
Введение
Я постараюсь рассказать вам о своём опыте фотосъёмки на некоторые советские объективы. Без излишнего технического душнильства и не уходя в субъективные описания изображений, основанные на эмоциях. Будет много фотографий с примерами, но при этом дам ссылки на подробную техническую информацию про каждый объектив. И поделюсь некоторыми советами.
Оборудование
Для оптики с креплением М42 я использую полнокадровый фотоаппарат Canon 5D mk2 с переходным кольцом (адаптером), оснащённым миниатюрной печатной платой с контактами и микросхемой, называемой «Одуванчиком». Это очень удобное дополнение, так как позволяет использовать подтверждение фокуса в фотокамере. Для этого нужно прижать кнопку спуска и вращать фокусировочное кольцо, когда объект будет в фокусе, камера даст подтверждение.
Зачем вообще на них снимать сегодня?
Оптика с ходом прогресса развивалась, и большинство объективов стали давать резкое изображение и хорошо противостоять засветке. Всего несколько десятков лет производители техники, обгоняя друг друга, спешили заявить о растущем качестве своей продукции, и постепенно все подобрались к тому, что устройства хоббийного уровня стали многократно качественнее, чем профессиональные, которые использовали крупные производители медиа. И это произошло не только в фотографии: средства записи и воспроизведения звука с малыми искажениями и шумами, сверхчувствительные матрицы огромного разрешения, качественная светосильная оптика. Некоторым фотографам стало скучно от чрезмерно чёткого изображения, лишённого индивидуальности.

Всплеск интереса к советской оптике у нас частично возник благодаря использованию объективов Мир-1, Юпитер-9 и Гелиос-44 в больших кинокартинах австралийским кинооператором Грегом Фрэйзером.

Многие мои знакомые фотографы и видеографы снимают на советские фотообъективы потому, что они дают мягкое, как они говорят, «киношное» изображение. Недостатки оптики придают изображению ощущение уюта, концентрируют внимание на композиции и сюжете, а засветы от ярких источников и солнца чем-то напоминают засветы в собственных глазах, которые тоже имеют тенденцию к снижению контраста при попадании ярких направленных лучей в поле зрения, а ещё мы видим расходящиеся лучи от точечных источников света.
Важно оговориться: я не противник современных качественных фотообъективов и высоко ценю достижения инженеров. Но сейчас испы��ываю особую тягу к несовершенству изображения объективов ушедшей эпохи.
Индустар-50-2
Маленький, лёгкий, тёмный и неудобный «полтинник» с оптической схемой Zeiss Tessar и относительным отверстием f/3,5.
Этот «блинчик» встречается в изобилии на всевозможных барахолках и у фотолюбителей. Помню, у отца он всегда лежал в футляре, обёрнутый инструкцией с навинченными крышками и никогда не эксплуатировался.

Я раньше уже пытался на него снимать, но мне он сразу не понравился: мыльный и тёмный, фокусироваться неудобно даже с моими миниатюрными пальцами. Контровый свет даёт безнадёжную засветку.

Но в этом году на YouTube наткнулся на фотолюбителя, который очень хвалил этот объектив за мягкую картинку (что довольно характерно для массовой фотолюбительской оптики тех лет). И я решил попробовать выжать из него всё возможное.

Со второго подхода выяснил, что он намного приятнее, чем казался раньше. Изображение сочетает в себе резкость в центральной зоне и кручёное боке.

Учитывая его небольшую стоимость и распространённость, можно смело советовать его как первый объектив с ретро-картинкой, эдакий Гелиос на минималках. Но учтите: фокусироваться на нём неудобно — кольцо узкое, приходится делать несколько оборотов. Если смазка на вашем экземпляре загустевшая, он ещё и будет норовить отвинтиться от фотокамеры.
Подробное описание Индустар-50-2 на сайте Радоживы.
Мир-1В и Мир-1
Широкоугольный и светосильный объектив с фокусным расстоянием 37 мм и относительным отверстием f/2,8. Рассчитан в 1954 году ГОИ на основе объектива Zeiss Flektogon.
Объектив компактный, не очень удобный в использовании: кольцо фокусировки имеет большой ход и расположено близко к байонету. Его приходится долго крутить при перефокусировке. Объектив снабжён кольцом предустановки диафрагмы.
Существует несколько разновидностей объектива. Чаще всего можно встретить чёрный Мир-1В (вологодский).
Есть ещё серебристый с надписью «GRAND PRIX» Bruxelles 1958. У него байонет М39, но при помощи резьбового кольца-проставки решается вопрос совместимости.
Серебристая версия по праву считается более качественной. У меня есть обе разновидности, и действительно, у серебристого изображение резче по всему полю кадра и выше контраст. У него даже визуально заметно лучшее просветление. Чёрный даёт выраженное замыливание даже на кропе.

Этот объектив любят видеографы, потому что на кроп-матрицах его угол зрения начинает соответствовать нормальному объективу. Но при этом сохраняется подкрученное боке и все приятные качества: мягкость изображения, радужные блики от переотражений в линзах.

Особенность объектива — заметная кривизна поля резко изображаемого пространства.

Важно: если вы используете этот объектив с зеркальными каме��ами Canon, учтите — его нужно физически доработать. Оправа задней линзы имеет выступающую часть в виде полуцилиндра, за которую будет задевать зеркало при фокусировке примерно от четырёх метров до бесконечности, когда линзоблок приближается к плоскости матрицы. У меня пару раз задевало зеркало, но это не привело к последствиям. А у товарища на точно таком же экземпляре откололся кусочек, причём именно от моего объектива. Я его не предупреждал, так как не придал значения и не знал о такой опасности.

Чтобы избавиться от этой части, нужно заклеить линзу каптоновым скотчем, он не оставляет следов клея. Затем все щели проклеить обычным скотчем или изолентой, чтобы внутри не попали стружки. Я удалял её при помощи маникюрной бормашины и твердосплавной фрезы. Работайте без фанатизма, металл снимается легко, он достаточно мягкий, после чего стружка убирается щёткой, и объектив можно безопасно использовать.
Если у вас другая камера, уточните на форумах, можно ли обойтись без доработки.


Технические подробности и фотографии — https://lens-club.ru/lenses/item/c_69.html
Юпитер 37
Компактный телеобъектив с фокусным расстоянием 135 мм и относительным отверстием f/3,5. Шедевр отечественной промышленности. Удобное фокусное расстояние, комфортное кольцо фокусировки, компактность и хорошее качество изображения. Этот объектив действительно можно советовать всем, кто хочет снимать портреты, умеренное макро и животных крупным планом.
Я им пользуюсь как на полнокадровом фотоаппарате, так и на половинном кропе (на Олимпусе, о чём писал вот тут).

У меня есть версия с многослойным просветлением и обычная. Пока что мне не удалось их сравнить, так как погода пасмурная. Версия без МС меня целиком устраивает по качеству и резкости. Особенно, если его задиафрагмировать на одну-две ступени, он даёт отличное по резкости изображение. (Все фотографии в оригинальном размере можно посмотреть по ссылке в конце).
Я сравнивал его с японским аналогичным по фокусному расстоянию объективом EBC Fujinon-T 135 мм f/3,5 и Юпитер оказался лучше, чуть выше резкость и меньше хроматических аберраций по краям кадра, представьте себе!


Технические подробности и примеры работ от фотографов тут.
Гелиос 44
Считается чуть ли не самым массовым объективом в истории. Создан на базе немецкого Zeiss Biotar, 58 мм, f/2. Имеет огромное количество модификаций и выпускался несколькими заводами. Очень распространённый, был штатным для множества «Зенитов». Отличительная особенность — узнаваемое закрученное боке, за что его одновременно ценят и критикуют.
У меня есть несколько гелиосов — МС Гелиос-44М-6, Гелиос-44М (от отцовского «Зенит-ТТЛ»), и Гелиос-44-2. Я не сравнивал их подробно, но мне кажется, что последний чуть резче, чем предыдущие. В примерах фотографий есть снимки всех трёх, и они примерно похожи.
Мне очень нравится ретро-вайб, который даёт этот объектив, и я почти всегда надеваю именно его на свой полнокадровый Кэнон. Объектив отлично подходит для портретов, а также для природных фотозарисовок, съёмки растений.

Галерея фотографий, которыми невозможно не поделиться



Даже можно затаиться и снять животных и сюжеты «от пуза».

Особенно мне нравится кольцеобразный засвет от ярких источников света, находящихся с краю кадра. Если задиафрагмировать хотя бы на одну ступень, кольцевая засветка пропадёт.
А вот так без засветки
Но учтите: при попадании прямых солнечных лучей в кадр он даст мощную засветку, но не всегда это плохо.

К слову, при диафрагмировании на пару ступеней объектив становится заметно резче. Не идеально, конечно, но иногда может пригодиться.
Сравнение результатов с открытой и прикрытой диафрагмой


Индустар-61 Л/З
Нормальный объектив из обширного семейства, выполненного по оптической схеме Zeiss Tessar. Фокусное расстояние — 52,4 мм, f/2,8. Имел улучшенные характеристики по сравнению с «Гелиосами» и позволял снимать умеренное макро без использования удлинительных колец.
Мне нравится этот объектив именно как макро с ручным фокусом, и, возможно, он станет неплохим портретником для кого-то.


Индустар в эпоху плёночных фотоаппаратов высоко ценился фотолюбителями, но сейчас он занимает промежуточное положение между объективами, дающими заметный ретро-эффект, и современными.


Заключение и советы
У меня был опыт съёмки на другие фотообъективы, произведённые в СССР. Таир 3 — крупный, тяжёлый, но по качеству изображения неплохой телевик с 300 мм фокусным. Продал его, потому что оказался мне неудобен. Таир 11А, чёрный — 135 мм светосильный телевик, оказался слишком «мягким» и избыточно тяжёлым. Чёрный Юпитер 9 — 85 мм, f/2 — светосильный, но чрезмерно мягкорисующий. Ещё есть 500-миллиметровый ЗМ5А, о нём писал в статье.
Имейте в виду: всё, что я тут говорил, — не гарантия того, что ваш экземпля�� будет таким же. Советская оптика — всегда лотерея: параметры качества «плавали» с завода.
Купить их можно на известных онлайн-барахолках. Иногда там удаётся найти хороший экземпляр у продавцов, которым достался объектив от деда в наследство. Внимательно смотрите фотографии, чтобы не было следов неквалифицированного ремонта или царапин на линзах.
Хорошо бывает зайти и спросить об оптике в небольших провинциальных магазинах с антиквариатом. В том числе я недавно нашёл в таком магазине в идеальном состоянии Гелиос 44-2 и Юпитер 37МС за 4000 рублей за всё.
Учтите, может попасться объектив в отличном состоянии, но с внутренней задубевшей смазкой, которую придётся менять у мастера или самостоятельно. Подробные туториалы по разборке есть на YouTube.
Фотографии из статьи доступны по лицензии Creative Commons (CC BY-SA), кроме кадров с портретами людей.
Хочу пожелать вам вдохновения. Любите фотографию, ведь в эпоху нейросетей фотолюбительство становится таким хрупким видом творчества. И, пожалуйста, давайте обойдёмся без холиваров. Пусть нас радуют как старинные, так и современные объективы — всем будет хорошо.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (6)

Darksa
25.11.2025 07:46Очень хорошая статья, спасибо. Добавлю, что ещё довольно интересно получается на МС Zenitar M2s 2/50. Несмотря на пластмассовый дешманский корпус даёт хороший результат.

aik
25.11.2025 07:46Местами похоже на Архангельск
По ручным объективам - это всё же художественные инструменты, надо понимать, чего именно ты хочешь от них получить и для чего тебе нужен именно этот объектив. Ибо не любой кадр, сделанный на юпитер или индустар автоматически превращается в шедевр.
Я вот не художник, потому предпочитаю современные рабочие лошадки с автофокусом и прочими плюшками. Хотя, конечно, как и многие, пробовал и советские (у меня микра, правда, не зеркалка).

Astroscope
25.11.2025 07:46Статье большой плюс, но в целом не согласен - смягчить чрезмерно резкую (да-да, пишу - и самому смешно) оптику можно на посте, а вот мыло, какими бы художественными эпитетами его не украшал, мылом и останется. Юпитер 37 и снятые им котэ - это да, рыжий прямо шедевр, а кошке табби нужно было совсем чуть-чуть больше ГРИП (ничтожно прикрыть диафрагму), но не воспримите сказанное за претензию или критику, это я скорее для себя мысли вслух о том, как у кого-то прекрасно получилось, и как перенять передовой опыт. А так, мыло и низкой контраст, причем если мыло еще куда ни шло в пленочные времена - любимый срач всех фотофорумов "сколько мегапикселей в пленочном кадре?" давал примерный ответ о цифрах порядка 6~8Мп с оговорками о том, что прямое сравнение не вполне корректно, но в целом понятно, то низкий контраст прямо проблема.
Еще раз спасибо за статью, все фото прекрасны, а то, что кому-то ошибочно покажется претензией - не более чем обсуждение третьестепенных технических деталей.
Javian
Мне нравились портреты ФЭД-5 с объективом "Индустар-61 Л/Д"
evseenkolev
На пленке или для портретов его наверное было достаточно, но я как-то решил попробовать его в качестве макро-объектива на полнокадровой Sony A7m3. Мне совсем не понравилось, изображение слишком мягкое, кольцо диафрагмы мелкое и никак не фиксируется в промежуточных положениях, фокус очень тугой(скорее всего мне не повезло с экземпляром), да и с макро все оказалось совсем не радужно - насколько я понял, макро-возможности есть только у Л/З, у Л/Д их нет. Благо, этот эксперимент обошелся мне в ~1000р за объектив и переходник, но больше я в эту сторону не пойду, наверное.