Автор: Алексей Борзенков

Идея возрождения ракетного оружия у нас возникла во время Гражданской войны. В чём же была причина, ведь ещё недавно артиллерия стремительным ростом своих возможностей смогла вытеснить боевые ракеты с поля боя? Орудия становились всё сложнее и сложнее, росла их масса, требовались высокое качество обработки дорогих сплавов, высококвалифицированные рабочие. Со всем этим у страны, пережившей мировую войну, две революции, интервенцию, с продолжающейся Гражданской войной были, мягко скажем, серьёзные проблемы. И тут выходят на сцену ракеты. Они гораздо проще в производстве (особенно их пусковые установки), не имеют огромной отдачи и потому могут быть установлены и на лёгкие наземные станки, и на грузовики, и на телеги, и, в перспективе, на аэропланы. Но никто не отменял ряд проблем ещё старых ракет – непредсказуемость горения порохового заряда, тем более, что применялись в основном дымные пороха. Над решением этой проблемы занялась сформированная в марте 1921 года Лаборатория для разработки изобретений Н. И. Тихомирова.

Про старые, "царские", ракеты можно прочитать здесь, а мы продолжим.

К слову, ещё в 1912 году Воловским было предложено установить ракеты на аэропланы и автомобили, но идея поддержки не нашла. Наземная пусковая установка была похожа на послевоенную БМ-24. В годы Первой мировой войска Антанты, в том числе и Россия, против аэростатов использовали ракеты Le Priеur на дымном порохе, но, как понятно по названию, они были французскими.

Аэроплан Farman с противоаэростатными ракетами Le Prieur
Аэроплан Farman с противоаэростатными ракетами Le Prieur

В чём же заключалась проблема старых пороховых зарядов, что приводило к снижению точности стрельбы, несчастным случаям? Создаваемые в полукустарных условиях заряды были крайне неравномерны. Где-то стенка толще, где-то тоньше, где-то есть плотный комок, а где-то – рыхлая масса. Всё это приводило к неравномерному горению пороха, давая порой то избыточную, то недостаточную тягу. Значит, нужно тщательно смешивать компоненты и аккуратно прессовать. Но возникает ещё одна проблема – сократится фронт горения и тяга будет недостаточной, хотя заряд будет работать дольше. Конечно, можно увеличивать диаметр заряда, но из-за этого масса изделия будет расти гораздо быстрее, чем тяга. Значит, нужно проделать воздушный канал, который позволит пороху гореть одновременно на большой площади. В 19 веке он был клиновидной формы, но в полёте площадь горящей поверхности заряда изменялась, что также добавляло головной боли конструкторам и военным. Следовательно, нужно создавать пороховую шашку высокой однородности с выемками или отверстиями для того, чтобы горение было максимально равномерным (к слову, артиллерийские заряды сейчас представляют собой вязанку тонких трубок). В итоге была выбрана цилиндрическая форма шашки пироксилинотротиллового пороха. Конечно, это имеет огромные минусы в виде потребности в сложном оборудовании и пыления шашек, что могло вызвать несчастный случай. Но тут опять проблемы – имеющиеся на тот момент в СССР технологии не позволяли создать единую шашку потребной величины для 76-мм ракеты, в итоге пришлось использовать группу из 4 рядов по 7 шашек диаметра 24 мм вплоть до 1939 года, а калибр ракеты увеличить до 82 мм (три сложенные рядом шашки и две 5-мм стенки как раз и давали 82 мм). Проблему же создания единого цельного заряда смогли решить уже после войны.

Заряды к РС-82 до и после 1939 года
Заряды к РС-82 до и после 1939 года

Сами по себе ракеты разрабатывались в первую очередь для авиации. Первый испытательный пуск ракеты в СССР совершили 3 марта 1926 года. Дальность стрельбы составила всего 1300 м. Тут же возникли новые проблемы – нужно стабилизировать снаряд в воздухе, бороться за точное изготовление деталей ракеты, повышать надёжность. Работы затянулись по середины 30-х. Не на пользу разработке играло и то, что в 27-ом лаборатория Тихомирова (с 28-го – Газодинамическая лаборатория, ГДЛ) переехала в Ленинград, в 30-ом скончался сам Тихомиров. Сменивший его Петропавловский умер от болезни в 31-ом. Следующий руководитель, Ильин, также продержался всего год, пока его не сменил Клеймёнов. В 33-ем ГДЛ объединили со знаменитой ГИРД в Реактивный научно-исследовательский институт. От создания твердотопливных ракет много ресурсов отнимала разработка жидкостных ракетных двигателей Глушко. Стоит отметить роль Петропавловского. При нём количество работников выросло с 10 до 200, он сам предлагал сделать из ракет лёгкое и мобильное оружие для армии, коим потом стали РСЗО. Но взявший шефство над ГДЛ Тухачевский твёрдо решил сделать ракеты авиационными либо зенитными (за счёт дистанционной трубки производить подрыв в строю вражеских самолётов).

Пороховые шашки РСов
Пороховые шашки РСов

Спустя несколько лет, в 1936-ом, РСы наконец-то попали на испытания. Установили их на истребитель И-5. Испытания прошли в несколько этапов – стрельба с земли, со специального помоста, с летящего самолёта по наземным целям, изображающим технику и пехоту, по аэростатам ракетами с дистанционным подрывом. Планировалось, что РС будут использоваться как мощное средство поражения групп бомбардировщиков, стреляя с большей дальности, чем эффективная для пулемётов калибра 7,62-7,92 мм. И начались неудачи. Выяснилось, что у ракет были значительные различия в качестве изготовления на заводе №17 (24% отказов) и №5 (3% отказов). Обнаружились отклонения размеров сопел от расчётных. Стрельба по привязному аэростату оказалась малополезной – лётчику было сложно прицелиться на дистанции в 1,5 км, потому ракеты взрывались на большом расстоянии от цели и аэростат продолжал держаться в воздухе ещё десятки минут. Сюрприз преподнесли дистанционные трубки – с ростом высоты менялась скорость горения и до 27% ракет попросту пролетало мимо цели и взрывалось в отдалении. В такой ситуации стрелять по движущейся мишени – буксируемому самолётом конусу – не рискнули.

Испытания РС-82 стрельбой И-5 на помосте
Испытания РС-82 стрельбой И-5 на помосте
Испытывавшийся в 1936 году РС-82
Испытывавшийся в 1936 году РС-82

Вот реальные ТТХ испытывавшегося РС-82:

В принципе, ракеты уже можно было принимать на вооружение, но тому помешала тотальная грызня и доносительство в РНИИ, характерно закончившиеся в ту эпоху арестами и, как следствие, смещением интересов к жидкостным двигателям, непригодных для дешёвых РСов. Доводка затянулась на несколько лет. В итоге, после совместной работы с чехами, к 39-му году смогли создать длинные шашки, сделав ещё шаг к единым зарядам и снизив неравномерность горения пороха. В таком виде РСы попали на Халхин-Гол, где И-16, оснащённые РС-82, 20 августа атаковали 12 ракетами группу японских истребителей Ki-27. После с земли доложили, что 2 (по другим данным 3) самолёта было сбито. На следующий день, израсходовав 102 РСа, удалось добиться поражения 2 G3M и 1 Ki-27. Ещё один 27-й был сбит 22 августа. В какой-то мере лётчикам везло. Японцы тогда летали плотными группами и ничего не знали о возможностях ракет, самолёты были ещё достаточно тихоходными. Всего за месяц боёв израсходовали 413 РС-82, сбив 13 (по другим данным 17) самолётов. Так что в ВВС РККА ракеты вскоре стали главным образом оружием штурмовиков. Стоит сказать и о росте качества изготовления - отказ был всего у 2% снарядов. Идея НАР воздух-воздух чуть позже приглянулась немцам и для отражения массированных налётов союзной авиации они с успехом применяли свои R4M. Эти же ракеты, в свою очередь, легли в основу американских 70-мм FFAR (породивших используемые и ныне Hydra 70, а также применявшиеся на заре космической эры для зондирующих ракет) и советских 57-мм С-5. Вот такие повороты бывают в истории оружия.

И-16 с РС-82 на Халхин-Голе
И-16 с РС-82 на Халхин-Голе

19 февраля 1940 года А.Г. Костиков, И.И. Гвай и В.В. Аборенков получили свидетельство на изобретение механизированной установки для запуска ракет различных калибров №3338. Собственно, это и есть прямой предшественник БМ-13. И тут всё-таки стоит затронуть вопрос, который не хотел трогать и заляпаться в определённой субстанции – авторство Катюши и репрессии в РНИИ. Вся беда нашего зарождавшегося ракетостроения в том, что в одном месте собрались люди, максимально не сходившиеся друг с другом по характеру, старавшиеся теми или иными путями добиться продвижения своего детища. Всё это вылилось в массовое доносительство, аресты, расстрелы. После реабилитации, друзья и родственники старались максимально обелить пострадавших и для этого некоторые личности стали поливать грязью других. Одним из итогов сего действа стало «плавающее» авторство Катюши. Костиков у многих стал крайним (хотя и другие не хуже него писали доносы и крайне легкомысленно тратили выделяемые средства), потому звание создателя Катюши перешло Г.Э. Лангемаку, предлагавшему установку твердотопливных ракет на самоходное шасси. Отдавая должное стоит сказать, что Лангемак доводил в своё время РСы до ума, но… Он ли является автором идеи самоходной установки залпового огня? Нет. Как уже упоминалось выше, впервые такую систему у нас предлагал ещё Воловский перед Первой мировой. В начале 30-х её же продвигал Петропавловский и… Гвай, официально являющийся соавтором Костикова и на которого тоже вылито немало грязи. По результатам конкурса от 5 июля 1938 г. по созданию пусковых установок химических ракет на самоходном шасси именно Гвай предложил установку на грузовике ЗИС-5 многозарядной установки в отличие от одиночных станков, из-за низкой кучности ракет не обеспечивающих должного накрытия цели. Чуть ранее он же сконструировал ПУ РС-82 для самолётов И-15 и И-16. Над РСЗО же стал работать целый коллектив конструкторов. Сам Костиков был инициатором работ и смог организовать и достаточно оперативно провести создание и доводку РСЗО, особенно сравнивая с тем, как продвигались работы по авиационным РСам. Лангемак же предлагал одиночные пусковые установки, устанавливаемые на грунт, заряжание которых происходило механизированным путём с автомобиля. Но вот военные потребовали системы с осуществлением «стрельбы с самохода при оставлении обслуживающего расчёта на нём».

245-мм химические ракеты на полигоне. Схожие пусковые установки предлагал Лангемак.
245-мм химические ракеты на полигоне. Схожие пусковые установки предлагал Лангемак.

Испытания первых опытных образцов начались в декабре 38-го. Это были грузовики ЗИС-5 с 24 направляющими, установленными поперёк машины. Проявились огромные проблемы с устойчивостью установки и её заряжанием. Над доводкой стал корпеть огромный коллектив конструкторов. Группа Шварца работала над ракетами, повысив безопасность РСов, увеличив кучность, упростив заряжание РСЗО. ЗИС-5 заменили на более проходимый ЗИС-6 и летом была испытана установка МУ-1. Вскоре Галковский предложил сократить БК до 16 ракет, но установить более длинные 5-метровые направляющие вдоль машины, дополнительно увеличив жёсткость машины домкратами. В итоге удалось добиться и приемлемой кучности, и дальности в 8,47 км. Тогда же был создан снаряд РОФС-132, имевший гораздо лучшие характеристики, чем авиационный РС-132. Переименованный в М-13, этот боеприпас производился в течение всей войны, а его модернизированные версии встречаются по сей день. Так на испытания пошла установка МУ-2. Кроме 132-мм были созданы ещё и 203-мм ракеты, но в итоге испытания осенью 39-го прошли лишь МУ-2 и РОФС-132. Эта установка и пошла в серию под названием М-13-16.

Опытная установка МУ-1
Опытная установка МУ-1

Но с серией не заладилось. Заказ был выдан всего лишь на пять установок для испытания и одну для ВМФ вместе с 140-мм осветительными и сигнальными боеприпасами. Многие в армии крайне иронично относились к ракетному оружию. Владимир Глухов, руководивший тогда отделом изобретательства и рационализации Наркомата обороны:

«И вот ракетчиков спрашивают: мол, как у вас обстоит дело с кучностью стрельбы? Они говорят: в несколько раз хуже, чем у пушек. В зале смех. А как с меткостью? Тоже хуже, чем у пушек. Опять смех. А с расходом пороха? Его надо в несколько раз больше, чем у пушек. Тут уж прямо хохот в зале…»

Вот тут стоит упомянуть третьего человека из свидетельства №3338 – Василия Аборенкова, старшего военпреда ГАУ. Он был знаком с применением РСов в авиации и стал сторонником идеи РСЗО. Крайне активно он продвигал М-13 на вооружение, пробивая дорогу машине через все инстанции. И через некоторое время ему это удалось. Аборенков к лету 41-го смог довести информацию о разработке и её характеристиках до руководства. 15 июня 1941 года М-13 совершили залп из 48 ракет в присутствии Тимошенко, Жукова и Кулика. Результаты, мягко говоря, понравились высокому начальству.

Опытная установка на ЗИС-5, уже снаряжённая реактивными снарядами
Опытная установка на ЗИС-5, уже снаряжённая реактивными снарядами

Тут стоит разрушить ещё один миф – о бездарности Кулика и нежеланию его пускать на вооружение Катюши. 4 февраля 1940 года Григорий Иванович писал заместителю председателя Комитета Обороны при СНК СССР, что отработка ракетной установки прошла успешно и чертежи для серийного производства утверждены. А с учётом особой важности этого вида вооружения Кулик просил утвердить прилагавшийся к письму проект постановления "О приёме на вооружение и обеспечение Красной Армии 132 мм. ракетами и автоустановками залпового огня". Почему тогда этого не произошло и кто остановил продвижение Катюши – загадка. Возможно, проблема в смене руководства армии после Зимней войны и суетой в преддверии войны с Германией. Также Кулик был вполне за создания модернизированных установок, о чём свидетельствуют документы.

Уже 21 июня было принято решение о старте производства РСЗО. А всего через несколько часов началась война.

Автор: Алексей Борзенков

Оригинал