Несколько недель назад мы публиковали статью, в которой собрали мнения игроков индустрии полупроводниковой электроники о кризисе дефицита чипов. Тогда в материал попало мнение пары оптимистически настроенных экспертов.

Но, похоже, оптимизм не был оправданным. Дело в том, что ситуация продолжает усугубляться, причем мало того, что дефицит остается актуальным, так еще и чипы дорожают. Так что производителям электроники, включая автомобилестроение и поставщиков медицинской техники, придется постараться, чтобы раздобыть в нужных количествах подорожавшие на несколько десятков процентов чипы.

Что там с подорожанием?


Поскольку спрос сейчас растет со скоростью примерно 17% в год, а предложение увеличивается за то же время лишь на 6%, нетрудно понять, насколько серьезные сложности испытывают вендоры устройств, где эти чипы применяются. При этом больше, чем сейчас поставщики полупроводниковых компонентов выдавать не могут — загружено около 97% мощностей основных производителей.


А ведь деться некуда — покупателям приходится искать любые возможности по приобретению крупных или хотя бы каких-нибудь партий чипов. Производители это понимают, и пользуются ситуацией.

TSMC осенью 2021 года заявила о зимнем повышении цен. Компания поднимает стоимость относительно простых чипов на 20%, а более продвинутых — на 10%. Но увеличивает стоимость продукции не только TSMC, но и южнокорейская компания Samsung, о чем тоже было заявлено.

При этом представители TSMC заявляют о том, что нынешние высокие цены во многом обусловлены деятельностью посредников. Якобы такие компании, поставляя купленные на фабрике чипы, перепродают их потребителям гораздо дороже. Особенно активно действуют игроки автомобильного рынка, но вроде как замечены накрутки посредников и в других отраслях. Стоит напомнить, что это версия поставщиков полупроводниковых компонентов. Проверить ее не так просто, ведь во многих случаях логистическая цепочка закрыта от посторонних глаз.

Производство полупроводников — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:

Маленьких «малинках» в крупном дата-центре
новых SoC от Apple — M1 Pro и M1 Max
Создании собственного корпуса для сервера

Почему все так сложно? Ведь можно просто взять и нарастить объемы производства


А вот и нет. Проблема в том, что процесс производства и поставки чипов отлажен, но в нем есть даже не одно, а сразу несколько «бутылочных горлышек». Негативно влияющие на отрасль факторы накладываются друг на друга, что в итоге приводит к текущей ситуации — крайнем дефиците компонентов.


О торговых войнах, климатических проблемах, нехватке ресурсов мы уже писали. Но есть еще одна проблема — сложность и дороговизна производства микросхем. Одно из главных звеньев цепочки производства кремниевых чипов — создание кристалла по методу Яна Чохральского, так называемый CZ process. Заготовки кристаллов полупроводника постепенно вытягивают, что происходит очень медленно, пока кристалл не достигает нужного размера. Потом его разрезают на заготовки нужного размера, применяют множество технологических процессов, после чего готовые пластины нарезаются на заготовки для чипов. Их компоновка — последний этап в цепочке.

Выращивание кристаллов возможно лишь при условии необходимой инфраструктуры производства, которая крайне сложна. Производители чипов даже шутят, что создание полупроводниковых компонентов гораздо сложнее подготовки ракеты к полету в космос с последующим запуском. Если бы удалось упростить процесс подготовки кристалла-заготовки, скорее всего, дефицит был бы побежден относительно оперативно.

Ну а так производителям чипов, которые планируют увеличить объемы производства, приходится ждать по многу месяцев подготовки необходимой инфраструктуры. Кроме технологий, предприятия должны быть очень чистыми — можно сказать, что условия производства чипов должны быть строго стерильными в плане наличия пыли и прочих сторонних компонентов в воздухе. Быстро с нуля такое не построишь.

Неожиданно пострадавшие



О том, что в эпоху тотального дефицита полупроводниковых компонентов проблемы есть у вендоров игровых устройств, ноутбуков и ПК, сложной бытовой техники, говорят многие. Но есть и отрасли, на которых текущая проблема с нехваткой полупроводников отразилась действительно неожиданно.

В первую очередь, это автомобильная промышленность. Да, современные автомобили постепенно цифровизуются, превращаясь, образно говоря, в «смартфоны на колесах». Но мало кто мог предвидеть дикую нехватку чипов именно в автомобилестроении.

Аналитики агентства The Boston Consulting Group (BCG) прогнозируют, что мировой дефицит компонентов приведет к сокращению производства автомобилей на 7-9 млн единиц транспорта в год. Естественно, эта проблема спровоцирует появление других, так что в итоге мы получим (уже почти получили) эффект домино с наслоением различных факторов из разных отраслей.

В 2022 году, скорее всего, ситуация будет аналогичной 2021, если не хуже. Так, специалисты JPMorgan считают, что рынок начнет оздоравливаться не ранее 2023 года. Но есть и эксперты, например, из концерна Daimler, которые считают, что проблемы сохранятся и в следующем году.


Во вторую очередь дефицит сказался на медицинской отрасли. Дело в том, что медицина тоже активно цифровизуется. Во многих случаях те же аппараты ИВЛ представляют собой сложные устройства с новейшими чипами.

Ну а поскольку объемы производства такого оборудования в связи с пандемией растут, то и потребность в чипах со стороны медицины тоже увеличивается. Томографы, ультразвуковая диагностика, ИВЛ, инфузоматы и многие другие современные медгаджеты сейчас производятся на основе относительно сложных электронных компонентов. Конечно, там нет мощнейших видеочипов или процессоров, но дефицит сейчас распространился даже на простейшие полупроводниковые компоненты.

Дошло до того, что производители медицинского оборудования модифицируют модели прошлых лет, а не разрабатывают новые.

Надежда на решение проблемы все же есть



Несмотря на мрачные перспективы, производители все же стараются решить проблему — скорее всего, не потому, чтобы всем стало хорошо, а просто потому, что так можно больше заработать, выпуская большие объемы полупроводниковых элементов.

Активнее всех работает в этом направлении все та же компания TSMC. Она построила огромный комплекс, который будет производить 3нм чипы, причем в больших объемах. Кроме того, TSMC построила и новую фабрику по выпуску 5нм чипов. Аналитики считают, что в ближайшие годы потребность в чипах вырастет в несколько раз, поэтому тайваньская компания «готовит сани» уже сейчас, чтобы потом не было слишком поздно.

При этом не забывает она и о прибыли — по собственным прогнозам TSMC, к концу года показатель прибыли должен вырасти на четверть, если не больше. Ну а учитывая все обстоятельства, о которых говорилось выше — то, скорее всего, прибыль увеличится весьма значительно.

Значительное повышение объемов производства тоже может быть опасным


И это плохо, и то нехорошо — действительно, проблема есть и в повышении объемов производства чипов. Дело в том, что если потребность в них упадет, по любой из десятков причин, по которым это уже происходило ранее, то возникнет проблема перепроизводства.

Сейчас TSMC, Intel, Samsung и другие поставщики компонентов стараются максимально ускориться. Если спрос резко упадет, перепроизводство будет просто гигантским. А это означает резкое падение цен и кризис уже в отрасли производства чипов.

Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Комментарии (71)


  1. museumrza
    17.01.2022 01:25
    -5

    Спасибо


  1. Revertis
    17.01.2022 02:55

    При этом больше, чем сейчас поставщики полупроводниковых компонентов выдавать не могут — загружено около 97% мощностей основных производителей.

    Я почему-то думал, что началось это всё с пандемии, то есть проблема в отсуствующих работниках. Потом вроде подскочил спрос на SSD из-за Chia, потом опять стали расхватывать видеокарты... Но откуда всё-таки такая загруженность? И почему именно сейчас?


    1. cheburen
      17.01.2022 03:24

      Есть мнение, что начале пандемии образовался дефицит и цены поползли вверх, сначала продавцы подняли цены, потом поднялись заказы на полупроводниковые компоненты и увидев это производители начали манипулировать с производством, в общем схема дефицита и спекулянтов-перекупов завязанных на производство, теперь на глобальном уровне.


      1. Admaer
        17.01.2022 08:32
        +3

        Как именно производители "манипулируют" с производством, если заводы загружены на 100%? Проблема в том, что спрос превышает предложение. Тут уже писали, что в 2021 спрос на ПК вырос впервые за десять лет, а заводы не резиновые. Так что ждём, пока самсунг и tsmc достроят новые фабрики и пока стабилизируется ситуация с сырьем. Пока этого не случится, цены на видяхи и другие устройства с полупроводниками точно не упадут.


        1. Areso
          17.01.2022 09:35

          Да, спрос впервые вырос, но рост спроса в 2020 был 11%, в 2021 15%. Источник https://canalys.com/newsroom/global-pc-market-Q4-2021. Что, конечно, много, но вряд ли стало определяющей причиной. Второй момент, если бы не выходка Microsoft с аппаратными требованиями Windows 11 (TPM и определенные требования к процессорам), то в этом, 2022 году, мы бы увидели падение спроса, гарантированно. За два года пандемии, все, кому нужны были ноутбуки или ПК, их купили. Даже я сдался, и купил замену своему ноуту из 2014-го, хотя изначально в планах было дождаться AMD Ryzen 6000.


          1. vtal007
            17.01.2022 12:20
            +4

            Вы считаете, что кто-то (в значительном кол-ве) побежал менять свое железо ради новый винды? ну из физиков - только энтузиасты, а корпоратам это нафиг не сдалось


          1. wataru
            17.01.2022 12:51

            За два года пандемии, все, кому нужны были ноутбуки или ПК, их купили.

            Вот этого я не понимаю. Действительно же, этот дефицит — это не отстутствие товара, производство-то не упало. Просто появилось больше желающих из-за пандемии. Ну за два-то года уже должены были все кому надо закупиться. Почему спрос не падает? Неужели эта новая категория "пандемийных" потребитилей уже апгрейды делает?


            1. Areso
              17.01.2022 14:01

              Ну я вот предположил, что из-за Windows 11 будет идти спрос, хотя тут же ответили, что пока это не должно быть значимой причиной.

              А так да - сестра обновила себе ноутбук, купила детям ноутбуки. +3 ноута за 2 года.

              У меня +1 ноут (правда, я свой со вторички брал, но если бы не пандемия, я бы еще попользовался старым).

              Причиной является то, что раньше зум был один раз в две недели-месяц, а теперь у меня ВКС даже на личном ноуте 2-3 раза в неделю, а нетбук образца 2014 года сказал "у меня лапки" при попытке использовать более одного электрон приложения за раз. 2955u не вывез двоих :)


            1. Ktator
              17.01.2022 16:21
              +2

              Есть ещё проблема: нарушилась логистика, которая работала почти идеально десятилетиями. Заводы не делали запасов комплектующих, так как всё необходимое приезжало вовремя. А сейчас многие заводы останавливали производство из-за того, что комплектующие не приехали.

              Соответственно, производители начинают делать запасы, что создаёт повышенный спрос на комплектующие.


          1. cepera_ang
            17.01.2022 14:39
            +1

            То есть за 2 года на 26%. Вы же не думаете, что где-то в мире стояли мощности по производству всего, что необходимо для сборки компьютера загруженные от силы на 80%, чтобы быстренько добавить "всего" по 10 и 15% за год?


        1. almaz1c
          17.01.2022 09:54

          Только вот бросилось в глаза, что TSMC строит заводы по нормам 3 нм и 5 нм. В автомобильной электронике, как я понимаю нормы совсем другие.


          1. stanislavshwartsman
            17.01.2022 16:32
            +1

            Заводы на 10нм никто сносить не собирается. Hi end чипы перейдут на 3нм и 5нм, а автомобильная электроника на освободившиеся мощности 10нм


            1. almaz1c
              17.01.2022 20:08

              интересно, что насчет 130/45 нм:

              130 нм — мэйнстрим в части микроконтроллеров, многих видов автомобильных и высоковольтных силовых микросхем, а вовсе не «древняя технология». Не надо все мерить по процессорам для песональных компьютеров, современные 130 нм так же похожи на 130 нм из Pentium III, как Tesla 3 похожа на Ford T. И там, и там четыре колеса, на этом сходство заканчивается.

              взято отсюда.
              Если дефицит во всех технологических нормах, а новые производственные мощности будут вводиться для самых современных норм (единицы нанометров) с применением самого современного оборудования, то что изменится для мамонтов 130/45 нм? Навряд ли кто-то построит заводы под такое старье и дефицит полупроводников с такими нормами как будто бы никуда не денется.


              1. almaz1c
                17.01.2022 20:20

                Нашел интересное:

                Наибольший дефицит наблюдается в микросхемах старого поколения, которые, в основном, используются в автомобильной промышленности. © Автостат.
                Новые производственные мощности не решат проблему с поставками в автомобильной промышленности, поскольку инвестиции в первую очередь сосредоточены на высокопроизводительных микросхемах последнего поколения.

                Автомобильная промышленность уже в процессе перехода на новую электронную архитектуру транспортных средств, но процесс не такой быстрый: эксперты технологических и автомобильных компаний, опрошенные в ходе исследования, считают, что «традиционным» производителям на это потребуется более 5 лет.

                Либо количество электроники в автомобилях резко выросло, либо автомобилей стало больше производиться, либо оборудование под старые тех процессы постепенно выходит из строя.


                1. CAJAX
                  18.01.2022 11:11

                  С более тонких техпроцессов выше маржа у TSMC и Samsung. Те самые дефицитные кремниевые пластины в первую очередь пустят на производство процессоров и видеокарт, а потом уже на микроконтроллеры. Плюс, автопром прежде не закупался наперёд и многие даже в начале ковида игнорировали первые признаки дефицита. А когда спохватились, выяснилось, что теперь надо отстоять в очереди чтобы заказать чипы с контрактом на годы вперёд.


  1. idelgujin
    17.01.2022 06:32
    +6

    Может быть игроделы научатся оптимизировать игры?


    1. Xeldos
      17.01.2022 11:13
      +18

      "Нет, сынок, это ты будешь меньше кушать"


      1. Areso
        17.01.2022 11:46
        +5

        Пусть тогда не ноют, когда их конторы начнут показывать убытки.

        Существующих игр вполне достаточно до конца столетия дожить :)


    1. Alexey2005
      17.01.2022 12:05

      Нет, просто загонят всех в Стадию и подобные же облака. Весь гейминг станет облачным.


      1. Areso
        17.01.2022 14:08

        Не раньше, чем везде будет хороший Интернет.


        1. Alexey2005
          17.01.2022 14:19
          +1

          Зачем же везде? Достаточно, чтобы тех, у кого он есть, было больше, чем тех, кто может себе позволить современную видеокарту.


          1. Areso
            17.01.2022 20:34

            Ответ принимается :)


      1. grizzly_8
        17.01.2022 17:17
        +1

        А они где чипы возьмут?


  1. Dmitriy_Volkov
    17.01.2022 10:22

    Большой спрос это в т.ч. последствие псевдозелёного лоббирования постоянной раз в 5 лет замены авто, изготовления техники и электроники, которая расчитана на те же 5 лет в среднем и причём на фоне повсеместного использования чипов, где надо и не надо. Теперь всю эту массу нужно поддерживать. Спекулянты лишь воспользовались ситуацией


  1. Alexander63
    17.01.2022 11:26
    +1

    Что то рынок уже 2ой год ничего не решает ...


    1. cepera_ang
      17.01.2022 14:49
      +9

      Почему не решает? Решает. В статье даже описано как. Зайдите в магазин — всё продаётся, на новые заводы деньги поступают, через 3-5 лет будет завал. Никто же не обещал, что рынок решает мгновенно или бесплатно.


  1. Markscheider
    17.01.2022 12:14
    +5

    Каждый раз читая подобные новости в последние два года, я все надеюсь: может уже начнут выпускать дешевые и простые автомобили? Такие, в которых самая сложная микросхема установлена в магнитоле.

    Причем не обязательно карбюраторные. Инжекторы первых поколений, вроде бы, работали без ЭБУ. Говорите, зажигание электронное? Ну, там габариты не важны, можно и на транзисторах собрать.

    Зачем? Не знаю кого как, а меня пугает тот факт, что современный автомобиль стал сильно умным. Не в смысле AI, а в другом. Электрическая педаль газа уже привычна, а кое-где уже и тормоз стали делать таким. Ну то есть от педали не механическая тяга идет к тормозной системе, а провода - от датчика положения. Вроде все надежно, но напрягает как-то...

    А если такие "тупые" машины еще и дешевыми будут - то их с руками отрывать станут. Ремонтопригодность, неприхотливость, для регионов - самое то. Ну и при ЭМИ электроника не выгорит :):):)


    1. Kragius
      17.01.2022 13:47
      +7

      Такие машины, тупые и простые, окажутся в производстве сильно дороже обычных современных автомобилей. И на то есть несколько причин.

      Во первых, объемы- на самом деле очень малое количество людей реально готовы такое покупать. Как ни странно большая часть людей желают хорошие комфортные автомобили, а значит реальный спрос будет допустим 5-10 тысяч автомобилей в год. А нужно построить конвейер, организовать все поставки деталей, нанять людей. В результате получаем стоимость как у любого малотиражного автомобиля, таких как Морган или Тесла Роадстер - многие десятки тысяч долларов.

      Если первого пункта мало, вот второй - расходы на разработку. Нужен новый мотор, шасси, и всякая другая всячина типо безопасности и экологии - очень много работы людей с очень хорошей зарплатой. Неважно, какой автомобиль мы делаем - гольф или Роллс Ройс - затраты на разработку будут гигантские. Даже если мы решим сделать все по бюджетному, миллионов за 50 - это будет 5-10 тысяч долларов к стоимости автомобиля.

      Ну и третий пункт - детали. Не все можно будет унифицировать и мы натолкнемся на следующий косяк мелкосерийности - безумно дорогие детали. Не все, но какая нибудь тривиальная штука может внезапно стоить несколько тысяч долларов. Типо моторчика дворника.

      Ну и получается что единственный способ сделать дешёвый автомобиль - сделать его массовым. А массы хотят всяких фич, комфорта и коробку автомат :-) Поэтому простых и дешёвых автомобилей никто не делает - они будут стоить дороже той же Дачии/Рено и Лады Весты в несколько раз.


      1. Yura1975
        17.01.2022 14:19
        +2

        А зачем заново разрабатывать? Взять документацию из архива и срочно восстановить производство... ВАЗ-2106.


      1. Areso
        17.01.2022 15:34

        Как ни странно большая часть людей желают хорошие комфортные автомобили,
        а значит реальный спрос будет допустим 5-10 тысяч автомобилей в год.

        а покупают Лада Приора или Гранта. Сотнями тысяч.

        Да, там есть ЭБУ, но электроника в Гранте не стоит 30% от себестоимости авто, как в топовых комплектациях престижных марок.


        1. Misaka10032
          17.01.2022 15:35
          +4

          Потому что человек в изначальном комментарии описал что-то типа карбюраторной классики.
          Внезапно, но да, Гранта фоне классики - это современный комфортный автомобиль.


          1. Areso
            17.01.2022 15:37

            Если бы не требования к безопасности и экологичности, классику можно было бы и сегодня производить. Более того, её бы и сегодня покупали бы.


            1. Misaka10032
              17.01.2022 15:39
              +2

              Но, к счастью, её не производят.
              Увы, про безопасность у нас мало кто думает, а надо было бы, в случае ДТП, последствия для тех, кто в классике, могут быть самые печальные...


              1. Areso
                17.01.2022 15:43

                Ну, просто я возвражал на тот аргумент, что спрос на такие авто минимален и в нашей бедной стране составил бы от 5 до 10 тысяч штук. Я не согласен. Спрос есть, а сняли их с производства по ряду причин, это регуляторные (безопасность, экология, эра-глонасс), и маркетинговые (хватит делать ведра) и финансовые (на дорогих машин больше маржа, оборот и всё такое).

                Вот Урал (который мотоцикл) реально 3000 штук, но там и производство с конвеера превратилось мелкосерийно-штучное, и начинка, в значительной части, уже не российская. И цена выросла до таких значений, что теперь их покупают только американцы.


            1. blogerl
              17.01.2022 21:30
              +2

              Снято сегодня в Баварии  ;)
              Снято сегодня в Баварии ;)


      1. DrPass
        17.01.2022 16:33
        +1

        А четвёртый пункт — собственно себестоимость производства. Все эти электронные прибамбасы, они, как ни странно, заметно дешевле своих механических и электрических аналогов. Настолько дешевле, что даже всунуть в фару микроконтроллер, который будет её включать, когда по шине от борткомпьютера придёт соответствующая команда — и даже это будет дешевле, чем к каждой фаре протянуть индивидуальный провод питания, и подавать на него питание через реле.


        1. blogerl
          17.01.2022 21:32

          да нету у них того, что зовётся "борткомпьютером" в массах, просто нету :)))

          там сильная децентрализация сети


    1. cepera_ang
      17.01.2022 14:50
      +4

      Все, кому такие машины нужны замечательно покупают себе ТАЗик с рук...


    1. Misaka10032
      17.01.2022 15:32
      +7

      Такие, в которых самая сложная микросхема установлена в магнитоле.

      А зачем? Ради чего? Чтобы вылететь с дороги, так как нет ABS и ESP?
      Или пробить голову рулём, так как подушек, внезапно, тоже нет?
      А по поводу механического инжектора - скажите тем, кто владеет старым немцем, что KE-Jetronic(хотя это не полностью механический впрыск, электроника там тоже есть) лучше всех... и как можно быстрее убегайте, иначе получите по голове))
      https://www.drive2.ru/l/288230376152307030/


      1. Markscheider
        17.01.2022 16:33
        +3

        А зачем? Ради чего? Чтобы вылететь с дороги, так как нет ABS и ESP?Или пробить голову рулём, так как подушек, внезапно, тоже нет?

        А где я говорил, что надо отказаться от АБС, ГУР или подушек? Эти базовые вещи (бесспорно, нужные и важные) вполне себе реализуются с минимум микросхем. Но когда начинается усовершенствования ради усовершенствований - в какой-то момент количество фич перестанет переходить в качество.

        Я, наверное, непонятно объяснил и многим показалось, что это такой неолуддит топит за "тепловый ламповый карбюраторный автомобиль". Нет, я о другом - об отсутствии альтернатив. Тот, кому не нужны система курсовой устойчивости, кондиционер и включение стояночного тормоза кнопкой, вынуждены покупать это все "в комплекте" и платить за то, что не планируется использовать.

        И да, самый первый комментарий про дороговизну разработки штучных машин я полностью разделяю. И понимаю, что с машинами никогда не будет, как со сборкой системных блоков: под хотелки одного человека никто автомобиль разрабатывать не будет. А жаль...


        1. ciuafm
          17.01.2022 17:13

          У России сейчас уникальная возможность выкупить оборудование с заводов производящих дизель/бензиновые движки. В Европе это скоро пойдет на выброс, можно подсуетиться. Там разница по деталям с электромобилями большая, кроме двигателей можно много чего прикупить, включая чертежи старых моделей...


        1. Misaka10032
          17.01.2022 17:28
          +1

          Эти базовые вещи (бесспорно, нужные и важные) вполне себе реализуются с минимум микросхем

          Просто вы же и писали:

          Такие, в которых самая сложная микросхема установлена в магнитоле.

          А насчёт авто без кондиционера, ESP и прочего - так Лада Гранта в минимальной комплектации к вашим услугам))


        1. Komrus
          18.01.2022 10:07

          К сожалению, это особенность современного производства - всё заточенно под выработку миллионов (почти) одинаковых изделий.

          Если когда-нибудь в светлом неопределённом будущем появятся какие-то микрокомплексы, умеющие быстро и непринуждённо производить штучные изделия чего-угодно... Плюс - проектирование с зачатками AI, умеющее из наработок прошлых эпох и готовых блоков решений разрабатывать это что-угодно (машину с карбюратором-и-ESP, паровоз-с-кондиционером-и-подушкой-безопасности :)))... То возможно рынок перевернётся. И будут производиться изделия по штучным хотелкам. (Я бы например хотел дубовый по подвеске и трансмиссии джип типа Pajero, но от чуть большего количества электронных ассистентов - не отказался бы...)

          Но пока, для массового производства вначале маркетологи определяют, что лет через 5 (а то и 10) сомжет быть продано милионами штук; потом пишут задачи для проектировщиков; всё это разрабатывается; модернизируются производстввеннные линии; ставится на производство и выпускают те самые миллионы штук с косметическими отличиями)


        1. amarkevich
          18.01.2022 20:49

          когда фичей в новой модели является размер экрана на приборной панели...


    1. Nedder
      18.01.2022 09:46
      +2

      Ох уж эти сказочники, мечтататели.

      Чтобы "тупая" машина хотя бы сравнилась в цене с "умной", она должна производится объемами в 20-30% от объема "умных", иначе вся выгода в более дешевых комплектующих будет съедена меньшими объемами закупок и специальной линией сборки под "тупые" машины. Сейчас какой-то китайский смартфон с диагональю 5 дюймов и выше может стоить примерно столько же, чем хороший кнопочный телефон типа Nokia 3310 именно по этой причине, т.к. кнопочный телефоны покупают десятки тысяч, а смартфоны - десятки миллионов.

      Но даже хорошо, представим, что сделали такую машину. Без парктроника, без климат-контроля (зачем нам кондиционер в "тупой" машине?), без бортового компьютера, без гидроусилителя руля и т.п. (хотя наверняка вы сразу закричите, что в "тупой" машине гидроуситель можно оставить). Она стоит на 10% меньше умной. Вы готовы ее купить? Наверно врядли. Скажите - нет, вот за 50-60% возьму, а за 80-90% - дорого. А чудес таких не будет.


  1. shumskyds
    17.01.2022 12:23
    +3

    Как бы этот кризис плавно не перерос в удобную причину задрать цены, даже когда производство наладится.


    1. blogerl
      17.01.2022 21:32
      +1

      "Как бы" — здесь лишнее! ????


  1. acces969
    17.01.2022 12:23
    +6

    Кто бы мог подумать, что в наше капиталистическое время мы будем страдать из за финансовых манипуляций)

    Спрос рождает предложение, здоровая конкуренция опускает неадекватные цены. Здесь же, из за сложности производства, образовалась монополия, и теперь производители возьмут свое сполна. Выиграет вся цепочка продаванов, от производителя кристаллов до продавца-консультанта, который получит больший процент с продажи за более дорогой телевизор. А конечный потребитель, как всегда, платит за банкет.


    1. evasilenko
      17.01.2022 14:34
      -1

      Простите, но Ленин иногда был прав.

      Нету капитализма уже лет 100. Это олигархический монополизм. Волосатая рука ещё как видима в миллионе случаев.

      Вылетом с рынка всех, кроме TSMC, Samsung, Intel, рыночек монополизировался и перестал быть рынком. Монополисты подняли свои доходы. Имеют право. Много лет за это боролись.


    1. NikaLapka
      17.01.2022 14:48

      Предположу теорию заговора:

      ...4\5 полупроводников в мире собираются всего на трёх заводах А, Б, С, которые загружены на 100% и с лихвой отгружают полупроводники 7-12нм, все довольны. Спустя время к данным производителям обращаются крупнейшие разработчики полупроводников с просьбой начать производство их новой продукции на 3-4нм, которая дороже, но имеет значительно лучшее характеристики, фабрики А, Б, С соглашаются, проводят модернизацию для выпуска новой продукции 3-4нм, и 3\5 производственных линий переводят на новый тех.процесс 3-4нм.

      Что имеем в итоге:

      + разработчики довольны - новая продукция производится, и самое главное продаётся, ведь старых-то запасов или производства нет, пускай покупают меньше, но благодаря выросшей цене прибыль так же выросла,

      + фабриканты так же удовлетворены, цена на заказ выше, что увеличило прибыль и покрыло расходы на модернизацию, бонусом увеличив отрыв от конкурентов, а так же появилось поле для спекуляции цен из-за см ниже

      - сборщики конечной продукции пребывают в некоторой растерянности, их бы более чем устроили бы поставки предыдущей полупроводниковой продукции, пускай даже с небольшой наценкой, но прежних производственных линий нет - они отданы под новый технологический процесс, а новые полупроводники ещё не только дороже, но и сложны в производстве, из-за чего объём производства даже несколько снизился.

      Как вырваться из этого карнавала капитализма? Вариантов два: или отказаться от продукции - проголосовать рублём, или строить новые фабрики 15-20нм чипов - что наверное могло бы стать хорошей государственной программой.. но это уже другая история

      Как вам теория? Срочно на рен-тв!


      1. Alexey2005
        17.01.2022 14:58

        А эти крупные разработчики не думают о том, что все чипы для их продукции производятся фактически в одной точке планеты, и случись что — они попросту лишатся поставок лет на десять?
        Уже как-то был случай, когда из-за наводнения на Тайвани возник дефицит жёстких дисков. Все эти Эпплы с Самсунгами не боятся, что там случится какое-то природное бедствие или и вовсе военный конфликт, в ходе которого по тем фабрикам отбомбятся? Ведь в этом случае все те, кто забил на диверсификацию производства, мгновенно станут банкротами, потому что восстанавливать фабрики — дело не одного года, а больше брать чипы попросту негде.


        1. cepera_ang
          17.01.2022 15:05

          А если астероид на Землю прилетит эти компании должны бояться? :) или там пандемия какая-нибудь… oh shi...


          1. Areso
            17.01.2022 15:48

            По-хорошему, должны.

            Disaster Recovery, георезерв, страхование рисков - должны быть.


            1. cepera_ang
              17.01.2022 18:35

              От некоторых рисков страховаться — дороже выйдет, чем закрыться в случае чего.


              Вот те же компоненты. Что условному Эплу делать, второй Тайвань вырастить за свой счёт? После бомбежки Тайваня людям не до айфонов будет. Или вы думаете, что имея производство процессоров в условной Аризоне, Эпл бы просто пожал плечами "ну разбомбили TSMC и ладно, у нас бэкап есть" и продолжил собирать айфоны на фабриках в Шеньчжене?


              1. NikaLapka
                17.01.2022 19:44

                Т.е. вы готовы согласиться с тем, что как пишут некоторые, цитата с низу:

                >Ничего нового в статье не сказано. Про это уже все СМИ обмусолили.

                >Можно описать одним абзацем.

                >Транспорт -> сырьё -> рабочие -> транспорт

                это полная профанация? И производителям аппаратов ИВЛ не нужны новые чипы, их потребности с лихвой можно покрыть недорогими полупроводниками 3-4 и 5 летней давности, только их нет, фабрики-то штампуют новые полупроводники, да ещё в меньшем количестве, ведь у нас сейчас бум бытовой электронники, производителям нужно с каждым годом выпускать новые модели "ещё лучше, ещё быстрее, чтобы тормозили меньше чем предыдущая модель".


                1. cepera_ang
                  17.01.2022 20:43

                  Не понял ничего из вашего комментария.


              1. Areso
                17.01.2022 20:00

                А ничего, что этот остров тупо смыть может, без всяких злобных северокорейских (северокитайских) коммунистов?


                1. cepera_ang
                  17.01.2022 20:43

                  Ага, в один прекрасный вечер просыпаемся, а Тайвань накрыло поднявшимся на 15 метров Тихим океаном.


                  1. Areso
                    17.01.2022 21:40

                    Цунами, тайфуны, ураганы уже отменили?


                    1. cepera_ang
                      17.01.2022 22:09

                      Нет, не отменили. Думаю вам и правда стоит купить два комплекта техники, про запас, на случай затопления Тайваня и долгосрочных перебоев поставок полупроводников с него.


                      1. Areso
                        17.01.2022 22:36

                        После 2011, я примерно так и делаю.

                        Если что, тогда утонуло производство жестких дисков.


              1. ymishta
                17.01.2022 20:54

                Что условному Эплу делать, второй Тайвань вырастить за свой счёт?

                Прикиньте, да. Если собираешься воевать с главной фабрикой планеты, то обезопасить себя от завязанности всего и вся на нее - must have. Иначе просраные полимеры гарантированы - https://www.nbcnews.com/health/health-care/u-s-officials-worried-about-chinese-control-american-drug-supply-n1052376?fbclid=IwAR0bPRKyJYIuGIV2IpbMJKejfMV_CpeifviB4ES2dtt3U8hrfCpufVzLDP0


                1. cepera_ang
                  17.01.2022 21:04
                  +1

                  Эпл собирается воевать с главной фабрикой планеты?


                  А вы уже захеджировали риски того, что США будет воевать с Китаем?


                  1. ymishta
                    18.01.2022 12:03

                    С Китаем собирается воевать страна головного офиса и места проживания основной массы разработчиков Apple


                    1. cepera_ang
                      18.01.2022 13:13

                      И? Что по-вашему конкретно должен сделать Эпл в данной ситуации?


                      1. ymishta
                        19.01.2022 22:34

                        Готовиться к отказу от производства на Foxconn и переносу производства на территорию США.


        1. Tsimur_S
          18.01.2022 00:14

          Уже как-то был случай, когда из-за наводнения на Тайвани возник дефицит жёстких дисков

          Если вы про наводнение 2011 то оно было в Таиланде.


  1. koreec
    17.01.2022 16:26
    +3

    Смешались в кучу... Производство кремниевых кристаллов - это самая примитивная часть цепочки. В нашей китайской деревне есть заводик, который, в том числе, и установки для выращивания кристаллов производит. Тысячами штук в год. На фото - как раз они есть.


  1. Aytuar
    17.01.2022 16:51

    Ничего нового в статье не сказано. Про это уже все СМИ обмусолили.

    Можно описать одним абзацем.

    Транспорт -> сырьё -> рабочие -> транспорт

    Т.е. из-за локдауна не было поставок сырья, не выходили рабочие на заводы, и даже после локдауна проблема транспорта осталась из-за его загруженности (все ломанулись отправлять грузы, в портах очереди из короблей на разгрузку).


    1. amarkevich
      18.01.2022 20:51
      +1

      ... замена рабочих рук роботами -> дополнительный спрос на электронику


      1. Aytuar
        19.01.2022 11:27

        В том числе.