Сейчас в США активно судят главу Theranos — за обман своих инвесторов. Но куда более серьезный и наглый преступник остается на свободе. Если Theranos на пике стоила $8 млрд, то акции Nikola, обещавшей стать второй Tesla, продавались за $34 млрд. Если у Theranos не вышло создать нормальный продукт (и Элизабет Холмс об этом врала), то Тревор Милтон о создании чего-то реального и не задумывался. Несмотря на это, акции Nikola продолжают торговаться на бирже, а Милтон — на свободе, и остается миллиардером. Вот что значит — правильное название, хороший пиар в соцсетях и наличие опыта в скамах.


О самом креативном и масштабном обмане последних лет. Как «второй Илон Маск», обещавший выпустить электрические грузовики, оказался мошенником и проходимцем, но ушел с миллиардами.


 


Бедное начало




В 2017-м 35-летний Тревор Милтон гордо стоит на сцене, рассказывая публике о своей разработке, которая изменит мир. Позади него — реальный электрический грузовик! Первый в мире, причем способный перемещаться на 1300-1800 км с одного заряда батареи. Журналисты в один голос называют его вторым Илоном Маском. Который, может быть, скоро станет даже успешнее первого.


Хотя, казалось бы, карты с детства были не в его пользу. Тревор родился в 1982-м в маленьком городке Лейтон (штат Юта) в бедной семье. Его мама умерла от рака, когда ему было 15, а отец работал в четырех часах езды от дома. Тревор, его брат и три сестры учились выживать, как могли. После школы он в числе миссии мормонов на 18 месяцев отправился в Бразилию, в фавелы. Потом он говорил, что этот опыт заставил его задуматься о более широких проблемах, в том числе экологических.


Он бросил колледж после первого семестра, чтобы начать карьеру в сфере продаж и маркетинга (в чём у него точно был талант, как мы увидим дальше). И в начале 2000-х создал свою первую компанию, которая занималась продажей охранных сигнализаций. Через несколько лет Тревор продал этот бизнес за $300 000.




Но уже здесь, в первой сделке, будущий миллиардер проявил свой характер. Он смог обмануть сразу двух людей. Во-первых, своего партнера, которому сказал, что продал компанию всего за двести тысяч. Во-вторых, покупателя, которому сильно приукрасил потенциал и цифры своего бизнеса, из-за чего тот в итоге получил большой убыток.


 


Путь к успеху




В 2009-м, получив первые деньги, Тревор Милтон, точно как и Илон Маск десятью годами ранее, решает создать свой онлайн-бизнес. Он покупает сайт с объявлениями о продаже подержанных автомобилей. Но бизнес не идёт, деньги даются сложно. А тут тот же Маск со своей Tesla выходит на IPO, и его акции быстро растут каждый месяц. Поэтому Тревор тоже решает провести революцию в мире машин!


Какую?.. Нуу, например, можно переделывать существующие дизельные двигатели для работы на сжатом природном газе. Сделать большую компанию, которая будет этим заниматься. Идея прекрасная, людям точно понравится: у газа меньше выбросов, меньше затрат на обслуживание и в целом он безопаснее. Так Тревор создает компанию dHybrid.


Хороший маркетинг позволяет ему убедить логистическую компанию вложить $2 млн в сделку. Он обязуется переоборудовать 10 их грузовиков. А если пробная версия окажется удачной — еще 800 грузовиков.


Но дело не взлетает: у Тревора нет никакого инженерного опыта, а разбираться скучно. За два года, к 2012-му, нанятые им рабочие присылают только 5 переделанных грузовиков. Причем с их двигателями есть проблемы, так что они толком не работают. На него подают иск, требуя вернуть деньги. Но полученные два миллиона Милтон уже потратил на свою личную жизнь.


Чтобы избежать своих проблем с законом, и кого-нибудь всё-таки обмануть, Тревор с отцом создает новую компанию — dHybrid Systems. Название выбирает специально похожее на dHybrid. Новая компания занимается тем же, чем занималась и старая — перестройкой двигателей грузовиков. Но теперь без судебного иска.




От иска удается отбиться, но деньги почти закончились, а Тревор уже привык к роскошной жизни. В том же 2012-м он находит другого инвестора в Юте, которому предлагает купить свою компанию. Но тот внимательно всё оценивает и, к своему счастью, отказывается от сделки.


Тревор с компанией продолжает переделывать грузовики. Потом устанавливает контакт с Worthington Industries — успешным производителем баллонов с пропаном и кислородом. Расписывает преимущества своей компании, и убеждает их купить её за $16 млн. И тут два момента:


  1. Она столько и близко не стоила.
  2. Он продает им не dHybrid Systems, а dHybrid. Старую компанию с долгами и судебным иском.

Потом в частной беседе (мы знаем о ней из-за расследования Hindenburg Research) Тревор говорил, что ему очень повезло, что тогда никто не умер. Во время езды с его двигателей выпадали детали, что могло привести к авариям на дорогах.


Но главное, что имело значение для Тревора — сделка с Worthington состоялась. И теперь у него было $16 млн, чтобы провернуть свою аферу века.


 


Nikola Motor




В 2014-м Тревор Милтон у себя в Солт-Лейк-Сити создает Nikola Motor — компанию, которая должна перевернуть рынок электромобилей. Он также начинает работать над дизайном их новых технологий и первого грузовика.


Через два года, 9 мая 2016-го Nikola Motor анонсирует Nikola 1 — мощный электрогрузовик, который тянет 35 тонн, может путешествовать тысячи километров без остановок, а потом требует только 15 минут подзарядки, чтобы проехать еще тысячу километров.


Мировой рынок грузовых перевозок оценивается больше чем в $1 трлн, так что такая технология, грозящаяся откусить кусок этого пирога, сразу привлекает интерес со стороны публики.


Не подозревая о прошлом Тревора Милтона, бизнес-мир радостно обсуждает потенциал такой революционной грузовой машины. О бизнесмене пишут в новостях, его зовут в студии и на инвест-форумы, на его Твиттер подписываются сотни тысяч людей. Еще бы: перед их глазами рождается второй Илон Маск!




В январе 2017-го Nikola представила готовый электрогрузовик — как водится, на большой сцене, в стиле Tesla и Apple. Твиттер Nikola Motor, продвигавший мероприятие, подчеркнул, что грузовик уже полностью готов к работе. Журналистам даже дали в него сесть и понажимать кнопки. Во время презентации Тревор особенно отмечал удобные тачскрины в кабине.




На деле, конечно, это просто была единственная часть грузовика, которая работала. Но не от электродвигателя внутри, а от обычных проводов, проведенных под сценой. В реальности у компании не было никаких производственных мощностей. Чтобы сделать этот прототип грузовика несколько сотрудников Nikola ходили в обычный строительный магазин. Внутри каркаса не было совершенно ничего, кроме удобных сидений и пары планшетов, вставленных в приборную панель.


Но компания уже начала собирать предзаказы — по $375 тысяч за штуку. Они заявили, что Nikola 1 разработан, протестирован, и сейчас запускается в серийное производство.


По словам самой компании, еще до церемонии представления грузовика она собрала на него 7 тысяч предзаказов — получается, на $2,3 млрд. Первые несколько тысяч клиентов получали скидку в $5000, плюс можно было оформить рассрочку на шесть лет (некоторые выплачивают её до сих пор). Параллельно, чтобы два раза не вставать, компания провела раунд и собрала капитал от инвесторов, продав часть своих акций.


Но постепенно время шло, и хайп с январского мероприятия падал. Недоверие росло. У людей начинали появляться вопросы. Им надо было показать что-то новое. И вот, как по команде, в начале 2018 года наконец появляется видео: грузовик Nikola 1, бодро едущий по пустыне! Обязательно посмотрите, хотя бы пролистайте, это будет актуально чуть позже:



Не видите ничего странного? Ну, здесь вы не одни. Впечатленный работающим грузовиком, даже губернатор Аризоны Даг Дьюси ретвитнул это видео. И пригласил Nikola построить фабрику у них в штате. На что те согласились. Акции компании, у которой пока не вышло ни одного продукта, в закрытых раундах стали стоить под $5 млрд. При наличии таких денег, конечно, в скорый массовый выпуск грузовика теперь поверили даже самые ярые скептики.


Тревору Милтону принадлежало 40% компании. К возрасту 37 лет он стал миллиардером.


 


За ширмой



Кабель под сценой, от которого работал электрический грузовик Nikola 1

Cразу после анонса грузовика Nikola 1 в 2016-м все работы над машиной прекратились (точнее, они толком и не начинались). Разумеется, за пределами компании об этом никто не знал. Сама Nikola Motors изначально состояла только из Тревора, его друзей и отца, потом они наняли еще несколько десятков человек, которые в основном занимались маркетингом, соцсетями, обработкой заказов и поддержкой веб-сайта. Большинство из них не знали, что производственной команды в их компании нет.


Знаменитое видео с едущим грузовиком, по словам бывшего сотрудника, было сделано так. Они просто отбуксировали грузовик на вершину холма, и дали ему скатиться обратно. Одну из дверей грузовика пришлось прилепить клейкой лентой, чтобы она не отходила. Неудивительно, что всем, кто работал над видео, пришлось подписать NDA.


Ну и, конечно, нельзя забывать о том, что во всех СМИ тиражировалось, как технологию и дизайн грузовика придумал лично Тревор Милтон после двух лет работы. Это было «одно из его главных достижений», а на разработку было потрачено несколько миллионов. Тогда как в реальности 3D-модельку просто купили у дизайнера из Хорватии за несколько тысяч долларов. Но это не помешало Nikola потом подать в суд на Tesla на $2 млрд, утверждая, что Tesla нарушили их патенты и украли их интеллектуальную собственность. Разумеется, суд Тревор не выиграл, но СМИ уже успели растиражировать новость. И часть публики осталась при мнении, что «дыма без огня не бывает», чего и добивались.


Через год после показа видео с Nikola компания анонсировала, что они будут ставить по всей Америке водородные станции для заправки электроавтомобилей. Тревор в интервью говорил, что до этого люди думали слишком узко. На самом деле Nikola — в первую очередь энергетическая компания, вроде Shell или BP, а не автопроизводитель. Их глобальная цель — изменить весь рынок энергетики.


Для начала планировалось построить 700 станций в США и 70 в Европе в ближайшие десять лет. Это позволило бы его грузовикам перемещаться, не боясь, что у них кончится заряд. В 2019-м Тревор также говорил о том, что их Nikola недавно заплатила $30 млн для покупки больше 40 тонн водорода у компании из Норвегии. А в будущем они намерены сами вырабатывать свой водород, используя солнечную энергию и другие возобновляемые источники.


Всё это звучит отлично! Но если посмотреть на детали, выясняется, что за большинство ключевых технологий, касающихся водорода, отвечал младший брат Тревора, Трэвис. Который до работы в Nikola занимался заливкой бетона, покрасками лестниц и строительством пола в амбаре. А руководитель инфраструктуры, отвечавший за постройку водородных станций, до этого работал менеджером гольф-клуба в Айдахо.



Трэвис Милтон, будущее водородных технологий в Америке

Кэти Вуд, генеральный директор Arc Invest, в ответ на заявления Тревора тогда сказала, что заправка автомобиля водородом стоит в три раза дороже, чем заправка электричеством. И, мол, зачем тогда строить такие станции? В ответ на это Тревор быстро вышел с интервью и рассказал, что уникальная технология Nikola позволит сделать производство водорода невероятно дешевым — меньше чем $3 за 1 кг, на 81% дешевле, чем умеют остальные. Такой гигантский научный прорыв, опять же, внутри отвечал его младший брат.


В общем, схема Тревора понятна, и она нехитрая. В качестве представителя Nikola он делает громкие заявления, получает пару заинтересованных партнеров. Потом использует факт наличия такого партнерства, чтобы привлечь инвесторов. Показывает, что у него много инвесторов, чтобы привлечь других партнеров, и использует их бренды, чтобы получить еще больше инвесторов. И так по кругу. Если в какой-то момент схема провисает — делает еще более громкие заявления, или выпускает видео с их «реализованным» проектом. Их ютуб-канал на пике выпускал ролик почти каждый месяц.


 


Профит




Два года назад, в октябре 2019-го, Тревор начал нагнетать в Твиттере, что скоро Nikola покажет что-то по-настоящему большое. Такую инновацию, которая изменит мир (даже больше, чем его предыдущие две!). Параллельно в ноябре он обналичил $70 млн и купил самый дорогой дом в штате Юта — особняк за $33 млн на ранчо площадью 1100 гектаров.


19 ноября Nikola объявила о том, что она решила одну из главных проблем, стоящих перед зеленой энергетикой: аккумулятор высокой плотности. Она разработала прототип, обеспечивающий в четыре раза больше плотности энергии, чем стандартные литий-ионные батареи. И способный, например, поддерживать Tesla Model S на дистанции больше 900 километров.


Тревор Милтон утверждал, что своими глазами видел, как работает эта технология. И обещал вскоре устроить большую демонстрацию. По его оценкам, стоимость такой технологии должна составлять несколько сотен миллиардов. Через несколько недель американская пивная компания Anheuser-Busch заказала у него 800 грузовиков с такой батареей.


При этом у Nikola не было ни патента, ни инженеров, ни химиков, ни каких-либо опубликованных научных работ. На деле она просто купила производителя аккумуляторов ZapGo за $56 млн. И расхайпила его технологию карбон-ионовой батареи, рассказывая о том, что скоро она изменит мир. Юмор тут в том, что технологии у ZapGo вообще не существовало. Это был скам. Тревора самого обманули. Видимо, «рыбак рыбака видит издалека» — это не про наш случай.



Батарея ZapGo — будущее электромобилей

Хорошенько раскачав публику обещаниями, 4 июня 2020 года компания вышла на IPO. Через процесс, известный как «Reverse Merger», позволявший ей не раскрывать свои цифры. Сначала её оценили в $15 млрд. Но за 2 недели, к 19 июня, акции подорожали в два раза. Компания достигла оценки $34 млрд. Это был один из самых успешных выходов на рынок акций в истории. Все хотели задешево получить кусок пирога, который скоро будет стоить сотни миллиардов (например, Tesla с момента своего IPO подорожала на 21 400%). Даже на Хабре у нас были те, кто вложился.


Теперь Nikola стоила дороже, чем Ford. Который, для сравнения, в прошлом году выпустил 5,5 млн машин и получил выручку $155 млрд. Nikola стала самым дорогим производителем грузовиков в мире, а состояние Тревора достигло $13,6 млрд.




В сентябре General Motors приобрела долю в компании за $2 млрд. Цена была очень выгодной: за эти деньги им давали целых 11% акций! В ответ на такую щедрость GM обязалась производить грузовики Nikola, которые та продолжала активно продавать пользователям со своего сайта.


Наконец, буквально через пару дней после сделки с GM, 10 сентября инвестиционная фирма Hindenburg Research (которая сейчас, кстати, расследует криптовалюту Tether) выпустила огромный материал по Nikola. Где рассказала всё то, что мы знаем сейчас: о предыдущих обманах Тревора, об истории с dHybrid, о том, как его родственники руководят всеми отделами компании, об отсутствии даже намека на реальные грузовики.


Фирма собрала обширный объем доказательств, включая записанные телефонные звонки, текстовые сообщения, личные электронные письма, нотариально заверенные скриншоты™ из твиттера Тревора и фотографии самых ярких моментов. Они вложили в это расследование серьезные деньги, и даже сами съездили на тот холм, с которого Nikola скатывала грузовик в известном видео. Зато не вложились и не прогорели, как все остальные.


Акции Nikola начинали падать уже до этого (публику не подогревали ничем новеньким), а тут их сразу уронили еще на треть. Теперь компания стоила меньше $10 млрд. Что, на самом деле, тоже впечатляет, потому что у неё не было ничего, кроме нескольких зданий, купленных рендеров, фальшивой технологии батарей ZapGo и пары сотен сотрудников. Хотя, не так, — у неё был успешный бренд. Который состоял в основном в активном твиттер-аккаунте её создателя.


Тревор пообещал, что ответит на вопросы, и опровергнет обвинения. Но вместо этого удалил все свои аккаунты из соцсетей и исчез из поля зрения публики. Даже знаменитое видео едущего грузовика было удалено с официального ютуб-канала. А через пару недель было объявлено, что он добровольно уходит с поста СЕО компании — чтобы та «могла сосредоточиться на будущих проектах».


 


Наказание




Несколько инвестфондов, вложившихся в его компанию, подали в суд на Nikola — заявив, что они делали ложные утверждения о своих технологиях. Процесс длился почти год, и наконец в июле 2021-го федеральный суд присяжных постановил, что Тревор Милтон виновен в трех случаях преступного мошенничества. В том числе в обмане инвесторов, и в мошенничестве с использованием электронных средств. В итоге Тревора отпустили под залог $100 млн. На суде он не признал себя виновным, и говорил, что не сделал ничего незаконного.


У Тревора продолжает оставаться 20% доли в компании. Nikola всё еще на рынке, стоит $5,6 млрд, и ее акции в последние два месяца даже идут вверх. То есть, Тревор до сих пор остается свободным человеком и миллиардером.


Nikola продолжает двигаться вперед под новым руководством. На днях появилась информация, что компания имеет соглашение об урегулировании всех вопросов с регуляторами путем выплаты $125 млн Комиссии по ценным бумагам США. Компания требует возмещения этого штрафа и судебных издержек от Милтона, который по-прежнему остается ее крупнейшим акционером. Также Nikola говорит, что не отказывается от своих обязательств, и обещает поставить первые 25 электрогрузовиков клиентам в США до конца этого года.


Еще более детально можно посмотреть в видео:






Если вы хотите найти работу или просто мониторить рынок — подключайте телеграм-бот g-mate! Задаете желаемую зарплату, и он выдает вам лучшие вакансии от топовых компаний. Не нужно ни резюме, ни портфолио, настройка занимает меньше 30 секунд.


Комментарии (108)


  1. v1000
    15.11.2021 15:06
    +15

    Самое обидное даже не то, что такие компании снова и снова проворачивают свои схемы, зарабатывая на инвесторах - инвесторы и сами могут перепутать название компании и на хайпе скупать акции совершенно другой компании с похожим названием.

    Обидно, что такие действия подрывают работу действительно существующих стартапов или будущих стартапов, к которым будут более настороженно относится. И возможно, они не смогут собрать достаточно инвестиций под реальный продукт.

    Особенно когда есть более раскрученный проект, без реального продукта, зато с гораздо лучшей маркетинговой стратегией.


    1. Zion303
      15.11.2021 17:44
      +14

      А вы не обижайтесь. В бизнесе без маркетинга делать нЕчего - это как рекомендация для любых стартапов. Минимум - нужно изучить рынок, потенциалы. Как видно, даже маркетинг без бизнеса приносит деньги =)


    1. uvelichitel
      15.11.2021 21:28
      +14

      Инвесторы, партнёры -- они ведь не домохозяйки. Они ведь содержат аналитические бюро, разведывательные службы, гоняются за инсайтом. Трудно поверить что людей управляющих крупными капиталами так просто провести. Напрашивается подозрение что этих самых инвесторов и партнёров положение дел вполне устраивало. Хайп и аптренд, по всей видимости были для них достаточным убедительными факторами для участия в деле...


      1. SergeyMax
        15.11.2021 22:59
        +12

        Я вам скажу по секрету одну вещь: компания, и цена её акций между собой почти никак не связаны. Такое происходит потому, что инвесторам не нужны акции какой-то хорошей компании, им нужны акции, которые завтра можно будет дороже продать. Будь то никола, тесла, gamestop, расчётные фьючерсы на нефть, или любая другая дичь.


        1. uvelichitel
          15.11.2021 23:12
          +5

          Тогда кого в этой истории считать пострадавшим?)) Мелких спекулянтов, охотников за сверхприбылью?


          1. SergeyMax
            15.11.2021 23:24
            +5

            Главным пострадавшим в этой истории будет сам основатель, которого скорее всего посадят за мошенничество. Мелкие спекулянты (такие как я, например) в целом вполне сопоставляют степень риска с величиной прибыли, диверсифицируют вложения, и стараются особо не жадничать, осмотрительно расставляя тейк профиты. Так что на вашем месте я бы за них не беспокоился)


            1. Andrey_Epifantsev
              16.11.2021 09:22
              +2

              Но кто-то же оплатил роскошную жизнь основателя кампании? Он потратил кучу денег на себя и далеко не все их удаться вернуть. У кого были взяты эти деньги? Кто вложил денег и не получил (и не получит) их обратно?


              1. SergeyMax
                16.11.2021 09:31
                +9

                За всё платит ФРС, если смотреть максимально глобально)


                1. Ommonick
                  16.11.2021 12:13
                  +4

                  То есть в итоге заплатим мы?


                  1. SergeyMax
                    16.11.2021 12:49
                    +9

                    Вы заплатите в любом случае)


          1. ildarz
            16.11.2021 11:03
            +6

            Глобально - возможно, весь реальный сектор экономики. Предприятия, которые занимаются реальным делом, получают меньшее финансирование; люди, которые покупают на заработанные деньги товары и услуги, страдают от дополнительной инфляцию из-за того, что дутые активы приводят к росту денежной массы; и т.п.


            1. igrigg
              17.11.2021 22:25

              Реальная экономика больше никому не нужна. Как и все ее атрибуты типа продукта, прибыли и т.п.
              Когда ничего нет - обещать и врать можно все, что угодно - новую эру, чудеса, любые %% прибыли и т.п. Ложь больше не считается преступлением, теперь ее называют личным мнением.
              За что сидит руководство Enron - Theranos/Элизабет Холмс отделалась легким испугом, а Nikola Motors и сам Тревор продолжают шикарно наслаждаться жизнью.
              Это НОВАЯ ЭКОНОМИКА, ее правила придется всем принять.
              https://youtu.be/g_4_n2ErlKY?list=PLaTOcS3WBCngMF2Bzx34_qOoVOEmdXhG6


      1. Matshishkapeu
        16.11.2021 00:37
        +12

        Партнеры там по уровню развития примерно соответствуют. Ну разве только костюмчики по дороже


  1. Galperin_Mark
    15.11.2021 16:33
    +6

    В таких случаях говорят - Панама.


    1. Arnak Автор
      15.11.2021 21:28
      +12

      Тревор вообще удивительный человек. Патологический лжец. В документах инвестфонда ещё столько всего...

      Например, в апреле 2019-го Тревор заявил, что штаб-квартира Николы теперь полностью «зеленая». Она отключена от электросети, а на крыше установлены солнечные панели на 3,5 мегаватта. В реальности никаких солнечных панелей не было. Это и местные журналисты сняли на фото, и было видно по Google Earth (спутник пролетел через полгода после этого заявления). Зачем так врать, если проверить может каждый своими глазами?


      1. SergeyMax
        15.11.2021 23:32
        +20

        Новость, опубликованная крупной хайповой компанией разойдётся по всем СМИ, а какое-то мелкое опровержение местных журналистов увидят полтора землекопа. Ложечки, так сказать, найдутся, а осадочек останется.


        1. engine9
          16.11.2021 10:57
          +4

          В итоге это всё неизбежно рухнет, как тот "стартап" с чудо-пластырем и фронтвуменшей, которая косила под С. Джобса.


  1. Botvinkin
    15.11.2021 16:54
    +27

    Практически дословный пересказ этого видео влоть до мелочей. К сожалению, не нашёл в статье никаких ссылок на первоисточник или хотя бы плашки «Перевод».


    1. Botvinkin
      16.11.2021 12:50
      +5

      UPD: Как вижу, видео было добавлено в статью, справедливость частично восстановлена. Пусть моя карма почему-то пострадала количественно, но хотя бы за правое дело.


  1. Gold_fish
    15.11.2021 18:17
    +6

    В этом вся суть современного технохайпа. Потугами маркетологов технологии превратили в новую религию. Люди несут деньги не задумываясь на "чудо" AI, супер-аккумуляторов, супер зарядки, супер электромобили.

    Очень от многих людей слышно "вот скоро электромобили будут заряжаться за 5 мину на тыщу км", "вот скоро людям запретят водить автомобили и будет сплошной автопилот" и т.д. и т.п. И люди даже не хотят задуматься о физике, о структуре энергосистемы или о том как что приходится проделывать мозгу в процессе вождения. Для них это все "магия"


    1. acc0unt
      15.11.2021 19:45
      +6

      Так-то же вождение автомобиля - это, фундаментально, задача распознавания образов. Что есть отшлифованное направление в machine learning в принципе. Граблей в том, чтобы такое перенести из теории в практику, допинать до real time, добиться необходимой надёжности и реально прикрутить к автомобилю, огромное множество - но это технически сложная задача, а не неразрешимая.

      Обожествлять мозг человека и ставить решаемые им задачи на пьедестал не нужно. Для большинства выполняемых людьми рутинных задач вроде того же вождения вся сложность мозга не нужна и близко.


      1. sim31r
        15.11.2021 21:31
        +4

        Но нужно быстродействие, которого у мозга нет. Время релаксации нейрона 5 мс, а у транзистора 0.1 нс, разница в скорости в 5 млн. раз.


        1. PowerMetall
          16.11.2021 09:34
          +8

          Время релаксации нейрона 5 мс, а у транзистора 0.1 нс, разница в скорости в 5 млн. раз.


          И у софта, управляющего этим транзистором, еще с 1500 мс инпут-лага ))

          Утрированно конечно, но суть одна


          1. sim31r
            16.11.2021 09:44

            У ракет ПВО какой лаг? За 1500 мс они пролетают 10 км ))

            Софт даже на Windows, вызывается системным таймером к жизни каждые 16 мс, тоже достаточно отзывчивая система. Экспериментировал с ПО для диспетчеризации и управления, особых проблем не заметил. Если только на системе не открывать браузер с сотней вкладок открытых, тогда да, фоновые задачи пропускают выполнение и не оживают некоторое время.


          1. Gold_fish
            16.11.2021 13:07
            +1

            Суть абсолютно разная. Нейрон это не транзистор, нейрон это почти отдельное ядро.


            1. BigBeaver
              16.11.2021 16:57

              Скорее взвешенный сумматор.


              1. sim31r
                16.11.2021 21:32

                Тысяча нейронов дадут что-то похожее на сумматор. А одиночный нейрон очень бинарный. На выходе у него или 0 большую часть времени, или редко 1, или очень редко 2. Выход дискретный, импульсы некоторой частоты. Вот искусственные нейроны да, аналоговые, на выходе 8 бит минимум сигнал, часто 32 бит или 64 бит, живым нейронам такая точность недостижима.


                1. BigBeaver
                  16.11.2021 21:57

                  Я скорее про масштаб обработки входа, чем про совершаемые действия.


                1. vkomen
                  21.11.2021 00:45

                  Похоже, нейрон нечто заметно более сложное. Это модель его - обычный сумматор. Вспомните про "нейрон бабушки"


                  1. sim31r
                    21.11.2021 01:25
                    +1

                    Так и радиолампа нечто более сложное и неповторимое, чтобы моделировать радиолампу нужно моделировать каждый атом. Только никому это не нужно, транзисторы из сотни атомов практичней, надежней, экономичней, быстрее. Так же и с нейроном, это просто комочек слизи, которые кое-как реагирует на импульсы, медленно, долго, не гибко. Каждый атом моделировать не нужно, достаточно модели. Остальное только источник шумов и информационный мусор. Что в радиолампе, что в нейроне.


        1. nixtonixto
          16.11.2021 12:51
          +1

          Для распознавания образов важно не быстродействие, а параллелизм. Пока компьютер обсчитает своими 10000 CUDA-ядер на частоте в пару ГГц миллиарды возможных вариантов, человек своими миллиардами 200-герцных нейронов за секунду разгадает капчу и пойдёт пить кофе.


          1. sim31r
            16.11.2021 17:59
            +2

            Сотня транзисторов поделит 111/3 за доли наносекунды. А вы в уме сколько будете делить? Нет у человека быстродействия, как ни крути. И распознают нейросети капчи быстрее и точнее, лица точно. Даже лица в масках медицинских.

            Статья 2014 года - Секрет древней игры го. Почему компьютер до сих пор не обыграл человека?

            https://habr.com/ru/post/224029/

            А через пару лет обыграл комп и нашел новую стратегию игры, профессионалы оценили. Хватило одного TPU модуля гугловского.

            https://habr.com/ru/post/371683/


            1. nixtonixto
              16.11.2021 18:15
              +3

              Судя по вашей последней ссылке, вычислительная мощность мозга чуть меньше мощности 170 видеокарт и 1200 процессоров. Сравнивать энергоэффективность в пересчёте на результат — лучше не будем.

              И в статье — именно то, про что я и написал: распараллеливание вычислений.


              1. sim31r
                16.11.2021 21:39
                +1

                Не совсем

                Чтобы запустить алгоритм, потребовался вычислительный кластер из 170 видеокарт и 1200 процессоров

                Этот алгоритм превзошел в игре всю игровую школу человечества которой сотни лет. Чтобы обыграть начинающего игрока хватит и одного процессора.

                Кроме того этот разум работает 24/7, человек на максимуме работает несколько часов. И видеокарты и процессоры уже прошлая эпоха, их заменяет один TPU модуль. Эффективность тут уже в сторону компьютеров склоняется.


            1. Gold_fish
              16.11.2021 18:18
              +5

              И как часто в процессе вождения нужно делить 111/3?

              Ну распознал лицо в маске, а эмоции распознал? А предугадал, что в следующую секунду сделает велосипедист едущий по тротуару и приближающийся к пешеходному переходу?

              Или, что произойдет следом за выкатыванием мячика на дорогу?

              А сможет распознать следят ли родители за ребенком около дороги?

              А догадается, что если водитель впереди идущей машины явно тупит, то нужно глянуть на номера, и если они не местные, то опережать нужно с большой осторожность т.к. с большой долей вероятности он сейчас что-то учудит?

              перечислять можно до бесконечности. Опытный водитель эти все вещи отлавливает на уровне рефлексов ему не нужно производить сложные расчеты векторов движения и скорости если он видит человека в капюшоне приближающегося к ПП.


              1. BigBeaver
                16.11.2021 18:34
                +4

                Опытный водитель
                Наверное вы имели ввиду «опытный трезвый хорошо выспавшийся спокойный и ни на что не отвлекающийся водитель». Я вот не распознаю даже половину перечисленного.

                Важно понимать, что нейросеть должна водить лучше среднего водителя а не вот того идеального, тк в противовес вот этим вашим ситуациям есть тысячи смешных видосов про «блондинка паркуется» и не смешных, как ребенок и каляска разлетаются в разные стороны.


                1. Gold_fish
                  19.11.2021 14:13

                  Большинство этого всего распознается на уровне рефлексов. Вы даже не задумываетесь об этом. Вопрос исключительно опыта.


                  1. BigBeaver
                    19.11.2021 14:49
                    +1

                    А откуда опыту взяться? Какой опыт считать достаточным?


              1. sim31r
                16.11.2021 21:43
                +1

                если водитель впереди идущей машины явно тупит, то нужно глянуть на номера, и если они не местные, то опережать нужно с большой осторожность т.к. с большой долей вероятности он сейчас что-то учудит?

                Вот поэтому людей нужно заменять на автопилоты. Вы сами в защиту человека сказали, что "достоинство" человека как водителя, компенсировать ошибки других людей. Не будет людей на дорогах, не будет и ошибок.


                1. Gold_fish
                  19.11.2021 14:29
                  +1

                  А пешеходов Вы куда денете? Тоже на автопилотов замените? Велосипедистов/самокатчиков? А животных? Погоду?

                  В идеальном мире где машины ездят по изолированным накрытым дорогам с подогревом, а еще и общаются между собой, да они будут значительно безопаснее.


                  1. BigBeaver
                    19.11.2021 14:51
                    +2

                    Просто разрешенную скорость в городе до 30 опустите и всё. Для роботов с идеальной кривой разгон-торможение это совершенно не будет проблемой, и средняя скорость даже вырастет. Летальность же столкновений будет ниже минимум на порядок. Как и вероятность (если все машины едут одинаково медленно, то нет риска, что во втором ряду выскочит гонщик).


                    1. Gold_fish
                      19.11.2021 15:02
                      +1

                      Так если опустить скорость до 30 и при живых водителях летальность будет около нулевой. А если запретить машины будет еще ниже.

                      Это то о чем я говорил в стартовом комментарии. Технологии ради технологий. Натягиваем технологию туда где она не особо применима, а потом героически решить возникшие проблемы с околорелигиозной верой, что еще чуть-чуть и все будет зашибись.

                      Есть много сфер где AI/CV выигрывает у человека на порядки. Но во основном это узкие задачи - сортировка, выявление конкретного объекта. А вождение это еще и поведенческий анализ.

                      Ну и датасеты для обучения моделей нужно размечать и делают это всеравно живые люди и где гарантия, что эти живые люди не допустят фатальную ошибку. И если ошибка одного водителя имее ограниченные по масштабам последствия, то некорректная модель залитая в десятки, а то и сотни тысяч авто может иметь катастрофические последствия.


                      1. BigBeaver
                        19.11.2021 16:31

                        У живых упадет средняя скорость и поток, тк они не могут идеально идержать дистанцию ни на какой скорости — будут «фантомные светофоры» и прочие неприятности. А это, по сути, единственный важный фактор.


                      1. sim31r
                        19.11.2021 16:32
                        +1

                        некорректная модель залитая в десятки, а то и сотни тысяч авто может иметь катастрофические последствия.

                        Даже офисные приложения не обновляют все сразу. Если есть 100 000 авто, можно обновлять по 100 авто в день, собирать статистику. Если пошло обновление, значит есть необходимость и риск оправдан.

                        А вот живых водителей не обновить. Год за годом одно и то же на дорогах, типовые ошибки, уснувшие за рулем, пьяные, гонщики, зависающие в телефоне, превышающие скорость без особой причины.


                    1. sim31r
                      19.11.2021 16:28

                      Или наоборот, скорость можно поднять до 180 км/ч, так как автопилоты более точны в управлении. На каждый метр дороги можно выставлять свои ограничения, чего не добиться знаками и поддерживать скорость на каждом участке свою. При этом все машины будут идти стройным потоком, без обгонов. Отметки об опасном участке, например где скопление людей передвать остальным машинам. Подошел ребенок к обочине и машины все вокруг синхронно сбросили скорость до 20 км/ч. Сейчас что в такой ситуации? Кто-то замедлился, а ему сзади сигналят и начинают дикие маневры с дрифтом. Полная рассинхронизация потока и повышение опасности для того пешехода. Очень частый случай, когда машина останавливается пропустить пешехода, а её обгоняют, не видя пешехода и сбивают его. Люди не могут синхронизировать маневр, движение, поток. Есть уловки, включить левый поворотник, посигналить, имитировать поворот налево, чтобы "напугать" несущихся водителей слева (если пешеход идет справа налево и должен выйти из-за машины на вторую полосу). Но иногда это не срабатывает. Автопилот же может разослать некий alarm всем автомобилям в радиусе 500 метров, чтобы снизили скорость.

                      Из плюсов можно отказаться от светофоров и пешеход может перейти дорогу в любом месте, если сообщит как-то о своем намерении автопилотам вокруг.

                      Ну и примеры попроще, бытовые, есть ролики на ютубе и такое:

                      Утром 30 июля в норвежском городке Ски был замечен автомобиль #Tesla Model S с пассажиром не управляющим транспортным средством. Свидетели произошедшего рассказали, что электромобиль двигавшийся в этот момент со скоростью 100 км/ч замедлился и остановился, включив аварийные огни. После безуспешных попыток привлечь внимание водителя они вызвали службу спасения. Как сообщила #полиция горнолыжного курорта #за рулём находился 24 летний норвежец в состоянии сильного опьянения, он заснул за рулем автомобиля. К счастью для водителя, система автопилота автомобиля была активирована, что позволило #Model S остаться в своей полосе движения, не доставляя проблем другим водителям.


                  1. sim31r
                    19.11.2021 16:14

                    Пешеходу можно маячок дать каждому.

                    И даже без этого, куда сейчас деваются пешеходы? Тесла намного быстрее реагирует на любую ситуацию, уже роликов наснимали, реакция не человеческая.


                    1. BigBeaver
                      19.11.2021 16:29
                      +1

                      Села батарейка — умер в дтп.


                    1. 3aBulon
                      23.11.2021 19:43

                      оффтоп Да, сначала хотя бы кур код дайте «каждому».


      1. Gold_fish
        16.11.2021 10:21
        +5

        Вождение это не только распознавание "макро-образов", это еще и распознавание "микро-образов", эмоций, поведенческий анализ.

        В теории ИИ обучить этому можно. Но эти все нюансы нужно вычленить из миллионов часов записей, разметить, обучить. И всеравно он останется сильно прямолинейным.


        1. sim31r
          16.11.2021 18:06
          +2

          Может вождению и нужна прямолинейность? А нелинейность это "авось проскочу на желтый, скорости только наберу!" Не надо такой нелинейности ни у водителей, ни у пилотов. Лучше оставить нелинейность для творчества.


        1. acc0unt
          16.11.2021 23:56

          Зачем распознавать "микро-образы" если можно распознавать простые образы и кинематику, и работать от этого?

          Автомобилю не нужно знать что грузовик перед ним некрасиво вильнул и вообще он страшный. Ему нужно знать безопасную до него дистанцию, и её выдерживать.


          1. rashid-m
            17.11.2021 22:58

            Автомобилю не нужно знать что грузовик перед ним некрасиво вильнул и вообще он страшный.

            Это работает только для дорог, на которых нет участников дорожного движения, склонного к творчеству: пешеходов, скутеристов, велосипедистов и гужевого транспорта.


            1. BigBeaver
              18.11.2021 10:11

              Они законам физики не подчиняются?


    1. Zalechi
      16.11.2021 14:31
      +1

      Всегда это было, есть, будет есть. Сарфанное радио, маркетинг, великие депрессии, байки пиратов и тд и тп. Ничего нового в сути своей


    1. Diordna
      19.11.2021 14:00

      Такими темпами по причине деградации общества лет через 15 современные технологии будут восприниматься потомками как магия


  1. sse
    15.11.2021 18:17
    -36

    А можете, пожалуйста, больше не нанимать неграмотных копирайтеров из Украины, которые пишут вам тексты -- читать невозможно


    1. astenix
      15.11.2021 21:06
      +57

      Пусть нанимают грамотных копирайтеров из Украины!


  1. arkamax
    15.11.2021 18:43
    +7

    Люди просто хотят верить, и им не столь важно, во что именно. Поэтому подобные пророки и прочие Тераносы будут появляться постоянно. Система в штатах кстати работает медленно, но более-менее надежно, думаю прилетит ему неслабо, но инвесторские деньги, просаженные на преферанс и куртизанок, уже, конечно, никто не вернет. Ну что ж, глупость стоит дорого.


  1. none7
    15.11.2021 20:23
    -16

    Статья напирает на то, что основатели компании некомпетентны, только вот руководители и не обязаны быть учёными-изобретателями. Они должны лишь уметь рулить финансовыми потоками и держать нос поветру, а для этого 5 классов школы вполне достаточно. Держать нос поветру никакая школа не учит. Технология добычи энергии из водорода и так уже давно есть. В гибридном транспорте нет ничего сложного, их можно делать на основе тех же технологий, что и электровелосипеды. Глупо цепляться к проводу, учитывая, что на тот момент было проблематично купить батарейку для грузовика.

    Хотя водород дороже чистого электричества, для дальнобойщиков США это не имеет особого значения ведь дизель уже стоит по $4 за галлон, даже четырёхкратная цена электричества не сделает водород столь же дорогим как нынешний дизель. Так же водород позволяет таскать полновесные кузова даже двум водителям без длительных пауз. А время это деньги. И строго говоря альтернативы водороду нет. Обещанные Tesla Semi способные таскать по 25 тонн груза в течении всего рабочего дня и не нарушая закона об ограничении нагрузки на ось, так и не были выпущены.

    К 2030 году правительству США нужно либо делать исключения для дизельных грузовиков, либо разрешать оказывать большую нагрузку на ось, либо разрешать водителям не учитывать время на зарядке как рабочее. Иначе у индустрии перевозок без водорода возникнут огромные проблемы. А вместе с ней и у всей экономики США.

    Не так уж и важно, что Милтон говорил неправду, важно то, есть ли у него возможность сделать её правдой при помощи собранных денег! У тех, кто продолжает держать акции акции NKLA есть по крайней мере 50% шанс, на успех. Как бы Милтона не посадили за мошенничество, лишь обвинили в нарушении правил биржи. Суд не увидел представленных "фактов". А раз так, говорить, что он заработал миллиарды с помощью мошенничества это клевета.


    1. acc0unt
      15.11.2021 21:12
      +12

      Топить как за автомобильный водород в целом, так и за и Nikola в частности, сейчас, в текущей обстановке - тупость несусветная.

      Водород стоит крайне дорого, а электролизный водород - ещё дороже. Более того - ему нужна чудовищно дорогая и сложная инфраструктура, которую нельзя просто так взять и развернуть в любом месте где можно найти три фазы. И эта картинка настолько плоха, что если взять карту мест где есть государственные субсидии под водород и наложить на карту мест где развивают инфраструктуру под водород, то мы увидим стопроцентное совпадение.

      Водород абсолютно нежизнеспособен без госсубсидий, причём субсидий именно водородных - обычных субсидий под электромобили, под которые автомобильный водород тоже попадает, им не хватает. Но и с субсидиями всё не гладко - экономическая упадочность водорода дошла до того, что даже Toyota, которая лоббировала водородные гранты в Японии ещё с 90-х, начала серьёзно смотреть в сторону электромобилей.

      Ну а про саму компанию Nikola уже было сказано достаточно. Там не некомпетентность вскрылась - там самое настоящее очковтирательство, подлог и обман. Инвесторам врали как дышали в надежде получить от них деньги.


      1. nixtonixto
        16.11.2021 12:56
        +3

        Водород абсолютно нежизнеспособен без госсубсидий

        Водород идеально вписывается в альтернативную энергетику, которая непредсказуемо генерирует непредсказуемые мощности. Вот тупо замкнуть всю эту мощность на электролизёр, и запасать не электричество в аккумуляторах, а производить водород на продажу. Благо что сырьё для производства есть почти везде на планете.


        1. nibb13
          16.11.2021 21:49
          +2

          — Откуда на Плюке моря? Из них давным-давно луц сделали.
          — Извините, что сделали?
          — Топливо, Скрипач, топливо!

          х/ф "Кин-Дза-Дза"


        1. acc0unt
          17.11.2021 04:21
          +1

          По мере насыщения энергосистемы альтернативкой будет появляться всё больше потребителей, которые реагируют на цены электричества и "съедают" пики генерации. Так что халявного электричества не будет.

          А ещё есть вопрос - если ты можешь выгодно делать водород электролизом, то какой смысл его сжимать и куда-то потом транспортировать в надежде на то, что этот водород кому-то окажется нужен? Можно поставить топливные ячейки на месте и использовать водород для хранения энергии.

          Были даже пилотные проекты - эффективность швах, капиталка приводит в уныние, но разработчики толкают речи про то, что капиталку можно ужать и будет экономически выгодно.


          1. nixtonixto
            17.11.2021 05:45

            Энергию надо не только хранить, но и использовать, иначе в её добыче нет экономического смысла. А в качестве энергоносителя водород, наверное, дешевле в хранении и транспортировке до потребителя, чем электричество. Например, если ветропарк где-нибудь в океане.

            которые реагируют на цены электричества

            Вот в этом и проблема, при избытке энергии производители вынуждены снижать цены и свою прибыль, чтобы эту энергию у них забрали. А так — цены и прибыль никогда не будут снижаться ниже дефолтного тарифа. Да, потребителям это будет невыгодно, но это же бизнес.


            1. rombell
              20.11.2021 13:50
              +2

              Водород, утекающий из металла, требующий охлаждения и высокого давления, крайне взрывоопасный, в принципе не может быть дешевле в хранении и транспортировке до потребителя, чем электричество.


              1. nixtonixto
                20.11.2021 14:17

                В 3 кг водорода примерно столько же МДж, сколько в 540-кг батарее Тесла. Имея такой бюджет (10000 долл и 540 кг на бак и топливный элемент) — полагаю, что можно будет уложиться… Загвоздка пока только в самом водороде.

                Если заливать водород со скоростью всего 10 литров в минуту — это будет эквивалентно зарядке электромобиля от станции мощностью 2 МВт, почти в 10 раз мощнее 3-го Суперчарджера… Так что водород ИМХО очень интересный вариант автомобильного топлива.

                Взрывоопасен он только при объёмной смеси с воздухом, при аварии может загореться, но бОльшая часть просто испарится из-за недостатка кислорода в месте горения. В отличии от бензина/дизеля и литиевых аккумуляторов, которые горят до полного сгорания…


                1. rombell
                  21.11.2021 13:54
                  +1

                  Для хранения и доставки электричества на станциях подзарядки не надо ничего — только провода к ЛЭП. Хранить даже зелёное электричество можно вблизи от места выработки — те же гравиаккумуляторы, например.
                  Для хранения и доставки водорода на станциях подзарядки требуется очень большие заморочки. Высокое давление, сверхнизкие температуры, утекание сквозь стенки — а значит, многослойная изоляция, затраты на поддержание температуры. И перелить находящийся под высоким давлением газ — это не просто шланг воткнуть в бачок, это нарушение термоизоляции, обмерзание, утечки и все сопутствующие инженерные радости. И повышенная взрывоопасность.
                  И это всё ещё не считая затрат энергии на выработку и перевозку водорода, собственно.
                  Водород как источник питания — это такая же мулька, как и ветряки. Прекрасно работает на дотациях, но совершенно не сравнимо с электричеством без них.

                  UPD BigBeaver
                  Я прекрасно представляю себе объёмы.
                  В данном контексте речь идёт о хранении энергии, запасённой в водороде, по сравнению с хранением энергии, запасённой в электричестве. Не про производство. Только про хранение.


                  1. BigBeaver
                    21.11.2021 14:07

                    те же гравиаккумуляторы, например.
                    оюсь, вы очень слабо представляете обьемы… без термояда не взлетит.


          1. Int_13h
            18.11.2021 02:41

            О, напрашывается идея для стартапчика с ipo и блокчейнами с пониженной соц. ответственностью. Покупаем (потребляем и накапливаем в накопителях) электроэнергию из розетки на минимуме цены, продаем (отдаем в сеть) на максимуме. Профит! Название будущей компании застолблю как «Из пустого в порожнее Ltd.»


            1. Lissov
              21.11.2021 12:50
              +1

              ГАЭС именно этим и занимаются, в промышленных масштабах.


    1. TimsTims
      15.11.2021 22:09
      +9

      Вы так топите за Милтона, как будто сами купили его акции, и теперь сами себя успокаиваете этими заявлениями.

      есть по крайней мере 50% шанс, на успех

      Точно такой же шанс увидеть динозавра на улице, но это так не работает.

      Технология добычи энергии из водорода и так уже давно есть.

      Да, про это есть в статье, но сейчас она в 3 раза дороже, чем добыча электричества. А пруфов открытия "новой технологии" добычи водорода не прозвучало. Как минимум это будут супер гениальные химики, которые года 3 не вылазили из своей лаборатории, и которые при первом же открытии сразу бы писали о своих исследованиях в научные журналы (и естественно, это стало бы известной сенсацией на весь мир, технология осталась бы в собственности у компании, а химики получили бы заслуженную Нобелевку). Но ничего этого не было, а значит это ложная информация.

      Конечно, есть вероятность, что часть его слов - правда, но вряд ли всё будет настолько прекрасно. Время конечно покажет, запасаемся попкорном. Жалко людей, которые повелись. А GM по сути снова вложил кучу денег в никуда, и снова его будут спасать американские налогоплательщики...


    1. LordCarCar
      15.11.2021 22:49

      del


  1. propell-ant
    15.11.2021 21:41
    +4

    Хочется отметить талантливую работу PR отдела компании. После ухода Тревора они выпустили пресс релиз, в котором была вот такая формулировка:
    "что эти утверждения были неверны полностью или частично на момент оглашения".
    Не чушь, не ложь, это были частично неверные утверждения.


    1. Ilyasyakubov
      16.11.2021 13:20
      +2

      Я не вижу таланта. Вижу наглость и отсутствие хоть какого-то приличия.


  1. Vsevo10d
    15.11.2021 22:32
    +24

    Судя по прочитанному, white paper у этой компании был какой-то такой:

    — Пустяки, дело житейское! — И Карлсон беспечно махнул своей маленькой пухлой рукой. — Я тебе дам ещё лучшую машину, — успокаивал он Малыша.
    — Ты? — удивился Малыш.
    — Конечно. У меня там, наверху, несколько тысяч паровых машин.
    — Где это у тебя там, наверху?
    — Наверху, в моём домике на крыше.
    — У тебя есть домик на крыше? — переспросил Малыш. — И несколько тысяч паровых машин?
    — Ну да. Уж сотни две наверняка.
    — Как бы мне хотелось побывать в твоём домике! — воскликнул Малыш.
    В это было трудно поверить: маленький домик на крыше, и в нём живёт Карлсон…
    — Подумать только, дом, набитый паровыми машинами! — воскликнул Малыш. — Две сотни машин!
    — Ну, я в точности не считал, сколько их там осталось, — уточнил Карлсон, — но уж никак не меньше нескольких дюжин.
    — И ты мне дашь одну машину?
    — Ну конечно!
    — Прямо сейчас!
    — Нет, сначала мне надо их немножко осмотреть, проверить предохранительные клапаны… ну, и тому подобное. Спокойствие, только спокойствие! Ты получишь машину на днях.


  1. Alcpp
    16.11.2021 04:50
    +8

    Интересный американский Бендер.
    Но как многочисленные регуляторы пропустили продажу воздуха на бирже объемом в 5 млрд?


    1. rbdr
      16.11.2021 13:28
      +1

      Там есть, видать, эдакая индустрия продажи воздуха - в конце-концов продавца-лицо посадють, а вся цепочка работает и зарабатывает.


    1. wataru
      16.11.2021 13:48
      +2

      Так биржа и есть по сути продажа воздуха. Вкладывают деньги в то, что должно вырасти. Поскольку туда вкладывают деньги — оно растет.


  1. irsick
    16.11.2021 09:07
    +6

    Символично, что 5 дней назад на рынок вышла Rivian - "Tesla #3", только в SU(e)V сегменте. И опять капитализация выше Ford и General Motors.


  1. TokarLimadze
    16.11.2021 09:50
    +4

    Очевидно, что Холмс следует предъявить не только обман инвесторов, но и обман пациентов, что, на мой взгляд, хуже.

    Что за печать молчания такая NDA? Даже когда речь идет о явной уголовке? А соучастие?

    История Энрон, насколько помню, стала известна благодаря сотруднице бухгалтерии. Так ее чествовали. Таймс тогда вышел с заголовком Свистящие, что означает стукач.


    1. SergeyMax
      16.11.2021 11:32
      +7

      Термин whistleblower в английском языке не имеет негативной коннтотации, более того, всё прямо наоборот. Так что это не "свистун" и не "стукач". Это скорее "информатор".


      1. ogost
        16.11.2021 12:55
        +2

        Скорее "бьющий тревогу". Мол вот, творится несправедливость, все на защиту справедливости!


        1. SergeyMax
          16.11.2021 14:00

          Не соглашусь. Это или информатор, или осведомитель. Возможно тайный. Тревогу далее будут бить или СМИ, или правоохранительные органы.


          1. ogost
            16.11.2021 14:25
            +1

            Whistleblower может и не выдавать информацию наружу, а обратиться к руководству, отделу кадров и так далее. Основной посыл в том, что whistleblower обращает внимание общественности/руководства/ответственных лиц на проблему. И да, он может решить остаться инкогнито.


      1. TokarLimadze
        16.11.2021 21:26
        +2

        Да, "стукач" было лишним.

        Негативные или позитивные коннотации зависят от принятого в обществе взгляда на "что такое хорошо и что такое плохо", а они переменчивы.

        "Информатор" лично я пойму как "человек, заранее завербованный органами, с целью слежения за кем-то/чем-то".

        Хороший повод придумать новое слово.


    1. blind_oracle
      16.11.2021 13:58

      Бывшая сотрудница фейсбука недавно опубликовала кучу документов несмотря ни на какие NDA - закон это позволяет, если там скрывается нехорошее. Плюс получила защиту от конгресса, по-моему, предварительно на всякий случай.


      1. TokarLimadze
        17.11.2021 08:34
        +1

        Что говорит о том, что те, которые не сообщают—это их выбор. Зарплата им важнее.

        Человек может быть в разной ситуации, но это не избавляет его от того, что он становится соучастником.

        P. S. Отличный фильм по теме что такое "информатор"—"Отступники" 2006 года, Мартин Скорсезе. Кто не смотрел рекомендую: лучшего о работе полиции я лично не видел.


  1. mbait
    16.11.2021 11:31
    +8

    Ещё большин откровением будет то, что 99% стартапов отличаются от Nikola только меньшим масштабом.


  1. Aleksid1
    16.11.2021 13:14
    +5

    Спасибо за статью! Больше всего поражает, что юридическая система США оказалась бессильна против такого явного мошенничества. Хорошо, допустим он выплатит штраф регуляторам. Но как же обманутые инвесторы? Все же поражает общемировая судебная система, что в России, что в США, которая может упечь человека за решетку на год за кражу скажем айфона или автомобиля. А обмануть миллионы людей на миллиарды долларов и ничего ему не будет.


    1. Alcpp
      16.11.2021 15:28

      Я так понял этого тоже упекут.


    1. Alcpp
      16.11.2021 15:31

      Элизабет Холмс светит 20 лет:

      "If convicted, Holmes faces a maximum sentence of twenty years in prison, and a fine of $250,000, plus restitution, for each count of wire fraud and for each conspiracy count.[82][84]"


  1. iago
    16.11.2021 14:30
    +2

    Мне почему-то инвесторов не жалко ни капли, т.к. думается мне, что они знали на что шли. Когда-то в 90-е года, уже после первого краха МММ, была какая-то новая пирамида, может даже еще от Мавроди, не помню, маленький был.

    Но даже маленький спрашиваю у мамки - "Мам, а почему дядя Саша понес деньги в МММ, если знает что это пирамида и она рухнет?". На что получил ответ мамы-экономиста: "Видишь ли, Женечка, все понимают что она рухнет, просто дядя Саша рассчитывает нажиться до этого момента"


  1. Flux
    16.11.2021 14:45
    +2

    Вся история — какой-то дикий кринж.
    Есть Tesla, названная в честь пионера электротехники Никола Теслы. И тут ВНЕЗАПНО появляется компания с названием "Никола" которая работает в том же сегменте что и тесла обещает любые чудеса и пипл хавает.
    Нет, серьёзно, это то же самое что создать компанию "Pear" с логотипом в виде силуэта надкушенной груши и каждые 2 недели вещать на весь мир что грядёт выпуск смартфонов будущего с голографическим дисплеем, квантовым процессором, управлением силой мысли и улучшением потенции а потом выйти на IPO с капитализацией 20 лядов. А господа инвестора нажимают кнопку "invest now" как будто бы это совершенно нормально.


    Кто эти люди делающие капитализацию таким компаниям?


    Я лично вижу три варианта:


    Либо инвестициями занимаются полные идиоты выбирающие в кого инвестировать по ключевым словам и ощущению хайповости.
    Либо каждый инвестор выглядит как классический капиталист с советских карикатур — с золотой цепью, в чёрном котелке, с сигарой и огромной кучей золотых монет — и инвестирует во всё подряд, в том числе и в эти ваши молодёжные электроштуки о которых внук пару лет назад рассказал.
    Либо в этой среде действует негласное джентельменское соглашение о том что сами компании вообще не имеют никакого значения в процессе их оценки, а вся биржа — это огромное казино где все пытаются угадать выбор большинства.


    И честно говоря, со временем я всё больше склоняюсь к последнему варианту.


    1. SergeyMax
      16.11.2021 15:07
      +1

      Биржа - это и есть казино. Вы же не думали, что это такой магазин, куда можно за деньгами ходить)


    1. AlanKaye
      16.11.2021 15:52
      +1

      Кажется, они начали что-то подозревать


    1. wataru
      16.11.2021 17:07

      Ну вот даже в этой истории — акции здорово росли же. Большие игроки свои вложения приумножили. Потом еще и на падении заработают зашортив. Заплатят за все мелкие инвесторы. Кто с этой пирамиды не успеет соскочить — сам себе злобный буратино.


    1. Vilgelm
      17.11.2021 10:10
      +1

      создать компанию «Pear» с логотипом в виде силуэта надкушенной груши и каждые 2 недели вещать на весь мир что грядёт выпуск смартфонов будущего с голографическим дисплеем, квантовым процессором, управлением силой мысли

      Это же идея для стартапа, можно начинать присматривать самый дорогой дом в Оклахоме.


      1. Int_13h
        18.11.2021 02:47

        Тут есть один маленький проблем. Лого с надкушенным фруктом запатентованы и придется судиться с правообладателями.


        1. Vilgelm
          18.11.2021 03:34

          Не проблема, пусть фрукт будет надрезанный.



  1. robert_ayrapetyan
    16.11.2021 18:49

    Купил одну акцию этих рогов и копыт на Мерриле. В то же время, какой-нибудь менее рисковый GETH они купить упорно не дают уже год.


  1. TokarLimadze
    16.11.2021 19:22
    -2

    Кто крайний?

    1) С грузовиками хотя бы ясно, что их нет. Страшно представить, насколько широки возможности такого плана производителей вакцин и вообще фармы. Они тоже акционерные общества?

    Крайние пациенты, то есть, много, очень много.

    (Если в препарате не написано жирными буквами о передозировке, то это, скорее всего, фикшн.)

    2) Современная эксплуатация, в отличие от марксовой модели, построена не на продолжительности рабочего дня (в каждой секунде которого присутствует добавленная стоимость), а на сверхмерном потреблении. Потребителю внушается мысль, что он обязательно должен владеть условным айфоном последней линейки, иначе он ущербный. Успех новой линейки—не столько оборот, сколько рост акций. Не будет роста акций, топов уволят. Стоимость акций не привязана ни к активам компании, ни к ее перспективам. Собственно, в этой модели обеспечена только работа биржи. Потребителю предлагается стать еще более эффективным—советы по повышению эффективности образуют отдельный самостоятельный рынок.

    В ущербе втянутый в бесконечную гонку потребитель: товары покупает, уровень жизни растет, но потребитель не становится счастливее, а выгорает (и тут к его услугам транквилизаторы, антидепрессанты и психотерапия). Речь, конечно, идет о товарах не первой, не второй и даже не десятой (в плане отдельных функций) необходимости.

    3) Канонический инвестор в производство (если этот инвестор не государство) вынужден довольствоваться крайне узким сегментом ltd—если они еще остались (сто лет не слышал).

    4) Доверие... уважение к инновационному продукту безбожно подрывается. Как тут верно отметили, те, кто изобрели что-то дельное, но не оказались ушлыми в маркетинге, скорее всего денег не получат. Кстати, а что такое тогда маркетинг?

    и 5) инфляция, которую государство поддерживает искусственно (когда нет объективных причин для эмиссии), чтобы массовый мелкий инвестор не делал накоплений, а руководствовался принципом: лучше потратить (купить что-нибудь ненужное, сыграть на бирже) сейчас, а то неизвестно, что будет—тем более, тут предлагают круто заработать, купив технологичные "экологичные" акции. Кризисы, неизбежные в данной модели.

    Крайние все, в основном благодаря факторам 1) и 5). Так что, я б не сказал, что это казино, в которое ты (и только ты) приходишь ради азарта—ради самой игры. А выигрыш—приятный бонус.


    1. Lennonenko
      26.11.2021 11:40

      Современная эксплуатация, в отличие от марксовой модели, построена не на продолжительности рабочего дня (в каждой секунде которого присутствует добавленная стоимость), а на сверхмерном потреблении

      никуда производительность труда не делась, добавочную стоимость по-прежнему делает только человеческий труд, просто труд этот за океаном, в азии и африке, а золотой миллиард играет в казино в перерывах между занятостью в сфере услуг, оказываемых друг другу


  1. Vilaine
    17.11.2021 09:11

    Дешёвые деньги нынче настолько дешёвые, что общеизвестный скам стоит $5kkk. То есть акции до сих покупаются по соответствующей цене. Неудивительно, что остальные графики вроде соотношения прибыли и капитализации в небесах/на дне. Странные времена.


  1. JayK
    17.11.2021 14:49
    +1

    Я во всей этой истории не понял одно. Ладно инвесторы, хайп и тд, они не обязаны понимать в грузовиках. Но чем думал GM?! Это же производитель, они же в теме. Там СБ есть. Кто-нибудь внутри GM понес персональную ответственность за два гигабакса на скам?

    PS/ С нетерпением жду чего гинденбрги накопают на течер


  1. FinExpert
    17.11.2021 22:41

    Вывод - вкладывайтесь в Твиттер, а не в технологию.


  1. ifap
    21.11.2021 01:07

    Так что там у Маска с его гиперпетлей?