Привет, Хабр! Меня зовут Андрей Демин, я генеральный директор проекта Tada.team. Сегодня я хотел бы поговорить о нюансах нашей работы над собственной платформой. Она представляет собой гибрид мессенджера и таск-трекера — с помощью нее любое сообщение можно превратить в задачу и обсудить ее с командой.
При разработке самой платформы мы искали и находили разные решения, включая механику работы с данными. Об этих нюансах и хотели бы рассказать — возможно, наш опыт пригодится стартапам и проектам, которые сейчас находятся на стадии разработки.
Немного о проекте
В пандемию все ушли на удаленку, и коммуникационные процессы стало организовывать намного сложнее, поэтому появилась новая задача — оптимизировать их. И одним из таких решений стало наше приложение — Tada.team. Оно во многом упрощает жизнь сотрудникам разных компаний, у каждой из которых — собственные задачи. Например, организация видеоконференции. Для того, чтобы ее провести, нужно созвониться или списаться с каждым участником будущей встречи, а затем — внести их e-mail в список, создать встречу в календаре, следить за напоминаниями и т.д.
Платформа Tada.team объединяет все это — обмен сообщениями, видеозвонки и связь, календарь и совместную работу с документами. Предусмотрены, конечно, и меры безопасности, которые необходимы корпоративным инструментам: есть разделение прав доступа и функция резервного копирования. С приложением работа становится единым организмом, а если не хватает какой-то функции, ее легко можно добавить.
Разработчиками для разработчиков
Изначально Tada.team создавалось разработчиками для себя, как раз для оптимизации и автоматизации рабочих процессов. Практически в любой компании формирование продукта начинается с поставленной руководством задачи. Продакт-менеджеры формируют описание необходимого для продукта функционала, а дальше идет разделение общей задачи на технические таски, которые реализуются в рамках спринтов.
Например, задача — добавить кнопку "удалить элемент" в панель инструментов программного продукта. Разработчик создает измененный программный код, в котором эта кнопка работает в соответствии с функционалом, прописанном в задаче продакт-менеджерами — и так сотрудник закрывает таск.
В крупных программных продуктах созданием кнопки занимается не один человек. Здесь у нас и бэкендер, и фронтендер, и дизайнер, потом — тестировщик с девопсом. Работу кнопки прописывает специалист по бэкенду, а добавляет визуал кнопки и привязывает к ней выполнение кода специалист по фронтенду. Если кнопка должна выглядеть как-то по особенному, то привлекается еще и дизайнер. Проверяет, все ли работает, как нужно — тестировщик, а потом в ходе релиза девопс-специалист занимается обеспечением полной работоспособности обновленного продукта.
К чему я все это рассказываю? Чтобы показать, как простая вроде бы задача начинает дробиться на мелкие подзадачи, которые решает целая команда экспертов. В процессе реализации проекта команда общается в мессенджере, работает в Jira, устраивает коллективные и индивидуальные созвоны — это занимает уйму времени.
Tada.team создавалась как раз для того, чтобы этого избежать. Так, управляя процессом разработки, все участники, стейкхолдеры, видят статусы задач и могут обсуждать их на месте. Мы решили объединить коммуникации в одном месте, чтобы не метаться между несколькими приложениями. Кроме того, сделали два вида звонков — "тихие" и "громкие". Последние — это общие аудио чаты. "Тихие" — общение внутри таска, когда к звонку подключаются те, кто причастен к решению задачи. Не надо открывать комнаты, обмениваться ссылками и т.п. — все уже есть в чате.
Достоинства такого решения — отсутствие фонового шума, когда все видят задачи каждого и читают общую переписку, работа в группах и индивидуально, оперативное решение задач без переключения на dedicated-мессенджеры. Например, задача "повесить кнопку" (о ней было выше) лежит на одной команде, а задача "повысить производительность решения" — на другой. И эти команды не погружаются в коммуникации, переписку друг друга, работают параллельно, при необходимости связываясь с коллегами. Разработчики очень не любят отвлекаться — об этом мы знаем все.
Что разработчику хорошо, то… и другим хорошо
Продуктом долгое время пользовались мы сами, но затем поняли, что он может быть полезен и экспертам из других отраслей. Использовать функции платформы может любой другой специалист с той же целью — собрать все коммуникации в одном месте, автоматизировать и оптимизировать собственную работу.
Платформа оснащена различными модулями, включая, например, модуль коммуникации. Его средства интеграции позволяют встроить модуль практически в любой продукт, добавив по ходу новые возможности — если это, конечно, необходимо.
Интерфейс Tada.team можно расширять и добавлять в него новые элементы — функций гораздо больше, чем привязано к фронтенду. На самом деле, в бэкенде платформы заложено огромное количество самых разных возможностей — включая и те, что могут быть крайне полезны представителям сегмента так называемого B2D (business to developer) сегмента. Например, внутри приложения более 700 параметров работы вроде “включить микрофон — выключить микрофон”, которые мы умеем выдавать в качестве API. Соответственно, появляется возможность платформу в соответствии с любыми сценариями, которые могут понадобиться разработчику или представителю другой специальности.
Кроме того, интегрировать платформу можно в ряд многих известных продуктов, включая, например, "Битрикс". Если нужно, то можно добавить и ботов, как для обмена информацией с пользователями, так и для организации труда разработчиков. Последние могут устанавливать время назначения определенных задач, попросить бота напомнить о необходимости выполнения таска и т.п.
В целом, Tada.team представляет собой почти что универсальный инструмент автоматизации процесса работы в компании, включая общение членов команды друг с другом. Технологии платформы гибкие, что позволяет встраивать ее в самые разные продукты, корпоративную среду и т.п.