Ядерное оружие - это добро. Но только когда оно мирно лежит на складах и своим существованием напоминает, что лучше не делать так, чтобы его со склада достали. Правда к этой простой истине в ВВС США пришли не сразу.
Основной задачей любых вооруженных сил в мирное время является непрерывная боевая подготовка к вероятной войне. А стратегическая авиация в 50-х годах была единственным родом войск США, способным доставить ядерное оружие до территории СССР. Разумеется, поведение любого самолета в воздухе с подвешенным боезапасом/без него отличается, и потому экипажи желательно готовить к полетам с полной загрузкой. Почему для этого использовались достаточно дорогие бомбы, а не безопасные массогабаритные макеты? Неизвестно. Многочисленные самолеты США несли на борту ядерное оружие во время учебных, патрульных, транспортных и других полетов, и разумеется, иногда падали. Именно таким случаям, а так же причинам, по которым они происходили на протяжении 18 лет, посвящена эта статья.
P.s. О потере ядерных боеприпасов воздушного базирования в СССР известно немного: с большой долей вероятности можно утверждать, что таких инцидентов не было вообще — слава ММГ. Потери атомного оружия в СССР связаны с подводным флотом или баллистическими ракетами — тут уж США «остались далеко позади».
Немного о безопасности ядерного оружия
Согласно нормативным документам, во время не боевых вылетов на атомных бомбах должно(!) отсутствовать (быть извлечено) плутониевое ядро или капсула, которое входило в конструкцию большинства атомных бомб в 50-е годы. Именно этот элемент после подрыва фугасной боевой части (БЧ) из обычного взрывчатого вещества (ВВ) запускал цепную реакцию и ядерный взрыв. Да и помимо этих "детонаторов" инженеры делали конструкцию бомб максимально надежной и устойчивой к внешним воздействиям и дуракам. Но все эти меры, хоть и снижали до минимума (но не исключали полностью) вероятность непреднамеренного ядерного взрыва, не влияли на еще два риска, которые появлялись в случае серьезной аварии с самолетом-носителем:
Детонация фугасной БЧ с последующим разрушением конструкции и поражением окружающей местности взрывной волной и осколками, а так же потерей дорогостоящей бомбы.
Радиационное заражение окружающей местности в результате повреждения оболочки ядерной боевой части взрывом/огнем/ржавчиной и последующей утечки радиационных веществ.
Все выше сказанное относится к ситуации, когда атомная бомба находится в «транспортной» конфигурации, а не в боевой. Но руководство ВВС США приняло все эти риски, и полеты с ядерным оружием стали обыденными и массовыми. Конец немного предсказуем.
Первому игроку приготовиться
И первый такой инцидент случился с самолетом B-36 "Миротворец". Всем был хорош этот бомбардировщик, но имел два недостатка:
Планер самолета строился с широким использованием магниевых сплавов, а магний, как знает любой школьник, очень красиво и ярко горит.
Двигатели B-36 тоже имели свойство красиво и ярко гореть по любому поводу. Их былинная "надежность" даже подарила самолету много прозвищ от летчиков, которым красивое керосиново-магниевое пламя почему-то совершенно не нравилось.
![Летит гудит Летит гудит](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8f3/7ed/d3d/8f37edd3d226ccc5e54e534d328776b8.jpeg)
!["Мы с пацанами" "Мы с пацанами"](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d44/bf9/7c6/d44bf97c6c5dd52c052d211bd7d800a8.jpeg)
И вот 13 февраля 1950 года у очередного B-36 во время полета над Тихим океаном в районе Аляски из-за обледенения загорелся двигатель. Звучало бы смешно, если бы следом не вышло из строя еще три двигателя и не будь на борту атомной бомбы. Поняв, что до берега не дотянуть, экипаж сбросил ее в море, а сам покинул самолет на парашютах. Через неделю 12 из 17 летчиков были найдены и спасены, а бомба так и осталась лежать на дне моря. Ловили ли в тех краях гигантских двухголовых рыб за прошедшие 70 лет — неизвестно…
Первопроходец
B-29 вошел в историю как первый (и пока единственный) самолет, применявший ядерное оружие в боевых условиях. Построенный в большом количестве, этот самолет эксплуатировался и после Второй мировой войны.
![B-29 Superfortress B-29 Superfortress](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0bc/eb9/557/0bceb9557cd17835aee5b10df2e895aa.jpeg)
![Гора Манзано. Прекрасна и без рыжих деревьев Гора Манзано. Прекрасна и без рыжих деревьев](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/990/0df/56b/9900df56b06f52e47151a517f479a03e.jpeg)
11 апреля 1950 года вскоре после взлета из авиабазы Киртланд бомбардировщик с атомной бомбой на борту врезался в гору Манзано. 13 членов экипажа погибло, а вскоре, в результате возгорания разлившегося топлива разрушилась внешняя оболочка бомбы и взорвалась фугасная БЧ. Радиоактивная часть, к счастью, взрыв выдержала, а извлеченный детонатор предотвратил цепную реакцию.
Потеря управления
13 июля 1950 года «тяжёлый стратегический бомбардировщик средней дальности» B-50 Superfortress, выполнявший тренировочный полет, по неизвестной причине потерял управление и врезался в землю недалеко от города Лебанон. Шестнадцать членов экипажа погибло. Повреждения бомбы аналогичны предыдущему случаю.
![B-29 на максималках B-29 на максималках](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8d9/7f3/447/8d97f344758153d8012da3cd119759a9.jpeg)
Корейская война
Через три дня после начала войны в Корее на авиабазе Андерсен острова Гуам было сформировано 19-е бомбардировочное авиакрыло, которое сразу же начало совершать боевые вылеты. Вскоре было принято решение перебросить на авиабазу «просто на всякий случай» десять атомных бомб Mark 4. 5 августа 1950 года у летевшего на Гуам B-29 с 20 членами экипажа и пассажирами на борту прямо на взлете начался неконтролируемый рост оборотов винта у двух двигателей, а вскоре после отрыва не убралось шасси. Экипаж попытался приземлиться, но плохо управляемый самолет рухнул и загорелся. Нескольким членам экипажа удалось выбраться самостоятельно и вынести раненых, но через 20 минут после начала пожара ВВ бомбы взорвалось. Погибло 19 человек (включая спасателей на земле), в том числе бригадный генерал Роберт Трэвис.
![Авиабаза Андерсен Авиабаза Андерсен](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/91e/5b8/9a2/91e5b89a284f79e26ff90ed925a1b2c6.jpg)
![Генерал Роберт Трэвис. После катастрофы авиабазу переименовали в его честь Генерал Роберт Трэвис. После катастрофы авиабазу переименовали в его честь](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/28e/45e/6d9/28e45e6d9eba28c1b9cd7691a8c4c114.jpeg)
![Mark 4. Содержит 2300 кг обычной взрывчатки Mark 4. Содержит 2300 кг обычной взрывчатки](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/805/23b/40f/80523b40f801f520bec1e60a353ff840.jpg)
Богатства природы
Река Святого Лаврентия — крупная водная артерия, соединяющая Великие Озера с Атлантическим океаном. Именно над ней у бомбардировщика B-50, перевозившего атомную бомбу с территории Канады в США, 10 ноября 1950 года вышел из строя двигатель. Опасаясь, что с бомбой и одним мертвым мотором сесть не удастся, экипаж сбросил боеприпас, установив высоту его самоподрыва на 760 метров. Детонатор фугасной БЧ сработал штатно, и 45 килограмм радиоактивного урана упали в реку. Напуганным взрывом жителям района было накинуто лапши на уши сообщено о применении учебных бомб и о том, что причин для беспокойства нет. Никаких очистительных мероприятий не проводилось, а ядерный характер аварии был признан только в 80-ые годы.
![На карте На карте](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f87/133/79d/f8713379d90edcf2aef4c384e9a2eb08.jpg)
![На дроне На дроне](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/181/1d8/48f/1811d848f5677e4c73ccaad83150b8ed.jpeg)
Без вести пропавший
10 марта 1956 года над Средиземным морем бесследно исчез B-47 с двумя атомными бомбами. По плану полета самолет должен был дважды дозаправиться в воздухе, но со вторым танкером бомбардировщик так и не встретился. Широкомасштабные поиски не увенчались успехом.
![B-47 Stratojet B-47 Stratojet](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/89c/c60/527/89cc605276c37f7121f8f4f723cda6d9.jpg)
![Дозаправка в воздухе от поршневого танкера требовала титановых я... нервов Дозаправка в воздухе от поршневого танкера требовала титановых я... нервов](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4b9/0a4/326/4b90a432646bc956b01ccf60dc6a7bbf.jpg)
Тем временем внизу…
Аварии с участием атомных бомб и самолетов происходили и на земле. 27 июля 1956 года на авиабазе Лейкенхит в Англии B-47 во время посадки выкатился за пределы полосы и врезался в склад, на котором лежали три атомные бомбы Mk-6. Кто разместил склад с вооружением на одной линии с ВПП - неизвестно, но аварийно-спасательная команда аэродрома смогла потушить пожар до того, как бомбы получили повреждения. Никто, кроме экипажа бомбардировщика, не погиб.
![Авиабаза Лейкенхит в наши дни. Авиабаза Лейкенхит в наши дни.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b89/b40/d87/b89b40d87eb39103dad08b7b278451c0.jpeg)
«Бурёнку жалко»
22 мая 1957 года недалеко от авиабазы «Киртлэнд» в Нью-Мехико из заходящего на посадку B-36 выпала водородная бомба Mark 17, упавшая всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия». Из-за чего это произошло - власти скрывают неизвестно. При ударе о землю сдетонировала фугасная часть бомбы, но, к счастью, плутониевое ядро в ней отсутствовало, и поэтому вместо ядерного взрыва всего лишь произошло заражение территории площадью около полутора квадратных километров. А еще взрыв убил корову.
![Mark 17 - самая тяжелая бомба, когда-либо стоявшая на вооружении США. 21 тонна массы и мощность 15 мегатонн в тротиловом эквиваленте Mark 17 - самая тяжелая бомба, когда-либо стоявшая на вооружении США. 21 тонна массы и мощность 15 мегатонн в тротиловом эквиваленте](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5e5/8bf/c0a/5e58bfc0ab94621e1d23be1fd533607d.jpg)
На взлете
Взлет и посадка не просто так считаются самыми опасными участками полета для любого пепелаца — в случае аварии у экипажа нет запаса времени, скорости и высоты для принятия решения и его реализации. Именно такая ситуация сложилась 11 октября 1957 года на авиабазе Хомстед во Флориде — сразу после взлета у B-47 взорвалась одна из шин шасси. Этого оказалось достаточно — самолет упал в километре от края полосы, а в пожаре почти полных баков осталась лежать одна атомная бомба. Лишь спустя четыре часа, когда большая часть топлива сгорела, пожарные приступили к тушению. Уже по традиции все ограничилось взрывом фугасной боевой части.
![Обычная «мирная» авиабаза. Обычная «мирная» авиабаза.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bb0/b7e/cb8/bb0b7ecb84fc3e049178ed0b34fd27e6.jpeg)
«В желтой, жаркой Африке…»
Вот вы знаете, зачем в Западной Африке нужно ядерное оружие? Автор статьи тоже не знает. А командование стратегической авиации США — знало! 31 января 1958 года бравые американские летчики несли свою службу в Марокко, очередной B-47 выполнял имитацию взлета, когда задняя стойка шасси подломилась на скорости в 45 км/ч. По неизвестной причине на этот раз бывшая внутри атомная бомба была в боевой, а не транспортной конфигурации. От удара произошел разрыв одного из топливных баков и возгорание, пожарные, не сумев за установленные нормативами 10 минут потушить пожар рядом с бомбой, дали по газам. Огонь потух спустя 7 часов, но, хотя на сей раз обычное ВВ не взорвалось, на месте катастрофы было обнаружено радиационное загрязнение. Властям Мароко сообщили что шерифа разумеется ничего не сказали.
![На данном фото отлично видна конфигурация шасси несчастного 47ого На данном фото отлично видна конфигурация шасси несчастного 47ого](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/caf/13e/018/caf13e0183fbfc9e1f8ba8339811c45e.jpeg)
«Таран — оружие героев!»
Ночью 5 февраля 1958 года истребитель F-86 ВНЕЗАПНО (для своего пилота и для экипажа бомбардировщика) столкнулся с B-47, выполнявшим тренировочный полет с водородной бомбой на борту. Пилот истребителя успешно катапультировался, а командир Стратоджета полковник Ховард Ричардсон решил побороться за свой самолет. Он смог вывести его из штопора и лишь после трех неудачных попыток приземлиться запросил разрешение сбросить бомбу Mk-15 в Атлантический океан, которое было получено. Позже полковника наградили Крестом летных заслуг, а безуспешные поиски утонувшей бомбы прекратили после следующей аварии.
![F-86 Saber, один из символов Корейской войны. F-86 Saber, один из символов Корейской войны.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/757/e59/818/757e59818ca5fb4a7a312600cc7bf3f5.jpg)
![Последствия столкновения Последствия столкновения](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3b6/908/26d/3b690826d42bedb5296104dad84febd0.jpeg)
![Mark 15 Mark 15](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2fb/a35/1a2/2fba351a256b969301b4c5aeda3f67f2.jpg)
![Экипаж B-47. Ховард Ричардсон - крайний слева. Экипаж B-47. Ховард Ричардсон - крайний слева.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/825/82b/86d/82582b86d7fa0b783a5557359dbbf3bf.jpeg)
«Залезь, посмотри!»
Другой случай выпадения бомбы из самолета напрямую связан с кривыми руками и ногами экипажа. 11 марта 1958 на летящем с атомной бомбой внутри B-47 загорелась лампочка-сигнал о неисправности механизма фиксатора бомбы. Штурман пошел проверить, что там сломалось, и, чтобы получше его рассмотреть, залез на спусковое устройство, приведя его в действие своим весом. Трехтонная бомба Mk-6 проломила бомболюк и полетела вниз - прямо на жилой район деревни Марс-Блафф. И хотя ядерный сердечник в ту бомбу установлен не был, взрыв фугасной части авиабомбы оставил воронку 20 метров в диаметре и 10 метров глубиной, и лишь по счастливой случайности не убил, а лишь ранил шестерых человек включая трех детей. Даже штурман смог удержаться и не выпал из самолета. Кончился этот инцидент выплатой пострадавшим денежной компенсации от руководства ВВС и извинениями от экипажа.
![Ныне воронка почти заросла травой Ныне воронка почти заросла травой](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bff/fea/71e/bfffea71ed3e2343e1bf0bf94481020d.jpeg)
Два пожара за один месяц
Ноябрь 1958 был откровенно неудачным для B-47. 4 ноября один бомбардировщик загорелся на взлете, из трех членов экипажа при катапультировании с высоты 500 метров один погиб. Взрыв фугасной БЧ оставил глубокую воронку, но не повредил ядерную часть. 26 ноября B-47 загорелся прямо на земле (причина либо не установлена, либо не рассекречена) — после было найдено загрязнение в пределах обломков самолета. И это вся информация, доступная в открытых источниках по этим происшествиям — Страна Свободы тоже кое-что знает о военных тайнах.
Первое столкновение
Дозаправка в воздухе не просто так считается сложной операцией - малейшая ошибка может привести к аварии или катастрофе. 15 (в других источниках 12) октября 1959 года именно во время дозаправки в воздухе B-52F столкнулся с KC-135 над Харденбергом. Пятеро из девяти членов экипажа бомбардировщика и все четверо на борту танкера погибли. Две атомные бомбы, упавшие с высоты десяти километров, были найдены без существенных повреждений.
![КС-135. Двоюродный брат Boeing-707 КС-135. Двоюродный брат Boeing-707](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3b4/a4a/8d9/3b4a4a8d96a9ab9897bce00591820590.jpg)
![B-52 выписывает кренделя B-52 выписывает кренделя](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/559/291/230/5592912301033e6828eec11424dd93d8.jpeg)
А вот 24 января 1961 года толстый полярный лис почти наступил. В тот день под Голдсборо потерпел катастрофу B-52G - вскоре после взлета самолет стал стремительно терять топливо из-за утечки, а затем, при снижении, начал разваливаться в воздухе. Пятерым из восьми членов экипажа удалось спастись, но две бомбы выпали из самолета. У одной из них раскрылся парашют, и она опустилась на землю с минимальными повреждениями. При этом во время спуска последовательно отключились три из четырех предохранителей, приводящих бомбу в боевое положение. Ядерный взрыв, чьей мощности хватило бы на половину восточного побережья США, был остановлен простым низковольтным переключателем. Вторая бомба упала в заболоченную местность и разрушилась. В результате поисков большую часть обломков удалось извлечь, но урановый сердечник на дне болот так и не нашли, и потому их территория была выкуплена правительством и закрыта для простых людей.
![Первая бомба. Первая бомба.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7a0/617/1f0/7a06171f0b9f5f2a1cddfc1cd4552eb6.jpeg)
![Рабочие достают обломок второй бомбы. Рабочие достают обломок второй бомбы.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b27/973/75e/b2797375ec8464405f914462aa4fe5b9.jpg)
![Строительство могильника. Строительство могильника.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b14/fbd/9ea/b14fbd9ea6176500fee9d33e01384407.jpg)
Спустя менее чем два месяца, 14 марта 1961 года произошел следующий инцидент. Недалеко от города Юба-Сити на высоте около 10 км у B-52 с двумя W39 сорвало одну из панелей остекления кабины летчиков. Из-за разгерметизации самолет опустился до 3000 метров, но на этой высоте существенно вырос расход топлива. "Дотянуть" до встречи с танкером или аэродрома бомбардировщик не смог, и экипаж покинул самолет. Командир катапультировался последним, предварительно отведя уже планирующий самолет от населенных районов. В этот раз защитные механизмы бомб сработали как надо, детонации и утечки не произошло. Меньше всего повезло пожарным - по пути к месту крушения они угодили в ДТП и один из них погиб.
![W39. Она же Mark 39. Первая «легкая» термоядерная бомба — меньше 3 тонн водородного счастья W39. Она же Mark 39. Первая «легкая» термоядерная бомба — меньше 3 тонн водородного счастья](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a86/6a6/579/a866a6579feeafcc90cd0cd071908b68.jpeg)
Еще несколько случаев потери авиационного ядерного оружия, не относящихся к стратегической авиации
Вез, вез, да не довез
Douglas C-124 Globemaster II стал первым транспортным самолетом в мире, способным перевозить танки целиком. Но помимо танков, пехоты и прочего металлолома он так же перевозил атомные бомбы, благодаря чему стал трехкратным героем этой статьи.
![C-124 брутален и невозмутим. C-124 брутален и невозмутим.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fbf/d9a/651/fbfd9a651a7aca1b23c5aea37bcf2660.jpeg)
28 июля 1957 в небе над Атлантикой два из четырех поршневых R-4360 по 3800 лошадей каждый потеряли мощность. Удержать загруженный самолет в воздухе на оставшихся двух было невозможно, и экипаж поочередно выбросил две из трех перевозимых бомб в море. Взрывов на поверхности не наблюдалось, однако найти оружие на дне удалось. Сам самолет смог благополучно совершить аварийную посадку.
6 июля 1959 года C-124 разбился на взлете. Находившаяся внутри бомба, хоть и не взорвалась, получила в пожаре необратимые повреждения и была списана.
И, наконец, 11 октября 1965 года С-124 сгорел во время заправки на аэродроме. Уже загруженные в самолет несколько ядерных сердечников были повреждены огнем, однако утечка радиации была минимальной.
Не та кнопка
Помимо «стратегического» ядерного оружия, созданного для уничтожения городов, в США (да и не только) была создана целая серия тактических термоядерных бомб, которые мог применять почти любой самолет (их носителем в том числе был F-104...). Одна такая бомба, вместе с тремя подвесными топливными баками были установлены на стоявший на земле F-100 18 января 1959, когда во время учебной тревоги после нажатия кнопки стартера ПТБ были сброшены и загорелись. Аварийно-спасательной команде удалось за 7 минут потушить пожар, предотвратив разрушение оружия.
![North American F-100 Super Sabre. North American F-100 Super Sabre.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a2f/bc9/eb1/a2fbc9eb183e2a2de7f3a490143dc1ee.jpeg)
В морской авиации
Куда только не стремились запихнуть ядерную БЧ в пятидесятые годы — в снаряды, торпеды, пули для калаша, неуправляемые и управляемые ракеты воздух-воздух и даже глубинные бомбы. С одной такой Mk.90 «Betty» на борту 25 сентября 1959 в заливе Пьюджет разбился P-5M Marlin. Неизвестно, сколько подводных рыб потопила эта бомба — найти ее так и не смогли, а меньше чем через год и вовсе сняли с вооружения за избыточную мощность и прочие недостатки.
![P-5M Marlin P-5M Marlin](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a76/125/0bc/a761250bcd6713436018f052fdc1d5c4.jpg)
![Mk.90 «Betty». За 5 лет было выпущено около 250 таких бомб. Mk.90 «Betty». За 5 лет было выпущено около 250 таких бомб.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f2c/530/7f2/f2c5307f2772caab9e8ea983c0b92de2.jpg)
Возвращаясь из Вьетнама
Следующая катастрофа случилась с самолетом Douglas A-4 Skyhawk. 5 декабря 1965 года с водородной B43 на пилоне A-4 поднимался на палубу авианосца "Тикондерога", шедшего из Вьетнама в Японию... И скатился с лифта авианосца в море. Ни летчик, находившийся в кабине, ни самолет, ни бомба так и не были найдены. Японии о том, что менее чем в 100 километрах от ее берега лежит потенциальный источник радиационного заражения, сообщили лишь в 1989 году.
![Собственно Скайхок Собственно Скайхок](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ea8/9f2/d8a/ea89f2d8ac1b187d72c7ed34d4d1e907.jpg)
![B43. Весит такая бомбочка около тонны. B43. Весит такая бомбочка около тонны.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/40e/7f5/ad3/40e7f5ad337d259c872b36e5a1f6e30b.jpg)
![Лифт авианосца, аналогичный тому, с которого скатился самолет Лифт авианосца, аналогичный тому, с которого скатился самолет](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6e7/0a3/b2f/6e70a3b2f86147e4d6af209aca1b3fcf.jpg)
Итак, за 1950-1961 в ВВС США произошел 21 инцидент, с повреждением/потерей ядерного оружия и всеми сопутствующими рисками. Но что изменилось за это время?
Во-первых, в 1959 были приняты на вооружение, а к 1961 стали относительно массовыми первые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) США SM-65 Atlas и серия ПЛАРБ (подводных лодок с аналогичными ракетами) «Джордж Вашингтон». Во-вторых, в 1959 была построена, а в 1961 вступила в строй BMEWS — система раннего предупреждения о ракетном ударе, т.е. вероятность внезапной атаки по США была значительно снижена. А знаете, что еще произошло в 1961 году? Была начата операция «Хромированный купол» — развернуто несколько полков стратегических бомбардировщиков B-52, часть из которых постоянно находилась в воздухе с полной боевой загрузкой!
![Хитрый план империализма. Хитрый план империализма.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/95a/902/13d/95a90213d012b5e2b928b7cb6e205e63.jpg)
Автором этого плана был никто иной как Томас Пауэр, главком стратегической авиации и последний генерал ВВС США без высшего образования. Желающие могут найти информацию о его своевольном поведении во время Карибского кризиса.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/44f/d90/08d/44fd9008d0e1fa4669867ccfa0fb299f.jpg)
Чем был оправдан доказанный за прошедшее десятилетие риск новых аварий с ядерным оружием? «Сокращением времени готовности для нанесения ответного удара» и «Гарантия выживания хотя бы части бомбардировщиков после первого вражеского удара по аэродромам». То есть стратегия «Хромированного купола» игнорировала существование BMEWS, заранее оповещавшей о «первом ударе» и дававшей запас времени на подготовку и взлет целых полков, игнорировала существование МБР морского и шахтного базирования, которые даже в случае уничтожения бомбардировщиков на аэродромах нанесут ответный удар и игнорировала тот факт, что «всегда находящиеся в воздухе» одиночки имеют околонулевые шансы прорваться через ПВО СССР. Но в конце концов генерал Пауэр смог пролоббировать свой план, и «Хромированный купол» начался 5 июня 1961 года.
В полете немного потрясет…
13 января 1964 года бомбардировщик B-52D, выполнявший патрульный полет над "Дикой горой" попал в зону сильной турбулентности, которая оторвала ему вертикальный стабилизатор. Поняв, что спасти неуправляемый самолет невозможно, экипаж покинул его. Две термоядерные бомбы, упавшие вместе с самолетом, были, ко всеобщему удивлению, найдены практически неповрежденными. Экипажу повезло меньше — из пяти человек двое умерло от переохлаждения и еще один, не имевший катапультного кресла, не смог выбраться из самолета.
![За 3 дня до катастрофы на испытаниях другого B-52 в аналогичных условиях в Нью-Мехико случился такой же отрыв киля. За 3 дня до катастрофы на испытаниях другого B-52 в аналогичных условиях в Нью-Мехико случился такой же отрыв киля.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c4f/e56/543/c4fe56543754a287c2af99d46d4c6bd2.jpeg)
Танцы на льду
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-58 Hustler мог нести пять термоядерных бомб и разгоняться до 2124 км/ч, но не мог гонять по обледеневшей полосе. 8 декабря 1964 года во время учебной тревоги один такой Хастлер слишком сильно разогнался и попал под реактивную струю ведущего. В результате самолет выскользнул с полосы, левая стойка шасси сломалась, а сам бомбардировщик загорелся. Один из трех членов экипажа погиб, все пять бомб были повреждены и дали утечку.
![Мини-Валькирия Мини-Валькирия](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/46c/5da/dbb/46c5dadbb814ee11cf4b33737839996c.jpg)
Над солнечной Испанией
17 января 1966 года в небе над Паломаресом в Испании, как и 7 лет назад над Хардинсбергом, столкнулись B-52G и KC-135. Оператор заправочной штанги, который должен корректировать сближение, по неизвестной причине не сообщил экипажу Боинга о их ошибочном движении. В результате штанга танкера ударила в верхнюю часть фюзеляжа B-52. От удара разрушился лонжерон и левая плоскость бомбардировщика отвалилась, а вспыхнувший огонь распространился по заправочной штанге и, достигнув KC-135, вызвал взрыв. Экипаж танкера, 4 человека, погиб мгновенно, а из 7 человек, находившихся на B-52 спастись смогли четверо. Обломки двух самолетов упали на Паломерас, к счастью, не убив никого на земле.
![Что планировалось Что планировалось](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d14/a40/e77/d14a40e77d7daff5e6a1967135edb3e0.jpg)
![Что получилось Что получилось](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ced/79b/22c/ced79b22cda71b7bfb00c1fd52320383.jpeg)
![Рабочее место виновника (современное фото). Рабочее место виновника (современное фото).](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/995/40e/c69/99540ec69c1de63eb7809e4c73fa55ae.jpg)
И вот тут самое время вспомнить, в рамках какой операции проходил этот полет. На борту B-52 находилось 4 термоядерных бомбы B28, упавших вместе с самолетом. У первой штатно раскрылся парашют, и она опустилась в устье реки, не разрушившись. У еще двух - нет, они рухнули на землю на скорости почти в 300 км/ч. Разумеется, от удара произошел взрыв обычного ВВ, что привело к утечке радиоактивных материалов. Были начаты широкомасштабные работы по очистке и ликвидации загрязнения. Однако повторные замеры местности в 2004 и 2006 году вновь обнаружили повышенный радиационный фон - по всей видимости, часть зараженных обломков до сих пор находится в земле.
Четвертая бомба спустилась на парашюте в море. Спустя 3 месяца поисков бомба была поднята с глубины 800 метров и обезврежена. Работы по подъему сопровождались несколькими авариями, а один из водолазов от полученных травм стал инвалидом.
![Лежит на земле Лежит на земле](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9bb/22e/1f4/9bb22e1f4d286539e5074384f9fccbcd.jpeg)
Скрыть этот инцидент было невозможно, и потому он имел последствия. Испания закрыла свое воздушное пространство для самолётов со стратегическим оружием, а министр обороны США Роберт Макнамара начал настаивать на полном закрытии бессмысленной программы. Его предложение было встречено в штыки в руководстве стратегической авиации и конгрессе, и потому программа была лишь сокращена. Для ее закрытия потребовалась ещё одна катастрофа.
За полярным кругом
Туле. Самая северная авиабаза ВВС США. Здесь после сокращения программы "Хромированный Купол" продолжились полеты бомбардировщиков с подвешенным стратегическим вооружением. 21 января 1968 в очередной такой полет отправился B-52 с 4 термоядерными B28 в бомбовом отсеке и семью членами экипажа вместо штатных пяти.
Именно из-за одного из двух "запасных" людей на борту и случилась катастрофа. Третий пилот, майор Альфред д’Амарио, перед вылетом положил на вентиляционное отверстие системы отопления(под сиденьем штурмана-инструктора на нижней палубе) три подушки из обтянутого тканью поролона(и еще одну после вылета). Спустя некоторое время д'Амарио сменил второго пилота, ушедшего на отдых, и, решив, что в кабине холодно, включил дополнительное отопление. Пущенный по вентиляции горячий воздух из воздушного тракта двигателей попал на оставленные в салоне подушки и воспламенил их.
Штурман со второго раза обнаружил очаг возгорания, но погасить его силами экипажа не удалось. Огнетушители были израсходованы, электроснабжение отключилось, задымление нарастало. Командир корабля смог дотянуть до авиабазы и над ней приказал экипажу покинуть самолет. Всем, кроме ушедшего на отдых второго пилота, это удалось - он выбраться не смог. Вскоре потерявший управление бомбардировщик рухнул на лед примерно в 11 километрах от ВПП. Помимо разрушения бомб и разлета радиоактивных элементов из-за взрыва фугасной БЧ произошло воспламенение топлива. Огонь расплавил лед и большая часть обломков ушла под воду.
![Авиабаза Туле сегодня. Авиабаза Туле сегодня.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3c4/799/20f/3c479920fca01c9827ffeb68139e88db.jpeg)
![Почерневший от разлива топлива лед. Место падения самолета - вверху. Аэрофотосъемка Почерневший от разлива топлива лед. Место падения самолета - вверху. Аэрофотосъемка](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b12/762/057/b12762057a2245207325ea18ae238096.jpg)
![Погрузка зараженного льда в цистерны Погрузка зараженного льда в цистерны](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f28/e75/61e/f28e7561ec22e431c84c8515d0079478.jpg)
Работы по поиску обломков, а так же по очистке и дезактивации местности были начаты немедленно. Операция "Crested Ice" продолжалась до 13 сентября, и за это время было собрано и вывезено 6700 кубических метров зараженного снега и льда. Обследование дна с помощью глубоководных аппаратов позволило обнаружить и поднять обломки трех бомб - но четвертая так и не была обнаружена. К слову, датчане о истинной цели этих поисков проинформированы не были. Информация о заражении местности была рассекречена лишь в 1995 году.
Лишь после этой катастрофы Макнамара добился полного запрета на полеты самолетов с ядерным оружием. Лишь после этой катастрофы (не после Паломареса и Голдсберо!) были начаты НИОКР по повышению безопасности ядерного оружия, которые в конце концов привели к созданию низкочувствительной бризантной взрывчатки и ряда других защитных механизмов.
Какие выводы можно сделать из всех этих случаев, общей продолжительностью в 18 лет? Да самые общие. Невозможно застраховаться от всего и сразу, высокая должность не гарантирует столь же высокий интеллект, а после достаточно крупного происшествия научно-технический прогресс заметно ускоряется. Нам же остается надеятсья, что атомные бомбы и другое стратегическое вооружение никогда не будет массово приведено в боевое положение и отправлено по назначению.
░░░░░░░░░░▄▀▄▀▀▀▀▄▀▄░░
░░▄░░░░░░▄▀▒▒▒▒▒▒▒▒█░░
░█▒█░░▄▄▀▒▒▒▒▒▀▒▒▀▒▒█░
░█▒▀▀▀▒▒▒▒▒▒▒▄▒▀█▒▄▒█░
░█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▀▀▀▀▒▒█░
░█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒█░
░▀▄▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒█░
░░█▒▒▄▄▒▒▄▄▄▄▒▒▄▄▒▒█░░
░░▀▄▒▀▀▄▒█░░▀▄▒█░▀▄▀░░
░░░░▀░░░▀░░░░░▀░░░░░░░
Источники:
http://www.aerospaceweb.org/question/weapons/q0268.shtml
https://alternatewars.com/WW3/WW3_Documents/DOD/Nuclear_Incidents_APR-1981.htm
https://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post187233299/
https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-50_Superfortress#Operational_history
https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_F._Travis
https://en.wikipedia.org/wiki/B43_nuclear_bomb
https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_F._Travis
http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/8107908.stm
https://en.wikipedia.org/wiki/1961_Goldsboro_B-52_crash
https://en.wikipedia.org/wiki/1958_Mars_Bluff_B-47_nuclear_weapon_loss_incident
https://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_S._Power
https://en.wikipedia.org/wiki/Operation_Chrome_Dome
Автор: Трифон Дубогрызов
Комментарии (16)
Moskus
02.08.2021 01:38+1По мотивам истории с аварией в Гренландии есть неплохой датский фильм Idealisten.
Javian
02.08.2021 09:31+3Отечественное ядерное оружие хранили не на самой авиабазе, а на складе в паре километров от неё. Поэтому таких инцидентов со складами на ВПП быть не могло.
VelocidadAbsurda
02.08.2021 12:37+4Немного интересовался инцидентом в Паломарес (бываю в том районе), там прямо микроЧернобыль вышел — горящий плутоний, шлейф выпадения продуктов горения, ликвидаторы из американских солдат без средств защиты собирали заражённую землю в бочки (бочки вывезли на захоронение в США). Посреди полей остались несколько обнесённых заборами участков, недавно подняли тему о привлечении США к окончательной очистке.
А ещё у США, как водится, необычные кодовые названия для классов подобных инцидентов
MKMatriX
02.08.2021 12:51-1Даты часто специфичные. Ощущение что придуманные, или выборка под красивые даты.
Catx2 Автор
02.08.2021 12:55+1А в чём специфика, если не секрет?
MKMatriX
02.08.2021 13:57Три инцидента выпало на 13 число с него и начинается и заканчивается) Хотя собрав все даты становится уже не так специфично, хоть все еще заметны выделения 5, 11, 13 чисел. Но это уже парадокс дней рождений.
13 11 13 5 10 10 27 22 11 31 5 11 4 15/12 24 14 28-6-11 18 25 5 13 17 21 [...-13]
Резюмируя, в случайных генерациях легко увидеть какую-то последовательность, хоть это и не так)
Catx2 Автор
02.08.2021 17:54+3Полагаю, если сосредоточиться на ином числе от 1 до 28, то можно будет найти подобную «закономерность» в каком-нибудь другом ряде однотипных событий. Например, прорывов дамб. У меня есть подборка техногенок, могу как-нибудь выложить)
medvedd
02.08.2021 17:07+1Вспоминается книга Льва Лукьянова "Тысяча и одна бомба". Вроде бы антикапиталистическая сатира, но армейское раздолбайство вечно и границ не имеет.
WildLynxDev
02.08.2021 18:59+2Официальный девиз B-36: "Six turning, four burning".
Неофициальный девиз B-36: Two turning, two burning, two chocking, two smocking, and two unaccounted for.
mitrych
03.08.2021 09:27Какой-то не особо качественный перевод. Как может произойти атомный взрыв в бомбе, из которой извлекли плутониевое ядро? Для ранних Mark 4, речь могла идти об извлечении атомного заряда целиком, для последующих - об извлечении части заряда, чтобы снизить его массу ниже критической. Не понятно.
"Mark 4. Содержит 2300 кг обычной взрывчатки" - не до хрена ли обычной взрывчатки? Судя по ТТХ, Mark 4 могла иметь мощность 1 кт в тротиловом эквиваленте. Как такое возможно?
Catx2 Автор
03.08.2021 11:48по ТТХ Mark4 могла иметь мощность ОТ 1 кт в тротиловом эквиваленте (и до 130 кт). Нормально взрывчатки там — для достижения требуемых имплозивных характеристик. Что же до ядерного заряда — он наборный из 32 ячеек. В ранних моделях уран или плутоний. В поздних — смешанное уран-плутониевое наполнение.
И речь шла не о ядерном взрыве, а о ядерном загрязнении. Взрывалось обычное ВВ.
victor_1212
>Всем был хорош этот бомбардировщик, но имел два недостатка ...
Если уж говорить про недостатки B36, то первый это низкая крейсерская скорость порядка 230-250 mph