Учёные из Института нейробиологии им. Макса Планка, изучая на примере мышей то, как в мозге идут процессы категоризации объектов, продемонстрировали, что даже мыши способны разбивать объекты на категории и оперировать абстрактными концепциями. В исследовании были найдены нейроны, отвечающие за кодирование категорий. Работа опубликована в журнале Nature.
Люди от рождения наделяются способностью разбивать предметы на категории и на основании сходных признаков распознавать ранее не виданные ими объекты, причисляя их к нужной категории без всякого труда.
Как поясняет Сандра Рейнерт, один из авторов работы каждый раз, когда ребёнок видит, к примеру, стул, этот опыт сохраняется в его мозге. На основе сходства между разными стульями мозг ребёнка вычленяет абстрактные свойства и функции стульев, формируя у себя категорию «стул». Это позволяет в дальнейшем очень быстро связывать новые встреченные стулья с существующей категорией.
Питер Гольтштейн, главный автор работы, описывая важность категоризации в нашей жизни, сказал, что наш мозг пытается упростить и организовать мир. Без категоризации мы бы не смогли так эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
Однако процесс категоризации до сих пор слабо изучен. Исследование мозга человека сопряжено с большими трудностями, поэтому учёные экспериментируют с другими млекопитающими – в частности, с мышами.
Мышам показывали разные изображения с полосками, и предлагали правило для сортировки объектов. Одна группа должна была разделять объекты на две категории по толщине полосок, другая – по ориентации полос. Мыши успешно справились с поставленной задачей, а потом даже смогли правильно рассортировать узоры из полос, которые им раньше не показывали.
После того, как исследователи изменили правила сортировки, мыши успешно перешли на новые правила и поменяли сортировку изображений в связи с ними. Из этого следует, что мыши способны на создание абстрактных категорий объектов окружающего мира.
Изучая поведение префронтальной коры мозга мышей в процессе сортировки, учёные выделили несколько нейронов, активировавшихся в эти моменты. Причём на разные категории реагировали разные группы нейронов.
Тобайас Бонхоффер, один из авторов работы, рассказал, что биологам впервые удалось наблюдать активность участвующих в категоризации нейронов от начала и до конца обучения. Было показано, что нейроны не мгновенно включаются в процесс выбора, а постепенно вырабатывают навыки во время обучения.
Учёные полагают, что выбирающие категории нейроны префронтальной коры работают только после того, как приобретённые знания переходят из краткосрочной в долгосрочную память. Поэтому в нейронах хранятся категории, являющиеся частью семантической, или фактологической памяти. Стоит помнить, что выученные нами категории – это результат попыток мозга упростить представление об окружающем мире. Однако эти категории не обязательно будут «правильным» отображением реальности.
drWhy
Мыши умные, крысы ещё умнее, они же почти хищники.
Rigidus
ну теперь можно говорить: «Даже мыши могут в теорию категорий, а ты нет!»
perfect_genius
"Успокаиваю себя, что я гуманитарий"