Эта статья больше похожа на сборник примеров с объяснениями о WinAPI | FASM. Какие окна бывают в Windows.
Окна бывают: Диалоговое окно, немодальное диалоговое окно, обычное (стандартное) окно. (это все которые я знаю)
Диалоговое окно не возвращает управление после вызова, она вернет управление после выполнения EndDialog.
Немодальное диалоговое окно тоже что и диалоговое окно, но возвращает управление, и нам придется делать цикл обработки сообщений.
Обычное (стандартное) окно тоже что и немодальное диалоговое окно, но нужно обрабатывать все сообщения нам самим.
Диалоговое окно
DialogBoxParam - Создание диалогового окна по шаблону из ресурсов. Код дальше не выполняется пока не будет вызвана функция EndDialog.
invoke DialogBoxParamA hInstance, lpTemplateName, hWndParent, lpDialogFunc, dwInitParam
hInstance - дескриптор модуля, можно получить из GetModuleHandle.
lpTemplateName - номер шаблона в ресурсах.
hWndParent - hWnd родительского окна, или Null.
lpDialogFunc - адрес на диалоговую процедуру.
dwInitParam - значение передается в lParam (диалоговую процедуру).
DialogBoxIndirectParamA - Создание диалогового окна по шаблону из памяти.
_Диалоговая процедура
Эта процедура должна возвращать False, если она не обрабатывает сообщения. То есть если вы не хотите писать код по обработке стандартных сообщений, то возвращаете False и Windows сделает все за вас.
Пример процедуры:
proc DialogProc hwnddlg, msg, wparam, lparam
cmp [msg], WM_CLOSE
jne @f
invoke EndDialog, [hwnddlg], 0 ; Выход из диалога
@@:
xor eax, eax ; return false
ret
endp
__Ресурсы, шаблоны
section '.rsrc' resource data readable
directory RT_DIALOG, dialogs
resource dialogs, 1,\ ; 1 - номер шаблона
LANG_ENGLISH, form1
dialog form1, 'My Window',\ ; имя окна
100, 100, 100, 50,\ ; координаты окна\размер окна
WS_VISIBLE+WS_CAPTION+WS_SYSMENU ; стили окна
enddialog
Пример диалогового окна
format PE GUI 4.0
entry start
include 'win32a.inc'
section '.code' code readable writeable executable
start:
invoke GetModuleHandle, 0
invoke DialogBoxParam, eax, 1, 0, DialogProc, 0
invoke ExitProcess, 0
proc DialogProc hwnddlg, msg, wparam, lparam
cmp [msg], WM_CLOSE
jne @f
invoke EndDialog, [hwnddlg], 0
@@:
cmp [msg], WM_COMMAND
jne .if1
cmp [boolBut], 0
jne @f
invoke SetDlgItemText, [hwnddlg], 2, Button_Text1
inc [boolBut]
jmp .if1
@@:
invoke SetDlgItemText, [hwnddlg], 2, Button_Text2
dec [boolBut]
.if1:
xor eax, eax
ret
endp
; DATA
Button_Text1 db 'Hello world!',0
Button_Text2 db 'Hello!',0
boolBut db 0
section '.idata' import data readable writeable
library kernel, 'KERNEL32.DLL',\
user , 'USER32.DLL'
import kernel,\
GetModuleHandle, 'GetModuleHandleA',\
ExitProcess, 'ExitProcess'
import user,\
DialogBoxParam, 'DialogBoxParamA',\
EndDialog, 'EndDialog',\
SetDlgItemText, 'SetDlgItemTextA'
section '.rsrc' resource data readable
directory RT_DIALOG, dialogs
resource dialogs, 1, LANG_ENGLISH, form1
dialog form1, 'My Window1', 100, 100, 100, 50,\
WS_VISIBLE+WS_CAPTION+WS_SYSMENU
dialogitem 'Button', 'hi', 2,10,15,70,15,WS_VISIBLE
enddialog
Немодальное диалоговое окно
Все тоже что и в диалоговом окне, но добавлен цикл обработки сообщений.
Пример немодального диалогового окна
format PE GUI 4.0
entry start
include 'win32a.inc'
section '.code' code readable writeable executable
start:
invoke GetModuleHandle, 0
invoke CreateDialogParam, eax, 1, 0, DialogProc, 0
mov [hDialog], eax
StartLoop:
invoke GetMessage, msg, NULL, 0, 0
cmp eax, 1
jb Exit
invoke IsDialogMessage, [hDialog], msg
jmp StartLoop
Exit:
invoke ExitProcess, 0
proc DialogProc hwnddlg, msg, wparam, lparam
xor eax, eax
cmp [msg], WM_CLOSE
jne @f
invoke DestroyWindow, [hwnddlg]
invoke PostQuitMessage, 0
@@:
xor eax,eax
ret
endp
msg MSG
hDialog dd 0
section '.idata' import data readable writeable
library kernel, 'KERNEL32.DLL',\
user, 'USER32.DLL'
import kernel,\
GetModuleHandle, 'GetModuleHandleA',\
ExitProcess, 'ExitProcess'
import user,\
CreateDialogParam, 'CreateDialogParamA',\
DestroyWindow, 'DestroyWindow',\
GetMessage, 'GetMessageA',\
IsDialogMessage, 'IsDialogMessageA',\
PostQuitMessage, 'PostQuitMessage'
section '.rsrc' resource data readable
directory RT_DIALOG, dialogs
resource dialogs,1,LANG_ENGLISH, form1
dialog form1, 'New Window', 100, 100, 100, 50,\
WS_VISIBLE+WS_CAPTION+WS_SYSMENU+DS_CENTER
enddialog
обычное (стандартное) окно
Оно немного отличается от немодального диалогового окна: шаблон не требуется. Используется часто эта функция: CreateWindowExA
Но перед тем нужно зарегистрировать класс: RegisterClassA
Цикл обработки сообщений:
@@:
invoke GetMessage, msg, [hwnd], 0, 0
test eax, eax
jz @f
invoke TranslateMessage, msg
invoke DispatchMessage, msg
jmp @b
@@:
Пример окна
format PE GUI 4.0
entry Start
include 'win32a.inc'
section '.code' code readable writeable executable
proc WinProc, hWnd, msg, wParam, lParam
cmp [msg], WM_CLOSE
jne @f
invoke DestroyWindow, [hWnd]
jmp .Exit
@@:
cmp [msg], WM_DESTROY
jne @f
invoke ExitProcess,0
@@:
.Exit:
invoke DefWindowProc, [hWnd], [msg], [wParam], [lParam]
ret
endp
Start:
invoke GetModuleHandle, 0
mov [wnd.hInstance], eax
invoke RegisterClass, wnd
test eax, eax
jnz @f
invoke MessageBox, 0, Error.FailRegisterClass, Error.Text, MB_OK+MB_ICONERROR
jmp Exit
@@:
invoke CreateWindowEx, 0, ClassName, WindowName, WS_OVERLAPPEDWINDOW + WS_VISIBLE, CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT, 500, 500, 0, 0, [wnd.hInstance], 0
test eax, eax
jnz @f
invoke MessageBox, 0, Error.FailCreateWindow, Error.Text, MB_OK+MB_ICONERROR
jmp Exit
@@:
mov [hwnd], eax
@@:
invoke GetMessage, msg, [hwnd], 0, 0
test eax, eax
jz @f
invoke TranslateMessage, msg
invoke DispatchMessage, msg
jmp @b
@@:
Exit:
invoke ExitProcess,0
section '.data' data readable writeable
ClassName db 'WinClass',0
WindowName db 'Window Proj',0
hwnd dd 0
msg MSG
wnd WNDCLASS 0, WinProc, 0, 0, 0, 0, 0, COLOR_WINDOW, 0, ClassName
Error:
.Text db 'Error',0
.FailRegisterClass db 'RegisterClassA - Fail',0
.FailCreateWindow db 'CreateWindowExA - Fail',0
section '.idata' import readable writeable
library kernel, 'kernel32.dll',\
user, 'user32.dll'
import kernel,\
ExitProcess, 'ExitProcess',\
GetModuleHandle, 'GetModuleHandleA'
import user,\
MessageBox, 'MessageBoxA',\
RegisterClass, 'RegisterClassA',\
CreateWindowEx, 'CreateWindowExA',\
GetMessage, 'GetMessageA',\
TranslateMessage, 'TranslateMessage',\
DispatchMessage, 'DispatchMessageA',\
DestroyWindow, 'DestroyWindow',\
PostQuitMessage, 'PostQuitMessage',\
DefWindowProc, 'DefWindowProcA'
Пример окна с кнопкой
format PE GUI 4.0
entry Start
include 'win32ax.inc'
section '.code' code readable writeable executable
proc WinProc, hWnd, msg, wParam, lParam
cmp [msg], WM_CLOSE
jne @f
invoke DestroyWindow, [hWnd]
jmp .Exit
@@:
cmp [msg], WM_DESTROY
jne @f
invoke ExitProcess,0
@@:
cmp [msg], WM_COMMAND
jne @f
mov eax, [hwndButton]
cmp [lParam], eax
jne @f
invoke MessageBox, 0, 'Hi', 'Hello', MB_OK
@@:
.Exit:
invoke DefWindowProc, [hWnd], [msg], [wParam], [lParam]
ret
endp
Start:
invoke GetModuleHandle, 0
mov [wnd.hInstance], eax
invoke RegisterClass, wnd
test eax, eax
jnz @f
invoke MessageBox, 0, Error.FailRegisterClass, Error.Text, MB_OK+MB_ICONERROR
jmp Exit
@@:
invoke CreateWindowEx, 0, ClassName, WindowName, WS_OVERLAPPEDWINDOW + WS_VISIBLE, CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT, 500, 500, 0, 0, [wnd.hInstance], 0
test eax, eax
jnz @f
invoke MessageBox, 0, Error.FailCreateWindow, Error.Text, MB_OK+MB_ICONERROR
jmp Exit
@@:
mov [hwnd], eax
invoke CreateWindowEx, 0, ClassButton, ButtonName, WS_VISIBLE+WS_CHILD, 10, 10, 50, 30, eax, 0, [wnd.hInstance], 0
mov [hwndButton], eax
@@:
invoke GetMessage, msg, [hwnd], 0, 0
test eax, eax
jz @f
invoke TranslateMessage, msg
invoke DispatchMessage, msg
jmp @b
@@:
Exit:
invoke ExitProcess,0
section '.data' data readable writeable
ClassName db 'WinClass',0
WindowName db 'Window Proj',0
ClassButton db 'BUTTON',0
ButtonName db 'Hello',0
hwnd dd 0
hwndButton dd 0
msg MSG
wnd WNDCLASS 0, WinProc, 0, 0, 0, 0, 0, COLOR_WINDOW, 0, ClassName
Error:
.Text db 'Error',0
.FailRegisterClass db 'RegisterClassA - Fail',0
.FailCreateWindow db 'CreateWindowExA - Fail',0
section '.idata' import readable writeable
library kernel, 'kernel32.dll',\
user, 'user32.dll'
import kernel,\
ExitProcess, 'ExitProcess',\
GetModuleHandle, 'GetModuleHandleA'
import user,\
MessageBox, 'MessageBoxA',\
RegisterClass, 'RegisterClassA',\
CreateWindowEx, 'CreateWindowExA',\
GetMessage, 'GetMessageA',\
TranslateMessage, 'TranslateMessage',\
DispatchMessage, 'DispatchMessageA',\
DestroyWindow, 'DestroyWindow',\
PostQuitMessage, 'PostQuitMessage',\
DefWindowProc, 'DefWindowProcA'
Комментарии (11)
insecto
11.09.2021 07:29+8Как сразу молодостью повеяло! Общага, виновс икспи, жена ещё не жена, лабы-курсачи, вот это всё, ммм...
COKPOWEHEU
11.09.2021 11:47+1А можно пояснить зачем эта статья?
Я могу понять зачем нужно изучать ассемблер х86 (не для обучения ассемблеру и архитектуре компьютера, разумеется). С дальнейшей специализацией на драйверах, сверхэффективных вычислениях, компиляторах и прочем низком уровне.
Я могу понять зачем изучать основы winapi (вот тут наоборот — только для освоения низкого уровня). С дальнейшим переходом на современные графические библиотеки вроде хотя бы gtk, а может sdl если нужно просто создать окно.
Но эти задачи противоположны. На winapi-gui вы не будете писать драйвер или компилятор. На ассемблере вы не будете писать программу с развесистым GUI. Бывают, конечно, любители ненормального программирования вроде разработчиков Колибри, но их мало и для них это хобби.Int_13h
11.09.2021 13:18-1Оконные WinAPI-шные процедуры писать на ассемблере (с синтаксическим сахаром) чуть ли не легче чем на Це. Нет битвы за соответствие типов,
калькуляторкомпилятор не ругается на каждый неаккуратный чих. Та же вижуалстудио тянет через библиотеки в простое оконное приложение кучу всякой всячины, типа всех этих Redistributable Packages (ну простое винапи, зачем?) или _security_check_cookie (а я их не просил подключать).
sled
11.09.2021 16:58COKPOWEHEU Уважаемый, пока "профи" и "знатоки" предлагали всем классический подход - прикрутить либы и т.д. на Асме/Си для AVR, самому спаять программатор, нарисовать и собрать схему на рассыпухе, тем временем родился Ардуино для простолюдинов и что Вы можете возразить этому явлению?! Оно есть и кому-то нужно!
COKPOWEHEU
11.09.2021 18:58-1У ардуины хотя бы ниша понятна — «контроллеры для домохозяек».
А тут вроде бы низкий уровень — ассемблер и винапи, то есть о непрофессионалах речь не идет. Отсюда и вопрос: для кого эта статья?
little-brother
А в чем сакральный смысл применения двух уже практически неиспользуемых технологий WinAPI и asm в связке?
vilgeforce
Как это WinAPI не используемая? Что, все используемые не поверх нее построены?
iiopy4uk_mck
Вторя уже ответившему, многие десктопные фреймворки можно "хакать" просто влезая с уровня WinApi. Получаешь дескриптор окна, и декорируешь функцию обработчик своей оберткой. Хук так называемый.
little-brother
Насколько я могу судить GUI строится на кастомных контролах фреймворка, использующих свою отрисовку. Так что да, можно получить дескриптор окна, но вот толку от него мало, ибо какие сообщения ловить и как их обрабатывать не очень понятно, в отличии от стандартных контролов, которые документированы, но в чистом виде уже практически не встречаются, поскольку выглядят устаревше.
P.S. Сам разрабатываю небольшой проект на WinAPI и С.
iiopy4uk_mck
Так декоратор делает, что нужно, а остальное передается на обработку.
Из примера довольно простого, именно приведенный вами фреймворк, и в нем два тяжеленных контролла. Надо было скролы синхронизировать у 2х из них. Если пользоваться интерфейсом передачи этим контролам колбэка для вызова при скролле, то из-за тяжести внутреннего обработчика этих контролов, пока твой вызывался по эвенту, все выглядело тормознуто. Но хукнув обработчик, просто сначала синхронизировал положения скроллов, а потом уже вызывал обычный обработчик. Бантик, а приятно.
Конечно подводных в таких вещах хватает, я ни в коем случае не про хорошие практики, но имеют место быть, под час хорошо себя показывают.