Вводная лекция
1. Идея
Однажды ко мне обратился знакомый юноша и попросил рассказать ему, как решить вопрос налогообложения, когда донаты отправляют деньги на поддержку твоего мобильного бота в телеграмме? А потом еще поинтересовался: а как защитить свои права на идею, чтобы ее не украли и не использовали без разрешения?
После этого разговора мы еще несколько раз общались с ним и другими ребятами, создающими приложения и игры, и вопросов становилось у моих собеседников все больше, по мере того, как развивались их продукты и ими начали интересоваться потенциальные инвесторы и различные посредники.
Последние десятилетия мы видим, как интенсивно растет предложение инновационных услуг, как много интересных идей появляется в головах студентов и молодых специалистов. Но также видим печальную статистику, говорящую нам о том, что более 80% этих проектов умирают, не успев стать полноценными стартапами задолго до того момента, как назваться успешными.
Причин этому несколько, и часть из них в том, что создание стартапа сопряжено, помимо риска недостаточной уникальности идеи, с неопытностью юных фаундеров в вопросах продвижения своих продуктов. Отсутствие элементарных знаний в области права, экономики, финансов, психологии и маркетинга, ограниченность ресурсов на ранних стадиях развития стартапа для найма профессионалов в данных областях – основные проблемы, ожидающие создателей бизнес-проектов на старте…
Знание продукта и умение им управлять, внедрять и продавать – это разные вещи, хотя в бизнесе – всегда сопутствующие. И здесь очевидно, как становится важным, чтобы молодые ребята не только могли создавать новые продукты, реализовывать высокотехнологичные идеи, чему очень способствует университетская среда, но и смогли с умом распорядиться результатом своего труда. Впрочем, это ведь касается не только бизнеса – в продвижении своих идей в научной среде как минимум хорошо бы владеть основами презентации, переговорными навыками, эмпатией и лидерскими качествами.
В максимально доступной форме сделать общий обзор ключевых аспектов предпринимательской деятельности, а в особенности – в сфере стартапов, помочь всем тем, кто вовлечен в процессы взаимодействия с окружающим миром по вопросам создания и развития своих идей и продуктов, - это основная идея, которая привела меня к подготовке данного материала.
Знакомьтесь: Стартап-гид – это краткий свод советов и иногда правил, представленных в одном курсе лекций, которые сформулированы с целью помочь вам выжить в джунглях конкуренции, системных рисков и полнейшей неопределенности. В нем представлены основы корпоративного права, налогообложения, финансов, презентации, маркетинга, а также – ведения переговоров, управления командой и тайм-менеджмента.
2. Задачи курса
Курс построен таким образом, чтобы максимально осветить самые важные вопросы, которые могут возникнуть при продвижении вашего продукта.
В его задачи входит рассказать и объяснить, каким образом создается оболочка для инновационного продукта, научить вас, как и что нужно искать, чтобы ответить на возникающие при этом вопросы, обратить внимание на те подводные камни, которые могут возникнуть при этом.
Прежде всего я обновлю ваши познания в обществознании в части права, экономики и социологии в той части, что нужна при создании и развитии бизнеса. Приведу сравнительный анализ организационно-правовых форм субъектов гражданского права по основным характеристикам – условиям создания субъектов, правам и ответственности участников, расскажу об органах управления в юридических лицах, затронем тему бухгалтерской отчетности и налогообложения. Также проведу краткий исторический экскурс по развитию предпринимательства в мире и в нашей стране – России.
И все это ляжет фундаментом для основного блока лекций – создание и развития стартапов. Мы поговорим с вами об определении и основных характеристиках стартапов, на примерах вы познакомитесь с некоторыми успешными и провальными проектами. Мы проанализируем ошибки, которые могут сильно повредить успеху и рассмотрим варианты, как их постараться избежать.
Я познакомлю вас с юридическими аспектами оформления проектов, с азами российского и международного корпоративного права.
Мы порешаем с вами примеры на определение стоимости стартапов и выясним, какие из широкой линейки методов оценки бизнеса могут оказаться наиболее эффективными для вашего проекта.
Основной своей задачей я вижу ваше ознакомление с азами эффективной работы, как над учебными задачами, так в дальнейшем и над вашими проектами, рабочими и жизненными. В этот краткий курс невозможно заложить весь объем знаний, который вам может пригодиться в реальной жизни. Но я постараюсь рассказать основные вещи и научить, где и как искать нужный материал для решения возникающих вопросов.
Знакомство с фундаментальными понятиями тайм-менеджмента, который вы в том или ином виде применяете на самом деле с самого вашего детства (наверняка у многих висело на стене школьное расписание и расписание кружков на неделю, еще один пример органайзера вашего времени – школьный дневник), позволит вам научиться выявлять потери времени и использовать время с большей эффективностью, оперативно управлять поставленными задачами, не теряя ни одной из них, и реализуя каждую в соответствии с назначенной для нее характеристикой.
Знакомство с основами тим-лидинга даст вам понимание управления чем бы то ни было в целом и собой в частности. Не имеет значения, сколько людей будет в вашей команде: два или несколько десятков тысяч. Основы менеджмента останутся неизменными.
Помимо этого, я расскажу вам об эмпатии и эмоциональном интеллекте, как им можно управлять и как это может пригодиться вам в любых жизненных и рабочих ситуациях.
Вы познакомитесь с правилами ведения переговоров и вспомните азы риторики, которым вас наверняка учили в начальной школе.
Все эти темы представляют собой отдельные разделы одного целого. На рисунке, представленном выше, это целое представлено в виде круга, разделенного на четыре сектора. В совокупности - взаимозависимые неотъемлемые части любого проекта. И я постараюсь максимально понятно рассказать о каждой из них.
«Право» – этот блок крайне важен, так как именно в сфере права находится юридическое оформление всех связанных с проектом действий. Мы поговорим с вами о нормах, регулирующих создание и регистрацию компании, о защите прав на идею, о регуляторных нормах, о юридических аспектах инвестиционных сделок и сделок с контрагентами.
Второй немаловажный блок – это «Финансы и налоги». Если право нацелено на урегулирование всех процедур, связанных с оформлением сделок по проекту, то финансовая сторона вопроса – это управление бюджетами и денежными потоками компании, их аудит и оптимизация, это привлечение инвестиций в проект и обоснование, почему инвесторы должны вложиться именно в него. Сюда же отнесены фискальные требования, как неотъемлемая часть финансового блока любой компании: мы поговорим о том, как облагаются налогами источники финансирования проекта, что влечет за собой получение доходов от проекта основателями и компанией.
Третий блок, тесно связанный с первыми двумя – это «Люди». Человеческий фактор – обязательная часть любого жизненного процесса человека, живущего в социуме. Вы каждый день контактируете с большим количеством людей по самым разным вопросам – с преподавателями и соседями по студенческой скамье или с коллегами по офису, с продавцами в магазинах, а помимо оффлайна – многие из вас проводят за общением определенное количество времени в соцсетях. При создании своего проекта и его продвижении вы неизбежно будете общаться с другими людьми. Это данность. И задача этого сектора круга помочь вам правильно выстроить переговорную позицию, чтобы добиваться своей цели, научиться работать и управлять командой, эффективно взаимодействовать с инвесторами и участниками рынка, на который вы выводите свой продукт. Здесь я остановлюсь подробнее на развитии ваших soft-skills.
И четвертый блок – это «Рынок». В нем будут обязательно затронуты такие важные моменты, как основы маркетинга, анализ целевой аудитории и оценка каналов продаж, я расскажу про основные составляющие презентаций и на примерах разберем отдельные их составляющие. Поговорим о конкуренции и продвижении продукта.
А теперь, когда поставлены цели и определены наши задачи, предлагаю рассмотреть несколько основных определений, которые нам понадобятся при изучении материала.
3. Основные определения
По ходу предоставления материала я буду давать определения в рамках каждой темы. Здесь же остановимся на нескольких обобщающих понятиях. Со многими из них вы уже наверняка знакомы, но я освежу вашу память.
Если в процессе слушания лекций у вас будут возникать вопросы - я приветствую их и постараюсь ответить на все. Ведь моя задача рассказать вам актуальную информацию, применимую к реальной жизни, а не формально вложить в ваши головы ископаемые знания.
Менеджмент в самом широком смысле этого слова – это управление, от английского manage – управлять. По сути, это понятие восходит к известной всем вам «кибернетике» - то есть, управлению, (от греческого ????????????, правящий) и уходит корнями в древнегреческое ??????????? «искусство управления». В Древней Греции термин «кибернетика», изначально имевший значение «искусство кормчего», стал использоваться в переносном смысле для обозначения искусства государственного деятеля, управляющего городом. В этом смысле он, в частности, используется Платоном в его «Законах».
Менеджмент охватывает все сферы жизни, включая управление своим временем, своими задачами, своей жизнью.
Тайм-менеджмент – система принципов, методов и упражнений, нацеленных на максимализацию эффективности управления вашим рабочим временем и временем досуга.
Основная задача управления временем – выстраивание ваших стратегических и тактических задач в стройное дерево, позволяющее своевременно реагировать на дедлайны и не доводить ситуацию до нервного срыва из-за недосыпаний и стрессов, связанных с нарушением сроков сдачи проектов.
Для того, чтобы определить, какие цели и задачи должны быть поставлены, как и в каком объеме их нужно решать, надо разработать стратегию и определиться с методами ее реализации. Остановимся кратко на понимании стратегических и тактических задач, так как этими понятиями мы будем оперировать при дальнейшей работе.
Что такое стратегия и чем она отличается от тактики? Скажем так: Тактика включает в себя набор приемов для выигрывания отдельной битвы, в то время как стратегия - для победы в войне.
Стратегия – еще одно древнегреческое слово в нашем лексиконе. Происходит от др. -греч. ????????? — искусство полководца. Означает оно в целом общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Для того, чтобы этой цели в итоге добиться, необходимо продумать детали реализации стратегии через серию выполнения тактических задач.
Тактика – от др.-греч. ???????? «относящийся к построению войск», от ????? «строй и расположение» - изначально - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями и подразделениями различных видов вооружённых сил, на суше, в воздухе (космосе), на море и информационном пространстве.
В более широком смысле тактика – это совокупность задач, подчиненных одной цели: реализации конкретной стратегии.
Как видите, оба слова пришли к нам из военного дела. Любопытен тот факт, что именно жесткая дисциплина в рядах армий, бескомпромиссный кодекс правил, устав, подарили миру не только воинские победы, но и ряд эффективных управленческих решений, прочно вошедших в деловой, политический и гражданский обиход. Чем четче понимание того, что вы делаете, чем каждый проект лучше структурирован, тем больше шансов на то, что «слабое звено» не сорвет ваши планы. Но об этом мы будем еще неоднократно говорить в дальнейшем.
Проект – (англ. project от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) для наших целей, то есть, в управленческой деятельности - временно?е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Это определение дано по PMBOK - Project Management Body Of Knowledge (Свод знаний по управлению проектами). Дальше мы немного коснемся основных составляющих проектной деятельности, но для более глубокого изучения я вам рекомендую литературу, список которой представлен в конце материала.
Основы проектной деятельности заложены в любой вашей инициативе. Независимо от того, в какой отрасли вы работаете, государственные это структуры или частный бизнес, политический ли олимп, религиозные или благотворительные организации.
Еще одно немаловажное понятие для наших целей – это лидерство. Это интуитивно понятное для вас слово, но все-таки я дам ему определение.
Субъективно – лидерство – это способность вести за собой людей
Англ. слово lead – вести. Можно быть лидером революционеров, как всем вам известный Ульянов-Ленин, например. Можно – лидером нации. Таковым себя называют избранные президенты США, а еще диктаторы. Лидером нации однозначно был, например, Фидель Кастро. Можно - главарем банды, как, к примеру, Томас Шелби в «Острых козырьках» или крестный отец итальянской мафии Дон Корлеоне. Прекрасный образец лидерства в бизнесе – Стивен Джобс, но о нем мы еще поговорим позднее.
Объективно – лидерство -это система методов и принципов, позволяющих команде под управлением лидера (ведущего) успешно добиваться на регулярной основе стратегических и тактических целей в рамках реализации проекта.
Команда – двое или более профессионалов, объединенных единой целью и воспринимающих реальность «на одной волне». Как правило, члены команды объединены общими мотивами, интересами и/или идеалами, что позволяет им сообща решать тактические задачи для достижения стратегических целей.
Команда может формироваться под отдельный проект, либо, благодаря сплоченности и взаимодополнению друг друга профессиональными качествами каждого члена команды, такие команды являются устойчивыми субъектами на рынке и могут долгие годы работать либо в одной компании, либо подбирая под себя отдельные проекты, реализация которых требует именно hard and soft skills этой конкретной команды.
Пару слов о hard and soft skills.
Очень хайповое название. И сильно расшарено особенно в среде HR, коучей и всякого рода психологов и консультантов. Но что же это такое по своей сути?
Если говорить по-русски, hard skills – это так называемые «жёсткие» навыки – ваши профессиональные навыки – то, что вы приобретаете в процессе учебы в качестве своей специальности. Понимаю, что для физтехов эти навыки можно смело назвать и гибкими, то есть, soft skills, учитывая какое огромное множество областей может стать опорой приложения ваших фундаментальных знаний, но, чтобы не создавать путаницы, пусть это будут hard skills.
Что же такое soft skills? «Гибкие» или «мягкие» навыки - это навыки, связанные с вашей личностью. Как их определяют современные специалисты, - это комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.
Какие «гибкие» навыки мы можем привести сразу в пример? Коммуникативные навыки (умение поддержать разговор, убеждение и аргументация, самопрезентация, навыки продаж, умение работать в команде и т.п.), навыки управления (планирование, мотивирование, делегирование, постановка задач и т.п.).
Термины hard и soft skills берут также начало в военном деле, как рассмотренные нами выше «стратегия» и «тактика». В конце 50х годов XX века армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине "Системы проектирования военной подготовки" 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills - навыками работы с людьми и бумагами. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов "профессиональные навыки" и "личные качества" - hard skills и soft skills.
Эмпа?тия (греч. ?? — «в» + греч. ????? — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания[1]. Соответственно эмпа?т — это человек с развитой способностью к эмпатии.
«Эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.
Эмпатия, являясь составной частью эмоционального интеллекта (EI - emotional intelligence), относится к качествам лидера.
На этом предлагаю завершить вводную лекцию.
Благодарю за внимание.
Продолжение следует.
sovaz1997
Вы сами сколько стартапов запустили? Если нисколько, то советы не имеет смысла. Если хотя бы 1, то советы могут иметь смысл, но они вряд ли на что-то повлияют, т. к. факторов, почему стартап взлетел или не взлетел, может быть огромное множество (и должно повезти, чтобы это множество факторов сошлось). И вряд ли они будут даже близко похожи на ваши предложения, т. к. причина, по которой не взлетел стартап, может быть абсолютно нетривиальной. У каждого свой путь и если бы была работающая инструкция о том, как сделать стартап, ей бы уже давно воспользовались и у нас было бы 100% успешных стартапов. Но в реальности у каждого будет свой путь, свой опыт.
a_Raven Автор
Благодарю за ваш интерес к предмету и комментарий.
Моя задача поделиться собственным опытом и знаниями, рассказать о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться мне, моим коллегам, партнерам при создании и развитии стартапов (моих личных стартапов было два, еще масса проектов, в которых я выступала руководителем, плюс многолетний опыт работы на обеих сторонах баррикад (как представителем со стороны инвестора, так и представителем развивающихся компаний, отвечающим за менеджмент и привлечение финансирования)). Моя профессиональная деятельность предоставила мне массу возможностей изучить довольно приличную груду подводных камней в этой сфере и научиться решать весьма нетривиальные вопросы в связи с этим.
Буду рада, если готовы рассказать о собственном опыте, ведь любой опыт — он, согласна с вами, бесценен и неповторим. И да, предусмотреть все факапы, которые могут встать на пути у основателей стартапа — нереально. Однако, почему бы не поделиться своим практическим и довольно обширным опытом и не подсказать, в каком направлении хотя бы двигаться и как не наступить на отдельные грабли, которые уже по статистике представляют собой закономерность?
С уважением,
Анна