиссом. Надеюсь, оно показывает, что мы действительно слушали, и поможет восстановить доверие и те связи, которые мы установили с сообществом.

Не могли бы вы обобщить, что именно изменилось в сравнении с первоначальным анонсом?

Подписка остается. Мы понимаем, что люди, несмотря на низкие цены, могут не определиться в течение года, продлевать ее или нет. Или же они могут быть не уверены в том, что продление подписки действительно окупит себя появлением новой функциональности и другими улучшениями. Что изменилось: если вы оплатили 12 месяцев, вы получите резервную бессрочную лицензию на ту версию, что была доступна в момент покупки. Ну и конечно мы добавили бонусы вроде подписки на все продукты разом за очень хорошую цену и возможность платить помесячно.

Важно отметить, что мы не вернулись к предыдущей модели — сейчас вы получаете резервную бессрочную лицензию, если покупаете подписку на год (разом или помесячно) на тот случай, если вы решите ее не продлевать по какой-либо причине.

Почему бы тогда просто не вернутся к предыдущей модели лицензирования?

Для многих из наших продуктов мы выпускаем несколько мажорных релизов в год с различными фичами и другими серьезными улучшениями. Мы тратим столько же усилий на привлечение новых пользователей, сколько и на поддержку существующих. Мы можем это делать благодаря существенному расширению нашей пользовательской базы, но это не может продолжаться вечно. Нам нужно как-то привести нашу прибыть в соответствие с затраченными усилиями. Ход с подпиской — попытка найти баланс, который даст нам стабильную бизнес-модель и позволит продолжить делать то, что мы любим, и что нравится нашим пользователям.

К тому же, не забывайте, что были и остаются люди, которые целиком и полностью поддерживают идею подписки. И мы действительно хотели сделать ее для них, а не откатывать все назад — это было бы нечестно.

Является ли зрелость ваших программных продуктов одной из причин перехода к модели подписки? Чувствуете ли вы, что теперь не будет необходимости делать новые фичи?

Я в это не верю, да и многие из наших неравнодушных пользователей отмечают, что JetBrains с каждым годом становится лучше. Ведь помимо новых фич мы должны поддерживать и все остальное, например Project Jigsaw (Java). У C# 6 есть новые фичи — мы должны поддерживать и его. И это не говоря уже об экосистеме JavaScript! Так что речь идет не только о добавлении новых фич, но также и о поддержке новых технологий.

Что вы ответите людям, которые считают, что все это из-за денег?

Сейчас в JetBrains работает 600 человек, большинство из которых разработчики. Мы не привлекаем венчурных инвестиций, мы не должны отвечать перед акционерами и т.п. Мы — компания, которая принадлежит частным лицам, и планируем такой и оставаться. Если мы это сделали, то только потому, что нам это нужно — оставаться стабильными.

Я не знаю как дела пойдут дальше — надеюсь, хорошо. Но что я знаю точно, так это то, что если наши пользователи несчастливы — несчастливы и мы, и не будет иметь значения, будем мы зарабатывать больше или нет. Обогащение не является и ни когда не являлось нашей целью. Наша цель — это найти устойчивую модель, которая позволит нам заниматься тем, чем мы занимаемся сейчас.

Комментарии (53)


  1. artspb
    19.09.2015 02:34
    +3

    Я надеюсь, это интервью позволит лучше понять мотивы JetBrains по переходу к новой лицензионной модели. Вопросы по самой модели, наверное, лучше задавать в оригинальном посте.


  1. sentyaev
    19.09.2015 03:11
    +1

    Скажите, почему нельзя оставить обе модели лицензирования?


    1. Fedot
      19.09.2015 14:07
      +4

      Всё просто, сейчас jetbrains получает деньги наплывами, а они хотят получать деньги равномерно.
      Новая модель это позволяет и направленна в том числе на это, старая нет.
      Вот и ответ на ваш вопрос.


      1. sentyaev
        19.09.2015 14:34
        +1

        К сожалению, это не ответ. Я не спрашиваю — почему бы не оставить старую модель, я спрашиваю почему нельзя отсавить обе.

        А так, как мне не отвечают, я сделал для себя некоторые выводы. И я уверен, дело тут не в деньгах.


        1. dom1n1k
          19.09.2015 16:05
          +8

          Так очевидно же почему — ну кто добровольно и в здравом уме перейдёт на подписку вместо постоянной лицензии?
          Думаю, что почти никто.


          1. artspb
            19.09.2015 18:05
            -6

            Вы, вероятно, не очень внимательно прочли статью. Идея перейти на модель подписки — это не попытка ткнуть пальцем в небо. На самом деле, большинство пользователей поддерживает эту идею.


            1. dom1n1k
              19.09.2015 18:38
              +12

              Да-да, всё по просьбам трудящихся! :)


              1. artspb
                20.09.2015 13:46
                +1

                Вне зависимости от того, верите Вы в это или нет :)


            1. webkumo
              19.09.2015 18:39
              +1

              Я бы поостерёгся с «большинство»… НО существенному куску пользователей (в первую очередь корпоративным) действительно удобнее подписка. Тем более, что в таком случае можно спланировать бюджет мягче.


        1. OnYourLips
          19.09.2015 19:37
          +8

          Если оставить обе, то не исчезнут проблемы, которые были в старой модели распространения:

          1. Работа на количество новых фич, а не качество старых. Иначе новые версии без новых фич не продать.
          2. Накопление новых фич к определенному релизу, а не их постоянное внедрение по мере готовности. Это затормаживало появление новых возможностей.


        1. navion
          19.09.2015 22:43

          Как раз в деньгах: при двух моделях придётся снижать цену подписки, чтобы сделать её привлекательной на фоне постоянной лицензии.


          1. sentyaev
            19.09.2015 23:20

            Зачем снижать то?
            Из того, что я понял, аналог постоянной лицензии (в сегодняшнем ее виде, т.е. покупка продукта и год обновлений) — это годовая подписка + год продления.
            Т.е. просто могли бы и поднять цену на постоянную лицензию.
            Видимо посчитали, что лучше оставить только подписку.


            1. Dromok
              20.09.2015 13:10

              Так смысл в том, чтобы уже и от старых пользователей (которые купили вечную лицензию) снова начать получать деньги. Так скажем 100 тысяч купило когда-то вечную лицензию и всё, эти пользователи хоть и остаются с продуктами компании, но они больше не приносят денег. А так теперь и они начнут приносить деньги. Вот как я это понял.


              1. xaerom
                20.09.2015 21:55
                +1

                Так как сидят на старых версиях и пусть сидят, их это нововведение не коснется. Как я понимаю.


        1. Captcha
          21.09.2015 10:44
          +2

          >>И я уверен, дело тут не в деньгах.

          Дело ВСЕГДА в деньгах. В этом суть любого бизнеса.


  1. 7voprosov
    19.09.2015 03:15
    -1

    Что тут можно сказать — разумные аргументы, разумные действия.


  1. Regis
    19.09.2015 04:43
    +9

    JetBrains с каждым годом становится лучше

    К сожалению, не могу согласиться :(

    Да, добавляются новые продукты. Да, расширяется фнкционал. Но блин, как же обидно бывает, когда совершенно внезапно перестает работать старый функционал либо IDE начинает тупить так, что в текстовом редакторе без всякого автодополнения набрать код проще и быстрее…

    В итоге, если, вероятно, для кого-то развитие JetBrains как IDEA для Java проектов вяглядит как монотонно возрастающая функция, то для кого-то еще это скорее зубчатка от пилы. Вверх-вниз, вверх-вниз… И случаи, когда лучше (проще? эффективней?) отказаться от апдейтов (даже при бесплатной возможности апа по корпоративной лиценизи!) — вовсе не редкость.


    1. topka
      19.09.2015 11:31

      Мы видим переход на новую модель, в том числе, как шаг который позволит нам в больше концентрироваться на качестве продуктов и меньше уделять времени на создание «маркетингового» функционала который важен для страницы What's New, чтобы побуждать пользователей обновляться.


      1. Zibx
        19.09.2015 13:37

        Ранее уже писали что для страницы what's new был нужен функционал, без страницы же можно говорить что баги фиксим, а релиз будет as it's done. Идеальной моделью было бы пилить ни один релиз в год, а несколько по образу и подобию FF.


        1. artspb
          19.09.2015 13:49

          Идеальной моделью было бы пилить ни один релиз в год, а несколько по образу и подобию FF.

          Это одна из причин смены модели лицензирования — отвязаться от ежегодных релизов и выпускать фичи сразу, как они будут готовы.


          1. Zibx
            19.09.2015 16:10
            +1

            Это вообще никак не связано. Ничто не мешает выпускать хоть ежедневные фиксы с моделью «подписка на обновления на год». Если хотите сохранить лояльность старых пользователей — оставьте им ту модель с которой они стали пользоваться продуктом. С новыми можете делать что хотите.


            1. Yahweh
              19.09.2015 16:15
              +1

              За что вы так не любите новых клиентов?


            1. artspb
              19.09.2015 17:58
              +1

              Мы говорим о фиксах или фичах? Потому что если о фиксах, то они и так выпускаются регулярно.


              1. Electronick
                20.09.2015 02:38
                +2

                к старым версиям IDE?


              1. Zibx
                23.09.2015 20:44

                Так для меня тогда так и остаётся загадкой причина выхода одной версии в год. Я использую webstorm, ранее покупал phpstorm и pycharm. Для меня важна скорость работы инструмента и его стабильность. Я готов заплатить за релиз «на 10% соптимизировали все боттлнэки и больше ничего не сделали».


                1. gorohoroh
                  24.09.2015 01:53

                  Хм, вы ничего не путаете? WebStorm выпускает в среднем по два мажорных релиза в год + багфиксы. PhpStorm релизится примерно так же часто, PyCharm несколько пореже.


  1. jarosluv
    19.09.2015 10:37
    +7

    Правильно ли я пониманию, что для индивидуального пользователя по сути вносится такое изменение.
    Раньше я покупал лицензию на год и имел возможность продолжать пользоваться последней версией продукта после окончания срока действия лицензии. Теперь же, покупая подписку на год, по окончании я смогу продолжать пользоваться первой версией (доступной при оформлении).

    Ещё такой вопрос — если для текущих лицензий второй год — бесплатно, имеет ли смысл купить лицензию на одиночную IDE сейчас?
    $89 (лицензия) + $53 (подписка, 1 год) + FREE (подписка, 2 год) = $142 (3 года). Или же через год, как прекратит действовать лицензия, цены на подписку изменятся и второй год перестанет быть бесплатным?


    1. topka
      19.09.2015 11:34

      Правильно ли я пониманию

      Да, правильно

      Цены менять планов пока нет и второй год точно не перестанет быть бесплатным раньше января 2017 года


      1. jarosluv
        19.09.2015 12:12

        Подскажите, пожалуйста, ещё по такому варианту. В разделе Toolbox выбираю Existing User (Annual Billing) и проставляю My upgrade subscription в No upgrade subscription (предполагается, что у меня есть аккаунт, но на нём нет подписок). Получаю цену в $53/year. Т.е. 3 года я получу за $159.

        А что тогда подразумевается под New User (Annual Billing), в котором цена за 3 года выходит в $213?


        1. topka
          19.09.2015 20:01

          Existing User это клиент который покупал лицензию ранее и имеет её на момент покупки подписки.
          No upgrade subscription — лицензия купленная без подписки на год обновлений. Такие сейчас доступны только компаниям и были доступны персоналам ранее. Т.е. ценами и предложениями в разделе Existing User могут воспользоваться только существующие клиенты.

          New User — это тот у кого на момент покупки подписки нет предыдущих покупок.

          Надеюсь прояснил.


          1. Borz
            19.09.2015 20:05
            +2

            Existing User это клиент который покупал лицензию ранее и имеет её на момент покупки подписки.
            New User — это тот у кого на момент покупки подписки нет предыдущих покупок.

            а куда попадают клиенты, которые покупали лицензию ранее, но не имеющие её на момент покупки подписки?


            1. topka
              20.09.2015 15:03

              Как это «не имеющие»? Все лицензии купленные ранее перманентны и никуда не деваются. У вас может не быть актуальной подписки на обновления.

              Там есть выбор «My upgrade subscription:». Если покупали без годовой подписки выбирайте «No upgrade subscription».


              1. Borz
                20.09.2015 15:13

                тогда поясните как такое может быть? «Existing User это клиент который покупал лицензию ранее и имеет её на момент покупки подписки.»


                1. topka
                  21.09.2015 00:03

                  Пардон, перемудрил с описанием. «Existing User это клиент который покупал лицензию ранее» должно быть достаточным условием.


          1. vikarti
            20.09.2015 15:50

            а если вообще никакого jetbrains account нет но есть в почте сообщения от sales@ с лицензией (уже закончившейся)?


            1. topka
              21.09.2015 00:03

              Можно пойти в account.jetbrains.com, создать аккаунт и подтвердить ваши лицензии (Link your past purchases).


      1. jarosluv
        19.09.2015 14:03

        Останутся ли программы EAP?


        1. artspb
          19.09.2015 14:06

          Да.


    1. jarosluv
      19.09.2015 12:17

      В целом, на первый взгляд, изменения для индивидуальных разработчиков мне нравятся. Во-первых, появилась возможность покупать лицензии на срок меньше года, что иногда бывает очень необходимо. Во-вторых, компания обещает сконцентрироваться на доработке существующего функционала, что очень-очень важно. Ну и в-третьих — это возможность покупать бандлы со скидкой, а также получать скидки за лояльность.


  1. qw1
    19.09.2015 11:42

    Недавно обнаружил баг. В конструкции

        for (;;)
        {
            break;
        }

    Предлагается удалить break как redundant statement, что очевидно ломает логику программы.
    Есть массовая операция «удалить redundant statements по всему проекту/решению». Увидев, что в каком-то месте преобразование действительно корректно, можно согласиться на массовую правку и тут уже возможны сюрпризы.

    Язык c#, баг подтверждён в версиях 8.1, 9.2


    1. return_true
      19.09.2015 13:01
      +3

      Лучше репортить сюда youtrack.jetbrains.com/issues?q=project%3A+ReSharper


      1. Athari
        19.09.2015 15:14
        +7

        Это ж чёрная дыра. Ну вон мой баг youtrack.jetbrains.com/issue/RSRP-367746 (решарпер ломает код при использовании dynamic) висит два года где-то в бэклоге.

        Единственный шанс, что что-то пофиксят — это если сами случайно что-то заметят, потом только в комментарии надо будет написать, что баг больше не актуален.

        Причём с остальными продуктами всё гораздо ровнее, только с решарпером такой мрак: по WebStorm, PhpStorm, IDEA реагировали активно, причём даже на фичи.


        1. ForNeVeR
          19.09.2015 17:23
          +9

          У них там триста шестьдесят семь тысяч тикетов. Вы реально надеетесь, что в этом хозяйстве так просто разобраться и найти что-то важное? :)


          1. Athari
            19.09.2015 18:05

            Нечестно считать тикеты во всех статусах, но числа там огромные, да.


            1. grossws
              19.09.2015 21:34
              +1

              Если глянуть на статистику, то там всё равно десятки тысяч:

              235508 Duplicate
              32790 Fixed
              19729 Obsolete
              17990 Submitted
              4382 Open
              3837 Can't Reproduce
              3038 Declined
              946 Incomplete
              410 Verified
              218 Answered
              121 To be discussed
              99 Workaround
              95 Reopened
              34 Fixed In Branch
              16 In Progress


        1. return_true
          19.09.2015 23:28

          может и дыра, но на некоторые мои репорты реагировали.


      1. relgames
        19.09.2015 21:45
        +4

        Практика показывает, что если писать в комментариях, шансы увеличиваются. Мой баг начали смотреть только после того, как упомянул его в комментариях к одному из постов. Полгода без внимания висел.


  1. kostian02
    20.09.2015 14:59

    Такой вопрос, что могу сейчас приобрести, чтобы максимально надолго забыть о всей этой возне с лицензиями.
    Имеется сейчас лицензия на idea истекшая 3-го августа, единственное что я вижу из возможных покупок в личном кабинете, это годовая подписка (я так понимаю по старой модели за $99.00 до 3-го августа 2016). Есть еще какие нибудь продления, которые я могу сделать сейчас?


    1. topka
      20.09.2015 15:07

      Если истекла 3го августа этого года, то 2го ноября пауза будет меньше года и вы можете сразу перейти на подписку за $89 и «забыть о возне» на 2 года, до 3го августа 2017го (новая подписка приклеивается к концу прошлой)

      Либо можете сейчас продлить за $99 до августа 2016 и там перейти на подписку и тогда 2 года у вас закончатся в августе 2018го


      1. kostian02
        20.09.2015 15:38

        Спасибо за ответ! Все стало понятно, а «забыть о возне» я написал, не с целью показать негатив, просто реально непонятно было, что с этими двумя годами)


        1. topka
          21.09.2015 00:07

          Не вопрос, я вполне понимаю, что кодить намного приятнее. И мы стараемся сделать все процессы связаные с покупкой/продлением/обновлением как можно более простыми :)


  1. VladimirAndreev
    20.09.2015 16:29

    э, я же правильно понимаю, что если ранее я купил индивидуальную лицензию и раз в год покупал ее продление — фактически ничего и не изменилось?


    1. gorohoroh
      20.09.2015 16:43

      Да — за счет бесплатного второго года, который мы предоставляем при переходе на новую систему,