Продолжаем освоение фреймворка GStreamer. Как и было обещано, сегодня рассмотрим подробнее работу с шиной и обработку сообщений различных типов. А в практическом разделе мы напишем небольшое консольное караоке. Итак, начнем.
Напомню, что приложение на GStreamer состоит из различных элементов, помещенных в конвейер и соединенных между собой. Каждый элемент в процессе своей работы может генерировать сообщения различных типов (описаны ниже). Для того, чтобы собирать эти сообщения и доставлять в порядке очередности в основной поток приложения, используется шина.
Каждый конвейер по умолчанию имеет встроенную шину, т.е. ее не нужно создавать или настраивать. Шина извлекается из конвейера следующей функцией:
Есть два способа обработки сообщений на шине — асинхронный и синхронный. Первый способ заключается в том, что к шине подключается обработчик, который по приходу сообщения выполняет какие-то действия. Делается это с помощью функций:
Стоит отметить, что обе эти функции имеют расширенные варианты (*_full), с помощью которых возможна более тонкая настройка обработчика.
Второй способ — это постоянный опрос шины на предмет сообщений. Делается это при помощи функции:
При этом есть возможность забирать из очереди сообщения только определенных типов, а также регулировать продолжительность опроса.
Каждое сообщение характеризуется источником, типом и временной меткой. Чаще всего нет необходимости реагировать на каждый тип сообщения, однако крайне желательно обрабатывать хотя бы сообщения об ошибках. Типов довольно много, вот самые распространенные:
Можно подойти к вопросу об обработке сообщений с другой стороны, а именно подключиться только к интересующим нас сигналам в следующей форме:
Важно! Если вы хотите, чтобы обработчик продолжил реагировать на сообщения, он должен возвращать значение TRUE. Если же прописать возврат FALSE, то после обработки отслеживание сообщений этим обработчиком прекратится.
А сейчас напишем приложение, которое воспроизводит mp3-файл и подавляет в нем определенный диапазон частот (в который входит вокальный диапазон) с помощью элемента audiokaraoke. При этом на выходе мы получаем трек без вокала. Также в консоль выводится текст песни из файла (в кодировке UTF-8).
Конвейер будет выглядеть следующим образом:
Убедитесь, что у вас установлен набор плагинов Ugly (gst-plugins-ugly), поскольку в его состав входит mp3-декодер Mad.
А вот и сама программа:
Компилируем как обычно
и запускаем
Я пробовал запускать приложение (с настройками фильтра по умолчанию) на следующих песнях:
Понятно, что результат сильно зависит от настроек фильтра и от самой песни, поэтому можно поиграть с его параметрами, указанными через #define и посмотреть, что из этого выйдет.
Шина
Напомню, что приложение на GStreamer состоит из различных элементов, помещенных в конвейер и соединенных между собой. Каждый элемент в процессе своей работы может генерировать сообщения различных типов (описаны ниже). Для того, чтобы собирать эти сообщения и доставлять в порядке очередности в основной поток приложения, используется шина.
Каждый конвейер по умолчанию имеет встроенную шину, т.е. ее не нужно создавать или настраивать. Шина извлекается из конвейера следующей функцией:
GstBus * gst_pipeline_get_bus (GstPipeline *pipeline)
Есть два способа обработки сообщений на шине — асинхронный и синхронный. Первый способ заключается в том, что к шине подключается обработчик, который по приходу сообщения выполняет какие-то действия. Делается это с помощью функций:
guint gst_bus_add_watch (GstBus *bus, GstBusFunc func, gpointer user_data)
void gst_bus_add_signal_watch (GstBus *bus)
Стоит отметить, что обе эти функции имеют расширенные варианты (*_full), с помощью которых возможна более тонкая настройка обработчика.
Второй способ — это постоянный опрос шины на предмет сообщений. Делается это при помощи функции:
GstMessage *gst_bus_poll (GstBus *bus, GstMessageType events, GstClockTime timeout)
При этом есть возможность забирать из очереди сообщения только определенных типов, а также регулировать продолжительность опроса.
Сообщения
Каждое сообщение характеризуется источником, типом и временной меткой. Чаще всего нет необходимости реагировать на каждый тип сообщения, однако крайне желательно обрабатывать хотя бы сообщения об ошибках. Типов довольно много, вот самые распространенные:
- Ошибки, warning'и и информационные сообщения
- Сообщения о конце потока (End of Stream)
- Теги
- Изменения состояний
Можно подойти к вопросу об обработке сообщений с другой стороны, а именно подключиться только к интересующим нас сигналам в следующей форме:
g_signal_connect (bus, "message::error", G_CALLBACK (cb_message_error), NULL)
Важно! Если вы хотите, чтобы обработчик продолжил реагировать на сообщения, он должен возвращать значение TRUE. Если же прописать возврат FALSE, то после обработки отслеживание сообщений этим обработчиком прекратится.
Практика
А сейчас напишем приложение, которое воспроизводит mp3-файл и подавляет в нем определенный диапазон частот (в который входит вокальный диапазон) с помощью элемента audiokaraoke. При этом на выходе мы получаем трек без вокала. Также в консоль выводится текст песни из файла (в кодировке UTF-8).
Конвейер будет выглядеть следующим образом:
Убедитесь, что у вас установлен набор плагинов Ugly (gst-plugins-ugly), поскольку в его состав входит mp3-декодер Mad.
А вот и сама программа:
#include <gst/gst.h>
#define SUPRESS_LEVEL 1.0 // от 0.0 до 1.0
#define MONO_LEVEL 1.0 // от 0.0 до 1.0
#define FILTER_BAND 220.0 // от 0.0 до 441.0
#define FILTER_WIDTH 100.0 // от 0.0 до 100.0
static GMainLoop *loop;
static gboolean my_bus_callback (GstBus *bus, GstMessage *message, gpointer data)
{
switch (GST_MESSAGE_TYPE (message)) {
case GST_MESSAGE_ERROR: {
GError *err;
gchar *debug;
gst_message_parse_error (message, &err, &debug);
g_print ("Error: %s\n", err->message);
g_error_free (err);
g_free (debug);
g_main_loop_quit (loop);
break;
}
case GST_MESSAGE_EOS: {
g_print ("\n\nYou've got 100 points!\n");
g_main_loop_quit (loop);
break;
}
default:
break;
}
/* возвращаем TRUE, поскольку мы хотим, чтобы обработчик продолжал выполнение своих обязанностей */
return TRUE;
}
int main (int argc, char * argv[])
{
if (argc != 3)
{
g_printerr("Usage: %s audiofile.mp3 lyricsfile.txt\n", argv[0]);
return -1;
}
GstElement *pipeline, *audiosrc, *parser, *decoder, *converter, *karaoke, *audiosink;
GstElement *textsrc, *textsink;
GstStateChangeReturn ret;
GstBus *bus;
guint bus_watch_id;
/* Инициализация */
gst_init(NULL, NULL);
/* Создаем элементы */
pipeline = gst_element_factory_make ("pipeline", "pipe");
audiosrc = gst_element_factory_make ("filesrc", "audiosrc");
parser = gst_element_factory_make ("mpegaudioparse", "parser");
decoder = gst_element_factory_make ("mad", "decoder");
converter = gst_element_factory_make ("audioconvert", "converter");
karaoke = gst_element_factory_make ("audiokaraoke", "karaoke");
audiosink = gst_element_factory_make ("autoaudiosink", "audiosink");
textsrc = gst_element_factory_make ("filesrc", "textsrc");
textsink = gst_element_factory_make ("fdsink", "textsink");
if (!pipeline || !audiosrc || !parser || !decoder || !converter || !karaoke || !audiosink || !textsrc || !textsink)
{
g_printerr ("Unable to create some elements\n");
return -1;
}
/* Добавляем элементы в конвейер */
gst_bin_add_many (GST_BIN(pipeline), audiosrc, parser, decoder, converter, karaoke, audiosink, textsrc, textsink, NULL);
/* и связываем их */
if (gst_element_link_many (audiosrc, parser, decoder, converter, karaoke, audiosink, NULL) != TRUE)
{
g_printerr ("Unable to link some elements\n");
gst_object_unref(pipeline);
return -1;
}
if (gst_element_link (textsrc, textsink) != TRUE)
{
g_printerr ("Unable to link text with textsink\n");
gst_object_unref(pipeline);
return -1;
}
/* Задаем элементам свойства */
g_object_set (audiosrc, "location", argv[1], NULL);
g_object_set (textsrc, "location", argv[2], NULL);
g_object_set (karaoke, "level", SUPRESS_LEVEL, "mono-level", MONO_LEVEL,
"filter-band", FILTER_BAND, "filter-width", FILTER_WIDTH, NULL);
/* Запускаем конвейер */
ret = gst_element_set_state (pipeline, GST_STATE_PLAYING);
if ( ret == GST_STATE_CHANGE_FAILURE )
{
g_printerr ("Unable to set pipeline to the playing state\n");
gst_object_unref (pipeline);
return -1;
}
/* Извлекаем шину из конвейера и подключаем к ней обработчик */
bus = gst_element_get_bus (pipeline);
bus_watch_id = gst_bus_add_watch (bus, my_bus_callback, NULL);
gst_object_unref (bus);
/* Запускаем основной поток приложения */
loop = g_main_loop_new (NULL, FALSE);
g_main_loop_run (loop);
/* Освобождаем ресурсы */
gst_element_set_state (pipeline, GST_STATE_NULL);
gst_object_unref (pipeline);
g_source_remove (bus_watch_id);
g_main_loop_unref (loop);
return 0;
}
Компилируем как обычно
$ gcc -Wall -o karaoke karaoke.c $(pkg-config --libs --cflags gstreamer-1.0)
и запускаем
$ ./karaoke audiofile.mp3 lyricsfile.txt
Результаты
Я пробовал запускать приложение (с настройками фильтра по умолчанию) на следующих песнях:
Песня | Эффект |
---|---|
Tool — Parabola | Неплохо вырезан вокал, но подавило много инструментала (особенно флажолеты в соло) |
At the Drive-In — Rolodex Propaganda | Инструментал сохранен хорошо, но достаточно сильно пробивается вокал (видимо, ввиду его высоты) |
Radiohead — Jigsaw Falling into Place | Здесь получилось довольно интересно — основной вокал задавлен, а бэк остался |
U2 — Raised by Wolves | Гитара сохранена практически идеально |
Понятно, что результат сильно зависит от настроек фильтра и от самой песни, поэтому можно поиграть с его параметрами, указанными через #define и посмотреть, что из этого выйдет.
Комментарии (3)
POPSuL
31.03.2015 06:59+1Как же хорошо что вы продолжили то, что я начал!
Сам бы продолжал, но ушел от аудио, и переключился на видеоконтент… :(
victor1234
Пишу, т.к. это вторая ваша статья без комментариев, продолжайте, пожалуйста.
По фреймворку очень мало инфы, сам года полтора им занимаюсь.