Как и многие другие отрасли, связанные с технологиями, во время пандемии финтех открыл для себя новые возможности развития. KPMG сообщает о рекордных инвестициях в этот сектор, число стартапов за два года выросло более, чем в два раза, а компании из списка The Fintech 250 за год привлекли более $40 млрд в рамках 275 сделок. Хорошо себя чувствует и российский рынок: только за первый год пандемии оборот 40 ведущих финтех-игроков в стране нарастили свой оборот в полтора раза.
Во многом столь высокие показатели обусловлены спецификой новой реальности, которая пришла с коронавирусом. Тотальная удаленка сделала незаменимыми финансовые инструменты для онлайна — от платежных сервисов до страхования. Рост случаев кибермошенничества на фоне ускоренной цифровизации повысил востребованность продуктов по финансовой безопасности, всеобщий кризис заставил потребителей обратиться к сервисам кредитования и микроинвестирования, а тренд на бесконтактную среду привел к развитию средств идентификации.
Как результат новых тенденций и растущего спроса, на мировом пандемии появилось несколько успешных стартапов, а многие уже существующие компании смогли найти новые точки роста и выйти на IPO.
Acorns
Калифорнийский стартап для микроинвестирования по модели Round-Ups. Механика работы сервиса следующая: сумма каждой покупки, совершенной с привязанной к сервису карты, округляется до следующего доллара, а остаток откладывается. Когда в аккаунте пользователя накапливается $5, они направляются в биржевые фонды (ETF). В какие именно — определяет роботизированный помощник. Инвестиции при этом небольшие, но постоянные, а клиенту не нужно вникать в специфику работы на бирже. Acorns так и позиционирует себя, предлагая своим клиентам «зарабатывать на сдаче от повседневных трат на бензин и продукты, пока вы занимаетесь своими делами».
Сервис не новый: его запуск состоялся еще в 2012 году. Но именно во время пандемии он быстро набрал обороты и стал популярным. Так, в 2021 году компания привлекла финансирование в размере $105 млн — больше, чем за все предыдущие 8 лет существования. Почти сразу же Acorns объявила о выходе на IPO через слияние с Pioneer, которая оценила проект в $2,2 млрд.
Сегодня число пользователей Acorns превышает 9 млн, большинство из которых платят за услуги $3 в месяц — хотя у компании есть тарифный план в $5 с дополнительными опциями. Среди инвесторов проекта были такие знаменитости, как Эштон Катчер и Дженнифер Лопес, а разработать надежные алгоритмы основателям помог лауреат Нобелевской премии Гарри Марковиц.
Goalsetter
Проект, который выстрелил за счет white-label решений. Goalsetter предлагает ряд финансовых сервисов с фокусом на детях и подростках — сберегательный счет, дебетовая карта с родительским контролем, инвестиционная платформа и приложение с целым комплексом функций: от накопления средств до финансового образования. Goalsetter позиционируется как продукт для всей семьи и включает ряд опций, предназначенных главным образом для детей — например, инструмент, позволяющий накопить на желаемый подарок, или игровые курсы по повышению финансовой грамотности. По задумке, доступ к финансовым инструментам с ранних лет должен помочь детям войти во взрослую жизнь финансово подкованными и уберечь их от необдуманных вложений и трат.
Для реализации своих услуг Goalsetter пользуется продуктами крупных финансовых учреждений — банков, финтех-игроков, страховых компаний. Идея состоит в том, что традиционные банки отстают от финтеха в плане удобства продуктов — но пользуясь платформой Goalsetter по модели white label, они могут получить доступ к современным потребителям.
Это b2b-направление стало новой точкой отсчета в развитии компании. В 2021 году Goalsetter закрыла раунд на $15 млн, которые она планирует вложить в развитие своего партнерства с финансовыми корпорациями. В этом же году компания объединилась с Fiserv — ведущим поставщиком технологических решений для финансовых услуг. Это должно помочь расширить и упростить интеграцию продукта с банками и другими организациями.
Humans
Humans — стартап, запуск которого состоялся в разгар пандемии. У него сложная география: в 2017 году в США была запущена платформа по поиску сотрудников Humans.net, а спустя пару лет основатели решили расширить проект, превратив его в экосистему Humans Group. В рамках этой экосистемы в Узбекистане появился Humans.uz — суперапп, объединяющий услуги связи, финтех-сервис и витрину онлайн-платежей с функцией кэшбека.
Как и Goalsetter, Humans пользуется ресурсами существующих организаций: как оператор — через Uzmobile, как финансовый сервис — через банк Ravnaq. На базе их мощностей Humans предлагает клиентам удобный современный продукт, где можно за пару минут подобрать услуги под себя и тут же начать ими пользоваться. Так, компания первой в Узбекистане предложила конструктор тарифных планов: пользователи сами решают, какое количество минут и гигабайт приобрести. При регистрации пользователь автоматически получает виртуальную карту VISA. Счет карты объединен с балансом телефона, а ее выпуск и обслуживание бесплатны. Клиенты могут получить и пластиковую карту Humans VISA — в офисе продаж или заказать на дом с доставкой. Здесь компания тоже стала первой: в Узбекистане больше никто не осуществляет бесплатный выпуск и обслуживание карт VISA.
Наконец, у компании работает широкая программа кешбэка: он начисляется за покупку товаров и услуг, оплату кредитов и ЖКХ, денежные переводы, пополнение баланса и просто за хранение средств на счету. Кроме того, Humans первой в стране дала клиентам возможность получать кешбэк за оплату госуслуг.
Несмотря на то, что запуск Humans пришелся на разгар пандемии, за первые полгода проект вырос в 3,5 раза, привлек миллион активных клиентов, а приложение HUMANS.uz стало самым скачиваемым в App Store в стране. В следующем году Humans планирует выйти на рынок Германии.
Public
Public — брокерский сервис, который предлагает пользователям возможность инвестировать в акции компаний, ETF или криптовалюты с нулевой комиссией. У проекта очень сильная социальная составляющая — основатели построили community-first платформу, пользователи которой могут делиться с единомышленниками своими идеями и новостями, участвовать в жизни сообщества и наблюдать за деятельностью других инвесторов.
В 2021 году Public привлекла к себе всеобщее внимание, отказавшись от дохода за поток заказов. Речь о модели монетизации, которой пользуется большинство онлайн-брокеров в США — в частности, Robinhood. Платежи за поток заказов, или PROF (payment for order flow) предполагают, что компания зарабатывает на комиссии за продажу заказов своих клиентов биржевым маркетмейкерам.
1 февраля Public заявила, что отказывается от этой модели. Как говорилось в сообщении компании, метод PROF не соответствует идеи прозрачности бизнеса, а злоупотребление этой практикой со стороны некоторых игроков приводит к конфликту интересов между брокером и клиентом. Теперь все заказы на Public направляются напрямую на биржи или в ATS, а в качестве нового источника монетизации компания ввела так называемые чаевые от клиентов. Давать чаевые не обязательно: пользователи сами решают, хотят ли они оставить денег, чтобы помочь оплатить затраты на реализацию сделок. Сами сделки при этом по-прежнему остаются без комиссии.
Казалось бы, Public рискует своей инвестиционной привлекательностью: чтобы поверить в компанию, инвесторы должны понимать, что у нее есть стабильный источник дохода. Но буквально через две недели Public объявила, что закрыла раунд на $220 млн. Причем это произошло спустя два месяца после предыдущего раунда на $65 млн, а оценка Public при этом выросла до $1,2 млрд. Интересно, кстати, что в декабре долю в компании приобрела российская экс-теннисистка Мария Шарапова.
Affirm
На фоне глобального кризиса во время пандемии BNPL-проекты оказались на пике популярности. BNPL (buy now pay later) — сервисы, которые предлагают клиентам возможность оплачивать покупки на площадках магазинов-партнеров в рассрочку. Оплачивая покупку частями, покупатели избавляются одновременно и от необходимости единовременных больших трат, и от комиссии за кредит. Магазинам же такой формат обеспечивает увеличение среднего чека, поскольку в рассрочку покупатели готовы брать больше.
Affirm — один из ключевых BNPL-игроков, который появился в 2012 году по инициативе одного из основателей PayPal Макса Левчина. 2021 год для компании ознаменовался январским выходом на IPO с оценкой в $12 млн. В конце лета акции Affirm подскочили на 47% на фоне сообщения о начале сотрудничества с Amazon, а через месяц — еще на 25%. Осенью стоимость акций вернулась к прежним показателям — после того, как надзорный орган США начал расследование из-за обеспокоенности по поводу роста долгов потребителей, покупающих товары в рассрочку. Но несмотря на это, прогнозы развития BNPL-рынка крайне позитивные: так, в США объем покупок по этой модели за год должен превысить $100 млрд — в пять раз больше, чем до пандемии. Основная аудитория BNPL-сервисов — представители поколений Y и Z. Не случайно Affirm попала в индекс CNBC Next Generation 50, куда входят акции компаний, играющих ключевую роль в жизни миллениалов и зумеров.