Привет, меня зовут Оксана, я работаю скрам-мастером в Quadcode. Эта статья для тех, кто хочет базовых вещей: продуктивного общения в команде и ясности в рабочих задачах. Расскажу, как добиться этого с помощью ретроспективы.
Ретроспектива — это инструмент, позволяющий команде оглянуться на прошедший спринт и подумать, что в нем было хорошо, чтобы использовать это дальше, а что получилось неважно, чтобы это улучшить.
Зачем вообще строить команду
Можно же просто пригласить хороших специалистов, раздать им задачи, потом получить результат, какие еще команды? Или можно поработать одному и, например, создать небольшой pet-проект. Но когда-нибудь все равно придется подключать к работе других людей. Это могут быть исполнители, которым вы будете ставить четкие задачи, а могут быть и командные игроки. Всё зависит от того, какой подход вам ближе. На эту тему написано много книг: например, «Командный игрок» и «Пять пороков команды» Патрика Ленсиони, «Работа в команде» и «17 неопровержимых законов работы в команде» Джона Максвелла.
А еще есть много статей, подкастов, блогов и прочего, где можно найти ответ на этот вопрос. Если сформулировать ответ кратко, то, пожалуй, я бы сказала так: ты никогда не сможешь сделать сам то, что сможешь сделать в команде. В хорошей и сработанной команде люди становятся более продуктивными и могут реализовываться творчески, потому что они чувствуют себя комфортно (ведь в команде высокий уровень доверия) и находятся с участниками на одной волне. Это позволяет генерировать идеи и дополнять друг друга, а еще это неплохая мотивация для построения команды. Однако это небыстрый и энергозатратный процесс. В нем можно использовать много разных инструментов, в том числе и ретроспективу, о которой я сегодня расскажу.
Нельзя написать правила на века, поэтому ретроперспектива будет актуальна всегда. Команда и процесс — это «живые организмы», которые постоянно меняются: приходят новые люди, появляются разные задачи и так далее. Ретроспектива часто меня выручала и выручает: она помогает узнать, что внутри команды есть конфликт, что в процессе есть «бутылочные горлышки» и задачи стопорятся в каком-то месте, что команда не обо всем договорилась и кто-то из сотрудников выгорел.
Приведу пример из жизни: один из разработчиков команды объявил, что хочет покинуть компанию. На вопрос о причинах он замялся и обошелся общими фразами. Не всем комфортно говорить о своих проблемах даже внутри команды, поэтому есть скрам-мастер, который сфокусирован на людях и процессах. Я предложила провести ретро, потому что команда была удивлена и деморализована. В ходе ретроспективы выяснилось, что разработчик хочет переехать жить в другую страну и другой часовой пояс, а значит, ему будет сложно приходить на командные встречи. Ему показалось неудобным просить команду передвинуть встречи, и он решил, что единственный для него вариант — уволиться. После того как корневая причина его решения была найдена, команда сама предложила ему найти удобные временные слоты для всех участников, и проблема решилась. Разработчик работает в команде и по сей день. А вот что он написал в фидбэке по ретроспективе: «Просто не приходило в голову, что график работы вообще можно менять: никто в компании так не делал до меня».
Самая очевидная польза от ретро для разработчика — выделенное время для высказывания своих идей или пожеланий. Не всегда удобно пытаться изменить что-то внутри команды, потому что эту команду надо собирать и отвлекать от текущей работы, погружать в контекст. На ретро же все приходят с осознанием, что разговор пойдет об изменениях или новых идеях. Вот что пишет про ретро один из разработчиков команды, с которой я работаю сейчас:
«Лично мне ретроспектива позволяет синкануться с командой, обменяться мнениями, услышать другую точку зрения по проблемам, с которыми приходилось столкнуться, и попытаться найти общее решение. Это такой способ остановиться, оглянуться назад и подумать, что мы делаем хорошо, а что можно улучшить».
Казалось бы, всё просто: хочешь прокачать команду — внедряй ретро, чтобы регулярно следить за апдейтами и не накапливать проблемы, которые потом могут выстрелить в самый неподходящий момент. Но многие мои коллеги скрам-мастера сталкивались с непониманием со стороны команд (а зачем это все-таки делать?) и разными видами отрицания.
Расскажу, с какими барьерами сталкивалась я и как их преодолевала.
Отрицание первое: «Лучше поработать, чем два часа болтать ни о чем»
Здесь я вижу несколько причин, давайте разберем каждую.
Первая причина: команда не понимает, зачем она приходит на ретро, какую именно выгоду ретроспектива им приносит.
Решение: если вы скрам-мастер, то не стоит сыпать терминами или отправлять команду читать гайд, чтобы осознать ценность ретро. Попробуйте кратко и по делу донести смысл инструмента. Например, расскажите, что все мы хотим улучшить процесс, а наша цель на ретро — как раз выявить проблемы в предыдущем спринте и выработать план действий, чтобы избежать этих проблем в будущем.
Вторая причина: у ретро нет четкой структуры и адженды, неясно, о чем будем говорить.
Решение: хорошая практика — иметь парковочную доску, на которую команда в течение всего спринта собирала бы то, что хочется обсудить. Если такой доски нет, то можно проводить опрос за пару дней до ретро, возможно, у коллег есть темы для обсуждения. Если же и тем нет, то понятно, что обсуждать мы будем прошедший спринт. В любом случае лучше расписать формат заранее, чтобы команда могла подготовиться к ретро: описать подробно, что за чем идет и как будем работать. Я обычно добавляю еще тайминг.
Третья причина: у команды вообще нет скрам-мастера, возможно, есть человек, совмещающий роли, и для него ретро не основной фокус работы.
Решение: понятно, что сложно одинаково хорошо совмещать две разные рабочие роли. Однако ретроспектива помогает в решении практически любых проблем внутри команды. Это значит, что она может здорово облегчить всем жизнь. Если вы проводите ретро, но сами точно не знаете, зачем это делаете, лучше выделить немного времени для изучения вопроса. А как будете готовы — рассказать об этом коллегам. Есть много различных ресурсов с форматами и пояснениями, которые помогу в изучении. Например, форматы различных радаров помогут выяснить, какая именно область вашего процесса проседает и что важно подтянуть именно сейчас. Или формат «Плюс и дельта-плюс» поможет понять, что и как именно можно улучшить, опираясь на мнения и предложения членов команды. Это только пара форматов, на самом деле их намного больше, можно выбрать тот, который подойдет именно вам. Главное — понимать зачем. Не проводите ретро просто потому, что так написано в скрам-гайде.
Отрицание второе: «Да и так всё хорошо, зачем она нужна»
Первая причина: команда достаточно зрелая, чтобы не проводить ретроспективу каждый спринт. Ребята сами понимают, когда она нужна, и проводят спонтанные ретро по необходимости.
Решение: Поздравляю, вы восхитительны. Продолжайте в том же духе, а если вы скрам-мастер — ищите себе новую команду, ведь эта уже и так команда мечты. Такое действительно бывает. Чтобы понять, насколько зрелая ваша команда, можно пройти, например, тест Сишора — это психометрический тест, который показывает степень сплоченности команды. Это лишь пример, инструментов много.
Вторая причина: Команда недостаточно зрелая. И тогда такая фраза превращается в замалчивание проблем. Например, фронтенд-разработчик хочет теперь писать бэкенд. Он понимает, что у него нет опыта и его брали на позицию фронтенд-разработчика. При этом он загорелся идеей начать писать бэкенд. Он никому о ней не говорит, потому что считает, что создаст этим неудобства команде и руководству, продолжает работу над фронтом и постепенно выгорает, ведь хочет он совсем другого. В итоге, если ничего не предпринять, разработчик уйдет в другую команду или компанию. Если внутри команды тяжело поднимать какие-то темы и люди предпочитают промолчать, значит, в команде есть проблемы с доверием, и это уже проблема посерьезнее пропуска ретро. Или, например, люди не заинтересованы в улучшении процесса, потому что не считают себя причастными к нему. Не ассоциируют себя с командой, отделяются от продукта и разработки.
Решение: Печально, но в этих случаях это значит, что у вас нет команды, есть просто рабочая группа, которая выполняет задачи. Хорошая новость — это поправимо. Нужно договориться, установить правила и потихоньку взращивать доверие, иными словами, растить команду. Это нелегко, но результат того стоит. Команды более сплоченные и продуктивные, чем рабочие группы, а также они более креативны и умеют предлагать интересные решения. На эту тему можно почитать исследования Такмена, Тимоти Биггса, Стенфорда и Роарка. Исследования отличаются друг от друга, но все они о стадиях формирования команды и об отличиях (в том числе и в производительности) на разных стадиях. Например, сотруднику в рабочей группе не придет в голову проводить аналитику какого-то процесса, если у него нет такой задачи. А участники команды заинтересованы в улучшении своих процессов, даже если никто «сверху» об этом не просит. Кто-то из команды может следить за трендами и предлагать использовать новые инструменты, когда об этом может не подумать, например, тимлид, потому что он сосредоточен на других метриках. Кстати, про развитие доверия в командах есть полезный телеграм-канал.
Отрицание третье: «Скучно, надоело, одно и то же»
Причина: Одинаковый формат для всех ретро. Ретроспектива — довольно энергозатратная активность, потому что требует довольно сильной сосредоточенности и вовлеченности в процесс от всех участников. Если вы используете каждый раз один и тот же шаблон, ретро превращается в важную и нужную рутинную задачу. Как посуду помыть — надо, конечно, но так не хочется.
Решение: Используйте различные форматы для ретро. Мне нравится метод «Шести шляп» — это формат, позволяющий посмотреть на проблему под разными углами. Или формат «визуализации яхты», где яхта — это команда, якорь — это известные проблемы, айсберг — риски и попутный ветер — всё то, что помогает команде в работе. На Retromat множество идей, при этом их можно комбинировать. Таким образом вы будете подогревать интерес к ретро, при этом решая проблемы. К тому же, всегда можно адаптировать к ретро, например, настольную игру. Периодически мы с командами играем в ретро-имаджинариум. Он похож на обычный, но мы выбираем из набора картинок те, которые наиболее сильно ассоциируются у нас с прошедшим спринтом. Один человек выбирает себе картинку и в закрытую пишет на стикерах, почему именно ее. Затем другой человек пытается понять, почему первый выбрал эту картинку, и пишет на стикерах свое мнение. Когда все предположения написаны, мы открываем стикеры и сверяем их между собой. Это весело и при этом дает понимание того, что человек испытывал во время спринта, насколько хорошо члены команды понимают друг друга. Но важно помнить, что это все-таки рабочая активность, и не переборщить с игрой, оставив основную функцию ретро.
Отрицание четвёртое: «Я приду, конечно, но в процессе буду кодить»
Особенно актуально при удаленном формате работы. Камеры выключены, в эфире тишина, и только чьи-то клавиши клацают с безумной скоростью.
Причина: Этот барьер некоторая модификация нашего первого барьера «Лучше поработать, чем два часа болтать ни о чем». Просто здесь команда решила все же посетить встречу, однако фокусироваться и работать на ней она не будет, а будет заниматься своими делами. Опять же, вся проблема в непонимании ценности встречи.
Решение:
Глобальное решение, подходящее для всех отрицаний в этой статье, не устану его повторять — объяснить команде, зачем вы все здесь собрались.
Техническое решение, которое поможет здесь и сейчас — попросить участников включить камеры. Так вы будете видеть, кто сосредоточен на ретро, а кто кодит или листает вкладки. Отвлекающимся можно задавать индивидуальные вопросы, чтобы погрузить и вовлечь их в ретро. При этом помните, что основную проблему это не решит.
Отрицание пятое: «Мы поговорили, но дальше ретро дело не уходит»
Причина: Команда потратила время и силы на ретро, составила экшен-план, но не выполняет его. Значит, она не видит ценности в этом экшен-плане.
Решение: Похоже на то, что вы решали недостаточно важные для команды вопросы. Теперь уже скрам-мастер должен спросить у команды, зачем мы все это делали. Кстати, если команда забывает про выполнение экшен-поинтов, то это тоже значит, что они не слишком-то и важны. Исправить такую ситуацию можно с помощью сбора тем и вопросов перед ретро, это поможет команде решить, что именно они хотят обсудить. Можно попробовать напомнить об этом раз-другой, но если ситуация превращается в систематическую — значит, на ретро обсуждаются вопросы не важные для команды. Не становитесь попугаем, повторяющим экшен-поинты, выполнять экшен-план с ретроспективы — ответственность команды, подчеркните еще раз эту мысль.
Отрицание шестое: «Скрам-мастер говорит, что ретро это бред, лучше поработаем»
Причина: Некомпетентный скрам-мастер.
Решение: Гоните его палкой из вашей команды. Довольно радикальное решение, но оно, по моему мнению, было единственно возможным в этом абсолютно реальном кейсе.
Что в итоге
Нет ничего плохого в том, что у вас может быть недостаточно знаний по фреймворку или процессу. Нет ничего плохого в том, что скрам-мастеру может не хватать опыта для решения каких-либо сложных кейсов. Плохо, когда у вас или ваших коллег есть мысли по поводу улучшения процесса, но они их открыто не высказывают.
Если вы скрам-мастер и сталкиваетесь с барьерами, описанными в статье, объясните команде, зачем вы проводите ретро. Найдите нужные слова и аналогии, нарисуйте, покажите на куклах. В моей практике были команды, которые сразу же понимали, что такое ретро, и начинали продуктивно работать с первой-второй встречи. А была команда, которая шла к этому полгода. Важно не “перестроить” людей, главное помнить, зачем вы это делаете, и постепенно, шаг за шагом, учить команду новым практикам. Рано или поздно это откликнется, но нужно терпение. Верьте в себя и любыми способами донесите свои мысли до разработчиков, этим вы облегчите жизнь команде.
Если вы участник команды, который сталкивается с такими барьерами, обратитесь к своему скрам-мастеру, задайте ему вопросы. Возможно, он просто не знает, что эти вопросы есть. Вы не покажетесь навязчивым или токсичным, вы инициируете обсуждение, в ходе которого решите очень большую проблему непонимания, а ваша команда будет вам благодарна за это. Если в вашей команде нет скрам-мастера — вы точно можете инициировать ретроспективу сами. Расскажите своей команде, зачем она нужна, или дайте почитать эту статью.
Ценность ретроспективы в том, чтобы собрать всю команду, оглянуться на прошедший спринт, всем вместе подумать и понять, что мы можем сделать такого, чтобы следующий спринт был лучше предыдущего? Что мы должны предпринять, чтобы в будущем избежать прошлых ошибок? Что у нас было такого хорошего и полезного в этом спринте, что можно повторить в следующем? Ретроспектива — это про действия, а не про разговоры. Составляйте экшен-план, следуйте ему и улучшайте свои процессы и команду.
Комментарии (28)
SergeyMax
15.09.2021 15:48+2Отрицание первое: «Лучше поработать, чем два часа болтать ни о чем»
Согласен с автором. Лучше два часа болтать, чем работать. А если компания готова за это платить, я и все восемь часов в день болтать могу!
GospodinKolhoznik
15.09.2021 17:44+1На самом деле нет. Всякое серьезное совещание изматывает сильнее, чем просто работа. Особенно когда каждое сказанное слово потом может быть использовано против вас, и приходится очень тщательно продумывать, что говоришь, и особенно плохо то, что молчание тоже может быть использовано против вас потому что "ну коллеги, мы же всё озвучивали при вас, вы были в курсе и не возражали, а чего теперь то вдруг опомнились?"
K_Chicago
16.09.2021 00:59+5Нет зла чтобы выразить всю ту ненависть которая во мне после того, как приказным порядком было велено что вся разработка в компании (а это несколько сотен тысяч человек) производится исключительно методом святого agile.
Это классический случай "заставь дурака богу молиться".
В нашем филиале команда из 20 IT-шников поддерживает корпоративное узкоспециальное приложение, вся работа - добавление новых фичей, багфиксинг. Приложению 20 лет. Т.е. каждый работает над одиночным заданием, по сути в разных предметных областях - у кого-то биллинг, у кого-то обмен данными с внешними компаниями, у кого-то технический учет и пр. Все работают ремотно. Накуа нужно каждый день докладывать всем (которым глубоко похрен) какие у тебя затыки и какие подвижки в твоем личном копании в узкоспециальных функциях? Накуа нужен ежеденельный цырк "что мы могли бы сделать лучше" который полностью в духе комсомольких собраний сгнившего СССР? Накуа нужно введённое приказным порядком "парное программирование" когда все работают ремотно в разных часовых поясах и у каждого своя специфика задачи?
Итог работы за прошедший год с получения приказа: срок разработки отдельных тикетов увеличился с двух недель до 3-4х месяцев: это единственная метрика указывающая на "эффективность".
Субъективно: каждое утро, отключаясь от онлайн-standup, проверяю что микрофон на mute и громко говорю: "пида...сы!!!", после чего поворачиваюсь на бок и продолжаю спать. Готовлюсь уволиться из фирмы, где счастливо проработал 8 лет. Молча, без объяснений причин уже уволились двое сильнейших разработчиков.
"Когда я слышу слово agile, я хватаюсь за пистолет".
K_Chicago
16.09.2021 01:59Согласен с автором. Лучше два часа болтать, чем работать. А если компания готова за это платить, я и все восемь часов в день болтать могу!
поздравляю, вы идеальный кандидат на позицию эффективного менеджера!
apro
15.09.2021 17:17На вопрос о причинах он замялся и обошелся общими фразами. Не всем комфортно говорить о своих проблемах даже внутри команды,
...
В ходе ретроспективы выяснилось, что разработчик хочет переехать жить в другую страну
А что собственно на "ретро" происходит, что ему стало комфортно все рассказать? Какие-то вещества, гипнотизирующая музыка, еще что-то?
OksanaBulatkina Автор
15.09.2021 17:38-1Не одобряю вещества, хотя, ретро под винишко иногда практикую. Думаю, что комфортно стало, потому что он понял, что это не только его проблема и увидел готовность остальных помочь найти решение. На ретро создается безопасная атмосфера, в которой можно говорить о чем угодно, не боясь, что это будет использовано против тебя. Как правило Вегаса, только правило ретро. Даже инструменты для диагностики безопасности есть.
K_Chicago
16.09.2021 01:06+3божечки, что это? вы там на облаке или под веществами? в реальность заглянуть не пробовали?
При любой попытке поднять проблему или выразить беспокойство - "мы можем это обсудить позже, давайте не отвлекаться от проведения стенд-апа".
При попытке высказать свое мнение что мы катимся в death march, и что методология должна соответствовать типу проекта - был лишен годовой премии и ежегодных 2% повышения зп, в performace review было добавлено "без энтузиазма относится к методологии Agile, должен улучшить открытость к восприятию новых идей". Новых, бл#!!!
При предложении разбить проект на две команды, одна отвечает за фронт-енд, другая за бэк-енд было сказано что это не конструктивно и нам нужно чтобы все знали и фронт и бэк даже если это займет значительно больше времени. Для информации: бэк на PL/SQL, люди с 20-годами опыта с ним и только с ним. Новый фронт: ADF, несколько джавистов с опытом JAVA 5-6 лет и опытом ADF 2 года. Джавистам и нафиг не нужен PL/SQL, ораклистам потратившим всю жизнь на SQL, PL/SQL, формсы и репорты этот кретинский ADF хуже керосина.
Безопасность! Лучшая шутка сезона.
dushinYu
16.09.2021 16:30+4Мужики, вы чего набросились на девушку? Ведите себя по-джентельменски! По крайней мере когда-то это так называлось. Сейчас, как я понимаю, надо говорить – «толерантнее».
Оксана, Вы допустили несколько непростительных ошибок по отношению к читателям Хабра. Вы сразу заявили:
Эта статья для тех, кто хочет базовых вещей: продуктивного общения в команде и ясности в рабочих задачах
Т.е. предположили, что здесь тусуются болваны, которые не хотят «базовых вещей», «продуктивного общения» и бедствуют от отсутствия «ясности в рабочих задачах». И Ваша миссия – всех вразумить!
Ну, кому это может понравиться?
Но после этого напустили такого туману, что читать Ваши наставления было и смешно, и грустно. Ваш «туман» состоит в том, что Вы придумываете несуществующие вопросы и проблемы. Причем сразу, в первом заголовке:
Зачем вообще строить команду?
Откуда взялся этот вопрос, кто его задает…?
И далее:
Можно же просто пригласить хороших специалистов, раздать им задачи, потом получить результат, какие еще команды?
Кроме усмешки эта фраза ничего не вызывает.
Ну, и затем мы должны читать Ваши наставления-ответы на несуществующие вопросы?
Описание собраний Вашей команды напоминает молельный дом какой-нибудь секты, куда приводят членов под угрозой отлучения:
Команда не понимает, зачем она приходит на ретро
Скучно, надоело, одно и то же
Я приду, конечно, но в процессе буду кодить
Скрам-мастер говорит, что ретро это бред, лучше поработаемВоображение рисует такую картину: понурив голову члены команды идут молиться, хотя не понимают зачем, скучно, надоело, это бред… Но деваться некуда – идут!
Если Вы так работаете в своей команде, то членов команды можно только пожалеть.
OksanaBulatkina Автор
16.09.2021 20:55-2Я постараюсь кратко: уверена, что то, что кто-то считает себя болваном, читая статью (не обязательно мою) - совершенно не моя проблема. Ну и позвольте не вдаваться в полемику по поводу того, кто кому задал вопрос в теле статьи. А вот то, что вы написали про команду - это прям в точку. Не поверите, именно такие команды и есть у людей, у которых вызывает ненависть само слово "agile", и вот почему: переход на аджайл подразумевает изменения как во всей организации, так и в работе каждого отдельного сотрудника. А изменения - это всегда сложно, особенно, если за них не платят. Вот и остается злиться на неизбежное)
Myclass
16.09.2021 23:06+1Знаете, когда у человека что-то болит - это изменения, когда его против воли заставляют что-то делать - это изменения, когда человеку с большим опытом навязывают непонятные ему механизмы и 'убивают' в нем креативность - это изменения. Если вы музыканта заставите кирпичи класть - это тоже изменение. Итд. Не все изменения должны быть. Надеюсь когда-то вы воочию увидете и почувствуете то, что вам здесь говорят другие, на своей шкуре испытание это в реальности. А не то, что на курсам по скраму, сейфу итд. вас обучили. А пока оставайтесь со своими убеждениям. Но. Старайтесь прислушиваться и не вредить.
divtrl47
16.09.2021 17:49+1Коротко о комментариях:
K_Chicago
16.09.2021 18:47смишная картинка, но по сути неправильная.
146% менеджеров просто кончают от счастья, когда им велят наконец ввести поголовный "agile". Это мечта любого эффективного менеджера. Даёт ему полную занятость и наконец-то ощущение собственной значимости. Все эти
дебильныеновые завлекательные термины (скрам, груминг, ретроспектива, бла-бла-бла), ежеутренняя линейка всех этих лентяев которые его ненавидят и ничего не смеют сказать против, а счастье отчётов, построений графиков успеха, подсчёт пойнтов, радость быть впереди на лихом коне идиотической бюрократии (а какая она ещё бывает?).Для эффективных менеджеров это просто манна небесная, позволяющая наслаждаться беспредельным микроменеджментом под вывеской нового, современного и прогрессивного.
divtrl47
16.09.2021 19:35То, о чем вы говорите, это не agile. Это какая-то змеиная ферма, где паразитические создания с иерархией в десяток начальников любое новое веяние быстро переведут себе на пользу, эксплуатируя ни в чем не повинных сотрудников. Им всё равно, как оно будет называться – agile, scrum, коммунизм, демократия. Я такие конторы всегда пропускаю мимо. Почти всегда на этапе собеседования становится понятно, какого типа "аждайл" они там устроили.
Я не считаю таких менеджеров компетентными, а уж тем более эффективными.K_Chicago
17.09.2021 03:24"...и начинания, вознёсшиеся мощно,
сворачивая с своего пути
теряют имя действия..." (с) уильям наш шекспир
TerraV
Как же вы, свидетели прихода аджайла, задолбали! Планинг-груминг-ретроспектинг... Я знаю команды которые проводят в этом хороводе 30+ часов в неделю с соответствующей эффективностью. И это, сцуко, продают руководству как успехъ! Радует что еще пара лет и эту дохлую лошадь перестанут покупать.
Myclass
не могу плюсовать — поддерживаю полностью.
Никаких доказательств, только «ощущения», но — ведь работает…
divtrl47
"аджайл" – это просто инструмент, а любой инструмент можно использовать правильно или неправильно. Если ваши знакомые будут забивать гвозди отверткой, это не будет аргументом к тому, что отвертка плохой инструмент.
K_Chicago
беда в том, что этот именно инструмент: а) сложный б)продвигается бешеной рекламой в)"двойного назначения", т.е. кроме улучшения разработки, при простейших модификациях может быть использован как эффективный способ микроменеджмента.
Поэтому использовать этот инструмент в целях, отличных от исходных, очень просто, что в основном и происходит.
И таки да, если отвертку использовать как заточку в подворотне, это очень даже хороший инструмент. Хороший ведь?
OksanaBulatkina Автор
Спасибо за фидбек) Надеюсь, что у вас все идеально в коммуникациях в командах и нет дохлых лошадей. А если по теме: скрам-ивенты занимают 12% рабочего времени. Значит, либо ваши коллеги работают по 250 часов в спринт, либо, все-таки, кто-то что-то делает не так
TerraV
Конкретно в моей команде больше всего времени на коммуникации трачу я - примерно 5-7% времени. Команда тратит около 2%. Команда рядом со мной достигла успеха и сократили время на коммуникации примерно с 70% до 50%. Из РП с кем я работал, самые "ватные" имеют больше всего совещаний и на этих совещаниях больше всего учатников. Давно же известно - тебе одиноко, скучно, нечем заняться - собери совещание.
На практике скрам-ивенты занимают ровно столько времени, чтобы вовлеченные РП, ПО, скрам-мастера могли не переживать за своё job-security.
divtrl47
То есть, члены вашей команды общаются друг с другом не более 50 минут в неделю или 10 минут в день. А как же ревью, спорные решения, подходы к задачам и неуловимые баги? Вы считаете это время?
Без придирок: в чем вы измеряете успех и чем он отличается от успеха тех людей, которые тратят "30+ часов в неделю с соответствующей эффективностью"?
TerraV
Я лично имею две метрики "успеха" - "time to market" и "cost of ownership". У моего РП в Нью-Йорке попроще - чтобы его не клевало руководство. Т.е. все цели которые на контроле у совета директоров должны быть выполнены, ну и не больше пары недорогих факапов в год.
>> А как же ревью, спорные решения, подходы к задачам и неуловимые баги?
В нормальной команде это как раз и составляет около 2% на горизонте хотя бы пару месяцев. Понятно что первое время когда команда "притирается", обсуждение спорных решений может занимать и 5% времени. Если больше - значит процессом не управляют. В моем опыте у малых команд по спорным вопросам решение принимает техлид. У больших команд - совет техлидов (в идеале 3). Решение заносится в "Лучшие практики". Если нет структуры, которая может разрешить конфликт волевым усилием, то куча времени тратится на войну.
Самые печальные сценарии что я наблюдал, это команды с формально равными участниками. Когда один разработчик не хотел отвечать за код второго разработчика потому что был концептуально несогласен с реализацией, несмотря что работали над одним и тем же проектом. Но ведь аджайл и демократия и все равны же!
divtrl47
Даже если всё действительно так здорово, как вы говорите, я своими глазами вижу, как компании с чистым agile выходят на IPO и занимают доминирующие позиции на рынках. То, что ваш авторитарный опыт более успешен, чем демократичный опыт ваших знакомых, еще не говорит о том, что ваш подход лучше.
Объективно, мотивированный участник команды сделает больше работы, чем немой исполнитель. Если на выходе аджайл-команда половину времени проговорит, но сделает столько же работы такого же качества, как группа исполнителей с мудрым вождем, то для бизнеса нет никакой разницы.
Agile – это просто другой подход, который в некоторых случаях работает лучше, в некоторых хуже. И нет никакого способа проверить, какой из методов лучше, потому что всё зависит от команды, hr, руководства, специфики работы и рынка.
jackxavier11
Крайне интересно, когда люди оперируют своим "опытом" и пытаются его расширить и абстрагировать на все возможные ситуации. Однако, опыт обладает характеристикой релевантности. Более того, не стоит забывать о так называемом синдроме выжившего. Ну что-же я так сразу на вас набросился, давай-те ближе к сути.
Agile методологии это всего лишь один из способов формализации процессов в команде. Однако каждая команда сама решает, как эти методологии будут применены во внутренних процессах. Если команде не нужно ретро - его не будет. также как и PBR-ов, Grooming-ов, Planning-ов и Дэйликов. В этом и суть agile.
Вы утверждаете, что вы увеличили эффективность команды за счёт уменьшения внутренних коммуникаций. У меня возникает вопрос- а каким образом измеряется эта эффективность? Количеством задач? Стори-поинтами? Количеством проектов реализованных в срок? Или же количеством времени, которые ваши разработчики потратили на непосредственно на разработку?
Другой же вопрос стоит, о размере и составе вашей команды? Если верить вашим словам, то я кланяюсь вашему HR, потому что только в случае если команда состоит из небольшого количества высококвалифицированных профессионалов, обладающих схожим опытом, типом мышления, то только в таких случаях внутренняя коммуникация действительно уменьшает перформанс. Да и то не всегда.
Не сочтите за оскорбление, но ваш последний тезис про PM, PO, говорит многое о вашей компетенции.