Иногда в СМИ можно встретить мнение, что отношение к выборам и электоральные предпочтения людей, проживающих в глубинке и в крупных городах, сильно отличаются.

Возможно, источником такой информации послужила статья Чурова В.Е., Арлазарова В.Л., Соловьева А.В. : « Итоги выборов. Анализ электоральных предпочтений». В этой статье коллектив авторов выделяет городские и сельские участки и приходит к заключению о  «неоднородности множества избирателей».

Попробуем выяснить, как меняются электоральные предпочтения россиян в зависимости от удаленности их проживания от центров крупных городов в 2021 году.

      Для анализа использованы данные результатов выборов в Государственную думу, которые прошли 17-19 сентября 2021 года. Результаты выборов можно найти на сайте ЦИК и в более удобном виде в телеграмм канале RUElectionData. Кроме того, были использованы данные из справочника компании HFLabs с координатами городов России.  Данные для каждого из участков были дополнены расстоянием до центра ближайшего к нему города с населением более 300000 человек.  Наиболее крупные города (Москва и Санкт-Петербург) и некоторые города, в которых была зафиксирована аномально высокая явка(Уфа, Брянск, Волгоград, Махачкала, Кемерово, Новокузнецк, Сочи, Саранск, Владикавказ, Ставрополь, Казань, Набережные Челны, Тюмень), было решено исключить из исследования. 

     В итоге в выборке осталась информация о голосовании на участках вблизи следующих городов: Барнаул, Архангельск, Астрахань, Белгород, Улан-Удэ, Владимир, Волжский, Вологда, Череповец, Воронеж, Чита, Иваново, Иркутск, Калининград, Калуга, Киров, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Оренбург, Орёл, Пенза, Пермь, Владивосток, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Тольятти, Саратов, Екатеринбург, Нижний Тагил, Смоленск, Тверь, Томск, Тула, Ижевск, Ульяновск, Хабаровск, Сургут, Магнитогорск, Челябинск, Чебоксары, Ярославль.

        Исследовались избирательные участки, которые находились в радиусе до 400 км от центров этих городов. Всего на этих участках численность избирателей составила 62119821, что составляет примерно 53% от всех избирателей России. Было решено разбить расстояние от центров не на равномерные промежутки, а на такие, чтобы в каждом из них проживало одинаковое число избирателей. 

Рис.1 Фрагмент карты России, на котором нанесены точками избирательные участки вблизи крупных городов из исследуемой выборки. 
Красные точки - участки на расстоянии от 0 до 6 км от центра города

Оранжевые точки - участки на расстоянии от 6 до 35 км от центра города

Зеленые точки - участки на расстоянии от 35 до 94 км от центра города

Синие точки - участки на расстоянии от 94 до 233 км от центра города

Фиолетовые точки - участки на расстоянии от 233 до 400 км от центра города
Рис.1 Фрагмент карты России, на котором нанесены точками избирательные участки вблизи крупных городов из исследуемой выборки. Красные точки - участки на расстоянии от 0 до 6 км от центра города Оранжевые точки - участки на расстоянии от 6 до 35 км от центра города Зеленые точки - участки на расстоянии от 35 до 94 км от центра города Синие точки - участки на расстоянии от 94 до 233 км от центра города Фиолетовые точки - участки на расстоянии от 233 до 400 км от центра города

На этом рисунке изображен фрагмент карты России, на котором нанесены точками избирательные участки вблизи крупных городов из исследуемой выборки.  Красными точками обозначены избирательные участки, которые находятся на расстоянии от 0 до 6 км от центров крупных городов. Оранжевыми – участки на расстоянии от 6 до 35 км. Зелеными точками – участки на расстоянии от 35 до 94км. Синими точками – участки на расстоянии от 94 до 233км. Фиолетовыми свыше 233 км. Вблизи городов, таких как: Москва, Казань, Уфа, Саранск, которые были исключены из выборки городов для исследований нет окрашенных точек так как данные с участков, вблизи этих городов не рассматривались в рамках данного исследования.

 Из рисунка видно, что по мере удаления от центров городов площадь, окрашенная в соответствующий цвет, увеличивается. Однако, если выбрать все участки красного, оранжевого, синего или зеленого цветов и просуммировать количество избирателей, которые могут голосовать на них получится около 14 миллионов человек для каждого из цветов.  

В данном исследовании территория России разбивалась на меньшие участки. Такие, что в каждом из них проживало по 1 миллиону человек. Так как для исследования были отобраны участки, на которых в совокупности могут голосовать 62 миллиона избирателей получилось 62 интервала. Первый миллион избирателей живет на расстоянии 1 км от центров городов, второй миллион на расстоянии от 1 до 1,5 км, шестидесятый - на расстоянии от 227 до 248 км от центра. На карте такие узкие интервалы изобразить сложно, а на графике возможно: 

Рис. 2 Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов.
Рис. 2 Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов.

      Черными точками на графике обозначено количество избирателей, которые проживают в выбранном интервале расстояний от центров городов. Как описано выше, интервалы расстояний подобраны так, чтобы это число примерно было равно миллиону. Поэтому через черные точки легко провести прямую, параллельную оси абсцисс. 

      Зеленые точки – это количество избирателей, которые пришли на участки и проголосовали. Заметно, что количество проголосовавших увеличивается по мере отдаления от центров городов и растет до пикового значения примерно на расстоянии 150 км. В терминах явки это означает, что явка на расстоянии 150 км примерно на 20 процентов выше, чем в центрах городов.  

       Синими точками обозначено количество проголосовавших за партию «Единая Россия». На графике наблюдается заметный рост результатов при отдалении от центров городов.

       Красными точками обозначено количество голосовавших за партию КПРФ. У КПРФ, по крайней мере в таком масштабе, не прослеживается существенная зависимость результатов голосования от расстояния. Через красные точки можно провести прямую линию, практически параллельную линии через черные точки или оси абсцисс.  

       На этом можно было бы закончить исследование и заключить: действительно, на удалении от центра люди в большем количестве приходят на участки и процент проголосовавших за партию «Единая Россия» выше. Но внимательный человек может заметить, что зеленые и синие точки создают практически одинаковую картину, только зеленые точки смещены выше по оси ординат. Это означает, что практически все люди, которые пришли на участки за пределами городов сверх того же количества в городах, и которые в районе расстояния 150 км от центров прибавили к явке 20 процентов, проголосовали за «Единую Россию». Довольно подозрительно. 

      Рассмотрим зависимости более детально.

Рис. 3 Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов. Максимальное  расстояние от центров 6 км.
Рис. 3 Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов. Максимальное расстояние от центров 6 км.

        На этом графике расстояние до центров ограничено шестью километрами. В среднем города из выборки имеют примерно такой радиус. То есть на этом графике видно, как голосовало городское население. Через точки проведены линии. Черная линия с общим числом избирателей убрана, так как это практически константа, но добавлена сиреневая – количество проголосовавших за все партии, кроме «Единой России» и КПРФ. Явка меняется в пределах 5 процентов. Остальные кривые меняются пропорционально и ожидаемо. В среднем в городах за «Единую Россию» проголосовало 33 процента избирателей, 24 процента за КПРФ и 43 процента за другие партии соответственно.  Этот результат близок к оценкам независимого электорального аналитика Сергея Шпилькина.

Рис. 4 Каждая точка соответствует результату партии на  участках, которые расположены в пределах 6 км от центров городов
Рис. 4 Каждая точка соответствует результату партии на участках, которые расположены в пределах 6 км от центров городов

        На этой диаграмме  иллюстрируются результаты выборов на участках в радиусе 6 км от центров крупных городов в виде точек, координаты которых соответствуют явке на участке и результату КПРФ для красных точек и «Единой России» для синих. Видно, что основная масса точек сгруппирована в плотный кластер в районе явки около 40 процентов.

Рис. 5  Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов. Расстояние от центров городов 6 -35 км.
Рис. 5 Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов. Расстояние от центров городов 6 -35 км.

На расстоянии от 6 до 35 км от центров городов картина резко меняется. Явка существенно возрастает, а вместе с ней и результат «Единой России». Результат КПРФ и остальных партий растет, но незначительно на фоне явки.

Рис. 6  Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов. Расстояние от центров городов 35 -93 км.
Рис. 6 Зависимость числа избирателей в выборке от расстояния до центра городов. Расстояние от центров городов 35 -93 км.

На расстоянии от 43 до 93 км от городов результат партии «Единая Россия»  достигает 49 процентов, что практически соответствует ее среднему результату по стране.

Рис. 7 Каждая точка соответствует результату партии, на участках, которые находятся на расстоянии более 35 и менее 93 км от центров городов
Рис. 7 Каждая точка соответствует результату партии, на участках, которые находятся на расстоянии более 35 и менее 93 км от центров городов

          На этой диаграмме заметно, что на удалении от центров городов появляется множество участков, где явка высокая, результат «Единой России» высокий, а КПРФ существенно ниже. Именно эти участки и обеспечивают такую явную корреляцию результатов «Единой России» и числа проголосовавших.

Рис.8 Зависимости количества избирателей от явки в городе (0-6 км от центров городов: синяя и красная линии) и за городом (35-93 км от центров городов : фиолетовая и желтая линии)
Рис.8 Зависимости количества избирателей от явки в городе (0-6 км от центров городов: синяя и красная линии) и за городом (35-93 км от центров городов : фиолетовая и желтая линии)

На этом графике изображены зависимости количества избирателей от явки в городе (0-6 км от центров городов: синяя и красная линии) и за городом (35-93 км от центров городов : фиолетовая и желтая линии), проголосовавших за партии «Единая Россия» и КПРФ. Видно, что в городе зависимости имеют колоколообразную форму, как и должно быть при нормальном подсчете голосов. За городом результат «Единой России» (фиолетовая линия) приобретает второй максимум в области высокой явки. А вот результат КПРФ (жёлтая линия) второго максимума не имеет. Выглядит желтая кривая так, как будто её вершину оторвали и рассыпали в области высокой явки. То есть явка на участках возросла, но это не прибавило голосов КПРФ. Очевидно, что на участках с высокой явкой велась ошибочная регистрация явки и качество итоговых подсчетов на этих участках вызывают сомнения.

Рис.9 Фрагмент карты России, на котором изображены избирательные участки в виде разноцветных точек
Красные точки - участки на расстоянии от 0 до 6 км от центра города

Оранжевые точки - участки на расстоянии от 6 до 35 км от центра города

Зеленые точки - участки на расстоянии от 35 до 94 км от центра города

Синие точки - участки на расстоянии от 94 до 233 км от центра города

Фиолетовые точки - участки на расстоянии от 233 до 400 км от центра города

Серые точки - участки с явкой выше 55% и менее 70%

Черные точки - участки с явкой выше 70%
Рис.9 Фрагмент карты России, на котором изображены избирательные участки в виде разноцветных точек Красные точки - участки на расстоянии от 0 до 6 км от центра города Оранжевые точки - участки на расстоянии от 6 до 35 км от центра города Зеленые точки - участки на расстоянии от 35 до 94 км от центра города Синие точки - участки на расстоянии от 94 до 233 км от центра города Фиолетовые точки - участки на расстоянии от 233 до 400 км от центра города Серые точки - участки с явкой выше 55% и менее 70% Черные точки - участки с явкой выше 70%

На этом рисунке на фрагменте карты России изображены избирательные участки в виде разноцветных точек, как и на Рис 1. Однако на этом рисунке участки с явкой 55-70 процентов окрашены в серый цвет. А участки с явкой свыше 70 процентов в черный цвет. Сравнивая Рис.1 и Рис.9, можно отметить, что участки синего цвета окрашиваются в черный цвет в большем количестве, ближе к югу России. Возможно скорее разделить избирателей не по принципу город-село, а скорее по принципу Европейская часть – Юг России. Более подробно подобную карту для каждого из исследуемых городов можно рассмотреть на сайте duma-21.ru.

Возвращаясь к рассмотрению вопроса о том, есть ли разница в активности избирателей на удалении от крупных городов, можно рассмотреть зависимость явки от расстояния от центров городов для всех партий, кроме Единой России.  

Рис.10 Зависимость результат всех партий, кроме партии Едина Россия от расстояния до центров крупных городов из выборки.
Рис.10 Зависимость результат всех партий, кроме партии Едина Россия от расстояния до центров крупных городов из выборки.

На этом графике зелеными точками обозначена явка избирателей на участки за вычетом результата партии «Единая Россия». Из графика видно, что явка при удалении от центров городов растет не существенно, в пределах пяти процентов.

По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:

  • При удалении от центров крупных городов, после очистки данных от сомнительных, действительно наблюдается рост явки избирателей в пределах пяти процентов. Драматичный рост явки на удалении от центров городов в исходных данных связан в основном с ошибкой измерения результата партии «Единая Россия».

  • В центрах крупных городов, которые были исследованы в рамках данной работы, сформированы механизмы достоверного подсчета результатов голосований.  

  • На удалении до 6 км от центров крупных городов результат Единой России составляет 33.3 %, результат КПРФ 24.4% при явке 39 %. Доля участков с явкой выше 60% – менее 2 %.

  • По мере удаления от центров крупных городов качество регистрации результатов голосований снижается. На существенной доле участков не были достоверно зарегистрированы такие ключевые показатели, как явка и результат партии «Единая Россия». На удалении от крупных городов стороне,заинтересованной в достоверном подсчете (которая включает в себя абсолютное большинство населения России), все еще не хватает ресурсов, чтобы наладить качественный подсчет результатов голосований. 

  • Доля участков с явкой выше 60% на расстоянии от 35 до 90 км от центров городов превышает 25%.

  • Введение электронного голосования в крупных городах усложнит процедуру проведения голосования и, вероятно, станет главным инструментом противодействия механизмам достоверного подсчета голосов. При таком развитии событий будут выделяться группы с существенно разными электоральными предпочтениями не по территориальному принципу, а по принципу электронного или физического голосования, как это произошло в Москве на выборах в государственную думу в 2021 году.

  • На сайте duma-21.ru размещены карты городов с нанесенными на них участками в виде цветных точек. Более точная категоризация участков может быть сделана избирателями и организаторами выборов, которые проживают вблизи исследуемых городов и обладают дополнительной информацией.   

Комментарии (13)


  1. lz961
    01.11.2021 15:46
    +4

    Графики читались бы лучше, если бы нижним пределом был ноль.


    1. zzzzbh Автор
      01.11.2021 19:03

      Спасибо за комментарий! Видимо это по поводу Рис.3 и подобным. В следующих публикациях буду следовать этой рекомендации.


  1. iiwabor
    01.11.2021 15:56
    +4

    Этот результат типичный или даже чуть ниже(для пущей "достоверности") для всех классических авторитарных режимов.

    То же самое касается явки – в подобных режимах обычно она больше 60%, где-то в районе 80%.

    На участках, где явка меньше, видимо, система еще находится в стадии формирования, и если нынешние тенденции сохранятся, то к следующим президентским выборам проблем с явкой не будет никаких


    1. zzzzbh Автор
      01.11.2021 19:08

      Добрый вечер! Спасибо за комментарий! Чтобы понять динамику нужен анализ данных за прошлые выборы. Мне известно, что в Москве десять лет назад были более существенные фальсификации на участках, чем сейчас. На это ответом стало электронное голосование.


      1. dmbarsukov
        01.11.2021 22:19

        Ответом правительства на фальсификации в пользу правительства стало появление электронного голосование, которое должно положить конец фальсификациям и вбросам?


    1. Elordis
      02.11.2021 09:39

      Да нет, "система" есть везде. Просто у нас в законе о выборах (пока что) прописаны наблюдатели, которые могут быть независимыми и имеют реальные права наблюдать процесс. И в их присутствии особо не развернешься. А таких наблюдателей, по очевидным причинам, существенно больше в городах. Отсюда и разница.


    1. ggo
      02.11.2021 10:05
      +1

      То же самое касается явки – в подобных режимах обычно она больше 60%, где-то в районе 80%.

      Вы в маленьких населенных пунктах давно жили?

      Представляете уклад жизни таких жителей? Как много у них событий, и что они знают про условные альтернативы ЕР?


      1. iiwabor
        02.11.2021 14:14
        +2

        Я живу в маленьком городе и уклад жителей знаю очень хорошо. И альтернативы ЕР они знают, не все конечно, но многие. Но при голосовании всегда получается явка около 80% и большинство голосов всегда у ЕР.

        Дело ведь не в том, как люди голосуют, а в том - как потом считают их голоса.


  1. Javian
    01.11.2021 16:43
    +1

    Проверял десяток адресов избирательных участков со 100% явкой - оказались больницы, интернаты.


    1. zzzzbh Автор
      01.11.2021 19:13

      Здравствуйте! Спасибо за комментарий! Согласен, что среди участков с большой явкой много специальных. Чтобы понять насколько много нужно дополнительно данные анализировать.


      1. Javian
        01.11.2021 19:44
        +1

        Еще есть воинские части, гарнизоны и города как Калининград/Питер/Севастополь/Владивосток. И вообще неплохо было бы на этой карте как-то учитывать и отображать плотность населения.


  1. Sap_ru
    01.11.2021 18:13
    +3

    Чем дальше от центра, тем проще и эффективнее используется админресурс и тем больше зависимость населения от этого админресурса.
    И точно так же, чем дальше на Кавказ, тем более явное применение этого админресурса. Вплоть до того, что на участок приходит директор (или его представитель) и проверяет, за кого голосуют сотрудники. И даже до того, что прямо в комиссии заполняют бюллетени без выдачи. «Наша школа голосует за Путина» — директор даёт списки и по ним всё организовано заполняется.


    1. zzzzbh Автор
      01.11.2021 19:40
      +1

      Добрый вечер! Спасибо за комментарий! Мне сложно судить как это происходит на Кавказе. Я был в составе комиссии в Москве. В комиссию мог попасть любой желающий. Можно было получить направление от одной из партий. Если в комиссии есть люди, которые мотивированы честный подсчет провести, то они могут это организовать. На нашем участке все было честно, по крайней мере в дни голосования. Проблема в том, что нужно как минимум три человека на комиссию чтобы все контролировать. Всего таких комиссий около ста тысяч по стране. Поэтому нужно минимум 300000 человек, которые готовы бесплатно работать столько, сколько длятся выборы. В этом году это было три дня и почти 40 часов. Это огромные ресурсы, которыми видимо, пока-что не располагают стороны, заинтересованные в честном подсчете. С подконтрольным электоратом нужно оценивать его вклад в выборы, но он может быть не такой однозначный, как некорректный подсчет результатов.