Что важно для хорошей стриминговой платформы, на которую не жалко потратить свободное время? Михаил Бондар, директор по продукту видеосервиса START рассказал о том, на каких технологических и психологических принципах строится популярность видеосервиса.
Статистика показывает, что во всем мире сейчас 770 млн человек покупают услуги онлайн-кинотеатров, и это на 40% больше, чем годом ранее. При этом средний зритель проводит перед экраном более двух часов в день и использует для этого три различных устройства. К 2025 году количество подписчиков OTT-платформ превысит 2 млрд человек, которые каждую секунду будут потреблять более 45 тыс. часов видео.
Стриминговый сервис – привычная цифровая услуга, над технологической основой которой пользователи обычно не задумываются. Они просто выбирают тот или иной контент, отмечая для себя лишь качество трансляции видеопотока и удобство интерфейса приложения. Если с этими двумя критериями что-то не так, зрители в большинстве случаев легко меняют онлайн-кинотеатр на другой. За последние полгода так поступил каждый третий подписчик.
Ограниченность ресурса зрительского внимания и огромный объем доступного контента, который не пересмотреть и за всю жизнь, ведут к очень жесткой конкуренции между OTT-платформами. Мы в видеосервисе START нащупали свой путь, позволяющий обеспечить привлекательность площадки, лояльность аудитории и высокий индекс удовлетворенности – один из самых высоких на российском рынке. Для этого мы используем комбинацию из нескольких важных подходов.
Доставка контента
Вне зависимости от местонахождения зрителя и типа гаджета, который он использует для просмотра, стриминговый сервис должен обеспечить бесперебойную доставку видеопотока требуемого качества. Ничто так не портит удовольствие от просмотра, как замирающая картинка или артефакты изображения, связанные с недостаточной пропускной способностью канала.
Для решения этой проблемы используются промежуточные технические решения, известные как «сети доставки контента» (CDN). В техническом плане они представляют собой распределенную сеть кэширующих серверов, позволяющих снизить нагрузку на главную платформу стриминга и сократить временную задержку доставки видеопотока.
Партнеры, у которых мы арендуем CDN, обеспечивают автоматическую доставку видео подписчику с ближайшего к нему кэширующего сервера. Это не такая уж тривиальная задача, ведь мы говорим, в частности, о контенте в разрешении 4К, для трансляции которого требуется пропускная способность не менее 30 Мбит/с, а лучше все 60 Мбит/с. Кроме того, для уменьшения времени отклика и оптимизации маршрутизации мы встраиваемся непосредственно в точки обмена трафиком (Internet Exchange Point)
Наш партнер надежно обеспечивает подобные потребности аудитории, но до конца года мы начнем выходить на рынок центральной и восточной европы – запускать там локализованный START с субтитрированным контентом. И нам необходимо будет найти еще одного поставщика услуг CDN, чьи серверы расположены ближе к зрителям – непосредственно в странах ЕС.
Качество приложений
Безусловно, одним из основных требований к качеству видеосервиса является его стабильность. Но помимо бесперебойности доставки видео на этот фактор влияет надежность работы клиентских приложений для разных устройств.
Кроме того, интерфейсы этих приложений мы стремимся делать максимально интуитивными, в чем нам помогает непрерывное тестирование на фокус-группах. Зритель, который пришел к нам отдохнуть и расслабиться, не должен мучительно продираться через неудобные меню и формы ввода. И это крайне интересная задача, ведь каждое устройство – будь то smart-телевизор или смартфон – обладает своими ограничениями.
Возьмем телевизионный пульт. На нем крайне неудобно авторизоваться с помощью логина и пароля – приходится использовать виртуальную экранную клавиатуру. Меньше всего проблем создают телевизоры на базе Android, которые извлекают пароли из кейчейна аккаунта Google, введенные на других устройствах.
Хуже обстоит дело с телевизорами производителей, использующих собственную операционную систему. Для них мы внедрили механизм авторизации со смартфона по QR-коду. Эта задача – одна из многих, которые мы ставим перед собой в процессе анализа пользовательского поведения. Все подобные доработки, которые мы сочли необходимыми, приоритизируются и последовательно проходят этапы дизайна, разработки, тестирования и внедрения.
При работе над интерфейсами мы уделяем большое внимание бесшовному переносу пользовательского опыта с одной версии клиентского приложения на другую. Мы не пугаем зрителей резкими изменениями, а стараемся внести нововведения так, чтобы зритель подумал: «Да так всегда было!» И это наш главный критерий успеха.
Рекомендательная система
Блуждание по спискам рекомендованного контента постепенно превращается в отдельный вид времяпрепровождения, которому пользователи могут уделять 30-40 минут каждый раз при запуске приложения. Свободного времени у них, как правило, не так много, поэтому до собственно просмотра фильма или сериала они добираются отнюдь не всегда. И это уже стало своего рода проблемой для видеосервисов.
Мы сокращаем дистанцию между зрителем и искомым контентом множеством разных способов, в основе которых лежит поведенческий анализ. Это очевидный путь, по которому идут практически все OTT-платформы. Мы при этом вовлекаем в анализ как можно больший объем доступной информации, в том числе и содержимое cookies браузера, если пользователь дает на это согласие.
Для случаев, когда и это не помогает, мы разработали несколько вовлекающих механик. Так, к примеру, для людей, привыкших к традиционному телесмотрению с частой сменой каналов, мы предлагаем режим воспроизведения коротких 30-секундных фрагментов из фильмов в качестве промо проекта. Но не случайных, а подобранных так, чтобы в них входила какая-то интересная и законченная сцена. Это работает и как самостоятельная форма просмотра, и как способ привлечения внимания к конкретному фильму.
Все это приносит вполне осязаемые результаты. Так аналитическое агентство Telecom Daily недавно провела среди онлайн-зрителей опрос, который показал, что START занимает второе по частоте посещения место на российском рынке. Более 30% наших подписчиков пользуются платформой каждый день или чаще. Индекс удовлетворенности нашей аудитории составляет 8,7 по десятибалльной шкале, и по этому показателю в России мы впереди Netflix.
Уникальный контент
Выше мы обсудили легкость, с которой зрители меняют OTT-платформу в случае малейшего недовольства ее удобством и качеством. Однако из этого правила существует одно, но очень заметное исключение. Оно заключается в важности предоставления аудитории качественного и уникального контента, изготовленного платформой самостоятельно или заказанного у сторонней продюсерской студии.
С первого дня существования START делает ставку на оригинальные сериалы и фильмы, сегодня мы являемся лидером в России по созданию премиального оригинального контента для показа онлайн. «Текст», «Содержанки», «Вампиры средней полосы» – эти и другие проекты START получили много отзывов в медиа и социальных сетях и стали отличным способом удержания зрителя на нашей платформе.
Бывают еще такие кейсы: через некоторое время после релиза сериала «Лучше, чем люди» на START мы продали его Netflix, где он собрал еще больше зрителей и заработал отличный рейтинг. Таким образом мы поддержали лояльность имеющейся аудитории, нашли новую и заявили о своем бренде в мире.
Будущее ставит перед видеосервисами сложные задачи, но и сулит большие перспективы. Мировой рынок, который в 2020 году оценивался в $171.36 млрд, к 2027 году должен вырасти до $1,04 трлн. И мы готовы внести свой вклад в этот рост, постоянно прислушиваясь к своему зрителю и совершенствуя качество нашей платформы.
in_heb
жаль что адблокер не умеет блокировать подобные рекламные статьи