Эту статью я написал благодаря одному из комментариев, которую читатель оставил под моей публикацией «Как правильно работать с коммерческой тайной».
Сначала я планировал дать короткий ответ прямо в обсуждении. Но потом понял, что вопрос заслуживает большего внимания и развернутого ответа. Потому я решил посвятить этой теме отдельную статью.
Что такое коммерческая тайна, вы можете прочитать в моих прошлых публикациях, здесь я не буду возвращаться к этой теме.
О том, что такое добро и зло, говорить также не имеет смысла. Главное, что нужно понимать, эти понятия в основном являются оценочными и субъективными. А потому при определении – является что-либо добром или злом – важно понимать, со стороны какого субъекта мы подходим к оценке.
Но вернемся к комментарию, с которого и началась эта статья:
«Большая часть примеров показывает коммерческую тайну как ненужное зло. Например с кока-колой или барбер-шопом ...»
Полностью вы можете посмотреть последний комментарий под публикацией (по крайней мере, на момент написания этой статьи он был в самом конце списка). Здесь я выделил только самое интересное с моей точки зрения.
Чтобы разобраться, коммерческая тайна – это все же добро или и правда, ненужное зло, нужно понять, с какой стороны мы будем оценивать и в каком обществе мы живем.
Коммерческая тайна: зло для общества
Для начала, давайте попробуем разобраться, в чем именно можно согласиться с автором комментария.
Коммерческая тайна – это ноу-хау, какие-то разработки или любая другая информация, которая прячется от конкурентов и от общества в целом.
Коммерческой тайной закрывают информацию о том, как производится какое-то оборудование или изделия, какие технологии используются и много другой подобной информации, которая могла бы принести пользу, в самых разных сферах.
Коммерческая тайна в этом случае позволяет производителю быть на шаг впереди конкурентов. Но одновременно эти секреты стоят на пути прогресса.
Получается, что с точки зрения общества и прогресса коммерческая тайна – зло. Также подобные секреты считаются злом с точки зрения социализма. Это понятие я раскрывать также не стану, думаю, с ним знакомо подавляющее большинство читателей. Напомню только, что термин социализм – это общественный строй, в основе которого находится общество. Потому, если бы мы жили при социализме или коммунизме, коммерческая тайна была бы безусловным злом.
Коммерческая тайна: добро для бизнеса
Теперь поговорим о реальности сегодняшнего дня. Если вы помните, мы все живем при капитализме. И здесь основная движущая сила – это предприниматели. И всеми процессами в государстве, даже самим государством движет прибыль. В основе капиталистического общества всегда лежит извлечение и распределение прибыли( чтобы там не говорили политики).
При этом нужно понимать, что прибыль можно получить, в первую очередь, за счет конкурентного преимущества. Это может быть монополия на какие-то технологии или секреты изготовления продукта, может быть лучшая в сравнении с конкурентами техническая поддержка, какие-то особые сервисы и т.д. Преимуществом может быть что угодно, но без него успешная конкуренция и, соответственно, извлечение прибыли, невозможно.
Одно из конкурентных преимуществ, которые отличают одну организацию от другой, – это знания. Благодаря тому, что компания X имеет набор знаний и методы их использования отличные от компании Z, потребители отличают эти две компании друг от друга. Благодаря тому, что одна из этих компаний имеет больший объем полезных для бизнеса знаний, она может больше продавать и получает конкурентное преимущество. Соответственно, именно эта компания получит больше прибыли.
Подведем итоги
Как видите, сказать с уверенностью, что коммерческая тайна является злом или добром, невозможно. Для этого нужно четко определять точку зрения и помнить о том обществе, в котором мы живем.
Если мы когда-либо будем жить в социалистическом или коммунистическом обществе, то само общество примет решение о том, что коммерческая тайна – зло, она тормозит прогресс, и полностью откажется от этого инструмента.
Пока же мы живем при капитализме, в буржуазном обществе, коммерческая тайна – не не какое то абстрактное добро, но необходимая составляющая успешного бизнеса и конкурентной борьбы. Можно сказать, что коммерческая тайна – это явление, которое присуще и неотъемлемо для любого капиталистического государства.
Говорить, что коммерческая тайна при капитализме – зло, это то же самое, что сказать, что рука или нога для человека – зло. Невозможно успешно жить без конечностей. Не может государство капиталистического типа существовать без коммерческой тайны. Потому, что бы вы ни думали об этом явлении, без него в условиях современности не обойтись. А потому – изучайте, пользуйтесь, правильно защищайте информацию. И успехов вам в бизнесе!
ZeoSonE
Ключевое слове в вопросе - "коммерческая". Коммерческая тайна необходима для извлечения прибыли. При условии отсутствия самого понятия "прибыль", необходимость сокрытия информации ради её извлечения теряет смысл. Весь мотивированный потенциал интеллекта векторизируется исключительно на выгоду.
Вы можете исповедовать любую из существующих экономических религий, вне зависимости от ваших убеждений, другой альтернативы на данный момент не существует.
//Оговорка. Возможно, на Северном Сентинеле таки по-другому, но это не известно.