Автомойка самообслуживания — на первый взгляд, простая штука: клиент приехал, вставил купюру (приложил карту), выбрал режим, включился насос — и пошло дело. Но если заглянуть в техпомещение и посмотреть на работу этой системы глазами инженера, становится понятно: это уже не бытовая техника, а компактный промышленный объект.

Каждый пост автомойки — это работа целого набора исполнительных механизмов, датчиков, насосов и клапанов. Сбой хотя бы одного элемента — и автомойка простаивает, бизнес теряет деньги, а клиенты уезжают к конкурентам. А когда на объекте нет персонала (что типично для моек самообслуживания), без надежной автоматизации вся модель рассыпается.

В статье покажем, как инженер Андрей Демшин выстроил систему, в которой автоматика не просто управляет подачей воды и химии, а обеспечивает все бизнес-процессы. На реальном примере сети «Чистомытов» в Санкт-Петербурге разберем, какие технологии помогли превратить автомойки в стабильный бизнес.

Как все началось: от «робомойки» к системе с ПЛК

История началась в 2011 году, когда инженер Андрей Демшин (рекомендуем его ТГ‑канал «Роботы на зарплате») работал на заводе в Красном Селе. Тогда автомойки в России представляли собой, по сути, гаражи с бытовыми мойками высокого давления — чаще всего с самыми простыми аппаратами от Kärcher. Серьезной автоматизации никто не использовал: оборудование запускалось вручную, никакой удаленной диспетчеризации не существовало.

Примерно в это время на рынке начали появляться так называемые «робомойки» — портальные установки с моторизованными порталами, которые двигались по двум осям и обрабатывали машину с помощью вращающейся штанги, подающей воду, пену и воск. Эти системы выглядели как футуристическое решение, но, по сути, оставались механическими — с ограниченными возможностями настройки и контроля. Тем не менее, одна из таких моек оказалась у завода, где работал Андрей.

Он взял эту автомойку в качестве темы дипломного проекта и подготовил инвестиционный план развития деятельности предприятия на примере производства бесконтактной автоматической мойки самообслуживания. Уже тогда стало понятно, что без автоматики на базе программируемых контроллеров такой проект не окупится: оборудование стоило более 4,5 млн рублей (по ценам 2012 года), а сервисная поддержка полностью зависела от зарубежных поставщиков.

Идеи, заложенные в дипломе, не пропали. Андрей снял демонстрационное видео автомойки, смонтировал буквально «на коленке» и выложил на YouTube. Спустя некоторое время это видео привлекло внимание заказчиков, которые искали решение для автомоек самообслуживания. Так в 2015 году появился первый клиент, для которого Андрей с командой собрали автоматику для двух моечных постов, а затем расширили ее до четырех.

Именно тогда стало ясно: малый бизнес готов к системному подходу. Готов к переходу от кустарных одноразовых самоделок к промышленной автоматике, которую можно расширять, настраивать и повторять.

Автомойка в работе
Автомойка в работе
Дополнительные фото
Все управление - через сенсорный интерфейс
Все управление - через сенсорный интерфейс

Архитектура автомойки самообслуживания

Когда что-либо работает без персонала, нельзя надеяться на авось. Нужно контролировать, что включено, где идет вода, какое давление в системе, и не закончились ли реагенты. 

Система управления построена по модульному принципу:

  1. Разделение по зонам управления

    Каждый моечный пост управляется собственным ПЛК Mitsubishi Electric FX3U. Отдельный контроллер той же модели отвечает за систему водоподготовки и отопления.

    Диспетчеризация и сбор данных реализованы через Simple-SCADA, установленную на отдельном компьютере. Такой подход позволяет масштабировать объект, не меняя структуру управления: добавляем новые посты — просто подключаем их к существующей системе.

    К контроллерам моечных постов подключены HMI-панели. На них выведен интерфейс, через который можно управлять режимами работы, видеть параметры и выполнять диагностику на месте.

  2. Единый интерфейс — Modbus RTU

    Связь между контроллерами и модулями ввода-вывода организована по протоколу Modbus RTU. Это простой, надежный, хорошо документированный протокол, который легко отлаживать.

  3. Принцип «все видно, все доступно»

    Владелец бизнеса может в любой момент увидеть статус каждого устройства, задействованного в технологическом процессе. Прямо на мойке установлен компьютер с Simple-SCADA, который выполняет функции диспетчерского пункта.

    Все параметры отображаются в интерфейсе SCADA в реальном времени, а доступ к ним можно получить удаленно через веб-интерфейс. Кроме того, извещения и важных событиях автоматически отправляются в Telegram-чат, чтобы оператор или владелец сразу узнал о сбоях, недостаточном уровне жидкости, падении давления и других ситуациях.

Удаленный мониторинг позволяет:

  • быстро реагировать на аварии, тем самым минимизируя простои;

  • экономить на обслуживающем персонале;

  • заранее знать о необходимости пополнить запас расходных материалов: воды, «омывайки», шампуня или воска.

Автомойка становится управляемой, предсказуемой, и самое главное — повторяемой. Следующий объект можно построить по той же схеме, быстро и без ошибок.

Начинка клиентского терминала
Начинка клиентского терминала
Дополнительные фото
Начинка клиентского терминала
Начинка клиентского терминала
Терминал в работе
Терминал в работе

Что контролируем и почему это важно

Главная задача автоматизации — обеспечить бесперебойную и контролируемую работу автомойки. Один насос вышел из строя — и пост простаивает. Упал уровень воды — клиенты не могут пользоваться услугой. Перегрелась система — повреждение оборудования. Чтобы исключить такие ситуации, построена система мониторинга, в которой контролируется все, что может повлиять на бизнес.

Вот основные параметры, за которыми следит автоматика:

Уровни жидкостей

Контролируем сразу несколько резервуаров:

  • сырая вода — используется в начальных режимах мойки;

  • умягченная вода — обеспечивает более эффективную работу пены и воска;

  • осмотическая вода — применяется для финального ополаскивания, чтобы на кузове не оставался известковый налет;

  • «незамерзайка» — зимой продается клиентам на разлив;

  • топливо — контролируется, если система отопления работает на дизельном котле;

  • химия — включает моющие и защитные средства (пена, воск и т.д.).

 Типовой подход: используют погружные гидростатические датчики с токовым выходом 4–20 мА. Это просто и надежно.

Давление в системе

Контролируем:

  • давление на вводе водопровода;

  • давление в бойлере;

  • давление на выходе из насосной станции, которая подает воду на посты;

  • давление в системе подачи осмотической воды.

 Чем полезно автоматическое отслеживание давления? Преимуществ несколько:

  • избегаем сухого хода насосов;

  • определяем утечки;

  • понимаем, когда фильтры засорились и требуют замены;

  • поддерживаем нужный напор в зависимости от выбранного режима.

Температура воды

Зимой холодной водой не отмоешь ни соль, ни реагенты. Поэтому вода подогревается — чаще всего до 36–37 °C. Система поддерживает нужную температуру в бойлерах, при необходимости переключается между источниками тепла (электро, дизель, газ).

Контроллер в реальном времени отслеживает температуру и управляет нагревом.

Расход и объем выданных жидкостей

На каждом посту стоят импульсные датчики расхода — например, на продаже незамерзайки. Датчик с крыльчаткой выдает 400 импульсов на литр. Контроллер считает импульсы и точно знает, сколько жидкости выдано.

Это нужно не только для учета, но и для управления бизнес-процессом: можно автоматизировать продажи и отслеживать остатки.

Емкости с разной водой
Емкости с разной водой
Дополнительные фото
Щит управления с контроллером
Щит управления с контроллером
Емкость с незамерзайкой, слева вверху насос, справа - клапаны подачи на посты
Емкость с незамерзайкой, слева вверху насос, справа - клапаны подачи на посты
Насос и клапаны подачи воды и воска на пост
Насос и клапаны подачи воды и воска на пост
Синий - дозатрон
Синий - дозатрон
Щит управления с модулями Wiren Board
Щит управления с модулями Wiren Board
Гидростатический датчик
Гидростатический датчик
Датчики давления и температуры
Датчики давления и температуры
Коллектор контуров отопления с термоэлектрическими приводами
Коллектор контуров отопления с термоэлектрическими приводами
Модуль реле в боксе
Модуль реле в боксе

Инженерные решения: датчики и модули

В проекте автомоек «Чистомытов» сделали ставку на простые, надежные и доступные компоненты, которые легко найти, подключить, заменить и — что особенно важно — интегрировать с контроллером.

Вот как это устроено:

Датчики уровня и давления

Система построена на датчиках с токовым выходом 4–20 мА. Погружные датчики уровня просто опускаются в резервуар. Контроллер определяет уровень жидкости, используя гидростатический принцип h = P/(ρ⋅g) ⋅h где:

  • P — измеренное давление (Па);

  • ρ — плотность жидкости (кг/м³);

  • g — ускорение свободного падения (м/с²);

  • h — высота столба жидкости (м).

Метод прост, не требует калибровки, а сами датчики  достаточно опустить на дно.

Датчики давления используются на входе воды, в накопителях и на выходе насосов. Типовые значения — до 6 бар, диапазон 4–20 мА.

Модули ввода-вывода: WB-MAI6, реле и считыватели

Чтобы принять аналоговый сигнал от датчиков, используют модули WB-MAI6. Они подключаются по Modbus RTU к контроллеру Mitsubishi Electric FX3U. До этого использовали WB-MAI11 — теперь перешли на более компактные MAI6.

Релейные модули WB-MR6CU v.2 применяются для:

  • включения и выключения насосов и клапанов;

  • эмуляции физических кнопок банковского терминала (например, прибавить 50 рублей;

  • управления освещением и отоплением.

Модуль реле заменяет механические кнопки банковского терминала, просто замыкая нужные контакты. В результате все управление получилось реализовать через сенсорную HMI-панель. Такой подход упрощает конструкцию шкафа (не нужно сверлить отверстия под кнопки) и сохраняет гибкость на будущее — если схема взаимодействия с банковским терминалом изменится, достаточно переделать логику.

Также используются считыватели RFID, которые позволяют клиентам оплачивать услуги с привязанных карт или использовать бонусы. Важно, что считыватели тоже работают по Modbus RTU — и легко встраиваются в систему.

Дозирование химии — точное и без электроники

Химию подают через дозирующие насосы Dosatron — механические устройства, которые используют энергию воды для подмеса реагентов. Никакой электроники внутри нет: точность обеспечивается за счет конструкции.

  • точность дозирования не падает при скачках давления;

  • просто обслуживать — достаточно промывать и менять уплотнения.

Обновление без остановки

Одна из важных инженерных особенностей системы — возможность добавлять функции дистанционно, без перепрошивки на месте. Программное обеспечение для ПЛК и HMI позволяет редактировать конфигурацию прямо в интерфейсе.

Если владелец автомойки захочет, например, добавить новую услугу или изменить режим работы — это не требует вызова программиста на объект. Достаточно подключиться к контроллеру удаленно и внести изменения в логику.

Интерфейс управления постами
Интерфейс управления постами
Дополнительные фото
Главное меню интерфейса
Главное меню интерфейса
Интерфейс водоподготовки
Интерфейс водоподготовки
Настройка уведомлений
Настройка уведомлений
Уведомления в канале Телеграм
Уведомления в канале Телеграм

Мойка в контейнере

В завершение экскурсии мы побывали на одном из последних объектов — автомойке, которая размещается в контейнере. Мы ее видели на стадии монтажа. Подобное решение позволяет быстро смонтировать автомойку в любом месте.

Внутри — отапливаемое помещение с технологическим оборудованием. Все смонтировано аккуратно, использовано довольно много нержавейки, даже все трубки металлические.

Такой формат хорошо подойдет для сетевых клиентов или франшизы — установил, подключил воду, канализацию и электричество, и можно запускать мойку. Будет интересно понаблюдать за развитием этого проекта.

Компактная автомойка в контейнере: щит управления
Компактная автомойка в контейнере: щит управления
Дополнительные фото
Компактная автомойка в контейнере: щит управления
Компактная автомойка в контейнере: щит управления
Компактная автомойка в контейнере: насосы и клапаны
Компактная автомойка в контейнере: насосы и клапаны
Компактная автомойка в контейнере: щит управления
Компактная автомойка в контейнере: щит управления

Заключение: автоматизация как бизнес-инструмент

Главный вопрос для владельца мойки — дает ли автоматизация выгоду? Ответ однозначный: да, если система спроектирована грамотно.

Пример «Чистомытов» показывает, как автоматика снижает затраты, исключает человеческий фактор и позволяет развивать бизнес без резкого роста операционных расходов.

Комментарии (13)


  1. cofein51
    22.07.2025 08:09

    Антифриз подтекал по американке ?

    Система на нержавейке удобнее в монтаже, можно 100 раз примерить идеально точно.

    На сколько дороже в итоге обходится система на нержавейке, в отличии от полипропилена ?

    Можно монтаж нержавейки дешевле оказался или ещё что, почему одно на пластике, втрое на нерже ?


    1. demshyn
      22.07.2025 08:09

      >Антифриз подтекал по американке ?
      Это не антифриз, а незамерзающая жидкость на основе этилового спирта (подтекала на резиновом уплотнении).

      >Система на нержавейке удобнее в монтаже, можно 100 раз примерить идеально точно.
      Всё так, всё так.


      >На сколько дороже в итоге обходится система на нержавейке, в отличии от полипропилена?
      Нержавейка обходится дороже примерно в 3 раза, в том числе стоимость работ значительно выше.


      >Можно монтаж нержавейки дешевле оказался или ещё что, почему одно на пластике, втрое на нерже ?
      Разные объекты с разным бюджетом, объекты сделаны были также в разное время. Полипропилен более практичен, так как шире доступен в строительных магазинах и проще в работе (это особенно актуально в регионах).


    1. Armitage
      22.07.2025 08:09

      Паяный полипропилен не годится для мобильных решений, это на основе личного опыта с фудтраками говорю. В них тоже пришлось все делать на нерже.


      1. demshyn
        22.07.2025 08:09

        >Паяный полипропилен не годится для мобильных решений
        В нашем случае мойка - стационарный объект. Решение с контейнером сделано для удобства единоразовой транспортировки до места эксплуатации.


  1. LlmOxygen
    22.07.2025 08:09

    осмотическая вода — применяется для финального ополаскивания, чтобы на кузове не оставался известковый налет;

    О! Я понял где взять много дешёвой дистиллированной воды для ультразвукового увлажнителя. Я ведь правильно понимаю, что это вода почти без солей всяких?


    1. Astartes
      22.07.2025 08:09

      Домашняя система обратного осмоса с 5 ступенями фильтрации, баком и краном стоит вполне адекватных денег – 6-7 тысяч единоразово, плюс в год рублей 500 на сменные фильтры. И результат на выходе будет сильно лучше, нежели фиг знает как очищенная техническая вода с автомойки, поданная из того же шланга, от куда льётся разного рода чистящая химия. Вода там чистая ровно настолько, насколько это необходимо для мойки авто.

      Как вариант если не хочется что-то ставить под раковину и/или возиться с фильтрами – вода из придомовых "наливаек". Там тоже осмос. Но, судя по отзывам моего окружения, качество её сильно плавает от дома к дому.


    1. demshyn
      22.07.2025 08:09

      Да, это полностью деминерализованная вода! Но есть один маленький нюанс - на большинстве моек самообслуживания за функцией Осмос (Ополаскивание) скрывается не осмотическая вода (отсутствует станция осмоса, либо не следят за её обслуживанием, либо просто её отключают). Поэтому могу сказать только за мойки самообслуживания ЧистоМытов, там следят (в том числе удаленно) за корректной работой системы обратного осмоса (а также сами производят осмотические установки).


    1. Armitage
      22.07.2025 08:09

      Так она же на маркетплейсах стоит в районе 20₽ за 1л, а так даже дешевле можно найти.


  1. Trapasin
    22.07.2025 08:09

    Понравилось :)
    сделали и физику и логику и интерфейс...

    Хочется больше подробностей про интеграцию с платёжной системой и про кабинет покупателя... но статья "про железо" :)

    Рад за коллег и такой интересный и масштабируемый проект :)

    Удачи и успехов вам! :)

    Дмитрий, спасибо за статью! :)


  1. irishmann
    22.07.2025 08:09

    Управление клиентским терминалом только с помощью сенсорного дисплея? Сенсор ёмкостный? Как он себя показывает в зимний период?


    1. demshyn
      22.07.2025 08:09

      В нашем решении используются промышленный HMI панели оператора Weinview (aka Weintek), в который 4х проводной резистивный сенсор. В морозы на улице ведет себя вполне адекватно, проверено в использовании при температурах ниже -25 градусов (при такой температуре на уличных мойках к слову никто обычно не моется). Проблема обычно возникает на жаре от прямого воздействия солнечных лучей, если пульт установить неправильно, то такое воздействие приводит к размыванию картинки (черный экран), далее при охлаждении дисплея картинка вновь восстанавливается.


  1. Kurochkin
    22.07.2025 08:09

    А зачем три разных вида кнопки вкл/выкл в веб-интерфейсе? На примере "вода", "свет" и "блокировка поста"


    1. demshyn
      22.07.2025 08:09

      "Блокировка поста" одна из самых ключевых, так как если пост в работе, то это значит что все в норме и это необходимо определять сразу визуально. Если пост отключен, то кнопка меняет свой вид на красный опять же для привлечения внимания, так как пост не должен простаивать долгое время.
      "Свет" служит для принудительного включения света, при активации кнопка становится желтой, это сделано также для привлечения внимания, так как это ручная функция для служебных задач (принудительное включение света на посту). Если забыли выключить (принудительно включенный) свет на посту, то желтый цвет также привлечет внимание.
      "Вода" и прочие функции примерно равнозначны между друг другом и относятся непосредственно к платным функциям, поэтому сделаны одинаково. Но к слову когда они отключены, то тоже имеет смысл подкрашивать рамку (сейчас этого не сделано) кнопки для привлечения внимания, так как функции также должны быть всегда в работе.