Приглашаю окунуться в мир "языков Фаберже", — языков, придуманных для эстетики, пущего реализма или шутки ради. Степень их завершенности зачастую зависит лишь от одного-двух человек (если такое намерение вообще имело место), и о практическом применении таких языков почти никогда речи не идёт. Но познакомившись с ними поглубже, можно узнать много интересного и подивиться изобретательности их авторов. Среди этих артлангов можно встретить наречия Средиземья и говоры Вестероса, таинственные инопланетные диалекты и компактный словарь Эллочки-людоедки.
Откуда есть пошел дотракийский язык
Начнем с языков мира "Песни льда и пламени" Джорджа Мартина. Сам Мартин свои языки не прорабатывал и они так и остались бы воображаемыми, но на помощь пришла телевизионная сеть HBO с идеей высокобюджетного сериала "Игра престолов". И так как в любой области есть свои специалисты, то решено было обратиться за помощью к Обществу создания языков. Конкурс выиграл Дэвид Питерсон, американский лингвист, который уже имел богатый опыт в создании искуственных языков.
По имеющейся в книгах информации требовалось "восстановить" валирийский и дотракийский языки и проработать концепции других.
Условно их можно поделить по географическому принципу — языки континента Вестерос: общий язык, язык Первых людей и язык детей леса; и языки континента Эссос: высокий валирийский, дотракийский, пиджин торговцев и многочисленные диалекты других племен (гискарский, асшайский, языки сарнорийцев, квартийцев и лхазарян). Белые ходоки также говорят на своем языке, который даже можно услышать в известном сериале как звук треска ломаемого льда.
Результат получился настолько удачным, что Питерсон стал основным "поставщиком" языков для современных фильмов и телесериалов. Вот список его основных работ.
годы | фильм или сериал | языки |
---|---|---|
2011–2019 | Игра престолов | Дотракийский, валирийский и другие вышеупомянутые языки. |
2013 | Тор 2. Царство тьмы | Язык темных эльфов (Shiväisith). |
2013–2015 | Вызов | Многочисленные инопланетные языки — каститанский, иратиентский и др. |
2016 | Варкрафт | Языки орков и людей. |
2016 | Доктор Стрендж | Язык Нельваю (Nelvayu) для проведения магических ритуалов. |
2017 | Яркость | Еще парочка языков для эльфов и орков. В оркском много заимствований из русского, в алфавите также присутствуют кириллические символы. Подробнее про язык орков здесь. |
2017–2019 | В пустыне смерти | Язык жителей легендарного города Эзра (Azrán language). |
2019 | Ведьмак | Язык эльфов и магов со своим руническим алфавитом (Hen Linge language). |
2020 | Страна Лавкрафта | Язык Адама (the language of Adam). |
2021 | Дюна | Чакобса — язык фременов, народа, живущего в пустыне на планете Арракис. Премьера фильма перенесена на конец 2021, поэтому подробностей пока нет. |
Дотрак — значит наездник
Что до дотракийского, то это язык воинственных кочевников, у которых нет письменности. Набор звуков языка был подобран так, чтобы язык звучал максимально грозно. Сам Питерсон рекомендует начинать разработку своего языка именно с ограничения звуков. В противном случае вы будете опираться на звучание своего родного языка и только что придуманный инопланетный язык все равно будет звучать по-русски. Хотя, может быть, кому-то это и понравится.
Имея на руках лишь несколько нативных выражений и имен собственных, которые мелькали в книге, Питерсон разработал концепцию языка, включая его развитие во времени. Так, например, согласные /p/ и /b/ перешли "со временем" в /f/ и /v/ и остались только в именах, что согласуется с книгой.
Вот небольшой русско-дотракийский разговорник на тот случай, если вы встретите дотрака где-нибудь в окрестностях Павелецкой:
Дотракийский | Русский |
---|---|
M'athchomaroon! | Привет! |
Hash yer dothrae chek? | Как поживаете? |
Anha dothrak chek | Хорошо |
Hash yer ray tih hrazef anni? | Ты не видел мою лошадь? |
Vos | Нет |
Hash me laz adakha jin zhoris? | Эти сердца съедобны? |
Sek | Да |
Athdavrazar! | Отлично! |
Fonas chek | До свидания! |
Anha zhilak yera | Я люблю тебя |
Ei mahrazhi'th drivoe | Все люди должны умереть |
Прибытие гептаподов
Еще одна изумительная языковая находка, нашедшая реализацию в фильме «Прибытие» (2016), была описана в научно-фантастичекой повести Теда Чана «История твоей жизни» (1998).
По сюжету на Землю прибывают семиногие инопланетные существа, гептаподы, с которыми начинает общаться лингвист Луиза. В ходе общения и погружения в язык, у нее возникает откровение, — гептаподы воспринимают время не линейно, а всё сразу. Они знают будущее и оно отражается в их языке, который в письменном виде выглядит как набор логограмм (в устном виде их речь "напоминает мокрую собаку, отряхивающую шерсть").
Вольфрам и партнеры
Для создания логограмм (всего их сделали около ста) был приглашен Стив Вольфрам и и его сын Кристофер. Отправной точкой была идея сценариста закольцевать эльфийскую письменность Толкиена (куда же без Него). Вот фрагмент сценария:
Недолго думая, Вольфрам написал ПО, которое составляло и расшифровывало инопланетную письменность. Сами логограммы выглядят потрясающе, каждая их часть означет либо слово, либо целое предложение.
По гипотезе Сепира-Уорфа язык определяет сознание, и тот, кто познает язык гептаподов, увидит все, что с ним случится в будущем, прям как лингвист Луиза. Поэтому ни создатели фильма, ни Вольфрамы словарем гептаподов так и не поделились...
Бисерные языки
Надеюсь, что вы позволите мне такое неловкое сравнение в отношении языков, проработка которых в задачи автора не входила. Таких пасхалок в кино и литературе можно насчитать приличное количество, посмотрим на парочку.
Ого!
Эллочка-людоедка из сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» могла выразить любую свою мысль, пользуясь лишь тридцатью словами "придирчиво выбранных ею из всего великого, многословного и могучего русского языка":
Эллочкин | Авторское примечание |
---|---|
Хамите. | |
Хо-хо! | Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность. |
Знаменито. | |
Мрачный. | По отношению ко всему. Например: «Мрачный Петя пришёл», «Мрачная погода», «Мрачный случай», «Мрачный кот» и т. д. |
Мрак. | |
Жуть. | Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча». |
Парниша. | По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения. |
Не учите меня жить. | |
Как ребенка. | «Я его бью, как ребёнка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребёнка» — как видно, в разговоре с ответственным съёмщиком. |
Кр-р-расота! | |
Толстый и красивый. | Употребляется как характеристика неодушевлённых и одушевлённых предметов. |
Поедем на извозчике. | Говорится мужу. |
Поедем на таксо. | Знакомым мужского пола. |
У вас вся спина белая. | Шутка |
Подумаешь! | |
Уля. | Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля. |
Ого! | Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость. |
Учитывая, что в ежедневной речи мы используем лишь часть нашего лексикона, то все мы немного Эллочки. Надо бы нашу речь это… как его… варьировать, во!
На далекой звезде Венере
Намек на артланг можно встретить у Николая Гумилева в одном из последних его стихотворений (1921 год, ровно сто лет назад!):
На далекой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей,
На Венере, ах, на Венере
У деревьев синие листья.
Всюду вольные звонкие воды,
Реки, гейзеры, водопады
Распевают в полдень песнь свободы,
Ночью пламенеют, как лампады.
На Венере, ах, на Венере
Нету слов обидных или властных,
Говорят ангелы на Венере
Языком из одних только гласных.
Если скажут еа и аи,
Это радостное обещанье,
Уо, ао — о древнем рае
Золотое воспоминанье.
На Венере, ах, на Венере
Нету смерти терпкой и душной,
Если умирают на Венере,
Превращаются в пар воздушный.
И блуждают золотые дымы
В синих, синих вечерних кущах
Иль, как радостные пилигримы,
Навещают еще живущих.
Как видим, в этом языке, есть только гласные звуки. Большинство естественных языков включает в себя от четырех до шести гласных (если говорить о качестве звуков и не считать долгие гласные за отдельные) и от двадцати до тридцати согласных.
Язык с минимальным количеством согласных — это язык Папуа — Новой Гвинеи ротокас, в нем их шесть (/p, t, k, d, b, g/). Примером языков с минимальным количеством гласных могут служить некоторые языки Кавказкого региона, описанные как языки с гласными /а/ и /ə/. Например, убыхский язык. Языков же без обидных слов, я думаю, и нет вовсе.
Получается, что по Гумилеву землянам до ангелов даже в плане языка еще далеко.
Книга на выходные
Мы рассмотрели лишь несколько искусственных языков, созданных при создании книг и кинофильмов. Чтобы глубже погрузиться в тему, рекомендую замечательную книгу Александра Пиперски "Конструирование языков". В ней речь идет не только об артлангах, но и о символьных, философских и прочих, включая многочисленные попытки создания международных языков.
Присылайте свои нетривиальные примеры артлангов, а в следующий раз мы попытаемся придумать свой вымышленный, но правдоподобный язык (хабрусский?).
Ссылки
Комментарии (39)
stalker_by
30.07.2021 17:23За Чакобсу обидно, при чем тут 2021 - https://en.wikipedia.org/wiki/Chakobsa
DaneSoul
30.07.2021 23:51+1В игре Far Cry Primal используется реконструированный праиндоевропейский язык. Причем там вся озвучка только на нем, перевод на английский субтитрами.
averkij Автор
31.07.2021 12:04Класс. Нашел статью про это.
Andrew and Brenna Byrd needed something even older, a language spoken with a mammoth trumpeting in the background.
“We had to ‘translate’ backwards in time. We needed to create a proto-PIE language, a language that may have been spoken about 7,000 years before PIE existed. Brenna and I used what we knew about PIE to imagine what an earlier version of that word may have been,” said Andrew Byrd.
Working together, the couple created a true – though imagined – ancient language of more than 40,000 words with established grammar, syntax and structure.
sim31r
30.07.2021 23:59По гипотезе Сепира-Уорфа язык определяет сознание, и тот, кто познает язык гептаподов, увидит все, что с ним случится в будущем, прям как лингвист Луиза. Поэтому ни создатели фильма, ни Вольфрамы словарем гептаподов так и не поделились...
Подразумевается что языка как такового нет, есть понимание "сверхлогики". Нет понимания, обучить невозможно, будет казаться иррациональным всё. Есть понимание и тогда начнешь осознавать нечто, и потоки времени и этот язык. Вероятно и словаря нет как такового.
Еще интересно по теме языков. С использованием технологий big data, нейросетей можно ли синтетически создать идеальный язык? С чистого листа. Чтобы при минимальной длине текстов, четко и лаконично передавал информацию. Современные языки как код x86, тянут с протоязыков раритетные конструкции и основы языка, не всегда оптимальные, потом накладывются исключения из правил и исключения их исключений. Слова тоже не всегда оптимально составлены, часто употребляемые слова должны быть короткие, редкие слова длинные. Представляется что нужно проанализировать тексты наиболее актуальные, составить карту смыслов и подобрать языковые конструкции что могут оптимально передать эти смыслы. Синтетические языки есть конечно, но они точно не оптимальны, так как строятся на основе существующих языков и без глубокого анализа, без оптимизации.
Celsius
31.07.2021 07:19+1Есть языки, которые не опираются на уже существующие — ифкуиль тому пример, но да, недостатков много. У людей огромная инертность сознания, поэтому все новое только кажется новым, на самом деле там тонны легаси-мусора.
У меня есть идея, как создать при помощи машинного обучения и big data очень мощный язык, сейчас только стадия экспериментов — разрабатываю архитектуру и пытаюсь запихнуть ее в минимально возможную генеративную модель.
Правда это не совсем язык, это скорее протокол загрузки данных в мозг на основе двумерной письменности. Суть в том, что зрение это самый крутой канал передачи (пока нет нейроинтерфейса) плотность и структурированность данных, при врожденных механизмах распознавания образов позволяет заливать гигабайты за секунды и мыслить конструкциями, которые ни один язык не может передать.
Сначала хотелось сделать новый способ визуализации сложных многомерных данных, но вдохновившись языком гептаподов и фан-артами по Лавкрафту появилась идея, как создать совершенно новую письменность на основе вариационных автоэнкодеров с генеративным способом обучения.sim31r
31.07.2021 13:26Мозг не осилит гигабайты в секунду. Обучение медленно идет, сначала в буфер быстрой памяти загружаются образы, ночью в долговременную память важная информация сохраняется. Или не сохраняется, тогда днем надо повторить. И по моим впечатлениям в мозгу не гигабайты, а около 10 мегабайт информации, опыт всей жизни. Информация сжата в образы, проиндексирована, ссылается друг на друга, экономя каждый бит и джоуль энергии. Образы хранятся спрайтами 50*50 пикселей по впечатлениям, но при воспоминании нейросеть дорисовывает детали на ходу. Например машину увиденную вчера можно вспомнить, очертания и цвет, а мелкие детали, номер и был ли колпачок на колесах уже не вспомнить. И то, машина вспоминается потому, что в могу есть объект "легковой автомобиль иномарка", на который ссылается воспоминание добавляя небольшую дельту, цвет, например.
Ну примеры по обучению в школе, вполне неплохо, если ученик за день выучит пару абзацев стиха, 5 слов иностранных и формулу типа квадрат синуса и косинуса равен единице и примеры использования. Это буквально 200 байт информации по сути, к раннему опыту добавляется некоторая дельта и запоминается.
Celsius
31.07.2021 17:16Не, в бинарном виде это может и байты, но без контекста это просто мусор.
Мозг выстраивает усвоенные знания в виде векторов или разреженных тензоров и в процессе мыслительной деятельности эти вектора обрабатываются на конвейере сознания. В результате имеем образы, которые ссылаются на другие образы и во время использования они вызывают устойчивые процессы обработки данных, так что измерять знания в битах не корректно.
Знания записанные в виде формул на бумаге для объективной реальности это просто каракули. Если к формулам есть пояснения, то даже для человека, обладающего мозгом они могут оказаться бессмысленными, так как кроме знания языка и культуры требуются еще тонны контекста.
Так вот, через зрительный канал можно послать образы, которые создадут необходимый контекст, информацию и процессы, эквивалентные гигабайтам реальных знаний. При том, что нет надобности эти знания даже формулировать на каком-либо языке, достаточно тренировками настроить свой мозг на такой способ представления информации (взять например мемасы в интернете — один взгляд и сразу возникает нужная эмоция и контекст).Этот комментарий пришлось писать и формулировать минут 20, на чтение и понимание уйдет минуты 2-4, а можно было бы передать одной картинкой, которая воспринимается за секунду, но содержит в себе еще дополнительные отсылки и пояснения. Текст хоть и одномерный (приходится распознавать слова/идеограммы по одному), но письменность в отличии от речи передается более быстрыми пакетами, следующий логичный шаг — упаковать целые предложения или области знаний в еще более плотный пакет, но уже двумерный и полученные образы будут распознаваться с той же скоростью, но благодаря общей целостности, носитель сможет разобрать на составляющие даже совершенно незнакомое понятие, просто глядя на картинку.
Получается односторонний нейроинтерфейс, есть идеи как сделать вывод (тоже легаси), всего 6-8 кнопок вместо сотни, но с настоящим нейроинтерфейсом не сравнится.
K0styan
31.07.2021 12:18+2Тут первый вопрос: идеальный для чего? Язык для написания ТЗ или юридических документов и для беллетристики могут очень разные требования предъявлять.
Тут, кстати, Херберт с упоминающейся выше Чакобсой в точку попал: во вселенной Дюны есть именно специализированные языки: охотничий, боевой + языки сообществ, тоже с целевой оптимизаций.
sim31r
31.07.2021 13:50-1Специализация может даже и не нужна. Там отличия могут быть в сотне слов, коротких слов дефицит и разные сообщества могут занять их своими значениями. Оно так и происходит, молодежный или профессиональный сленг занимает короткие слова, которые постороннему со временем становятся понятны из контекста.
Я имел ввиду как минимум отбросить груз исключений, который есть в любом языке (типа ветреный, но безветренный), надо просто запомнить, потому что "так сложилось". Далее чужеродные для языка заимствования, которые ломают правила. И в идеале вообще структура языка другая, более простая для изучения и гибкая в применении. У нас как минимум на виду у всех 3 языковых конструкции, славянские языки, европейские языки, китайский язык. Разными способами можно выразить одну и ту же мысль. Ни с каким языком нет особых проблем и все имеют свои плюсы и минусы, не смотря на различия. Сложности у языков малых народов, малый словарный запас и работу атомного реактора на них не описать, это бытовые языки. Это решаемый вопрос, просто язык не получил развития.
Вот и напрашивается мысль, что может быть принципиально иная конструкция, которая в любом контексте применения будет лучше любого языка. И для беллетристики, и для юридических дел и для бытового общения. Для узкой специализации можно так же сленгами ограничиваться, не теряя совместимости языка. Даже сленги можно встроить в язык, выделив часть слов как изменяемые.
tyomitch
06.08.2021 20:08С использованием технологий big data, нейросетей можно ли синтетически создать идеальную конечность? С чистого листа. Чтобы при минимальном усилии, точно и надёжно двигалась. Современные руки и ноги как код x86, тянут от древних позвоночных конструкции и основы, не всегда оптимальные.
sim31r
07.08.2021 10:39+1Про конечности непонятно, а вот возвратный гортанный нерв тянется еще со времен рыб, в статье в Википедии показан жираф, у которого нерв метрами в грудь идет и обратно к горлу.
И таких пережитков прошлого много. Оптимизация эволюционная находит локальный максимум, а к глобальному дойти уже не может, так как оптимизация застряла и не может отойти от него.
tyomitch
07.08.2021 17:13Во-во, и пятипалость устарела, надо по восемь пальцев: и печатать удобнее, и считать в хексе.
Bedal
16.08.2021 16:25считать надо двенадцатирично. На пальцах так ещё и быстрее, чем десятично, получается, и можно даже одной рукой обойтись для многих расчётов (спрятав её за спиной, как это делают стюардессы, считающие пассажиров).
mister_pibodi
31.07.2021 21:24"Фремены" в статье про язык :(
Можно еще писать Дьюна и Котец Хедерах
averkij Автор
31.07.2021 22:05Когда я в первый раз читал Дюну, там их перевели в как вольноибов. С тех пор я против всех остальных переводов ничего не имею.
Вам больше фримены нравятся?
resk0
02.08.2021 00:22+1Hash yer dothrae chek? Как поживаете? (How are you doing?)
Anha dothrak chek Хорошо (I'm doing fine)
Чувствуется влияние английского исходя из построения предложения. Все же не удалось создать что-то абсолютно "инопланетное".
Иногда приходят в голову мысли что всемирная языковая "война" рано или поздно оставит одного победителя. Не исключено, что будет английский, как язык науки и технологий. Хотя, лично мне, импонировало бы создание синтетического языка, легкого в читаемости, без "исторически сложившихся произношений". Не знаю насколько далек от этого Эсперанто. Он вобще живой еще, развивается?
averkij Автор
06.08.2021 09:26Эсперанто в этом плане неплох, исключений в языке нет совсем, для изучения есть онлайн/оффлайн курсы. Есть даже говорящие на нем с рождения.
mSnus
Мне нравится, что "съедобны" по-дотракийски это "жорис"
gban
валар нажорис.
Кстати про Вавилон-5 тоже можно было вспомнить.
K0styan
Это уже каннибализм!
fireSparrow
Может, всё-таки Вавилон-17?
T_Cirkla
Нет, Вавилон-5.
averkij Автор
евгений маргулис.
Да, Вавилон в тему, если вы про этот.
gban
Нет, именно вавилон 5. там тоже куча рас, периодически между собой общавшихся на своих языках.
И кстати, был еще клингонский из StarTrek...
averkij Автор
Про клингонский и языки Толкина не стал писать. Про них, мне кажется, многие слышали.
А сериал, кстати, не смотрел.
K0styan
В Вавилоне 5, к сожалению, не так много эти языки используются - не уверен, что они были действительно были проработаны до уровня языков, а не остались отдельными фразами.