Поиск места работы с новыми челленджами и интересными задачами становится настоящим вызовом для разработчиков. Обилие предложений вызывают затруднение в выборе подходящего. И было бы неплохо полностью автоматизировать процесс поиска работы — от написания резюме до прохождения тестового задания. А для разработчиков оставить только выбор подходящего оффера. Но до сих пор приходится в ручном режиме собирать информацию для резюме, общаться с рекрутерами и анализировать предложения работодателей. Всё это нередко вызывает дискомфорт и нервное напряжение.
Однако снизить уровень стресса от поиска работы может каждый. Спросили заместителя HR-директора по подбору персонала Марии Бобковой и начальника отдела развития HR-бренда Софии Широковой из ГК ОТР, что разработчикам стоит сделать для успешного получения офферов от желаемых компаний.
1. Участвуйте в разнообразных проектах
Со школьной парты нам твердили, что сначала ученик работает на дневник, потом дневник работает на школьника. Затем в студенчестве аналогично говорили про зачётку, а во взрослой жизни про резюме. Именно по нему рекрутеры первоначально оценивают кандидатов.
В первую очередь HR-менеджеры обращают внимание на соответствие опыта кандидата будущим задачам и стеку, специфику выполненных проектов за последние три года.
Как правило, для расширения стека используемых технологий нужно несколько месяцев обучения, а потом ещё и практики. Поэтому выучить новый фреймворк, язык или парадигму разработки не так легко. Проще со спецификой проектов, ведь можно поучаствовать, например, в создании информационной системы, скриптов, драйверов и так далее на одном месте работы.
Но это не значит, что разработчику вообще не нужно расширять стек. Хорошая обучаемость будет плюсом при устройстве на работу. А возможность писать на нескольких языках программирования существенно расширяет предложение от рынка.
Составляя резюме, описывайте опыт под нужным для будущей позиции углом. Даже если вы начинали как аналитик, потом работали тестировщиком, а сейчас занимаетесь fronted-разработкой, то выделите сильные скиллы для каждой из позиций.
При перечислении проектов и задач используйте структурированное и развёрнутое описание. Чёткая структура позволяет рекрутеру легче воспринять информацию и поставить мысленный «плюсик» кандидату за заботу. К тому же, это хороший показатель профессионализма, умения чётко формулировать и излагать мысли.
В каждом из ранее выполненных проектов конкретно прописывайте зону ответственности: какие задачи решали и каких целей достигали. Это покажет, чем вы будете полезны для будущего работодателя и на каких направлениях сможете максимально себя проявить.
Не стесняйтесь прописывать достижения на прошлом месте работы, а именно какой вклад был внесён в бизнес компании. Например, занимались разработкой мобильного приложения, оптимизаций и автоматизацией внутренних процессов и так далее. Такой подход позволит вам и потенциальному работодателю провести ретроспективу прошлых проектов и определить пути профессионального развития.
Наиболее частые причины отказов связаны с недостатком компетенций или опыта в нужной технологии или стеке. Но на этот случай у рекрутеров есть высказывание: «Не бывает плохих резюме, бывают подходящие и неподходящие для вакансии». Поэтому отказ от одной компании означает лишь, что вам стоит поискать что-то более релевантное для текущего уровня и опыта.
Мария Бобкова
Заместитель HR-директора по подбору персонала
2. Заполняйте раздел «О себе»
Некоторые разработчики пропускают раздел «О себе» в резюме. Однако он хорошо подходит для указания профессиональных навыков, которые не использовались на прошлых проектах, но могут пригодиться для будущих задач. Также здесь можно похвастаться полученными отраслевыми наградами и премиями. Ачивка самого активного комментатора на форуме или в блоге, конечно, не подойдёт, но вот победа в хакатоне будет смотреться отлично.
Если указать в разделе не только профессиональные навыки, но и личные качества, хобби. Важно понимать, что если личные установки противоречат корпоративной культуре компании, то сотрудничество продлится недолго и будет напоминать средневековые пытки. Такое не нужно ни разработчику, ни работодателю. Ведь недовольный работник не сможет качественно и полноценно выполнять должностные обязанности.
В разделе «О себе» должна быть указана дополнительная профессиональная информация. Например, если вы ранее указывали фреймворки и технологии, то стоит ещё раз их продублировать. Можно также написать, что активно посещаете профессиональные мероприятия по Big Data и это ваше хобби, потому что хотите в дальнейшим развиваться в больших данных. Нелишним будет указать изучение профессиональных подкастов, литературы и так далее. Стоит упомянуть, какая методика построения рабочих процессов вам ближе. Привыкли работать по scrum? Пишите про scrum. Нравится kanban — расскажите.
София Широков
Начальник отдела развития HR-бренда
3. Расширяйте круг общения
Во многих ИТ-компаниях действуют реферальные программы по привлечению в штат друзей или бывших коллег уже работающих сотрудников. Поэтому знакомство с разработчиками из желаемого места работы может стать хорошей стратегией довольно быстро получить долгожданный оффер. А для них предложения вашей кандидатуры в качестве потенциального сотрудника позволит получить бонус к зарплате.
Расширить круг профессиональных знакомств хорошо помогают неформальные мероприятия — хакатоны, митапы, узкоспециализированные конференции. На них участники могут сразу же проверить возможности и навыки друг друга. Во время соревнований по разработке нередко команды формируются из разных по темпераменту участников, что позволяет улучшить навыки коммуникации и внутрикомандного взаимодействия. Прокаченные soft-skills всегда будет плюсом.
Чтение докладов на конференциях и ИТ-фестивалях тоже отличный способ завести новые знакомства. Как правило, докладчики привлекают много внимания других разработчиков, HR-менеджеров и СМИ. Поэтому не стесняйтесь выступать — это прекрасно развивает ораторские навыки, прокачивает смелость и харизму. Не всегда нужно выступать с серьёзной темой. Иногда мероприятия подразумевают возможности офтопиковых докладов. Например, влияния расстояния до кофейной машины на эффективность разработчиков.
Некоторые компании хантят специалистов прямо на фестивалях. Делается это на стендах с помощью геймифицированных тестовых заданий. Например, придумать интерфейс банковского приложения с помощью предложенных шаблонов или автоматизировать игру «Змейка», чтобы она достигала максимального уровня. Успешно выполнив задание, можно получить не только приз, но и оффер.
Не забывайте о возможностях онлайн-форумов. Регулярная активность на Stack Overflow или аналогах позволит стать заметней и прослыть хорошим разработчиком. Но не скатывайтесь во флуд, иначе эффект может оказаться противоположным.
Намечается любопытная тенденция ухода ИТ-специалистов из соцсетей. В основном это объясняется их желанием сохранять персональные данные и конфиденциальность личной жизни. Это накладывает серьёзный отпечаток на возможности найма, когда речь идёт о «холодном» поиске – найти и установить контакт с интересным специалистом становится сложнее, требуются всё более творческие подходы.
Мария Бобкова
Заместитель HR-директора по подбору персонала
4. Не стесняйтесь показывать GitHub
ИТ-рекрутеры часто смотрят на проекты с открытым исходным кодом, в которых участвовал кандидат. Как правило, для этого используется GitHub, где и выкладываются большинство разработок. Беглый просмотр кода позволяет оценить его качество и читабельность. Опытный рекрутер может сразу понять, насколько кандидат соответствует требованиям компании по hard skills.
Если есть собственные разработки, их тоже стоит залить на GitHub. Речь, конечно, не о простых калькуляторах и примеров из учебников по программированию. Это должны быть действительно используемые на практике решения с обратной связью от клиентов или комьюнити.
Высший пилотаж — это коммиты в крупных и известных проектах. Такие кандидаты будут обладать преимуществом перед остальными.
На GitHub можно посмотреть число подписчиков — это скажет о репутации кандидата. Также анализируются дата регистрации и опыт работы для проверки достоверности резюме. По сути, сервис является отображением жизненного пути разработчика — от простых джуновских задач к текущим большим и не очень проектам.
София Широков
Начальник отдела развития HR-бренда
5. Пишите статьи на «Хабр»
«Хабр» остаётся одной из главных ИТ-площадок русскоязычного комьюнити разработчиков. Блог на нём будет преимуществом для кандидата при устройстве на работу.
Рекрутеры будут просматривать наличие постов по заявленным в резюме технологиям и фреймворкам. Поэтому описание решений распространённых или экзотичных проблем, кейсы и антикейсы сыграют на руку.
Можно проверить, как потенциальный сотрудник реагирует на критику. Комментаторы «Хабра» часто не жалеют авторов и прямо указывают на ошибки или устраивают холивары. Реакция на подобные комментарии показывает, насколько кандидат сможет воспринимать критику и как будет вести себя в экстремальных ситуациях.
Авторы постов на «Хабре» могут получать предложения от работодателей, даже не находясь в активном поиске и выбирать из множества компаний.
Если не знаете о чём писать, но очень хочется начать, то в компаниях есть HR-бренд- или PR-менеджеры, которые помогут в построении личного бренда.
На «Хабре» можно оценить упоминание кандидатом фреймворков и технологий, которые требуются на будущую позицию. К тому же, нужно обратить внимание на «Карму» — она хорошо показывает репутацию специалиста в комьюнити.
София Широков
Начальник отдела развития HR-бренда
Описанные шаги существенно повышают шансы получить офферы от желаемых компаний. Мы не стали расписывать простые истины о том, что нужно проверить резюме на ошибки и заранее подготовиться к собеседованию, проверить качество связи и работу камеры перед онлайн-созвоном и не опаздывать на встречу с HR-ом. Этот минимум усвоен большинством.
Пишите в комментариях, какие использовали лайфхаки для получения оффера. Возможно, ваш опыт пригодится коллегам при устройстве на работу.