Акции на бирже размещают лейблы, розничные магазины и даже отдельные исполнители. Но не все делают это успешно. Обсудим, что к чему.
Ловят волну
За последние годы на фоне популярности стриминговых сервисов резко возросла стоимость лейблов. Компании «большой тройки» — Universal, Warner Music и Sony Music — контролируют 80% музыкального рынка, который преодолеет планку в $45 млрд к 2030 году. Неудивительно, что студии звукозаписи желают извлечь еще большую выгоду из своего доминирующего положения. Одним из инструментов в этом контексте становится IPO — первичное размещение акций.
Выход на биржу открывает доступ к капиталу для дальнейшего развития. Так, за прошедшие пару лет IPO провели сразу два лейбла — Warner Music и Universal Music Group. В первый день торгов их акции выросли на 20 и 39% соответственно.
При этом нужно понимать, что экономическую основу музыкальной индустрии составляют права на треки. Это — главный предмет торговли, вокруг которого выстраиваются доходы студий и самих исполнителей. Можно ожидать, что лейблы направят деньги инвесторов на расширение собственных музыкальных библиотек, чтобы получать больше роялти от стриминговых сервисов. Например, в прошлом году Universal уже приобрели полную дискографию Боба Дилана — точная сумма сделки неизвестна, но аналитики оценили её в сотни миллионов долларов.
Лейблы инвестируют не только в известных музыкантов, они ищут и восходящие звезды. Для этих целей компании используют большие данные и системы искусственного интеллекта, способные предсказать потенциальные хиты. В перспективе такие технологии позволят лейблам удержать доминирующее положение на рынке — сейчас их долю «съедают» независимые исполнители.
Плывут против течения
Муз. рынок поделен между тремя лейблами, ниша стриминговых платформ также переполнена. Это понимают многие компании, поэтому они выходят на IPO, чтобы продолжить развитие в смежных областях. Так, сервис для распознавания музыки SoundHound после размещения акций в этом году планирует развивать собственного голосового помощника Houndify. В компании считают, что к 2026-му рынок виртуальных ассистентов перешагнет планку в $160 млрд. Сервис уже интегрировали в приложение стриминг-площадки Pandora. Но технологию продвигают и за пределами индустрии — например, в автомобилестроении.
Также в планах компании — запуск единой голосовой экосистемы, объединяющей музыкальные платформы и бытовые устройства. В достижении этой цели помогут деньги инвесторов. На IPO компания планирует выручить $244 млн.
Переживают кризис
Пандемия нанесла достаточно ощутимый урон музыкальной индустрии. «Зацепило» даже стриминговые площадки — число прослушиваний хитов сократилось на 11%. Но сильнее других пострадала розница. Продажи ряда музыкальных магазинов упали на 20%, а некоторые объявили о банкротстве.
Но для магазинов музыкальных инструментов пандемия, наоборот, стала драйвером продаж. Люди, скучавшие во время локдауна, стали массово скупать муз. инструменты. Гитарный ретейлер Guitar Center решил уцепиться за эту возможность и подал заявку на проведение IPO, чтобы привлечь дополнительные средства.
К слову, одной из причин первичного размещения акций Warner Music также стало желание снизить негативное влияние пандемии. Доходы компании от продажи физических носителей во втором квартале 2020 года упали на 27%. Чтобы стабилизировать ситуацию и привлечь ресурсы, лейбл решился на IPO.
Но это не первый раз, когда Warner Music выходит на биржу. Компания становилась публичной еще в 2005 году, но тогда все прошло не лучшим образом.
Не все идет гладко
Акции Warner Music торговались на бирже с 2005 по 2011 год. На рубеже десятилетий прибыль компании начала падать из-за распространения стриминговых сервисов. Общая стоимость акций снизилась на 78%, и в итоге лейбл выкупила Access Industries за $3,3 млрд. Получится ли Warner Music избежать аналогичной судьбы на этот раз — предстоит увидеть в будущем.
Неудачные IPO есть и в портфолио стриминговых площадок. В 2015 году заявку на размещение акций подавал французский сервис потоковой передачи музыки Deezer. Компания планировала выручить $343 млн и направить деньги на привлечение клиентов и партнеров. Но от идеи пришлось отказаться — инвесторы посчитали оценку компании слишком завышенной. Вероятно, они находились под впечатлением от падения стоимости акций другого сервиса потоковой музыки — Pandora. Компания не могла конкурировать со Spotify и Apple.
На биржу выходили не только стриминговые сервисы и лейблы, но и отдельные исполнители. Например, пять лет назад на биржу должны были попасть «акции» Эминема. Онлайн-платформа Royalty Exchange выкупила у лейбла музыканта 15% от выручки, поступающей в рамках выплат роялти за коммерческое использование треков Маршалла. Эти активы планировали предложить инвесторам. Однако поторговать акциям Эминема никому не удалось. Тогда биржа NASDAQ по неизвестной причине (скорее всего, из-за нюансов регулирования) отозвала разрешение на размещение.
С учетом того, что музыкальный рынок продолжает расти, можно ожидать новых IPO от муз. компаний, желающих заработать на росте индустрии. Но наверняка сделать это получится не у всех.
О чем еще мы пишем в «Мире Hi-Fi»:
Стриминговые сервисы довольны финансовыми итогами, но не музыканты
«Переверни игру»: почему лоу-фай музыкантам не нужны ни деньги, ни карьера