Прошло больше года с момента введения жестких ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19. Сейчас мир постепенно возвращается в нормальный режим жизни, хотя угроза новых вспышек заболевания остается. Поэтому принимаются все необходимые меры: маски, перчатки и сдача ПЦР-тестов по разным поводам. С административной точки зрения, это, скорее всего, правильно. А вот с организационной – система не готова. Главная проблема – слабо организованная система проведения ПЦР-тестов. В сегодняшней статье поговорим о том, как ее усовершенствовать.

С точки зрения организации администрирования всего процесса, в целом, ПЦР-тестирование – это не просто мазок из носоглотки. Необходимо организовать следующие процессы:

  • регистрация клиента и взятие мазка из ротоглотки ПЦР-теста (в стационарных или мобильных пунктах);

  • логистика биоматериала до исследовательской лаборатории;

  • проведение анализа биоматериала;

  • предоставление результатов тестирования;

  • контроль результатов на пропускных пунктах (в аэропортах, гостиницах, офисах и т.п.).

Оказывается, в качестве «bottle neck» в приведенном списке выступают первая и последняя позиции. Действительно, логистика и проведение самого анализа биоматериала – давно автоматизированные и проработанные со стороны лабораторий процессы. А вот процедура взятия мазка и последующий контроль результатов исследования на пропускных пунктах в условиях массового наплыва клиентов – новая задача.

Впрочем, сам по себе мазок – это минутное дело. Большую часть времени занимает регистрация клиента в базе данных лаборатории, ввод персональных данных, проведение анкетирования, заключение договора, оплата услуг. Получается, что процедура проведения ПЦР-теста на 70% представляет из себя утомительный процесс, связанный с заполнением различных документов.

Регистрация клиента в лаборатории

Первый этап автоматизации – ввод персональных данных клиента и заключение договора на оказание медицинских услуг. Smart Engines уже выпустил продукт для автоматизации ввода персональных данных. Намного проще вводить паспортные данные, просто «сфотографировав» документ на веб-камеру или приложив его на секунду к специализированному паспортному сканеру. Банки, мобильные операторы, транспортные компании уже оценили удобство технологии распознавания документов. Кстати, даже в РЖД автоматизировали кассы на вокзалах «волшебными коробочками», которые за мгновение вводят паспортные данные.

Почему бы не использовать данный опыт в пунктах сдачи биоматериала? Сотрудник лаборатории с помощью веб-камеры или паспортного сканера за мгновение может заполнить анкету клиента. Другой вариант – использование специального мобильного программно-аппаратного комплекса, состоящего из терминала сбора данных и портативного принтера, который используется для мгновенной печати наклеек на пробирки.

Еще один кейс, который, кстати, также возможно перенять у цифровых банков – это самостоятельная регистрация на сдачу биоматериала с помощью мобильного приложения. В этом случае клиент лаборатории, скачав мобильное приложение, самостоятельно может распознать документ, удостоверяющий личность, а также заполнить и подписать анкету с помощью электронной подписи через смс. Клиенту останется только прийти в лабораторию и сдать биоматериал.

Если честно, не важно, какой способ автоматизации при регистрации клиентов использовать. Главное, чтобы специалисты биохимических лабораторий занимались своим профессиональным делом, а не заполнением различных бумаг, которые уже можно и нужно доверить искусственному интеллекту.

Контроль результатов ПЦР-теста

Второй этап автоматизации – это контроль валидности выданных тестов. Нет ничего сложного, если надо проверить результаты теста у 100 человек. А если их тысячи (крупные офисы в мегаполисе) или десятки и даже сотни тысяч человек (аэропорта, ж/д вокзалы, речные и морские порты)? И каждый идет со своим индивидуальным бланком справки (как бы это смешно ни звучало, но нет единого шаблона таких справок о результатах ПЦР тестирования).

Помимо проверки непосредственно результата теста, важно следить за валидностью и подлинностью таких справок. Помните этот громкий международный скандал, когда 190 пассажиров рейса Москва — Чжэнчжоу предоставили идентичные результаты серологического теста на антитела к COVID-19, что в результате привело к проблемам международного авиасообщения?

Система распознавания Smart Document Engine не только автоматически контролирует результаты в сертификатах тестирования COVID-19 для трех основных лабораторий России (Гемотест, Инвитро и Хеликс), но и возвращает все необходимые данные (как текстовые, так и графические), которые могут быть использованы для анализа валидности и подлинности таких сертификатов.

Помимо мобильного кейса, на базе Smart Document Engine можно построить полноценный роботизированный комплекс - автономный программно-аппаратный комплекс сканирования и анализа данных, совместимый с различными системами СКУД. Роботизированный комплекс способен за мгновение распознать данные из сертификата, контролировать наличие или отсутствие РНК и передавать управляющее действие в СКУД. Таким образом удастся полностью исключить человека из контроля тестов на загруженных пропускных пунктах.

Итого

В сегодняшней статье мы постарались пояснить, что правильная автоматизации ковидной индустрии за счет интеграции системы распознавания документов перестроит оставшиеся рутинные процессы, сделав их быстрее и эффективнее. А это, в свою очередь, позволит вернуться всем нам в привычный ритм жизни даже с учетом имеющихся необходимых мер безопасности. Спасибо.

Update. Буквально вчера была опубликована новость о том, что россиян, прибывающих из Турции и Танзании до 1 мая, а после 1 мая всех граждан, прибывающих из-за границы, обязали дважды сдать тест на COVID-19. Такие нововведения лишь подтверждают, что крайне необходима автоматизация процесса проведения ПЦР тестирования и контроля полученных результатов.