Полёт беспилотного летательного аппарата (БПЛА) самолётного типа проходит в плотных слоях атмосферы.  В результате взаимодействия ЛА с окружающей средой на поверхности движущегося тела возникает аэродинамическая сила, приложенная к центру давления. В реальном полёте центр давления как привило не совпадает с центром масс ЛА, тем самым формируется плечо и образуется аэродинамический момент. Аэродинамический момент оказывает влияние на устойчивость БПЛА, поэтому при выработки управляющего воздействия в задаче стабилизации необходимо учитывать аэродинамический момент.

В данной статье рассмотрен учебный пример расчёта аэродинамического момента БПЛА в системе модельно-ориентированного проектирования систем автоматического управления SimInTech. В качестве объекта выберем многоцелевой БПЛА отечественного разработчика «Орион-Э» экспортной версии (рис. 1).

Рис. 1. БПЛА «Орион-Э»
Рис. 1. БПЛА «Орион-Э»

Теоретические сведения из аэродинамики

Условие возникновения полного аэродинамического момента следующее: полный аэродинамический момент M возникает в случае, если линия действия результирующей аэродинамической силы Ra не совпадает с продольной осью ЛА или не проходит через его центр тяжести. Проекции полного аэродинамического момента на оси связанной системы координат имеют следующие обозначения и названия (рис. 2):

Mx – момент крена (момент относительно продольной оси Оx);

My – момент рыскания (момент относительно нормальной оси Оy);

Mz – момент тангажа (момент относительно поперечной оси Оz).

Проекции полного аэродинамического момента в скоростной системе координат имеют такие же величины и названия, как и в связанной, поэтому их обычно не рассматривают.

Рис. 2. Проекции полного аэродинамического момента на оси связанной системы координат
Рис. 2. Проекции полного аэродинамического момента на оси связанной системы координат

Если известны величины проекций полного аэродинамического момента, то его модуль может быть определен по формуле:

M=√(M_x^2+M_y^2+M_z^2 ).

В общем случае неустановившегося движения ЛА полный аэродинамический момент определяется суммой двух составляющих – статическим моментом Mси демпфирующим моментом  Mд:

M=M^с+M^д.

Величина статического момента определяется величиной полной аэродинамической силы для случая установившегося движения ЛА, когда ЛА не вращается. Демпфирующий момент – это часть полного аэродинамического момента, обусловленная угловой скоростью вращения ЛА.

Статический момент – момент, определяемый для случая равномерного поступательного движения ЛА (вектор скорости центра тяжести не изменяется с течением времени, угловая скорость вращения ЛА равна нулю). Общее выражение для статического момента имеет вид (рис. 3)

M^с=R_a b.
Рис. 3. Статический момент
Рис. 3. Статический момент

Для различных условий движения положение центра давления на продольной оси ЛА изменяется, следовательно, величина плеча b неизвестна, и пользоваться этим уравнением неудобно. Поэтому в аэродинамике вводится некоторое постоянное плечо, характерное для данного тела, например, длина ЛА L, и выражение для статического момента записывается в виде:

M^с=m^с q S_m L   ,

где     mc – коэффициент статического момента; q – скоростной напор; Sm– площадь миделевого сечения; L – длина ЛА.

Проекции статического момента на оси связанной системы координат определяются следующими аналитическими выражениями:

M_x^с=m_x^с q S_m D_m,M_y^с=m_y^с q S_m L,M_z^с=m_z^с q S_m L,

где Mxc, Mуc, Mzc - соответственно статический момент крена, рыскания, тангажа; mxc, mуc, mzc – соответственно коэффициенты статического момента крена, рыскания, тангажа; Dm – диаметр миделевого сечения ЛА.

Задача

Дано:

БПЛА «Орион-Э» совершает плоский продольный полёт на высоте 5км со скоростью 120км/ч.

Площадь миделева сечения, возьмём близкую к известному аналогу и примем 2 .

Длина ЛА 8м. Положение центра тяжести , положение центра давления .

Полёт с установившимся углом атаки -4°.

Табличные данные аэродинамических коэффициентов многоцелевого БПЛА «Орион-Э» при плоском полёте, полученные экспериментально при решении обратной задачи аэродинамики с использованием аэродинамической трубы, возьмём близкие к известным аналогам (требуют уточнения у разработчика) (табл. 1).

Табл. 1
Табл. 1

Требуется: Определить полный аэродинамический момент, действующий на БПЛА.

Решение

1. Если угловая скорость вращения ЛА равна нулю ω=0, то демпфирующий момент также равен нулю Mд=0, и полный аэродинамический момент равен статическому

M=M^c.

2. В случае плоского продольного движения осесимметричного ЛА  статические моменты крена и рыскания равны нулю. Тогда величина статического момента определяется только статическим моментом тангажа

M^c=M_z^c.

3. Тогда полный аэродинамический момент можно записать как:

M=M^c=M_z^c=m_z^с q S_m L.

где коэффициент статического момента тангажа определяется:

m_z^с=с_y (c_т-c_d).

4. Нормальный аэродинамический коэффициент cyвозьмём из табл. 1 для угла атаки -4°(cy=-0.192).

5. Коэффициенты центра тяжести и центра давления определим, используя известные выражения:

c_т=l_т/L, c_d=l_d/L.

6. Зная значения L=8м, lт=4м, ld=5м, сy=-0.192, рассчитаем коэффициент статического момента тангажа  mzc.

Получим mzc=0.024.

7. С учетом допущений определив конечное выражение для расчёта полного аэродинамического момента (п.3) и определив всё необходимые значения для вычислений перейдём к расчёту полного аэродинамического момента БПЛА в системе модельно-ориентированного проектирования SimInTech.

Расчёт аэродинамического момента БПЛА «Орион-Э» в системе модельно-ориентированного проектирования SimInTech

 Для проведения расчётов в системе модельно-ориентированного проектирования SimInTech необходимо создать новый проект со «схемой модели общего вида» (рис. 4).

Рис. 4. Создание нового проекта
Рис. 4. Создание нового проекта

В окне проекта необходимо добавить блок расчета аэродинамического момента. Для этого выберем в палитре блоков вкладку «Динамика ЛА», в открывшейся вкладке выберем блок «Аэродинамический момент» и добавим его на рабочую область окна проекта (рис. 5).

Рис. 5. Блок «Аэродинамический момент»
Рис. 5. Блок «Аэродинамический момент»

Для функционирования блока «Аэродинамический момент» на входе нам необходимо задать Sum_M и Q; где Sum_M это значения коэффициента аэродинамического момента (в нашем случае это будет коэффициент статического момента тангажа mzc), а Q это значения скоростного напора набегающего потока.

Зададим коэффициент в SimInTech с помощью добавления константы, выбрав на палитре блоков во вкладке «Источники» блок «Константа» и присоединим с помощью линии связи от выхода блока «Константа» ко входу Sum_M  блока «Аэродинамический момент» (рис. 6). 

Рис. 6. Добавление блока «Константа»
Рис. 6. Добавление блока «Константа»

Для того чтобы выставить значение константы (коэффициент статического момента тангажа mzc=0.024), необходимо открыть блок и в открывшемся окне в вкладке «свойства» установить соответствующее значение (рис. 7).

Рис. 7. Свойства блока «Константа»
Рис. 7. Свойства блока «Константа»

Для того чтобы задать характерную площадь сечения и длину БПЛА для дальнейшего расчёта необходимо открыть «свойства объекта» блока «Аэродинамический момент» и в открывшемся окне во вкладке «свойства» установить значение (рис. 8).

Рис. 8. Свойства блока «Аэродинамический момент»
Рис. 8. Свойства блока «Аэродинамический момент»

В практике аэродинамических расчетов используются параметры стандартной атмосферы, определённые ГОСТом 4401-81. В системе модельно-ориентированного проектирования SimInTech эти параметры заданы в блоке «Параметры стандартной атмосферы (ГОСТ 4401-81)» и в субмодели блока «Скоростной напор».

Для расчёта скоростного напора в SimInTech необходимо добавить блок расчета скоростного напора. Для этого выберем в палитре блоков вкладку «Динамика ЛА», в открывшейся вкладке выберем блок «Скоростной напор», добавим его на рабочую область окна проекта и присоединим линиями связи к входу Q блока «Аэродинамический момент» (рис. 9).

Рис. 9. Добавление блока «Скоростной напор» в проект
Рис. 9. Добавление блока «Скоростной напор» в проект

Для расчёта блока «Скоростной напор» на входе нам необходимо задать скорость и высоту полёта. Скорость и высоту полёта зададим константами, взяв значения из условия задачи и переводя единицы измерения в систему СИ. (рис. 10). Для наглядности проводимых расчётов запишем название блоков.

Рис. 10. Схема расчёта аэродинамического момента
Рис. 10. Схема расчёта аэродинамического момента

Для индикации рассчитанного значения нужно нажать правой кнопкой мыши по линии связи исходящей из выхода блока «Расчёт аэродинамического момента» и выбрать пункт «Свойства объекта». Выделить свойство «Значение» и нажать кнопку «Создать подписи». В открывшемся окне можно изменить отображаемые значения. При нажатии на кнопку «Ok» в окне проекта появится примитив «Текст» в котором отображается значение с выбранной линии связи.

Для проведения расчёта необходимо в окне проектов в меню «Управление проектом» активировать «Инициализация». После чего произойдет инициализация проекта и дальнейший запуск для проведения расчёта собранной схемы по определению полного аэродинамического момента (рис. 11).

Рис. 11. Расчёт аэродинамического момента
Рис. 11. Расчёт аэродинамического момента

На (рис. 11) видно значение 78.5. В SimInTech по умолчанию все задаваемые значения и проводимые расчёты осуществляются в системе СИ. Таким образом, полный аэродинамический момент действующий на БПЛА «Орион-Э» на высоте 5км со скоростью полёта 120км/ч будет M=78.5Нм.

Заключение

Система модельно-ориентированного проектирования SimInTech позволяет рассчитывать аэродинамический  момент, действующий на БПЛА, зная высоту и скорость полёта БПЛА, угол атаки и данные аэродинамических коэффициентов для соответствующих условий полёта.

Комментарии (6)


  1. Imbecile
    29.07.2021 01:04
    +3

    Блин, а я-то ожидал рассчёта аэродинамического коэффициента при заданной геометрии ЛА. А он просто взят из таблицы. Всё остальное можно и в Excel сделать.


    1. OlegKvyatkovsky Автор
      29.07.2021 09:51

      1. По вопросу нахождения аэродинамических коэффициентов для вновь разрабатываемых летательных аппаратов есть виртуальные аэродинамические полигоны. Читал статьи по их созданию и слышал новости о готовых решениях, но в реальности не сталкивался. Найдете в открытом доступе, напишите, буду рад.

      2. Всё в экселе не сделаешь, например в этом примере есть блок "скоростной напор". В нём есть таблица стандартной атмосферы.

      3. Пример учебный (это гайд).


      1. Imbecile
        29.07.2021 10:21

        По вопросу нахождения аэродинамических коэффициентов для вновь разрабатываемых летательных аппаратов есть виртуальные аэродинамические полигоны. Читал статьи по их созданию и слышал новости о готовых решениях, но в реальности не сталкивался. Найдете в открытом доступе, напишите, буду рад.

        У меня это было 17 лет назад в универе. Каких-то открытых источников особо не было. Так что, численный метод характеристических кривых или Рунге-Кутта, Фортран и вперёд, считать.

        Всё в экселе не сделаешь, например в этом примере есть блок "скоростной напор". В нём есть таблица стандартной атмосферы.

        Открыть Вики "Стандартная атмосфера", ctrl+C, ctrl+V, интерполяция стандартными средствами Excel и вот готово, плотность на квадрат скорости пополам (скоростной напор) для любой заданной высоты.


        1. OlegKvyatkovsky Автор
          29.07.2021 16:53
          -1

          Блин, а я-то ожидал рассчёта аэродинамического коэффициента при заданной геометрии ЛА. 

          У меня это было 17 лет назад в универе.

          Так если вы все знаете и вы уже ексель, зачем вы на этом сайте? Вы уж определитесь. Будьте логичны, постарайтесь привести какие-то аргументы, а не бла-бла.


          1. Imbecile
            29.07.2021 17:08

            Так если вы все знаете и вы уже ексель, зачем вы на этом сайте?

            Для того, чтобы узнавать что-то новое. Вдруг то, что раньше тянуло на магистерскую, а скорее даже на кандидатскую, сейчас в пару кликов делается в специализированном ПО. Очень хочется порадоваться за новое поколение, у которого на руках будут такие инструменты. Оценить возможности.

            Будьте логичны, постарайтесь привести какие-то аргументы, а не бла-бла.

            Аргументы в пользу какого довода? В своём первом комментарии я высказал сожаление, когда мои ожидания не сошлись с реальностью содержимого статьи. Также, отметил что приведённые в статье расчёты достаточно просты, чтобы для них использовать специализированное ПО, когда достаточно ПО общего назначения, типа Excel.

            Во втором комментарии я поделился информацией о том, как мы решали аналогичные задачи в бытность студентами. И что в те времена как-то рассчитывать на открытые источники не приходилось. Надо, правда, добавить оговорку, что открытые источники были - библиотека, учебники по газовой динамике, уравнениям матфизики и т.д. Также уточнил, что в Excel нет особой сложности построить расчёт приведённого примера, даже с учётом необходимости использования скоростного напора, зависящего от скорости и плотности атмосферы.

            Какой из своих комментариев я должен снабдить аргументами?


            1. OlegKvyatkovsky Автор
              29.07.2021 18:20

              Название статьи начинается со слов "Учебный пример". Возможно мне следовало бы написать в анотации для какой аудитории он предназначен. (Первый курс техничекого ВУЗА). На научную новизну статья не претендует.

              По поводу инструмента. Данный инструмент был выбран по следующим причинам:

              1. Наглядность

              2. Простота.

              3. Русский язык. То что нужно для учебных целей. Конечно, можно использовать и эксель.

              По поводу аргументов. Вы укзали что вам интересен рассчёт аэродинамического коэффициента при заданной геометрии ЛА. И в ответ на мой ответный коментарий, что существуют виртуальные аэродинамические полигоны для этого, вы сказали что уже знали и изучали это 17 лет назад в универе. И не привели не одного названия программного продукта, который изучали и который должным образом работает.(а это и есть аргумент) Мне видется это как минимум не логичным.