В этой статье речь пойдет о краже коммерческой тайны. Очень важно понимать, если дело дошло до суда, нужно защищаться всеми способами, которые вам доступны. Не нужно никаких сантиментов, не нужно никого жалеть или, наоборот, надеяться, что у кого-то проснется совесть и т.д. Собирайте максимум доказательств и предоставляйте их суду. Суд не изучает эмоции, он рассматривает только формальную сторону вопроса – факты и доказательства. Чем больше у вас доказательств, чем лучше работает ваш юрист, тем выше шансы выиграть дело.
Доказать хищение информации и наказать виновника через суд – дело непростое. Потому большинство юристов рекомендуют пользоваться любой возможностью решить вопрос в досудебном порядке. Если вы все же собираетесь в суд, читайте материал ниже, возможно, именно эта статья поможет вам правильно подготовиться.
Самые распространенные ситуации хищения информации
Практика показывает, что чаще всего информацию, защищенную коммерческой тайной, похищают сотрудники компании, имеющие к ней допуск. Обычно для этого используют либо электронную почту, либо копирование на внешний носитель, например, на флешку. Это важно понимать и для защиты данных, и для поиска доказательств вины сотрудника.
Причин такого поведения может быть много, но практически все они сводятся к одному – корысть. Либо человек считает, что ему недоплачивают, либо планирует использовать служебные сведения после увольнения.
Например, менеджер по продажам может скопировать базу клиентов, чтобы передать конкурентам за деньги или при трудоустройстве. Технические специалисты похищают секреты производства, данные о тендерах и другую подобную информацию, чтобы передать ее заинтересованным лицам за вознаграждение. Люди, находящиеся на руководящих должностях, нередко задумываются об открытии собственного бизнеса, и похищают информацию для личного использования. Но, в любом случае, в основе всегда лежит корыстный умысел.
В случае хищения клиентской базы очень часто вскоре после этого следует увольнение. Другие виды коммерческой информации могут похитить, в том числе, сотрудники, которые планируют и дальше работать в компании. Например, предоставление информации по тендеру до его объявления дает преимущество для одной из компаний, а потому за такие сведения сотрудник может получить крупную сумму.
Приведу пример из практики. Проектировщик работает над крупным проектом, в котором задействовано дорогостоящее оборудование. Поставщик подобного оборудования обращается к нему с просьбой, указать в проекте определенные модели, само собой, не бесплатно. Вроде бы, этот сговор не совсем относится к вопросам коммерческой тайны. Но на самом деле, чтобы определиться с типом оборудования, которое поставщик хотел бы продавать под этот проект, сотрудник компании передает ему документацию, защищенную коммерческой тайной.
Как определить, что информация похищена
Если компания использует режим коммерческой тайны, скорей всего, она также позаботилась и о технических методах защиты информации. Существует специальное программное обеспечение, которое фиксирует действия сотрудников за компьютером, и позволяет выявить подозрительные манипуляции.
Например, сотрудник на рабочем месте заходит на сайт mail.ru. Программа это фиксирует и, так как действие относится к разряду подозрительных, включает запись видео с экрана или делает скриншоты. Есть и другие возможности определить, что именно делал человек за компьютером. Техническую сторону вопроса мы здесь не будем обсуждать.
Иногда о подозрительной активности сигнализирует программа, но чаще всего о том, что информация похищена, узнают практически случайно, в том числе, из-за ошибок самих похитителей.
Например, у меня было два случая, когда при отправке информации сотрудник указывал неправильную почту. В первом случае это была общая почта собственной компании, во втором – личная почта другого сотрудника, который заинтересовался вопросом и рассказал о ситуации руководству.
Но чаще всего о том, что информация была похищена, узнают не одномоментно и только в том случае, когда ущерб уже нанесен. И здесь уже все зависит от руководителя. В некоторых случаях есть сотрудник, которого подозревают в нечистоплотности, это помогает сузить круг поиска. В других приходится изучать подозрительную активность на всех компьютерах. Потому, если сотрудник имеет доступ к защищенной информации, так важно относиться к техническим методам защиты информации максимально серьезно.
Виновный выявлен, что дальше?
После того, как удается определить, как именно произошла кража коммерческой тайны, возникает вопрос, что делать с виновными. Если в деле замешана другая компания и это реально доказать, есть смысл подавать на нее в суд для компенсации убытков. Но такие ситуации крайне редки. Чаще всего удается доказать вину сотрудника. Даже если вы точно знаете, кто купил у сотрудника вашу информацию, доказать вину покупателя практически невозможно. Мы об этом уже говорили в прошлых статьях.
Если ситуация криминальная, доказательства передают в полицию, этот случай мы здесь рассматривать не будем. Во всех остальных случаях подавать иск против сотрудника бессмысленно. Компенсацию, значительно превышающую его зарплату, в суде взыскать практически нереально, а потому экономически невыгодно. Потому таких людей просто увольняют по статье.
А вот уже сами уволенные сотрудники довольно часто обращаются в суд. Потому, когда мы говорим о рассмотрении дела о краже коммерческой тайне, обычно речь идет об иске бывшего сотрудника против работодателя.
Чтобы подтвердить в суде свою правоту, работодателю нужно:
Зафиксировать выявленное нарушение.
Получить от сотрудника письменные объяснения.
Если сотрудник отказывается письменно что-либо пояснять, оформляется приказ генерального директора о привлечении к дисциплинарной ответственности или об увольнении по статье за разглашение коммерческой тайны.
Если есть свидетели, готовые подтвердить свои слова, например, коллеги сотрудника, с них можно взять письменные объяснительные. Все это в случае необходимости станет доказательствами в суде.
Защита своих интересов в суде
Если сотрудник считает, что его уволили несправедливо, он обращается в суд, где должен предоставить доказательства своей невиновности. Как правило, это удается только в том случае, когда факт выявленного нарушения не был правильно задокументирован. Иначе, с одной стороны будут довольно сомнительные пояснения сотрудника, что он «хотел поработать дома» и т.д. С другой – описанные выше доказательства.
В некоторых случаях в суде все же встречаются юридические лица. Например, представители проектного бюро и поставщика оборудования, который подговорил проектировщика совершить нарушение.
Здесь очень важно уделить особое внимание фиксации доказательств. В некоторых случаях можно собрать все сведения и обратиться в полицию, после чего уже с результатами расследования подать иск в суд. Но такой метод нужно использовать крайне разумно. Помните, что в уголовном кодексе есть также статья за ложный донос.
Если вы пишете заявление в полицию, вы сообщаете о преступлении. Делать это можно только тогда, когда у вас действительно есть основания полагать, что преступление было. В противном случае человек, против которого вы написали это заявление, может позже уже вполне обоснованно заявить на вас за заведомо ложный донос.
Подведем итоги
К сожалению, в нашей стране к вопросам защиты информации и коммерческой тайны относятся недостаточно внимательно. В результате сам факт хищения выявляют в большинстве случаев случайно. Кроме того, мало кто понимает, что дальше делать с полученными сведениями, потому просто увольняют сотрудника по статье и на этом успокаиваются. На самом деле, если есть возможность доказать сговор сотрудника с представителями другой коммерческой структуры, можно и нужно защищать свои интересы в суде.
Потому очень важно:
Защищать информацию от хищения всеми возможными методами.
Фиксировать подозрительные действия сотрудников при помощи специального программного обеспечения.
По мере необходимости привлекать к сотрудничеству IT-специалиста, который поможет найти и зафиксировать «цифровые следы» нарушения.
Если при краже коммерческой тайны был сговор с третьим лицом или информацию каким-либо иным образом похитил ваш контрагент, скорей всего, узнать об этом вы сможете только случайно. Обычно это или ошибка сотрудника, как в примере с письмом, отправленным не по тому адресу, либо свидетельства третьих лиц. Иногда о факте сговора сообщает и сам виновный сотрудник в своей объяснительной.
При выявлении подобных фактов можно обратиться за помощью в полицию, которая сумеет собрать дополнительные доказательства, которые позже можно будет использовать в гражданско-правовых отношениях. Это может быть арбитражный суд или суд общей юрисдикции, все зависит от того, кому вы предъявляете иск.
Но чтобы получить возможность защищать себя, в том числе, в случае иска со стороны сотрудника, обязательно нужно иметь такие доказательства:
Подтверждение, что этот человек действительно был вашим сотрудником.
Доказательство наличия коммерческой тайны и того, что указанная информация была ею защищена.
Подтверждение того, что сотрудник был оповещен о том, что получает доступ к защищенной информации, а также о возможных последствиях разглашения.
Доказательства факта нарушения.
В случае иска сотрудника большинство дел завершаются для работодателя успешно. Исключения составляют только случаи, когда с внедрением коммерческой тайны возникли проблемы. Например, нет подтверждения, что эта информация вообще была защищена, или не удается доказать, что сотрудник знал о защите информации и т.д.
В судах с контрагентами ситуация иная. Множество судов о взыскании компенсации завершаются в пользу контрагентов, так как не удается доказать их участие в краже. Впрочем, здесь также есть решение. В договор вносится пункт суммы компенсации в случае каких-либо нарушений, связанных с коммерческой тайной, например, за каждый случай разглашения. Далее, обязательно подробно описывается, что означает «разглашение», например, пересылка данных по электронной почте и т.д. В этом случае за каждый выявленный факт разглашения можно через суд получить от контрагента компенсацию, правда, и здесь обязательно нужно доказать факт разглашения.
Sap_ru
Не статья, а чистое SEO — вода ради воды.