Нужно ли уметь программировать?
Да, нужно. В XXI веке понимать, как использовать программирование в своей работе, желательно каждому человеку. Раньше программирование было доступно только узкому кругу инженеров. Со временем прикладное программирование стало все более доступным, демократичным и удобным.
Я научился программировать самостоятельно в детстве. Отец купил компьютер «Партнер 01.01» в конце 80-х, когда мне было примерно одиннадцать лет, и я начал погружаться в программирование. Вначале освоил язык BASIC, потом уже добрался до ассемблера. Изучал все по книгам — спросить тогда было не у кого. Задел, который был сделан в детстве, мне очень пригодился в жизни. В то время моим главным инструментом был белый мигающий курсор на черном экране, программы приходилось записывать на магнитофон — все это не идет ни в какое сравнение с теми возможностями, которые есть сейчас. Азам программирования научиться не так сложно. Когда моей дочери было пять с половиной лет, я посадил ее за несложный курс по программированию на языке Scratch. С моими небольшими подсказками она прошла этот курс и даже получила сертификат MIT начального уровня.
Прикладное программирование — это то, что позволяет автоматизировать часть функций сотрудника. Первые кандидаты на автоматизацию — повторяющиеся действия.
В аналитике есть два пути. Первый — пользоваться готовыми инструментами (Excel, Tableau, SAS, SPSS и т. д.), где все действия совершаются мышкой, а максимум программирования — написать формулу. Второй — писать на Python, R или SQL. Это два фундаментально разных подхода, но хороший специалист должен владеть обоими. При работе с любой задачей нужно искать баланс между скоростью и качеством. Особенно это актуально для поиска инсайтов. Я встречал и ярых приверженцев программирования, и упрямцев, которые могли пользоваться только мышкой и от силы одной программой. Хороший специалист для каждой задачи подберет свой инструмент. В каком-то случае он напишет программу, в другом сделает все в Excel. А в третьем — совместит оба подхода: на SQL выгрузит данные, обработает датасет в Python, а анализ сделает в сводной (pivot) таблице Excel или Google Docs. Скорость работы такого продвинутого специалиста может быть на порядок больше, чем одностаночника. Знания дают свободу.
Еще будучи студентом, я владел несколькими языками программирования и даже успел поработать полтора года разработчиком ПО. Времена тогда были сложными — я поступил в МФТИ в июне 1998 года, а в августе случился дефолт. Жить на стипендию было невозможно, денег у родителей я брать не хотел. На втором курсе мне повезло, меня взяли разработчиком в одну из компаний при МФТИ — там я углубил знание ассемблера и Си. Через какое-то время я устроился в техническую поддержку компании StatSoft Russia — здесь я прокачал статистический анализ. В Ozon.ru прошел обучение и получил сертификат SAS, а еще очень много писал на SQL. Опыт программирования мне здорово помог — я не боялся чего-то нового, просто брал и делал. Если бы у меня не было такого опыта программирования, в моей жизни не было бы многих интересных вещей, в том числе компании Retail Rocket, которую мы основали с моими партнерами.
Датасет
Датасет — это набор данных, чаще всего в виде таблицы, который был выгружен из хранилища (например, через SQL) или получен иным способом. Таблица состоит из столбцов и строк, обычно именуемых как записи. В машинном обучении сами столбцы бывают независимыми переменными (independent variables), или предикторами (predictors), или чаще фичами (features), и зависимыми переменными (dependent variables, outcome). Такое разделение вы встретите в литературе. Задачей машинного обучения является обучение модели, которая, используя независимые переменные (фичи), сможет правильно предсказать значение зависимой переменной (как правило, в датасете она одна).
Основные два вида переменных — категориальные и количественные. Категориальная (categorical) переменная содержит текст или цифровое кодирование «категории». В свою очередь, она может быть:
- Бинарной (binary) — может принимать только два значения (примеры: да/нет, 0/1).
- Номинальной (nominal) — может принимать больше двух значений (пример: да/нет/не знаю).
- Порядковой (ordinal) — когда порядок имеет значение (пример, ранг спортсмена, номер строки в поисковой выдаче).
Количественная (quantitative) переменная может быть:
- Дискретной (discrete) — значение подсчитано счетом, например, число человек в комнате.
- Непрерывной (continuous) — любое значение из интервала, например, вес коробки, цена товара.
Рассмотрим пример. Есть таблица с ценами на квартиры (зависимая переменная), одна строка (запись) на квартиру, у каждой квартиры есть набор атрибутов (независимы) со следующими столбцами:
- Цена квартиры — непрерывная, зависимая.
- Площадь квартиры — непрерывная.
- Число комнат — дискретная (1, 2, 3, ...).
- Санузел совмещен (да/нет) — бинарная.
- Номер этажа — порядковая или номинальная (зависит от задачи).
- Расстояние до центра — непрерывная.
Описательная статистика
Самое первое действие после выгрузки данных из хранилища — сделать разведочный анализ (exploratory data analysis), куда входит описательная статистика (descriptive statistics) и визуализация данных, возможно, очистка данных через удаление выбросов (outliers).
В описательную статистику обычно входят различные статистики по каждой из переменных во входном датасете:
- Количество непустых значений (non missing values).
- Количество уникальных значений.
- Минимум/максимум.
- Среднее значение.
- Медиана.
- Стандартное отклонение.
- Перцентили (percentiles) — 25 %, 50 % (медиана), 75 %, 95 %.
Не для всех типов переменных их можно посчитать — например, среднее значение можно рассчитать только для количественных переменных. В статистических пакетах и библиотеках статистического анализа уже есть готовые функции, которые считают описательные статистики. Например, в библиотеке pandas для Python есть функция describe, которая сразу выведет несколько статистик для одной или всех переменных датасета:
s = pd.Series([4-1, 2, 3])
s.describe()
count 3.0
mean 2.0
std 1.0
min 1.0
25% 1.5
50% 2.0
75% 2.5
max 3.0
Хотя эта книга не является учебником по статистике, дам вам несколько полезных советов. Часто в теории подразумевается, что мы работаем с нормально распределенными данными, гистограмма которых выглядит как колокол (рис. 4.1).
Очень рекомендую проверять это предположение хотя бы на глаз. Медиана — значение, которое делит выборку пополам. Например, если 25-й и 75-й перцентиль находятся на разном расстоянии от медианы, это уже говорит о смещенном распределении. Еще один фактор — сильное различие между средним и медианой; в нормальном распределении они практически совпадают. Вы будете часто иметь дело с экспоненциальным распределением, если анализируете поведение клиентов, — например, в Ozon.ru время между последовательными заказами клиента будет иметь экспоненциальное распределение. Среднее и медиана для него отличаются в разы. Поэтому правильная цифра — медиана, значение, которое делит выборку пополам. В примере с Ozon.ru это время, в течение которого 50 % пользователей делают следующий заказ после первого. Медиана также более устойчива к выбросам в данных. Если же вы хотите работать со средними, например, из-за ограничений статистического пакета, да и технически среднее считается быстрее, чем медиана, то в случае экспоненциального распределения можно его обработать натуральным логарифмом. Чтобы вернуться в исходную шкалу данных, нужно полученное среднее обработать обычной экспонентой.
Перцентиль — значение, которое заданная случайная величина не превышает с фиксированной вероятностью. Например, фраза «25-й перцентиль цены товаров равен 150 рублям» означает, что 25 % товаров имеют цену меньше или равную 150 рублям, остальные 75 % товаров дороже 150 рублей.
Для нормального распределения, если известно среднее и стандартное отклонение, есть полезные теоретически выведенные закономерности — 95 % всех значений попадает в интервал на расстоянии двух стандартных отклонений от среднего в обе стороны, то есть ширина интервала составляет четыре сигмы. Возможно, вы слышали такой термин, как Шесть сигм (six sigma, рис. 4.1), — эта цифра характеризует производство без брака. Так вот, этот эмпирический закон следует из нормального распределения: в интервал шести стандартных отклонений вокруг среднего (по три в каждую сторону) укладывается 99.99966 % значений — идеальное качество. Перцентили очень полезны для поиска и удаления выбросов из данных. Например, при анализе экспериментальных данных вы можете принять то, что все данные вне 99-го перцентиля — выбросы, и удалять их.
Графики
Хороший график стоит тысячи слов. Основные виды графиков, которыми пользуюсь я:
- гистограммы;
- диаграмма рассеяния (scatter chart);
- график временного ряда (time series) с линией тренда;
- график «ящики с усами» (box plot, box and whiskers plot).
Гистограмма (рис. 4.2) — наиболее полезный инструмент анализа. Она позволяет визуализировать распределение по частотам появления какого-то значения (для категориальной переменной) или разбить непрерывную переменную на диапазоны (bins). Второе используется чаще, и если к такому графику дополнительно предоставить описательные статистики, то у вас будет полная картина, описывающая интересующую вас переменную. Гистограмма — это простой и интуитивно понятный инструмент.
График диаграммы рассеяния (scatterplot, рис. 4.3) позволяет увидеть зависимость двух переменных друг от друга. Строится он просто: на горизонтальной оси — шкала независимой переменной, на вертикальной оси — шкала зависимой. Значения (записи) отмечаются в виде точек. Также может добавляться линия тренда. В продвинутых статистических пакетах можно интерактивно пометить выбросы.
Графики временных рядов (time series, рис. 4.4) — это почти то же самое, что и диаграмма рассеяния, в которой независимая переменная (на горизонтальной оси) — это время. Обычно из временного ряда можно выделить две компоненты — циклическую и трендовую. Тренд можно построить, зная длину цикла, например, семидневный — это стандартный цикл продаж в продуктовых магазинах, на графике можно увидеть повторяющуюся картинку каждые 7 дней. Далее на график накладывается скользящее среднее с длиной окна, равной циклу, — и вы получаете линию тренда. Практически все статистические пакеты, Excel, Google Sheets умеют это делать. Если нужно получить циклическую компоненту, это делается вычитанием из временного ряда линии тренда. На основе таких простых вычислений строятся простейшие алгоритмы прогнозирования временных рядов.
График «Ящик с усами» (box plot, рис. 4.5) очень интересен; в некоторой степени он дублирует гистограммы, так как тоже показывает оценку распределения.
Он состоит из нескольких элементов: усов, которые обозначают минимум и максимум, ящика, верхний край которого 75-й перцентиль, нижний — 25-й перцентиль. В ящике линия — это медиана, значение «посередине», которая делит выборку пополам. Этот тип графика удобен для сравнения результатов экспериментов или переменных между собой. Пример такого графика ниже (рис. 4.6). Считаю это лучшим способом визуализации результатов тестирования гипотез.
Общий подход к визуализации данных
Визуализация данных нужна для двух вещей: для исследования данных и для того, чтобы объяснить выводы заказчику. Часто для представления результатов используется несколько способов: простой комментарий с парой цифр, Excel или другой формат электронных таблиц, презентация со слайдами. Все эти три способа объединяют вывод и доказательство — то есть объяснение, как к этому выводу пришли. Доказательство бывает удобно выражать в графиках. В 90 % случаев для этого достаточно тех графиков, типы которых были описаны выше.
Исследовательские графики и презентационные отличаются друг от друга. Цель исследовательских — найти закономерность или причину, их, как правило, много, и бывает, что они строятся наугад. Целью презентационных графиков является подведение ЛПР (лица, принимающего решения) к выводам в задаче. Тут важно все — и заголовок слайда, и их простая последовательность, которая ведет к нужному выводу. Важный критерий схемы доказательства вывода — как быстро заказчик поймет и согласится с вами. Необязательно это должна быть презентация. Лично я предпочитаю простой текст — пара предложений с выводами, пара графиков и несколько цифр, доказывающих эти выводы, ничего лишнего.
Джин Желязны, который работает директором по визуальным коммуникациям в McKinsey & Company, в своей книге «Говори на языке диаграмм» утверждает:
«Тип диаграммы определяют вовсе не данные (доллары или проценты) и не те или иные параметры (прибыль, рентабельность или зарплата), а ваша идея — то, что вы хотите в диаграмму вложить».
Рекомендую вам обращать внимание на графики в презентациях и статьях — доказывают ли они выводы автора? Все ли вам нравится в них? Могли бы они быть более убедительными?
А вот что пишет Джин Желязны про слайды в презентациях:
«Широкое распространение компьютерных технологий привело к тому, что сейчас за минуты можно сделать то, на что раньше требовались часы кропотливой работы, — и слайды пекутся как пирожки… пресные и невкусные».
Я делал довольно много докладов: со слайдами и без, короткие, на 5–10 минут, и длинные — на час. Смею вас заверить, что мне намного сложнее сделать убедительный текст для короткого доклада без слайдов, чем презентацию в PowerPoint. Посмотрите на политиков, которые выступают: их задача убеждать, много ли из них показывают слайды на выступлениях? Слово убеждает сильнее, слайды — это всего лишь наглядный материал. И чтобы ваше слово было понятно и убедительно, требуется больше труда, чем для накидывания слайдов. Я себя поймал на том, что при составлении слайдов я думаю о том, как презентация выглядит. А при составлении устного доклада — насколько убедительны мои аргументы, как работать с интонацией, насколько понятна моя мысль. Пожалуйста, подумайте, действительно ли вам нужна презентация? Хотите ли вы превратить совещание в просмотр скучных слайдов вместо принятия решений?
«Совещания должны фокусироваться на кратких письменных отчетах на бумаге, а не на тезисах или обрывочных пунктах списка, проецируемых на стену», — утверждает Эдвард Тафти, видный представитель школы визуализации данных, в своей работе «Когнитивный стиль PowerPoint».
Парный анализ данных
О парном программировании я узнал от разработчиков [30] Retail Rocket. Это техника программирования, при которой исходный код создается парами людей, программирующих одну задачу и сидящих за одним рабочим местом. Один программист сидит за клавиатурой, другой — работает головой, сосредоточен на картине в целом и непрерывно просматривает код, производимый первым программистом. Время от времени они могут меняться местами.
И нам удалось ее адаптировать для нужд аналитики! Аналитика, как и программирование, — творческий процесс. Представьте, что вам нужно построить стену. У вас есть один рабочий. Если вы добавите еще одного — скорость вырастет примерно в два раза. В творческом процессе так не получится. Скорость создания проекта не вырастет в два раза. Да, можно проект декомпозировать, но я сейчас обсуждаю задачу, которая не декомпозируется, и ее должен делать один человек. Парный же подход позволяет многократно ускорить этот процесс. Один человек за клавиатурой, второй сидит рядом. Две головы работают над одной проблемой. Когда я решаю сложные проблемы, я разговариваю сам с собой. Когда разговаривают две головы друг с другом — они ищут причину лучше. Мы используем схему парной работы для следующих задач.
- Когда нужно передать знания одного проекта от одного сотрудника другому, например, был нанят новичок. «Головой» будет сотрудник, который передает знания, «руками» за клавиатурой — кому передают.
- Когда проблема сложная и непонятная. Тогда два опытных сотрудника в паре решат ее намного эффективней одного. Будет сложнее сделать задачу анализа однобоко.
Обычно на планировании мы переносим задачу в категорию парных, если понятно, что она подходит под критерии таковой.
Плюсы парного подхода — время используется намного эффективней, оба человека очень сфокусированы, они друг друга дисциплинируют. Сложные задачи решаются более творчески и на порядок быстрей. Минус — в таком режиме невозможно работать больше нескольких часов, очень сильно устаешь.
Технический долг
Еще одна важная вещь, которой я научился у инженеров Retail Rocket, — работа с техническим долгом (technical debt). Технический долг — это работа со старыми проектами, оптимизация скорости работы, переход на новые версии библиотек, удаление старого программного кода от тестирования гипотез, инженерное упрощение проектов. Все эти задачи занимают добрую треть времени разработки аналитики. Приведу цитату технического директора Retail Rocket Андрея Чижа:
«Я еще не встречал компаний за свою практику (а это более 10 компаний, в которых работал сам, и примерно столько же, с которыми хорошо знаком изнутри), кроме нашей, у которых в бэклоге были бы задачи на удаление функционала, хотя, наверное, такие существуют».
Я тоже не встречал. Видел «болота» программных проектов, где старье мешает создавать новое. Суть технического долга — все, что вы сделали ранее, нужно обслуживать. Это как с ТО автомобиля — его нужно делать регулярно, иначе машина сломается в самый неожиданный момент. Программный код, в который давно не вносились изменения или обновления, — плохой код. Обычно он уже работает по принципу «работает — не трогай». Четыре года назад я общался с разработчиком Bing. Он рассказал, что в архитектуре этого поискового движка есть скомпилированная библиотека, код которой потерян. И никто не знает, как это восстановить. Чем дольше это тянется, тем хуже будут последствия.
Как аналитики Retail Rocket обслуживают технический долг:
- После каждого проекта тестирования гипотез мы удаляем программный код этой гипотезы везде, где только можно. Это избавляет нас от ненужного и неработающего хлама.
- Если происходит обновление каких-либо версий библиотек — мы делаем это с некоторым запозданием, но делаем регулярно. Например, платформу Spark мы апгрейдим регулярно, начиная с версии 1.0.0.
- Если какие-либо компоненты обработки данных работают медленно — ставим задачу и занимаемся ею.
- Если есть какие-то потенциально опасные риски — например, переполнение дисков кластера, тоже ставится соответствующая задача.
Работа с техническим долгом — это путь к качеству. Меня убедила в этом работа в проекте Retail Rocket. С инженерной точки зрения проект сделан как в «лучших домах Калифорнии».
Более подробно с книгой можно ознакомиться на сайте издательства
» Оглавление
» Отрывок
Для Хаброжителей скидка 25% по купону — Data Science
По факту оплаты бумажной версии книги на e-mail высылается электронная книга.
GospodinKolhoznik
Как монетизировать большие данные?
Написать книгу о том, как монетизировать большие данные.
McKinseyBA
Сначала лайкнул Ваш комментарий, но загуглив автора и ознакомившись с его статьями на Хабре (а также перечитав текущий анонс) сделал вывод, что автор хорошо понимает в предметной области.
Упоминание McKinsey, а также сваливание всего «в кучу» (и классический BI, и Data Science, и карьера юных ML-щиков) не добавляет желания прочесть книгу. Однако, это действительно круто когда сложные вещи объясняются простым языком. И здесь автор — молодец.
rzykov
Спасибо за конструктивную критику :)