Проект космического буксировщика
НАСА отвергло проект Lockheed Martin, участвовавший в конкурсе на контракт Commercial Resupply Services 2 (CRS-2) — доставка грузов на МКС.
Сумма контракта составляет $14 миллиарда и рассчитан на работу с 2018 по 2024 годы. По слухам, новый контракт разделили между собою Boeing, Sierra Nevada Corporation, SpaceX и Orbital ATK (наследник Orbital Sciences).
Предыдущий контракт стоимостью $6,2 миллиарда, и действующий до 2017 года, поделили две компании, Orbital Sciences и SpaceX. В прошлый раз Lockheed точно так же подавала свою заявку и тоже была отвергнута.
Причина, судя по всему, кроется в чрезмерно сложном и дорогом подходе к решению сравнительно простой задачи. Lockheed предлагала решение из трёх частей: космический корабль многоразового использования Jupiter, контейнер для грузов Exoliner и роботизированный манипулятор для работы в космосе. Jupiter, несущий на себе Exoliner, запускают на орбиту, после чего Jupiter при помощи роборуки передаёт контейнер на МКС.
Целью Lockheed, предлагавшей нестандартный проект, было получение финансирования от НАСА для разработки корабля многоразового использования и космического буксировщика. Предполагалось, что после полётов Jupiter останется на орбите и станет выполнять другую работу – например, чинить или сталкивать с орбиты вышедшие из строя спутники. Но по какой-то причине космическое агентство предпочло отдать контракт тем, кто выполнит работу проще и дешевле.
Правда, по стоимости контракта тоже есть вопросы. Суть заключения контрактов со сторонними фирмами заключается в том, чтобы сэкономить бюджетные деньги, отдав проект на выполнение той компании, которая сделает это дешевле. В рамках программы планируется в течение семи лет доставить на орбиту порядка 20 тонн груза. Это примерно 280000 фунтов. При этом НАСА рекламировало доставку грузов на орбиту «по $10000 за фунт». Нехитрый подсчёт говорит, что в этом случае стоимость семилетней программы должна была бы составить $2,8 миллиарда – но не $14.
Orbital Sciences Corporation (OSC) — американская компания, специализирующаяся на производстве космических аппаратов и ракет-носителей. Компания активно участвует в предоставлении международных пусковых услуг. В прошлом году была подписана сделка между OSC и российским НПО «Энергомаш» на покупку 60-и российских ракетных двигателей на сумму $1 миллиард.
Kalobok
Проблемы с арифметикой. 20 тонн = 20000 кг = 44000 фунтов. Никак не 280000. В источнике говорится о 20 тоннах в год, а не за семь лет. Тогда выходит близко к $3М.