сода…команда неравнодушных людей! И это может быть непривычным. Потому что в сознании многих gosuslugi.ru — это что-то «чиновническое» и «бездушное», если угодно. Но на самом деле сотрудники портала — граждане страны, которые хотят сделать удобные и человечные сервисы для нас: тебя, меня, друзей и родных. Сейчас расскажем, как мы «очеловечиваем» портал.

На связи лиды департамента проектирования пользовательских интерфейсов: Егор Исаков, руководитель направления, и Ксюша Морозова, начальник отдела.

Так повелось

Госуслуги заработали в 2009-м году, сразу став частью электронного правительства. А с таким статусом не забалуешь — всё серьёзно и официально.

Сейчас тенденции совсем другие: просто, понятно и клиентоориентированно. Чем же хуже цифровой сервис от государства? 

С 2020 года мы задали себе нехилую планку — отказаться от архаичного «чиновничьего» подхода. В наших влажных мечтах такой вектор развития станет заразительным для головных ведомств и госконтор на местах. Амбициозно, согласны. Но как гласят старые мотивационные картинки из интернетов: «большой путь начинается с маленького шага».

Масштабы изменений

На портале начали менять буквально всё. И, конечно, это не быстро. Но прямо сейчас на Госуслугах:

Меняется формат заявлений

Вместо длиннющей простыни формы — серия простых вопросов и минимальное заполнение полей.

Об этой крутотени мы расскажем в отдельной статье.

Было
Было
Стало
Стало
Обновляется тональность и содержание текстов

Всё от обращений в рассылках до подсказок в настройках проверяется на соответствие новой редполитике. Она учит писать коротко, понятно и полезно.

Обязательно расскажем и об этом в отдельном материале.

Меняется визуальная подача

У графики новый стиль, который мы постепенно внедряем в рассылки, интерфейсы и баннеры. Он минималистичный, но не примитивный. В основе — забавные сюжеты, на которые интересно смотреть.

Это действительно крутое обновление. Обязательно расскажем поподробнее.

Развивается личный кабинет

В авторизованной зоне мы перелопачиваем все функции. Где-то просто исключаем лишние блоки и мусорные элементы, в других местах глобально перекраиваем логику работы в угоду простоте.

Объём работы там огромный. Тоже обязательно расскажем об этом.

Ведётся аналитика инцидентов

Вместе с Минцифрой мы следим за тем: 

  • что происходит в процессе оказания услуг; 

  • с какими проблемами сталкиваются пользователи; 

  • где косячат ведомства; 

  • что происходит с производительностью.

Всё это собирается в отчёты и выносится на обсуждение. 

Если интересно, то мы расскажем и об этом.

Ремонтируем «фасад»

Интерфейс портала — то, что первым делом видят люди. Кто-то приходит на главную страницу, другие попадают через новости и статьи, третьи открывают каталог услуг. В любом случае, вся неавторизованная часть — «лицо Госуслуг». 

Изначально мы хотели обойтись фейслифтингом — чуток освежить визуал. Но потом проанализировали и поняли: за 12 лет портал оброс кучей всего. Часть сервисов оказались невостребованными, а часть интерфейсных решений неактуальными. 

Мы провели исследования и решительно постановили: много чего можно упростить и отрезать. Правда, обычным упрощением дело не обошлось. Предстояло придумать ключевую идею новой концепции. 

В активном поиске

Приступаем к генерации идей. Параллельно ведём проектирование и отрисовку дизайна. Продумываем, что убрать, оставить или трансформировать, фигачим макеты.

Наконец, приходим к более-менее стройной логике подачи информации, но с визуалом никак не получается.

Не сдаёмся! Берём за основу нашу подачу и, согласно поговорке, подключаем несколько голов. Точнее, команд. Поиском идей занимаются шестеро штатных дизайнеров, коллеги из Студии Дизайна Ростелекома и других подрядчиков.

Мы обмениваемся макетами, кидаем в чатике скриншоты, составляем мудборды, дербаним на части фигма-файлы друг друга и обсуждаем-обсуждаем-обсуждаем. Вариантов уже за сотню, но всё летит в корзину. Ажиотаж знатный! Уже канун нового 2021 года, а мы пообещали выкатить демо в январе.

Продолжая тему пользы

В результате самым удачным, на взгляд руководства, оказывается вариант Студии Дизайна Ростелекома. Все выдыхают: «Наконец-то!».  

Идея такова: портал перестаёт быть бездушной машиной и становится внимательным онлайн-помощником. В помощь уже есть другие части системы: хорошие тексты, понятные новые услуги, обновляющийся личный кабинет.

На первом экране большая строка поиска. Запускается следующая итерация работы — подбор образа для помощника.

Разные варианты маскотов
Разные варианты маскотов

Теперь портал ведёт диалог с пользователем. В качестве виртуального собеседника выбирают робота и дают ему имя Макс.

Коллеги-дизайнеры делают акцент на заголовках, которые теперь тоже как бы становятся частью диалога.

Глубокая проработка

Концепт утверждают и интерфейс довольно быстро выходит в прод. Он размещается на новом адресе gosuslugi.ru/new . Всё-таки у нас десятки миллионов пользователей от детей до пенсионеров. Безапелляционно выкатывать на такую аудиторию новый интерфейс взамен текущего не стоит.

Мы благодарим коллег из Ростелекома и начинаем адаптировать их концепт к реалиям портала. Госуслуги — огромная экосистема, и понятно, что учесть всё на этапе генерации идей по визуалу невозможно. Хватаем аналитиков и начинаем думать над состояниями всех элементов.

Улучшения проходят в несколько итераций: выкатываем версии, смотрим и докручиваем ещё.

Шапка

На портале есть не только обычные граждане, но и ИП-шники, представители юрлиц, государственных организаций, партнёры системы, иностранцы.

Есть элементы, которые все пользователи привыкли видеть вверху. Есть разные состояния для мелких тач-экранов и огромных retina дисплеев.

Наводим порядок, чтобы красота дополнилась логикой. 

Футер

Работая над концепцией, его тоже упрощали. Но кое-что упустили. Мы вернули ошибочно потерянные элементы и, наоборот, потёрли ошибочно оставшееся. Теперь там только самое полезное.

Каталог

С одной стороны у нас есть привычный пользователям каталог — большой список на отдельной странице. Но, будем честны, пользуются им без удовольствия. Всем хочется простоты: вбил проблему — получил решение.

На главной выведены разделы каталога. Толпа аналитиков перелопачивает вординг услуг и пересортировывает их по логичным стройным разделам. 

То, что по статистике спрашивают реже всего, без зазрения совести переносится в «Прочее». 

Редакторы наваливаются на подсказки, которые выводятся тут же в меню по темам. Объём неимоверный, сроки сжатые. 

Робот Макс

На портале огромная база знаний. Поиск по ним хорошо ложится в виртуального помощника. А ещё туда же подходят вопросы, которые мы задаём в новых формах услуг.

Мы продумываем разные состояния для MVP. А параллельно с этим начинаем думать о развитии: интеграции службы поддержки, нестандартных кейсах, самообучении. Успехами в этом мы ещё обязательно поделимся, кстати.

Логика и косметика

На портале есть авторизованное состояние пользователя. А ещё сервисы для избирателей, виджеты участия в общественных голосованиях, блок со ссылкой на сервис жалоб. Тексты заголовков тоже вызывают сомнение. Наводим ещё немного порядка.

Главная после
Главная после

Только начало

Материал получился этакой затравкой к нашим рассказам об улучшении Госуслуг, что вполне логично — мы в самом начале пути. Не переключайтесь! Дальше мы будем подробно рассказывать о том, как улучшаем цифровые сервисы нашей страны.

Иллюстрации: Михаил Голев

Комментарии (81)


  1. aryslanova
    04.08.2021 13:31

    Очень крутой интерфейс, ясно - понятно)

    Надеюсь нагрузку на сайт вы оптимизировали, потому что в Казахстане немного подумали над дизайном, но загрузку страниц и адекватное описание блоков сделать забыли.


    1. Koshkav Автор
      05.08.2021 11:59
      +2

      Да, у нас действительно есть ряд требований к графике относительно объема передаваемых данных, и частенько эти требования не дают дизайнерам разгуляться от души. Поэтому стараемся находить баланс.


  1. Pilgrim54
    04.08.2021 13:44

    Хорошее дело, только сегодня слышал как ругали Медведева за перевод всего в цифровую сфеу: "а нам старикам как в этом разобраться?"


    1. Earthsea
      05.08.2021 15:06
      +5

      "а нам старикам как в этом разобраться?"

      Раньше можно было разобраться по многочисленным инструкциям на сторонних сайтах. Даже видео есть, где все объясняют, показывают куда нажимать, что искать, что и как заполнять

      Теперь пришли зумеры и все поломали, устроили какой-то то ли онлайн-магазин, то ли развлекательный портал.

      Стартовая страница сайта с госуслугами должна выглядеть примерно так:


  1. Polarisru
    04.08.2021 14:12
    +3

    Вроде бы ничего сверхъестественного, но как же далека от всего этого Германия. На карантине была катастрофа с дистанционным обучением и интернетом (до сих пор так лагает, что моментами ужас, поменять провайдера не на что, их у нас всего два, и проблема касается обоих). Дистанционное обучение показало полную неспособность власти на местах что-то менять и улучшать, доходило до того, что некоторые учителя прятались в домике, заявляя, что у них нет доступа к интернету (да, в рабочее время, да в 2021м году). Но вот недавно столкнулся с госуслугами и понял, что тут вообще как до Луны пешком. Теоретически можно подать заявление на оформление документов через имейл (своя отдельная система - не, не слышали!), на практике это не означает ровным счетом ничего. Одна из контор получила затребованный документ, но вообще никак не сообщила об этом - типа сами звоните, вам же надо, вдруг дозвонитесь. Вторая приняла пакет документов, отправив автоответ, через 3 недели молчания, после нового обращения, выяснилось, что они и не начинали ничего - ну а че, сроков нет же никаких, системы, которая позволяет отслеживать что-то, тоже нет, так что взятки гладки, скажите спасибо, что вот так, со второй попытки начали (может быть). Зато везде пишут, что в связи с тяжелой ситуацией возможны задержки в обработке и нет личного приема. Удивительная логика, лично не принимаем, время на это не тратим, но у нас задержки! Зато в программе каждой партии кричат про дигитализацию и регулярно осваивают на ней миллиарды.


    1. Ark1774
      04.08.2021 14:42
      +1

      Потому что нельзя выбросить старое и сразу сделать хорошо, обязательно будут факапы. А интегрировать существующие системы/базы, с учётом имеющихся там «специалистов»(студентов на пол ставки), получается как то так.
      Популярные вещи быстро сделали и отработали, я к примеру менял права через госуслуги без всяких проблем. На линию поддержки деньги выделяются заранее, если что то не рассчитали, то получаем или перерасход бюджетных денег и начальство получает по шапке или недостачу и кучу жалоб от пострадавших и начальство опять же получает по шапке. Так и лавируют.


      1. Polarisru
        04.08.2021 16:09

        Нельзя выбросить старое, когда оно есть. Когда его нет, но при этом десятилетиями нельзя построить новое - это уже не из этой оперы.


    1. Amonara
      04.08.2021 14:53
      +3

      Больная тема. Вы ещё про онлайн банкинг скажите. Немецкая дижитализация глубоко позади пост советских стран :(


      1. Polarisru
        04.08.2021 16:14

        Да, четкая тема, согласен. В некоторых банках более-менее работает, хотя, опять же, на несравнимом уровне, в других, вроде отстойного comdirect, приложение для фототана запустить так и не удалось, а за чудесные мобильные таны, как оказалось, банк без особых угрызений совести берет 9 центов. Причем время бездействия выставили в 5 минут, так что сессию приходится регулярно обновлять, снова и снова высылая таны. Ну а что, старушка - рубль, десять старушек - червонец. А как я там счет закрывал - вообще песня, они отказались его закрывать в ответ на мое письмо, заявив, что подпись не сходится, затребовали образец подписи с копией паспорта. И онлайн тоже не было возможности закрыть, уж не знаю почему.


  1. archimed7592
    04.08.2021 14:20
    +10

    Расскажите про ваше "улучшение" по автоматическому закрытию обращений без рассмотрения и обратной связи по существу вопроса.

    Мы получили большое количество запросов и, к сожалению , в данный момент не можем Вам ответить. Пожалуйста, воспользуйтесь, разделом «Помощь и поддержка» или попробуйте обратиться позже. Обращение закрыто

    Такой подход чем-то напоминает старое доброе обивание порогов "мне только спросить", "вам в кабинет №хх" и т.п.

    Я так и не смог осмысленно пообщаться в чате по своей проблеме в работе портала, а email на который можно один раз написать и ждать ответа (пусть и неделю) у вас в способах связи отсутствует...


    1. vilgeforce
      04.08.2021 16:55
      +2

      При этом на самом сайте предлагают "пообщаться" в чате, ага.


    1. vikarti
      05.08.2021 19:25

      Вот вот.
      Не хотели давать сертификат мол вторая доза не получена при том что бумажную справку в поликлинике — дали.
      Чатик показывает то же в точности сообщение,
      обращение через форму жалобы на странице про вакцинацию — редиректится в структуры здравоохранения а там отвечают что у них все нормально, проблемы у госуслуг.
      И мне как то без разницы у кого там именно проблемы — QR-кода нет
      В итоге скандал в поликлинике и их ответ что глюки у госуслуг и вроде как решается повторным вводом данных, помогло либо это либо ответ на все жалобы что нет, вопрос не решен.
      Хорошо работает техподдержка, возможные свои проблемы не разбираясь — скидываем на другие структуры.


  1. Bellerogrim
    04.08.2021 14:27
    +1

    «Ошибку передачи заявления в ведомство» уже починили? «В связи с высокой нагрузкой сервис может быть недоступен» — починили? (На остальных госпорталах, кстати, тоже) «Это нельзя сделать через госуслуги, это можно сделать только через mos.ru, куда, кстати, нужно руками вбить все данные ещё раз, даже если авторизация через госуслуги»?
    А, прошу прошения, у вас более важные задачи. Тональность текстов, конечно же.


  1. Ninil
    04.08.2021 14:36
    +7

    Вопрос к автору статьи/команде Госуслуг.

    Чем продиктовано отключение возможности заполнение анкеты на загранпаспорт вручную? А так же почему нельзя поменять данные профиля БЕЗ привязки номера телефона? Это просто чья-то инициатива или требования законодательства (если да, то какого именно)?

    Ранее при заполнении анкеты можно было ввести все поля вручную, сейчас же данные подтягиваются ТОЛЬКО из профиля. Буквально пару месяцев назад столкнулся при переоформлении заграна (5 лет назад при этом таких проблем не было с оформлением прошлого паспорта):

    • Данные подтягиваются только из профиля

    • В профиле был адрес корректный, но без какого-то поля (типа индекса что-ли или еще какая-то мелочь, типа указан город, но нет региона)

    • При заполнении анкеты на загран получается адрес заполнен не по всем требованиям анкеты, руками поправить нельзя

    • Для внесения изменений в профиль нужно привязать номер телефона %)

    • А если привязал номер, внес изменения в профиль, то данные "отправляются на проверку" в МВД, и до ее окончания ничего с заявлением на загран сделать нельзя.

    Эти все заморочки - просто чья-то непродуманная инициатива или требования законодательства (если да, то какого именно)? Почему нельзя подтягивать данные анкет из профиля, но при этом давать редактировать поля?


    1. BasiC2k
      04.08.2021 21:20
      +6

      В добавок к Вашему спичу, по поводу телефонного номера.

      У меня не получилось удалить телефоный номер из профиля. Никак. Даже через техподдержку: "это не предусмотрено".

      А если я перестал пользоваться телефонным номером? Или пользуюсь корпоративным, который может быть передан другому сотруднику.?

      Я так понимаю жёсткая привязка телефонного номера - это чтобы всех "посчитать" (тов. майор), а не для отнюдь не для удобства.

      Куда жаловаться (на кого обращаться в суд) тоже не понятно. Какое юрлицо является оператором данных - не могу понять.

      Может автор поста с красивыми картинками ответит нам в комментариях?


      1. andreishe
        05.08.2021 07:20
        +1

        Датам его просто сменить даже целая история: вот вам смс на новый номер, введите код. А теперь вот вам смс на старый номер, введите код. Ах, у вас нет доступа к старому номеру? Очень жаль.


  1. Viacheslav01
    04.08.2021 14:44

    Уберите запоминание пользователя по умолчанию, это не безопасно и парит каждый раз жать галку "не запоминать".

    Сколько пользователей должны слить аккаунты хакерам, что бы вы отклчили авто запоминание, и сколько что бы вы вообще убрали функцию запоминания?


    1. Mike-M
      28.10.2021 05:18

      Баба Яга я против )
      Меня напрягает каждый раз вводить логин и пароль. Поскольку заходить на Госуслуги приходится довольно часто, реальное удобство использования в данном случае перевешивает потенциальный риск.

      Наверное, оптимальным решением будет компромисс: нужно добавить в ЛК настройку, с помощью которой каждый пользователь будет сам определять что ему важнее — комфорт или безопасность.


      1. Viacheslav01
        28.10.2021 11:35

        Если внимательно прочитать мой коммент, то можно заметить, что я просил убрать галочку которая стоит по умолчанию, т.е. если ее не снять пароль запоминается. Я не против самой галочки, каждый может сам решать. Но я за то, что бы выбором по умолчанию была безопасность и небезопасный вариант не поджидал на каждом входе, т.к. можно ее забыть отключить.


        1. Mike-M
          28.10.2021 15:35

          Но я за то, что бы выбором по умолчанию была безопасность
          О том и речь: Вы «за», а я «против» :)

          Могу переформулировать свой комментарий: Меня напрягает каждый раз вводить логин и пароль снимать галочку.
          Остаюсь при своём мнении: пусть в ЛК будет настройка, отвечающая за состояние этой галочки по умолчанию.

          Проблема в том, что сайтов с автозапоминанием осталось очень мало. И меня действительно утомляет каждый раз проходить авторизацию.
          Автоподстановка с помошью менеджеров паролей в какой-то мере помогает. Но не везде она работает. А там где работает, надо всё-равно после подстановки нажимать кнопку ОК, Войти, и т.п. Не хочу так.

          Но и Ваше желание тоже обосновано. Поэтому и говорю: надо предоставить пользователям выбор.


  1. Sabubu
    04.08.2021 14:58
    +4

    А мне не нравится приведенный дизайн страницы, и вот почему.


    Во-первых, все очень крупное. Например, шапка занимает большую часть экрана на дисплее высотой 800 пикс. Зачем такая огромная шапка? Или вы думаете, что все пользуются 4К мониторами? У вас наверно есть статистика по разрешениям экранов, посмотрите, много ли там таких.


    Во-вторых, на странице множество ненужной информации. Например, огромные карточки "жизненные ситуации", "выскажу свое мнение", "интересно и полезно" и они занимают большую часть страницы. Зачем они нужны? На портале госуслуг нужно подавать заявления и получать госслуги, а не читать "интересные" статьи. Еще и карточки такие огромные, опять видимо рассчитанные на 4К мониторы.


    В-третьих, зачем на десктопе баннер мобильного приложения (тоже огромный)? Вы на полном серьезе предполагаете, что пользователь отодвинет в сторону компьютер с удобной клавиатурой и большим монитором и возьмется за телефон, и будет там заполнять заявления, тыкаясь в его крошечные кнопки? Причем еще неизвестно, может в приложение встроен шпионский функционал. Это большой риск, ставить такие приложения.


    На мой взгляд, мобильное приложение имеет смысл только в таких ситуациях:


    • для людей, у которых нет компьютера. Им, конечно, было бы удобнее не тыкать в кнопки, а иметь возможность позвонить оператору, объяснить ситуацию и оформить заявление устно.
    • для получения уведомлений. Если у человека есть компьютер, заполнять заявления с телефона он конечно не будет, но может использовать приложение, чтобы оперативно узнать о новом штрафе за оскорбление королевского величества

    Наконец, роботы и виртуальные помощники не нужны. На нынешнем этапе они лишь вводят пользователя в заблуждение: притворяются, что способны вести диалог, но по факту многое не понимают и пользователь вынужден подбирать фразы. Вот когда ваш робот начнет понимать хотя бы 99% фраз, которые понимает человек, тогда и подключите.


    1. SPAHI4
      04.08.2021 17:36
      +1

      Посмотрите о проценте мобильного траффика в интернете, удивитесь


      1. n0isy
        05.08.2021 08:12
        +2

        Так пользователь УЖЕ за десктопом.


      1. Wingtiger
        05.08.2021 22:37

        почему я, "вебкодер" с кое-каким знанием пхп, хтмл и цсс, смог написать 5 простых сайтов 4 года назад и сделать АВТОМАСШТАБИРОВАНИЕ ПО РАЗМЕРАМ ОКНА, а вокруг полно долб рукожопов, нирастения не читающих староватые, но актуальные спеки по цсс, и которые не смогли дополнительно написать от 3 до 30 строчек?

        И этот крик души о всех подобных сайтах. Когда-то пришёл адаптивный дизайн, какого растения пальцегнущие фреймворколюбители разучились адаптивности?


    1. Koshkav Автор
      05.08.2021 12:03
      +1

      "Во-первых, все очень крупное. Например, шапка занимает большую часть экрана на дисплее высотой 800 пикс. Зачем такая огромная шапка? Или вы думаете, что все пользуются 4К мониторами? У вас наверно есть статистика по разрешениям экранов, посмотрите, много ли там таких "

      Наш целевой экран - 1366*768 рх - самый массовый размер для десктопа. Да, действительно, мониторов 4к сейчас меньше всего в процентном соотношении. Выбирая целевой размер экрана, мы как раз опиралась на статистику наших пользователей, а не общую статистику по рунету.

      В текущей версии шапка самая минималистичная - высотой всего 64рх, а первый основной экран отдан для робота Макса, так как он должен стать способом быстро получить нужную информацию. В принципе, это уже вполне привычные решение для веб-продуктов, поэтому оно и было выбрано.

      "Во-вторых, на странице множество ненужной информации. Например, огромные карточки "жизненные ситуации", "выскажу свое мнение", "интересно и полезно" и они занимают большую часть страницы. Зачем они нужны? На портале госуслуг нужно подавать заявления и получать госслуги, а не читать "интересные" статьи. Еще и карточки такие огромные, опять видимо рассчитанные на 4К мониторы. "

      Здесь, опять же, статистика)
      . Оказалось, что большое количество пользователей приходит на портал не только быстро получить какую-то услугу, но и найти информацию по различным “Жизненным ситуациям”. Изначально этот раздел был экспериментальным, но оказалось, что он действительно нужен пользователям портала и его читают. Получив данные статистики по этому разделу, мы определи его поближе. Скорее всего, здесь играет фактор очень широкой целевой аудитории: нашим порталом пользуется очень много людей, и у всех разные потребности.

      "В-третьих, зачем на десктопе баннер мобильного приложения (тоже огромный)? Вы на полном серьезе предполагаете, что пользователь отодвинет в сторону компьютер с удобной клавиатурой и большим монитором и возьмется за телефон, и будет там заполнять заявления, тыкаясь в его крошечные кнопки? Причем еще неизвестно, может в приложение встроен шпионский функционал. Это большой риск, ставить такие приложения."

      Ну, здесь посыл не в том, что надо бросать ПК, и переходить на мобильное приложение. Приложение - это просто помощник в тех местах, где ПК недоступен, а баннер просто рассказывает, что есть такая возможность, если вдруг вы еще им не пользовались. Вот мой личный пример: я недавно менял права, и, пройдя медицинскую комиссию, пока ехал домой в автобусе, с помощью телефона записался уже на саму процедуру замены прав без необходимости искать ПК.

      "Наконец, роботы и виртуальные помощники не нужны. На нынешнем этапе они лишь вводят пользователя в заблуждение: притворяются, что способны вести диалог, но по факту многое не понимают и пользователь вынужден подбирать фразы. Вот когда ваш робот начнет понимать хотя бы 99% фраз, которые понимает человек, тогда и подключите."

      Мы только в начале пути с помощником, спасибо, что написали развернутый комментарий - это нам поможет понять, что вы как пользователи ожидаете от него и выбрать верный вектор для развития.


      1. vikarti
        05.08.2021 19:28
        +2

        А кстати вы собираетесь что-то делать с ситуацией когда сайт (пример — ВТБ) использует авторизацию через госуслуги, получает в том числе e-mail но потом заявляет что e-mail введен не верно (там спецсимволы, почта реально доходит). Как то в правила интеграции записать что если e-mail от вас получен — считать его верным и не дергать пользователя.


      1. daggert
        07.08.2021 21:37
        +3

        В текущей версии шапка самая минималистичная - высотой всего 64рх, а первый основной экран отдан для робота Макса, так как он должен стать способом быстро получить нужную информацию

        А можно сделать функцию "я продвинутый пользователь, выключите навсегда для меня маскота и видимость AI и дайте мне нормальную сортировку по категориям на первой странице, где я могу мышкой выбрать ведомство, а затем выбрать что мне надо получить"?


  1. titbit
    04.08.2021 15:07
    +4

    Дизайн — это конечно хорошо, но не забывайте, что с сайтом работают люди на медленных и нестабильных каналах (не везде отличный интернет) и даже не с самыми новыми браузерами (не у всех самые новые компы и телефоны). Сам видел таймауты при загрузке страниц или просто пустые недогрузившиеся страницы, возможно из-за ошибок скриптов. Вы такое проверяете? Вообще, на мой взгляд такой важный сайт должен быть максимально простым в т.ч. и в технологическом плане (простота залог надежности), а пока я вижу что его безумно усложняют.

    Ну и самая важная часть на мой взгляд, это как раз взаимодействие с ведомствами, т.е. фактическое оказание услуг. А то найти-то, что мне надо я нашел, а вот получить не могу. И это намного важнее дизайна, потому что мне без разницы какие там шрифты, футеры и какой красивый бот, если по сути услуги есть проблемы.


    1. doctorw
      04.08.2021 19:42
      +2

      Дизайн — это конечно хорошо, но не забывайте, что с сайтом работают люди на медленных и нестабильных каналах (не везде отличный интернет) и даже не с самыми новыми браузерами (не у всех самые новые компы и телефоны).

      Это очень верно подмечено. Уезжал в отпуск, в отеле интернет был чисто номинальный (50Kbps). Заполнить анкету прибывающего в РФ было настоящим испытанием для моей нервной системы.


      1. vis_inet
        04.08.2021 21:34

        А разве в самолете на обратном пути нельзя анкету заполнить?


        1. doctorw
          05.08.2021 01:41

          Можно, но на тот момент я не был в этом уверен.


          1. vis_inet
            05.08.2021 06:28

            Понятно.

            Но, странно, конечно.

            Как можно заставлять всех оформлять что-то на гос. сайте?

            Далеко не все там регистрировались.

            Да и техническая возможность есть не у всех, там более за границей.


      1. Koshkav Автор
        05.08.2021 12:04
        +1

        У нас очень широкий список поддерживаемых устройств, и это порой становится очень серьезным препятствием: для конкретных “девайсов” нужно делать отдельные версии.
        Мы всегда помним о скорости загрузки с точки зрения интерфейсов и стараемся делать все четко. Но порой услуга - это не только мы. Всегда есть дополнительные сервисы, которые должны ответить в момент, когда вы нажимаете на кнопку “продолжить”. Иногда они могут подвисать. Поэтому сейчас мы стараемся найти и исключить такие “узкие места”. Новый подход в услугах позволяет пользователю распределено заполнять форму, а не огромной “простыней”. Пока вы отвечаете на вопросы, необходимые данные уже будут готовы, и в момент нажатия финальной кнопки, половина работы уже сделана)))


      1. Wingtiger
        05.08.2021 22:45
        +1

        пару лет назад лежал в больнице. Телефон ловил 2G со скоростью 1-3 килобайта/сек и частыми обрывами. Грузились только Самиздат (т.к. "сделан по древним технологиям" почти на чистом хтмл) и одно картинкохранилище, куда я лазил лет 17 назад по диалапу.


  1. Ded_Keygen
    04.08.2021 15:13
    +4

    А вы собираетесь что-то делать с плагином для входа по ЭЦП?

    Сейчас его невозможно использовать в многопользовательской среде.

    Подробно ситуация описана в этой статье

    https://habr.com/ru/post/502998/

    Вы когда-нибудь вспомните, что плагином могут пользоваться не за отдельным компьютером и без прав локального администратора?


  1. j8kin
    04.08.2021 15:27
    +9

    Уберите возможность смены почты/телефона он-лайн. Это не безопасно.

    Уже всплывало не мало постов, про то, как угоняли аккаунт и меняли почту/телефон и потом пароль, после чего подписывались на взятие микрокредитов в микрокредитных организациях, и пока человек не может заблокировать свой аккаунт берут микрокредиты под адские проценты и выводят их в другие банки и т.п.

    Вообще авторизация и возможность подписывать микрокредиты в микрокредитных организациях через госуслуги это конечно днище (https://www.gosuslugi.ru/help/news/2019_02_06_microloan), но хотя бы людей обезопасить стоило от мошенничества третьих лиц.


  1. LuggerMan
    04.08.2021 15:32
    +9

    Как обычно, расфуфыривают обертку, а то, что от нагрузки оно ложится — плевать. Все вот эти финтифлюшки, о которых указали выше — они совсем не нужны, нужен стабильно и быстро работающий даже на «пне втором» функционал, а его как не было — так и нет. Сейчас вообще большинство техподержек оскотинилось настолько, что выворачивает. Звонил давеча в теле2 (развели старого отца), так на нажатие кнопки «вызов оператора» мне IVR ответил «не так быстро, сначала прослушай мою чушь», захотелось разбить маркетологам лица.


  1. Paranoich
    04.08.2021 15:36
    +4

    Без обид - единственный сайт, где я так и не смог до конца ввести данные.

    В данный момент нахожусь в Загсе, куда пришёл за справкой о смерти. Сижу час. Работницы матерят госуслуги, что они не работают. Сижу. Жду.

    Тестировали ли вы их на разных браузерах или нужен хром распоследней версии?

    Этот вопрос, как и вопрос о моей регистрации уже полгода ждёт ответа в вашей поддержке.

    Спасибо.


    1. shamanchik
      04.08.2021 15:49
      +1

      ИМХО, на стороне госструктур, их админка должна быть максимально упрощенной, быстрой и простой, чтобы нивелировать малую скорость каналов и т.п.

      Чистый функционал


  1. john_samilin
    04.08.2021 17:00
    -3

    Госуслуги - отличная штука. Не знаю, как бы я без них жил, честно. Буквально вчера увидел новый UI, и это прям отлично. Одно поле, просто напиши, что нужно и все. Спасибо


  1. vilgeforce
    04.08.2021 17:04
    +4

    Мне всегда казалось что данные по "проводам" путешествуют со скоростью, не сильно отличающейся от скорости света. За прошедший месяц оные данные могли бы несколько раз "слетать" на границу солнечной системы и вернуться обратно, но никак не могут дойти до серверов госуслуг! И вот я вроде бы болел известно чем, но никаких справок у меня нет, как работает ваша "техподдержка" - см. выше, там все написано. Но новый дизайн, да...


    1. Wingtiger
      05.08.2021 22:50

      Сбер онлайн есть? Не так давно тоже сделали всё большое, тёмное и половину фич от старых возможностей. И я видел ВТБ. Печально, что у пованивающего Сбера ситуация [немного] лучше, чем у других.

      В ВК был опрос по поводу новой морды Сберонлайна. С небольшим перевесом победили слепые хомячки и в пролёте остались страдающие любители функционала и скорости на медленных соединениях.


      1. vilgeforce
        05.08.2021 22:54
        +2

        Нене, сбер - лютейшее дно! У меня и госуслуг бы не было, если бы не требование загружать в них определенного вида бумажки :-/


  1. serginfo2009
    04.08.2021 17:32
    +3

    Дизайн это нужно и круто, конечно. Без сарказма - обычно от государственных сайтов кровью плачешь, а тут нет, нормально всё.

    Но как быть с вечными багами? Я права менял недавно, так у меня моё ближайшее отделение принципиально не хотело выбираться, хотя в списке оно было.


  1. JerleShannara
    04.08.2021 19:55
    +9

    Дизайн это конечно хорошо, но сделайте возможность подключения запретов на цифровые услуги вида «эцп/биометрия/кредиты» с отключением только при личном визите (никакого онлайн). Или вообще добавьте возможность полного отключения аккаунта с запретом создания нового для того-же пользователя (по паспортным данным) без личного визита.


    1. Wingtiger
      05.08.2021 22:53

      +100500


  1. XenRE
    04.08.2021 19:56
    +4

    Есть несколько притензий к сайту госуслуг:
    1. Сервис занимается вымогательством телефонов, без телефона не зарегистрироваться. Какого черта, разве все граждане обязаны иметь мобилы? Почему вообще государственный сервис завязывается на коммерческие конторы?
    2. Следствие из п.1. — для сброса пароля достаточно 4-х цифирьного (!) кода из СМСки (и паспортных данных, которые можно взять с любой слитой базы). Гребаный стыд, вы серьезно? Да их вручную с браузера можно подобрать.
    3. Сервис инклудит какие-то скрипты с яндекса, вконтактика, мылару, гугла! Ну а че не баннеры с гугл-рекламы?
    Ну и пожелания:
    Привязка к любым сторонним сервисам (телефон, почта итд) должна быть только опциональна — государственный сервис не должен зависеть ни от чего. Хотелось бы видеть public key авторизацию как ЭЦП но без аппаратного ключа, чтоб можно было привязать свой сгенереный публичный ключ в МФЦ, чтоб все работало на открытых протоколах, без обязательной проприетарщины.
    Сервисом пользуются разные люди, у кого-то плохая/дорогая связь, у кого-то доисторический комп. Не надо тащить последние писки веб-быдлокодинга, в идеале — чтоб все работало на чем-то вроде IE6 без картинок и скриптов.


    1. CaerDarrow
      05.08.2021 18:33

      Свой сгенереный публичный ключ
      Это - не выход для массового пользователя, разве все граждане обязаны иметь генератор ключей и уметь генерировать их?)
      Должно быть, что-то типа секретной ссылки, по которой можно зайти и задать себе пароль. А в качестве логина, какой-нить идентификатор, который особо не меняется в течение жизни (типа ИНН).


      1. XenRE
        06.08.2021 01:09

        Все не обязаны, но как альтернативный способ логина — почему нет?


    1. inkelyad
      06.08.2021 09:21

      Хотелось бы видеть public key авторизацию как ЭЦП но без аппаратного ключа, чтоб можно было привязать свой сгенереный публичный ключ в МФЦ, чтоб все работало на открытых протоколах, без обязательной проприетарщины.

      Тут — главная ошибка. Сейчас эти аппаратные ключи целыми кучками у каждого есть, а если у кого нет — то можно и выдать. Я про все эти чипы в банковских картах и симки в телефонных аппаратах. У меня даже где-то платежная карточка от аппаратов для продажи воды валяется. Тоже с чипом. Почему до сих пор не могут карточку для авторизации на госсайтах всем раздать — я не знаю.


      1. DaemonGloom
        06.08.2021 11:49

        1. inkelyad
          06.08.2021 12:34
          +1

          УЭК — это паспорт. Я же про просто про ключ для авторизации. Идешь в магазин, покупаешь карточку(и) (просто с лотка, т.к. они анонимные), потом идешь в МФЦ, где учетку госуслуг подтверждаешь, и говоришь "я вот этим буду логинится".


          Там тебя и твой паспорт внимательно изучают и привязывают аппаратные ключи к учетке.


          Ну или прямо в самом МФЦ те же ключи (вынутые из кучки таких же анонимных) так же выдавать.


  1. VT100
    04.08.2021 20:04

    Вещь полезная (2 загранпаспорта, права, налоги), но не без греха.

    Час составляю претензию насчёт ЮИ - малюсенькая тормозная карта для выбора места получения услуги. Да ещё и норовит предложить на другом краю области. "Нотариально заверенные" снимки экрана, пошаговое описание может быть. Итог - "жалоба не прошла модерацию". Шта-а-а?

    "Добродел" - под Вашей же "крышей"? Там ещё фееричнее - автоугон экаунта. В соседних вкладках открыты Госуслуги под логином подруги и Добродел под моим. Дохожу до какой-то надписи "только через "Госуслуги". Без задней мысли соглашаюсь и... мой экаунт Добродела - уже не мой. Без запроса!


  1. Moskus
    04.08.2021 23:46
    +7

    Маскоты, серьезно? (Тем более - содранные с вполне узнаваемых персонажей.) Вас опыт ненавистной всем пользователям одной из версий MS Office "скрепки" ничему не научил, или вы слишком молоды, чтобы об этом знать?

    Госуслуги - это сервис, чья функциональность и надёжность - единственное, что важно для конечного потребителя. Ему совершенно плевать, если у сервиса есть "маскот", если по прямому назначению что-то не работает.


    1. pesh1983
      05.08.2021 11:02
      +2

      Проще маскотов выбирать, чем реальные баги исправлять) И визуально видно, что какая-то работа ведётся)


  1. 1Fedor
    05.08.2021 00:38

    Может и хорошо, но не могу зарегистрироваться и что делать не знаю.
    Собираюсь в Моидокументы


  1. paranoya_prod
    05.08.2021 10:11
    +2

    Надеюсь, что представленные здесь "Стало" это не окончательные варианты, так как на вопрос: "Вы ранее оформляли загранпаспорт?", я очень сильно буду искать вариант ответа: "Нет" и очень расстроюсь, когда его не найду. Мало того, все последующие страницы по загранпаспорту крайне ужасны, так как логика переходов и дублирование ответов непонятны и раздражают. Мало того, сам вопрос ужасен, так как в раздел загранпспортов обращаются по двум причинам: получить и заменить. Если обратился, значит либо получал, либо хочет получить, поэтому шаг "Вы ранее получали загранпаспорт" лишний. Логичней было спросить: "Зачем вы сюда зашли?" и варианты ответа: "Получить паспорт в первый раз" и "Что-то сделать с имеющимся". Соответственно ко второму варианту дерево вариантов: срок истёк/истекает; заменить по причине порчи; окончания страниц и прочее.

    Со страницей "Технических работ" беда в другом - сообщение говорит о том, что есть технические проблемы и всё равно можно продолжить заполнять форму... и потом ругаться на то, что что-то пошло не так, так как людям свойственно не помнить о технических проблемах. Гораздо понятней будет, если людям скажут, что по техническим причинам все заполненные формы будут отправляться с задержкой или после 5-го числа из-за проблем на стороне обрабатывающего эти формы ведомства. И кнопку назвать соответствующе, как вариант: "Продолжить с задержкой отправки" или "Продолжить с отправкой после 5-го числа".


  1. wolfer
    05.08.2021 10:43
    +2

    за 12 лет портал оброс кучей всего.

    в частности кучей редизайнов. По назначению пользуюсь достаточно редко и каждый раз как на новый сайт захожу и учусь пользоваться заново. Теперь вот ещё один редизайн...


  1. Glays
    05.08.2021 10:44
    +3

    А зачем вы вообще сделали диалоговое окно "Задать вопрос?" в котором нельзя задать вопрос?

    Чата с технической поддержкой не существует.

    По нажатию кнопки "Спросить Макса" происходит загрузка другой страницы.


    1. CaerDarrow
      05.08.2021 18:44

      Потестить, сколько людей будет жать?)


    1. Wingtiger
      05.08.2021 22:57

      а может браузер блокирует/не отображает как на алиэкспресс? Там, чтобы оплатить заказ, нужно так шаманить, что не каждый админ сообразит.


  1. polikushin
    05.08.2021 12:09
    +2

    Хорошо, что развивается, замечательный сервис. Но когда появится TOTP аутентификация  уже?


  1. xaosxaos2
    05.08.2021 14:26
    +1

    Госуслуги это боль, поменял паспорт. И теперь они мне пишут, поменяйте паспорта, ну ладно, кликаем, за ним следует форма с запросом номера, эээ нафига? То есть до этого, хватало логина пароля и то что я подтвердил свою личность, дошёл до МФЦ и показал свой паспорт. Пошли Вы на… У меня уже есть печальный опыт удаления номеров у сбера и ростелекома.


  1. 1x1
    05.08.2021 14:27

    где косячат ведомства

    Было бы неплохо иметь возможность указать им на это. Техподдержка предлагает разве что обращаться напрямую в министерства...

    Также напрягают неудаляемые черновики, ну и отсутствие дополнительной аутентификации (особенно после появления Госключа)


  1. G_Raider
    05.08.2021 15:07
    +1

    И по api от других ведомств наглухо затираются данные, сделали в ведомстве опечатку в дате рождения — извольте бриться, на госуслугах тоже станет криво, а теперь делай запрос на исправление профиля с подтверждением в МВД. Сделать запрос то можно, но нужно время для подтверждения, а иногда надо прям сейчас какую-то форму отправить в другое ведомство, а форма подтягивает паспортные данные из уже кривого профиля.


    1. CaerDarrow
      05.08.2021 17:58
      +1

      Это ещё хорошо, если данные можно поменять) У меня сестра сменила фамилию и попала в бюрократический while True от пенсионного фонда, который уже 1,5 года идёт)


  1. Moskus
    05.08.2021 18:20

    Мне вот любопытно: после всех этих комментариев, каковы мысли разработчиков (если они вообще их читали)? Потому что сейчас очень модно становится обижаться, "мы же старались, а вы - неблагодарные пользователи, не цените". Между тем, не стоит забывать, что в данном конкретном случае, разработка ведётся непосредственно на деньги пользователей (налоги), а старание имеет значение, но это значение не может быть важнее результата.


  1. CaerDarrow
    05.08.2021 18:21

    Рестайлинг и маскоты - это хорошо, но мне кажется, что большинство реальных проблем пользователей лежат на уровне обмена данными между ведомствами/сервисами. Опишу свой UX на примере получения QR-кода для Мск (я сам из области, переболевший):
    Из СМИ узнал, что для посещения ресторанов в столице мне нужно получить код. Беглый поиск по теме привел на портал Mos.ru. Зарегался там через госуслуги, сразу же меня встречает дружелюбный UX: мосру часть данных берет из госуслуг, а часть данных я ввожу руками и жду подвтерждения (хотя тот же самый СНИЛС я подтвердил на госуслугах, типа мосру не доверяет вам или что?). Спустя неделю попыток подтвердить СНИЛС он таки подтверждается, но тут мне пишут, что код на мосру только для москвичей, а замкадье должно получать код на госуслугах. Была ли на мосру ссылка на нужный раздел сайта госуслуг, где я могу получить код? Нет. Ок, идем на госуслуги сами. Есть на главной странице какая-то штука про коды? Нет. Может в разделе про ковид? Тоже мимо. (Возможно, конечно, все это было, и я - слепой). В итоге с помощью какой-то матери и внутреннего поиска я нашел какой-то внутренний лендинг, где была ссылка на форму получения кодов. Далее выясняем, что нужно прикрепиться к поликлинике (снова проблема с обменом данными, я был прикреплен к поликлинике физически, но госуслуги об этом не знали). Далее снова лотерея с данными, мне, например код дали, а у кого-то не пришли данные откуда-то из Минздрава - делайте что хотите.


  1. lightmaker
    06.08.2021 08:57
    +1

    Ужас, серьезно принимать решение о дизайне исходя из "В результате самым удачным, на взгляд руководства, оказывается вариант коллег из Ростелекома." рукалицо, верните Сатина к себе


  1. piton-vas
    09.08.2021 23:21

    Ребятки, спасибо вам, госуслуги это одно из лучших проявлений нашего государства.

    Я представляю, насколько сложно было оцифровать все процессы к единому знаменателю и заставить ведомства работать. Теперь не приходится занимать очередь с вечера для получения заграна.

    Понятно, что в наших реалиях не все получится оцифровать. Гибддшникам слишком не выгодно, чтобы ты мог за вменяемое время сдать на права, тратят время чтобы побольше заплатило.

    В прекрасной России будущего, надеюсь и с этими паразитами разберутся.


  1. sneka
    14.08.2021 07:28
    +1

    Вы своими "улучшениями" настолько сломали даже то что работало, что приходится оправдываться на хабре, как тяжело и "серьезно" вы работаете?


  1. lamer84
    14.08.2021 10:53

    Решил потыкать интерфейс с мобильного. Использую firefox. Зашёл на gosuslugi.ru/new, прокрутил вниз до первого же раздела "Проверить начисления и оплатить", нажал кнопку "Штрафы". Открылся пустой экран. Отлично.

    Большая картинка, извините

    Такая же реакция на нажатие всех кнопок в разделе "Проверить начисления...". "Версия для ПК" - та же картина.


  1. DivoTech
    14.08.2021 14:32
    +1

    Проблема ГосУслуг была не в красивости дизайна и даже не в удобности интерфейса, а в том, что в госструктурах за их пределам про цифровизацию ещё не слашали. С судами и прокуратурой через ГУ нельзя работать вообще. С больницами -- практически тоже. Я даже на прививку не смог записаться потому что в больнице города миллионника не смогли с этими ГУ связь наладить. При замене паспорт подаёшь заявление через ГУ, а потом нужно созваниваться и всё по телефону уточнять. Знакомые подавали заявление в ЗАГС через ГУ, пришли в назначенную дату и их не расписали потому что ЗАГС это заявление получил, но не обработал. Продолжать можно бесконечно. Вот куда нужно развиваться


  1. Samid777
    14.08.2021 15:02

    Нужно было ввести данные трудовой книжки. Да, у когото там всего одна запись. Другому же без вкладыша никак. А ввести нужно было все за 20 минут, или начинай сначала. Записей в трудовой много. Не смотря на то, что печатаю быстро, квест удалось проийти после нескольких попыток.
    Нужно зарегестрировать радиостанцию. Вводим номер свидетельства об образовании позывного сигнала... и нет, не проходит через фильтр. Все потому, что про первые три категории подумали, а про четвертую категорию забыли, которая пользоваться станцией может, но регистрировать пришлось через старую добрую почту.
    Надеюсь что это исправили, но тем не менее, стоит быть внимательнее к мелочам, и тестировать, тестировать, тестировать.


    1. vis_inet
      17.08.2021 10:14

      Не смотря на то, что печатаю быстро, квест удалось проийти после нескольких попыток

      Для больших форм обычно набираю весь текст заранее в блокноте.


  1. InstaHeat
    20.08.2021 01:46
    +1

    Раз такая возможность, могу и я дать небольшой фидбек про госуслуги? Не знаю как будет потом, но сейчас есть одна проблема - очень плохо ощущается структура портала. То есть порой вообще не очевидно где что лежит, не видно наглядного списка возможностей. Я могу потупить и найти, но есть люди, у которых все плохо с компуктером


    1. Ark1774
      20.08.2021 11:40

      К примеру там есть список всех активных электронных подписей с датами окончания и возможностью блокировки(в наше время опция не лишняя). Но далеко не все об этом знают.
      Жаль только нет уведомлений об их окончании.


  1. Artem_zin
    29.08.2021 18:09
    +1

    Ещё фидбек в копилку: на странице входа в личный кабинет есть плашка «Куда ещё можно войти с паролем от Госуслуг?»

    Так вот, ответ — никуда. Не круто так учить и без того как правило неграмотных в инфобезопасности людей переиспользовать пароли, особенно пароль от госуслуг!

    Реальный посыл плашки — куда можно войти с аккаунтом Госуслуг, а не про пароль. Но и такой функционал крайне уязвим для фишинга со всеми вытекающими последствиями..


  1. petuhov_k
    30.08.2021 15:00

    Я что-то не понял. Вот то что сейчас на сайте - это и есть новый крутой дизайн или нет? Кто додумался убрать всё самое нужное (меню доступа к услугам) под маленькую незаметную кнопку с тремя чёрточками? Я минут 10 искал, куда все услуги подевались. И до сих пор иногда забываю. А сделать сайт "колонку" и выровнять его по центру? А меню показывать всё равно справа? Что за дичь?

    И какого хрена геолокация влияет на услуги? С третьего раза поддержка смогла понять, почему я не могу записаться в свою поликлинику - а потому что геолокация отправила меня во Владик. А где её поменять? В форме, где вы пытаетесь записаться к врачу? Нееет - где-то там вверху в шапке сайта!

    Ну и вводить постоянно одни и теже данные задолбало. Заявление на загран: сначала подтверждаешь, что данные свидетельств о рождении верны, а потом вводишь их ещё раз руками. Прекрасно.

    Извините, наболело.


  1. Amikko
    01.09.2021 00:37

    Когда я читаю попап "Попробуйте бета-версию новых Госуслуг" я думаю, что, кликнув на него, включу новый интерфейс и буду далее работать в нём.

    По факту это не так: кликнув на попап, я попадаю на новую главную страницу, но... переходя по любым ссылкам с этой новой главной страницы, я попадаю обратно на старый сайт Госуслуг. Даже если просто кликнуть на логотипе (ожидаю, что он будет вести на https://www.gosuslugi.ru/new, но нет, он ведёт на старый https://www.gosuslugi.ru) И там опять вижу попап "Попробуйте бета-версию новых Госуслуг".

    Это дико выбешивает.

    Сделайте что-то из двух:

    • а) чтобы попадая на новый интерфейс, пользователя с него уже не выкидывало, когда пользователь что-то щёлкает;

    • либо б) хотя бы выключить попат "Попробуйте бета-версию новых Госуслуг", чтобы не маячил.


  1. Mike-M
    28.10.2021 05:35

    Сайт gosuslugi.ru ведёт компания rtlabs.ru. А какая компания ведёт сайт mos.ru?