Хабр, привет! Меня зовут Александр, мне 33 года и я алкоголик вроде уже писал сюда статью, но расскажу о себе более подробно: я работаю техлидом разработки в блоке ИТ-развития корпоративного бизнеса в РСХБ-Интех. Мы с командой пришли сюда полгода назад, но уже освоились и работаем в полную силу. Мы получили служебную записку, что нужно обязательно написать о том, как классно у нас работать, я на планерке вытянул короткую спичку и буду теперь писать за всех. Шутка! На самом деле у каждого из нас есть возможность по желанию писать статьи для блога РСХБ на любую тематику, прямо или косвенно связанную с нашей работой. Вот я и решил начать с общих статей-размышлений: о том, как мы работаем, как поживает ИТ в современных российских банках и какие у него перспективы. И ещё - как здесь можно вырасти профессионально и карьерно, и почему стереотипы о банковских программистах и программном обеспечении, которое они делают, актуальны так же, как новости вчерашнего дня. Поехали!
Для чего я вообще вышел к микрофону?
До РСХБ я прошел через десяток разных компаний и проектов - в различных ролях: от обычного “кодера на галере” до управленца. Начинал я C++ программистом на проектах для крупного автомобильного концерна в московской фирме в конце нулевых-начале 10-х годов. Первые несколько лет жил в Москве, но в какой-то момент осознал, что не хочу связывать свою жизнь с этим городом. Причин тому много, не буду углубляться, а просто скажу - в результате я оказался в Краснодаре. Местное ИТ на самом деле достаточно пестрое и разнообразное: здесь штаб известно-какого-ритейлера, региональные офисы нескольких телекомов, интеграторов и целый мешок относительно мелких ИТ-компаний.
Продолжив на проектах биллинга в сфере ЖКХ и экспертных систем безопасности, я постепенно вырос от простого программиста до ведущего, попрыгал по разным технологическим стекам и даже побывал “менеджером”. Последнее закавычено, потому что это был скорее “мастер-на-все-руки”, который и задачи раздает, и код пишет, и сервера настраивает. Такая работа, прямо скажем, жутко затягивает - ты становишься незаменимым персонажем. Но затягивает она также и узел вокруг шеи - не получится убежать куда-то - непонятно, на чем фокусировать резюме и в каком направлении развиваться.
В какой-то момент я оказался на перепутье: с одной стороны - собственный интегратор при крупном телекоме, с другой - банк. Идти работать к провайдеру, техническую поддержку которого не так давно я три недели пытался убедить, что уже перезагружал роутер, я в итоге не решился. И скажу сразу - банк это не РСХБ и даже не близко, но он в первой сотне, и поэтому я могу судить о рынке со стороны его среднего слоя - самого показательного. Название его я не скажу, потому что обсуждать открыто прошлого работодателя дело неблагородное и неблагодарное.
В душе я немного авантюрист, а когда оттуда выхожу, то вообще тормоза срывает. Мне было интересно испытать себя на закостенелость мышления и проверить валидность своих стереотипов. Все мои прошлые взаимодействия с банковскими программистами в основном сводились к объяснению прописных истин - например, что в JSON значения строковых переменных передаются в кавычках.
Но банк я выбрал ещё и потому, что там было четко понятно, чем именно мне предстоит заниматься - на первом собеседовании мне сразу рассказали про проект. Телеком же пространно говорил про развитие и широкие перспективы проектной деятельности подразделения в ландшафте совреме… никакой конкретики, короче. Это уже потом выяснится, что под “проектом” подразумевался кусок дурно пахнущего legacy от подрядчика, который обожал нанимать на работу студентов. И вообще считалось, что заниматься им - значит испортить себе нервы и настроение на несколько месяцев. Мы с командой перелопатили проект чуть более чем полностью и сделали из него то, о чем потом писали джинсу местные оффлайн-журналы - мягко выражаясь, перезапустили.
Банк имел очень скромную до неотличимости от ручного труда автоматизацию и ИТ-тусовку, оставляющую на моем лице после знакомства с ней выражение, сильно смахивающее на известную рыбу-каплю. Тем не менее мне удалось раскачать процессы и запустить в разработку еще несколько современных проектов. Не bleeding edge, но скорее революция, чем эволюция. Попутно в моей голове сменилось много мыслей о том, какое оно: ИТ в банках.
Ты помнишь, как все начиналось?
Раньше я считал банки чем-то вроде тихой гавани для программистов - в них всегда стабильно платили (часто ниже рынка, но компенсируя постоянством). При этом уровень требований к компетенциям кандидата был не слишком высоким. Из первых версий самобытного финтеха (всяких советских гос.контор при министерствах) в них пришло много людей, имевших неплохой по тогдашним меркам технический скилл. Это позволило создать задел для достойного уровня автоматизации процессов.
С окончанием эпохи накопления первоначального капитала, образовалось много специализированных компаний, которые начали переманивать к себе самых толковых банковских ИТшников. Поэтому общий уровень компетенций в банках понижался, а технологическое устаревание все больше росло - модернизировать ранее написанный софт становилось некому. Решали проблему классически - деньгами - покупая практически все подряд. Сформировался стандартный секторальный ИТ-рынок - ряд компаний, которые пишут софт исключительно для банков и слабо известны широкой аудитории. Причем часто этот софт был не настолько узкоспециализированным, чтобы его нельзя было заменить на широко используемый аналог. Но в головах банковских ИТшников крепко засел стереотип об уникальных свойствах. Внедрялся он путем постоянных увещеваний о фиктивных сертификациях, возможности безболезненного использования ГОСТовой криптографии и прочего шизофазического бреда.
В результате и без того отсталый софт стал отставать еще быстрее в силу ограниченной конкуренции и жадности поставщиков. Это продолжалось достаточно долго - до того момента, когда цена человеко-дня у них не приблизилась к месячной зарплате среднего программиста. Тогда начал решать рынок - и в банки пришла своя разработка.
Было/стало
Стоит только посмотреть в сторону зелёного (или уже салатового?) банка; или красно белого с подчеркиванием; или желтого, с легким пивным амбре - и сразу становится понятно, что эти ребята (и некоторые, кого не упомянул) - настоящие геймбрейкеры: они меняют правила. Теперь совсем уже фу-фу не делать хорошо клиентам на расстоянии и тратить больше пары минут на удовлетворение потребностей. Дистанция стала нормой, и тащиться в отделения теперь ну просто дурной тон (особенно если их нет, лолшто?). Наши банки быстро поняли плюсы удаленной работы с клиентами и вроде бы даже по этому показателю оказались в мире на одном из первых мест.
Появилась здоровая конкуренция за клиента. А клиенты у нас тоже особые - с одной стороны, ультралояльные, потому что доверяют нам свои кровные. С другой стороны, они же готовы искупать нас в ушате помоев - потому что доверяют нам свои кровные. Нужно было делать продукт, который удовлетворит всех, и желательно, если он вместе с этим даст уникальный, никем еще не растиражированный опыт.
Бывшие поставщики софта, привыкшие жить на оверкост, продавая что-то, чему никто все равно не сможет провести техническую экспертизу, заволновались. Ведь банки - от самых крупных до средних - начали формировать у себя внутри продуктовые команды, на фоне результатов работы которых минусы покупного софта начали светиться как стригущий лишай под лампой Вуда. Покупной софт стал более отсталым и дорогим по сравнению с тем, что может выдать своя команда. Мнимые достоинства, так хорошо принимаемые менеджерами, нивелировались технарями на раз-два. А оплата услуг кого-то, кто кроме работы программиста оплачивает еще и протирание штанов 5-6 менеджеров на совещаниях, стала казаться избыточной.
Кроме того, получив такой софт, приходилось тратить много времени и внутренних сил на его адаптацию и интеграцию под условия конкретного бизнеса: редко когда из коробки мы получаем ровно то, что хотели - более вероятно, что нам попытаются скормить недожеванный кем-то до нас продукт. Ведь это снаружи банк кажется монолитной структурой - внутри же он разбит по направлениям бизнеса, которые иногда еще и конкурируют между собой. И каждый бизнес требует подстройки софта под его нужды.
При этом далеко не факт, что подстройка под одного внутреннего заказчика как-то подойдет другому. Естественно, "внешники" при этом улыбаются самой теплой улыбкой, потому что внутри у них начинает бешено крутиться счетчик легких денег.
Хотя, чего уж греха таить, при любом привлечении внешников, основная работа все равно велась внутри - физически невозможно прописать в договоре все условия и ситуации. А любой shift влево, shift вправо, и тут же начинается нытье с требованием позолотить потные ладошки.
ИТ пришлось эволюционировать из сервисного подразделения в равноправного участника продуктовых команд с прицелом на становление драйвером развития. Со временем внутренняя разработка стала приносить больше профита, чем все возможные затраты на нее, даже с учетом всех требуемых ИТшниками плюшек - комфортного вознаграждения за умственные усилия, удаленной или гибридной работы с хорошим офисом и тому подобного.
Наша система так не умеет
Если бы мне давали пару баксов каждый раз когда я слышу эту фразу, то я бы задумался о новом способе заработка: их можно выгодно реинвестировать в ставку на то, что я услышу эту фразу на следующем митинге. Причин возникновения этой фразы много, и далеко не все они связаны с нежеланием брать на себя дополнительную работу.
Некоторые банковские системы, с учетом сказанного в прошлом пункте, выпущены уже устаревшими. И даже в случае передачи исходных кодов - провести глобальный рефактор можно, только имея соответствующие компетенции. Об исходниках, кстати, часто никто и не вспоминает, потому что не думает в момент покупки, что вендор окажется (удивительно) жадным и не захочет бесплатно чинить собственные косяки и выполнять обещания по поддержке продукта.
Обладатели знаний, как провести преобразование по маршруту “говн. - конф.”, слишком ценятся, чтобы закрывать их в тюрьме вечной 3-й линии поддержки - происходит их естественное вымывание из проекта. Если не проводить то, о чем я писал в прошлой статье, то проект очень быстро придет в состояние крайней технологической отсталости. А некоторые продукты так и вообще лучше не трогать, потому что просто посыпятся, да и сакральное знание о том, как заставить их работать, давно уже утеряно.
К тому же у вендоров патологически отсутствует желание документировать свои, кхм, творения. Не то, чтобы поставить документацию, а хотя бы просто оставить в коде внятные комментарии… Может быть, это следствие сознательной работы по их оттуда удалению? Все это только подкрепляет тезис о пользе и выгоде собственной разработки, которая может и код писать, и объяснять, как он работает.
Люди - это новая нефть
Вы можете резонно сказать - Александр, ты не прав! Таких вендоров, как ты описал, не более чем 14,8%, а в основном это самоотверженные, бескорыстные, преданные своему делу специалисты мирового уровня, которые без сна и отдыха, за 2004 рубля в месяц пишут лучшее в мире программное обеспечение, которое полностью и всеобъемлюще буквально вот послезавтра покроет все-все-все потребности любого банка, независимо от масштаба и состава бизнеса. И передадут все права. И будут осуществлять техническую поддержку 24/7/365, по необходимости выезжая хоть в сибирскую деревню, хоть на Луну.
У нас же свобода слова - говорите, а я отвечу - НЕТЪ. За годы взаимодействий с "внешниками" я железобетонно укрепился в уверенности: если хочешь что-то делать хорошо - делай это сам. Ну не обязательно вот прям “сам” - часто не столько сам, а большой разноплановой командой. Но так можно создать что-то действительно стоящее, качественное, быстрое, красивое, классное, крутое, космически-офигительное. Короче то, чем по-настоящему можно гордиться всю сознательную жизнь.
Собственно, мы в РСХБ думаем абсолютно так же. Наша цель сейчас — перевод ? проектов на самостоятельную разработку. А проектов у нас множество - монолитные legacy, микросервисные системы, интеграционные сервисы, веб-площадки и порталы. В общем, легко найти проект по душе и максимально полно применить свои скиллы. Уровень которых может быть совершенно разный - от супер-профи до зеленых новичков.
В общем, гоу к нам - мы создаем. Потому что мы можем.
ionicman
Прямо сахарной маркетинговой ватой потянуло, настолько все приторно. Прямо красный стоп сигнал из цикла «У нас есть печеньки!».
В здравом уме люди пойдут работать к вам в банк только если будут ну ооочень хорошие плюшки.
Потому что большинство банков — это заросшее болото легаси с плавающими кусками всего, что только было (и микросервисов, и порталов и других веб-кусков и сервисов), иногда уже полуразложившихся, потонуть которым мешает материал, из которого они сделаны.
И попав в такое болото один раз, скиллы, в нем полученные, пригодятся только в этом самом или подобном болоте.
adboldyrev Автор
Вот именно потому что этот стереотип давно уже неверный я и написал статью)
ionicman
Именно поэтому у них давно нет никаких «мы преодолеем», там абсолютно другой подход.
Хотите показать, что Вы — другие? Тогда вместо маркетинговой чуши опишите реальные задачи, которыми занимались, что делали, как изменили, какие технологии — это да, интересно, это может повлиять на кредит доверия.
А пока что, судя по тексту, полностью состоящему из сладкой мути и полному отсутствию конкретики, все точно такое же как и во всей вашей сфере — только сладкие да красные словца и надувание щек, а на деле — пузыри с метаном.
adboldyrev Автор
> Это все еще верно для большинства банков, за исключением сильно прогрессивных, коих единицы.
Ну нееет же — так было в нулевые, согласен. Умирало в десятые. Но сейчас уже третий эшелон переходит на собственную разработку. Собственно я рефлексирую на этот счет в своей статье.
> Тогда вместо маркетинговой чуши опишите реальные задачи, которыми занимались, что делали, как изменили, какие технологии — это да, интересно, это может повлиять на кредит доверия.
И это уже есть в нашем блоге. И будет дальше. А затолкать все в одну статью нереально.
> А пока что, судя по тексту, полностью состоящему из сладкой мути и полному отсутствию конкретики, все точно такое же как и во всей вашей сфере — только сладкие да красные словца и надувание щек, а на деле — пузыри с метаном.
Я конечно сейчас кину в виде «дайте пруфы», но где эта самая «сладкая муть» и «полное отсутствие конкретики»?
ionicman
А вы меньше воды лейте — у вас вся статья — одна вода. Ни тех подробностей, ни стэка — НИЧЕГО.
Вот:
И самое сладкое:
Еще надо? — я тогда всю вашу статью на цитаты растащу.
Вы считаете, что телефонный спам это «конкуренция за клиента»? Или может быть тащится по каждому чиху не надо? Не смешите. Вы используете другие технологии для этого и не абузите чужое время? Так и напишите тогда про это.
Вы хотели привлечь технарей к вам маркетинговой статьей, серьезно?
Еще раз — начинать надо было с того, о чем я выше писал — со стэка, с технологий, с того, ради чего было-бы интересно к вам пойти.
А так вся ваша статья может быть заменена одной фразой:
«Мы стали другими, у нас тут горы работы всякой (мелким текстом: оставшейся со времен когда мы были прежними), приходите разгребать наши авгиевы конюшни!» — и конечно, это прямо привлекательно и продающе! — и народ ломанулся вам в HR-отдел звонить…
adboldyrev Автор
Все что я могу ответить — присылайте резюме, возьмём вас на работу и переубедили делом, а не словом)
ionicman
«В следующей статье, я как тех.лид, расскажу о стэке технологий, применяемой у нас, и о проектах в рамках нашей сферы деятельности и вы измените свое мнение о нас»
… но нет.
Как вы там в статье-то написали: "НЕТЪ", спасибо.
followwhiterabbit
Ну прямо разнесли в пух и прах, похоже что-то личное прям прорезалось у вас.
Да, статья беззубая, но написана хорошо. Я бы конечно не бросился работать к ним, но ввобще интересно о их проектах почитать.
ionicman
Ничего личного, просто надоели пустые корпоративные статьи с маркетинговыми лозунгами из тв-магазина.
adboldyrev Автор
Ну хотя бы если «ничего личного», то и не нужно транслировать негатив. Я достаточно указал, что статья первая, что хочу писать еще, в том числе углубляясь в технику. И Хабр достаточно нормальная площадка, чтобы выразить свое мнение о своей работе — потому что в основном тут один негатив и причитания, как все плохо и станет еще хуже.
Мы делаем реально хороший софт и мне хочется о нем рассказать пусть и в дальнейшем. И форма и содержание моего рассказа — исключительно мой выбор.
Вы простите, но если не нравится — пройдите мимо.
followwhiterabbit
Вы явно не сильны в сарказме. У вас куча постов личного от которого несет гнильем. Честно говоря, ощущение явной обиды на банк.
Так то все так, и у вас я вижу вторая публикация. Так что все вполне нормально. Ждем хороших технических статей