Когда-то ЭЛТ-мониторы были на пике популярности. Но некоторые из них могут конкурировать с современными OLED-экранами до сих пор — а где-то по качеству изображения их даже превзойти. 

Sony GDM-FW900 — монитор уже, считай, культовый. Это один из лучших ЭЛТ в мире: люди до сих пор готовы отдавать за него огромные деньги.

Что делает его таким особенным? Sony максимально эффективно использует технологию Trinitron с 24-дюймовым экраном с соотношением сторон 16:10, который может обрабатывать разрешение до 2560x1600 при частоте кадров 60 Гц. Кроме того, их можно варьировать: уменьшая разрешение, тем самым увеличивать частоту, и наоборот.

Минусы? По современным меркам, 24 дюйма — это очень мало. А FW900, к тому же, — здоровенный монстр весом 42 кг, которого не так-то просто передвинуть.

Заметим, что пусть далее речь пойдет преимущественно о FW900, в той или иной степени те же выводы и рассуждения можно перенести на любой другой ЭЛТ-монитор — они просто могут не поддерживать те же частоты смены кадров или разрешения, что и он, но суть останется той же.

Стоит подчеркнуть, что основной сценарий использования ЭЛТ остается в пространстве ретро-игр. ЭЛТ-мониторы для ПК обычно используют соотношение сторон 4:3, что делает их не особенно идеальным выбором для современных игр, но зато они отлично подходят для старых тайтлов, особенно разработанных для MS-DOS.

И один из наиболее животрепещущих вопросов: как подключить такие мониторы к современным консолям без HDMI-разъема? Ну, для этого существуют переходники HDMI-VGA, и разрешение 1080p60 можно получить даже с дешевыми из них. Также доступны адаптеры USB-C и DisplayPort, которые помогут с этим пользователям ПК.

Итак, в тестах DF Sony FW900 справлялась с играми для Xbox Series X и PlayStation 5, как чемпион, — даже с уменьшением разрешения экрана до 1080p. В первую очередь это связано с одной ключевой особенностью технологии ЭЛТ: такие мониторы не имеют нативного разрешения, поэтому у них нет артефактов масштабирования при отображении какого угодно количества пикселей. Да, есть ограничения разрешения, связанные с апертурной решеткой или теневой маской, но масштабирования входного разрешения из-за этого не происходит. Современные же мониторы имеют фиксированную структуру сетки пикселей, так что в процессе масштабирования до нужного вам разрешения, отличного от нативного, почти неизбежно произойдет некрасивая интерполяция.

ЭЛТ работают совершенно по-другому. Электронная пушка на шейке трубки испускает пучки электронов, направляемые анодом через сетку (теневую маску или апертурную решетку), прежде чем поразить покрытый люминофором экран, выводя окончательное изображение.

Конечный результат сильно отличается от современного подхода с фиксированной сеткой: способ, которым ЭЛТ «передают» информацию, меняет восприятие пользователем деталей и разрешения. По этой причине разработчики решают проблему рендеринга 4K путем реконструкции изображения — это помогает смягчить большинство проблем современного апскейлинга в попытках максимально приблизиться к разрешению 4K без эффектов размытия из-за интерполяции.

Даже 720p на ЭЛТ все еще выглядит отлично — хотя, очевидно, в случае с Ratchet здесь мы делаем суперсэмплинг с гораздо более высокого разрешения в обоих случаях.
Даже 720p на ЭЛТ все еще выглядит отлично — хотя, очевидно, в случае с Ratchet здесь мы делаем суперсэмплинг с гораздо более высокого разрешения в обоих случаях.

ЭЛТ-экраны также выступают победителями в гонке за качество изображения в случае, когда речь идет о выводе на экран движения. Разница заключается в том, каким образом мониторы отображают движущиеся объекты. Современные дисплеи в таких случаях используют метод sample and hold, значительно снижающий разрешение экрана. Помните, как размыто на первых ЖК- и плазменных дисплеях выглядели футбольные матчи? Это наиболее наглядный пример проблемы, о которой мы сейчас говорим. Ситуация со временем улучшилась, но резкое падение разрешения в движении все еще имеет место даже на самых современных мониторах.

ЭЛТ же от подобной проблемы избавлены. Впрочем, в последнее время на этом поприще делаются огромные успехи: мы приближаемся к качеству ЭЛТ благодаря методу вставки пустых кадров, применительно к LG известному как Motion Pro. За счет быстрого стробирования между содержимым и пустыми кадрами такие артефакты становятся значительно менее заметными. OLED-экраны LG 2020 и 2021 с Motion Pro уже очень и очень близки в применении к отображению движения к ЭЛТ: минусом является гораздо более тусклый вид изображения. Кроме того, другие производители дисплеев тоже предлагают свои собственные решения, хотя и с переменной эффективностью.

Однако, какими бы фантастическими ни были результаты в случае ЭЛТ, современные игры на них — это очень нишевый формат. Sony GDM-FW900 прекрасно работает и с современными тайтлами, потому что это широкоформатный дисплей, и его относительно легко подключить через HDMI к консолям последнего поколения. Но даже он при всей четкости изображения, которую может выдать, мягко говоря, не особенно подходит, чтобы подключить его в своей гостиной. И если вы все-таки соберетесь его покупать, скорее всего, вам придется подвергнуть его обширной калибровке, чтобы выжать из него наилучшее качество.

Хорошо то, что современные дисплеи становятся все лучше и лучше. OLED тоже выдают отличную, красивую картинку, при этом их размеры становятся больше, а цены — ниже. При этом именно за счет нужд гейминга они и улучшаются — и все это окупается с помощью HDMI 2.1. Высокая частота обновления 120 Гц является стандартом для большинства новых дисплеев для жилых комнат, вплоть до поддержки 4K. И они не страдают от длительной задержки вывода, которая присутствует на многих более старых LCD-экранах. В то же время в них появляются функции, в корне меняющие ощущения от гейминга, — такие как, например, поддержка переменной частоты обновления, не говоря уже о вставке пустых кадров.

Мы никогда не вернемся в эру ЭЛТ, но все же есть что-то особенное в играх на FW900 — что-то уникальное и замечательное, и то, что мы потеряли в современную эпоху.

Комментарии (81)


  1. azzas
    14.07.2021 13:32
    +2

    «По современным меркам, 24 дюйма — это очень мало.»
    Серьезно?
    Для какого использования это мало?
    Да подавляющее большинство сидит на мониках 22-24 дюйма, потому как это самые распространенные диагонали.
    А я бы предпочел вообще 2*19-20 дюймовых FHD монитора (типа AOC M2060swda2) для работы, потому как и разрешение достаточное, и компактно.


    1. CMEPTbI4
      14.07.2021 13:39

      «По современным меркам, 24 дюйма — это очень мало.»Серьезно?Для какого использования это мало?Да подавляющее большинство сидит на мониках 22-24 дюйма, потому как это самые распространенные диагонали.А я бы предпочел вообще 2*19-20 дюймовых FHD монитора (типа AOC M2060swda2) для работы, потому как и разрешение достаточное, и компактно.

      Серьезно? Для какого использования много? Мне вот пришлось для удаленки купить себе 27' 2к домой монитор, так как привык к 2 х 27 2к и один 1080 дома вообще не давал нормально работать. И на работе все стараются минимум 24 покупать и выдавать, так как мелкие узкие прорези 19' или квадраты 16*9 для практически всех (активных 4-5к человек работающих на пк) неудобны и они хотели бы их заменить. И меняют при первой возможности.


      1. azzas
        14.07.2021 13:43
        +1

        А я и не говорил что 24-х дюймов много.
        Но утверждать что для работы 24 дюйма — это очень мало… ну такое себе.
        Для игр — да, маловато, ну так для игр при любых раскладах экран чем больше тем круче.
        А выбора мониторов для работы — это дело личного комфорта и расстояния до экранов. Сидеть на расстоянии полуметра перед двумя 27*2к экранами мне лично было бы некомфортно.
        И, кстати, про один монитор для работы я и слова не говорил.


        1. Pixonic Автор
          14.07.2021 13:49

          Для игр — да, маловато, ну так для игр при любых раскладах экран чем больше тем круче.

          Материал преподносится в контексте гейминга. Но вы правы, что все это индивидуально даже в этом разрезе, не говоря уже о других применениях.


        1. MentalBlood
          14.07.2021 14:57
          +2

          для игр при любых раскладах экран чем больше тем круче

          Может и круче, но не лучше. Например, для шутеров. Посмотрите на чем профессионалы в CS гоняют


          1. Kanut
            14.07.2021 15:00
            +2

            Я не уверен что у профессионалов удовольствие от процесса стоит на первом месте :)


      1. Izhevsk
        14.07.2021 17:17

        Не все работают сидя за ПК. Дома AOC какой- то на 22 дюйма, за глаза для серфинга и игрушек хватает.


    1. mistergrim
      14.07.2021 16:21

      Не надо забывать, что производители врали про параметры всегда, и реальная диагональ у описываемого монитора где-то 22" и есть.


  1. keishi
    14.07.2021 13:46
    +3

    что-то уникальное и замечательное, и то, что мы потеряли в современную эпоху.

    Наверно тоже что с винилом, только здесь «тёплый, ламповый» (с) цвет.


  1. 0x9d8e
    14.07.2021 14:23
    +1

    О, у меня именно такой был, но о его культовости я и не подозревал. Просто первые годы, как у всех стали массово появляться ЖК плевался с них и считал, что с ЭЛТ им никогда не сравниться :)


    1. DMGarikk
      14.07.2021 15:01
      +1

      плевался с них и считал, что с ЭЛТ им никогда не сравниться :)

      ну если бы прогресс в ЭЛТ не остановился, то они и были бы лучше ЖКшных мониторов до сих пор
      (с грустью вспоминаю те времена)


      1. Kanut
        14.07.2021 15:07

        Я не уверен что ЭЛТ смогли бы сделать адекватными в плане габаритов-веса и энергопотребления.


        А так да, экраны у них были приятнее и для игр удобнее.


        1. boblenin
          14.07.2021 16:17
          +6

          У ЭЛТ есть одна малоприятная особенность - мерцание от которого у меня, как я помню, уставали глаза.

          Потому, несмотря на то, что картинка на первых LCD выглядела хуже, плюс явно было заметно шлейф из неуспевших перерисоваться пикселей, тем не менее более статичное изображение было огромным облегчением, особенно когда работаешь в основном с подсвеченым текстом.


          1. azatfr
            14.07.2021 16:26
            +2

            У 100 и более Герцовых мониторов такая проблема несущественна.


          1. Kanut
            14.07.2021 16:26

            В целом такое было. Но насколько я помню у ЭЛТ мониторов из последних что я использовал этого уже не было. То есть вроде бы это в целом была решаемая проблема.


            1. boblenin
              14.07.2021 16:39

              Вряд ли это как-то принципиально решается. Скорее всего сильно выше частота обновления. Т.е. просто мерцаем с частотой, за которая не регистрируется пользователем, и надеемся, что свет в помещении не мерцает и не накладывается на частоту обновления монитора.

              Ну и наверное, последние ЭЛТ мониторы, которыми вы пользовались были из верхнего ценового сегмента.


              1. Kanut
                14.07.2021 16:53

                Ну я бы сказал что с какой-то там относительно высокой частоты 99,9% людей бы уже не замечали никаких проблем.


                И как это обычно бывает: сегодня что-то в верхнем ценовом сегменте, а через пять лет уже и в нижнем. Прогресс то на месте не стоит :)


              1. Chamie
                14.07.2021 20:09

                Т.е. просто мерцаем с частотой, за которая не регистрируется пользователем
                Там же экран не тухнет мгновенно за лучом. Т.ч. при достаточной частоте кадров первый пиксел потухнет только к моменту после отрисовки последнего.


            1. sterr
              14.07.2021 20:55
              +2

              Как показывает ЭЛТ на самом деле. И если бы не это пустое место, которое видно на видео, то никто и не замечал бы этот недостаток. Если честно, то я не мог смотреть телевизор из-за мерцания. И мониторы в 60гц тоже не мог. 75 еще ничего, но я все-таки видел мерцание. А вот 100гц и более была как влитая картинка. Но в итоге пришлось перейти конечно на LCD, хотя и не очень хотелось. Здесь уже в принципе неважно сколько герц. Это заметно только при изменении картинки, на статике ничего не мерцает.


              1. Entens
                15.07.2021 15:13

                на некоторых LCD мерцает подсветка, поэтому производители, например Dell, указывают на своих моделях подсветку как flicker free, которая я так понимаю, управляется не ШИМ а напряжением.


              1. boblenin
                16.07.2021 08:53

                Так ведь за это вот мерцание их и любят - оно и приводит к отсутствию шлейфов на движущихся картинках и плюс, то самое наличие абсолютно черного, к которому только приблизиться смогли OLED панели.

                Именно плюсы CRT и делают его таким мерцающим и не оптимальным например для меня (я тоже 60 смотреть не мог)


                1. sterr
                  16.07.2021 09:00

                  Да нет там черного. Что на плазме, что на CRT. Серый. Достаточно посмотреть на выключенный монитор. А олед да, черный. Дело в том, что светимость люминофора очень слабая, а светодиодов - сильная. Поэтому олед можно сильнее затонировать. Без потери яркости.


          1. vervolk
            16.07.2021 08:09

            Я наверно отношусь к более редкой страте. Но и от ЖК глаза тоже болят. От старых квадратных неков - буквально сразу. Некоторые современные модели так же не позволяют ими мне пользоваться. Недавно выяснил, что и видеокарта на это влияет. Но какой именно параметр вызывает у меня ощущение песка в глазах от ЖК я так точно и не установил. Грешу на скважность.


            1. boblenin
              16.07.2021 08:48

              Эксперементировали с разной яркостью, частотой обновления? Иногда freesync дает интересные эффекты, накладываясь на LED лампочки.


              1. vervolk
                16.07.2021 10:10

                На старых жк немного помогало - выставить на самом мониторе аппаратно яркость на максимум, а софтварно её наоборот ужать. И по спектру максимально убрать синий в пользу зелёного. Играть же с частотой - у меня возможности не было - мониторы бюджетные и если показывает 75 а не 60 - это уже счастье.


            1. drWhy
              16.07.2021 09:05

              А комфортно ли смотреть на подсевшие люминесцентные лампы, ведь подсветка в старых мониторах именно на них?


            1. katzen
              16.07.2021 10:18

              Грешу на скважность.

              Скважность чего конкретно?


        1. x86d0cent
          15.07.2021 10:16

          энергопотребления.

          При чтении статьи сразу возник вопрос - а сколько оно жрет? Оказалось, что 175 Вт.

          Кстати, видимая область у него - 22.5 дюйма, современный монитор такого размера потребляет раз в десять меньше.


    1. SADKO
      14.07.2021 15:16
      +1

      Та-же песня, и на многих студиях ЖК соседствовали ЭЛТ достаточно долго, потом появились Neovo, которые по телевизионным меркам были очень даже проф пригодны, ну и стоили они соответственно. Но было понятно, что и другие производители подтянутся, и что для ЖК правильный цвет и динамика он только в статике :-)

      Apple Cinema HD Display никак не избавлял от необходимости приобретения видео интерфейса и ЭЛТ монитора.

      Надгробным камнем ЭЛТ стали лишь профессиональные соневские амоледы.


      1. boblenin
        14.07.2021 16:42
        +2

        Вы, судя по всему, занимались чем-то связанным с качественным цветом на мониторах. Если так, то может подскажете, что делают с освещеннием в оффисах, где таким занимаются? По идее любая лампочка искажает цвета, или нет?


        1. katzen
          14.07.2021 16:53
          +1

          Лампочка — источник света, она не искажает цвета, а излучает спектр. А объекты, которые этот свет отражают, в свою очередь, избирательно его поглощают, и в некоторых случаях даже переизлучают на других длинах волн видимого спектра. То есть цвет объекта — спектральная характеристика поглощения (и немного излучения), это раз, и психофизиологический феномен, это два.

          В офисах, где занимаются цветокоррекцией и смотрят на цветопробы, используют нормированное освещение (D65) — желательно общее, иногда просмотровые столы с нормированным источником — в дополнение к общему свету или вместо него.


  1. DG7
    14.07.2021 14:59

    В играх и видео даже бюджетные элт рвут по качеству любые современные жк, про качественные трубки и говорить нечего


  1. gxcreator
    14.07.2021 15:15

    Забыли еще про пульсации написать, от ЭЛТ глаза устают на порядок быстрее.


    1. DMGarikk
      14.07.2021 15:46
      +6

      120герцовые ЭЛТ избавлены от таких проблем
      p.s. а вот глаза от древних ЖК на tn-ах первых поколений, вытекали похлеще любого ЭЛТ на 75гц


      1. gxcreator
        14.07.2021 17:36
        +1

        120 Герц это все еще мерцание, поэтому нормальную подсветку жк с PWM делают 1кГц и выше, а лучше вообще Flicker Free без мерцания.


        1. drWhy
          14.07.2021 21:03

          Считаю себя достаточно привередливым по поводу мерцания ЭЛТ. 60-70-75 Гц ощутимо мерцали и существенно различались между собой, 85 Гц — вполне приемлемая кадровая частота 100-120 Гц для меня были уже неразличимы.
          Частота ШИМ подсветки LCD отношения к кадровой частоте ЭЛТ не имеет. У люминофора кинескопа довольно длительное послесвечение, которое всеми силами пытались уменьшать.


          1. gxcreator
            15.07.2021 11:40

            >Частота ШИМ подсветки LCD отношения к кадровой частоте ЭЛТ не имеет.

            В контексте мерцания вполне себе имеет.

            >У люминофора кинескопа довольно длительное послесвечение
            Длительное, но все же меньше времени вертикальной развертки, что отлично видно на камеру.

            Для меня вполне себе заметна и неприятна развертка 120/240Гц AMOLED дисплеев, глаза без DC Dimming устают за полчаса пользования.


    1. drWhy
      14.07.2021 16:05

      Видимо, от других ЭЛТ, или неправильно настроенных. При достаточно высокой кадровой частоте мерцание практически не было заметно.

      Частоты вертикальной развёртки описываемого монитора:
      1280х1024 115 Гц
      1600х1200 97 Гц
      1920х1080 108 Гц
      1920х1200 98 Гц
      2048 x 1536 75 Гц
      2304x1440 80 Гц

      Последний вполне съедобен. Для повседневной работы всё же предпочтителен 1920х1200 98 Гц.

      Существовали также программы, позволяющие создавать нестандартные видеорежимы, к примеру PowerStrip. Вероятно у данного монитора можно было бы ещё приподнять разрешение/частоты.

      Как-то с с помощью PowerStrip удалось «разогнать» ничем не примечательный 15" CRT монитор до ~3600 пикселей по горизонтали, для этого пришлось уменьшить ёмкость конденсатора в строчной развёртке. К сожалению, высоту кадра существенно увеличить не удалось.

      И не будем забывать, что на ЭЛТ не было единственного «родного» разрешения, даже для максимальных видеорежимов на каждую точку изображения приходилось более одной точки люминофора.


      1. gxcreator
        14.07.2021 17:44

        Видимо вы просто не сильно чувствительны к мерцанию.

        Тут палка о двух концах - с одной стороны низкое время свечения люминофора позволяет избавиться от смазанности, а с другой - вызывает эффект мерцания, т.к. люминофор перестает светиться до следующего прохода луча.


      1. webkumo
        15.07.2021 01:07
        +2

        Да вы за… в общем ваше "практически не было заметно" чушь полная. Потому при работе глаз с монитором есть несколько факторов


        • воспринимаемая картинка (это вот единственно место, к которому применимо "практически не было заметно"
        • дополнительное напряжение глаз (нерв+мышцы) на построение картинки из мерцающих кадров (и с этим теоретически можно что-то сделать на частотах 250Гц+)
        • активное излучение ЭМ волн (от частоты зависело слабо, но в отдельных случаях незаземлённый монитор выдавал просто полную жесть на некоторых частотах)

        ЗЫ да я лучше артефакты перерендеринга разрешения потерплю, чем ЭЛТ монитор 60-90 Гц… но и на 100-150 Гц больше пару часов подряд работать точно бы не стал.


        1. drWhy
          15.07.2021 09:13

          Не исключаю, что ваш глаз устроен иначе и вы можете видеть кадровую частоту 250 Гц.
          Возможно даже полный спектр ЭМИ и непосредственно движение электронного луча.
          Вероятно вам никак не мешает синий пик светодиодной подсветки и низкочастоный ШИМ.
          Просто высказал своё мнение в статье про 18-летний ЭЛТ-монитор.


    1. Degors
      16.07.2021 13:34

      Пульсации? На частоте 85Гц и тем более выше уже никакого дискомфорта. На 75Гц можно уже почувствовать лёгкое мерцание, а на 60Гц уже боль.


  1. cdriper
    14.07.2021 15:18
    +8

    Статья полностью написания на основании ролика от Digital Foundry, который вообще нигде не упоминается. И выглядит это очень странно.
    www.youtube.com/watch?v=3PdMtwQQUmo&ab_channel=DigitalFoundry


    1. DmitrySpb79
      14.07.2021 16:50
      +5

      Да уж. Хабр достиг дна.

      Скриншот из видео, сравните с заголовком статьи:


      PS: Когда я делал обзор Palm, я покупал девайс за свой счет на eBay, а оказывается можно просто надергать скриншотов из чужого видео? Гениально, что ж.


      1. Pixonic Автор
        14.07.2021 16:58
        -2

        Ссылка на видео есть в тексте


        1. DmitrySpb79
          14.07.2021 17:23
          +10

          Ага, только ссылка спрятана в середине где-то.

          Для такого случая есть тег "Перевод", а так как сделано в статье, это просто неуважение к читателям. Думаешь что автор реально сделал обзор монитора, а оказывается что это просто copy-paste.


          1. Pixonic Автор
            16.07.2021 13:41

            Ссылка на видео тестами, на которые мы опирались, в тексте есть, мы их выполнение себе не присваиваем. Но спасибо за замечание, на будущее будем учитывать.


            1. DmitrySpb79
              16.07.2021 14:23
              -2

              Причем здесь тесты? Все ваши скриншоты скопированы из чужого видео https://www.youtube.com/watch?v=3PdMtwQQUmo . Указания первоисточника ни под одним из них нет. Текст скорее всего скопирован тоже, но тут я до конца не смотрел (дошел до USB-C переходников только) и 100% утверждать не буду. Вы как минимум, нарушаете первый же пункт правил Хабра - публикацию авторских материалов. Если есть сомнения, спросите например у @Boomburum но что-то мне кажется что такой формат статей нарушает авторские права.

              Вы пишете "Разрабатываем игры с 2009 года" - своих спецов по 2D-графике чтобы запилить простой тест, у вас не нашлось? Ни одного CRT-монитора не нашлось тоже?

              И тега "Перевод" что-то так и нет... А так норм, продолжайте, у вас хорошая антиреклама вашей компании получилась :)


  1. ZaitsXL
    14.07.2021 15:29
    +3

    Так и осталось неясным чем же таким ЭЛТ монитор лучше чем LCD/OLED, ну кроме очевидно теплых чувств возникающих у автора.

    - Отсутствие фиксированного нативного разрешения? А давно вы последний раз игрались с разрешением? На РС это еще имеет смысл, чтобы не тормозило на слабом железе например, но тут же речь о консолях
    - Частота кадров? Глаза от современных мониторов болят меньше при той же частоте кадров по причине смены всего кадра целиком, а не построчно как в ЭЛТ
    - Время отклика? Ну для профессиональных геймеров оно возможно еще не везде достаточно мало, но для обычного человека уже давно достаточно чтобы не было видимого шлейфа
    - Картинка со старых консолей времен PS1-2 на современных мониторах действительно может выглядеть не так как задумано, ибо они создавались с учетом наличия ЭЛТ мониторов, но снова же в статье речь про современные консоли


    1. DMGarikk
      14.07.2021 15:48

      — Отсутствие фиксированного нативного разрешения? А давно вы последний раз игрались с разрешением?

      когда у меня был такой монитор — то часто, игра не тянет? ставишь разрешение поменьше и играешь, сейчас фокус не прокатит уже


      1. Kvakosavrus
        15.07.2021 14:25

        Почему не прокатит? У меня новый 32'' 2560 на сколько то там. А карточка старая (тут ритуальные проклятия майнерам). Играю в FHD, страдания не чувствую.


    1. boblenin
      14.07.2021 16:25

      Так ведь смена разрешения - это сейчас самая передовая фишка новых (недоступных) видеокарт. У NVIDIA - это DLSS у AMD - FSR. По сути дела обе эти технологии предназначены для того, чтобы убирать артифакты масштабирования, которые не появляются, если использовать CRT.

      По итогам получилось, что мы перешли с CRT на LCD чтобы избавиться от мерцания и уменьшить размер экранов. И теперь, последние 20 лет шаг за шагом пытаемся вернуть фишки, которые в CRT были изначально.


      1. DaemonGloom
        15.07.2021 08:54

        Эти технологии нужны ещё и для того, чтобы разрешение игры можно было автоматически снизить в нагруженном месте, увеличить в более свободном и при этом не потерять качество шрифтов и максимально сохранить качество. Игра при этом выглядит всё равно лучше, чем просто со сниженным разрешением.
        CRT монитор с таким не справится — смена разрешения не моментальная, да и шрифты станут хуже.


        1. drWhy
          15.07.2021 09:22

          Были CRT мониторы, в которых режимы развёртки менялись с участием электромагнитных реле — там на переключение видеорежима могло уйти секунд пять.
          Впрочем, на некоторых LCD мониторах при переключении видеорежима отображается довольно крупное непрозрачное окно с предложением сменить видеорежим на рекомендуемый, особенно радует предложение установить 1360*768 при его отсутствии в списке поддерживаемых видеокартой. Бывает, это окно заслоняет окно ОС с предупреждением о смене разрешения и подтверждать его нужно наощупь.


          1. basilbasilbasil
            15.07.2021 11:57

            IIYama


      1. vervolk
        16.07.2021 08:15

        Может быть я что-то делаю не так, но в вартандере dlss давал такое мыло, что игра становилась абсолютно неиграбельной. Немного спасал ситуацию (кажется это называется суперсэмплинг) принудительный рендер картинки в 4к и потом уже конвертация под монитор 1080p. Но это несколько противоречит заявленной задаче - снижению нагрузки в сложных по производительности местах.


  1. Nubus
    14.07.2021 15:44

    но резкое падение разрешения в движении все еще имеет место даже на самых современных мониторах

    А это вообще откуда взято? Падения разрешения в движении? То есть с 1920x1440 у меня оно падает до 1680х1050?
    В то же время в них появляются функции… поддержка переменной частоты обновления

    Это про что вообще? Или про Nvidia G-sync и AMD FreeSync? Так это технологии производителей видеокарт, к мониторам имеют опосредственное отношение.

    В целом смотрится как ностальгия без деталей.


    1. Dim0v
      14.07.2021 19:31

      Так это технологии производителей видеокарт, к мониторам имеют опосредственное отношение.

      К мониторам они все же имеют достаточно прямое отношение, т.к. монитор должен поддерживать variable refresh rate на входе. Если он не поддерживает ни G-Sync, ни FreeSync, ни HDMI 2.1, то ни одна видеокарта ему не поможет.


  1. perfect_genius
    14.07.2021 16:25

    Почему ЖК заменили ЭЛТ? Неужели только из-за размера и веса?


    1. DmitrySpb79
      14.07.2021 16:36

      Первые ЖК имели действительно никакое качество, стоили как чугунный мост и применялись в основном на ноутбуках, где на качество можно было закрыть глаза в угоду компактности. Но потом прогресс пошел довольно быстро и ЖК вполне сравнялись с бюджетными ЭЛТ, при этом они не мерцали, занимали меньше места и картинка была четче и с более высоким разрешением. О ретро-гейминге тогда никто не думал и желания играть в старый DOOM с разрешением 640х480 тогда практически ни у кого не было, а современные игры и в нативном разрешении работали нормально. В итоге ЭЛТ оставались какое-то время лишь у проф. фотографов/дизайнеров (потом IPS более-менее догнали ЭЛТ по качеству цветопередачи) и у проф.геймеров где было важно время обновления экрана. Для всех остальных переход прошел как-то естественно и безболезненно, новый ЖК обычно был лучше старого ЭЛТ.


      1. boblenin
        14.07.2021 17:09
        +1

        Игры - это все-таки нишевая вещь. Значительный рынок компьютеров для работы и учебы тогда был сфокусирован на том, чтобы предоставить инструмент для работы с текстом и статическими картинками.

        Когда LCD начали вытеснять CRT скорости интернета не были настолько высокими и мощность железа достаточной, чтобы пользователи на любой чих смотрели видео. В общем и интернет состоял в основном из текста и картинок, а на них LCD как раз выдавал приемлемое качество.


        1. DmitrySpb79
          14.07.2021 17:31

          Да ну, игр в 00х было не меньше чем сейчас :) Doom, Quake и дальше по списку... Онлайн-стримов не было, но фильмы с HDD и дисков переписывали и смотрели. Насчет "компьютер для учебы" - наоборот, первые локалки как раз в общежитиях и были, как и первые массовые сетевые игры, играли все только так.

          Это лет 30 назад ноутбуки были чисто текстовыми с пассивными матрицами и разрешением 640x200, на которых вообще не поиграешь (см.спойлер), а с более-менее современными ЖК проблем уже не было.

          ЖК конца 80х


          1. vervolk
            16.07.2021 08:26
            +1

            Играли и на мк-61, так что всё дело в желании)


    1. eternum
      14.07.2021 18:20
      +1

      Так да. Я прекрасно помню время когда все офисные учреждения начали одновременно выкатывать горы элт «пузанов» на помойки. На смену им пришли очень синие, мелкие, ужасно «переливающиеся» под любым углом и оставляющие дикий шлейф ЖК мониторы. Но они были мелкие и лёгкие. Не занимали места, не грелись. И это отличные преимущества.
      Основные плюсы ЭЛТ — цверопередача и отсутствие шлейфов. И да в момент, когда я пересел с ЭЛТ на «геймерский» монитор я это почувствовал, но диагональ и габариты явно компенсировали недостатки. (Ну и шлейфы казались даже прикольными тогда :))


      1. perfect_genius
        14.07.2021 21:43

        Вспомнил, что ЭЛТ и пыль собирали будь здоров — постоянно приходилось протирать.


        1. drWhy
          14.07.2021 22:00
          +1

          Пыль — ладно, был когда-то 14" Samsung SyncMaster 3Ne, перед ним бумагу на стол класть было нельзя — при включении пара листиков прилипала к кинескопу.


        1. Psionic
          27.09.2021 01:26
          +1

          Ага, который раз пытаясь вытереть начисто экран своего DFHD самсунга, прямо ощущаю прогресс. (сарказм)


      1. Nick0las
        15.07.2021 12:45

        У меня дома в 2004 появился монитор Eizo Flexscan L567 (IPS, 1280x1024б DVI) лишенный вышеописанных недостатков. Но в офисы массово закупали самые дешевые TN с VGA (потому что на встроеной видеокарте VGA), работа по VGA иногда вызывала проблемы которые в 90% решались настройкой, и прошло лет 10 пока эти ужасные TN ушли в историю. А топовые ЭЛТ большие, громоздкие но работали отлично. Бывали правда нюансы с геометрией, но это мелочи. Старые ЭЛТ у меня не вызывают ни отвращения ни ностальгии, а вот старые TFT LCD являются хорошим примером когда в угоду экономии покупается нечто недоделанное и плохо работающее.


  1. DmitrySpb79
    14.07.2021 16:25
    +5

    В статье должна быть картинка с котиком

    Кот


    Лично у меня ностальгии по ЭЛТ нет, наверно потому что топового монитора у меня тогда не было, а обычные были так себе. Этот Sony GDM-FW900 в 2005м, как я понял, стоил примерно моей годовой тогдашней зарплаты :)


    1. drWhy
      14.07.2021 16:45
      +1

      Samsung 755DFX был вполне неплох, а ещё у Samsung была доступная линейка Samtron — «Возьмите качественный монитор, а бренд мы оставим себе». В ней были очень достойные модели, хотя в основном «шарики».

      Вполне добротная наглая рыжая морда.


      1. VolCh
        14.07.2021 19:39
        +2

        До последнего сидел на 959NF, только релокейт вынудил его оставить


        1. drWhy
          14.07.2021 21:15
          +1

          Хорош, да. Но тяжеловат. 25 кг против 16 у 17". И стол лучше угловой.
          Помню подчёркнутое смакование коллеги, приобретшего одним из первых 17" монитор всего за 600$… Впрочем, застал и 14" VGA по 1000$.


  1. 0lom5zhdovdv
    15.07.2021 08:49

    Почему-то все забыли плазменные панели? Нет проблемы с мазнёй, и диагональ лучше.


    1. drWhy
      15.07.2021 09:28

      Да как тут забудешь — 50+ килограм 55" панели и транспортировку в легковушке без коробки, ибо не влазила… Изображение да, сочненькое.


    1. Wijey
      15.07.2021 10:57

      А плазменные мониторы были? Вообще эта плазменная тема довольно быстро пролетела и ушла.


  1. vadim_bv
    15.07.2021 11:39
    +1

    А у меня до сих пор живой ЭЛТ LaCie Blue IV. И комп из 2007 года к нему с архивом фоток. :)
    На ЖК окончательно перешел только после того, как всей семье купил ноутбуки.


  1. mitrych
    15.07.2021 14:35

    Не нашел ничего про выгорание люминофора. Между тем, это актуально, особенно для старых мониторов. Цвета у ЭЛТ становятся хуже, у некоторых уже через 5 лет. Я бы не рискнул покупать сейчас 18 летний монитор — скорее всего, цветопередача уже не торт. Да и нафиг вообще все эти килограммы, вакуумы и киловольты.


    1. drWhy
      15.07.2021 15:25

      Возможно эмиссия кинескопа ухудшается. Её можно улучшить.


  1. krgreck
    15.07.2021 16:09

    А по сравнению с плазмой?


  1. vvbob
    15.07.2021 18:42

    Не, все-же компактность и малый вес решают. Может быть, у ЭЛТ и есть какие-либо преимущества, но вес, размеры и то что новый такой монитор не купишь уже - это перевешивает любые плюсы.


    1. VolCh
      17.07.2021 16:59
      +1

      Вес и размеры для фанатов ценителей особого значения не имеют, но вот что новый не купишь...