Антонина Пучковская, кандидат культурологии и директор международного центра цифровых гуманитарных исследований, рассказывает о развитии нового направления — digital humanities — в Университете ИТМО и тематической магистратуре.
Послушать в аудиоформате: Apple Podcasts · Я.Музыка · Google Podcasts · PodFM
@dmitrykabanov: В первую очередь хотел бы отметить ваш сегмент в ролике «Девочка, смелее!» на YouTube-канале Университета ИТМО. В его записи приняла участие и Екатерина Скорб, с которой мы ранее общались и готовили интервью.
А вы в этом видео рассказали, что в какой-то момент решили перестать быть исключительно гуманитарием и погрузились в сферу digital humanities. Расскажите, пожалуйста, чем вас привлекла эта тема, и как вы к ней подступились?
Антонина: Спасибо за вопрос. Думаю, что у многих «цифровых гуманитариев» есть похожая история, которую можно было бы рассказать. В моем случае все выглядит достаточно просто. Через некоторое время после того, как я начала работать в Университете ИТМО — еще в качестве преподавателя английского, а потом и культуролога и кандидата в этой области — я задумалась о том, как могла бы применять свой опыт в более интересном ключе. Для этого решила посмотреть, что есть на стыке технологий и гуманитарного знания, культурной памяти и презентации культурного наследия, а по мере изучения темы — дошла до профильного мероприятия — недели цифровых гуманитарных исследований в Нью-Йорке.
Это — открытый эвент без жестких ограничений для участников с семинарами и воркшопами по той или иной тематике из области digital humanities. После проработки того, как я могла бы применить там свое культурологическое образование, я подала заявку на участие. К счастью, ее приняли, а еще меня поддержал Университет ИТМО и командировка в Нью-Йорк действительно состоялась. Там я познакомилась с представителями экспертного сообщества в этой сфере — например, профессором Кимоном Керамидасом, одним из организаторов. Кстати, сейчас он преподает и у нас на программе для магистров и участвует в нашем формате DH Week в ИТМО.
Стоит сказать, что само направление, конечно, относительно новое.
Дмитрий: Что-то вроде computer science, но для гуманитариев?
Антонина: Ранее его назвали humanities computing, а сейчас иногда используют minimal computing, но digital humanities — наиболее частое и актуальное наименование для этого направления. Его принадлежность к гуманитариям понятна, однако сейчас мы видим, что и ребята с техническим бэкграундом интересуются данной темой. Они стремятся использовать свои знания и опыт для работы в командах, которые готовят комплексные решения на базе культурных институций. Так они могут поучаствовать в реализации того или иного проекта с возможностью влиять на общую цель и способы ее достижения, а не замыкаться на узкоспециализированных задачах, которые сегодня готов предложить среднестатистический работодатель.
У нас нужно «переизобретать» задачи. Это — итеративный процесс, поэтому он достаточно понятен и интересен тем, кто обладает ИТ-бэкграундом.
Дмитрий: Чтобы наши читатели и слушатели могли лучше себе представить, как выглядят такие проекты, могли бы вы, пожалуйста, рассказать о паре примеров? По большей части над ними работают в команде или бывает и личный формат?
Антонина: История с запуском digital humanities и институциализацией этого направления у нас началась с проекта St. Retrospect. Как раз после участия в нью-йоркской тематическом мероприятиия подготовила заявку на конкурсный отбор интердисциплинарных научных проектов в ИТМО. Победить здесь получилось как раз с идеей нестандартной визуализации городских локаций. Она подразумевала вывод так называемой истории ассоциаций того или иного места с известными личностями, которые могли останавливаться, жить или отдыхать там. Ретроспективный подход позволил сформировать такую историю на определенном временном отрезке — собрать данные о локациях, персонах и их связях между собой, а далее — визуализировать все это на карте. Сейчас этот проект мы задействуем для проведения практических занятий со студентами первого курса магистратуры. Они работают с ним в зависимости от собственных интересов с точки зрения известных личностей и определенной эпохи: занимаются подготовкой данных, строят тематические маршруты и применяют навыки цифрового сторителлинга.
В таких возможностях заинтересованы музеи, библиотеки и другие институции. Они готовы сотрудничать и делиться контентом, а наши ребята — обрабатывать его, продумывать пользовательские сценарии и доводить до состояния готового цифрового продукта. Так, наши ученики выпустили приложение Que.st с игровыми экскурсиями — можно гулять по Петербургу и интересоваться окружением.
Дмитрий: Как вы можете описать ход развития этого направления? Расскажите, пожалуйста, как вам удалось добиться доверия со стороны институций?
Антонина: Вместе с коллегами, которые изначально подключились к нашему первому проекту, мы успешно защитили его на каждом из этапов конкурсного отбора, а после этого Козлова Дарья Константиновна, первый проректор, предложила мне стать руководителем образовательной программы для будущих магистров. Она называется интеллектуальные системы в гуманитарной среде. В ходе запуска магистратуры еще в 2019-м мы начали сотрудничать с представителями культурных институций, а позже они вошли в состав комиссии и участвовали в оценке работ наших учеников.
Далее мы попробовали себя в истории с грантами, потом у нас появились различные внешние заказчики. Сегодня мы занимаемся и исследованиями, и адаптацией готовых решений и алгоритмов для прикладных задач. Например, для работы с материалами на русском, выпущенными до реформы орфографии 1917 года.
Еще сейчас мы переходим от «проектной» к «продуктовой» магистратуре и считаем, что нужно демонстрировать результат работы в понятном виде — как для широкой общественности, так и для сообществ специалистов в области культуры. Последние в наибольшей степени заинтересованы в таком подходе. Для них он означает привлечение дополнительного внимания и выход на новую аудиторию за счет интересных цифровых продуктов. Поэтому культурные институции готовы сотрудничать с нами. А другие структуры видят пул наших работ, и чем больше их становится, тем большее число людей о нас узнает и быстрее идет развитие.
Чем эффективнее мы применяем методы нарративного дизайна и цифрового сторителлинга, тем лучше нам удается «реанимировать» накопленный нашими коллегами контент и преподносить его аудитории в том виде, который она ожидает увидеть и находит удобным здесь и сейчас.
Сегодня мы сотрудничаем с Музеем истории религии, ИРЛИ РАН, «Маяковкой», РНБ, Музеем истории Санкт-Петербурга и многими другими организациями.
Дмитрий: Как вы видите эволюцию наполнения технологического и методологического стека образовательной программы? Используете ли вы зарубежный опыт или опираетесь на локальные особенности?
Антонина: Когда мы начинали работу над визуализацией культурной памяти Петербурга, конечно же, сразу понимали, что база примечательных локаций никогда не будет завершенной. Перед нами огромный корпус краеведческих данных, который требует обработки и подготовки, поэтому это — продолжающийся проект. Его тему мы определяли сами и делали это достаточно свободно, потому что тогда у нас не было такого количества партнеров, да и магистратуру только запускали.
Сегодня наши студенты могут предложить свои темы выпускных работ. Так поступили многие из первого потока — например, одна из наших учениц занималась эстонскими писателями, попавшими в ГУЛАГ, прошедшими его и продолжившими свое дело. Она проанализировала изменения в стиле их письма под воздействием столь травмирующего опыта, однако осуществила это без инструментов для автоматизированного анализа текста, плюс — сделала упор на визуализацию. С помощью такого продукта можно посмотреть цитаты, пояснения, сравнения и отследить изменения.
Еще один пример — анализ истории памятников конфедератов. Решения, использованные в этом проекте, мы предложили перенести на памятники, расположенные в Петербурге, — сделать side-проект по мотивам St. Retrospect, о котором мы говорили выше. Это получилось осуществить, поработать над визуализицией с помощью Tableau и запустить сайт.
У нас индивидуальней подход к каждой теме. Так, на определенной итерации мы можем понять, что нашей экспертизы мало, и привлекаем сторонних экспертов из ИТМО с опытом в computer science, машинного обучения или из культурных институций. От этого во многом и зависит наполнение и фокус для определенного студента. Однако не все могут предложить что-то свое, самостоятельно выбрать тему и мотивировать себя на ее проработку. Поэтому сейчас мы делаем чуть больший упор на предварительную подготовку тем вместе с культурными институциями. Они предлагают направления, задачи, предоставляют дата-сеты и стараются помочь нашим студентам довести ту или иную тему до успешного завершения. Один из таких проектов направлен на аудиторию Музея истории религии. По задумке автора он поможет отслеживать «эмоциональный след» по мере продвижения по экспозиции. И — помимо личных оценок — позволит познакомиться с тем, как тот или иной объект интерпретировали ранее — в исследованиях и иных культурных контекстах. Сейчас мы думаем над тем, как представить все это в удобном интерфейсе.
Еще у нас развивается направление нарративного дизайна, где мы задействуем Twine и другие похожие решения. Такие инструменты, конечно же, мы осваиваем по мере того, как у нас появляются данные, с которыми можно работать.
Дмитрий: Получается, что у вас есть гибкий подход к тематике личных проектов, но при этом есть и требования к результату. На выходе должен быть продукт, и зачастую готовить его нужно в сотрудничестве с внешними организациями. Есть ли все-таки какие-то рекомендации или пререквизиты для поступающих к вам?
Антонина: На самом деле таких пререквизитов нет. Для нас главное — заинтересованность. Вместе с учениками мы сможем разобраться с тем, как подступиться к теме. Поэтому к нам свободно идут люди с опытом в разработке, аналитике и сферах, которые не так и связаны с ИТ. На этапе собеседования мы продумываем их образовательную траекторию и помогаем определиться с ролями в командах, когда они начинают работать над крупными проектами. Например, для ИТ-специалистов это может быть ведущая роль, а для гуманитария наша программа даст хорошую базу в области computer science и аналитических инструментов. Поэтому в ходе образовательного процесса преподаватели продумывают кейсы, иллюстрирующие теорию, в зависимости от уровня компетенций студентов.
В целом наша программа сфокусирована больше на коммуникации с аудиторией — на том, как можно обработать и представить информацию. А в процессе этого — взаимодействовать с людьми, обладающими различным опытом и взглядами.
Дмитрий: Какие вы могли бы порекомендовать источники для тех, кто хотел бы познакомиться с мировым опытом в этой области? Где можно посмотреть, чем занимаются зарубежные эксперты по направлению digital humanities?
Антонина: С академической точки зрения — можно почитать статьи. Есть такие издания, как Digital Humanities Quarterly, Debates in DH, A Companion to DH и другие. Стоит обратить внимание и на профильные репозитории различных университетов на GitHub, плюс — их информационные ресурсы и онлайн-курсы по теме.
Стоит изучить возможности для участия в тематических конференциях и понять, какие сейчас есть варианты для знакомства и общения с представителями DH-сообщества. Обычно это очень открытые люди, если говорить о других странах, но в частности и у нас атмосфера достаточно дружелюбная — мы готовы обсуждать идеи и находить задачи для наших студентов вместе с институциональными партнерами.
Дополнительные материалы и другие выпуски нашего подкаста:
DH-проекты в ИТМО — Digital portraits, Notes from the camp, National Anthems
YT-плейлист с таймкодами для первого сезона подкаста ITMO Research_
Другие хабрапосты в нашем блоге:
Открытый инструмент для анализа метагеномных данных MetaFast
Библиотеки для байесовских сетей и идентификации структуры данных