Ученым впервые удалось изучить, как ведут себя нейроны мозга в бессознательном состоянии
Когда вы бодрствуете, ваши нейроны «разговаривают» друг с другом при помощи электрических сигналов. Частота этих сигналов одинакова. Одна группа нейронов может работать синхронно на частоте 10 Гц, другая — на частоте 30 Гц. Когда вы находитесь под наркозом, вся эта система теряет свою сложность и генерирует своего рода равномерный низкочастотный «гул».
Мониторинг процесса наркоза может сделать хирургию более безопасной, но большинство анестезиологов не используют ЭЭГ. Эмери Браун — профессор нейробиологии в Массачусетском технологическом институте, а также процессор анестезии в Гарвардской медицинской школе. Он же — практикующий анестезиолог, и его беспокоит отсутствие контроля за работой мозга во время наркоза. «Большинство анестезиологов не думают об этом с точки зрения нейробиологии», — говорит он. Браун в течение десяти лет изучает, что происходит с мозгом, когда его «хозяин» находится без сознания. Зачем? Для получения данных о том, как работают разные анестетики, а также о том, что происходит с нейронами. Желание профессора — получить столько информации, чтобы можно было сказать о мозге под наркозом: «Вот, что здесь происходит. Это не черный ящик».
«Как только вы поймете, как читать паттерны, поймете нейрофизиологические процессы, которые стоят за ними, вы сможете оптимально дозировать лекарства», — говорит Браун.
В исследовании, опубликованном в апреле в онлайн-издании eLife, команда профессора описала использование электродов для изучения нейронов, которые находятся глубоко в мозге обезьян под наркозом. Эта работа впервые показала, как отдельные нейроны в разных областях мозга реагируют на седативные препараты: их активность снижается на 90-95%. Более того, изучая работу нейронов в разных «режимах» деятельности мозга, команда лучше стала понимать, как сознание исчезает под действием наркоза, и как оно проявляется снова.
Любая мысль, которая появляется в вашем мозге, в буквальном смысле проходит через него. Это происходит за счет цепочек из миллионов нейронов, которые связываются друг с другом. «Мозг — отличная ритм-машина», — говорит Эрл К. Миллер, профессор нейробиологии из MIT. Профессор работал вместе с Брауном в ходе реализации описываемого исследования. «Мысль запускает работу нейронов на всех частотах, от 1 Гц до 100 Гц и более», — говорит он. ЭЭГ, то есть энцефалограмма, показывает перекрестную связь нейронов, коллективно запускающих волны электрических сигналов в самых разных областях мозга, включая его кору, которая обычно рассматривается как центр управления.
В ходе этого процесса, «диалога» между нейронами и проявляется сознание. «Зрительные образы, звуки, ощущения — все это единое целое, благодаря чему мы получаем единый опыт того, что мы делаем, как чувствуем, о чем думаем в определенный момент», — говорит Миллер. Это, по его словам, и является сознанием. Точный процесс того, как активность нейронов приводит к индивидуальным восприятию и мышлению, пока до конца не изучен. Но один из методов изучения — наблюдать, что происходит с нейронами, когда они «выключаются».
Наркоз отключает нейроны. Пропофол, распространенный анестетик, который использовался в исследовании, взаимодействует с белками, которые называются рецепторами ГАМК. В итоге клетки почти теряют возможность обмениваться электрическими сигналами.
На ранних стадиях исследованиях ученые изучали мозг грызунов и ЭЭГ людей. Оказалось, что пропофол нарушает нейронные связи в коре головного мозга. Но этого авторам проекта было недостаточно. Браун и Миллер решили вести мониторинг активности разных областей мозга, включая «отключение» сознания и «включение». Для этого стали использовать имплантированные электроды, чтобы понять, как отдельные нейроны меняют свою активность. В новом исследовании ученые имплантировали 64-канальные микроэлектроды четырем макакам-резус. Их установили в трех областях коры и таламусе. Первые три области — лобная, височная и теменная. Они связаны с мышлением, слухом и осязанием.
После того, как электроды были установлены, ученые ввели макакам пропофол, а затем наблюдали, как те засыпают под воздействием наркоза. Активность нейронов снизилась примерно в 10 раз. Если большинство нейронов до этого передавали сигналы с частотой 10 Гц, то после наркоза частота снизилась до 1 Гц. Такая ситуация наблюдалась практически во всех точках.
По словам ученых, в период активности (включая сон) мозговые волны гораздо более хаотичны, чем во время наркоза. В пассивном состоянии деятельность нейронов можно сравнить с равномерным «гулом», как если бы в большой столовой, полной детей, они прекратили общаться в группах и стали бы просто однообразно бормотать. Один из исследователей сравнил пропофол еще и с кувалдой, которая «вырубает мозг, переводя его в низкочастотный режим».
Выше говорилось о трех областях мозга. Что касается таламуса, четвертой области, куда были введены электроды, то Миллер и Браун считали, что он особенно важен в плане восстановления сознания. Согласно одной из теорий, он синхронизирует различные ритмы коры головного мозга. Если таламус не работает или работает неправильно, мозг «рассинхронизируется» и связных мыслей уже нет. Ученые решили искусственно простимулировать таламус во время наркоза макак, чтобы проверить, вернутся ли признаки сознательной активности.
Началась вторая серия экспериментов. Таламус стимулировали при помощи слабых электрических сигналов, сравнимых с тем, что люди получают при лечении болезни Паркинсона с помощью глубокой стимуляции мозга. Это безболезненно. Сразу же после начала стимуляции обезьяны стали моргать. Их сердцебиение участилось, а конечности — задвигались. Нейроны в некоторых частях мозга повысили активность работы с 1 до 3 импульсов в секунду. В целом, это состояние было близким к состоянию, когда животные находились в сознании, хотя они все еще находились под действием сильного анестетика. После прекращения стимуляции активность исчезла — правда, не сразу, а через несколько минут. Ученые заключили, что им удалось частично восстановить сознание животных.
В целом, Миллер и Браун ставят своей целью не изучение сознания и его нюансов. Их задача более проста — сделать анестезию более безопасной, позволив анестезиологам, которые используют ЭЭГ, более точно контролировать дозировку лекарств для пациентов. Возможно, в будущем удастся применять электрическую стимуляцию таламуса для активизации сознания людей во время операций — для пациентов с серьезными травмами мозга или впавшими в кому.
Миллер также надеется, что результаты исследования помогут раскрыть одну из самых больших загадок нейробиологии: как наш мозг и сложные взаимодействия между нейронами позволяют обрести сознание.
DjSapsan
Вопрос для дебатов:
Тебя режут под наркозом. Ты не чувствуешь боли вообще? Или адски мучаешься, хочешь кричать, но не можешь шевельнутся, а потом об этом забываешь?
pda0
Ну тут же про общий наркоз говорят, согласно статье, нейроны мозга не работают как единое целое. О каких тогда муках или попытках кричать или шевельнуться может идти речь?
Pyhesty
нет, не чувствуешь вообще, так как нейроны выключены или заторможены, то они не повреждаются от очень сильных импульсов, и сознание не повреждается психологически от пережитого. Для примера, сейчас пактикуют введение в кому на время лечения, это недели или даже месяцы, тут идея в том, что бы сознание за время лечения не деградировало и не сошло с ума, для сознания кома это один миг.
ps: это личное мнение не профессионала, просто думал на эту тему
ps: только что ездили с мелкой зашивать ладонь порванную на улице, 4года, местная анастезия, но ребенок лежал и не видел, как зашивают и свою рану, это (что он не видел) защитило сознание от излишних переживаний, сейчас спокойно спит (а родители нет)))
hjornson
Ну, стоит заметить что это не показатель ничего от слова вообще.
Ребенок очень хорошо чувствует настроение родителей и подстраивается под него. Мамочка впадает в панику и истерику от мелкой царапинки у ребенка — будет такая же, и еще большая истерика у ребенка. Отец спокойно относится к более серьезной ране, спокойно оказывает первую помощь и без суеты тащит в травпункт — ребенок будет так же спокойно и с любопытством смотреть как его зашивают. Оба родителя рядом — подстройка будет по самому слабому звену.
harlong
В общем случае можно выделить три направления действия анестетиков: гипнотики (угнетение сознания), анальгетики (обезболивание) и миорелаксанты (расслабление мышц). Применяются они обычно вместе, выбор конкретных препаратов и пропорции определяются анестезиологом в зависимости от проводимых с пациентом манипуляций и требуемого эффекта.
В частности в случае «тебя режут» при правильно проводимой анестезии болевые «сигналы» до головного мозга доходить не будут в принципе, а «психологический эффект» от резания будет подавлен гипнотиками. Самый банальный пример при операции на конечностях — эпидуральная или регионарная анестезия + пропофол и/или ингаляционные анестетики.
odins1970
как быть с веществами амфетаминового ряда — они не угнетают неокортикальную активность. А наоборот максимизируют амплитуду в позитивной плоскости фазы. При этом наблюдается эффект «обезболивания».
PashaPodolsky
Диванная гипотеза — эмоциональный и мысленный шторм из-за амфетаминов просто занимает все место в голове и на боль не остается места.
Переключение внимания часто так работает. Например, один из способов успокоить боль поранившегося ребенка — отвлечь его чем-нибудь интересным (лучше разговором или конфетой, а не сабжем).
harlong
Не применять их в анестезии. )))
Для достижения того же действия на сердечно-сосудистую систему есть более эффективные препараты с меньшим побочным действием.
А с точки зрения боли, судя по всему, действуют на перцепцию, возможно как раз излишне возбуждают нужные участки коры и болевые импульсы им обрабатывать уже некогда.
odins1970
на самом деле нет. Так как они являются лиганадами допамина и норадреналина. И именно поэтому когнитивный компонент боли выпадает,.т.к данные нейротрансмиттеры блокированы и замещены их амфетаминовыми конкурентами… А нооцептивный работает и сообщает в промеж. мозг сигнал о повреждении.
harlong
Спасибо. Век живи - век учись )
Alexufo
Я и под общим наркозом срался в комментах на хабре по поводу употребления мяса в пищу, а параллельно ручку грыз. Вот беда, увлекся и ручку, которую в зубах кусал, случайно уронил себе в горло. Она стала колоться и я полез ее доставать. Тут слышу голос «Мы же договаривались, что дыхательную трубку вы не вынимаете самостоятельно»
Как раз был пропофол))
DrPass
Не чувствуешь боли. Я мультики какие-то смотрел, я это даже более-менее помню. А больно стало, как включился и выяснил, что у меня ещё и аллергия на наркоз оказалась.
xsevenbeta
Не понятно, в какой момент люди мультики смотрят при «отключенных» нейронах. Наверное, когда уже отходят от наркоза.
grebenyukov
Я как-то интересовался у анестезиолога знакомого, почему в при операции используется целый "коктейль", в т.ч., обезболивающее. Ответ был примерно таким, что человек чувствует боль даже в бессознательном состоянии и известны случаи смерти от болевого шока во время операции, когда обезболивание было недостаточным. Таким образом, просто отключения сознания недостаточно. Но тут может быть нюанс, который я как "ненастоящий сварщик" могу понять неправильно. Применяемая при оперативных вмешательствах анестезия может производиться разными способами, возможно, вышесказанное относится только к "медикаментозному сну"
KivApple
Как я понимаю, боль обрабатывается не только сознанием, но и более низкоуровневыми структурами мозга (которые в том числе будут пытаться разбудить сознание, хоть и безуспешно в случае наркоза). Так что от греха подальше лучше заблокировать доставку информации о боли и к ним, потому что ничего хорошего это точно не даст.
de-dup-i-dipi
Мне делали фгдс, для меня это очень болезненный процесс, организм прям выворачивает и пытается вырвать при одной только попытке брызнуть лидокаин в горло. Под анестезией нет никаких ощущений, сознание просто расплывается в момент активного действия. Но мне дополнительно обезболивающее вкалывали, не знаю зачем в такого рода процедуре. Буквально за 2 секунды всё темнеет и всё. Полагаю, что когда режут — так же.
DDwrt100
По моему опыту, когда зашивали травму, и я был в сознании, не больно, но не приятно, как будто рана стала ватной, ты чувствуешь, как в тебя тыкают иглой(саму иглу не чувствуешь, но ощущаются манипуляции), но это не больно.
Когда делали операцию при полном наркозе ничего не помню, просто как будто свет выключили, но под конец операции, есть смутные воспоминания, что я разговаривал с врачами, и рассказывал как получил травму, мы вроде как смеялись даже.
Ryppka
А как отличить эти альтернативы?
perfect_genius
2001 или 2002 год, склеропластика (в заднюю часть глаз вшивают мягкие материалы, чтобы мешать глазам расти далее и ухудшать зрение).
Не знаю, что применили для наркоза, но после установки капельницы провалился в темноту за несколько секунд.
Ещё через несколько пошли всякие визуальные глюки, цветной шторм. Будто летишь в гиперпространстве, но линии не белые, а разноцветные.
И при этом я не мог вспомнить кто я и где. Пробовал позвать кого-нибудь, кричать, двигаться — бесполезно, тела будто не было. Подумал, что я умер.
Через некоторое время начались резкие линейные боли будто впереди лица. Боль как резко возникала, так и моментально пропадала. Это пугало, ожидал каждую следующую, но обнадёживало, что боль сразу пропадает.
Снова помутнение и начинаю слышать врачей, слышу глухой стук. Начал вспоминать, что я на операции, потом и себя вспомнил. А стук — мои настойчивые попытки встать или поднять голову, потом резкий спуск на каталку. Видимо, был привязан.
А боль была от скальпеля и иглы, визуальные глюки — от вытягивания глаз, скорее всего.
Потом примерно 11 часов отходил от ломоты по всей теле (шла волнами), тошнота, рвота.
В школе стали замечать, что я стал тормознутым, "летающим в облаках". Прошло через пару лет.
Недавно рассказал про это в группе Нейронаук в ВК, и мне написали, что такие тяжёлые препараты уже не применяются.
Но всё же хорошо, что прошёл эту операцию — зрение зафиксировалось на -6.5 и вот не падает уже столько лет.
geleos27
Очень похожие ощущения при операции на лице под общим наркозом. Секунд через 20-30 после введения наркоза потемнело в глазах. Отшибло временную память "не мог вспомнить что произошло и как я тут очутился". Каких-то цветных звездочек не было. Хотя визуальные глюки и были: если сильно упрощать - сначала был чисто светлый фон, потом появилось разделение на светлый-темный, потом какой-то ромб, потом более сложные фрактальные фигуры. Примерно тогда-же вернулись мысли.
Боль чувствовал в течении всего времени операции, но она не воспринималась как чтото отрицательное, и я далеко не сразу осознал что это именно боль.
В любом случае - не стал бы повторять этот опыт при возможности.