Чувство справедливости — фундаментальный фактор экономических отношений. Традиционно экономическими понятиями считаются числа, формулы и узко рыночные термины. То есть, абстрактные категории — притом, что экономика как сфера отношений противоположна абстракции. Экономические отношения — это категория социальных отношений. Побуждения людей участвовать в экономических отношениях восходит к чувствам, их поведение регулируется на эмоциональном уровне.

Голые цифры, проценты, графики, суммы, что угодно сами по себе не имеют никакой ценности. Значение у любой чисто экономической информации — «хорошо» или «плохо», мотивация (жадность или расточительность, копить или тратить, рисковать или осторожничать, поделиться или отобрать, добавить денег сверху или минимизировать сумму насколько возможно) — появляется только в призме эмоциональной системы координат социальной обезьяны.

Эмоциональный фактор фундаментален для любых социальных отношений в принципе, потому что, кроме как набором эмоциональных представлений, что такое хорошо, а что такое плохо, они ничем больше не регулируются. Система ценностей человека — эмоциональная. В эмоциях человека собраны все мотивы действовать и все оценки происходящего. И если человек без социальных инстинктов ещё сможет функционировать на индивидуалистичных, то общество — нет.

Greed is not good

Какое значение имеет справедливость? Значение не просто субъективное, на уровне индивидудальных переживаний, а объективное, прикладное, в смысле влияния на социальные отношения. Например, экономические.

Самая монументальная проблема современной экономики — проблема неравенства — описывается, но не решается. Хотя эффектами неравенства объясняется значительная часть социальных, политических и экономических явлений за последние 40 лет по всему миру — в особенности в США, в России, в меньшей степени в Европе. И это очень тяжёлые последствия — ниточки связей растущего неравенства тянутся почти ко всему, что происходит плохого в мире, и даже к некоторым войнам. А феномен остаётся необъяснённым более 100 лет — несмотря на то, что прошлый экстремальный разрыв богатых и бедных завершился Великой депрессией по всему миру, включая Германию, одним из прямых последствий которого был приход Гитлера к власти. До какой степени на последствия неравенства влияет чувство справедливости как фактор? Или же, наоборот, это индикатор — интуитивная реакция на очень неправильное положение вещей, которое, на самом деле объективно близится к новой катастрофе? И, если чувство справедливости — интуитивный индикатор опасного уровня неравенства — можно ли его использовать как ориентир для сбалансированного уровня?

Для появления полноценного экономической «теории всего» не хватает соединения существующей экономической теории с теорией морали (этикой), потому что основной балансирующей силой экономики является не «невидимая рука рынка», а чувство справедливости — what’s fair, fairness. (Этика: научный подход к изучению морали). Современная экономическая теория, две её основные ветви — марксистская и неолиберальная — напоминает бублик, выстроенный вокруг зияющей пустоты в центре: все вопросы политэкономики (то есть, практического, законодательного и регулятивного применения экономической теории) в корне сходятся к вопросу справедливости.

Понятие справедливости постоянно звучит в дебатах о главном вопросе современной политэкономики — вопросе налоговой политики. В споре о налогах существует бинарный выбор между плоским и прогрессивным налогообложением. Плоский налог подразумевает выбор в пользу единой налоговой ставки в каждой категории: один налог — один процент, не зависящий от налогооблагаемой суммы. Допустим, подоходный налог 13% для дохода и 35 тысяч рублей в месяц, и 150 миллионов рублей в год. Прогрессивный налог подразумевает повышение ставки для больших сумм. Как, например, в США с 1936 по 1981 годы действовал налог от 70 до 90% на доход свыше определённого порога.

Эти две позиции, со всеми существующими вариациями и того, и другого подхода, остаются бинарным, в основе своей несовместимым выбором: либо больший доход должен облагаться большим налогом («with great income comes great taxation»), либо нет. Объединяет их только одно: и сторонники плоской налоговой шкалы (правая сторона дебатов, неолиберальная, так же называемая неоклассической, школа экономической мысли), и сторонники прогрессивного налогообложения (левая сторона дебатов, марскисты, социалисты и социал-демократы) в обосновании правильности своей позиции апеллируют к справедливости.

Понятием справедливости в налоговых дебатах оперируют не только левые, что вполне ожидаемо, но и правые одинаково. Главным оперативным понятием в дебатах о повышении налогово политике является fair share of taxes — про них говорят почти все политики от конгрессменов до президентов США. Однако, что иронично, главным консервативным аргументом за плоскую налоговую шкалу точно так же является утверждение о справедливости равного налога для всех независимо от количества денег, о которых идёт речь. То есть, с левой точки зрения, справедливо, когда с богатых взимается больший налог, чем с бедных, а с правой справедливо, когда богатые не должны платить больше бедных. Это несовместимые, в принципе, позиции, за исключением одного: и те, и другие в основе своей стремятся к экономической справедливости, расходясь в том, как она должна выглядеть на практике.

Жадность — это хорошо? Вопрос экономического неравенства сшит в один узелок с его культурным сопровождением. Направление в ту же сторону, куда и неравенство: увеличение богатства — и культурная поддержка обогащения, чем больше — тем лучше, и почему это хорошо, а также культурная критика противоположных точек зрения. Прописные истины (жадность — это нехорошо) списываются как детские и несерьёзные, а взрослый и серьёзный подход — всё, что считается хорошо — это для дураков, а на самом деле хорошо всё, что считается плохо — жадность, эгоизм, цинизм, высокомерие, нетерпимость — и в пример приводятся примеры богатых или разбогатевших людей, которые были жадными, эгоистичными, циничными, заносчивыми. Со сменой эпохи в 80-е возник один из самых главных мемов, её отражающих и объясняющих: «Greed is good». Из кино про Уолл-Стрит он прокидывает мостик и к Айн Рэнд, моральное саммари которой можно было бы описать, как «эгоизм это хорошо», и к отцу неолиберализма Милтону Фридману, который примерно в то же время уже не как писатель или киноперсонаж, а как экономист всерьёз доказывал, что жадность является главной движущей силой не только экономики, но и всего прогресса в истории — научного, технологического — всё, в итоге, движется жадностью, и вот чего прогресс добился — благодаря жадности.

Внутри отдельных групп, предшествовавших государству, абсолютного неравенства быть не могло, поскольку в группе совместно живущих людей невозможно создать настолько неравные условия среды, чтобы на место людей в иерархии группы не влияла их индивидуальность. В такой группе искусственное неравенство, когда при смене поколений уходящие лидеры группы не могут вместе с местом на вершине иерархии передать накопленную в этом положении силу, невозможно, а влияние естественного фактора физической силы на неравенство ограничено естественной для живущих коммуной зависимостью друг от друга.

Есть ли за разговорами об универсальных моральных ценностях что-то вещественное? Что-то влияющее на реальность, что демонстрировало бы их присутствие, как гравитационные эффекты позволяют обнаружить невидимые иначе небесные тела?

Вопросы морали, добра и зла, справедливости невозможно списывать и объяснять это рационализмом и научным подходом, потому что это его прямая противоположность. Речь идёт о группе феноменов, которые существуют в человеческих представлениях, влияют на человеческие поступки всю известную историю цивилизации повсеместно. У них нет ни одного централизованного источника — они стали основой многих священных текстов, как Коран или Библия, но они старше их — а, значит, занимали в той или иной форме на уровне, когда развитие культуры человечества было ещё ближе к звериному уровню. То есть, это не был продукт философии или даже жреческой пропаганды — это была рефлексия того, что в них уже было, и они использовали слова по назначению — чтобы в этом разобраться. Научный подход начинается с установления достоверности наблюдаемого феномена. Наблюдение, определение, объяснение и т.д. — не требуется. Сперва устанавливается присутствие за словами чего-то вещественного, предмета изучения.

▍ Эволюция справедливости


Первобытнообщинный строй — это и есть источник пресловутых представлений о равенстве и справедливости, к которому осознанно и неосознанно стремится человечество с тех пор. Большая часть социальной природы человека — морали, альтруизма, представлений о справедливости и неравенстве, понятия богатства и бедности — возникли в процессе эволюции стайных отношений приматов ветви Homo, которые около 2 млн лет назад резко свернули с общей дороги травоядных стайных приматов и встали на уникальную траекторию стайного хищника (сперва падальщика, потом охотника), пройдя за следующие 2 млн лет куда более значительную социальную эволюцию, чем физическую. Основой которой стало развитие коллективной версии изначально индивидуалистических основных инстинктов животных.

Эволюционные преимущества, которая давала каждая поломка индивидуалистичных сценариев поведения, оказавшаяся удачным социальным сценарием, очевидно, были настолько разительны, что в процессе естественного отбора стандартный набор индивидуальных инстинктов с социальными вариациями на уровне большинства стайных приматов у человека, в итоге, сформировался в два полноценных набора: к каждому исходному индивидуалистическому инстинкту добавилась его развитая социальная альтернатива, образуя в совокупности полноценный альтернативный формат поведения. Таким образом в ходе эволюции стайных отношений приматы пришли к уже чисто человеческой дилемме морального выбора между эгоистичным и альтруистичным действием, а с ними — и к человечности. Вероятно, потому, что эффективность инстинктивной кооперации более социализированных приматов выросла настолько, что дальнейшим расширением невербальной коммуникации и интуитивной слаженности взаимодействия стали звуки с назначенным смыслом (слова) и рисунки.

Так общество сделало из обезьяны человека. А развитая мораль стала необходимым условием развития разума. Человек разумный пришёл в сознание уже будучи человеком моральным. Причём, у человека достаточно разнообразие и развитость социальных инстинктов, чтобы только из них у каждого человека можно было сформировать полноценный тип личности — человека альтруистичного. И, поскольку развитая мораль и эмоциональные категории предшествовала в эволюции интеллекту как таковому, людям в исканиях по оптимальному устройству общества следует не бежать от них и не игнорировать, а идти прямо на их сигнал. Избегая этого, люди наделали уже много ошибок.

▍ Справедливость — один из незаданных главных вопросов экономики


Социальные инстинкты (то есть, по сути, моральные ценности с эмоциональными реакциями) — это ноты, из которых складывается мотив абсолютно всех социальных отношений. То есть, любого конструктивного человеческого взаимодействия за пределами семейного круга (они регулируются индивидуалистичными инстинктами). Без социальных эмоций люди в полном сознании и во всём остальном, когнитивно не изменившиеся, будут вести себя как животные-одиночки или примитивные стайные. Встретив любого человека, кроме своей непосредственной семьи, будут либо разбегаться в испуге, либо драться. В лучшем случае — осторожно расходиться. То есть, вести себя как пара собак на выгуле. Во всех вариантах развития отношений собак, кошек, слонов — любых животных — нет одного: кооперации с незнакомой особью. В семье наличие сознания, мышления и речи будет давать пространство для импровизации за пределами инстинктивных сценариев. Но без социальных инстинктов даже в полном сознании и всё понимании, два незнакомых человека смогут договориться о любой кооперации не успешнее, чем рассудком отговорить себя от сильной фобии или зависимости.

Возможность объединяться для кооперации с произвольным числом незнакомых людей — от двух до семи миллиардов — уникальное преимущество человека и основа человеческой цивилизации. Преимущество, которого человек смог достичь, благодаря разуму и речи, огромного моментального (с точки зрения скорости эволюции организма) прогресса. Но только благодаря тому, что разум возник уже в контексте готовой социальной модели поведения. Потому что без социальных инстинктов разум человеку ничего не даст. Человек разумный без социальных инстинктов — это худшая форма социофобии, которую себе можно представить (когда люди в своём уме, но не могут социализироваться от слова никак и даже могут рисковать вредом и ущербом себе, чтобы избежать встретиться с кем-то взглядом, ответить на звонок и т.д. — умозрительно понимая иррациональность своего поведения), только всё время и в отношении всех людей в мире, кроме тех, с кем он уже живёт. Разумные люди без социальных инстинктов, эмоциональных мотивов и эмоциональных оценок не смогут вести себя разумно.

Потому что даже разумность поведения оценивается в эмоциональной системе ценностей. Если люди во всём мире полностью утратят даже редуцированные социальные инстинкты, оставшись только с индивидуалистичными, то они буквально разбегутся друг от друга в ужасе или сцепятся от страха, но когда последние драки и резня закончатся — то уцелевшие тоже разбегутся. И пусть в мире по-прежнему будет оставаться 7 миллиардов человек — ни одного осмысленного разговора между ними больше не состоится.

Понятия справедливости, равенства, богатства и бедности — часть общего комплекта эмоциональных реакций и мотивов. Без них перспективы продолжения человеческой цивилизации — как у человека с тяжелейшими формами всех социофобных расстройств в самой тяжёлой клинической депрессии. Если бы их не было достаточно с самого начала — цивилизации бы не возникло. Учитывая, что сознание и речь начали возникать ~70 тысяч лет назад — весь знакомый человеку набор социальных эмоциональных реакций и мотивов — к тому моменту уже оформился. Откатить не всех, а несколько из них — и уровня инстинктивной социальной адаптации для перехода к разумной уже будет не хватать.

Обратно из этого следует, что вся человеческая цивилизация, культура и даже речь и мышление — всё, без чего человек оставался бы животным и даже не понимал бы этого (потому что животное) — всё это работа ума по заказу и плану инстинктов.

1) Эмоциональная система ценностей — это фундаментальная система координат человека, в которой задаётся смысл. Эмоциональная оценка не только сопровождает рассудочную и бессознательную активность — она её предваряет. Эмоциональная оценка всегда предваряет сознательный анализ, потому что процесс мышления управляется вниманием. Процесс мышления однопоточный и может обрабатывать только что-то одно, что в фокусе внимания. С направлением внимания начинается мышление, но направление внимания всегда бессознательный процесс. Что-то привлекло внимание и показалось интересным — это бессознательное. Запустить процесс может любой сигнал из окружающей среды — что-то увиденное, услышанное, прочитанное. Или даже прямо предложенное. Но любое предложение — просто информация, интересным оно не является само по себе, интересным оно становится после оценки бессознательного. Всё, что регистрируется органами чувств, обрабатывается бессознательным в момент поступления сенсорной информации в мозг, потому что это может быть и что-то опасное. На таком уровне сознание бессознательному не конкурент, моментальная реакция достигается отточенными инстинктами. Если бессознательное отреагирует на что-то с интересом — с ним переключится фокус и запустится мышление. Если же бессознательное что-то пропустит, то сознание тем более не заметит, потому что сознание сканированием окружающей среды заниматься не приспособлено.

2) Эмоциональная система мотивации — это набор программ, управляющих запуском гормонов, которые, в свою очередь, ставят задачу конечностям и органам тела. Это необязательно сложное действие. Эмоциональная оценка показала интерес — но уже для переключения внимания требуется некоторое усилие, для его удержания — тем более. Прокрастинация — ещё один пример умозрительно нерационального поведения, которое человек не может изменить. И это лишь сбой эмоциональной системы мотивации, но серьёзность его последствий демонстрирует её значение. Без эмоциональных реакций и мотивов люди бы вообще ничего не делали и не хотели. Показывая дистанцию между тем, что можно было бы сделать, и тем, что не получается сделать из-за сбоя, прокрастинация показывает масштаб задач, обеспечиваемых эффективно работающей эмоциональной системой.

3) Мышление, решение задач.Только на третьем шаге — когда цель поставлена, и энергия на уделение ей внимания психике отпущена — открывается оперативный простор для безграничных возможностей интеллекта.

Таким образом, 2 из 3 факторов продуктивной осознанной деятельности — эмоциональные факторы, обусловленные социальными инстинктами. Потому что под конструктивной или продуктивной деятельностью в принципе, как правило, подразумевают пользу с точки зрения других людей (кроме самого действующего или его семьи). Сам механизм оценки — социальный. Деятельность в собственных интересах, регулируется основными инстинктами — они либо её запускают, либо нет. В механизме оценки нет эволюционного смысла. Бобры занимаются практически строительством, но если бобр, у которого запустился соответствующий инстинкт, и он строит хатку или плотину, в процессе ещё оценит конструктивность своей деятельности — это ничего не даст. А механизм, в котором нет эволюционного смысла, не может возникнуть на ровном месте без предпосылок и сохраниться.

Таким образом, понятие конструктивной/неконструктивной деятельности, понятие пользы — это тоже категории из того же ряда, что добро/зло, плохо/хорошо, справедливость/несправедливость, честно/нечестно. Понятие пользы может казаться более конкретным и практичным, чем справедливость, но это тоже будет эмоциональная оценка эмоциональных категорий. Логически, все понятия в этой категории служат одной пользе: поощрять выбор поведения в коллективных интересах. Каждый день человек делает этот выбор в крупном и в мелочах множество раз. Практически всё время, когда находится на людях или контактирует с людьми опосредованно. Правила этикета в публичных местах, в личном общении, этика профессионального общения, профессионализм в выполнении работы, личные вопросы и обязательства — всё это содержит в себе бесчисленное множество моментов выбора в личных или коллективных интересах. Даже на кассе в супермаркете за 5 минут проходит мелких моментов 20, когда можно что сказать или не сказать, добавить лишнее слово вежливости или не добавить, сделать лишнее движение или не сделать или даже оставить морду кирпичом или всё-таки поменять настроение.

Большая часть таких моментов людьми не замечается не потому, что там не было ситуации выбора, а потому что выбор, очень часто, намертво переключён в режим сурового эгоцентризма, из которого человек без боя не выйдет и даже не задумается, что это ему нужно. Хотя вежливость и дружелюбие потому и являются социально поощряемым поведением, что это более выигрышная модель коллективного взаимодействия — от которого выигрывают все. Общество вежливых и дружелюбных людей будет намного продуктивнее и безопаснее, чем таких же людей, но угрюмых и раздражительных.

Это неочевидный вывод с точки зрения индивидуального опыта, потому что такое поведение требует большей затраты сил, особенно поначалу, это стресс. И животному-одиночке идти на такой стресс ни к чему, потому что в ситуации животного-одиночки не существует механизма получить эволюционное преимущество более стайного поведения, если его жизнь не связана со стаей.

Однако в стае такой механизм есть: стая в которой мутация повлияла на коллаборативность приматов между собой будет капельку, но эволюционно успешнее другой такой же: в такой стае будет больше еды, им легче будет избегать опасностей, это даёт больше условий для потомства. Таким образом, случайное изменение поведения, повлиявшее на общую ситуацию, будет передано уже следующему поколению. А на протяжении десятков и сотен тысяч поколений случайные изменения к лучшему накапливаются и растут, превращаясь в полноценные сценарии поведения, тогда как любые откаты не проходят через естественный отбор. При этом социально полезное изменение поведения, даже самое незначительное, именно благодаря тому, что влияет на эффективность группы в целом, способно давать на порядок более существенное эволюционное преимущество, чем соответствует масштабу мутации — что позволяет довольно быструю эволюцию по сравнению с физиологией.

И безусловно общество, в котором люди просто от усталости настроены на более нервную, грубую и неприветливую реакцию, коллективно проигрывает в масштабах, на порядки превышающих затраты коллективной суммы усилий для изменения своего настроя. При этом теоретически многие слышали с детства, что так правильно себя вести. Но точно так же многие считают, что предложение делать усилие над собой, чтобы сформировать некоторые новые привычки — это чуть ли не грабёж средь бела дня в чужих интересах. Хотя моральное поведение, этичное поведение, банальное соблюдение этикета, который вообще за шутку порой принимается — как правило, ещё и самое рациональное: оно меняет жизнь человека, прилагающего усилия, чтобы менять поведенческие привычки, потому что поведение меняет настроение, меняет к лучшему и реакцию окружающих — потому что во многих классических рекомендациях типа «будь добрым и не будь злым, помогай, не жадничай, не груби» сложно ошибиться и получить какой-то внезапный побочный эффект — они простые, фундаментальные, но пока не освоены всеми — производят впечатление на других. А пропаганда простых вещей, которым учат ещё в детском саду, но всерьёз и аргументировано, в масштабах общества изменит и общество. Не напрямую — но более социальное поведение в обществе увеличивает его потенциал к кооперации и решению настоящих серьёзных проблем как бедность, отсутствие работы, качество жизни, изменение климата и т.д.

Пропаганда морали, этикета, вежливости, альтруизма нужна не столько как метод решения проблем, сколько как метод информирования о наличии выбора. Потому что многие слышанные прописные истины в детстве, которые взрослые не обсуждают, остались в головах как что-то детское. Многие люди не знают, что эгоизм и цинизм — это не «аморально, зато выгодно», а аморально как раз потому, что эволюционно невыгодно. Доказательством чего является отсутствие среди современных людей потомков обезьян-эгоистов. Наоборот, до превращения в человека дошёл только тот вид приматов, которые выработали богатейшую библиотеку сценариев социального поведения среди всех известных и, вероятно, в принципе существовавших животных на Земле. Сам факт, что фундаментальные характеристики, специфичные именно человеку, 2/3 того, что обеспечивает непосредственно интеллектуальную деятельность и даже большую долю в совокупности конструктивного взаимодействия людей в течение всей истории цивилизации, которые прошли естественный отбор — точнее, провели предков человека через него — в публичном дискурсе игнорируется или даже принижается — уже указывает на большую дыру в сердце многих проблем.

Начиная с философских, вопросов смысла, добра и зла, морали. И далее, из неполноты фундаментальных низкоуровневых представлений растут кривые уродцы более высокоуровневых прикладных проблем. И часто — под соусом рационализма, хотя списывание вопроса просто потому что — это не рациональное поведение, это рационализация эмоциональной реакции. Без инстинктивного эволюционного представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо ни одна оценка не имеет смысла и даже понятие оценки тоже бессмысленно. Это — отправная точка смысла. Без неё разуму нечего будет поставить в качестве задачи. В ней задаётся универсальная шкала оценки желательного/нежелательного. Любая разумная деятельность нуждается в осмысленности — иначе не имеет смысла. Человечество с недоразвитыми социальными инстинктами вряд ли дошло бы даже до родоплеменного строя и точно не шагнуло бы дальше, потому что переход к первым государствам уже однозначно демонстрирует наличие видения за этими процессами. Оно могло быть очень близоруким и узким по меркам современного человека. Но всё же выход за племенной масштаб — даже с целями завоевать и поработить соседнее племя — это выход за предел реакций на текущие условия среды. Это не выбор между двумя, даже разумными, вариантами действия в сложившейся ситуации, то есть, не решение, даже осознанное, поставленной условиями задачи, а решение самостоятельно поставленной задачи. И какими бы примитивными ни были стратегические задачи родоплеменных отношений в канун формирования государств — это небольшой шаг для человека, но скачок в 3 миллиарда лет для эволюции.

P.S. Канал в Телеграме Левый угол.

Комментарии (59)


  1. MentalBlood
    08.10.2021 13:33
    +4

    Эмоциональный фактор фундаментален для любых социальных отношений

    Совершенно верно


    Чувство справедливости — фундаментальный фактор экономических отношений

    Нет, зависть фундаментальней, из нее и возникает чувство (не)справедливости. "Опасное неравенство", о котором говорится в статье, опасно только если оно не в мою пользу. (А чтобы понять, что неравенство в мою пользу может обернуться против меня, надо думать, т.е. это уже не про эмоции)


    Кстати, зависть очевидно требует эмпатии, чтобы понять, что другому лучше чем мне. Значит эмпатия фундаментальней зависти


    1. 0xd34df00d
      08.10.2021 17:33
      +1

      Кстати, зависть очевидно требует эмпатии, чтобы понять, что другому лучше чем мне. Значит эмпатия фундаментальней зависти

      Вовсе нет. Зависть может быть уровня «хочу как у того чувака».


      1. MentalBlood
        08.10.2021 17:50
        +4

        Тогда "как у того чувака" -- просто указатель, не несущий эмоциональной нагрузки. Т.е. если у чувака крутая тачка, то можно заменить "как у того чувака" -> "крутую тачку", полностью сохранив смысл. А "хочу крутую тачку" не содержит зависти, это просто желание


        1. 0xd34df00d
          08.10.2021 20:41
          +2

          Эмпатия нужна для утверждений формата «у того чувака есть $thing, это делает его счастливым, я тоже хочу быть счастливым».
          Есть, однако, и другой вид утверждений: «у того чувака есть $thing, $thing сделала бы меня счастливым, я тоже хочу $thing», и для этого эмпатия совершенно не нужна: достаточно немного фантазии для того, чтобы представить себя в другом контексте.


          Они оба, насколько я могу судить, называются завистью.


          1. MentalBlood
            08.10.2021 22:32

            Да, контекст есть, чувака в нем нет. Мы просто немного разные вещи называем завистью, они пересекаются, но конечно не полностью. Я конечно только про первый вид говорил (для меня второго не существует)


          1. qw1
            09.10.2021 19:07

            Нет, зависть по определению чувство «к тому чуваку». У вас же втором случае «к тому чуваку» чувств никаких нет.


            1. 0xd34df00d
              09.10.2021 20:34
              +1

              Почему? Я испытываю чувства к своей модели эмоционального состояния того чувака. Просто если у меня навыки эмпатии прокачаны, то я могу себе представить эмоциональное состояние того чувака на основе моей модели его же, а не себя, а если не прокачаны — я просто ставлю себя на его место.


              1. qw1
                09.10.2021 21:14

                Ставить себя на его место — и есть эмпатия.


                1. 0xd34df00d
                  10.10.2021 22:01
                  +2

                  Уфф, как бы объяснить-то...


                  Вот мы хотим оценить уровень счастья. Пусть это некая функция h(θ, ξ), где ξ — ваш контекст (машина, дом, работа, вот это всё), а θ — ваши ценности (хотите ли вы на самом деле машину и дом, или же хотите всю жизнь ковырять матан как Перельман, и машины с домами вам до лампочки), которые правильно было бы обозначать θ(p), где p — конкретный человек в окрестности текущего момента его жизни.


                  Тогда зависть, по крайней мере, как я её понимаю — это когда вы (₁) с контекстом ξ₁ видите человека ₂ с контекстом ξ₂ (и состоянием θ₂, но оно вам неизвестно), и для некоторого θ₀, выбираемого вами, h(θ₀, ξ₂) превышает h(θ₁, ξ₁), отчего вы испытываете какие-то негативные чувства. Всё.


                  Что такое встать на место этого человека? Взять θ₀ достаточно близко к θ₂, не более — и именно это и есть проявление эмпатии. Если вы возьмёте θ₀ = θ₁ (то есть, ваши «ценности»), то вы тоже можете испытывать какие-то негативные эмоции, но к пониманию внутреннего мира человека вы от этого не приблизитесь.


                  Так понимаю.


                  1. qw1
                    10.10.2021 22:57

                    Я по-другому понимаю. Эмпатия — это в принципе готовность вычислять h(θ*, ξ₂). А не скилы в точности вычисления.


    1. garwall
      09.10.2021 16:07

      неа, чувство справедливости скорее всего фундаментальней.


  1. dth_apostle
    08.10.2021 14:20
    +9

    Многие люди не знают, что эгоизм и цинизм — это не «аморально, зато выгодно», а аморально как раз потому, что эволюционно невыгодно. 

    Обратно к племенно-общинному строю? Вы, кстати, уже все свою собственность раздали нищим и живете под небом?

    Зачем такую фигню "пороть" в корп блоге - могут ведь подумать, что вам за кол-во слов платят. Прочтите лучше "Почему насилия в мире стало меньше" - там автор вместо натягивания одной выдумки на другую хотя бы какую-то статистику приводит. И, знаете, я с ним солидарен в том, что мораль и чувство справедливости стали причиной чуть ли не бол-ва насильственных смертей в мире.


    1. MentalBlood
      08.10.2021 14:28
      +4

      Многие люди не знают, что "эволюционно невыгодно" — это то, что вымирает, а эгоизм с нами уже давно, иначе бы не упоминался в мировых религиях например


    1. nick1612
      08.10.2021 15:29
      +4

      Прочтите лучше "Почему насилия в мире стало меньше" - там автор вместо натягивания одной выдумки на другую хотя бы какую-то статистику приводит.

      Эта книга напоминает мне об одном известном афоризме - "Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и хорошо подобранные цифры и факты, убедительно свидетельствующие в пользу выдвигаемого тезиса" :)


    1. RenatSh
      08.10.2021 18:25
      +4

      В игре с положительной суммой это именно невыгодно, даже с точки зрения математики: https://ncase.me/trust/

      Взаимодействие в группе это скорее игра с положительной суммой, поэтому в племени/обществе выгоднее поддерживать win-win отношения, чем эгоистические.


      1. vladvul
        08.10.2021 22:33
        +1

        @выгоднее поддерживать win-win отношения, чем эгоистические.@

        win-win это частный случай эгоистических отношений


      1. nktkz
        09.10.2021 00:11

        так дело же в том что модели где вин-вин - выгодно слишком простые
        добавить возможность коммуникации и обмана и картина наверняка изменится. а добавить крайне сложно


  1. iiwabor
    08.10.2021 16:08

    Если бы обезьяна собрала и спрятала бананов больше, чем могла съесть, пока её стая помирала от голода, учёные изучали бы её мозг на предмет патологии.
    Особи, похожие на людей, которые делают именно так - попадают на обложку журнала Forbes.


    1. MentalBlood
      08.10.2021 16:22
      +4

      Детский сад какой-то. Откладывать деньги на черный день — патология? Нет, это разумно


      И кто определяет границы стаи в случае с человеком? Если стае соответствует семья и близкие друзья (самая адекватная параллель), то родные и близкие людей с обложек Forbes загибаются с голода


    1. 0xd34df00d
      08.10.2021 17:36
      +8

      Бананы-то ладно. Мне вот интересно, что делать с вызывающей несправедливостью распределения социальных и, в частности, романтических отношений. Кто-то счастливо женат, а кто-то сидит один как сыч. Как перераспределить здесь дофаминное благо от богатых им к бедным?


      1. elahrairah
        08.10.2021 18:41

        Никаких проблем, это уже проходили - теория стакана воды. Нужно просто обобществить один из основных источников (и причину) романтических отношений. Заодно решается вопрос изъятия средств производства у работников секс-индустрии.


        1. 0xd34df00d
          08.10.2021 20:42
          +4

          Ну всё, считайте меня коммунистом.


          1. EgorKotkin Автор
            08.10.2021 22:48

            Хорошо)


      1. Alexander_vrn
        08.10.2021 23:32

        Романтические отношения - это такая же дисциплина, как и математика. или программирование. Прокачивайте навыки и перераспределяйте себе, сколько влезет


        1. gatoazul
          09.10.2021 10:34
          +1

          Вы забыли еще про пластические операции.


        1. 0xd34df00d
          09.10.2021 20:32
          +3

          Далеко не такая же — по ним учебников нет, и фидбека настолько же прямого и легко интерпретируемого нет. Более того, к разным областям у разных людей есть разные склонности (например, даже внутри математики некоторые области мне ну вот прям совсем не заходят, а в некоторых норм).


          Но это всё неважно. Вы же не предлагаете человеку, который, так вышло, имеет не очень оплачиваемые навыки, вместо пособия по безработице и прогрессивной налоговой шкалы просто научиться кодить? Даже если вы предлагаете именно это, то вы тут не совсем согласны с общественным консенсусом, в рамках которого перераспределять от тех, кто зарабатывает больше, тем, кто зарабатывает меньше, хорошо, правильно и справедливо.


          Дальше, конечно, к этой справедливости можно добавлять всякие другие предпосылки (например, я нередко слышу, что мне просто повезло, что я смог научиться программировать, или что я смог переехать в другую страну, надо прочекать свою привилегию), но это уже другой разговор.


      1. qw1
        09.10.2021 19:05

        Я думаю, будущее за техническим решением проблемы. Если вы страдаете от недостатка ром. отношений и не способны их завести, вас вылечат — залезут в мозг и отключат эту потребность, вы будете счастливы без отношений.


        1. 0xd34df00d
          09.10.2021 20:33
          +3

          Если такой же метод будет применяться для снятия социальной напряжённости (которой часто объясняют необходимость перераспределения денег) — я не против.


          1. qw1
            09.10.2021 21:28

            Ну, это дело добровольное. Так же, как часть романтических страдальцев предпочтёт не лечиться, а дальше страдать, так же и часть нищих предпочтёт дальше завидовать и выставлять свои политические требования.
            К тому же это может быть не всем по карману. Вы, например, сможете позволить себе отрегулировать себя и дальше функционировать оптимально (понимая, что это в ваших же интересах). А нищие могут либо не иметь средств для этого, либо мракобесить и не хотеть вмешательства в свой организм, как антипрививочники, например.


            1. 0xd34df00d
              10.10.2021 22:04
              +2

              Ну, это дело добровольное.

              А перераспределение материальных благ — нет.


              К тому же это может быть не всем по карману. Вы, например, сможете позволить себе отрегулировать себя и дальше функционировать оптимально (понимая, что это в ваших же интересах). А нищие могут либо не иметь средств для этого, либо мракобесить и не хотеть вмешательства в свой организм, как антипрививочники, например.

              Тут тоже всё сложно.


              Например, я могу не иметь такой возможности по ряду причин:


              1. Моя оценка потребных усилий и времени может превышать разумное время, которое я готов на это потратить (и быть масштаба лет, например).
              2. У меня может тупо не быть на это тех же денег (я ж это, безработный, типа — кстати, как раз хотел потратить саббатикал на то, чтобы немножко починить социальщину, но что-то не сложилось, а деньги подходят к концу, потом не будет времени).
              3. Мне может просто не повезти.


              1. qw1
                10.10.2021 22:55

                Ну, это дело добровольное.
                А перераспределение материальных благ — нет.
                Мы тут не говорим про перераспределение. Мы говорим про снятие социального напряжения, которое частично может осуществляться добровольным перепрограммирование потребностей.
                Моя оценка потребных усилий и времени может превышать разумное время, которое я готов на это потратить
                Предполагается, что технология готова и от вас нужны минимальные усилия (типа как принять таблетку или пройти что-то типа сеанса гипнотерапии).


      1. alliumnsk
        11.10.2021 18:20

        Вероятно, подобный консенсус в обществе определяется тем, что человеческая психология появилась раньше, чем товарная экономика. Иерархия в стае охотников-собирателей привычна, а в экономика с накоплением благ -- нова, и мы все еще привыкаем к ней.


    1. Wizard_of_light
      10.10.2021 14:10
      +2

      Если бы обезьяна собрала и спрятала бананов больше, чем могла съесть, пока её стая помирала от голода, учёные изучали бы её мозг на предмет патологии.

      А если бы это сделала белка, то это никого бы не удивило.


      1. EgorKotkin Автор
        10.10.2021 14:25

        Поэтому белки и не построили цивилизацию.


    1. qw1
      10.10.2021 15:07
      +5

      Особи, похожие на людей, которые делают именно так — попадают на обложку журнала Forbes.
      Тут ключевое пока её стая помирала от голода. Разве семьи миллионеров умирают от голода?


      1. MagicWolf
        13.10.2021 07:59

        Кстати да, статья упоминает про групповую выгоду от индивидуального альтруизма, но упускает длительную историю жестокой межгрупповой конкуренции.

        Даже в современном очень глобализированном мире хватает успешных поисков внешнего врага для сплочения "стаи". Другими словами при всех громадных шагах гуманизма, он еще не изменил сознание многих людей до уровня "давайте думать о всей планете".


  1. apapacy
    08.10.2021 16:38
    -2

    Вы вот правильно упомянули мораль. Можно было бы упомянуть еще нравственность. Согласно господствующему в СССР марксисткому подходу эти стороны жизни человека и общества определяют осоподствующие экономические отношения.


    1. mvv-rus
      09.10.2021 06:40
      +4

      Чисто для справки, а то я у вас вижу фактическую ошибку.
      Согласно марксистскому (и вообще материалистическому) подходу, мораль (она же нравственность), наоборот, определяется господствующими в обществе экономическими отношениями: «общественное бытие в конечном итоге определяет общественное сознание». Т.е. первичным явлется общественное бытие, частью которого являются экономические (в марксизме — производственные) отношения, а мораль, как часть общественного сознания, является по отношению к ним вторичной.
      По крайней мере, именно так нас учили в рамках дисциплины «научный коммунизм» (без сдачи госэкзамена по которому просто нельзя было в СССР получить диплом о высшем образовании).
      Или вы именно это хотели сказать, но неудачно выразились?
      PS Если что, минус вам ставил не я.


  1. vladvul
    08.10.2021 17:48
    +2

    если идти на поводу социальных инстинктов первобытных охотников-собирателей, то получается в том или ином виде социализм - СССР или Третий Рейх.

    С точки зрения дальнейшего развития результат тупиковый.

    "аморально как раз потому, что эволюционно невыгодно. Доказательством чего является отсутствие среди современных людей потомков обезьян-эгоистов."

    Как отстутствие? Разумеется эгоисты сейчас есть, и если в тесном коллективе им быть действительно невыгодно, то в миллиардной цивилизации очень даже выгодно.

    Так что можно ожидать что социальные инстинкты и культура с ними связанная изменятся в сторону эгоизма. Рост аутизма и атомизация общества - живое свидетельство что процесс идет.


  1. salkat
    09.10.2021 15:06
    +4

    Правый взгляд - "не трожь моё!". Левый - "у тебя есть больше, значит отдай мне твоё!".

    Левые любят называть правый взгляд "жадностью", а свой, левый, - "справедливостью". Правые - наоборот.

    При этом тезису "не трожь чужое" ещё в детском саду должны были научить.

    Из-за того, что взгляды на справедливость диаметрально противоположны, её (справедливость) и не удаётся формализовать и прописать в законах. Хотя левые веками пытаются.

    Там где получается (СССР, Куба, Северная Корея и ещё ~50 стран) наступает нищета и массовые убийства. Потом приходят правые и что-то восстанавливают. Потом снова левые.
    Судя по всему, мы ещё не одну сотню лет будем ходить по этому кругу


    1. qw1
      09.10.2021 19:16
      +1

      Нет, левые тоже ревностно относятся к своему «моё».

      Разница в том, что разрешено относить к «моё», а что нельзя. Например, у феодалов, власть — это «моё», а у демократов — нет. Или кто-то считает, что рецепт изготовления пороха может быть «моё», а кто-то считает, что идеи — общие. И так далее, можно дискутировать, может ли месторождение нефти быть «моё» или нет.


    1. georgii-2
      09.10.2021 22:11

      Да, так и будем ходить по кругу, пока массам неизвестно определение справедливости, паразитирования, способов защиты населения от предателей, врагов и дегенератов, попадающих во власть.

      По сути, понимания условия жизнеспособности человеческого сообщества и будущего его потомков.


    1. Mitch
      17.10.2021 21:47

      Угу. Человечество еще не переболело социализмом.
      Бывшие западные капиталистические страны ускоренными темпами строят СССР 2.0 с правительством в виде ООН.
      Возможно накроет и всю планету социализмом.
      Уж сильно популярна в массах идея "отобрать у богатых и поделить поровну" и слишком мало распространены идей австрийской экономической школы.


  1. georgii-2
    09.10.2021 21:34

    Хммм... что такое справедливость, давно известно:

    Справедливость, это взаимоотношения, одобренные абсолютным большинством на данный момент.

    И никаких эмоций... :)

    Экономическая и социальная справедливость, достигается единственным путем: население устанавливает и регулярно пересматривает рамки распределения результатов труда между работодателями, работниками, государством и социальными фондами.

    Монополия на установление покупательной способности населения, на право распределения результатов труда, одной из сторон общества, бесконтрольность этого со стороны населения, всегда приводит любое общество к краху.

    По сути, внутривидовое паразитирование, чем и является бесконтрольное распределение результатов труда, это полный аналог межклеточного паразитирования раковых клеток.

    Финал, всегда один и тот же - угробление будущего у своих и чужих потомков.

    Это условие невыживания человеческих сообществ.


    1. Mitch
      17.10.2021 21:49
      +1

      Справедливость - это субъективное ощущение, ваше личное.
      Вы также можете предполагать, сочли ли окружающие вас люди некое событие справедливым для них или нет, и иногда вы будите ошибаться.


      1. georgii-2
        18.10.2021 02:20

        В конечном счете, все выясняется на плебисцитах или референдумах.

        Ессно, когда это затрагивает все общество.

        ТС рассуждает вроде про общественную справедливость.


  1. same_one
    09.10.2021 22:55

    Как всегда в гуманитарных рассуждениях, не до конца понятно, кто на ком стоял. Эти рассуждения не отделить от человека, поэтому важно даже то. что обычно не имеет решающей роли, типа страна происхождения автора или социальной страты, которую он сейчас занимает (а потом перестанет занимать и рассуждения изменятся).

    Хорошо, что погромисты умеют работать с невообразимой сложности ментальными моделями и могут отличить социализм от фашизма, а трамвайную ручку от известно чего не только по названию.


  1. BorodaTHOR
    09.10.2021 22:55

    Поглядие Василия Ключарева. Великолепный нейроэкономист (да, уже и такая наука имеется)!

    Он великолепно поясняет, как люди принимают решения в ситуациях по распределению ресурсов, типа игры "Ультиматум". Только поясняет он это с точки зрения работы мозговых структур.


  1. Bronx
    10.10.2021 06:37

    Я так и не понял, убить эгоиста-собственника и раздать его имущество стае — это справедливо и эволюционно-обосновано, или ещё нет?


    1. evgenyk
      10.10.2021 16:52

      В стае нет собственности и собственников. Вопрос бессмыссленный.


      1. Bronx
        10.10.2021 23:53

        Откуда взялось утверждение, что собственник — обязательно член этой стаи?
        Откуда взялось предположение, что отдельные члены стаи не могут однажды стать собственниками?


        1. qw1
          11.10.2021 11:08

          Стаи — у животных, а у животных нет института частной собственности.


          1. Bronx
            11.10.2021 11:41

            Мсье буквоед или тролль? От этого зависит предлагаемый режим питания.


            СТАЯ, -и, ж.
            1. Группа животных одного вида, держащихся вместе. С.воробьев. С. волков. Сованья с. С. рыбок. С. саранчи.
            2. перен. О движущемся, подвижном скоплении кого-чего-н. Веселая с. ребятишек.

            (с) Толковый словарь Ожегова


            стая 1. ж.
            1) Группа мелких животных одного вида, держащихся вместе.
            2) перен. разг. Большая группа людей, находящихся вместе.

            (с) Новый толково-словообразовательный словарь русского языка


            1. qw1
              11.10.2021 12:17

              В переносных смыслах из контекста должно быть понятно, о какой стае идёт речь и кто члены стаи. Когда вы начинаете новую ветку коментариев, без контекста, у читателей никаких шансов понять переносное значение и вас поняли буквально.


              1. Bronx
                11.10.2021 12:38

                Контекст у нас — понятие "справедливости" в человеческих сообществах, и в частности конфликт "индивидуального" и "коллективного". Соединив этот контекст с вашим собственным утверждением о том, что стай (в буквальном смысле) у людей не бывает, можно легко догадаться, что использовано переносное значение.


                у читателей никаких шансов понять переносное значение

                Не думаю, что все читатели Хабра страдают расстройствами аутистического спектра (или что там блокирует способность понимать переносную речь).


                и вас поняли буквально.

                Вы делали опрос, или вы это о себе говорите во множественном числе?


    1. Mitch
      17.10.2021 21:50

      Уже скоро, потерпите.


  1. victor_1212
    11.10.2021 00:40
    +1

    интересно, что чувство справедливости не уникально для человека, животные в частности собаки тоже это чувствуют, при желании можно найти публикации вполне серьезных работ, конечно к примеру хозяева собак это знают по жизни (собака может обидеться вполне конкретно, даже если павлов не согласился бы) :)


  1. Skynet2034
    12.10.2021 11:42
    +1

    Если люди во всём мире полностью утратят даже редуцированные социальные инстинкты, оставшись только с индивидуалистичными, то они буквально разбегутся друг от друга в ужасе или сцепятся от страха, но когда последние драки и резня закончатся — то уцелевшие тоже разбегутся

    Не обязательно.

    Для социального поведения вполне может быть и другая мотивация - способность к долгосрочному планированию. Готовность получить немного меньше (или даже потерять) здесь и сейчас, с расчётом в дальнейшем эту упущенную выгоду многократно отбить.

    Если к примеру, нужно купить в магазине бутылку пива - то "здесь и сейчас" выгоднее не платить за нее, а врезать продавцу по башке и забрать:). Или, если получил аванс за работу или товар - опять же "здесь и сейчас" выгоднее тупо кинуть заказчика и слинять с деньгами.

    Но в средне- и долгосрочной перспективе подобные действия создают массу проблем и рисков, которые значительно перевешивают краткосрочную выгоду. . Поэтому стратегия "украл, выпил, в тюрьму" не очень популярна:) Ну разве что в совсем маргинальных кругах. Разумеется, это относится только к более-менее стабильному обществу, где законы хоть как-то работают.

    С другой стороны - если потенциальная выгода по настоящему велика, а риски не слишком запредельные - можно и рискнуть. Если, к примеру, будет возможность украсть несколько миллионов баксов с хорошими шансами не попасться - подавляющее большинство этой возможностью воспользуется. Российские чиновники и депутаты - наглядный тому пример :).

    Поэтому основная мотивация для любого сотрудничества - это не "социальные инстинкты", а средне- и долгосрочная выгода. Как говорили в какой-то старой рекламе - "вместе мы можем достичь бОльшего".

    И для различного рода криминала основной сдерживающий фактор - тоже не "социальные инстинкты", а риск попасться. Причём важна не столько величина риска (т.е. насколько серьёзные штрафные санкции могут быть), сколько вероятность его реализации (т.е. неотвратимость наказания). Наглядный пример - 90е годы в России. Я как-то сильно сомневаюсь, что миллионы людей вдруг резко в один момент "утратили социальные инстинкты". А затем в 2000х - также резко приобрели их обратно:).


  1. dTex
    14.10.2021 16:29

    Так а где справедливость в первобытном обществе? Альфасамец жрет в три горла, сидит на золотом унитазе, шпиливилит кого захочет, кошмарит омега-пацаков. И левые ничего не изменят, они могут предложить только еще более вульгарный вариант того что есть.

    Неравенство - это нормально, а те кто выступает за её устранение, как показывает история, сами очень непрочь заиметь золотой унитаз. Странная, кстати, хотелка, но "эти" сверху похоже все такие.