В Норвегии есть очень красивые фьорды, самобытные блюда вроде вяленой трески лютефиск, забавные красные домики… А еще там были национальные компьютеры Tiki, еще более самобытные, чем вяленая треска, и более суровые, чем Норвежское море. Как и во многих других странах, Норвегия начала 80-х остро нуждалась в недорогих и доступных компьютерах для школ и профессиональных учебных заведений, но не абы каких, а своих, с норвежским характером и норвежскими буквами Æ, Ø и Å на клавиатуре. Правительство страны решило, что все компьютеры в начальной и средней школе должны быть стандартными, и выкатило целый список требований к таким машинам: процессор Z80, совместимость с операционной системой CP/M и достаточный объем оперативной памяти для запуска сложных программ. В отличие от образовательных компьютеров в других странах, которые в основном ориентировались на BASIC и основы информатики, норвежская персоналка должна была стать инструментом для помощи в обучении и повседневной жизни, поэтому уделялось особое внимание хорошим аудиовизуальным возможностям.

Чтобы удовлетворить эту потребность, талантливые инженеры — выпускник Норвежского технологического института и Института радиотехнологий (NTH, Institutt for Radioteknikk) Ларс Монрад Крон и Гру Йоргенсен из Осло — основали небольшую фирму Tiki Data, решив собирать такие компьютеры. На дворе стоял 1983 год. Основная идея была простой, как аквавит: если ты учишься в норвежской школе — ты работаешь за норвежским компьютером, пишешь свои «Hallo Verden!» и в конечном итоге становишься продвинутым айтишником, не испытывая зависимости от IBM и Apple.

Уже год спустя прототип образовательного компьютера под названием Kontiki-100 был готов — его собрали в изготовленном из фанеры корпусе на макетной плате, а для соединения между микросхемами напаяли провода. Когда машина пошла в серию, название немного сократили, убрав первые три буквы, и персоналка увидела свет под наименованием Tiki-100.

В полном соответствии с правительственными требованиями, Tiki-100 был собран на основе процессора Zilog Z80, работавшего на частоте 4 МГц. Предсерийный образец был оснащен 64 Кбайтами оперативной памяти, 32 Кбайтами видеопамяти и 4 Кбайтами ПЗУ, которые вместе составляли 100 килобайт — именно эта цифра и попала в название модели. На серийной машине объем ПЗУ увеличили до 8 килобайт, что совокупно давало уже 104, но красивую круглую цифру в наименовании персоналки решили уже не менять.

Клавиатура у Tiki-100 имела 92 клавиши, распределенные по трём блокам: основной, с норвежской QWERTY-раскладкой и «длинным» пробелом, блок функциональных клавиш, совмещенный с клавишами управления курсором, и цифровой блок. При изготовлении прототипа Крон и Йоргенсен использовали переключатели фирмы Siemens, но такая клавиатура оказалась слишком дорогой, поэтому в серию пошла версия со свитчами местного производства. Клавиатура была смонтирована в одном корпусе с основной платой компьютера, который имел на лицевой панели два отсека: в них могли быть установлены 5,25-дюймовые дисководы или один дисковод и один жесткий диск максимальным объемом 8 мегабайт.

Чтобы удовлетворить требованиям по аудиовизуальной компоненте, в составе Tiki-100 имелась довольно продвинутая для 1984 года видеосистема. Компьютер не имел текстового режима, как такового, вся графика была растровой с 256-цветной палитрой, и строилась она не на основе какого-либо одного чипа, а была сконструирована из дискретных TTL-микросхем. Это означало, что норвежские инженеры буквально собрали видеоподсистему «вручную», на уровне схемотехники — комбинируя регистры, счётчики и мультиплексоры для формирования видеосигнала. Поддерживались три режима разрешения и цветности: 256×256 пикселей с 16 цветами одновременно, 512×256 пикселей с 4 цветами и 1024×256 пикселей с 2 цветами. Имелась аппаратная вертикальная прокрутка. При этом графическая подсистема выдавала сигнал, полностью совместимый со стандартом PAL, что позволяло подключать Tiki-100 к любому бытовому телевизору, хотя в комплект к компьютеру обычно шел цветной 14-дюймовый монитор.

Со звуком тоже все было в порядке: на плате Tiki-100 смонтировали 3-голосный программируемый звуковой генератор AY-3-8912, разработанный в 1978 году американской компанией General Instrument. Три независимых аудиоканала плюс генератор шума: эти три «голоса» можно было настроить так, что компьютер внезапно превращался в мини-оркестр: —мелодия, бас и ударные и конечно, «Ионика». В 80-х чип AY-3-8912 можно было встретить во множестве аркадных игровых автоматов, в ZX Spectrum 128K, Amstrad CPC, компьютерах MSX и даже в синтезаторах. Конструкторы Tiki-100 выбрали его за простоту и надежность.

На задней стенке корпуса имелось два порта RS-232 и один порт принтера Centronics. Кроме того, к Tiki-100 можно было подключить сетевой адаптер, который не входил в стандартную комплектацию: с его помощью можно было объединить 16 Tiki-100 в компьютерный класс, в котором один компьютер с жестким диском и принтером устанавливался на учительском месте, а остальные отводились для учеников.

Специально для этой персоналки нанятые Tiki Data программисты разработали операционную систему TIKO, хотя «разработали» — это слишком громко сказано. TIKO подставляла собой всего лишь модифицированную CP/M 2.2, слегка подогнанную под специфику Tiki-100 и его графики. Зато даже такая «переделка» имела смысл: школьные машины получали дружелюбную оболочку и могли запускать множество программ, которые уже существовали для CP/M — текстовые редакторы, языки программирования, утилиты для учёбы и даже игры. К тому же TIKO открывала двери и для разработчиков — если ты умел писать софт под CP/M, ты без труда мог перенести его на Tiki. Это помогало восполнить дефицит «родного» ПО.

В стандартном комплекте поставки Tiki-100 шел популярный BBС BASIC, а также интерпретатор языка COMAL (Common Algorithmic Language) — это язык программирования, разработанный в Дании Борге Р. Кристенсеном и Бенедиктом Лёфстедтом и впервые выпущенный в 1975 году. Он основан на BASIC, но при этом включает элементы структурного программирования, характерные для Pascal, что позволяло писать более понятный и структурированный код. Помимо этого в TIKO можно было найти набор учебных и демонстрационных программ, ориентированных на школьное образование, и утилиты для работы с файлами и устройствами.

Tiki Data была маленькой компанией, но и Норвегия — небольшая страна с населением всего 4,13 миллиона человек по данным 1984 года, поэтому Крон и Йоргенсен смогли удовлетворить потребности местного министерства образования.

Но была в конструкции Tiki-100 одна интересная архитектурная особенность, которая сделала этот компьютер популярным не только среди министерских чиновников и школьников, но и среди простых норвежских пользователей. Да, правительство требовало собрать школьный компьютер на базе Z80, и это требование было выполнено. Но благодаря инженерной смекалке внутрь корпуса можно было воткнуть еще одну плату с процессором Intel 8088 на частоте 4 МГц, и тогда Tiki-100 превращался в полноценную IBM-совместимую персоналку с поддержкой максимального объема оперативной памяти до 736 Кбайт. После установки такой платы процессоры начинали работать совместно: под Intel 8088 можно было запустить MS-DOS и работать на компьютере, как на обычном IBM PC, а Z80 в этом режиме обрабатывал дисковый ввод-вывод, отвечал за графику и звук. При этом компьютер полностью сохранял совместимость с TIKO: при необходимости его можно было загрузить обратно в эту ОС, и тогда за работу машины отвечал Z80, а Intel 8088 отключался.

Чуть позже Tiki Data выпустила компьютер Tiki-100 «модификации D» — основным процессором в нем был уже Intel 8088, а Z80 играл вспомогательную роль, причем графическую подсистему заменили на видеоадаптер стандарта CGA. Эта персоналка могла запускать оригинальное программное обеспечение Tiki-100, хотя и с немного урезанной графической спецификацией из-за CGA. Оба процессора использовали одну и ту же шину, но программы для Z80 запускались уже под управлением операционной системы 8088 в режиме эмуляции.

В итоге у школьников и студентов появился под рукой не просто текстовый терминал, а полноценный, хоть и скромный по современным меркам, компьютер. Но спрос со стороны учебных заведений быстро насытился, а со стороны обычной публики к началу 90-х начал падать: в Норвегию привозили недорогие IBM-совместимые машины и компьютеры Apple из Америки, поэтому «гибрид» Intel 8088 и Z80 хоть и казался оригинальным, но все же уступал по своим возможностям зарубежным аналогам.

Чтобы хоть как-то выжить в эпоху, когда школы и офисы стали массово переходить на стандартизированные IBM PC, Tiki Data попробовала сыграть по чужим правилам и выпустила Tiki-200 — обычный клон PC под собственным брендом. Особой оригинальности в нём уже не было: всё железо импортное, архитектура стандартная, совместимость с DOS и Windows — как у всех.

Но и в этой роли конкурировать с крупными зарубежными поставщиками оказалось трудно. В середине девяностых стало понятно, что норвежскому локальному бренду на глобализирующемся европейском рынке места не осталось. В 1996 году Tiki Data была куплена технологической компанией Merkantildata, и с этого момента прекратила свое существование. Интересный и оригинальный норвежский компьютер Tiki-100 навсегда исчез. А вяленая треска и фьорды — остались.

Статья поддерживается командой Serverspace.

Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.

IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR

Комментарии (7)


  1. saipr
    22.07.2025 07:18

    На дворе стоял 1983 год. Основная идея была простой, как аквавит: если ты учишься в норвежской школе — ты работаешь за норвежским компьютером, пишешь свои «Hallo Verden!» и в конечном итоге становишься продвинутым айтишником, не испытывая зависимости от IBM и Apple.

    Как похоже на нас:

    Уже в 1983 году в СССР начали производить «БК-0010», в школах их объединяли в локальную сеть - это называлось КУВТ – «Комплекс учебной вычислительной техники».

    Были и западные компьютеры - например, Yamaha. И, конечно, легендарный Sinclair ZX-Spectrum, который для многих советских школьников стал первым не только школьным, но и домашним компьютером.

    Конец эры национальных компьютероа в обеих странах был одинаков

    Интересный и оригинальный норвежский компьютер Tiki-100 навсегда исчез. А вяленая треска и фьорды — остались.

    А у нас осталасть нефть и газ.


    1. CyberPaul Автор
      22.07.2025 07:18

      У норвежцев задача была, пожалуй, даже посложнее чем у нас: страна не жила в международной изоляции, и выдержать острую конкуренцию с продукцией Apple, IBM, Commodore и других мировых производителей ИМХО было сложнее, чем выпускать компьютерную технику в условиях плановой экономики, когда конкуренции, считай, нет совсем. Они и не выдержали в конечном итоге. Но попытку таки предприняли.


    1. Neusser
      22.07.2025 07:18

      А у нас осталасть нефть и газ.

      У норвежцев тоже!


  1. sergbe
    22.07.2025 07:18

    Интересно и легко читается )


    1. CyberPaul Автор
      22.07.2025 07:18

      Спасибо огромное! Кейс и вправду очень интересный: разработчики успешно совместили две популярные архитектуры в одном корпусе, такое редко кому удавалось.


  1. Tomasina
    22.07.2025 07:18

    А почему там флешка воткнута? Их же тогда не было


    1. CyberPaul Автор
      22.07.2025 07:18

      Судя по всему, это ключ. Когда-то в одном старом НИИ, где работал после института, видел 286-й с похожим ключом, без которого машина не запускалась.