Через несколько лет астронавты NASA собираются вернуться на Луну. И условия возвращения куда более комфортабельны, чем те, что были у первопроходцев. Все потому, что возвращаться они будут на Starship, длина которого от хвоста до носа составляет 50 метров. А вот Базз Олдрин с Нилом Армстронгом довольствовались всего 7 метрами. Им было не просто тесно, а очень тесно, что можно видеть на фотографиях того времени.
Отличает эту экспедицию еще и то, что она будет реализована силами частной компании — SpaceX. На Хабре уже публиковалась новость об этом, и выбор является действительно ключевым моментом в истории космонавтики. Частная компания — и только она — ответственна за проектирование, тестирование и реализацию двух полетов на Луну. Один из них, пилотируемый, должен состояться уже в 2024 году.
Конечно, все это далеко не бесплатно: SpaceX получила $2,89 млрд на реализацию проекта. Это огромные средства, но потрачены они во благо — компания Илона Маска сможет значительно ускорить процесс подготовки полета. Частная компания более свободна в своих действиях, чем государственное агентство, а Маск известен тем, что, хотя и с задержкой, но успешно реализует большинство намеченных планов.
Если у SpaceX все получится на старте, то в дальнейшем NASA может заключить гораздо более крупный контракт на реализацию регулярных рейсов на Луну. И все это обойдется агентству гораздо дешевле собственной лунной программы (да, есть и государственная альтернатива, но ее существование под большим вопросом).
Почему NASA выбрало SpaceX
Во многом это объясняется тем, что у компании есть не просто проект, а целый прототип космического корабля, способного полететь не только на Луну, но и на Марс. Речь, конечно же, о Starship. Ряд его испытаний прошли неудачно, но все же конструкция постепенно совершенствуется, и можно надеяться на успешный тестовый полет уже в ближайшие несколько месяцев.
Год назад NASA выбрало трех победителей проекта по развитию системы доставки людей на Луну. Это были компании Blue Origin, Dynetics и SpaceX. Первая предоставила традиционный дизайн и трехступенчатый посадочный модуль. Synetics разработала посадочный модуль нового типа, рассчитанный на повторное использование. Но обе системы были не очень велики: как и в программе Apollo, они смогли бы доставить скромное количество полезного груза и несколько человек.
Starship маневрирует для изменения положения
SpaceX, недолго думая, предложила Starship — огромный корабль, рассчитанный на колонизацию Марса. До Луны ему долететь гораздо проще, притом груза и людей он может набрать не в пример больше конкурентов. Starship может доставить на Марс несколько десятков человек всего за полгода. До Луны лететь гораздо меньше времени, и, возможно, людей можно взять еще больше. То есть основать колонию можно уже с первого пуска, если, конечно, подойти к этому вопросу серьезно. При этом у компании, как и говорилось выше, есть реальный прототип, а не только чертежи и теоретическое обоснование.
Здесь есть одно «но». Для реализации задуманного компании предстоит не только доработать Starship, но и разработать технологию дозаправки корабля метаном и жидким кислородом на низкой орбите Земли. Тем не менее, руководство NASA явно верит в успешный исход проекта, поэтому оно доверило реализацию сложнейшего проекта частной космической компании. Причем еще до того, как Starship удалось посадить после успешного полета.
Взаимовыгодное сотрудничество
У SpaceX есть и деньги, и технологии, но все же компания нуждается в помощи NASA для реализации своего проекта по колонизации Марса. В качестве промежуточного этапа компания вполне может помочь агентству освоить Луну или хотя бы доказать возможность возвращения на естественный спутник Земли. Этот этап можно считать финальным перед полетом на Марс.
SpaceX, сотрудничая с НАСА, убивает двух, а может и больше, “зайцев”. Компания получила возможность тестировать свои технологии, отрабатывать полет в дальний космос и посадку на Луну, пусть и находящуюся к Земле гораздо ближе, чем Марс.
НАСА, в свою очередь, получила надежного партнера с рядом новейших технологий, которые помогут человечеству вернуться на Луну. Агентство изучало возможность возвращения на Луну и полета на Марс на протяжении десятилетий, не предпринимая особо решительных шагов в этом направлении. А теперь у него есть все необходимое.
Есть еще один важный момент. Работа SpaceX по освоению Луны или Марса рано или поздно потребует установки атомных систем для производства электричества. Частная компания получить доступ к таким системам не сможет либо это будет крайне сложный процесс. Но благодаря сотрудничеству с государственным агентством можно быть уверенным, что правительство США поспособствует решению вопроса.
Почему NASA спонсирует фактического конкурента?
На Хабре уже не раз упоминалась сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System от НАСА. На ее разработку ушло огромное количество ресурсов, и ракета до сих пор не готова. Но даже в случае готовности сильно часто ее использовать бы не получилось: один пуск стоит $2 млрд. Это огромная сумма, которой той же компании SpaceX хватит на создание нескольких собственных ракет, которые при этом можно использовать второй, третий, десятый раз.
SpaceX заявила, что может строить по одному Starship в месяц, грузоподъемность Starship и Super Heavy составляет 100 тонн. У Space Launch System грузоподъемность примерно такая же. Но благодаря SpaceX NASA сможет отправлять 100 тонн полезного груза ежемесячно, если возникнет такая необходимость. В случае же использования SLS пуски можно совершать примерно раз в год. Просто потому, что SLS ну очень дорогая в эксплуатации.
В рамках программы Human Landing System NASA одобрило космические аппараты Starship и Super Heavy. Агентство фактически финансирует конкурента SLS, но делает это с умыслом. $2,86 млрд, инвестированных в SpaceX, — гораздо меньше суммы, которая вложена в разработку SLS. Возможно, агентство в итоге вообще прекратит попытки ввести в строй эту сверхдорогую ракету и остановится на транспорте SpaceX.
Благодаря партнеру агентство сможет выполнить космические программы по освоению Луны и Марса гораздо быстрее и с меньшими затратами, чем в случае доработки собственной ракеты. В общем-то, конкурентом ее сложно назвать — уж слишком очевидны недостатки SLS по сравнению со Starship и Super Heavy.
В сухом остатке
Не будет лишним повторить, что сотрудничество NASA и SpaceX — win-win ситуация для обеих организаций. Возможности партнеров дополняют друг друга и способны ускорить работу как государственного агентства, так и частной компании. Потенциал этого сотрудничества весьма высок.
Хотелось бы надеяться, что все это приведет к быстрой реализации мечты многих людей — освоению околоземного пространства и дальнего космоса.
SinsI
Может, $2 млрд — это всё-таки не дополнительные расходы на дополнительный пуск, а общая сумма расходов (в которую добавляются и все гигантские расходы на НИОКР) делённая на планируемое число пусков?
gsaw
По этой ссылке, есть ссылка на еще одну статью на английском. Там приводятся такие цифры. Полная разработка SLS, включая наземные службы обойдется 13 Миллиардов
А дальше постройка каждой ракеты, тестирования, транспортирвока к месту запуска по прикидкам не более 2 миллиарда в год. Плюс наземные службы потребляю.т примерно 2.4 мллиарда в год.
В сумме с 2018 по 2030 расчитывают на 47 миллиардов затрат на постройку и оперативные расходы. Итого разработка 13 плюс 47 получается всего 60 миллиардов. И запланировано всего 20 пусков. Тоесть получается 3 миллиарда на пуск одной ракеты.
NLO
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
gsaw
> Таки 3 гигабакса за запуск — это хорошо или плохо?
Не хорошо и не плохо, это 3 миллиарда.
sith
Постойте… Получается, что можно запросто выйти в топ развитых стран и мировых экономик — нужно лишь выпускать не понятно чем обеспеченные рубли, взамен получать реальную венесуэльскую/арабскую нефть, американские iPhones, китайские портки, бразильский кофе, колумбийский кокс и т.д.
Осталось только найти 7 миллиардов идиотов, которые эти рубли будут покупать (то, что они идиоты следует из Вашего комментария — человек в здравом уме не стал бы обменивать свои реальные ресурсы на ничем не обеспеченную зелёную бумагу).
user1er
Человек в здравом уме тут не подходит, а вот валютная проститутка в самый раз. Даже аббревиатура к инициалам подходит
Wan-Derer
При том что она даже не полностью зелёная :)
SomaTayron
Вы вроде сами отметили «но» по дозаправке. Сколько будет стоить ее разработка и пуски?
Прикидки по пускам — от лукавого. Чем больше пусков, тем дешевле каждый из них, таков уж закон серийности.
Ну, и в довесок напомню суть претензий Безоса
habr.com/ru/news/t/554678
«Blue Origin обвинила НАСА в неправильной оценке предложения по Blue Moon, посадочному модулю, который компания Безоса разрабатывает совместно с подрядчиками Northrop Grumman, Lockheed Martin и Draper.»
Хотя, это уже их песочница, пусть кидаются друг в друга как хотят. Интереснее то, что контрактов по сути несколько, с разными компаниями. А раз так, то ничего «ключевого в истории» нет, те же контракты с несколькими частниками, и все курирует НАСА