Привет Хабр, меня зовут Коля, и я работаю в компании GigAnt продакт-менеджером. Мы пилим сервис поиска подработки, где все устроено по типу маркетплейса: исполнитель видит открытые заказы от наших клиентов и может выбрать подходящий. 

При масштабировании компании мы столкнулись с одной неочевидной проблемой — как развивать базу знаний в постоянно меняющихся условиях? Да и надо ли этим заниматься, когда на первом месте совсем другие задачи. В этой статье расскажу, чем опасно пренебрежение к базе знаний и как правильно построить процессы в самом начале.

Почему плохо не вести базу знаний

  • Новые сотрудники дольше погружаются в процессы.

  • Искать информацию с каждым месяцем все сложнее.

  • Команды не знают, что делает соседний отдел и теряются в задачах.

  • Нет понятного FAQ.

  • По любому вопросу приходится общаться в чатах.

Без базы знаний в какой-то момент становится слишком сложно — количество информации растет с каждым днем, вечно что-то теряется, и рано или поздно коммуникация начинает отнимать слишком много времени. Мы через все это прошли и в итоге поняли, что пора искать подходящий инструмент и собирать всю информацию в одном месте. 

Как мы выбирали площадки для ведения базы знаний

Как основной инструмент мы выбрали Notion, хотя рассматривали ещё Atlassian и YouTrack. Последний оказался в списке потому, что мы тогда использовали одноименный трекер задач, но в итоге он не подошёл из-за ограниченности функционала. Между Notion и Atlassian выиграл первый — за счёт более современного дизайна и интерфейса.

Во время выбора площадки (6-7 месяцев назад) я провел короткий анализ возможных вариантов и собрал результаты в табличку. Посмотреть ее полностью можно по ссылке.

До введения Notion мы использовали Google Docs и Google Sheets. Раньше там хранилось до 90% всей информации, царил хаос и бардак. Сейчас на них приходится только 10%. Например, инструменты для финансов и то, что технически не перенести в базу знаний.

Конечно, по прямому назначению у нас продолжают пользоваться этими инструментами. В базе знаний документы, таблицы и файлы из Google мы храним ссылками. 

Какие проблемы будут вас поджидать

Самая очевидная проблема: поиск человека, который возьмёт на себя обязанности хранителя знаний. Тут есть два пути: искать его внутри компании или привлекать извне.

Второй вариант кажется проще, но в GigAnt мы искали такого человека два месяца и пока не нашли. Здесь нужен специалист, у которого уже есть опыт построения таких баз, плюс нужно проверить, не отличается ли его подход от взглядов компании на этот вопрос. В итоге владельцем нашей базы знаний стал я.

Если вы хотите найти человека внутри компании, то ищите тех, кто уже погружен в процессы и знает всю подноготную. Из необходимых навыков я бы выделил следующие:

  • аналитический склад ума, чтобы было проще структурировать и хранить данные;

  • грамотный русский язык;

  • знание процессов компании;

  • налаженные коммуникации.

Последнее, возможно, самое важное. Базу знаний не может строить человек, у которого нет выстроенной коммуникации с другими командами, ведь БЗ и есть инструмент для ее замещения. Если владелец базы знаний не умеет общаться, то он не сможет переложить “на бумагу” средство для этого самого общения.

Будьте готовы к тому, что в командах и у руководства могут быть другие взгляды на организацию базы знаний. Даже те, кто давно работает в IT, не всегда сразу готовы принять диджитализацию информации. Хорошая новость: обычно через несколько месяцев большинство сотрудников будут помогать в создании и продвижении единой базы знаний.

Как правильно начать вести базу знаний 

  1. Соберите все знания в одном месте и только потом планируйте их организацию и актуализацию

    Если собирать информацию по кусочкам, что-то неизбежно потеряется. И важно не забыть учесть информацию от всех команд.

  2. Выберите один подходящий инструмент для ведения базы знаний

    Лучше предварительно изучить инструмент, чтобы понять, подходит он или нет. В противном случае велик риск, что придется потратить время и деньги на переезд на другую площадку. Либо страдать, пока подписка не кончится.

  3. Покажите удобство и наглядность БЗ другим командам

    Пусть в формировании базы знаний участвуют все отделы, а не только разработчики продукта. Это поможет команде синхронизироваться — каждый будет понимать, где что искать. Мы в итоге пришли к тому, что у каждого отдела есть 1-2 человека, которые отвечают за наполнение и актуализацию нужных разделов. Они уже почти не пользуются моей помощью, и я занимаюсь только верхнеуровневыми вещами — помогаю интегрировать сервисы и отвечаю за дальнейшее развитие БЗ. 

Как оценить эффективность базы знаний

Самый простой и наглядный маркер — уменьшение коммуникаций между коллегами в чатах по вопросам формата FAQ. Ведь цель БЗ как раз в том, чтобы сократить эту коммуникацию.

Также можно использовать простейшие боты, например, в Slack, для подсчёта количества ссылок на БЗ в течение дня, недели или месяца в общих каналах и чатах. Чем больше ссылок, тем лучше — ведь это значит, что база знаний используется и удобна для коллег. 

И конечно же, опросы, куда же без них. Мы в октябре провели таковой, чтобы выявить проблемные места и возможности для улучшения базы знаний. В опросе поучаствовала четверть всех сотрудников компании.

Просили коллег оценить по шкале, соответствует ли утверждение их опыту, где 1 — низший балл, а 5 — высший.
Просили коллег оценить по шкале, соответствует ли утверждение их опыту, где 1 — низший балл, а 5 — высший.

Результаты порадовали — к примеру, почти половина участников опроса уверенно ответили, что пользуются БЗ каждый день. 

На этом у меня пока все. Не бойтесь потратиться на толковую базу знаний — окупится с лихвой.

Комментарии (9)


  1. hellamps
    24.10.2021 14:47
    +1

    для меня лучшая база знаний - исходники и багтрекер.

    во всем остальном рано или поздно выходит "Рабинович по телефону напел"


    1. 1355
      25.10.2021 10:48

      Это если ты один, а если есть ещё сотрудники, то может начаться хаос


      1. hellamps
        25.10.2021 14:48

        когда один это еще как раз таки можно вести на морально-волевых.

        а когда сотни коллег то план простой - зацепки в джире, реальное положение дел - в коде... sad but true


  1. piva
    24.10.2021 14:53

    Интересный материал, но можете привести пример (пусть даже отвлечёный) материала, который хранится в такой базе знаний?

    Что такое "эл-ты" в таблице?

    Есть ли в таких базах знаний контроль версий, возможность реценцирования и закрытия окончательной и утверждёной версии от дальнейшего редактирования? Т.е. закрепления документа в статусе "документ под контролем"?


    1. nkrasilnikov Автор
      25.10.2021 10:01

      С последнего начну: ревью и жесткому контролю подвергаются верхнеуровневые разделы/страницы - для этого создана "песочница", полностью дублирующая структуру всей бз, перенос из которой на бой осуществляет два, три человека.

      При этом есть различные динамические инструменты, которыми ежедневно пользуются многие сотрудники и ревью которых просто бессмысленно. Как пример, подготовка рассылок.
      Сорре за блюр))

      Ну и в целом, стараемся сделать базу знаний максимально не просто инструментом хранения информации, а именно инструментом создания этой информации (звучит, как масло масляное, но надеюсь, понятно о чем).


  1. Asen
    24.10.2021 15:30

    Как показывает многолетняя практика, можно составить всеобъемлющую базу знаний, но невозможно её поддерживать в актуальном состоянии длительное время. Более того, попытки побороть это могут привести к обратному эффекту - дезинформации: либо уставший инженер не так (не там) изложит свои мысли, либо технический писатель не так поймет и не правильно зафиксирует то, что ему объяснил уставший инженер. Статический текст не работает, одним словом. Со временем приходишь к тому, что единственно надежный способ закреплять знания и опыт должен быть динамичным: в виде строгих процессов BPM (в любой среде мониторинга процессов) или с помощью банальной автоматизации процессов (CI\CD) - это работает.

    Текстовую базу знаний еще можно оправдать, когда она представляется базой указателей, которая лишь прочертит общий путь, но не даст всеобъемлющих ответов на интересующие вопросы (простой текст просто не способен это сделать). А указатели уже могут указывать и на живых людей, и на чаты.


    1. nkrasilnikov Автор
      25.10.2021 10:30

      Если речь про документацию кода, API и тд, то полностью согласен - кажется оч плохой идеей использование статического инструмента, который еще и не связан напрямую с документируемыми объектами. Но у нас тех. команда использует бз для наполнения своих вики, описания процессов, ADL, тех. решений и тд и тп.

      Ну и плюсом к этому база знаний используется во всей команде, для некоторых из которой это становится вообще одним из основных инструментом.


  1. Narewen
    26.10.2021 11:40

    Как-то мало по теме базы знаний. Мало информации по организации самой базы знаний... Много воды и очень мало конкретики...


    1. nkrasilnikov Автор
      26.10.2021 11:41

      ой, сорри, затерялся коммент
      да, инфы про технологии и инструментарий не было цели давать - фокус был именно на "с чего начат" внутри команды)