Хабр, привет! Меня зовут Александр, мне 33 года и я алкоголик вроде уже писал сюда статью, но расскажу о себе более подробно: я работаю техлидом разработки в блоке ИТ-развития корпоративного бизнеса в РСХБ-Интех. Мы с командой пришли сюда полгода назад, но уже освоились и работаем в полную силу. Мы получили служебную записку, что нужно обязательно написать о том, как классно у нас работать, я на планерке вытянул короткую спичку и буду теперь писать за всех. Шутка! На самом деле у каждого из нас есть возможность по желанию писать статьи для блога РСХБ на любую тематику, прямо или косвенно связанную с нашей работой. Вот я и решил начать с общих статей-размышлений: о том, как мы работаем, как поживает ИТ в современных российских банках и какие у него перспективы. И ещё - как здесь можно вырасти профессионально и карьерно, и почему стереотипы о банковских программистах и программном обеспечении, которое они делают, актуальны так же, как новости вчерашнего дня. Поехали!

Для чего я вообще вышел к микрофону?

До РСХБ я прошел через десяток разных компаний и проектов - в различных ролях: от обычного “кодера на галере” до управленца. Начинал я C++ программистом на проектах для крупного автомобильного концерна в московской фирме в конце нулевых-начале 10-х годов. Первые несколько лет жил в Москве, но в какой-то момент осознал, что не хочу связывать свою жизнь с этим городом. Причин тому много, не буду углубляться, а просто скажу - в результате я оказался в Краснодаре. Местное ИТ на самом деле достаточно пестрое и разнообразное: здесь штаб известно-какого-ритейлера, региональные офисы нескольких телекомов, интеграторов и целый мешок относительно мелких ИТ-компаний.

Продолжив на проектах биллинга в сфере ЖКХ и экспертных систем безопасности, я постепенно вырос от простого программиста до ведущего, попрыгал по разным технологическим стекам и даже побывал “менеджером”. Последнее закавычено, потому что это был скорее “мастер-на-все-руки”, который и задачи раздает, и код пишет, и сервера настраивает. Такая работа, прямо скажем, жутко затягивает - ты становишься незаменимым персонажем. Но затягивает она также и узел вокруг шеи - не получится убежать куда-то - непонятно, на чем фокусировать резюме и в каком направлении развиваться.

В какой-то момент я оказался на перепутье: с одной стороны - собственный интегратор при крупном телекоме, с другой - банк. Идти работать к провайдеру, техническую поддержку которого не так давно я три недели пытался убедить, что уже перезагружал роутер, я в итоге не решился. И скажу сразу - банк это не РСХБ и даже не близко, но он в первой сотне, и поэтому я могу судить о рынке со стороны его среднего слоя - самого показательного. Название его я не скажу, потому что обсуждать открыто прошлого работодателя дело неблагородное и неблагодарное.

В душе я немного авантюрист, а когда оттуда выхожу, то вообще тормоза срывает. Мне было интересно испытать себя на закостенелость мышления и проверить валидность своих стереотипов. Все мои прошлые взаимодействия с банковскими программистами в основном сводились к объяснению прописных истин - например, что в JSON значения строковых переменных передаются в кавычках.

Но банк я выбрал ещё и потому, что там было четко понятно, чем именно мне предстоит заниматься - на первом собеседовании мне сразу рассказали про проект. Телеком же пространно говорил про развитие и широкие перспективы проектной деятельности подразделения в ландшафте совреме… никакой конкретики, короче. Это уже потом выяснится, что под “проектом” подразумевался кусок дурно пахнущего legacy от подрядчика, который обожал нанимать на работу студентов. И вообще считалось, что заниматься им - значит испортить себе нервы и настроение на несколько месяцев. Мы с командой перелопатили проект чуть более чем полностью и сделали из него то, о чем потом писали джинсу местные оффлайн-журналы - мягко выражаясь, перезапустили.

Банк имел очень скромную до неотличимости от ручного труда автоматизацию и ИТ-тусовку, оставляющую на моем лице после знакомства с ней выражение, сильно смахивающее на известную рыбу-каплю. Тем не менее мне удалось раскачать процессы и запустить в разработку еще несколько современных проектов. Не bleeding edge, но скорее революция, чем эволюция. Попутно в моей голове сменилось много мыслей о том, какое оно: ИТ в банках.

Ты помнишь, как все начиналось?

Раньше я считал банки чем-то вроде тихой гавани для программистов - в них всегда стабильно платили (часто ниже рынка, но компенсируя постоянством). При этом уровень требований к компетенциям кандидата был не слишком высоким. Из первых версий самобытного финтеха (всяких советских гос.контор при министерствах) в них пришло много людей, имевших неплохой по тогдашним меркам технический скилл. Это позволило создать задел для достойного уровня автоматизации процессов.

С окончанием эпохи накопления первоначального капитала, образовалось много специализированных компаний, которые начали переманивать к себе самых толковых банковских ИТшников. Поэтому общий уровень компетенций в банках понижался, а технологическое устаревание все больше росло - модернизировать ранее написанный софт становилось некому. Решали проблему классически - деньгами - покупая практически все подряд. Сформировался стандартный секторальный ИТ-рынок - ряд компаний, которые пишут софт исключительно для банков и слабо известны широкой аудитории. Причем часто этот софт был не настолько узкоспециализированным, чтобы его нельзя было заменить на широко используемый аналог. Но в головах банковских ИТшников крепко засел стереотип об уникальных свойствах. Внедрялся он путем постоянных увещеваний о фиктивных сертификациях, возможности безболезненного использования ГОСТовой криптографии и прочего шизофазического бреда.

В результате и без того отсталый софт стал отставать еще быстрее в силу ограниченной конкуренции и жадности поставщиков. Это продолжалось достаточно долго - до того момента, когда цена человеко-дня у них не приблизилась к месячной зарплате среднего программиста. Тогда начал решать рынок - и в банки пришла своя разработка.

Было/стало

Стоит только посмотреть в сторону зелёного (или уже салатового?) банка; или красно белого с подчеркиванием; или желтого, с легким пивным амбре - и сразу становится понятно, что эти ребята (и некоторые, кого не упомянул) - настоящие геймбрейкеры: они меняют правила. Теперь совсем уже фу-фу не делать хорошо клиентам на расстоянии и тратить больше пары минут на удовлетворение потребностей. Дистанция стала нормой, и тащиться в отделения теперь ну просто дурной тон (особенно если их нет, лолшто?). Наши банки быстро поняли плюсы удаленной работы с клиентами и вроде бы даже по этому показателю оказались в мире на одном из первых мест. 

Появилась здоровая конкуренция за клиента. А клиенты у нас тоже особые - с одной стороны, ультралояльные, потому что доверяют нам свои кровные. С другой стороны, они же готовы искупать нас в ушате помоев - потому что доверяют нам свои кровные. Нужно было делать продукт, который удовлетворит всех, и желательно, если он вместе с этим даст уникальный, никем еще не растиражированный опыт.

Бывшие поставщики софта, привыкшие жить на оверкост, продавая что-то, чему никто все равно не сможет провести техническую экспертизу, заволновались. Ведь банки - от самых крупных до средних - начали формировать у себя внутри продуктовые команды, на фоне результатов работы которых минусы покупного софта начали светиться как стригущий лишай под лампой Вуда. Покупной софт стал более отсталым и дорогим по сравнению с тем, что может выдать своя команда. Мнимые достоинства, так хорошо принимаемые менеджерами, нивелировались технарями на раз-два. А оплата услуг кого-то, кто кроме работы программиста оплачивает еще и протирание штанов 5-6 менеджеров на совещаниях, стала казаться избыточной.

Кроме того, получив такой софт, приходилось тратить много времени и внутренних сил на его адаптацию и интеграцию под условия конкретного бизнеса: редко когда из коробки мы получаем ровно то, что хотели - более вероятно, что нам попытаются скормить недожеванный кем-то до нас продукт. Ведь это снаружи банк кажется монолитной структурой - внутри же он разбит по направлениям бизнеса, которые иногда еще и конкурируют между собой. И каждый бизнес требует подстройки софта под его нужды.

При этом далеко не факт, что подстройка под одного внутреннего заказчика как-то подойдет другому. Естественно, "внешники" при этом улыбаются самой теплой улыбкой, потому что внутри у них начинает бешено крутиться счетчик легких денег.  

Хотя, чего уж греха таить, при любом привлечении внешников, основная работа все равно велась внутри - физически невозможно прописать в договоре все условия и ситуации. А любой shift влево, shift вправо, и тут же начинается нытье с требованием позолотить потные ладошки.

ИТ пришлось эволюционировать из сервисного подразделения в равноправного участника продуктовых команд с прицелом на становление драйвером развития. Со временем внутренняя разработка стала приносить больше профита, чем все возможные затраты на нее, даже с учетом всех требуемых ИТшниками плюшек - комфортного вознаграждения за умственные усилия, удаленной или гибридной работы с хорошим офисом и тому подобного.

Наша система так не умеет

Если бы мне давали пару баксов каждый раз когда я слышу эту фразу, то я бы задумался о новом способе заработка: их можно выгодно реинвестировать в ставку на то, что я услышу эту фразу на следующем митинге. Причин возникновения этой фразы много, и далеко не все они связаны с нежеланием брать на себя дополнительную работу.

Некоторые банковские системы, с учетом сказанного в прошлом пункте, выпущены уже устаревшими. И даже в случае передачи исходных кодов - провести глобальный рефактор можно, только имея соответствующие компетенции. Об исходниках, кстати, часто никто и не вспоминает, потому что не думает в момент покупки, что вендор окажется (удивительно) жадным и не захочет бесплатно чинить собственные косяки и выполнять обещания по поддержке продукта. 

Обладатели знаний, как провести преобразование по маршруту “говн. - конф.”, слишком ценятся, чтобы закрывать их в тюрьме вечной 3-й линии поддержки - происходит их естественное вымывание из проекта. Если не проводить то, о чем я писал в прошлой статье, то проект очень быстро придет в состояние крайней технологической отсталости. А некоторые продукты так и вообще лучше не трогать, потому что просто посыпятся, да и сакральное знание о том, как заставить их работать, давно уже утеряно.

К тому же у вендоров патологически отсутствует желание документировать свои, кхм, творения. Не то, чтобы поставить документацию, а хотя бы просто оставить в коде внятные комментарии… Может быть, это следствие сознательной работы по их оттуда удалению? Все это только подкрепляет тезис о пользе и выгоде собственной разработки, которая может и код писать, и объяснять, как он работает.

Люди - это новая нефть

Вы можете резонно сказать - Александр, ты не прав! Таких вендоров, как ты описал, не более чем 14,8%, а в основном это самоотверженные, бескорыстные, преданные своему делу специалисты мирового уровня, которые без сна и отдыха, за 2004 рубля в месяц пишут лучшее в мире программное обеспечение, которое полностью и всеобъемлюще буквально вот послезавтра покроет все-все-все потребности любого банка, независимо от масштаба и состава бизнеса. И передадут все права. И будут осуществлять техническую поддержку 24/7/365, по необходимости выезжая хоть в сибирскую деревню, хоть на Луну. 

У нас же свобода слова - говорите, а я отвечу - НЕТЪ. За годы взаимодействий с "внешниками" я железобетонно укрепился в уверенности: если хочешь что-то делать хорошо - делай это сам. Ну не обязательно вот прям “сам” - часто не столько сам, а большой разноплановой командой. Но так можно создать что-то действительно стоящее, качественное, быстрое, красивое, классное, крутое, космически-офигительное. Короче то, чем по-настоящему можно гордиться всю сознательную жизнь.

Собственно, мы в РСХБ думаем абсолютно так же. Наша цель сейчас — перевод ? проектов на самостоятельную разработку. А проектов у нас множество - монолитные legacy, микросервисные системы, интеграционные сервисы, веб-площадки и порталы. В общем, легко найти проект по душе и максимально полно применить свои скиллы. Уровень которых может быть совершенно разный - от супер-профи до зеленых новичков.

В общем, гоу к нам - мы создаем. Потому что мы можем.