2 июля 2021 года произошло «замечательное», но, на мой взгляд, недооцененное событие – подписание Федерального Закона 319-ФЗ о внесении изменений в «Закон о связи» 126-ФЗ. В данной статье я попробую дать субъективный анализ основных «улучшений».
"Статья 44.2. Мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи. При осуществлении указанного мониторинга могут использоваться сведения, полученные из единой системы идентификации и аутентификации, базы данных перенесенных абонентских номеров, иных определенных Правительством Российской Федерации систем.
В статье закона говорится о том, что Роскомнадзор получает в свое распоряжение функцию контроля над тем, как операторы связи складируют персональные данные своих абонентов. Не знаю, намеренно или нет, но в ней не указано, что речь, в первую очередь, идет про абонентов мобильных сетей, и задача оператора по каждой SIM-карте вписать персональные данные конкретного человека, даже если она оформлена на юридическое лицо, а задача РКН - взять это на контроль.
2. Организационные и технические меры, необходимые для реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочий по мониторингу соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи, включая использование сведений, полученных из единой системы идентификации и аутентификации, базы данных перенесенных абонентских номеров, иных определенных Правительством Российской Федерации систем, осуществляет радиочастотная служба.
Из этого пункта следует, что речь не только про организационные меры, но и про технику. Тут же есть и косвенное подтверждение, что речь идет про мобильных операторов, т. к. переносимость номера в стране обеспечена только на мобильной сети. Мониторинг поручен ГРЧЦ.
"5.2. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при присоединении к его сети связи сети связи другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам, за исключением случая, если пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам обеспечен иным взаимодействующим оператором связи.";
Этот пункт почти невозможно понять с одного прочтения. В нем говорится о том, что присоединяемый оператор связи может не ставить себе ТСПУ, если у вышестоящего оператора он есть. Соответственно, вышестоящий оператор обязан пропустить свой трафик и трафик присоединенного оператора через ТСПУ. Это значительно упрощает жизнь присоединенному оператору, но данное послабление в соответствии с разрабатываемыми "Требованиями к порядку пропуска трафика в сетях передачи данных", выглядит странно. Вышестоящий оператор теперь обязан будет обеспечить пропуск трафика абонентов двух соседних шлюзов (узлов агрегации) для выхода в сеть интернет тоже через ТСПУ (чтобы "ни одна мышь не прошмыгнула"), а на присоединенного оператора это не распространяется (подается только агрегированный трафик оператора).
"5.3. Оператор связи, который оказывает абоненту-гражданину услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи), обязан без взимания платы оказывать такие услуги связи абоненту-гражданину для доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов.
Наконец-то мы дошли до реально полезного улучшайзинга. В этом и в нескольких следующих абзацах говорится о том, что "абонент-гражданин", получает возможность воспользоваться "Госуслугами" и другими государственными ресурсами совершенно бесплатно и даже находясь в блокировке (это будут оплачивать операторы связи все остальные абоненты). Пока не понятно, как технически обеспечить пропуск этого бесплатного трафика, но основная интрига ведь не в этом, а в том, какие еще ресурсы получат статус социально значимых. Так, глядишь, доступ в интернет вообще станет бесплатным - всё будет социально значимым, а что не в "белом" списке, будет в "черном" (заблокировано). В условиях все нарастающего давления на операторов, последний уходящий сотрудник последнего оператора связи должен будет выключить свет.
г) в пункте 9:
абзац второй признать утратившим силу;
абзац третий дополнить предложением следующего содержания: "Идентификация абонентов, инициирующих соединение для целей передачи голосовой информации в сети передачи данных, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации.";
Косметические правки, но суть от этого не меняется. Подмена номера законодательно запрещена, как минимум, с 2017 года. Но оказалось, требование закона не выполняется. Но после всем известного звонка с подменой номера за эту проблему решили взяться основательно и уже с применением технических средств, раз административных оказалось недостаточно. Особенно умиляет в пункте 9 закона оговорка (она была и в старых редакциях), что все это касается сети передачи данных. Получается, что если звонок устанавливается по SIP (сюда попадает и VoLTE/VoWiFi), то менять номер нельзя. А вот если он пришел по "традиционной телефонии" (TDM), то можно.
"Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае:
если при использовании системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования установлено отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, в том числе для отправки короткого текстового сообщения (за исключением случая, если соединение инициировано с сети связи иностранного оператора связи и сопровождается нумерацией, соответствующей иностранной системе и плану нумерации);
если инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации);
если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение.";
Добрались до места, в котором говорится, как технически должен заработать запрет подмены номера. Речь идет про некую "систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика". Интересно, что это за система такая? Пофантазируем и предположим, что в каком-то большом ЦОД-е будет установлено нечто, к чему будут обращаться коммутаторы (АТС) при каждом входящем звонке из сети других операторов.
Допустим, что абонент оператора "Рога и Копыта Телеком" (РиКТ) пытается позвонить на мобильный номер оператора Б1 (оператор “большой четверки”). Такой звонок с высокой долей вероятности сначала попадет в какой-нибудь транзитный узел транзитного оператора (ТА). Это для ТА будет входящий вызов, и он должен будет обратиться к системе с запросом: а звонит ли абонент такой-то из РиКТ на мобильный оператора Б1? Тут возможно два сценария получения информации о факте звонка:
система сама запросит у коммутатора РиКТ о факте звонка;
коммутатор РиКТ перед звонком сходит в систему и уведомит о начале вызова. Этот способ чуть сложнее, потому что нужно будет после звонка еще раз сходить и сказать, что вызов завершен.
Допустим, что система сказала "добро" и звонок уже коммутируется в стык с оператором Б1, для которого это тоже входящий вызов и процедура повторяется, но запрашивает уже коммутатор оператора Б1.
То же самое должно работать и на фиксированной сети при звонках на оператора "Клюв и Перья Телеком" (КиПТ), но последний в цепочке уже будет КиПТ.
Так это могло бы быть, на понятийном уровне. Но на сегодняшний день нет даже технических требований к такой системе, нужно разрабатывать и согласовывать требования и выбирать подрядчика. А на это осталось чуть больше года! За это же время придется доработать и коммутаторы (АТС) всех операторов страны, чтобы они могли как запрашивать, так и сообщать об исходящем звонке в систему.
Акцент на всех операторах сделан не случайно. Суть в том, что применять это только у мобильных операторов нет никакого смысла, потому что в мобильной сети подставить другой номер нельзя - сеть подставит именно тот номер, который присвоен SIM-карте, а он хранится в защищенном месте (HLR/HSS). Еще уверенно можно сказать, что мобильным операторам подменами номеров заниматься опасно - они рискуют потерять лицензии и получить многомиллионные штрафы, так как находятся "под колпаком у Мюллера".
Приходим к тому, что в первую очередь нужно заниматься "очисткой" звонков из фиксированных сетей, к которым зачастую подключены физические и виртуальные АТС клиентов. И вишенка на торте: пока нет технических требований к системе, нет и описания интерфейсной части, а также процедуры подключения. Соответственно, нет понимания, какую доработку нужно заказывать для коммутаторов (из коробки это ни у кого не работает). Еще есть предположение, что с доработками справятся далеко не все операторы, как технически, так и финансово, а пока остаются коммутаторы без подключения к системе, поставленная задача не будет решена.
13. Для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе представленных лицами, действующими от имени операторов связи, оператор подвижной радиотелефонной связи обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в том числе по его запросу, в сроки, порядке, составе и формате, которые установлены Правительством Российской Федерации, следующую информацию:
о способах подтверждения сведений об абонентах и сведений о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей и результатах проведенных проверок достоверности таких сведений;
сведения об абонентах и сведения о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании);
о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей;
о местоположении радиоэлектронных средств, с помощью которых осуществляются соединения между абонентами или пользователями услугами связи;
о фактах и видах соединений, совершенных абонентами или пользователями услугами связи абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, в том числе о фактах передачи и (или) получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений, сведения об объеме переданной и (или) полученной информации, датах и времени их передачи и (или) получения.";
Это самая суровая часть закона. Она говорит о том, что мобильные операторы (тут однозначно только они) обязаны передавать в РКН/ГРЧЦ следующую информацию:
способ подтверждения персональных данных абонента по каждой SIM-карте (пожалуй,самый безобидный пункт этой части закона);
сведения об абонентах, и даже если SIM-карта зарегистрирована на юридическое лицо, то нужно это лицо раскрыть (персонифицировать и передать);
статус регистрации абонента в сети (идентификационный модуль, если кто-то не понял, - это SIM-карта);
местоположение абонента (видимо, нужно в режиме реального времени передавать все перемещения);
факты о всех звонках, SMS, аудио/видео и даже иных (придумайте сами, что это может быть) сообщениях с указанием объемов, даты и времени отправки/получения.
Ну вот, приехали. Еще не успели прийти в себя от "Яровой", как получили "Яровую-лайт" или СОРМ-3,5 (информационно-справочный v1.1), который уже в этом году должен переехать в РКН/ГРЧЦ. Возникает вопрос, а как к этому отнесется уважаемая организация с Лубянки?
В общем, как поется в известной песне "но как ни играй, всё играешь отбой". Можно смело говорить: как не строй сеть, ты все равно строишь систему слежки.
Остается только надеяться, что новый закон не будет последним гвоздем в крышку гроба телеком-отрасли как таковой, и ей удастся продержаться на плаву еще годик-другой. Или, как это уже не раз бывало, реализация отложится на неопределенный срок / отомрет сама собой? Хотелось бы увидеть в комментариях мнение сообщества.
Законодательство, по которому будет жить отрасль, принимается наспех, без предварительной технической и юридической экспертиз и обсуждения с сообществом профильных специалистов, понимающих внутреннее устройство отрасли. Складывается впечатление, что важен сам факт публикации законодательного документа, что не важно, реальные ли вещи в нем описываются, изобрели ли уже нужные законодателям отраслевые стандарты, готова ли существующая инфраструктура операторов к подобным изменениям или нужно дорабатывать программно-аппаратное обеспечение оборудования и возможно ли это как с технической точки зрения, так и с финансовой.
Комментарии (47)
GDragon
19.09.2021 23:04+1Наконец-то мы дошли до реально полезного улучшайзинга. В этом и в нескольких следующих абзацах говорится о том, что "абонент-гражданин", получает возможность воспользоваться "Госуслугами" и другими государственными ресурсами совершенно бесплатно и даже находясь в блокировке
Очень легко обходится разделением одной услуги "интернет" на две "предоставление технической возможности для подключения к сети передачи данных" и "доступ в сеть интернет".
При этом абонентка по первой услуге может быть такой что легко покроет "бесплатный" трафик.
Ну а блокировка - нет денек, нет доступа к сети.
А что бесплатные сайты не работают, так доступ к ним никто и не запрещал.qw1
19.09.2021 23:32+1Вероятно, такое не будет понято в надзорной службе.
А вот такой способ обхода, думаю, сработает: включить в договор пункт, что при наличии задолженности более 3 месяцев, договор прекращает действие. Таким образом, абонент перестаёт быть абонентом, и закон к нему не действует.
Конечно, для операторов тут есть свой минус: так-то они могли до бесконечности вешать долги за якобы оказываемые услуги (связь отключена, а долг накапливается — нормальная ситуация для операторов), им придётся отказаться от такой практики, либо должникам предоставлять доступ к «социально значимым» сайтам.GDragon
20.09.2021 09:33Почему же, оплата за порт уже давно норма.
Но посмотрим, в любом случае большинству операторов бесплатники вообще не уперлись.
KorDen32
20.09.2021 10:31+1Ближайший архаичный пример — плата за обслуживание проводной радиоточки, которая в 2010+ уже чуть ли не 100 рублей была. А у кого-то наверное и до сих пор имеется.
Ds02006
20.09.2021 12:09Самое страшное - есть люди, которые это (проводное вещание) ещё и внимательно слушают...
qw1
20.09.2021 12:19Интересный пример. Так они при неуплате за радиоточку перестают подавать сигнал, но продолжают записывать абонплату в долг?
KorDen32
20.09.2021 12:33Нет, сигнал остается, начисляют задолженность, со второго месяца просрочки платежа (если не с первого) начинают начислять пеню. Авторасторжение через 6 (?) месяцев с взысканием долга.
Это модно и у провайдеров — если просто интернет, то работа по балансу, а если пакет с ТВ или телефоном — уход в долг до 3-6 месяцев.
zuek
21.09.2021 10:51Это модно и у провайдеров — если просто интернет, то работа по балансу, а если пакет с ТВ или телефоном — уход в долг до 3-6 месяцев.
Странно - у меня инет+ТВ от бывшего ОнЛайма. Списание с баланса ежедневное. Как только баланс подходит к нулю, происходит отключение услуг (в ТВ остаются штук 20 нешифрованных каналов, интернет выкидывает на страницу для пополнения баланса), списание прекращается. Если пару месяцев не пополнять счёт, звонит оператор, интересуется, планируется ли возобновление услуги (с весны по осень живу на даче, и домашний интернет не пополняю), после утвердительного ответа, больше не звонят; в октябре-ноябре пополняю счёт и продолжаю пользоваться пакетом услуг как ни в чём не бывало. Так уже 4-й год.
До этого был неприятный опыт с Акадо - эти жулики услугу блокируют, а платежи продолжают начислять (за давностью не помню, в полном ли объёме). Возможно, так себя ведут ещё какие-нибудь операторы.
vesper-bot
21.09.2021 12:08Был у меня когда-то домовой провайдер, у него отдельной строкой стояла "аренда канала" 60р/месяц, которую они списывали, даже если уходишь в минус. То есть скорее всего ещё есть те, кто так делают, но надо читать договор, правомерно ли.
Amihailov
20.09.2021 16:21А как не платить только за радиоточку, если она лишь один из пунктов квитанции за ЖКХ? :)
Sheti
20.09.2021 20:41написать заявление на отключение и не платить. Хотя сейчас найти город с работающим проводным радио это надо постараться.
Amihailov
20.09.2021 20:57+1Да это то понятно, я так уже делал :)
Просто речь была о неуплате за радиоточку, пени, долги и последующие отключение. Вот мне и стало интересно как можно было бы устроить неуплату только за точку, а не за все услуги ЖКХ.
PsyHaSTe
21.09.2021 22:32Плюсую автора выше. Вам пришла квитанция на 8525 рубля, из них 100 рублей это радиоточка. Вопрос — как вы планируете не платить за неё? Переведете 8425 рубля с комментом "а за точку платить не буду"? А там на той стороне кто-то вообще будет в этом разбираться? Есть неуплата и есть, будут просто копить долг. У меня у соседской квартиры была задолженность по квартплате в 350 тысяч рублей, и ничего, жили без особых проблем.
К слову у меня эта радиоточка есть, плачу каждый месяц, потому что я даже не знаю где она находится — под какими-то слоями обоев и возможно бетона. Способа отключить её не разъезжая по городу с заявлениями я не нашел, так что буду рад узнать, что можно каким-то образом это сделать не выходя из дома, в идеале как вы сказали "автоматически".
Sheti
22.09.2021 02:23у меня ситуация конечно попроще. Фирма обслуживающая сети радиовещания просто разорилась и исчезла вместе с радио. Платить банально некому. Но в вашем случае нужно проявить упорство. В УК выяснить кому таки уходят деньги и уже с ними разобраться. Сам факт наличия физической розетки при этом не важен. Это не ваши проблему, как они будут отключать. В принципе можно по телефону это выяснить.
С другой стороны найти город где сети проводного вещания работают сейчас это надо постараться. Может быть, что сетей давно нет, а УК собирает плату по старой памяти.
Alex023
20.09.2021 12:30Ростелеком заменил теперь услугу радиоточки на Ростелеком ключ https://msk.rt.ru/key
И ценник услуги домофона у РТК не конкурентный от слова совсем, не 40 рублей.
Maximuzz
21.09.2021 22:43У нас в городе, тоже какой передел начался, нам даже компания обслуживающая домофоны, разослала письмо, о смене домофонов на цифровые с записью видео в облако, по какой то полумошеннической схеме, с обманов и навязыванием.
SerjV
20.09.2021 01:46+3Не знаю, намеренно или нет, но в ней не указано, что речь, в первую очередь, идет про абонентов мобильных сетей, и задача оператора по каждой SIM-карте вписать персональные данные конкретного человека, даже если она оформлена на юридическое лицо, а задача РКН - взять это на контроль.
Ну как-бы давно ж говорилось - для стационарного абонента понятно, куда в случае чего высылать
зонгруппу захвата, а там на месте разберутся, а в случае мобильного без привязки к человеку непонятно, коготрястиискать вообще, особенно еслиагенты мирового империализма и клеветники на советский стройвсякие умники будут регулярно менять симки, купленные в подземном переходе и зарегистрированные на ООО "паспорт бомжа с помойки". Как говорится, любаякукарека в эфирепроблема со стороны абонента, по мнению идеологов этой поправки, должна иметь фамилию, имя и отчество.Это самая суровая часть закона. Она говорит о том, что мобильные операторы (тут однозначно только они) обязаны передавать в РКН/ГРЧЦ следующую информацию: ... Возникает вопрос, а как к этому отнесется уважаемая организация с Лубянки?
Ну так ради этого всё и делалось... Чтобы дядей с Лубянки по таким вопросам не отвлекать.
sunbeam
20.09.2021 02:14+1Подмена номера законодательно запрещена, как минимум, с 2017 года. Но оказалось, требование закона не выполняется. Но после всем известного звонка с подменой номера
Просветите, что за всем известный звонок такой?
SerjV
20.09.2021 11:36"абонент-гражданин", получает возможность воспользоваться "Госуслугами" и другими государственными ресурсами совершенно бесплатно и даже находясь в блокировке
Ммм... не совсем понял, почему следует, что он должен иметь возможность пользоваться, находясь в блокировке? Блокировка же должна рассматриваться как приостановка оказания услуг (без расторжения договора), и если "социально значимые сайты" не приравняли к экстренным службам - то доступность при блокировке не обеспечивается. Но вот если абонент активен, но у него не безлимит - то за "Госуслуги" с него ничего не списывается.
Или я упустил еще какой-то важный нюанс?
datacase
20.09.2021 12:49Эти ребята в мобильной связи не могут порядок навести, мошенники звонят с каких угодно номеров. И при этом смело берутся за интернет, опять всё поломают.
zuek
20.09.2021 18:01Господа связисты, проясните мне, в телефонии недалёкому: вот, я, абонент "КиПТ" (стационарный SIP), звоню через "РиКТ" (SIP-дискаунтер) абоненту "Б1" - как пойдёт сигнализация? Ведь в "РиКТ" я сам отдаю CID, пусть и прописанный в договоре...
pvsur
20.09.2021 19:03По закону, РиКТ не должен принять от вас вызов с CID чужого оператора, только с вашим, прописанным в договоре. Даже более, от вас просто примут логин-пароль, а соотв. АОН подставят сами и направят этот вызов в сеть транзитного оператора (или нескольких, если приходят отказы по разным коммерческим причинам). Далее транзитному отдаст другому транзитнику и так до оператора, у которого живёт клиент Б1...
Иногда оператор РиКТ плюет на закон и отправляет транзитнику чужой АОН, вот это пытаются пресечь... Транзитнику обычно пофиг, чего передавать..
Но большие операторы следят, чтобы к ним на сеть извне не приходили вызовы с их аонами, считают это фродом и отбивают, если нет в пакете номера переадресации (а зачастую и просто рубят)..
Иногда подменяют и транзитнику, чтобы следущий оператор принял вызов... Такое тоже часто бывает..
zuek
21.09.2021 13:31Да, но у нас исходящие звонки идут "с разных номеров" (чтобы обратные звонки попадали сразу в нужные подразделения), соответственно, в "РиКТ" с каждым звонком отдаётся, какой из "наших" номеров совершает исходящий вызов - довольно распространённая (хотя и не повсеместная) практика. Пару раз попадались SIP-дискаунтеры, пропускающие CID не оговорённый в договоре, но сейчас таких подавляющее меньшинство.
yaguarundi
26.09.2021 13:53Вообще-то, то что вы написали в самом начале (Статья 44.2) было принято ещё в декабре, и должно было вступить в силу ещё 1 июня 2021. А тут 2 июля эту статью значительно сократили и упростили. Возможно потому, что ничего сделать не успели. Так что в этом смысле ничего "замечательного" не произошло.
EvgeniyNuAfanasievich
12.11.2021 20:37Я не очень понял это условное АО "вектор" должно на госуслугах заполнить табличку кому они симки раздали или все же работники?
Если работники, то что если у него нет госуслуг?
Если работники, то не будет ли эта симка бэкдором для входа в его личный кабинет на госуслугах?
Какое собственно наказание, если директор АО на себя 100 симок зарегает?
HardWrMan
У нас в Казахстане с 2019 года обязали привязать IMEI устройства к ИИН. Сделано это под соусом регистрации мобильных устройств ради безопасности в широком смысле этого слова (предотвращение незаконных звонков и хулиганства, против воровства телефонов и прочее).
Если используется устройство, IMEI которого не привязано к какому-либо ИИН, то через примерно 2-5 минут после выход в сеть (т.е. с момента обнаружения сети устройством после включения) доступ блокируется и ничего не сделать. Правда, в эти минуты приходит SMS от оператора, что устройство не зарегистрировано и это следует сделать. Сама процедура регистрации проста, просто послать SMS с ИИН на который зарегистрирован данная SIM карта на короткий номер оператора. При этом голосовые звонки, вроде, не пропускаются вообще, правда я не проверял этот момент.
Если воткнуть чужую SIM карту в зарегистрированный телефон то сразу же приходит SMS что это устройство зарегистрировано на другой ИИН и сеть блокируется сразу.
База общая для всех операторов, поэтому нет необходимости регистрировать устройство в каждом операторе. При этом, просто интеллектуальные GSM устройства должны работать без регистрации, как это было заявлено. Я не знаю, как именно они определяют что вышло на связь: телефон или модем с голосовой функцией, но большинство моих устройств работает без проблем, хотя казусы всё же случаются.
Ну, и напоследок о последствиях. Вроде как теперь украденный телефон использовать нельзя (после момента блокировки SIM карты владельцем, если телефон украден вместе с SIM картой), но сама по себе процедура замены IMEI вроде как не проблема для злоумышленников. Телефоны на вторичном рынке теперь следует обследовать ещё тщательнее: старый владелец должен сам снять с регистрации устройство, иначе оно станет тыквой в руках нового владельца. Ну и серые копии, устройства с дублирующими IMEI должны теперь отвалиться. Но это не точно. И это всё без оглядки на саму по себе обработку и хранение персональных данных в самих операторах сотовой связи.
Пару лет назад было мнение, что в РК с его относительно малой численностью абонентов обкатают эту технологию и потом обязательно внедрят в РФ. Как в воду глядел.
thatsme
Есть разница в том как обеспечить подобное для 18 миллионов человек и 144.4 миллионов. Она конечно финансовая в первую очередь, - любую техническую задачу можно решить неограниченными финансами и временем. Кто за это будет платить? Мы конечно.
HardWrMan
В конечном итоге за всё всегда платит тот, кто последний в цепочке, т.е. народ. Всё, что в в любом государстве делается "бесплатно" как правило делается за счёт бюджета. А основная статья дохода бюджета это налоги. Т.е., за эти "бесплатные" вещи платят все налогоплатильщики. Но у наших людей ещё не вошла в привычку эта мысль, в отличии от тех же американцев. Там даже НДС в магазине выставляется отдельно, он отсутствует на ценнике, чтобы гражданин понимал, сколько налогов он оплатил с этой покупки.
RTFM13
Более того, "бесплатное", как правило, обходится дороже.
Sergey_Cheban
По моим представлениям, цена вопроса пропорциональна логарифму от количества населения. Т.е. внедрение такой системы в России обойдётся дороже, чем в Казахстане, но в пересчёте на душу населения будет дешевле.
Кроме того, разработчики российской системы смогут оглядываться на опыт Казахстана.
K10
GSM/3G модемы тоже?
HardWrMan
У меня, к сожалению, уже давно нет свистков, лет 8 назад был 3G. Только сигналки и автозапуски, которые не используют мобильный интернет, чисто SMS. Спросил у знакомых, говорят, что да, надо регистрировать модемы. Для этого как обычно отправляешь с них SMS через прилагаемый к модему софт. Ещё донесли информацию, что GSM модули под мобильный интернет тоже надо регистрировать. Даже если используется специальная SIM карта без голосовых вызовов. И надо быть осторожным с китайскими модулями, у которых зачастую одинаковый IMEI у всей партии.
vadimk91
А если турист приехал в Казахстан из-за границы, со своей симкой - будет работать или тоже требуется регистрация? Непонятно, к чему тогда привязывать.
HardWrMan
У меня есть мегафоновская активная симка. Она работает в телефоне. Правда, теперь у меня все телефоны привязаны ко мне (а двухсимочные - дважды, на каждый слот симкарты, т.к. IMEI там разные). Но ведь российская симкарта не имеет моего ИИН, так что с роумингом будет всё как обычно. Правда, теперь боюсь она может отключиться, как только закон в РФ начнёт работать по факту.
RTFM13
В Турции еще лет 10 назад блокировали все "левые" IMEI через месяц или 2 примерно. Но это была борьба с серыми телефонами.
yaguarundi
роумеров не блокируют
Kopilov
Что такое ИИН? Или ИНН имелся ввиду?
HardWrMan
Нет, ИИН - индивидуальный идентификационный номер. Я же написал - в Казахстане. https://businessman.ru/chto-takoe-iin-opredelenie-rasshifrovka-i-osobennosti.html
Он пришёл на смену РНН. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0 РНН это по сути российский ИНН и был.
Viceroyalty
Учитывая структуру ИИН подобрать случайный чужой не составит проблем, кажется, это дыра в безопасности.
HardWrMan
Верно, имея ПД остаётся "угадать" только 4 разряда (5й - вычисляется). И это печально. Сложность "угадывания" в случае ИНН с теми же условиями - 6 разрядов.
Viceroyalty
Быть может они выдаются просто по порядку. Хотя надеюсь, что нет.
Не знал, что все так плохо с ИНН.
yaguarundi
Какой у вас оператор?
HardWrMan
Билайн, Теле2 и Актив. И ещё российская Мегафоновская симка. Все стоят в 2х разных двухсимочных телефонах. А что?
yaguarundi
Просто я знаю, как это работает в сетях Билайн и Теле2. Поэтому было интересно, как работает в сети Kcell. Теперь, из ваших слов, я понял, что в Kcell (Актив) работает аналогично. Верно?
HardWrMan
Я совсем не заметил разницы. Более того, с Активом был в РФ на момент активации этого (начало 2019го) и у меня телефон выключал сеть. Я сразу этого не заметил, а потом смотрю - нет сети. Перегружаю телефон - сеть есть, проходит несколько минут и сеть пропадает. А потом я вспомнил про регистрацию, которую в 2018м всё везде рекламировали и попробовал послать SMS на нужный номер прямо из роуминга. Сработало. Или так совпало - не знаю. Но факт отключения сети был. Казахской в роуминге на территории РФ.