ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с Л. Гоминюком, владельцем бизнеса на агродронах.
В 2020, уже под вечер, я работал в поле. Вдалеке я увидел огоньки.
Оказалось, что это ребята обрабатывали арбузы с помощью агродронов.
Техника не могла заехать в поле из-за погоды, а вносить удобрения было нужно, поэтому позвали дроновиков.
Я спросил у парней:
– Сколько вы берете за это денег?
Они ответили:
– 3 500 ₽ за 1 Га за срочность.
Я немного офонарел, потому что за 4 часа парни обработали 100 Га, а значит, получили 350 000 ₽ грязными.
Как вы понимаете, жизнь моя больше не была прежней, и я скоропостижно пошел искать дрон.

В статье расскажу, сколько денег может налетать агродрон, и как быстро можно окупить подобное предприятие.

Ликбез по агродронам
Придумали агродроны в Японии и изначально для обработки рисовых полей.

Подъехать к рисовому полю (болоту) на тракторе проблематично, а вот подлететь на дроне идеально.
Агродрон – это маленький беспилотный вертолет.

У дрона может стоять бак для жидкого раствора, например, для обработки гербицидами.
А может стоять бак для сыпучих веществ, например, для удобрений или семян.
Рабочий раствор из бака подается на форсунки. Внутри каждой форсунки моторчик, моторчик раскручивает тарелочку, создавая мельчайшую каплю.

Первые деньги на дронах
Я прошел курс управления дроном и вначале пришел осматриваться в крупную компанию. Там я понял, что к чему, и в 2024 сам попробовал дроновый бизнес.
Взял в аренду дрон, поехал по Татарстану и Башкирии. Там не было радиоэлектронного подавления (РЭП) и было проще с получением разрешения.
Не все дроны мирные, и доставляют удобрения и семена, поэтому придумали средства борьбы с БПЛА.
На приемные устройства воздействуют радиоэлектронными помехами. Дрон теряет управление и врезается в преграды или падает.
Мирный агродрон тоже страдает от таких мероприятий.
Всего первый раз за 2 месяца я с напарником облетал 1 800 Га. Брал 1 000 ₽ за Га. То есть грязными получили 1,8 млн ₽.
Тогда брал дрон в аренду – 300 ₽ за Га
Остальные расходы обошлись еще в 400 ₽.
То есть чистыми получил: (1000 ₽ – 700 ₽) * 1 800 Га = 540 000 ₽.
Что было очень неплохо за 2 месяца работы. Но это время я не спал ночью, только днем, похудел на 8 кг + работа с химией.

Дальше я купил свои дроны и уже более аккуратно считал деньги.
Бизнес на агродронах с нуля
Чтобы дрон налетал вам денег, понадобится следующее.
0. Регистрируем дрон
Все дроны взлетной массой более 149 г должны быть зарегистрированы.
До 30 кг можно сделать через Госуслуги, а дальше дрон на 31 кг или Боинг на 5 000 кг – неважно. Все это воздушное судно, и оно требует регистрации через Росавиацию.
1. Находим фермеров с подходящей задачей
Дроны – это альтернатива самоходному опрыскивателю, трактору и малой авиации.
Когда берут дрон?
Дроном можно внести удобрения, посадить мелкосемянные растения, вроде риса или горчицы, обработать поля химией от вредителей.
Все вышеперечисленное можно делать и без них, но в ряде случаев дрон побеждает.

– В плохую погода техника просто не зайдет в поле, а дрон легко пролетит = экономия на точном соблюдении агросроков:
1-2 пропущенных дня в сельском хозяйстве и у тебя уже всё съели, все заболели, всё погрызли.
– Технике нужно как-то ехать по полю, поэтому она подавит 10-15% урожая.
– В отличие от малой авиации дрон обработает точнее, и на 100 Га малая авиация просто не полетит, а ребята с дронами возьмутся.

– От дрона идут завихрения, как от вертолета, поэтому средство защиты растений попадает и сверху и под лист.
Знакомые брали лакмусовую бумажку и сравнивали малую авиацию с дроном.

Но не все агрономы верят дронам:
Я привык лить 200 литров на Га, а ты предлагаешь 7, ты серьезно?
Но в реальности, что агроном внесет те же 2 л вещества, что и я, просто у дрона более мелкая капля.
А бывает, агрономы перекладывают ответственность и наоборот советуются с нами по нормам внесения.
Разберем на рапсе.
В среднем 100 Га рапса дает 250 тонн урожая. Одна тонна стоит 40 000 ₽. Если дрон сохраняет хотя бы 5% урожая – это:
(250 тонн 40 000 ₽) 5% = 500 000 ₽ экономии. А экипажу за такой объем заплатят 150 000 ₽.
2. Выезжаем на объект
Кроме самого беспилотника, вам понадобится:
– 2 дрона
– Зарядная станция и 3 запасных аккумулятора на каждый дрон
– 2 бензиновых генератора, один будет заряжать аккумуляторы для дронов, другой генерирует энергию для мешалок, света, чайника и всего остального.
– Растворный узел, туда будут заливать химию
– Машина с прицепом, которая все это добро повезет

3. Готовим поле
Экипаж приезжает на хозяйство, и тут нужно нарисовать карту полета: изучить поле, построить в программе географический рельеф, сделать поправки на ветер.
Едем по светлу, отмечаем все линии электропередач, деревья. Ветки и столбы надо прорисовать. Забыл отметить препятствие и дрон врежется.

Не все поля одинаково хороши.
Например, Брянская область – территория экстремального земледелия. Во времена СССР в Брянске осушали болота, потом на это забили, и земля стала заболоченной.
В итоге на поле в 200 Га можно посеять только 50 Га. А для дрона это проблема. У него есть заряд аккумулятора, и если он летит ровно на одной скорости, то обрабатывает за 1 вылет 3 Га.
А если поля кривые он сделает 1,5 Га, но потратит столько же времени и столько же заряда.
Я сейчас как раз работаю на таком поле, фермер сказал, что если помогу, то за 2-3 года он отведет воду и сделает ровные поля.
4. Заправляем растворный узел
Когда поле прорисовано, приезжает вода с прицепом, заливает воду, химию и начинается работа.

5. Взлетаем
Итого оператор готовит полетное задание, указывает границы поля, задает нормы расхода жидкости или сыпучего вещества, а остальное работает автоматически.

Чаще всего работа идет ночью. Ветер меньше, и в поле точно никто не работает.

6. Пит-стоп
Аккумулятора хватает всего на 10 мин полета. Но за это время дрон успевает обработать около 3 гектар.
После 10 мин дрон возвращается на базу и тут все происходит, как на пит-стопе в гонках.
Один человек быстро заливает жидкость, например, с химией.

Другой человек меняет аккумулятор беспилотнику на свеженький. Батареи охлаждаем – они сильно нагреваются.

Нажимаем старт, и дрон начинает работу там, где закончил в прошлый раз.
Пит-стоп занимает 1 мин.
7. Следим за дроном
Обязанность оператора следить за параметрами температуры, расходом раствора, температурой батарей, количеством спутников.
Нужно менять батареи и заливать жидкость, остальное дрон делает сам
Когда дрон застрял в ветках, идешь 1,5 км в одну сторону, 1,5 км в другую.

8. Уезжаем
Когда обработка закончена, собираемся и уезжаем. Ждем хороший урожай
9. Послеполетная обработка

Инвестиции в бизнес на агродронах
Популярные модели сельхоздронов DJI и XAG.
DJI agras отличаются по вместимости бака:
t30 – бак 30л или 55 кг сыпучего/семян
t40 – бак 40л или 75 кг сыпучего/семян
и так далее

Стоимость всех узлов дрона – 400 000 ₽. Столько будет стоить, если детали купил в Китае, а здесь собрал.
Но дрон стоит от 2,2 млн ₽.
То есть 1,8 млн ₽ – это ПО+постановка на учет+налоги.
Итого, чтобы обработать 7 000 Га, которые я уже обработал в этом сезоне, понадобится 8,55 млн ₽ инвестиций.

Я что-то брал б/у, что-то арендовал у знакомых, например, машину, поэтому уложился в 4 млн ₽. Но расписал так, если делать с нуля.
Трудности в связи с событиями
Когда мы каждый день слышим: здесь сбили дрон, там сбили дрон, кажется, что бизнес на агродронах – это что-то очень опасное.
Но высота и скорость полетов мирных дронов совсем другая. Они ближе к трактору, чем к тому, что сейчас сбивают.
Но бюрократических проблем все равно много. Помимо оформления всех документов, нужно обязательно согласовывать все полеты, в разных регионах по-разному:
Росавиация, Полиция, ФСБ, Администрация, Ространснадзор, Минсельхоз.
Разрешения получал отдельно по 12 регионам
Если не уделить разрешением достаточно внимания, можно объяснять, что ты тут делаешь, уже лежа с руками за головой и под звуки взведенного затвора.
Сейчас БПЛА плохо регламентируются, ДПСники видят дрон и сразу напрягаются.
Да я сельхозник, понюхайте, как воняет дрон, вот все документы у меня 6 корочек разных учебных центров.

Но законодательство потихоньку идет на встречу, уже ввели экспериментальный правовой режим в 12 регионах для агродронов.
Хозяйства ставят свой трекер, чтобы всегда знать, что где летает и в случае чего кому надо это показать.

?Еще 70+ честных интервью с предпринимателями на канале “Упал, поднялся”. Подпишитесь, чтобы не потерять.
Себестоимость 1 Га работы дрона
По-хорошему один экипаж, в который мы вложили 8,55 млн ₽, может делать от 7 000 Га до 10 000 Га за сезон, посчитаем по минималке.
Зарплата пилотов
Нужен один пилот и один инженерно-технический специалист (заливальщик).
Плачу 200 ₽ за 1 Га и 700 ₽ в сутки, когда работы нет.
Это еще примерно +30 ₽ к гектару.
Для удобства посчитаем 230 ₽ за 1 Га.
В среднем экипаж делает 150 Га за ночь, так выходит зарплата 30 000 ₽/смена на двоих.
Но пилот материально ответственен. Если разобьет дрон, ремонт – 300 000 ₽.
Командировочные
В поле нужно есть, спим в гостинице.
Закладываю 3 500 в день.
Рассчитаем минимальную выработку – 80 Га
Итого командировочные на 1 Га: 3 500 ₽ / 80 Га = 43,7 ₽
Расходники
Масло для зарядной станции (Замена 1 раз в 50 часов) – 14 000 ₽ на 21 000 Га.
За 1 Га = 0,7 ₽
Расходники на генератор (700 часов, 5 воздушных фильтров и 8 топливных) – 9 300 ₽ на 21 000 Га
За 1 Га = 0,44 ₽
Бензин на генератор
330 г на 1 Га.
55 ₽/литр * 0,33 = 18 ₽ за 1 Га.
Бензин на машину
Средний выезд – 100 км туда и обратно. Когда-то далеко ехать, когда-то рядом.
Много по полям, и средний расход – 20л на 100 км.
1 литр = 55 ₽
Расход на 100 км = 1 100 ₽.
Если едешь обработать 1000 Га, то выгодно:
1 100 ₽ / 1000 Га = 1,1 ₽
А если едешь обработать 100 Га, то не очень выгодно:
1 100 ₽ / 100 Га = 11 ₽ на 1 га.
Я закладываю 16,5 ₽ за 1 Га, так как часто едешь дольше.
Итого расходники: 0,7 ₽ + 0,44 ₽ + 18 ₽ + 16,5 ₽ = 35,64 ₽ за 1 Га.
Маркетинг
Или это маркетолог, или вы тратите своё время на обзвоны, поездки, личные контакты, подарки агрономам.
Взял 10 ₽/Га, может выйти дороже.
Ремонт
Дрон может упасть в подсолнух и при приземлении сломать лопасть. Чем больше в этот момент заполнен бак, тем тяжелее повреждения.
На ремонт дрона закладываю 300 000 ₽ за 3 года.
Это текущий ремонт и 1 падение дрона.
На 2 дрона получается 600 000 ₽.
На ремонт зарядной станции и батарей закладываю 75 000 ₽.
На ремонт машины закладываю 300 000 ₽ за 3 года.
Даже если в одном сезоне ничего не делали, то за 3 года коробка, раздатка или ещё что-нибудь отвалится + расходники + шины.
Итого за ремонт: 600 000 ₽ + 75 000 ₽ + 300 000 ₽ = 975 000 ₽
Итого ремонт на 1 Га: 975 000 ₽/ 21 000 Га = 46,4 ₽ за 1 Га.
Риски некачественной работы бригады
Когда-то атомайзер заклинил, когда-то ветром сдуло на соседнее поле и необходимо компенсировать (взял такой случай 2 раза за 3 года).
300 000 ₽ 2 раза в 3 года.
Итого риски: 300 000 ₽ / 21 000 Га = 14,3 ₽ за 1 Га
Можно неправильно внести химию, а это покупать химию за свой счёт и все переделывать.
Страховка дрона
20 000 ₽ за 2 дрона в год. 60 000 ₽ за 3 года
То есть 60 000 ₽ / 21 000 Га = 2,8 ₽ за 1 Га.
Штрафы
Заложил 10 ₽ за 1 Га.
Оформление документов
СВП (60 000 ₽)– свидетельство внешнего пилота
СЛГ (90 000 ₽ за 1 дрона) – свидетельство летной годности
и пр.
Итого на 1 дрон – 180 000 ₽. На 2 дрона – 360 000 ₽.
Итого: 360 000 ₽ / 21 000 Га = 17,1 ₽ за 1 Га
Амортизация оборудования
Все, что вы используете в работе, будет терять в стоимости. Например, период морального устаревания дрона – 3 года, далее воздушное судно слабо конкурентоспособно.
Поэтому амортизация считаю на 3 года.
– Дрон
Считаем, что за 1 сезон 2 дрона может облететь 7 000 Га.
Посчитаем среднюю стоимость дрона за 2,2 млн ₽. Итого 4,4 млн ₽ за 2 дрона.
Остаточная стоимость двух дронов через 3 года – около 1,2 млн ₽.
Потерянная за 3 года стоимость дрона: 2,2 млн – 600 000 ₽ = 1,6 млн ₽.
За 2 дрона – 3,2 млн ₽.
Всего за 3 года 2 БПЛА облетят 21 000 Га.
Дальше делим потерянную стоимость дронов на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация 2 дронов: 3,2 млн ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га за 3 года= 152,4 ₽ за 1 Га
– Зарядная станция и батареи
Ресурс станции – 3 года = 21 000 Га.
Цена станции – 350 000 р.
Цена 6 батарей (на 2 дрона) – 1 200 000 ₽.
Цена набора = 1 550 000 ₽.
Остаточная стоимость набора через 3 года – 410 000 ₽.
Потерянная за 3 года стоимость станции: 1 550 000 ₽ – 410 000 ₽ = 1 140 000 ₽.
Дальше делим потерянную стоимость станции на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация станции = 1 140 000 ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га = 54,3 ₽ за 1 Га.
– Прицеп с растворным узлом
Стоимость прицепа – 950 000 ₽.
Через 3 года остаточная стоимость 150 000 ₽.
Потерянная за 3 года стоимость узла: 950 000 ₽ – 150 000 ₽ = 800 000 ₽.
Дальше делим потерянную стоимость узла на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация узла: 800 000 ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га = 38 ₽ за 1 Га
– Автомобиль для перевозки растворного узла
Ср. стоимость машины – 1 500 000 ₽.
Эксплуатация 5 месяцев в год + 2 месяца поиск клиентов.
Удешевление за 7 месяцев = 115 000 ₽ + доп. удешевление по причине езды по бездорожью (царапины и т.д.) 50 000 ₽ в год.
Потерянная за 3 года стоимость машины: (115 000 ₽ + 50 000 ₽) * 3 года = 495 000 ₽.
Дальше делим потерянную стоимость машины на количество гектар и получаем, сколько денег нужно заложить в амортизацию.
Итого амортизация машины: 495 000 ₽ (потерянная стоимость) / 21 000 Га = 23,6 ₽ за 1 Га.
– Итого амортизация оборудования:
152,4 (дроны) + 54,3 (зарядный набор) + 38 (прицеп) + 23,6 (авто) = 268,3 ₽ за 1 Га.
Итого себестоимость 1 Га обработки агродроном с учетом всех расходов составляет – 678,24 ₽.

Доходы от агродрона
Сельское хозяйство – сезонная работа, поэтому летать на дронах можно апрель – октябрь, перемещаясь с юга на север страны.
У меня есть идея, как работать круглый год – работа с садами и работа в другой стране в несезон, например, в Малайзии. Дрон там можно купить на месте и дешевле.
Обычно фермеры терпят до последнего, а когда уже потери очевидны, разом начинают искать дроноводов.
Самое выгодное – крупные заказы. Это меньше разъездов, меньше себестоимость за 1 Га, а значит, больше прибыли.
За сутки можно обработать 130 – 300 Га. Мой личный рекорд – 380 Га за ночь 13 часов.
За сезон от 7 000 до 10 000 Га. При средней цене – 1 200 ₽ (уже за вычетом налогов), можно сделать выручку от 8,4 млн ₽ до 12 млн ₽.
Клиенты с Авито, сайта, звонки, поездки по хозяйствам с предложением, потом сарафанное радио.

Сколько можно заработать на агродронах ?
Итак, всего за сезон описанный экипаж делает от 7 000 Га.
За 1 Га я беру 1500 ₽ с НДС (20%). НДС позволяет брать крупные заказы.
То есть общая выручка составит: 1 500 ₽ * 7 000 Га = 10 500 000 ₽.
Выручка после уплаты налогов = 10 500 000 ₽ – 20% (НДС) = 8 400 000 ₽.
Себестоимость 1 Га = 678,24 ₽.
Расходы на 7 000 Га = 678,24 * 7 000 Га = 4 747 680 ₽.
Чистая прибыль за сезон = 8 400 000 ₽ – 4 747 680 ₽ = 3 652 320 ₽
Прошу отметить что тут уже посчитана амортизация, то есть риски и удешевление оборудования мы уже заложили.
Так как изначально мы вложили в предприятие 8,55 млн ₽, это значит окупить вложения тут можно чуть больше чем за 2 года.
Сводная таблица доходов/расходов/прибыли/окупаемости – на канале Упал, поднялся, подписывайтесь.
Когда я начинал, мне казалось, что это супервыгодная тема, но когда все посчитаешь окупаемость и доходность получается не то чтобы высокой. Хотя, на мой взгляд, мирных дронов должно скоро стать в десятки раз больше.
Спасибо, что прочитали, а я полетел, сегодня в ночь ещё 150 Га.

Красота
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с Л. Гоминюком, владельцем бизнеса на агродронах.
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Если вам понравилась эта история, вы можете прочитать и другие истории на канале:
– Вспомнил школьную физику и теперь продаю горячий воздух на Авито на 12 млн в год
– Как я зарабатывал 13 млн в год на любителях пассивного дохода
– На меня трудится 1 000 работников, хотя они думают, что работают на себя
В блоге уже больше 70 бодрых историй из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подпишитесь на канал, так вы поможете продолжать эту работу, спасибо.
Там же видеоинтервью с героем.
Комментарии (190)
Krasnoarmeec
21.07.2025 15:07Я понимаю, вопрос не к Вам, но почему используются дроны на аккумуляторах, а не на бензине?
AVAF
21.07.2025 15:07Бензиновый будет весить более 30кг
Krasnoarmeec
21.07.2025 15:07Я лентяй, извините, спросил ЧатЖОПТ: "Сравни ёмкости аккумулятора и бензина в Ватт/час на грамм"
Ответ: Бензин содержит в ≈ 60 раз больше энергии на грамм, чем Li-ion аккумулятор.
Не, я понимаю, там, в бензиновых движках и механика другая и всё такое, но в пору моего детства в кружках авиамоделирования делали что-то летающее на эфире, причём летало это те же 10 минут, а весило грамм 200.
Моё недоумение было в том, что может быть дрон на бензине, весом в 30 кг будет летать больше 10 минут?
Ilya_JOATMON
21.07.2025 15:07Винты все равно приводятся электромоторами. Так что бенз мотор + генератор + бак или просто аккумы.
Krasnoarmeec
21.07.2025 15:07Я лентяй, потому задал ЧатуЖПТ вопрос:
Начиная с какой массы использование аккумуляторов для квадрокоптеров становится невыгодным?
И второй, чтобы убрать двусмысленность с количеством моторов на квадрокоптере:
Повтори, пожалуйста, эти расчёты для 4-х двигателей (квадрокоптер же!).
Ответ ЧатаЖПТ:
Для квадрокоптера на 4 моторах, начиная примерно с 6.5–7 кг взлётной массы, применение бензиновой силовой установки становится энергетически выгоднее аккумуляторов.
При чём тут "Винты все равно приводятся электромоторами." я так из Вашего ответа и не понял. Поясните, пожалуйста.
borisbokarev
21.07.2025 15:07Это называется гибридная установка. Теоретически эффективна не через 6.5 кг, а после 18. Надо учитывать удельный вес ДВС на Вт мощности. На практике сильно сложно в конструкции (увеличение количества систем) и применении (перевозка, эвакуация при аварии и т.п.). Операционная модель и при 10 мин полетах практически не оставляет места бездельничать. Поэтому только большие агрохолдинги со своим парком только начинают тестировать гибриды. Плюс надо чтобы ИИ подтянулся и мог сам вместо автора с джойстиком...
PPRT_E
21.07.2025 15:07Было бы логично топливо для зависания в воздухе + электричество для маневрирования. Итог: простая механика - пропеллер сразу на валу мотора плюс маленькие легкие моторы для полета туда-сюда
Fenzales
21.07.2025 15:07Я лентяй, потому задал ЧатуЖПТ вопрос
Я лентяй, извините, спросил ЧатЖОПТ:
Заставлять собеседника спорить с chatgpt, потому что сам плаваешь в теме - это какое-то свинство, имхо.
verax_mendax
21.07.2025 15:07Потому что надо самому считать, а не верить бредогенераторам. ЧатЖПТ способен искать информацию, а вот просить её что-то расчитать - ну его к чёрту. Оно ещё не настолько умное.
sim31r
21.07.2025 15:07Так человек тоже нейросеть, ни какой разницы принципиальной нет. Вот до ИИ были эпические фэйлы, считали эксперты в своей области с милионными зарплатами
Самые дорогие и судьбоносные ошибки в ИТ-индустрии
https://habr.com/ru/articles/307394/Обобщая идею можно сказать что надо проверять любую информацию и это просто снизит вероятность ошибки, а не исключит её.
Wesha
21.07.2025 15:07Так человек тоже нейросеть, ни какой разницы принципиальной нет
А Вы пробовали дать в морду нейросети? И как успехи?
verax_mendax
21.07.2025 15:07Так человек тоже нейросеть
Болид формулы 1 тоже машина, попробуйте на нём тонну щебня перевезти.
xenon
21.07.2025 15:07Огромная разница. Человек, это "нейросеть" конкретной модели, созданная сотни тысячи лет назад. За это время мы немного изучили эту модель, ее свойства, характеристики, сильные и слабые стороны. Это "дьявол, которого ты знаешь".
А вот ChatGPT - неведомая инопланетная жижа которая постоянно принимает разные формы, и все что вы знали про предыдущую модель через месяц уже может терять актуальность, потому что выкатили новую модель, в которой устранили прежние недостатки и добавили новые.
DenSigma
21.07.2025 15:07Конструктивно - у дрона шесть лап, шесть винтов и шесть двигателей. Предложите, как это все скомпоновать?
AKudinov
21.07.2025 15:07Мне вот из детства запомнилось, что у крошечных авиамодельных ДВС на эфире ресурс тоже крошечный, что-то около 10 часов.
blind_oracle
21.07.2025 15:07С ресурсом нынче получше, чай не на эфире моторы. Но вот вибрации сносят голову датчикам легко, отфильтровать это сложно.
Ну и как сказали выше - вес ДВС и генератора становится решающим. Да и надёжность думаю ниже.
hochbar
21.07.2025 15:07А зачем там генератор? Почему нельзя как в вертолете винты напрямую приводить от двигателя?
blind_oracle
21.07.2025 15:07Потому что тогда нужен автомат перекоса для управления тягой. Точнее 4-6 их, на каждый мотор, а это сильно усложняет конструкцию и делает её менее надёжной.
На дронах я видел автоматы перекоса только в каких-то сильно экспериментальных моделях.
Vic799
21.07.2025 15:07Не задумывались почему называется автомат перекоса?
Автомат перекоса это не управление тягой, а отклонение вектора тяги, нужен если тяговый винт один или их два соосных.
Смысл три, квадро и т.д. коптеров - в том, что отклонение вектора тяги идёт за счёт сложения векторов тяги от нескольких разных моторов, которыми управляет микроконтроллер.
blind_oracle
21.07.2025 15:07Не понял к чему этот коммент. Да, на обычном вертолёте автомат перекоса нужен для управления вектором тяги.
В данном случае, если используются моторы ДВС на дроне, автомат перекоса нужен просто для управления углом атаки винтов (его конструкция проще получается). По той простой причине что ДВС не умеет быстро менять свою скорость.
Были, конечно, странные конструкции где был соосный винт по центру на ДВС для тяги и по кругу несколько электромоторов для наклона, но успешных коммерческих я не видел.
clarifyingman
21.07.2025 15:07Я лентяй, извините, спросил ЧатЖОПТ: "Сравни ёмкости аккумулятора и бензина в Ватт/час на грамм"
Извините, а почему вы там же не спросили, почему используются дроны на аккумуляторах, а не на бензине?
scard
21.07.2025 15:07Тут впору подумать немного над другой конфигурацией:
На земле: генератор
В воздухе "привязной" дрон, без АКБ в принципе.
Вместо АКБ - провод. Такие дроны "привязные" уже на рынке тоже есть.
Один минус (и плюс сразу) - провод. Но тут опять же - требуется высоковольтные решения применять, чтобы сечение провода было поменьше - как следствие и масса.
Достоинства у таких аппаратов есть, как и недостатки.
domix32
21.07.2025 15:07Полагаю в логистике оных будет немало проблем. Непривязанный дрон если надо взял, с дороги перелетел насаждения/ЛЭП и начинает работать по маршруту над полем.
В случае со шнуром нужно сделать так, чтобы тот нигде не запутался, то есть почти наверняка нужно будет с дороги перемещаться непосредственно к краю поля.
Надо делать расчёт на удельную массу того провода ибо шнур заметной длины для настолько большой площади, который по-хорошему тоже не должен опускаться непосредственно на поле - то есть как минимум ещё и мачту какую-то поднимать и иметь какую-то автоматику или ещё одного оператора, который периодически будет подтягивать/отпускать шнур. Скорее всего придётся ко всему ещё и вдоль поля перемещаться т.к. допустимая эффективная длина скорее всего тоже имеет значение - грубый рассчёт показывет, что на каждые 50 метров добавляет дополнительно килограмм 10 к полётной нагрузке, то есть на т40 предельная длина будет метров 150-200. На квадратном поле в 100 га диагональ будет занимать примерно километр, то есть чтобы обработать такое поле нужно будет много перемещаться вокруг поля, а то и по самому полю.
Добавьте к этому ночные условия как в статье и получится, что производительность уменьшится, а себестоимость наоборот вырастет.
scard
21.07.2025 15:07Согласен, штука спорная. Хотя сейчас, повторюсь, такие решения на рынке есть. Для своего фермерского хозяйства решил все же попробовать именно такой путь)) Мощности позволяют (250 кВт), Участок у меня вытянутый, открытый. По задумке будет очень медленно двигающийся вдоль участка электротранспорт, который будет сопровождать барражирующий перпендикулярно его маршруту привязной дрон. Делается это скорее забавы ради, чем от потребности. В пенсии есть свои положительные стороны))
domix32
21.07.2025 15:07А какая там максимальная ширина? Только для засевания или для обработки тоже планируете - то бишь мачту какую-то поднимать будете? Генератор тоже на колёсиках или будет какая-нибудь двусторонне разматываемая катушка?
scard
21.07.2025 15:07К идее дрона на проводе пришел не сразу. Сначала штурмовал мозгами мысль сделать беспилотный трактор на "проводах". Электротракторы так то еще в СССР выпускались серийно (Харьковский Тракторный например), и у них была катушка. Я же рассматривал "троллейбусный" подход, или на проводе, подвешенном на тросе (по типу того, как подвешвается питающий кабель на кран-балке). Потом наткнулся на проводные дроны, и как-то сейчас вокруг этого все вертится. А ширина участка меняется от 50 до 150 метров, не строгий прямоугольник) Способов реализации множество. Опять же, для своих целей думал и над привязным "аэростатом" в форме некоей сигары, на которой висит шланг с форсунками. Тоже ничего. Но оболочка изделия выходит не дешевой. Хочешь водород, хочешь гелий применяй. Водород правда в разы дешевле, но и потенциально не безопасней. Повторюсь, для меня сейчас важна концепция и ее реализация. Вот автор материала - четко про деньги. А у меня это скорее хобби, так как существующие процессы механизированы старым добрым способом: МТЗ 82 + всякое навесное.
hochbar
21.07.2025 15:07Ну не знаю. Это насколько малое сечение должно быть, чтобы провод размотанный на 1.5км дрон мог вдобавок к баку с жидкостью 50-60кг нести на весу? И с таким сечением какое сопротивление будет у провода? Насколько будет нагреваться?
sintech
21.07.2025 15:07Судя по тому, что в статье написано, бак в 40л жижи заканчивается одновременно с 10 минутным аккумулятором. Поэтому без подвода жидкости схема с привязью не имеет смысла.
sovbez
21.07.2025 15:07да, я тоже представил себе дрон с восемью авиамоторами на концах балок, в детстве увлекался авиамоделизмом, заводил МК-17 и Метеор. Главная беда ДВС - невозможность точного и быстрого дросселирования, а для дрона это сверхважно, иначе он будет шарахаться вверх-вниз-влево-вправо и заваливаться в полёте от порывов ветра. Второй огромный комплекс бед миниатюрных ДВС - низкая надёжность и высокий расход топлива (низкий КПД) и маленький ресурс. Кто заводил и летал на МК-17 прекрасно меня поймёт. Восемь электродвигателей и восемь ДВС - это вообще несравнимая сложность в обслуживании. Конечно, можно придумать дрон вертолётного типа с одним ДВС, если бы миниатюрные автоматы перекоса и трансмиссии на 30 кг были доведены до совершенства и выпускались промышленными тиражами, но таких нет, а единичные экземпляры авиамоделистов имеют все недостатки по ресурсу, надёжности и стоимости.
vesowoma
21.07.2025 15:07Так и тут явно больше 30 кг. Из DJI только младшая модель впишется в 30 кг. В названии Тхх ХХ - это примерно полезная нагрузка в кг.
ИИ подсказал:
n0isy
21.07.2025 15:07Ой там столько негативных вещей в двигателе внутреннего сгорания. Но хотя бы как управлять тягой каждого из 4 винтов в отдельности? 4 вариаторных коробки передач?
nolirpaf
21.07.2025 15:07Автоматами перекоса.
borisbokarev
21.07.2025 15:07По цене вертолёта )
Ugli
21.07.2025 15:07Для удешевления оставляем один автомат перекоса!
kma21
21.07.2025 15:07И один винт! Ладно, второй понадобится, чтобы дрон (мы ещё не знаем, что это вертолёт называется) мог не только вокруг своей оси летать.
mnemonik01
21.07.2025 15:07Вы агродрон ка52 сейчас придумали)
HenryPootle
21.07.2025 15:07Второй винт можно сделать маленьким, на выносной балке, чтобы он только момент вращения компенсировал.
kma21
21.07.2025 15:07Там жеж два винта. Как раз потому, что на одном он будет крутиться вокруг себя.
alexey_public
21.07.2025 15:07Да не такой уж он и дорогой.
Да - точная механика, но компактная. Можно самому сделать. Под нагрузки в десятки кг она относительно простая.
WebPeople
21.07.2025 15:07Также как и на электрическом дроне? Ведь бензиновый двигатель крутит генератор электричества...
n0isy
21.07.2025 15:07Тогда вместо двигателя и генератора, бака, возни с топливом, я бы взял аккумуляторов пачку. Ведь КПД системы ещё сильнее падает при добавлении генератора.
The_KOPACb
21.07.2025 15:07Ну вообще-то там КПД очень высокий, ближе к 90-95%
blind_oracle
21.07.2025 15:07У бензина КПД процентов 20-30 максимум.
uuger
21.07.2025 15:07тут важно уточнить, какой именно КПД, чисто тепловой без учета затрат на перемещение транспортного средства и всех расходников или всего вышеописанного вместе взятого
clarifyingman
21.07.2025 15:07Экономика не сойдется.
Пачка аккумов довольно дорогая.
Если верить таблице инвестиций, то генератор стоит 50 000 р, а один аккум - 200 000 р.
При этом генератор - это возможность иметь розетку для зарядной станции в любом месте. То есть это дополнительная свобода помимо экономии.
И какая разница, какой там КПД у бензинового ДВС, который в генераторе может использоваться в наиболее эффективном режиме, потому что это не авто?
По массе в бензине в 60 раз больше энергии (если верить ответу нейросети). Т.е. ещё и возить с собой безин выгоднее в 60×0.2 = 12 раз
uuger
21.07.2025 15:07Т.е. ещё и возить с собой безин выгоднее в 60×0.2 = 12 раз
ещё выше, так как бензин со временем сгорает и затраты на перемещение системы становятся меньше. а "пустой" аккумулятор продолжает весить столько же
clarifyingman
21.07.2025 15:07только при наличии батареи нет нужды брать в полет вес ДВС и генератора. Достаточно сравнить вес аккума, которого хватает на 10 минут, с весом ДВС и генератора. Ну и до кучи с весом дрона сравнить.
sergeyns
21.07.2025 15:07поэтому выше и упоминали гибрид. бензиновый движок генерит электричество, а дальше батарея и "обычные" электрические движки.
romanetz_omsk
21.07.2025 15:07Нужно ли на поле RTK, или можно UWB rangefinding?
Грубо говоря, как в ЧПУ, есть сервы с абсолютными энкодерами, а есть с относительными и разница вся в том, что домашнее положение нужно найти по концевикамAKudinov
21.07.2025 15:07Строго говоря, RTK -- тоже относительные измерения, там с высокой точностью определяется вектор от подвижного приёмника до базы. А уж насколько точно известны координаты базы (и какие они вообще), по большому счёту, значения не имеет.
EurasiaN
21.07.2025 15:07Возможно, ограничение в 10 минут на полёт - больше из-за вместимости бака с химией/семенами. Иначе можно было придумать батарею помощнее либо вторую заколхозить.
blind_oracle
21.07.2025 15:07Добавление батареи добавляет вес. И полётное время увеличивается не особо сильно. И моторы начинают работать менее эффективно.
С какого-то момента смысла добавлять батареи уже нет.
SebastianP
21.07.2025 15:07Например, период морального устаревания дрона – 3 года, далее воздушное судно слабо конкурентоспособно.
вот это не понял А что может устареть МОРАЛЬНО в дроне за 3 года?
Goron_Dekar
21.07.2025 15:07Камера, подвесы, тяговооруженность.
Устаревание, конечно, чисто техническое, новые модели дают большую прибыль при меньших затратах. Но для продвиженцев это всего лишь качество шортсов в инсте, а значит - моральное устаревание.
p0cky
21.07.2025 15:07Как правило вводятся новые стандарты и технологии не совместимые с предыдущими поколениями. У тех же dji старые дроны могут быть несовместимы с новыми моделями аппаратуры и наоборот, не говоря уже об официальном выпуске запчастей и расходников для ранних моделей вроде того же фантома
Zar1n
21.07.2025 15:07Ну, как минимум система визуального позиционирования и обхода препятствий. Посмотрите например на аграс т100 - визуальные датчики, лидар, миллиметровый АФАР.
SebastianP
21.07.2025 15:07но это же плата, модуль, который легко меняется. Если для этого нужно менять целый дрон. То респект и уважуха производителю. Умеет он в бизнес
KivApple
21.07.2025 15:07Непонятно, зачем менять для этого виньы, двигатели, раму, аккумуляторы - весьма дорогие части дрона. Даже если там меняются какие-то протоколы ESC, неужели китайцы не придумали переходники.
StjarnornasFred
21.07.2025 15:07А можно чуть подробнее про формальную сторону вопроса? Во-первых, про СВП. Где его выдают, какие категории есть - это же, если я правильно понял, "права на дрон". Отличается ли оно (в плане взаимозаменимости) свидетельством о профессии рабочего "оператор бпла"? Законно ли "летать без прав"? Во-вторых, про регистрацию самого дрона в зависимости от массы и т.д. Ну и про взаимодействие с органами в связи с их повышенным интересом.
IvanG
21.07.2025 15:07Посмотрев на него создалось впечатление что в метро более юридически значимые документы продают, выдано какой то АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, и это не лицензия, а nime of cargoholder совсем огорчило.
Больше похоже что для шутки сделано, провинциальных полицейских отгонять
hira
21.07.2025 15:07Чем беспилотник отличается от дрона?
Dandy_the_crocodile
21.07.2025 15:07Не лез в определения, но с моей точки зрения:
БПЛА — всё, что похоже на самолёт в том или ином виде, двигатель установлен горизонтально относительно устройства;
Дрон — всё, что так же не имеет пилота на себе, но двигатель установлен вертикально относительно устройства.
Исключения бывают, но в общем я представляю так.
hira
21.07.2025 15:07Я по поводу этого пункта:
2. Выезжаем на объект
Кроме самого беспилотника, вам понадобится:
– 2 дрона
av-86
21.07.2025 15:07Очень большая путаница на эту тему у людей. БПЛА это БПЛА. Беспилотный летательный аппарат. И тут ничего не скажешь про его конструкцию. Другое дело БПЛА самолётного типа, или мультироторный бпла. Дрон - это жаргонизм. От слова андроид, скорее всего. Это как у автомехаников чтобы не говорить х#@вина (от незнания терминов) напридумывали всяких солдатиков, кабанчиков, помп, и прочей ереси и путаются в них.
netch80
21.07.2025 15:07Дрон - это жаргонизм. От слова андроид, скорее всего.
https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/drone :
drone
verb [ I ]
to make a low, continuous noise:
The radio droned in the background while we talked.
To drone on is to talk in a low voice that does not change and is considered boring.
Skigh
21.07.2025 15:07Drone - это трутень пчёл.
В англоязычной фантастике дронами традиционно называют относительно простых мобильных роботов, яркий пример - борги в Стартреке, 1989 год.
av-86
21.07.2025 15:07Ну тут уже бабка на двое) у них там у одного слова несколько десятков смыслов от контекста. И трутень и жужжалка и квадрокоптер и занудный бубнила, и куча всего такого.
scard
21.07.2025 15:07БПЛА, как из самого наименования следует: Без Пилотный Летательный Аппарат. А такими аппаратами может быть вся гамма воздушных судов: самолеты разного типа, вертолеты, дирижабли. "Дронами" стало принято называть воздушные суда вертолетного типа, имеющими, как правило четное число винтов (квадро- окто- коптеры и тд). И да, "дроны" (как правило, не всегда) - беспилотники.
horray
21.07.2025 15:07Очень плохо работают наши законодатели, если все еще можно вести такой высокотехнологичный бизнес. Надо срочно еще больше запретов, ибо нечего тут с бесовскими машинами играться, пусть как деды завещали - по земле-матушке ногами ходят да руками работают!
SystemOutPrintln
21.07.2025 15:07Такие штуки нельзя доверять кому попало. Это же не игрушка, лопасти дрона могут человека покалечить на раз-два.
И будь я, допустим, владельцем загородного участка с домом, то мне бы не хотелось, чтобы частные "дронолюбы" запускали над ним свои дроны и что-то там снимали. И мне не интересно, что именно они снимают: окрестности (как они любят оправдываться) или мою жену, загорающую во дворе.
Я просто не хочу, чтобы надо мной летали дроны, управляемые рандомными васянами из соседнего подъезда/дома. Это должно быть разрешено только на спец. полигонах, где они никого не покалечат и ничего не сломают своими леталками.
Применять дроны для полезного дела, например, сельского хозяйства - можно и нужно. Для съемок "окрестностей", даже если вы "снимаете только природу" - скорее нет, чем да. Дайте уже людям хотя бы на природе побыть без назойливых камер из каждого угла.
И разумеется, для управления такими штуками должны требоваться права. Как на другие средства опасности вроде автомобилей, скутеров и т.д.
Stiger_slan
21.07.2025 15:07Не хотите, чтобы вас снимали - сидите дома, под крышей.
А то вы хотите и под солнцем побыть и чтобы другим свои условия навязать.
Либо закрывайте участок сплошной масксеткой сверху.
Улица, природа, парки, открытое пространство - это всё общественное пространство, на которое ваши желания не распространяются.
Проталкивание своих желаний за чужой счёт = плохо.
SystemOutPrintln
21.07.2025 15:07Не хотите, чтобы вас снимали - сидите дома, под крышей.
От дронолюбов даже это не спасёт - они спокойно и в через окна снимают всё, что происходит в квартирах, со своих частных дронов. И ладно там холодные времена года, когда окна зашторены и закупорены, а как быть летом, когда открытые окна - это вынужденная мера, чтобы от жары не помереть? От вас ведь даже в квартире не спрячешься в таких условиях.
И не надо говорить про кондиционеры - не все их могут себе позволить и не везде их можно установить.
Улица, природа, парки, открытое пространство - это всё общественное пространство, на которое ваши желания не распространяются.
А я и не про "улицу, природы, парки" говорил, а чужое частное пространство.
Проталкивание своих желаний за чужой счёт = плохо.
Именно этим вы и занимаетесь: проталкиваете свои хотелки снимать всё, до чего дотянетесь на своём частном дроне, за чужой счёт:
сидите дома, под крышей
закрывайте участок сплошной масксеткой сверху
Пускать свои частные дроны для собственного развлечения хочется вам, а подстраиваться и закрываться от вас обязаны другие.
LavrentiiKolotushkin
21.07.2025 15:07а подстраиваться и закрываться от вас обязаны другие.
Обязаны? Кто обязывает? Не хотите — не подстраивайтесь и не закрывайтесь.
aaa_bbb
21.07.2025 15:07берете дедову двустволку и, крикнув Крым наш, ликвидируете дрон. Еще и к награде за бдительность представят ))
conrad98
21.07.2025 15:07Ну-ну...
Попробуйте в "общественном пространстве" сфотать незнакомого человека и, что бы он был один кадре... ;)
И вообще, что бы не писать глупости, стоит ознакомится с законодательством того государства где захотите потешить свои желания, сильно удивитесь.
Stiger_slan
21.07.2025 15:07При чём тут общественный транспорт? Кстати про него в законах об открытых пространствах отдельная оговорка есть. Да. с ним строже. Но мы же не про транспорт, а про кусок земли, который огородили и считают, что их невидимая стена выстроенная по периметру достаёт до космоса. А то и выше, чтобы спутники гугла не заглядывали к ним во двор.
firehacker
21.07.2025 15:07Это же не игрушка, лопасти дрона могут человека покалечить на раз-два.
Детский пистолетик с пластиковыми пульками может покалечить человека на раз-два если стрелять в глаз.
А булыжник с дороги может вообще убить человека на раз два.
Еще предлагаю на государственном уровне запретить поганки и мухоморы.
SystemOutPrintln
21.07.2025 15:07Детский пистолетик с пластиковыми пульками может покалечить человека на раз-два если стрелять в глаз.
Whataboutism. Речь не про детские пистолетики шла, не нужно уводить тему в удобную вам сторону.
firehacker
21.07.2025 15:07Whataboutism
уводить тему
Месье, осмелюсь заметить, что противопоставлять дрон игрушкам начали именно вы.
Sad_Bro
21.07.2025 15:07да, в Москве с помпой открывали эти полигоны на которых до сих пор полетать нельзя. Что говорить про остальную Россию. Это замечательное техническое хобби к которому есть интерес во всем мире и хорошо бы его разрешить, да, не над людьми, но хотя бы в полях. Тут же с жужалкой весом 100 грамм (которая летает на километр) прячешься как не знаю кто что бы душу отвести, не говорю про более взрослые дроны.
danek12
21.07.2025 15:07На жужжалках весом до 250г можно летать без каких-либо лицензий и запросов от росавиации, а вот дальше уже надо регистрировать бпла, наносить на него маркировку и бронировать время и место полёта
ru_vlad
21.07.2025 15:07Якунину (бывший глава РЖД) и прочим не бедным людям тоже очень не нравилось что их "скромные" домики снимали...
JediPhilosopher
21.07.2025 15:07Запретите дронов - а мимо вашего дома с голой женой (или что там мне нельзя видеть?) во дворе я на параплане пролечу.
Воздушное пространство над земельным участком вам не принадлежит, уж извините. И если вы не солнцеликий наш президент, то и бесполетную зону над своим домом установить не сможете.
StjarnornasFred
21.07.2025 15:07Я просто не хочу, чтобы надо мной летали дроны, управляемые рандомными васянами из соседнего подъезда/дома
Это решается очень просто: выдачей прав с категориями. Но у нас пока такого нет, и полёты на дронах находятся в непонятном правовом статусе. То ли надо регистрировать каждый вылет, то ли нет, то ли нужно получать документ об образовании, то ли необязательно, и какой формы...
Koljan88
21.07.2025 15:07Боюсь что скоро дроны начнут использоваться убийцами и террористами. Взрывчатку достать не так просто (хотя гораздо проще чем 3 года назад), а вот сделать ту же термитную смесь и просто вылить на прохожих - не сложно. Из винтовки тоже достаточно просто убить человека (хотя Крук в Пенсильвании несколько раз промазал со 130 метров по Трампу), но это в радиусе видимости, а дрон можно за километры запустить. Собственно картели их в этом качестве уже использовали в Латинской Америке.
Получить огнестрельное оружие можно только человеку без судимости и серьезных административок, думаю, что регулирование дронов приблизят к огнестрелу.
isden
21.07.2025 15:07Я, по-моему, еще в 00-х видел фантастику где такое уже было. Там был мелкий дрон с ладошку или их рой. На них была либо игла с чем-то ядовитым, или несколько грамм ВВ. Технологии уже созрели для такого.
konst90
21.07.2025 15:07Боюсь что скоро дроны начнут использоваться убийцами и террористами
Их уже так квалифицируют.
Китайский журналист попал под атаку украинского FPV-дрона 26 июня.
Дело возбуждено по пп. «а», «в» ч. 2 ст. 205 Уголовного кодекса России (террористический акт).
Wesha
21.07.2025 15:07Боюсь что скоро дроны начнут использоваться убийцами и террористами.
Отстаёте от жизни (смотрите видео, написанный озабоченными заголовок игнорируйте).
sim31r
21.07.2025 15:07Нужно контекст определить, какая цель и что значит сложно и не сложно. В среднем по планете около 10 убийств на 100 000 населения в год. В основном бытовые или у людей злоупотребляющими вредными веществами. Основное орудие убийство кухонный нож. Много случаев с охотничьим оружием, просто потому что оно есть дома, мысли в моменты стресса идут в этом направлении и человек хватается за оружие. Вот типовая история
https://www.province.ru/bryansk/podrobnosti/pensioner-iz-mesti-rasstrelyal-uchastkovogo-rassmatrivayut-tri-versii-sluchivshegosya.html
У человека на фоне нездорового образа жизни началось вялотекущее сумасшествие, оружие он получил еще нормальным и применил его, как только почувствовал себя обиженным участковым или женой или еще кем-то (а может токсоплазмоз подцепил где-то и микроорганизм понаделав цист в мозге модифицировал повеление носителя). Вот именно этот человек не будет делать свой БПЛА, обновлять прошивку, варить термит и т.п.
Итого отсекаем чуть ли не 99.9% случаев криминала. Остаются единичные случаи, не 3300 убийств в год, а 0 по факту или около 0.1 в год пусть будет. И почему-то вводится запрет на квадракоптеры весом даже в 50-100 грамм, но нет запрета на ножи, ружья, биты.
Специфические примеры типа как с Трампом тоже выглядят спорно. Термитом полить не надежно, телохранители защитят даже "вручную", не говоря о том что там технические меры противодействия есть многоуровневые. Я ни одного способа подобраться к Трампу на Мавике не вижу одиночке.
Картели из вашего примера это организованная группа с возможностями на порядки выше одиночки. Это почти армия, со своей разведкой, логистикой, специалистами, они и без квадракоптеров достаточно сильны.
Вот пример с киллером, но там по сути тоже не одиночка, а ОПГ и крупные деньги замешаны, и опять же не термит, а боевая взрывчатка (её могли бы и под машину традиционно подложить).В России произошло первое заказное убийство с использованием FPV-дрона. В Забайкалье дрон с взрывчаткой убил крупного фермера. «Forbes» уже пишет, что это может стать новым инструментом для преступников, и силовики, скорее всего, не смогут контролировать этот процесс.
Ситуация с квадракоптерами напоминает опасения из 19 века на счет поездов, благо их не запретили
Некоторые люди считали, что из-за использования железных дорог куры вблизи путей не будут нестись, скот не будет пастись, а окрестные деревни будут вымирать.
Ну может постепенно эволюционно придут к сбалансированному какому-то решению без перегибов с запретами.
Wesha
21.07.2025 15:07нечего тут с бесовскими машинами играться, пусть как деды завещали - по земле-матушке ногами ходят да руками работают!
Любо! Любо!
scientificus-emigrans
21.07.2025 15:07В 2020 году бизнес на дронах. И в 2025 году бизнес на дронах. Но есть нюанс...
Afanas_ananas
21.07.2025 15:07Как дроновод с большим стажем вижу, что отдельно не посчитана амортизация аккумов. Ресурса аккума хватает циклов на 200 максимум, после чего ёмкость сильно проседает.
Аккум стоит 150-200к. Пусть будет 200к (так проще считать). Тогда амортизация за 1 вылет составляет дополнительную 1000 руб (или 330 руб/Га).
Да, в аккумах можно заменить li-po сборку, но эта процедура тоже будет стоить 50+к (плюс нужен запас аккумов, чтобы не вставать в простой на время их перепаковки). Так что это минимум 100-150 руб/Га, но плюс дополнительные риски крушения из-за не оригинальных сборок.
Так что себестоимость гектара получается под 1000 руб.
Дополню, что одно падение за три года это фантастика - дрон будет падать гораздо чаще (птицы, потеря связи/навигации, косяк в составлении маршрута, технеисправность, чья то шалость, мусор при взлёте/посадке, вода залила внутренности при мойке ВД и т.д.). Так что каждый год минимум один дрон будет под списание. Это ещё сильнее увеличивает себестоимость.А ещё очень вскользь рассказано про согласования на использование воздушного пространства - в большинстве регионов сейчас летать легально невозможно. Даже в интересах районных/городских администраций частнику не всегда согласовываются разрешения. Штрафы, конечно, небольшие (30-50к), но чреваты простоями в работе и срывами сроков.
Так же автор показывает свидетельство внешнего пилота для БВС до 30 кг, и говорит, что летает на t40, которые весят более 30 кг.
Короче, тухляк какой то.
CrazyElf
21.07.2025 15:07Да вообще любой бизнес если начать считать все потенциальные расходы, которые могут возникнуть, он чисто в минус уйдёт, я вообще не понимаю, как люди бизнесом занимаются, наверное, чисто на везении, до первого большого косяка, после которого они банкротятся.
evtomax
21.07.2025 15:07Нужно оказаться в нужное время в нужном месте, понять это, успеть быстро вырасти, чтобы не пришлось на равных конкурировать с такими же понятливыми. А готовые рабочие схемы малого бизнеса всегда предполагают серьёзную конкуренцию, которая не оставляет никаких резервов на ошибку.
konst90
21.07.2025 15:07Ну в целом да, малый бизнес он такой. Я работал в конторе, которая организовывала байдарочные походы - там был весь комплекс, от отсутствия чеков до нарушения водоохранной зоны. Если делать все по закону, то двухдневный сплав стоил бы не четыре тысячи с человека, а десять минимум.
Akr0n
21.07.2025 15:07Большинство просто работают в черную\серую, не соблюдают многие требования, только об этом не рассказывают. Все вот эти "давай наличкой" и т.п. неспроста...
Wesha
21.07.2025 15:07если начать считать все потенциальные расходы, которые могут возникнуть, он чисто в минус уйдёт, я вообще не понимаю, как люди бизнесом занимаются,
Известно ж
«Остальные — лохи, а я ж умнее!»
Arkan0409
21.07.2025 15:07Еще совсем недавно задавался вопросом: почему не используют дроны в с/х? Как выясняется, самые прошареные уже используют.
nikolz
21.07.2025 15:07что-то расчеты не сходятся.
Сезон работы это сколько?
Например, месяц -весной и месяц - осенью. Итого 60 дней.
В среднем экипаж делает 150 Га за ночь
Спасибо, что прочитали, а я полетел, сегодня в ночь ещё 150 Га.
После этого, надо хотя бы 1 день отдохнуть или переехать на другое место.
Тогда за весну и осень получится не более 4500 Га, а не 7000 или 10000 .
Смотрим цену на авито:
Это не 1200 руб, как хочется автору, а на 20-30% меньше.
В итоге выручка за сезон составит не 12 млн.руб, а 4.5 млн.руб.
Soarerru
21.07.2025 15:07"Цена за услугу" наверняка имеется ввиду "от". Т.е. а) до 30 км от МКАД б) льём водичку в) от миллиона гектар - ну и так далее.
Почему сезон - это месяц весной и месяц осенью? Разве крестьянин/механизатор два месяца в году работает? Я думаю, дрону так или иначе с апреля по октябрь работа найдётся. Может, и на первый снег можно что-то сыпать, чтобы в почву попало когда растает. Ну и предлагалось переезжать с севера на юг. В начале статьи же было упоминание - пропустишь агросрок, и привет урожай.
Antohin
21.07.2025 15:07А зачем гадать, если в статье указано:
сезонная работа, поэтому летать на дронах можно апрель – октябрь, перемещаясь с юга на север страны
nikolz
21.07.2025 15:07Летать можно и зимой. Вопрос , что делать? 1200руб за Га за что будут платить?
И самое главное - сколько по Вашему будет рабочих дней в сезон для дрона и какая работа?
Antohin
21.07.2025 15:07В контексте статьи "летать" == "работать" == "зарабатывать". Вряд ли автору пришло бы в голову праздно гонять с/х дрон (ну или упоминать об этом в контексте статьи). Я исходил из таких предположений.
Burtanshy
21.07.2025 15:07так ты где работал то? Брянская область - под контролем. в Татарстан и Башкирию можешь сам переезжать - на ледоколе больше зарабатывают.
Wijey
21.07.2025 15:07свидетельство говорит о том, что это пилот весит менее 30кг, а не дрон :) надо же было такую кривую форму документа сделать
prygoff
21.07.2025 15:07Великолепная статья, огромное спасибо! Отвратительные, преимущественно, комментарии, выражающие спектр фантомных болей целого поколения, а то и трёх, отечественного IT. Друзья, вы не самые умные в деревне. Раньше, когда был можем и Релком, когда "новости первыми" и "найти что угодно" - это да. Но больше нет. Простите, но способность комбинировать софтверного франкенштейна из кусков opensource, чем заняты 99% современных "спецов" не даёт никаких козырей в непрошенных советах в сторону, например, упомянутого DJI, о том, как строить дроны ;) Выдохните уже, эксперты. Лучше потусите в ветке "создателей Яндекс-станции", о том, как они "строили" свою горбулю китайскими руками ;)
CrazyElf
21.07.2025 15:07К чему такая экспрессия? ) Комментаторы в основном пытаются понять бизнес-модель. Какие-то моменты не сходятся, люди пытаются уточнить, как этот бизнес в плюс выходит. Нормальное в целом обсуждение.
prygoff
21.07.2025 15:07Если комментаторы не могу понять бизнес-модель, которая предельно детально расписана, то, возможно, и бизнес-модели не про них вообще. Обсуждения не видел в комментариях в принципе ;)
lovermann
21.07.2025 15:07У данного автора статьи, к слову, в каждой публикации очень что-то много не сходится, отсюда и море каментов.
Wesha
21.07.2025 15:07Комментаторы в основном пытаются понять бизнес-модель.
Бизнес-модель: срубить бабла по-лёгкому и свалить в закат, пока лох не очухался.
sovbez
21.07.2025 15:07вот бы в детстве увидел такое - подумал бы, что НЛО или технологии будущего. Так что реально живём в 21 веке Dmitry_604
21.07.2025 15:07Меня бы смартфоны с видеозвонками бы больше впечатлили в дестве, ну и реальные роботы гуманоиды поддерживающие разговор конечно
whkfooui
21.07.2025 15:07Почему не приколхозить камеру на прицеп чтобы писать работу дрона если с ним что-нибудь случится? Пусть будет залочена на нём пока оный летает
Reknilb
21.07.2025 15:07Я вот одного не пойму, почему половина комментариев - споры про эффективность электродвигателей если бутылочное горлышко в емкости под жидкость для опрыскивания? В чем смысл "городить огород" если один фиг за полетное время аккумулятора он полный бак разбрызгивает? Ну то есть ему ж один хрен надо вернуться и залить новый бак, а аккум поменять - секундное дело..
nikolz
Lincheys
Я, конечно, не эксперт, но почему эти дроны летают не по скрипту? Я уверен, что раз им можно управлять удалённо, то можно и проложить автоматический маршрут, тем более, что и дешевле и лучше будет устанавливать gps модуль(если его нет). В сельском хозяйстве можно в трактор(не 60-го года) по gps(или ГЛОНАСС(я не могу точно сказать)) построить маршрут и трактор будет сам ехать по полю, по ровной полоске.
AKudinov
Кажется, ровно об этом в статье автор написал:
PPRT_E
Матом кричит на оператора тоже сам?
xenon
А это требует творческого подхода? Случайный оператор следит так, Михалков следил бы иначе, а Триер и Тарантино совсем иначе? Если подход не требуется - в чем сложность сделать простой логикой, обычными if'ами? А оператор только на нештатный случай
Yuriy_krd
Извините, а на какой планете вы живете? Просто у нас на половине страны GPS, да и мобильный интернет уже несколько лет работает очень нестабильно.
almaz1c
Вообще-то высокоточная (сантиметров точности) RTK GNSS навигация получила наибольшее распространение именно в сельском хозяйстве. В поле выставляется базовая станция RTK. Все тракторы и комбайны (роверы) оснащаются RTK модемами. В итоге водитель трактора перемещается по полю с минимальными перехлестами/пропусками обработанных/необработанных участков.
Там где нет мобильного интернета модемы роверов коммуницируют с РТК сервером (кастером) посредством радиомодемов.
О том, что где-то в полях кому-то может понадобиться глушить GPS слышу впервые. В городе - да, в полях - не слышал.
Vilos
Не знаю как где, но в Липецкой области и за городом навигатор с ума сходит...так что в полях от GPS толку примерно чуть меньше чем никак.
almaz1c
Директор центра информационных технологий безапеляционно заявляет, что Глонасс, Gps, Baidu и Galileo в полях не работают?
Vilos
Ну справедливости ради, там старая моя должность написана, ну и центры ИТ разные бывают....я был в таком, который к геопозиционированию не имеет отношения. То что я написал - по своему опыту, а не как руководителя центра....впрочем это роли не играет, что так не работает, что эдак не работает :)
p.s. Разговор про GPS.....всякие Байду или Глонасы - не тестировал.
dragonnur
По факту GPS (Global Positioning System) они все, а американцы -- NavStar
Vilos
Не совсем так, а точнее совсем не так. NavStar она была до декабря 1973 года, а потом её переименовали в GPS, да....название нарицательное, но при этом это название американской системы позиционирования (ну что поделать, американцы они вот такие "скромняшечки").
А еще крайне интересная фраза на официальном сайте GPS имеется:
Так что я даже не уверен что это в принципе "организация" в нашем понимании, скорее всего это говермент америки....
AKudinov
Неее, "они все" -- GNSS (Global Navigation Satellite System), а там внутри уже GPS, Глонасс, Galileo, Beidou...
vedmed007
Поля не на другой планете)
Вдоль трассы м-4 тоже поля - от Воронежа до Джубги пятнами по 20-30км нет мобильного интернета, а gps может показать все что угодно, скорость в тысячах кмч например.
almaz1c
Скажите спасибо дальнобойщикам. Отъедьте от оживленной трассы в поле метров на 200 и будет вам счастье.
vedmed007
При чем тут дальнобои?
Съехал в Воронеж, спасибо - еле потом выезд нашел)
telobezumnoe
дальнобои часто себе а авто глушилки gps ставят, чтоб обходить тахографы и другие средства слежения.
vedmed007
И логово у них судя по всему в центре столицы, может и ютуб они заодно замедляют?
iliar
Цент столицы (и других крупных городов) это отдельная тема, которая началась с начало не_войны.
Однако это не отменяет факта, что дальнобои массово ездят с глушилками.
almaz1c
хорошо, хорошо, пойду передам клиентам, "gnss не работает, расходимся".
Sib_KuKumber
Новосибирск, все что в радиусе 100 километров либо заглушено либо работает с ошибками.
То ракетный полигон, то военная часть. То бойцы СВО развернули подготовку.
almaz1c
Вы уже третий, кто пытается экстраполировать свой личный опыт жителя крупной агломерации на всю территорию страны, площать сельхозугодий в которой составляет 1.97 млн кв. км., из которых 1.21 млн кв. км. приходится на пашню.
Ну нет в мире столько РЭБа, чтобы лишить геолокации всех комбайнеров в полях.
DMGarikk
вас не смущает что всякие электростанции, топливные базы, аэродромы, военные аэродромы - обычно находятся за городом и окружены сельхоз полями?
almaz1c
Хорошо, хорошо. GNSS заглушен совсем. Дорогу в поле не найти. Ни одна украинская птичка ни в Москва-сити, ни в Кремль, ни на одну из баз стратегической авиации не пролетит.
DMGarikk
Это вы к чему? что не глушат навигацию в стране? я вот каждый день в Москву езжу и навигатор полный бред показывает
а в прошлом году ехал в Анапу и там "в полях" после Краснодара, ехал уже по старинке по визуальным ориентирам, потому что навигации не было совсем вообще никакой
Dmitry_604
Как же я страдал когда приехал недавно в Москву на машине, когда города как водитель не знаешь - это просто боль, и ладно бы теряло просто так оно тебя переносит и перестраивает маршрут
DMGarikk
угу, в Шереметьево например переносит на севере если ездить, особый прикол завершать поездку в каршеринге который говорит "ну вы в шереметьево, тут нельзя завершать поездку, удачи вам"...и только по звонку в поддержку можно чтото сделать