Сегодня мы поговорим о транспорте — автомобилях, но не бензиновых, а педальных. И более того — детских. Да-да, речь о тех самых советских педальных машинках, настоящей детской мечте тех времен. К слову, на сегодняшний день стоимость педального автомобиля в хорошем состоянии может составлять до двухсот тысяч рублей. Иронично, ведь в то время вряд ли кто мог подумать, что стоимость детской машинки сравняется с обычным полноценным автомобилем.

image

Сейчас конечно, этим никого не удивишь — аккумуляторные, с электроприводом, на дистанционном пульте или прямым управлением, самых разных дизайнов, расцветок и моделей, дешевые, с минимальным набором функций и дорогие — «лакшери» машина по цене полноценного отечественного автомобиля, напичканные «полным фаршем», а также пластиковые веломобили, чьи аналоги заполонили нишу сферы услуг, где за условные сто рублей ваш ребенок может сделать круг или парочку по площади или дорожке в парке развлечений. Но как это водится, прежде всё было несколько иначе…

image
Приобрел вот такое вот чудо для реставрации и решил покопаться немного в истории. Увы, протестировать ходовые качества мне не удалось по объективным причинам — я в него не помещаюсь. ;-)

Подобную машинку в качестве артефакта я застал у своего приятеля в далёких девяностых. Педали вырваны, корпус местами смят от частых ДТП, а потому приводить машину в движение приходилось исключительно ногами. Благо, что руль был на месте. И влезали в сей автомобиль мы вдвоём. Увы, за давностью лет не помню марку. Но по рассказам товарища, принадлежала игрушка раньше отцу, а ему досталась уже в наследство. А ведь по воспоминаниям родителей и родственников, многим о такой технике приходилось только мечтать по нескольким причинам. Большие и маленькие автомобили объединяла такая черта, общая для всех — они были в дефиците, а что важнее, стоили дорого. К примеру, педальный «Москвич» мог обойтись от 25 рублей до 35, что согласитесь, не мало для тех лет. Вторая причина, как уже упоминалось — это пресловутый дефицит, на всех желающих автомобилей не хватало, как больших, так и маленьких.

image
Производство педальных машин «Москвич» АЗЛК, 1970 год. Москвичи выпускались в трех сериях, в двух последних менялся лишь внешний вид, да и то незначительно

А производились «Москвичи» педальные на масштабном конвейере, самом настоящем, о чём говорят сохранившиеся фото и кинохроника. Выпускали их порядка 200 тысяч в год, потому машинка эта была наиболее распространена у счастливых маленьких автовладельцев, нежели другие марки. Помимо возможности «толкать» педали, в этой машине была опция включения фар, работающих от батарейки типа «Планета», на 4,5 вольта. Увы, только передние фары, задние хайтека были лишены, потому стояли обычные катафоты.

image
Здесь рабочие задние фары-габариты — модификация владельца, заводская комплектация снабжалась лишь катафотами

image
Педальный «Москвич» первой серии. Их ещё называли в народе «циклоп», из-за наличия декорирующей радиаторной решетки по центру. Отсюда сходство с глазом мифического существа.

К слову о «Москвичах» первой серии…

Их производство началось на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1959 году. Игрушка имела иностранный прототип — автомобильчик итальянской фирмы «Giordani», созданный по мотивам дизайна американского автомобиля Studebaker Champion 1950 года. Есть версия, что у фирмы «Giordani» были куплены штампы для производства или же некоторое количество комплектов кузовов — на это косвенно указывает то, что у самых ранних из известных «Москвичей» имеются штампованные элементы, присутствующие у итальянского прототипа и отсутствующие у машин выпуска 1960 года.

image
Автомобиль Studebaker Champion

Первые серийные машинки имели трубчатую раму в виде отдельного конструктивного элемента. В 1960 году конструкция была значительно переработана, появился кузов с несущими лонжеронами, а рама была упразднена. Хотя внешний вид автомобилей практически не изменился, специалисты насчитывают довольно много отличий между «Москвичами» самой ранней модификации и начала крупносерийного выпуска — рамка лобового стекла, крепление переднего бампера, руль, форма молдингов, колеса на подшипниках (ранние были на втулках скольжения). Также появился звуковой сигнал в виде клаксона с грушей (на ранних аппаратах сигнал размещался в центре рулевого колеса).

image
Обратите внимание на не совсем типичный стиль. Обусловлено это бурным развитием реактивной авиации и космонавтики, начавшееся в 50-е годы ХХ века. Это был тренд, мейнстрим и запрос общества, поспевая за которым автомобили перенимали черты воздушных судов и космических аппаратов. Этакий футуризм.

Владельцы машинок в наше чудное время спорят, где на заводе устанавливались клаксоны — внутри или снаружи кузова? Заводская инструкция дает на это четкий ответ — внутри, но указано, что при желании владельца, сигнал может быть перенесен на наружную сторону кузова. Кроме того, в 1960 году появилась традиция на номерном знаке размещать год выпуска и название производителя: МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей или с 1969 года АЗЛК (Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола). Эта традиция сохранилась вплоть до окончания производства «педальников» на этом заводе.

image
Педальный «Москвич» был оборудован по последнему слову техники, а именно освещением, позволявшим заигравшимся детишкам возвращаться домой без боязни темноты и прячущихся в ней бабаек. Данное техническое решение для конца 50-х годов считалось новаторским, и, помимо москвичей, было реализовано только на педальной машинке «Малыш», выпускавшейся Челябинским Кузнечно-Прессовым Заводом в 70-е годы. Ныне данную фичу можно увидеть и на других моделях авто, подвергшихся моддингу при реставрации

По мере серийного выпуска вносились некоторые изменения в конструкцию машинок, но они имели уже чисто декоративный характер. Педальные «Москвичи» первой серии выпускались вплоть до 1973 года, когда им на смену пришли автомобили второй серии, уже полностью разработанные на АЗЛК.

image
Педальная машинка «Малыш»

Интересно, что для сборки «педальников» на заводе был построен отдельный подвесной конвейер, а годовой тираж детских автомобилей достигал 200000 штук. Автомобили не только продавались по всему СССР, но и массово шли на экспорт, причем не только в социалистические страны. Поставкой этой продукции за границу, как и «взрослых» автомобилей, занималось Всесоюзное Объединение «Автоэкспорт», созданное в 1956 году для экспорта и импорта автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Педальные «Москвичи» особенно были популярны в Болгарии и Венгрии, где их немало сохранилось до нашего времени и существуют клубы поклонников этих массивных игрушек, а также музеи. Детские «Москвичи» продавались в магазинах и часто использовались на пунктах проката в парках и на стадионах, а также, обычно, присутствовали в ассортименте игрушек детских садов. На «Москвичи» завод давал годовую гарантию, исчислявшуюся со дня покупки.

image
Слева на право: педальный «Москвич» первой серии, второй, «Москвич-2141», «Муравей»

Но не только «Москвичами» едины, тем более это не первые автомобили для детей. Выпускались также и «Победы», и «ЗИМ», и «Орь», и даже «Оренбуржец», а также другие модели разных заводов и артелей. Более того, встречались образцы от рукастых и смекалистых «кулибиных», в единичных экземплярах различных причудливых форм и расцветок, благо что конструкция простая и надёжная, как автомат Калашникова.

А теперь разберем технику по отдельности. Список будет не полный, разберем наиболее примечательные образцы техники.

«Урал»



image
Педальный автомобиль «Урал» выпускался Челябинским Кузнечно-прессовым заводом в период в 1957 по 1964 годы. За этот период было выпущено 67 тысяч машинок. Габариты машинки впечатляют: длина 80 см, ширина 55 см, высота 55 см, вес 23 кг. Радиус разворота 180 см. Максимальная скорость 8 км/ч. Предназначен для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Кузов, изготовленный из штампованного стального листа толщиной 1,5 мм, установлен на штампованной раме, состоящей из двух лонжеронов. Передний мост состоит из двух полуосей с поворотными цапфами, двух колес, свободно вращающихся на шарикоподшипниках, и поперечной тяги, связывающей цапфы с рулевым управлением. Задний мост состоит из коленчатого вала, вращающегося на шарикоподшипниках, с закрепленными на валу двумя колесами: одно ведущее, второе ведомое.

image

Рулевое управление состоит из штампованного металлического руля, закрепленного на рулевой колонке, связано с передними колесами через поперечную тягу. Приводной механизм состоит из педалей, связанных тягами-шатунами с задним мостом и ведущим колесом, закрепленном на нем. Тяги закреплены на заднем валу так же через шарикоподшипники. Так совершенно ходовая часть не была выполнена ни на одной педальной машинке. Всего в ходовой насчитывается 10 шарикоподшипников (по два на каждое ведомое колесо и 4 на заднем валу). Благодаря этому, а также большому диаметру колес (26 см) и длине тяг педалей (34 см) педальный Урал, несмотря на вес, имеет легкий ход и большой накат.

image
Заложенный конструкторами в машинку запас прочности позволял выдерживать нагрузки, кратно превышавшие штатные

image
Автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» — прототип «Урала»

ЗИМ



image
ГАЗ-А или ЗИМ. Годы производства — 1930-е. Производитель — Горьковский автомобильный завод имени Молотова «ГАЗ»

История этой модели началась задолго до «Москвичей». В 1930-е годы завод имени Молотова выпустил детские педальные машины под аббревиатурой ЗИМ. Кузов, руль и педали у такой машинки целиком были сделаны из дерева. На колесах были резиновые обода. Правда, купить такую машину было затруднительно. Их распределяли по 10 штук в каждую область, как пробный экземпляр. Ну или надо было быть ребенком высокопоставленного лица. На первых таких педальных машинах устраивали детские велопробеги и служили они в целях пропаганды и рекламы детского педального транспорта. Такие дела. Их на данный момент крайне мало, отреставрированные экземпляры можно посчитать по пальцам, потому представляют огромный интерес для коллекционеров.

image
А вот и прототип игрушки — ГАЗ-А

«Орь»



image
А вот угадать, на что похож педальный автомобиль «Орь», решительно невозможно. Маленькое чудовище, рожденное хтоническим разумом...

Довольно своеобразная на вид машинка. Выпускалась в городе Орск. Названа эта машинка в честь реки Орь, которая впадает в реку Урал и на которой стоит город Орск.
Ценители говорят, что такие машинки не распространялись по территории Союза, а продавались исключительно там, где были сделаны. Корпус из пластика. Чего-то примечательного, кроме внешности, нет.

«Малыш М2»



image

Педальный автомобиль «Малыш» выпускался на ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод) с 1965 по 1977 годы. Габариты машинки составляют: длина 117 см, ширина 48 см, высота 48 см (по рулю). Вес 16 кг.
Завод взял на себя весь цикл производства педальных машинок от разработки технической документации до изготовления отдельных элементов декора как из металла (бампера, колпаки фар, колеса), так и из пластика (руль, задние фонари). Единственный элемент, который заимствовали, стал плафон салона от автомобиля ГАЗ М-20. Его так же, как и на педальном «Москвиче» 1 серии, использовали в качестве фар.
На что похожа машинка, гадать можно долго, ведь передняя решетка напоминает ЗИМ, задняя часть — «Чайку», покаты капота как у УАЗ 469. Но все прозаичнее — это просто собирательный образ от конструкторов завода-изготовителя. Несмотря на простоту конструкции (у «Малыша» нет амортизаторов, как на «Москвичах») и форм, он и сейчас является одной из самых желанных машинок для коллекционеров.

«Оренбуржец»



image

Машинка «Оренбуржец» выпускались только в одноименном городе и распространялась там же, минуя рассылку в другие регионы нашей огромной страны. Известно, что она выпускалась Оренбургским машзаводом в конце 80-х — начале 90-х годов.
В тот период предприятие специализировалось на производстве гражданской продукции. Крупнейший оборонный завод страны изготавливал катера, отопительные котлы, пылесосы, стиральные машины, примусы — всего 60 наименований товаров. По самым скромным подсчетам, с конвейеров ежегодно съезжало от 50 до 80 тысяч машинок. Авторами сей проекта выступили инженеры Института технической эстетики г. Баку. Автомобиль имел угловатую форму, кузов изготавливался из дюрали методом гибки, остальные детали из пластика.

«Ракета»



image

Техника, история которой достойна отдельной статьи, так как выпускали схожие образцы, как в виде ракет, так и самолетов, чуть ли не с появления их больших прототипов во многих странах. И примечательно ещё то, что сей модельный ряд весьма редкий и желанный для коллекционеров, а потому ценники там космические. Тут стоит сделать ремарку. Выпускалось «Ракет» довольно много, часто они поставлялись в парки развлечений и детские сады. Казалось бы, сохраниться их тоже должно было огромное количество хотя бы в более-менее удобоваримом состоянии. Всему виной корпус из алюминия. Так, ну и что? Алюминий же не подвержен ржавчине, а значит большая часть автомобильчиков должна были дойти до наших дней чуть ли не в идеальном состоянии… но всему виной 90-е, с которыми наступили трудные и голодные времена. Спрос на цвет. мет значительно не падает, потому многие машинки отправились в пункты металлоприёма и на переплавку.

Конкретно эта модель появилась примерно в 1957 году и стала отражением начала эры покорения космоса, что будоражило людей в то время. Ранние варианты имели цепной привод задних колёс, практически как у обычного велосипеда, но потом решили, что идея не шибко удачная и сделали «традиционное» для педальных машинок управление. Потому с ракетой её роднит только название и внешний вид, так как скорость, увы, снизилась. Интересно, что изначально машинка называлась «Стрела», но после полёта в космос Юрия Гагарина её переименовали в «Ракету».

Конь педальный



image

Одна из самых первых машинок подобного типа, имя которой стало нарицательным, прочно закрепилось в языке и фольклоре. А ещё это одна из самых любимых и желанных игрушек советских детей, а теперь уже и взрослых коллекционеров.

Интересно, что данные изделия производились достаточно большим тиражом и на некоторых предприятиях выпускались вплоть до 1990 года, однако их сохранность, это довольно специфичная тема. Все потому, что изделия эти довольно хрупкие. При активной игре их разламывали в полный фарш и некондицию.

Доподлинно неизвестно, когда точно началось производство данной игрушки, однако исследователи и коллекционеры выяснили, что советские конструкторы вдохновились точно такой же педальной игрушкой, очень популярной в Англии 40 — 50-х годов. Сама компания называлась G & J Lines, а легендарная модель носила имя Nizefella. Фоток, к сожалению, не нашел. Назвали транспорт, кстати, в честь самой легендарной беговой лошади, которая на протяжении нескольких лет была абсолютным чемпионом всех английских гонок.

Советская версия лошади мало отличалась от западного образца, однако создатели решили раскрасить ее в привычные яркие цвета, а сама конструкция была одновременно достаточно простой, но в то же время надежной. Впрочем, стоит отметить, что хоть поначалу педальный конь и был заветным желанием многих детей, его достаточно высокая стоимость не позволяла десяткам тысяч семей порадовать собственных детей. Ну а со временем появились альтернативы в виде полноценных машинок, стоящих приблизительно столько же, или лишь немногим дороже, так что популярность изделия, начиная с 70х годов, начала постепенно падать.

image

Самыми крупными производителями педальных коней были такие заводы, как московский «Салют» и омский авиационный завод «Полет». Качество изделий было достаточно хорошим и до наших времен дожило множество моделей, особенно из поздних серий. Тем не менее, важно понимать, что внешние декоративные элементы коней почти всегда терялись в процессе эксплуатации, так что найти изделие в первозданном виде совсем не так просто.

Краткая история



Но мы немного отвлеклись. Углубимся в историю. А история этих машинок началась в 30-е годы 20-го века. Шла индустриализация, развитие и экономический подъем молодой страны ударными темпами. Тут так кстати появилась тема с автомобилями и народ буквально заболел, то тут, то там устраивая автопробеги. Это увлечение не прошло мимо производства игрушек и само собою, педальных машин. Бум был так ярок, что даже провели первый детский автопробег на сей машинках по маршруту Москва-Ногинск-Москва. В данном знаменательном событии участвовало около сотни участников от 10 до 16 лет. На все про все ушло четыре дня, а протяженность маршрута составила 110 километров, притом, что двигались со скоростью 8-10 километров в час. Затейником всего этого мероприятия стала текстильная фабрика «Трехгорка» и редакция «Мурзилки».

image
Мурзилка, 1934 год, №7

Ребята двигались не в одиночку, колону машинок сопровождали воспитатели и участники других кружков. Время от времени устраивали привал для отдыха. По прибытию на конечную, в Ногинск, дали парад всех автомобилей-участников пробега, после чего отдохнули несколько дней и отправились назад, в обратный путь. Занимательно то, что ни один автомобиль не сломался, а также никто не отказался от сей затеи. Можно сказать, прошли путь с честью и достоинством, не смотря на все возможные тяготы. По итогу участникам раздали памятные призы — различные конструкторы для моделирования, в том числе и радио, а также слесарные инструменты, фотоаппараты и пионерские костюмы, что по тем временам вполне себе существенно и ценно.

image

Но это частности, а мы возвращаемся к общей теме. Да, начался автомобильный бум во всех смыслах и сферах. Потому детских педальных машинок было много, но и стоили они соответственно. Правда, как уже упоминалось, народ нашел выход и кое-что мастерил самостоятельно — одна треть машинок были кустарного производства. Поэтому по Москве и Подмосковью каталось много самоделок. Тоже своего рода хобби и гик-тема. Но вскоре началась Великая Отечественная Война и о теме педального автопрома забыли, переключившись на куда более важные задачи.

Об этой теме вспомнили лишь в 50-х, когда страна начала восстанавливаться из разрухи, которую принесла война. Появились новые модели автомобилей — «ЗиС», «Победа», и «Москвич». Естественно, по ним делали выпуск и педальных игрушек. И так до 90-х годов, ничего в этой простой конструкции по сути не менялось — несущий металлический кузов, зависимая подвеска и, разумеется, педальный привод.

В шестидесятые выпускали уже «Урал». В семидесятые вышли такие марки автомобилей как «Нева», «Зиронька» и «Муравей». В восьмидесятых «Радуга» и «Орь». Производилось это добро на московском заводе АЗЛК — там был расположен самый большой конвейер детских педальных автомобилей.

image
«Нева», отличался открывающимся багажником сзади и капотом впереди, под которым был макет самого настоящего четырехцилиндрового двигателя. Производитель: Ленинград, завод «ЛАЗ»

image
Редчайший зверь — педальная машина «Зiронька». Производилась в послевоенные годы в г. Львов. На сегодня сохранившихся экземпляров гораздо меньше «Уралов».

На крупных заводах, как правило, имелось дизайнерское бюро, которые время от времени обновляло модельный ряд игрушек. Ну и само собою, не все игрушки продавались централизованно, а реализовывались непосредственно в городе производства, к примеру как «Оренбуржец» или «Орь» — Оренбурге и соответственно, Орске.

На восьмидесятые годы стоимость сей машинки составляла 33 рубля. Местами по стране дороже или дешевле, всё зависело от конфигурации и исполнения тачки — какие-то имели звуковой сигнал или как у «Москвича», работающие фары. Продавали их через советскую сеть детских магазинов «Детский мир». Занимательный факт: многие машинки поступали прямиком в санатории и детские лагеря по специальной программе. Потому, некоторые модели, к примеру, «Нева», до наших чудных дней не дожили, а если и дожили, то в весьма убитом состоянии, для которых реставрация представляет целую операцию с привлечением нехилых средств.

В среднем, педальное авто весило от 10 до 16 килограмм, в зависимости от материалов и комплектации. В магазины их поставляли в деревянных ящиках, проявляя заботу о сохранности кузова. Несмотря на высокую стоимость детского автомобиля, при поступлении в продажу они почти сразу же раскупались. Производство последних детских педальных автомобилей происходило до 1995-1996 годов. Ну а в наше время их заменили электронные автомобили из Китая разных ценников и качеств.

На данный момент если они и представляют интерес, то лишь для частных музеев и коллекционеров. Временами, впрочем, энтузиастами устраиваются детские соревнования и гонки. А вот в Великобритании, к примеру, подобные чемпионаты устраиваются до семи раз в год. Также проводятся во Франции, Италии и Гонконге.

В следующий раз, возможно, разберем некоторые примечательные модели подробнее, а также западные и европейские образцы.

image

Инструкция для Кулибиных. Сделай автомобиль своей мечты сам.

image

Ну или адскую колесницу.

image

Автор: Алексей Шухартской

Комментарии (101)


  1. Adel-S
    26.10.2021 18:21
    +6

    легендарная модель носила имя Nizefella. Фоток, к сожалению, не нашел

    Вот тут есть: itree.ru/en/chto-znachit-vyrazhenie-kon-pedalnyi-kon-pedalnyi-podarok-na-kreshchenie


    1. Shyhartskoi Автор
      26.10.2021 18:23

      Спасибо, добрый человек. :)


  1. shvez
    26.10.2021 18:26
    +7

    Я помню только, что видел эти машинки из далека и хотел покататься. А судя по фото с производства, производили их довольно много. Где ж всё это богатство прятали?! :)


    1. ClearAirTurbulence
      26.10.2021 18:59
      +11

      Где ж всё это богатство прятали?! :)

      Надо полагать, в квартирах номенклатуры.

      Я тоже их особо не видел, кататься приходилось только в выброшенных некондиционных.


      1. ilmarinnen
        26.10.2021 19:21
        +5

        Ну, не только номенклатурные катались. Я в 80х мелкий в гости к другу ходил, у него была. Обычная семья инженера и бухгалтерши. Но питерская, кхм, ленинградская, конечно


      1. balamutang
        27.10.2021 10:21
        +2

        У меня батя военный и мама медсестра, батя купил мне "москвич". Но к сожалению мы, как и все семьи военных, часто переезжали и "москвич" с нами не поехал.


      1. andi123
        27.10.2021 10:24
        +2

        Когда ходил в детский сад (начало 80-х) мне и моему приятелю купили в магазине "буратино" по новому "москвичу". Отцы поставили батарейки и мы до ночи рассекали с фарами.

        Обычные рабоче-крестьянские семьи и их степей Казахстана.

        Ну а вообще через меня тогда успело пройти 4 таких автомобиля разных марок (новый был только первый)


      1. lobzanoff
        27.10.2021 14:43

        Мне вот повезло покататься на мосвиче в конце 60х, когда мне было года 3-4... Естественно, по малолетству я не помню, купленый он был, подарен ли родичами или вовсе покататься дали, в памяти только краткой вспышкой эпизод, как левую фару разбил об комод, и комод обшивку ободрал...


    1. Areso
      26.10.2021 19:31
      +3

      Видел несколько, даже во взрослом возрасте местами видел несколько штук, т.е. относительно недавно.

      Автор прав, в 90-ые их воровали и сдавали за маленькие деньги или за бутылку-другую.


    1. drWhy
      26.10.2021 20:28
      +1

      Ракету встречал в парке отдыха, коня педального и машинки — в пункте проката и на спортивных праздниках.


    1. Estranged01
      26.10.2021 20:28
      +3

      У меня был синий Москвич с номером "АЗЛК 1983" сзади. Но он все время зимовал на даче и как-то быстро в негодность привратился.


      1. insecto
        26.10.2021 23:48
        +9

        Удивительная точность модели!


        1. Estranged01
          26.10.2021 23:52

          Это больше к ИЖам относилось.


    1. GRADUSnick
      26.10.2021 21:53
      +1

      в детских садах и пионерских лагерях, уж не знаю почему у нас они были и там, и там, но чтобы нам давали на них поездить не помню.


    1. abutorin
      26.10.2021 22:22
      +2

      Где ж всё это богатство прятали?

      У нас в яслях и детских садах такие были. На москвичах катались. Помню что было несколько синих.


    1. maxkomp
      27.10.2021 12:17
      +3

      Где все это богатство прятали?

      Нигде особо не прятали.

      Припоминаю, что в моем детстве (середина 70-х годов прошлого века) такие автомобили свободно продавались в магазинах игрушек. Стоили они не особо дорого, но таким уж дефицитом не являлись. В городах спрос на них был ограничен главным образом размерами квартир. А также отсутствием лифтов во многих домах. Зачастую ребенку было тяжело самостоятельно вытащить такую игрушку на улицу, чтобы покататься по двору. Поэтому педальные автомобили чаще можно было видеть на территориях детских садиков и пионерских лагерей. В том садике, куда ходил я, педальных автомобилей почему-то не было. Зато на детской даче, куда наш садик выезжал каждое лето, они были в достаточном количестве. Сам там катался регулярно.

      Городская ребятня обычно предпочитала пользоваться велосипедами. Они были более практичны в условиях многоэтажной застройки.

      Обладателями персональных автомобилей чаще становились деревенские дети. Им всегда можно было выделить место в сарайчике, для хранения ТС. И ребенку выкатить автомобиль из сарая было ощутимо проще, чем спускать1

      1ХХФХХ1ХХФХ!ФФФ0 по лестнице с пятого этажа хрущевки, а потом затаскивать обратно.

      Один мой коллега рассказывал, как ему на Д.Р двльние родственники. подарили педального коня (Радости не было предела). А хранить его в квартире было решительно негде. И родители ему предложили отдать коня в детский садик. Что он через некоторое время, повздыхав, и сделал. Надо сказать, для пятилетнего ребенка - это было весьма непростое решение.


      1. drWhy
        27.10.2021 12:26

        Меценатами не рождаются ;)


    1. KongEnGe
      27.10.2021 19:24

      В 70-80-е были достаточно свободно в прокатах в городских детских парках. По 15 копеек в час


  1. Javian
    26.10.2021 19:52
    +2

    Модель на КДПВ только (других не видел) и часто попадалась у детей во дворах. А в 90-е как металлолом.


  1. inferrna
    26.10.2021 19:54
    +1

    У меня в 3-4 года (1987/88) был оранжевый "Москвич". Видимо, б/у, так как фары изначально не работали.


  1. Tagar
    26.10.2021 20:19
    +10

    А вот на таком я в детстве гонял.

    Кросс 1
    Кросс 2


    1. serginfo2009
      26.10.2021 21:15
      +4

      Ммм, раллийный.


      1. repeat
        27.10.2021 14:32
        +1

        а что если сейчас к нему приделать планетарную втулку, рычаг для заднего хода? Бомба будет наверно


        1. serginfo2009
          27.10.2021 20:59
          +2

          И ручник, чтоб наваливать боком. Ибо такой огнемобиль просто обязан наваливать боком.


          1. dragonnur
            19.11.2021 04:49

            Он и так наваливает, обычно ведущее левое заднее, правое на оси свободно.


    1. Javian
      26.10.2021 22:40

      И в каждой фаре по батарее "Планета". У соседа такой был. Ему отец редкие игрушки привозил. Запомнилась Электроника ИМ-11.


      1. Tagar
        26.10.2021 22:44

        Мда, "Луноход" я очень хотел, прочитал о нём в "Науке и жизни", но они у нас в городке просто не продавались.


    1. Useroff
      27.10.2021 06:19
      +3

      О, блин, надо читать все комментарии, прежде чем постить свой =) Это ж мой автомобиль из детства, о котором я ниже спрашиваю!


    1. Intuist
      27.10.2021 09:22
      +2

      Во и у меня такая была :) В конце 70-х гонял на ней, резвая и управляемая была. Ещё помню колпачки на колесах снимались. И кстати сейчас разглядел, что передняя подвеска с пружиной сделана, вообще крутяк )


    1. nlBoOm
      27.10.2021 14:56

      У меня такая была. Конструкция сиденья не очень удачная, может треснуть, если сесть на самый краюшек. Ну а так как при появлении такой махины во дворе — все хотели покататься, то изнашивалась она основательно.


  1. drWhy
    26.10.2021 21:03
    +8

    «А вот угадать, на что похож педальный автомобиль «Орь», решительно невозможно. Маленькое чудовище, рожденное хтоническим разумом...»

    Тут КМК всё просто — это ЗАЗ/ЛуАЗ-969 — первый советский внедорожник, появившийся в 1964 г.

    «Машина получилась достаточно неуклюжей внешне, медленной и жутко некомфортной. Её неудобство бросалось в глаза с порога. Чтобы забраться на передние сиденья, нужно было проявить чудеса гибкости, а у крупных водителей за руль сесть и вовсе не выйдет.

    С другой стороны «Запорожец 969» имел и свои достоинства, причем серьезные. Прежде всего, это потрясающая, легендарная проходимость. Благодаря ей миниатюрное авто на бездорожье могло дать фору многим культовым «джипам» вроде «Хаммера» или «Лендкрузера». При этом расход топлива около ведра на сотню считается вполне скромным даже для современных внедорожников. А «Волынка», за исключением некоторых первых модификаций, была именно внедорожником в полном смысле этого слова. Она имела привод на все колеса, понижайку, блокировку дифференциала и другие фишки, которые не ожидаешь увидеть у такой недорогой малютки.»

    ОрьЗАЗ/ЛуАЗ-969

    Спасибо за весьма ностальгичную статью.


    1. VT100
      26.10.2021 21:25
      +2

      Разработка — ещё раньше. Например.


    1. Shyhartskoi Автор
      26.10.2021 21:56
      +1

      И правда. Спасибо.


      1. drWhy
        27.10.2021 09:42
        +4

        Вообще первое, что приходит в голову — «Оторопь» — крайняя степень изумления, второе — «Нетопырь». Но «Орь» несомненно лаконичнее и одновременно ёмче. А кто-то в её строгих функциональных обводах без дизайнерских изысков увидит стремительные черты грядущего.

        Cybertrack


        1. drWhy
          27.10.2021 21:32

          Картинка не вставилась.

          Cybertrack


    1. Serge78rus
      26.10.2021 23:05
      +2

      Проходимость ЛУАЗа была хороша благодаря редукторным мостам, что позволило поднять балки мостов выше центра колеса. Но все равно, сравнивать проходимость машинки на 13 колесах с крупными внедорожниками бессмысленно. Да и запорожский 40-сильный двигатель (единичные поздние модификации были с копеечным ВАЗ-овским двигателем) для бездорожья явно слабоват.


      1. drWhy
        26.10.2021 23:45
        +1

        Чем круче джип — тем дальше идти за трактором. Кстати, проходимость у мотоколяски была лучше, чем у Жигулей/Москвичей — как-то паводком размыло дамбу, многие пытались объехать, но никто не смог взобраться на трёхметровый глиняный откос градусов в 40, кроме СЗД весом в 500 кг и одноцилиндровым мотоциклетным мотором.


        1. SergeyMax
          27.10.2021 00:35
          +3

          Чем круче джип — тем дальше идти за трактором

          Ну вот тут и была ситуация, что за трактором идти вроде и недалеко, но всё равно надо.


      1. VT100
        27.10.2021 07:37
        +2

        FTGJ у ЛуАЗ вся подвеска независимая.
        А вот у УАЗа — были варианты с редукторными мостами.


      1. unname
        27.10.2021 09:23
        +5

        Во первых, с вазовскими двигателями их никогда не производилось. В самом конце 80х появился луаз 1302 с двигателем от таврии. Во вторых, там никаких балок мостов нет, просвет на 13 колесами 280 мм, как у шишиги. Голое гладкое дно, кардан и тот в трубе закрыт. Отсутствие межосевого и блокировка заднего дифференциалов, малый вес.
        Единственный минус — понижающая только вперед. Я владел луазом несколько лет, после пересел на ниву, с тюнингом, лифтом в 5 см, 29ми колесами, блокировками и прочим она по проходимости даже недотянулась до стокового луаза.


        1. Serge78rus
          27.10.2021 22:35

          Вы правы. За два с лишним десятка лет многое забылось. Из того, что помню со стопроцентной достоверностью — это наличие колесных редукторов, т.к. помогал другу менять в них сальники. Да и то я почему-то обозвал их редукторными мостами.


  1. MFilonen2
    26.10.2021 21:20
    +1

    В моем детстве (2005 где-то) такая была в квартире дедушки. Даже катался немного. Куда делась потом – не знаю, скорее всего выбросили.


  1. maedv
    26.10.2021 21:56
    +4

    Удивительное рядом. Начал читать со скукой, но потом впечатлился разнообразием машинок и космическим дизайном отдельных экземпляров. А уж педальный автопробег вообще крышесносно. Спасибо!


  1. GRADUSnick
    26.10.2021 22:21
    +5

    В детском саду несколько таких москвичей стояло на складе под лестницей за дверью-решёткой.
    И я просился посмотреть на них когда меня родители забирали.
    И в какой-то момент отец в гараже сам сварил мне машинку на педалях, основание на трубах, сидение было какое-то пластиковое похожее на те которые на советских аттракционах и на колёсах от трехколёсного велосипеда, вот такого. https://ribalych.ru/wp-content/uploads/2014/09/10513.jpg, и что самое интересное привод у нее был передний.

    Но случилось неожиданное, модель оказалась настолько удачная, что независимо от того был ли я дома или нет ко мне домой начали заходить дети не только из моего двора, но и со всех окрестных и просили у родителей дать эту машинку покататься, как в том анекдоте про скиньте мячик. Несколько раз давали и её возвращали, а в какой-то момент кто-то из знакомых родителей позвонил и сказал, что она брошенная ночью стоит в соседнем дворе. (Я был в летнем лагере тогда).

    Папа, что-то решил, что ему такое удовольствие не нужно ездить и искать её по всему городу, отвёз в гараж и распилил.

    Недавно вспоминали с ним эту историю, говорит, что в принципе он и не сам её изобрел конструкцию вытащил из журнала "Моделист-конструктор" с небольшой долей импровизации.


  1. Exchan-ge
    26.10.2021 23:05
    +11

    «Ракета»


    1964...1965, ясли. Безумно привлекательная «Ракета» (или еще «Стрела») стоит на веранде. К ней нас не пускают — мы слишком малы. Но приходят родители, просят воспитателей и меня пускают к ней на полчасика. Увы, девайс слишком тяжел и неповоротлив, я разочарован :)

    Конь педальный


    1965...1966 Мой первый детсад. Имеется несколько подобных «беговых колясок», но они страшно популярны. Мы — джентльмены и (скрепя сердце) мужественно уступаем этих лошадок девочкам. Но хит номер один, вообще-то — конь на колесиках. Никаких девчонок на них :)

    Старый «Москвич»


    Горсад. Прокат машинок. Традиция — проходя мимо упросить родителей зайти и взять машинку покататься. Увы, годы идут и в один прекрасный день я становлюсь слишком велик для этой машины. Пришлось пересесть на велосипед (тоже сдавались напрокат). Оказалось, что это удобнее и намного, намного быстрее :)

    1975, примерно. Сосед катает своего внука на педальном «Москвиче». Пацан мал, и сосед берет швабру, ставит ее на задний бампер и толкает так машинку вперед. Внук в полном восторге. Хай-тек :)

    1987 год. Я вижу в Детском мире «Москвич» с первой картинки (1:1). Вспоминаю, как отец обещал купить мне такую машинку, но так и не купил. Совершаю спонтанную покупку (35 руб, очень приличные на то время деньги). Ребенок в это время живет у тещи за 250 км.
    Тащу авто на автовокзал, уговариваю водителя автобуса и «Москвич» грузят в багажник под салоном. Ночью, уже на месте, волоку на себе этот «Москвич» пять километров по очень неровной дороге. Теща и жена довольны (это главное :)
    Ребенок от шума просыпается и… ноль внимания на стоящее в коридоре авто (ну так он — девочка :)

    Некоторое время спустя вспоминаю про ноу-хау своего соседа и достаю швабру… :)


  1. Exchan-ge
    26.10.2021 23:11
    +4

    Ну или адскую колесницу


    У нас конструкции были более продвинутые — передней осью можно было управлять при помощи ног. Это у самоделок.
    А в школьной мастерской мы делали «тачку» а-ля карт, только без мотора (по схеме из Моделиста-Конструктора) — с нормальными колесами, тормозом и удобной сидушкой (благо, рядом была хорошая асфальтированная горка, в то время еще свободная от авто).


  1. drWhy
    26.10.2021 23:28
    +2

    Лимузины подвезли.

    Прокати!


    И броневички (велоприцеп, по клику много иностранных детских авто)

    велоприцеп

    И ещё вспомнился снегокат «Чук и Гек»

    Чук и Гек


    1. Exchan-ge
      26.10.2021 23:33
      +3

      И ещё вспомнился снегокат «Чук и Гек»


      О, да, на хорошей (не городской) горке это была вещь.
      Но стоила дорого. Правда, можно было взять напрокат на загородной лыжной базе (увы, я уже к тому моменту вышел из детского возраста :)


  1. Exchan-ge
    26.10.2021 23:30
    +2

    Это был тренд, мейнстрим и запрос общества, поспевая за которым автомобили перенимали черты воздушных судов и космических аппаратов. Этакий футуризм.


    Не только авто, но и детские велосипеды
    image

    У меня был точно такой же — боеголовка была с лампочкой внутри и светилась красным, так же, как и сопла ракеты сзади :)


  1. lifemaker
    27.10.2021 00:15
    +1

    У меня в детстве была вот такая модель

    Теперь нагуглил что она называлась Львовянка.

    Также недавно встречал пару уцелевших экземпляров вот такого Багги.


    1. drWhy
      27.10.2021 09:24

      Для цельного кузова Багги довольно крупная пресс-форма нужна была. Кстати, вертикали не завалены для лучшего снятия изделия, и пластиковые колёса хорошо проработаны.


      1. lifemaker
        27.10.2021 10:15
        +1

        Оказывается я многократно видел такой Багги, потому что он местного производства. Выпускался цехом товаров народного потребления донецкого завода ТочМаш. Причём, судя по всему выпускался уже в послесоветское время. В интернете есть даже ссылки на pdf-ку про этот багги, но к сожалению ссылка уже нерабочая (http://www.tochmash.com/ru/pdf/baggi.pdf).

        Теперь понятно почему такой экземпляр стоит в донецком краеведческом музее.


        1. Exchan-ge
          27.10.2021 21:18

          причём, судя по всему выпускался уже в послесоветское время.


          У нас на лестничной площадке долго стоял такой автомобильчик в двухтысячных — пока ребенок у соседей не подрос. Только цвет был другой (темно-серый или черный).
          А в советское время таких авто не помню, тогда все больше из металла старались делать.


    1. tommyangelo27
      27.10.2021 11:07

      О, у меня такая багги в детстве была.

      И да, я родом из Донецкой области.


    1. Javian
      27.10.2021 11:19

      Багги по-моему небольшого размера. Впечатление что я их видел с детьми примерно 3-х лет.


      1. lifemaker
        27.10.2021 11:22

        Слава интернет архиву - теперь мы даже знаем точный размер - 840x440x400 (https://web.archive.org/web/20070821004208/http://www.tochmash.com/ru/pdf/baggi.pdf).

        Также мы теперь знаем что pdf-ка создана в 2005-ом. Неужели всё ещё производился?


        1. Javian
          27.10.2021 12:55

          По названию "ОАО Точмаш Донецк" можно найти, что завод обанкротился в 2009-м. По спутниковым снимкам видно, что цеха завода разрушены в период 2018-2019.


          1. lifemaker
            27.10.2021 13:03

            То что сейчас не производится - это понятно. Меня удивило, что оно могло в 2005-ом всё ещё производиться.


            1. Javian
              27.10.2021 13:24

              До кризиса 2007-го много советской промышленности дожило в exUSSR. Сейчас бы и без кризиса не производили бы - из Китая перепродавать выгоднее и много ума не надо.


    1. algot
      29.10.2021 18:01
      +1

      У меня тоже была "Львовянка". Где-то в 86/87 году покупали
      У нее под панелью были батарейки и кнопкой включались поворотники, которые сверху капота расположены.


  1. ZekaVasch
    27.10.2021 01:45
    +1

    Году в 2005 видел как в пригороде Владивостока на пляже Санаторная в парке имени Лазо сгорела хоз постройка.

    В ней сгорел и десяток таких автомобилей и коней. Пичалька.


  1. OneMike
    27.10.2021 01:59
    +1

    Как же, помню. Такой голубой москвич привязывали к велику, сажали туда "жертву" и гоняли по деревенской дороге, было весело...


    1. drWhy
      27.10.2021 09:29

      «Буксировка велосипедов и велосипедами запрещена». Но ПДД не для авантюристов.


      1. ganzmavag
        27.10.2021 15:49

        В строгом соответствии с ПДД на велосипеде детям и по деревенской дороге ездить нельзя, надо сначала найти в деревне тротуар, велодорожку или пешеходную зону.


        1. drWhy
          27.10.2021 21:16

          Сельские дороги — хороший пример оксюморона.


  1. Useroff
    27.10.2021 06:08
    +1

    У меня был в детстве педальный автомобиль, который мне с тех пор ни в одной подобной подборке не попадался. Без кузова, с открытыми колесами, пластиковое сиденье и пластиковый кожух в передней части над педалями. Две фары, в каждой стояла плоская батарейка на 4,5 вольта. Может, кто помнит такой? Ибо Москвичи, Невы и и иже с ними часто мелькают, а мой - нет.


    1. stranger169
      27.10.2021 15:51
      +1

      Случайно не вот этот вышеупомянутый Кросс?


      1. Useroff
        28.10.2021 16:09

        Да, оно, спасибо.


  1. corvair
    27.10.2021 06:34
    +1

    В моём детстве, в конце 80х - начале 90х таких машинок было много. В основном "Москвичи", конь педальный тоже не был особой редкостью, у самого был такой. Вне частного дома он был неудобен, агрегат достаточно крупный. Ещё встречался педальный трактор. Ещё в подборку не попала машинка в белом пластиковом кузове с металлическими усилениями, а может и на полноценной раме, она отличалась малой массой и лёгким ходом.


  1. lasc
    27.10.2021 06:38
    +3

    Моя детская травма на всю жизнь: дарят машинку, я доезжают до садика забегаю чтобы позвать похвастать выхожу, а ее нет.


  1. lagudal
    27.10.2021 07:32
    +1

    у меня был «москвич» — и по моему даже цвет как на картинке где собирали в 70 году. Мне где то в 73 году дядька подарил, 5 лет мне было. Сказать, что я тогда испытал — не сказать ничего… где то была фотка, затерялась.


  1. SomeDD
    27.10.2021 07:34
    +2

    Машинка «Оренбуржец» выпускались только в одноименном городе и распространялась там же, минуя рассылку в другие регионы нашей огромной страны

    По самым скромным подсчетам, с конвейеров ежегодно съезжало от 50 до 80 тысяч машинок.

    Здесь точно никакой ошибки нету? Как-то мне не очень верится в подобную ёмкость оренбургского рынка.


  1. censor2005
    27.10.2021 07:46
    +1

    В нашем городе я был одним из немногих, кому посчастливилось быть обладателем синего москвича. Поездки на нём превращались в испытание, т.к. каждый раз собирали вокруг меня кучу детей из всех соседних домов :) По воспоминаниям, крайне прочный и надёжный автомобиль, который выдерживал вес детей, для которых точно был не предназначен. Думаю, сейчас в нашем городе таких раритетов уже не найти.


  1. Radisto
    27.10.2021 08:03
    +1

    У знакомых в детстве был педальный трактор Орлёнок


  1. Javian
    27.10.2021 08:43
    +1

    ГАЗ-А или ЗИМ.

    На фото участников пробега немного другая модель. Погуглил и нашел фото, похоже авто было черное с хромированием.

    Заодно нашлось Vintage: Kids and their Pedal Cars (1920s-1950s)


    1. drWhy
      27.10.2021 09:50

      Винтажная пленоптика?
      Vintage: Kids and their Pedal Cars (1920s-1950s)


      1. Javian
        27.10.2021 10:10

        Интересный привод из рычагов и тросиков.


  1. sukhe
    27.10.2021 10:45

    О! Была у меня "Нева". Жуткий металлический коробок, который громыхал на всех кочках. Когда слегка подрос - с радостью пересел на велосипед.


  1. dragonnur
    27.10.2021 10:53

    В соседнем дворе стояла детская машинка явно фабричного производства на сварном и качественно окрашенном стальном каркасе из катаной полосы, но с громоздким пластиковым кузовом (каркас был помят впереди, а пластик - разбит и изуродован; по очертаниям машинка напоминала ГАЗ-М12). До сих пор не находил, что это было.


  1. damirg
    27.10.2021 10:55
    +3

    Электромобиль от деда внуку

    Видеообзор на еще не успел смонтировать)


    1. damirg
      27.10.2021 11:06

      Краткое видео тестирования:
      https://www.youtube.com/watch?v=eVkZZikiuk8


      1. Javian
        27.10.2021 11:16

        Рулевой редуктор из болгарки?


        1. damirg
          27.10.2021 11:32

          Да


  1. SADKO
    27.10.2021 11:01
    +4

    Ага, клик бейт, о характеристиках ни слова! :-)

    Я тоже был советским ребёнком и видал тех москвичей лишь в магазинах игрушех, и естественно хотел... Но от этого желания меня излечил парк аттракционов в Химках. Там были специальные дорожки с разметкой, знаками, круговым движением и даже светофором. А в прокате были москвичи разных цветов и состояния, согнутые из труб, типа гоночные машинки, походившие на велосипед, но с приводом как в машинке, и собственно велосипеды, разных конструкций.

    Я конечно же вскочил в вожделенный москвич, но дорога быстро дала понять, что это был не правильный выбор, тк по скорости он в разы уступал любому велосипеду и играть на нём можно было разве что в жертву дтп. Собственно так и было, на великах гаишники, на машинах водилы, и когда они сталкиваются, надо было первым до них доехать и штраф выписать. Иногда водилы успевали сами разъехаться, но покинуть место дтп на машине не было шансов.

    Так, советская культура формировала байкеров, с того дня, я хотел не москвич а велосипед, раминь.


    1. drWhy
      27.10.2021 11:41

      «по скорости он в разы уступал любому велосипеду»
      Только не стреноженному боковыми колёсиками «Зайке».


      1. dragonnur
        19.11.2021 04:53
        +1

        Их кронштейны можно было отогнуть насильно :)


  1. Ergistael
    27.10.2021 11:57

    Педальные были у некоторых друзей. Но вот в начале 80-х я увидел где-то детский электромобиль (!). Родители сказали, что производятся такие в Иркутске (гарантии не дам). И был он оочень медленный, но все равно казался фантастикой.


  1. Teml
    27.10.2021 12:06

    В детстве довольно часто встречал подобный автомобиль на улицах у соседских детей. У меня, ребёнка, даже не возникало желания на нём кататься, так как понятно было, что этой махиной педалить - удовольствие ещё то: у меня ведь был двухколёсный велик, лёгкий, но дешёвый потому с жесткой сцепкой даже на нём разогнаться было проблематично, что говорить о том, чтобы угнаться за каким-нибудь "лёвушкой". Что делать в этом гробике на колёсах - вовсе было не совсем ясно. Возможно, я ошибался, ведь попробовать так и не пришлось. Или пришлось, но не запомнилось....


  1. Gordon01
    27.10.2021 12:33

    А где характеристики-то?

    На ней можно было 25-30 км/ч разогнаться? Сколько десятков км можно проехать?

    Я не очень понимаю смысла такой игрушки, когда есть велосипеды


    1. Javian
      27.10.2021 12:56
      +4

      Машина для родителей, а не для ребенка: Чтоб ребенок сидел в машине и не бегал, а родители могли немного отдохнуть.


    1. aderg
      27.10.2021 22:07

      тут главное антураж! Да и какая скорость, если основные потребители - дети 3-5 лет.

      Кстати говоря, в деревне по грунтовке педалями эти машины было тяжело раскачать, поэтому просто катали друг друга по очереди


  1. QDeathNick
    27.10.2021 20:50

    https://autostory.pro/

    Тут есть несколько таких машинок в очень хорошем состоянии, звоните чтобы попасть.

    Мы ходили в 2017, но всё могло изменится.


  1. salnicoff
    28.10.2021 08:42
    +2

    Еще ни слова о картах с велосипедными педалями. И настоящим тормозом. Много лет спустя в «Моделисте-Конструкторе» опубликовали статью, как к нему приколхозить моторчик от бензопилы, чтобы пепелац из безобидной игрушки превратился в гоночного монстра...


  1. lockdok
    30.10.2021 11:19
    +3

    Уважаемый автор, спасибо за приятный флэшбек в детство! Вспомнил, что я в детстве ездил на таком вот автомобиле (только в моем руль был желтый вроде бы):

    Не могли бы вы и про него рассказать?


    1. Exchan-ge
      30.10.2021 12:20
      +1

      Вспомнил, что я в детстве ездил на таком вот автомобиле


      У нас встречалась более простая версия очень похожего детского веломобиля:

      image

      1991 год. Народ хранил подобные «авто» прямо во дворе, пристегнув к бетонной плите за раму
      Вот так
      image


      Естественно, даже неподвижный веломобиль не оставался без внимания прохожих :)


  1. HellSysop
    30.10.2021 11:19
    +1

    Ну, не знаю. У меня чёт как-то сразу Мазда была. Упустил я педальное детство.


  1. Javian
    01.11.2021 06:34
    +1

    Надо было на КПДВ самую известную машинку разместить:


    1. Exchan-ge
      13.11.2021 00:49
      +1

      Надо было на КПДВ самую известную машинку разместить:


      Вот это было реально круто и в струю тогдашней автомоды:
      Чебурашка
      image


      1. Javian
        13.11.2021 07:10

        По-моему в Моделист Конструкторе за вторую половину 1980-х попадался еще один подростковый. И возможно в Технике молодежи за 1960е.


  1. drWhy
    12.11.2021 22:41

    Гонки на выживание на Москвичах.

    Гонки на выживание


    1. dragonnur
      19.11.2021 04:55
      +1

      И иллюстрация старой пословицы, кому за рулём нехорошо :)