Привет, меня зовут Улукбек, я фронтенд-разработчик в команде, которая работает над продуктом «Ипотека» в Райффайзенбанке. Этой историей я попробую рассказать, как разработчик может не только просто реализовывать задачи, поступающие от бизнеса, но и сам стать генератором идей, помочь компании в повышении эффективности и дать пользователям удобный сервис.
Пролог
Когда-то я работал в продажах и мог с легкостью оценить свой вклад в рост компании. В разработке такой возможности нет — сложно отвечать на вопрос «Чем я помог бизнесу?», когда делаешь клиентские порталы или личные кабинеты для пользователей. Поработав в новом проекте, я решил попробовать изменить ситуацию, и, параллельно с основными проектами, взялся за повышение конверсии посадочных страниц.
В этом мне помогли отличная команда и сервисы Google:
Google Analytics (GA): чтобы анализировать поведение пользователей и отслеживать возможные ошибки в работе;
Google Data Studio: с его помощью можно удобно отображать данные из Analytics, видеть полную картину и генерировать гипотезы;
Google optimize: для тестирования гипотез;
Google Developers PageSpeed Insights: анализ того, что можно улучшить в коде и организации проекта;
и кольцо Всевластия, чтобы управлять ими всеми;
Действие первое, где мы выясняем, что очень мало знаем о поведении пользователей, — и настраиваем GA
Выяснилось, что аналитику в проекте почти не собирали. Если точнее — собирали, но из нее можно узнать только откуда пришел посетитель, отправивший заявку. Это не плохо: нам нужно оценивать, какие каналы эффективны. Но в условиях, когда каждый лид стоит десятки тысяч рублей, а каждый посетитель — сотни, необходимо иметь больше информации.
Поэтому мы настроили отслеживание дополнительных действий с помощью GA:
Когда форма появилась в зоне видимости потенциального клиента.
Когда он активировал поле.
Правильно ли посетитель его заполнил.
В каком порядке пользователь заполнял поля и на каком этапе перестал.
Приходилось ли посетителю удалять информацию из поля после заполнения.
На каких полях у него возникали ошибки валидации.
Читал ли посетитель условия соглашения.
Какой статус формы был после ее отправки.
На каком этапе посетитель закончил оформление заявки.
Эти данные мы, как серьезные люди, через Google Tag Manager (GTM) передаем в GA. GTM — контейнер, через который можно подключать внешние скрипты, не имея доступа к коду. Использование этого сервиса очень удобно как для разработчиков — их не отвлекает маркетинг, так и для маркетинга — не нужно ждать внедрение доработок.
Действие второе, где нам страшно смотреть на все эти циферки. Мы хотим, чтобы было красиво, и поэтому настраиваем Google Data Studio
GA дает нам огромные объемы сырой информации, обычно в этом потоке разбираются веб-аналитики: они готовят отчеты, формируют сегменты, выуживают какие-то закономерности, творят магию. Конечный же потребитель — бизнес, UI/UX специалисты, фронтенд-разработчики, обычно хочет, чтобы все было стильно, модно, молодежно.
Под катом страшный интерфейс Google Analytics. Внимание, не для детей
На помощь приходит Data Studio, где можно составить любой отчет в удобном формате. Например, фильтровать конкретные страницы и временные промежутки, показывать источники трафика, типы устройств, действия посетителей, воронку движения по шагам и полям формы. Здесь наш огромный телескоп превращается в элегантную лупу, которой мы рассматриваем поведение посетителей.
Элегантная лупа
1. Посетители с устройств на Android реже отправляют смс с подтверждением.
Причина: Модальное окно открывалось криво.
Решение: Исправили баг с окном.
2. Пользователи на мобильных реже доходят до самой формы.
Причина: Неизвестна.
Гипотеза: Баннер на мобильном занимает слишком много места.
Решение: Создать А/B тест с разными размерами баннеров, или вообще без них.
3. Посетители чаще закрывают формы на стадии заполнения полей контактных данных.
Причина: Неизвестна.
Гипотеза: Пользователи не готовы делиться контактами. Боятся, что их начнут спамить.
Решение: Создать А/B тест с полями контактов в начале и конце формы. Возможно, посетители, которые инвестировали свое время в заполнение других полей, спокойнее отреагируют на поля контактных данных.
Действие третье, где Google Optimize решает все вопросы с тестированием гипотез
Уже на второй проблеме стало очевидно, что нужно как-то тестировать наши гипотезы. Поэтому мы добавили возможность проводить А/В тестирования, чтобы цифры говорили сами за себя.
Для этого у Google есть Google Optimize — довольно простой инструмент, который работает примерно так:
Настраиваем страницу входа, страницу теста и конверсионное действие;
Optimize фильтрует всех посетителей страницы входа. Половина перенаправляется на тестовый вариант;
При достижении статистической значимости (определенное количество пользователей, на поведении которых уже можно что либо сравнивать) тест показывает, какой вариант выиграл;
Под катом интерфейс Google Optimize. Выглядит сложнее, чем есть на самом деле.
Этот процесс поставлен на поток. В любой отдельно взятый промежуток времени у нас запущен тест. Как только он заканчивается — мы выбираем выигрышный кейс, делаем его основным и сразу начинаем следующий. Для это почти в каждом спринте есть задача по созданию страницы для нового теста.
Действие четвертое, где разработчики изучают код и смотрят показатели скорости сайта
До последнего времени анализ поведения посетителей давал небольшие результаты. Но плох тот разработчик, который полагается только на маркетинговые инструменты и поведение посетителей.
Мы покопались в Google Developers PageSpeed Insights (aka Lighthouse в Google Chrome) и сформировали гипотезы, которые оказались за рамками обычного поведения пользователей.
Шаг 1: Серьезный
Мигрировали на SSR и перенесли старое React-приложение на Next.js. Мы плакали, кололись, но продолжали есть кактус. Пришлось затащить дизайн-систему банка к себе в проект, выяснить много нового про прод стенды и CI/CD проекта.
Шаг 2: Вдумчивый
Мы спросили у Page Speed, чего нам еще не хватает. Оказалось, что нужно сделать много всего. В итоге мы:
Добавили конвертацию изображений в *.webp-формат
Настроили кэш для статики
Разбили чанки, настроили тришейкинг, обновили библиотеки и убрали то, что уже не используем
Узнали, что вместе с нашим кодом грузятся килотонны разных скриптов
Шаг 3. Спорный
Нам пришлось обсуждать с маркетингом каждый скрипт, который они добавили через GTM (помните в начале про удобный инструмента? Ага, это он) и актуализировать необходимость его использования.
Почему так вообще происходит? Дело в том, что каждая уважающая себя платформа имеет свой пиксель для отслеживания перехода посетителей с этой платформы, а каждый уважающий себя маркетолог имеет доступ к GTM для добавления этих скриптов. В итоге мы имели:
Пиксели социальных сетей: Facebook, «ВКонтакте», TikTok;
Пиксели рекламных платформ поисковиков: Google, «Яндекс»;
Пиксели аналитических систем: GA, «Яндекс.Метрика», Owox, Hotjar;
Пиксели дополнительных сервисов: Comagic;
Парадоксально, но Google в своих рекомендациях ругается на скрипты Google, которые недостаточно оптимизированы и имеют неправильные настройки кэша.
Результатом трех шагов стало снижение времени ожидания загрузки страниц в 10 раз. Этот результат позволил нам подтвердить результаты эксперимента Walmart — «Сокращение времени загрузки на 1 секунду повышает конверсию на 2%».
Эпилог
Это были незабываемые месяцы.
Флешбэками у меня в мозгу всплывали встречи, звонки, коммерческие предложения и длительные встречи во время работы в продажах. В разработке мне гораздо меньшими силами удалось повысить продажи (выдачи ипотек).
На сегодняшний день нам удалось увеличить конверсию посадочных страниц на 25%. Нужно понимать, что это путь не для слабонервных — результаты работы разработчика за пару недель могут быть легко выброшены в корзину вместе с неподтвержденной гипотезой. Однако каждая подтвержденная гипотеза приносит новые знания, которые позволяют нам делать продукт удобнее для пользователей и выгоднее для банка.
slonpts
Это однозначно темный паттерн, о чем вы и пишете.
Когда вижу такое — сразу ухожу с сайта, так как воспринимаю это как попытку мелко меня обмануть.
Доверие компании (тем более — если это банк) у меня резко падает. И, подозреваю, не я один такой.
2u4u Автор
Не могу ничего ответить по поводу того, что это однозначно темный паттерн, так как не располагаю такой информацией.
Могу оперировать только фактами. По поводу того, что люди уходят сразу после такого - наши тесты говорят обратное.
В любом случае мы сейчас работаем над другими экспериментами, например, элементарным добавлением комментария о том для чего именно нужен номер телефона и имейл и что без заполнения этих полей остальные поля заполнять бесполезно