Как известно, все хотят себе работу в телефоне или интернете.

Одна из разновидностей такой мечты – заработать на своем канале в Телеграм.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Продавцы курсов и коучи все еще агитируют бежать из наймов и начать уже наконец бизнес в Телеграм.

В этой статье я решил разобраться, а так ли тут сказочно?

Для этого я сам 2 года собирал, вел тг-канал и поговорил с другими владельцами телеграм-каналов, и сейчас расскажу:

Как собрать свой канал и уберечься от схематоза, сколько может заработать владелец Телеграм-канала, и главное, надо ли вообще идти в этот бизнес в 2025 году?

Дисклеймер: статья написана на основе личного опыта С. Рюмина, автора канала “Упал, поднялся”, интервью с П. Комаровским, автором канала RationalAnswer, А. Подклетновым, автором канала Дизраптор и Фичизм, А. Дощинским, руководитель сервиса аналитики Телеграм-каналов, Telemetr, А. Варга, руководителем отдела медиапланирования TGStat Agency.

Текст статьи написан мной (Слава Рюмин), а комментарии других участников материала оформлены цитатами.

Что такое Телеграм?

Фишка соцсетей – алгоритмическая лента. Она лучше вас знает что вам надо и дает тот контент, который вам больше нравится.

Телеграм работает по другому. Приложение не подсовывает контент, вы сами собираете ленту из каналов, которые читаете.

Но в этом есть и минус. Фактически Телеграм – это старая новая емейл рассылка.

Сама телега никак не поможет автору найти читателя, вы сами должны привлечь подписчика, прямо как в рассылке.

Инвестиции в бизнес на Телеграм

Так как новые подписчики из ниоткуда не появляются, нет никакого смысла писать много постов, пока вас читает 100 человек. Достаточно написать 10-20 содержательных постов.

Есть миф о вирусной подписке. Якобы, если вы будете делать хороший контент, подписчики подтянутся через поиск Телеграм или пересылки. Мой опыт и опыт тех, у кого я брал интервью, говорит, что это полная чушь.

Если у вас большой канал, вы можете получать подписчиков из поиска Телеги или похожих каналов, но это слишком незначительные цифры, чтобы брать это в расчет.

И то половина таких подписчиков будут ботами-миллионерами или боты легкого поведения.

это такие популярные в Телеграм боты, которые потом бегут в комментарии канала и пытаются продать свои услуги интимного характера.
это такие популярные в Телеграм боты, которые потом бегут в комментарии канала и пытаются продать свои услуги интимного характера.

Получить подписчиков в свой Телеграм-канал можно платно, а можно бесплатно.

Как привлечь подписчиков бесплатно?

– Телефонная книжка

Минус: дай бог вы так подпишите 100 человек.

– Взаимный пиар

Ты рекламируешь одного автора, а он взамен рекламирует тебя.

Я делал бесплатные взаимные пиары с каналами, которые мне нравились, но проблема в том, что тебе нужны каналы похожего размера, вначале у тебя мало подписчиков, а значит, и не можешь вырасти ударно.

П. Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

Если у вас 100 подписчиков в Телеграм и вы обменялись постами с каналом в 200 подписчиков, на ваш может подписаться еще 10 человек.

Но если у вас уже большой канал (от 10 000 подписчиков), обмены могут хорошо работать.

Взаимный пиар – классная штука, если его делают авторские каналы, где вы по-честному читаете друг друга. Мы делали с каналом “на пенсию в 35” и получилось +1 500 подписчиков с 1 поста, я думал, что таких цифр в Телеграм уже нет.

П. Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

Например, когда в тг-канал VC (103 000 подписчиков) размещали пост о моем материале и давали ссылку на канал, это приносило около 60 подписчиков.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Но специальный замороченный пост на подписку будет работать лучше.

Я делал взаимный пиар с авторскими каналами. Иногда с доплатой – либо я доплачивал, либо мне, смотря с каким каналом делал. Важное условие – искренний пост и от меня, и от другого канала, и посты пишем сами друг про друга. Тоже хорошо работало

А.Подклетнов, автор канала Дизраптор (56к подписчиков)

– Перелив подписчиков

Вы можете позвать в Телеграм-канал ваших подписчиков из других соцсетей. Но и этот способ не про существенные цифры.

Например, блогер с 1 млн подписчиков в запрещенной соцсети может получить так тысяч 20 подписчиков в Телеграм с мертвыми охватами, потому что его читатели не привыкли к Телеграм и плохо туда заходят.

– Статьи

Вы пишите статью на площадку, где уже есть читатели, и в конце статьи даете ссылку на свой канал по принципу: если вам понравилась эта статья, в моем канале еще есть вот такое, что вам, может понравиться.

Это довольно редкий способ, но может быть записан в условно бесплатный.

Условно, потому что статьи тратят много времени. Например, у меня 1 статья от интервью до готового текста занимает не меньше 16 рабочих часов. Потратить эти 15 часов за один день физически нереально, мозга не хватит.

Писать можно на Хабр, на Пикабу, на Смартлаб, на VC, на ДТФ. Остальные площадки существенно хуже и меньше.

Мне этот метод принес около 52 000 подписчиков из 54 000 подписчиков.

Пример, сколько может приносить 1 статья. В Телеграм можно получить специальную размеченную ссылку, по которой вы будете видеть статистику подписок с конкретной ссылки
Пример, сколько может приносить 1 статья. В Телеграм можно получить специальную размеченную ссылку, по которой вы будете видеть статистику подписок с конкретной ссылки

Плюс статей – приходят те, кто тебя и правда читает и кто близок по духу, это более прилипчивые подписчики.

П.Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

Я размещаю статьи на VC+Хабр+Пикабу, на Хабре – если тема позволяет. Отсюда у меня где-то 20-30% аудитории. Приход в канал сильно зависит от статьи. Бывали статьи, которые очень мощно залетали, и со статьи приходило 500, 1000 или даже больше подписчиков.

Статья про китайские телефоны набрала аж 1,2 миллиона (!) на Пикабу, оттуда пришло 800-900 подписчиков.
Статья про китайские телефоны набрала аж 1,2 миллиона (!) на Пикабу, оттуда пришло 800-900 подписчиков.
Со статьи про BYD, с Хабра и Пикабу пришло около 500-600 человек.
Со статьи про BYD, с Хабра и Пикабу пришло около 500-600 человек.

Но тут сильно зависит от статьи, некоторые либо плохо залетали, либо норм залетали, но плохо конвертились в подписку. И ещё плюс в том, что это самый активная и лояльная аудитория, т.к. эти люди прочитали целую статью до конца, где стоит ссылка в канал, осознанно перешли на другую площадку (в Телеграм), и подписались.

А.Подклетнов, автор канала Дизраптор (56к подписчиков)

– Другие активности.

Я ходил на Бусти к Алексею Антонову, и он упомянул мой канал в анонсе, оттуда мне пришло 3-4К человек. Или я залетал как приглашенный автор в Ютуб-видео про Эрдоганомику к MyGap, оттуда тоже какое-то количество пришло.

А.Подклетнов, автор канала Дизраптор (56к подписчиков)

Как привлечь подписчиков платно?

– Посевы

Посевами на сленге называют платные размещения своих постов/текстов в чужих Телеграм-каналах.

Это самый популярный способ привлечения подписчиков. Особенно для тех, кто хотел бы смотреть на Телеграм как на бизнес.

Пример моего посева у Лебедева. Стоил 56 000 ₽, принес 616 подписчиков. Хороший результат.
Пример моего посева у Лебедева. Стоил 56 000 ₽, принес 616 подписчиков. Хороший результат.

Купить посев можно самостоятельно – просто написав по контактам в шапке понравившегося канала, а можно пойти на биржу.

На биржах вы переплатите, самая популярная возьмет 50% сверху вашей цены. Но много людей биржами пользуется, потому что это экономит: не надо общаться с админами каналов, часто это то еще приключение.

– есть админы, которые не отвечают

– есть админы, которые нарушают договоренности, и выходит не то, что согласовали

Сколько подписчиков принесет рекламный посев, будет зависеть от охватов канала, у которого вы купили рекламу.

И чтобы это объяснить, надо понять, куда смотреть в Телеграм.

Если вы не “в теме”, то скорей всего смотрите на количество подписчиков. То есть в формате 500 подписчиков, ну маленький канал, 100 000 подписчиков, о, какой большой канал.

Но главное, на что надо смотреть в Телеграм – это не подписчики. Это охваты.

Охват – это глазик около поста.
Охват – это глазик около поста.

Бывают старые каналы, где сотни тысяч подписчиков, но охваты маленькие, то есть фактически эти каналы читают плохо, люди могли закинуть эти каналы в архив или просто никогда не заходить.

Нормальным охватом в первый день поста считается 10% от количества подписчиков. Хорошим 15%–20% от числа подписчиков.

Охват изменяется со временем. Поэтому, когда вы приедет купить посев, вам дадут цены в зависимости от времени размещения.

Популярные форматы:

1/24 – 1 час после вашего поста ничего не будут постить, 24 часа ваш пост не удалят;

2/48 – 2 часа не будут постить, 48 часов пост не удалят;

3/72 – 3 часа не будут постить, 72 часа пост не удалят.

Цена 2/48 не сильно выше 1/24, потому что обычно большая часть охвата собирается в первые сутки.

Стоимость поста в чужом канале должна зависеть прежде всего от охвата.

Это не значит, что все кругом так делают, но опытные закупщики обязательно пересчитывают цену одного рекламного поста в зависимости от количества просмотров (глазиков), которые пост соберет.

Например, в бизнес-тематике одна единица охвата может стоить 7 ₽. В среднем это 5-10 ₽.

Алексей Дощинский владел сеткой кулинарных каналов, и там одна единица охвата стоила 60 копеек, а сейчас 30 копеек.

Как понимаете, цифры сильно отличаются от тематики, поэтому, чтобы узнать сколько будет стоить охват у вас, нужно запросить ценник у разных каналов.

Но прежде чем выбирать канал, прочитайте главу “вычисляем схематоз”, чтобы купить канал с живой аудиторией, а не ботами.

На закупы я брал ультра-авторские каналы, где автор сам пишет пост в своем стиле и с личной рекомендацией. Такое всегда работало лучше. В ближайшее время планирую закупы возобновить, но а) если Тг в РФ не заблокируют, и б) буду делать их точечно, тоже только в супер-авторских каналах, в которых лично я уверен.

С посевов и взаимных пиаров у меня привлечено примерно 40-50% аудитории.

А.Подклетнов, автор канала Дизраптор (56к подписчиков)

В последнее время реклама в Телеграм сильно подорожала, поэтому все выкручиваются, как могут. Например, делают конкурсы или собирают папки (когда 5 авторов каналов скинулись и купили 1 рекламный пост на пятерых).

Сеять конкурсы не очень, потому что они мотивированы получить приз, а не почитать ваш контент.

Розыгрыши скорее треш, я участвовал и там был очень хороший результат в виде подписчиков. Но это для тех, кто работает на количество подписчиков, если честно. А людей, которые тебя читают, оттуда вообще нет, это, по сути, способ накрутить метрики. Живые призоловы там тоже есть, но и ботов 100% накрутят.

П.Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

Вменяемый вариант конкурсов, когда дарят не айфоны, а например, сертификаты на обучение менеджменту. Это призоловам даром не надо. Но с таких призов вы не получите классные цифры.

Например, мне предложили поучаствовать в таком конкурсе, там был хороший состав участников. И тематические призы, то есть я понимал, что призоловов такой конкурс не приведет, а может помочь действительно найти читателей.

В результате хоть в конкурсе участвовали 6 каналов на суммарно больше чем 200к подписчиков, мне он привел 266 подписчиков за вычетом отписчиков.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Сеять папки не очень, потому что инфы слишком много в итоге люди подписываются и никогда не открывают папку. А у канала подписчики как бы растут, но охватов, то есть реальных читателей – нет.

Иногда перед посевами закрывают каналы, то есть человек сначала подписывается, чтобы увидеть контент. Я такое пробовал – серьезного эффекта не увидел.

В 2022 я начал тратить на рекламу, и первые 2 млн потратил очень эффективно. Подписчик обошелся в районе 100 ₽, и я подумал, сейчас я буду тратить по 500 000 ₽ в месяц, и через год буду вторым Лебедевым.

Но потом выяснилось, что когда ты посеял самые целевые каналы, дальше тебе приходится идти в каналы похуже, а они часто выжжены рекламой всякой ерунды, в итоге ты встаешь рядом с трешом, и подписчик с рекламы резко дорожает. Поэтому теперь я раз в год трачу какое-то количество денег, вижу, что это неэффективно и прекращаю.

П.Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

– Таргетированная реклама

Это менее популярный способ платной рекламы.

Здесь используют внутреннюю рекламу Телеграм (ТГ эдс), но много комиссий, и минимальная сумма, с которой можно зайти, а если кабинет в тонах (тележная крипта) ты не можешь крутить рекламу на русскоязычную аудиторию.

Можно размещать рекламу через Яндекс.директ, там есть кейсы подписчиков по 100 ₽.

Доходы Телеграм-канала

Мой опыт и опыт ребят у кого взял интервью больше про доходы с рекламы.

Как продавать рекламу?

– добавиться на ТГстат и Телеметр

Рекламодатели видят вас в каталоге тг-каналов и пишут в личку. Существует еще пачка каталогов тг-каналов, но присутствие в них по моему опыту бесполезно.

Мне начали писать рекламодатели, когда на канал было подписано 20 000 подписчиков, у Павла Комаровского, примерно также.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

У меня это сразу началось довольно массово, в мае 2024 я продал 7 реклам на 186 000 ₽. В мае на канал было подписано 20 000 человек.

Но с тех пор рынок поменялся, сейчас и с 10 000 подписчиков на авторский канал уже идут рекламодатели.

Монетизировать начал давно, когда было ещё менее 10К подписчиков. Но активно начал зарабатывать на канале где-то в середине 2023, когда было 20-25К подписчиков. Тогда же канал начать приносить больше основной работы, и в начале 2024 я уволился, чтобы расширить блогерские активности, запустил второй канал Фичизм, а ещё начал снимать видео (сначала короткие шортсы/рилсы), потом подкасты, а сейчас перешел на сюжетные видосы в формате "говорящая голова" на Ютубе.

Пока вроде идет успешно (есть видосы с 100к+ и даже один на 500к+ просотров), но медленно. Пока выпускаю только 1 видео в месяц или реже, но планирую выйти на стабильные 2 видоса в месяц.

А.Подклетнов, автор канала Дизраптор (56к подписчиков)

– обмен рекламодателями

Вы можете посоветовать другие каналы своим рекламодателям и для вас могут сделать тоже самое взамен.

Я часто пишу друзьям админам, как только вижу, что у них вышла реклама. Если я вижу, что рекламодателю подойдет и мой канал, пишу: порекомендуй меня. И я так делаю в ответ.

П. Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

Рекламодателей сам активно не ищу и сам первый не пишу, но у меня уже есть пул постоянных заказчиков, которые берут регулярно и часто. В основном это крупные компании – айти, банки, сервисы для бизнеса, ивенты по теме технологий, инноваций, стартапов, какие-то выборочные образовательные продукты и т.д.

А.Подклетнов, автор канала Дизраптор (56к подписчиков)

– рассылки

Админы пишут другим админам с предложение купить рекламу.

Такие рассылки мне приходят регулярно раз в неделю, наверное, у кого-то это работает.
Такие рассылки мне приходят регулярно раз в неделю, наверное, у кого-то это работает.

– рекламное агентство

Можно найти рекламное агентство, которое будет предлагать тебя своим клиентам. У Павла Комаровского были такое переговоры, с него хотели 50% выручки.

Как покупают рекламу?

Рекламу в Телеграм покупают по-разному.

– Те, кому нужен результат

Это владельцы каналов, которые так собирают подписчиков, бизнес, который ищет продажи. Они стараются найти минимальную цену за просмотр, выбить скидку.

– Те, кому нужно поставить свое имя в определенном месте.

Как правило, это крупные бренды, которые ищут каналы-лидеры мнений, они могут переплатить за размещение, потому что им не так важна цена за охват, сколько размещение в правильном месте.

Иногда мы видим, что 60% тг-канала – накручено, мы говорим бренду, ребята, оно вам не надо. Но бренд говорит: нам все равно, нам нужно, чтобы у этой фамилии была наша реклама.

А. Дощинский, руководитель сервиса аналитики Телеграм-каналов, Telemetr

Еще владельцу канала нужно ответить на этические вопросы:

– берет ли он нативную рекламу (рекламу без указания, что за это заплатили). Это большой рынок.

– берет ли скользкие темы, например, я не беру в рекламу все, что похоже на обман, обещания легких денег, казино, тарологов и пр.

Павел Комаровский не берет в рекламу все, что связано с финансами и инвестициями (а это прямая тема его канала, то есть большинство предложений). Так делает, чтобы иметь возможность поругать любого игрока на рынке.

У владельца канала, который не хочет рекламировать треш, есть постоянная проблема найти нестыдных рекламодателей, которые готовы поститься с рекламной меткой.

В мае и январе затишье, октябрь, ноябрь обычно рекордный месяц по продажам.

Продажники-скамеры

Когда ваш канал переваливает за 20к подписчиков, раз в неделю стабильно вам предлагают свои услуги закупщики.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Не знаю, есть ли среди таких предложений реальные ребята, которые пробуют так заработать, но скамеры среди них есть точно.

Схема такая: вы соглашаетесь нанять такого продажника, он просит указать его в шапке профиля как контакт по рекламе (иначе рекламодатели не поверят, что с ним можно вести переговоры), вы ставите контакт, он продает рекламу и уходит в закат с деньгами.

А те люди, кому была обещана реклама, с претензиями идут уже к вам.

Помимо рекламы телеграмщики, конечно, продают курсы, клубы, услуги.

Например, Павел Комаровский делает книжный клуб, сейчас он приносит около 200 000 ₽ в месяц.

Курсы продавать не готов, но сделал группу для фанатов, туда кидаю материалы, мысли, книжки читаем, ведем дискуссию, пока это приносит сильно меньше рекламы.

П. Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

Раз в неделю тебе пишут продюсеры, которые мечтают превратить твой канал в инфоворонку и, конечно, продать курс как собрать тг-канал на 50 000 подписчиков.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Какие тематики востребованы в Телеграм?

Алексей Варга, руководитель отдела медиапланирования TGStat Agency рассказал мне, что они считают перспективным.

1. Узкие ниши: каналы про бизнес, B2B и узкие профессиональные ниши.

2. «Чистый» контент: есть запрос на новостной контент, но очищенный от трэша, политики и 18+.

3. Широкие «чистые» тематики: в целом, рекламодатели всё больше хотят размещаться в широких тематиках (новости, юмор, спорт), но без стоп-факторов. Если есть желание работать с внешними рекламодателями, самое простое – взять популярную тематику и не постить контент, который им не нравится.

Какие тематики наименее интересны (для заработка):

– Молодежный контент: это аниме, комиксы, каналы с картинками, простыми цитатами, «темами».

Они практически не востребованы у крупных рекламодателей. Частота прихода рекламы туда невелика, итоговый ценник низкий. Лезть в такие тематики без опыта в – крайне сомнительная идея.

Расходы Телеграм-канала

Главные расходы на ведение своего Телеграм-канала – это контент, привлечение новых подписчиков и налоги.

Про новых подписчиков будет в главе окупаемость.

Если контент пишите сами, расходов как бы нет, но вы тратите время/силы. Если нанимаете человека, ценник от нуля до бесконечности в зависимости от того, кого вы наймете.

Есть каналы, которые берут 5-классников за копейки, и они собирают для них политическую аналитику.

П. Комаровский, автор канала Rational Answer (105к подписчиков)

Налоги в рекламном бизнесе теперь состоят из двух частей.

1. Налоги со всей рекламы – 3%

Нужно маркировать все рекламные посты.

Потом тебе начисляют налог 3% на поданную рекламу.
Потом тебе начисляют налог 3% на поданную рекламу.

Я маркирую в клик ру, добавляешь рекламодателя, создаешь договор, текст рекламы, картинку, и тебе выдают рекламный номер erid. Занимает 10 минут.

Раз в месяц подаешь акт. Занимает около 40 минут.

Если рекламу размещают рекламные агентства, то иногда платят они, а не владелец канала. Часто блогеры перевыставляют налоги рекламодателям. Мол, пост стоит 10 000 + налоги.

2. Налоги юрлица.

У меня ИП, это 6%.

Прибыль Телеграм-канала

Мой канал на 54 000 подписчиков приносит в среднем около 600 000 ₽ в месяц, канал Павла Комаровского на 105 000 подписчиков приносит около 1 млн ₽ в месяц.

Но на меня большая часть людей подписалось со статей, а если вы будете делать канал с нуля как бизнес, то экономика получится совсем другой

Окупаемость Телеграм-канала в 2025

И так погнали. Будем делать бизнес на канале в бизнес тематике в 2025 году.

Средняя цена подписчика в теме бизнеса – 300 ₽.

То есть чтобы раз в месяц привлекать 1000 подписчиков, нам понадобится

300*1 000 = 300 000 ₽.

Так за год мы вложим 300 000 ₽ * 12 месяцев = 3,6 млн ₽.

И получим с нуля канал на 12 000 подписчиков.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Отписчики

Но когда вы делаете бизнес в Телеграм, помимо слова подписчики вам понадобится слово отписчики.

Телеграм действительно сейчас хорошо читают, поэтому, если людям перестает нравиться контент, они отписываются от канала.

На моем канале в 54 000 подписчика каждый пост отписывает около 35 человек. Это 0,06% от общего числа подписчиков.

Значит, при выпуске постов каждый день (30 постов в месяц) тг-канал теряет 30*0,06%=1,8% от общего числа подписчиков.

А значит, чем больше канал, тем больше отписка, и если не вкладывать деньги в канал он будет естественно уменьшаться. Так владелец канала постоянно находится в гонке за подписчиков.

И это обязательно надо учитывать в расчетах.

Итак, наш новый канал, который привлек 12 000 подписчиков, получит еще 1 404 отписчика.

То есть в конце года у нас останется не 12 000 подписчиков, а 10 596 подписчиков.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Будем оптимистами и посчитаем, что на масштабе в 7 000 подписчиков к нам уже пойдут рекламодатели.

Представим, что канал выпускает только интересный оригинальный не нейро контент. А значит, у него хорошие цифры по прочтениям – 15%

То есть из 7 000 подписчиков пост в первые сутки открывает 7000 * 15% = 974,4 (просмотра).

В бизнес-тематике одна единица охват стоит около 7 ₽. В нашем примере на 7 000 подписчиков это:

7 * 974,4 (просмотра) = 6 821 ₽.

То есть 1 пост в канале на 7 000 подписчиков и охвате на 974,4 (просмотра) реклама может стоить 6 821 ₽.

Представим, что в первый месяц вы продадите 2 рекламных поста, но довольно быстро выйдете на объем 8 постов в месяц.

8 рекламных постов в месяц, когда у вас 11 596 подписчиков приносят вам уже:

8 (постов) (71589 охвата) = 88 984 ₽ в месяц.

С таким раскладом под конец года вы вложите в бизнес на телеграм – 3,6 млн ₽.

А заработаете с рекламы – 318 309 ₽.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону
Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Но не спешите записать эти деньги в прибыль. Мы ведем бизнес честно, и со всей суммы рекламы платим налог. 3% налог на рекламу и 6% налог на ИП.

То есть вам остается:

318 309 ₽ – 28 648 ₽ = 289 661 ₽.

Вычитаем доходы первого года из инвестиций и получаем убыток:

3,6 млн ₽ – 289 661 ₽ = 3 310 339 ₽.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

За год сильно не окупились.

Пробуем все то же самое во второй год.

Вкладываем опять по 300 000 ₽ в месяц. Опять растем по 1000 подписчиков в месяц. Привлекаем +12 000 подписчиков, но получаем уже 3 693 отписчиков.

Чем больше подписчиков, тем больше каждый пост отписывает, не забываем.

Итого на второй год получаем 10 596 подписчиков + 12 000 подписчиков – 3 693 отписчиков = 18 903 подписчиков.

Они приносят с рекламы за год уже 1 404 380 ₽. За вычетом налогов.

Но вложили мы опять 3,6 млн ₽. То есть в операционный ноль не вышли.

Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону

Всего за 2 года мы в минусе на 3 310 339 ₽ + (3 600 000 ₽ – 1 404 380 ₽) = 5 505 959 ₽.

Как видите, при такой цене подписчика заработать очень сложно.

То есть вы должны либо уметь привлекать подписчиков без денег, либо уметь привлекать их недорого.

А еще цена подписчика год от года растет, вы не продаете стабильно 8 реклам в месяц, но где-то продадите больше и дороже тариф, например, есть наценка за пост, который пишет сам автор канала.

Как мы видим, такой бизнес явно бизнес на троечку. Еще добавьте риски бана Телеграм (все помнят, как много денег они тратили в инсту) и получите не самые лучшие прогнозы.

Еще мы не посчитали работу, а каждый день выдавать пост, который кому-то интересен, это тоже на удивление непростая работа.

При этом проблема развития единственной площадки в блокировках. Если завтра заблокируют Телеграм, не получится просто взять и позвать всех в Макс. Люди привыкли к конкретной площадке. Да, часть людей пойдет за вами, но это будет небольшой процент.

То есть, если я позову всех в Макс при условии блокировки Телеги, но возможности использовать ВПН, в Макс за мной уйдет, дай бог, 500 человек. Но рекламу я уже продавать не смогу.

Виды схематоза в Телеграм

Так как деньги в Телеграм есть, есть и желающие пойти против системы и рекламодателя обмануть. Здесь 3 самых популярных способа.

– Мотивированный трафик

Вам за какие-нибудь игровые тугрики предлагают подписаться на 100 каналов. К сожалению, Телеграм не показывает возраст людей в канале, поэтому с ходу не увидишь, что на известного маркетолога подписаны одни 13-летние ребята.

– Конкурсы

Люди берут приз, но не читают контент, а еще есть огромные сообщества призоловов, они забирают туда посты с хорошими призами, и за макбуками и айфонами к вам тысячами приходят боты.

– Просто боты

Они могут крутить охваты, лайки, подписки.

Вычисляем схематоз в Телеграм

Как не дать себя обмануть?

– Анализируем отписчиков (тгстат)

Если от канала косяками за день отписываются люди, то это либо конкурсы, либо боты, либо другие нездоровые методы набора подписчиков.

В аналитике это видно так.
В аналитике это видно так.

– Анализируем просмотры постов (я сделал в ТГстат: анализ просмотров)

Здоровая горка
Здоровая горка
Больная горка
Больная горка

На здоровой горке больше всего пост читают в первый час дальше все меньше и меньше, на нездоровой горке боты могут приходить по-разному)

– Анализируем репосты

Боты, которые крутят охваты, не умеют крутить охват репосту.

Кусок переписки с накрутчиками в расследовательских целях
Кусок переписки с накрутчиками в расследовательских целях

– Анализируем комментарии

Если комменты комплиментарные, елейные, бессмысленные или дополняют тему поста, почти всегда это боты)

В среднем люди в интернете не стесняются выражать свое мнение в разных выражениях, но если вы видите, что на канале в комментах все сладкие пирожочки, это странно.

Обычный интернет-комментарий
Обычный интернет-комментарий
Все что нужно знать о бизнесе в Телеграм в 2025, прежде чем хотя бы чихнуть в эту сторону
Ботовые комментарии
Ботовые комментарии

Если зайти в профиль таких комментаторов, можно увидеть меченую ссылку и призыв купить какую-то дичь – явный признак бота. Адекватный админ такое удаляет, неадекватный – говорит с ботами, чтобы казалось, что его канал не накрученный.

– Люди подписываются, но откуда неясно

В природе всё откуда-то приходит и куда-то уходит. У любого трафика должно быть обоснование. Если в системе аналитике вы видите рекламу на 10 000 просмотров, а на канал пришло 100 000 подписчиков – откуда взялись еще 90 000? Их могли только накрутить.

Все это можно увидеть в ТГ стат или Телеметр.

– Анализируем пересылки постов

Это тоже можно посмотреть в сервисах аналитики
Это тоже можно посмотреть в сервисах аналитики

Еще можно смотреть:

– Как меняются просмотры на выходных? Ночью?

– Соответствуют ли они региону проживания аудитории?

– Насколько сильно меняются просмотры в зависимости от темы поста?

– Какая разница между минимальным и максимальным просмотром за 24 часа?

За помощь в ловле схематозов спасибо Алексею Варга, руководителю отдела медиапланирования TGStat Agency.

Выводы

Не уверен, что сюда нужно идти за бизнесом. Если бы шел за бизнесом, я бы не выжил, сдулся бы за 3 года. Я это все делал, потому что мне нравится процесс, делиться мыслями, общаться с людьми, а то, что это стало приносить деньги, скорее прикольный внезапный бонус, но если бы я рассчитывал на это, я бы перегорел.

Но если решили в игру эту поиграть, вас должно волновать 2 вещи: 1. Чем вы отличаетесь от остальных, вы вряд ли сможете быть абстрактно лучшим блогером.

2. Нужен канал привлечения людей, ты можешь быть бесконечно крутым, но, если нет канала, откуда про тебя узнают люди, ничего не получится

П. Комаровский, автор канала “Rational Answer”

Сейчас многие говорят, что:

1) Телеграм заблокируют, и не будет его в РФ.

2) Новым ребятам в Телеге продвинуться невозможно. Нужно либо быть супер-мега-уникальным, либо вкладывать огромные деньги.

В тезис 1 лично я не верю. Уверен, что 40-50% населения как сидят в Телеге каждый день, так и продолжат. Несмотря ни на что. И рынок там тоже останется.

А по тезису 2 я скажу вот что (минутка мотивационной мотивации):

Да, Телеграм – это жесткий и очень насыщенный рынок. НО! Если вы хотите доносить ваш контент (или продукт) до потребителя в РФ, то вам ПРИДЕТСЯ идти в Телегу. Потому что это главный и, по сути, единственный текстовый ресурс, который реально активен и востребован. Другого просто нет, и есть большие сомнения, что будет.

Да, вам придется научиться делать контент. И да, какие-то инвестиции делать придется. Но нет ничего невозможного, потому что:

– Когда я начал вести Телеграм (я тогда был абсолютным ноунеймом), все мне говорили: "Да нафиг ты там нужен, таких каналов дополна, чем ты отличаешься, кто тебя будет читать?". Итог - известный и читаемый канал со стабильной активностью и отличной монетизацией.

– Когда я в 2024 запустил второй канал "Фичизм", мне снова говорили: "Да блин, каналов с разбором фич и прочих новостей бизнеса и технологий куча, зачем нужен ещё один?". Итог – активный канал с 22К подписчиков и хорошей монетизацией, причем с минимумом вложений.

– Когда я этим летом начал делать сюжетные видосы на Ютубе, мне говорили: "Да Ютуб уже и перенасыщен, и вообще замедлен, там невозможно ничего набрать с нуля". Но сейчас у меня есть работающий мини-продакшен, видосы с 100к+ и даже 500к+ просмотров, и хорошие планы на рост.

Так что, если вы сами знаете, про что хотели бы писать или снимать и реально хотите это делать, то никого не слушайте и просто делайте. Шанс, что у вас получится, довольно большой.

А.Подклетнов, автор канала “Дизраптор”

Пробовать Телеграм новым ребятам будем сложно. Мы делали канал про кулинарию, посевами привлекали подписчиков, а потом продавали рекламу. Но каналов становилось больше, подписчик начинал стоить дороже. Когда мы входили, у нас был 1 канал про кулинарию, через полгода их было 5, сейчас их 60.

Раньше ты вкладывал в Телеграм 5 000 ₽ и у тебя была возможность вытащить 1 млн, сейчас, чтобы вытащить 1 млн, нужно вложить 1,5 млн. А то и больше.

А. Дощинский, руководитель сервиса аналитики Телеграм-каналов, Telemetr

Я бы не рассматривал блог в Телеграм, как бизнес и тем более источник легких денег. Попробовать после работы, если в кайф – да, но бросать все в попытке стать блогером по мне плохая идея. Хотя сам я примерно так и сделал.

С. Рюмин, автор канала “Упал, поднялся”

Спасибо, что прочитали, уже два года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Если вам понравилась эта история, вы можете прочитать и другие истории на канале «Упал, поднялся».

В блоге уже больше 120 бодрых историй из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.

Подпишитесь на канал, так вы поможете продолжать эту работу.

Комментарии (4)


  1. Emelian
    17.11.2025 16:08

    Что такое Телеграм?

    И, правда, что? Заодно, расскажите, что такое смартфон и зачем он нужен, кроме, как позвонить?

    Я когда-то пробовал подключаться к Телеграмму из персоналки. Не увидел никаких преимуществ перед существующими сервисами Интернета в браузере и обычной электронной почты.

    Фактически Телеграм – это старая новая емейл рассылка.

    Ну, и зачем он тогда нужен, в принципе? Мне, кстати, до сих пор, приходит рассылка, на которую я подписался еще лет пятнадцать – двадцать назад. Уже несколько десятков email-адресов перестали работать в моей почтовой программе «The Bat!», однако, адрес с рассылкой действует до сих пор. Но, пришло письмо, сразу удалил, не читая, поскольку, эта рассылка выродилась в сплошную рекламу, а отписываться влом.

    Окупаемость Телеграм-канала в 2025

    Почему нельзя делать Интернет-бизнес по старинке? Например, создать бесплатный сайт, опубликовать там свои бесплатные программы и данные (вроде обучающей, иностранному языку, программы и компьютерные уроки к ней). Разрекламировать ресурс, на площадках вроде «Хабра» и, если «народ к вам потянется», попросить донатов? Чем этот метод плох? Мало даст денег? Зато, ни копейки затрат! В худшем случае: «Если не догоню, то согреюсь!». По, крайней мере, сам выучишь эти языки. Да и просто, творческий процесс увлекателен.

    Скажем, я, лично, близок к реализации данной схемы. Обучающая программа есть, бесплатные сайты, на которых она опубликована – тоже. Демо-данные – присутствуют. Осталось дело за малым, создать реальные компьютерные уроки (с интерактивным звуком и просто текстовые, вроде двуязычных книг по грамматике, в html-формате). Прототипы всего этого есть и даже описаны в моих статьях и комментариях, здесь. Конкретно, переводы, только, сыроватые. Лично для меня, локальные огрехи компенсируются массой подготовленного материала, но, народу, принято давать «всё самое лучшее». Было бы меньше лени, давно бы уже свои бесплатные пет-проекты превратил в бесплатные стартапы.

    Вот и спрашивается, зачем мне Телеграмм-каналы?


  1. MaximKiselev
    17.11.2025 16:08

    Мне кажется вы путаете инфоцыганство и бизнес. Бизнес обычно создаёт дополнительную ценность к продукту. Поэтому чем выше ценность продукта тем дешевле пойдет раскрутка и меньше будет стоимость привлечения. Глупо полагать на то что чем больше вы будете сливать финансов тем больше людей будут читать ваши каналы. А в целом, у меня сложилось мнение что пока телега только как медиа состоялась, потому что интертеймент там проигрывает другим площадкам. Да и в целом низкое качество контента и большое количество сканеров не способствуют внедрению в обычную жизнь.


    1. Emelian
      17.11.2025 16:08

      Бизнес обычно создаёт дополнительную ценность к продукту.

      Бизнес, обычно, создаёт дополнительную прибыль (для себя) на используемом им продукте. Вы думаете, его волнует качество? Ничуть! Только прибыль, только хардкор! Ибо, «капитализьм», блин.

      А как это достигается? Легко! Уменьшаем массу упаковки, за ту же цену. Натуральные продукты заменяем искусственными, хорошо еще, если «химия», хотя бы не ядовита. А то вот, недавно, «бизнес» траванул сидром, несколько десятков человек и, не удивлюсь, если откупился от наказания. Или, всю «контрабанду, которая делается в подвалах, на Малой Арнаутской улице», подавать под соусом «Императорская», «Царская», «Президентская» или, там, «Цейлонский чай, упакованный в Шри-Ланка», в котором, ни вкуса, ни запаха, ни цвета, как в уже использованной раннее и высушенной заварке и т.д. и т.п. Зато, они создают «дополнительную ценность» для себя любимых.


  1. SCP-076-2
    17.11.2025 16:08

    Просто сделать хороший ТГ-канал с нормальным контентом и раскрутится - "не не слышал..."