Эти вопросы ужасны. Они повергают умных, талантливых, энергичных людей в невыразимое, бессловесное, тупое яростное бессилие. Поэтому их так редко задают. Это верх невежливости и бессердечия.
Чтобы бессовестно добить любого интегратора, программиста, ИТ-директора, внедренца, а то и заказчика автоматизации, надо в конце повторить вопрос, с которого всё начиналось.
Где моё железо?
Впервые я услышал подобный вопрос от зам. начальника производства по окончании внедрения системы управления закупом. Он просто повторил вопрос, с которого началась разработка этой системы.
На любом производственном предприятии есть проблема, которая называется «дефициты». Для производства любой продукции нужны материалы – от листового железа до сложных систем, закупаемых за рубежом. Сделать так, чтобы материалы поступали вовремя, когда они нужны – целое искусство. Накупить на год вперёд и затарить склад может любой дурак, но кто ж ему столько средств из оборота вытащит – нужна приличная система.
И вот производство задаёт свой вопрос – «где моё железо?». Там работают хорошие, добрые и умные люди. Они собирают оборудование – большое, железное, из кучи разных деталей. Когда какой-то детали не хватает, они не могут собрать оборудование и отгрузить его клиенту. Но они не занимаются снабжением, поэтому никак не могут повлиять на этот процесс.
Естественно, затевается разработка и внедрение сложной системы расчёта и поддержания запасов. Программисты чего-то пишут, привлекаются сторонние консультанты по многочисленным теориям снабжения и обеспечения, внутренние службы менеджмента качества – целый Проект. Месяцы идут, что-то получается, что-то идёт со скрипом, привлекаются административные ресурсы, осуществляются корректировки – всё как положено.
И, наконец, акт подписан, система внедрена. Опять совещание, директор всех по очереди спрашивает «какие есть трудности, чем помочь?», и опять слышит от производства «где моё железо?».
В ответ, разумеется, слышит увлекательный рассказ.
Как повысить продажи?
Понятно, что ответ на этот вопрос строго индивидуален для каждого бизнеса. Но есть чуваки, которые знают универсальный рецепт – это продавцы CRM-систем (далее буду писать «СРМ-системы» - лень переключаться и русская аббревиатура СРМ удивительно похожа на слово «срам»). Раньше даже ходила такая формула: «внедрение СРМ-системы автоматически увеличивает продажи на 10%».
Ну какой дурак откажется? Годовая выручка среднего провинциального завода колеблется от 0.5 до 2 млрд. руб. По приведённой выше формуле она вырастет на 50-200 млн. руб. в год. Да тут, блин, при любой маржинальности инвестиции окупятся сторицей. На то, видимо, и расчёт создателей формулы.
Внедрение СРМ-системы, коробочной или облачной, идёт примерно по одному сценарию. Сначала долгое обследование, в котором выясняются перечни необходимых аналитик и сценарии («скрипты») продаж. Иногда, если повезёт, удаётся зацепить бизнес-процессы за пределами продаж и тоже загнать их в СРМ. По дороге подключаются плюшки вроде интеграции с соц.сетями и мессенджерами. При очень большой удаче получается продать разработку или редизайн сайта, который тут же, разумеется, должен быть интегрирован с СРМ (или СРМ интегрирована с… Нет, не с сайтом, а В сайт).
Но всё это не имеет ровным счётом никакого значения. Вот вообще. Абсолютно.
Потому что, когда (и если) прозвучит вопрос «А чё продажи-то не выросли?», то в ответ, разумеется, прозвучит очень увлекательный рассказ.
А чё принтер опять не работает?
Давайте в другую сторону заглянем – в сисадминство. Бывает, кому-то на предприятии в очередной раз попадает вожжа под хвост. Обычно в момент, когда надо что-то срочно распечатать, а в принтере закончился картридж, или он тупо не работает. Пока найдешь сисадмина, он приползёт, поковыряется, вынесет вердикт, дойдёт до компьютера истеричного начальника, подключит ему принтер соседнего отдела, распечатает…
В большинстве случаев на этом всё и закончится. Ну, немножко начальник поругается, да и чёрт с ним. Но случается так, что вожжа под хвостом оставляет серьёзную травму. И начинается Проект.
Примерно 99% системных администраторов, которых заставили «решить вопрос раз и навсегда», ищут спасение в технике, а не в методике. Например, тупо держать запас картриджей, как-то соотносящийся со скоростью их «потребления», вроде как слабо – нет тут никакой инженерной изюминки. А вот развернуть, настроить и запустить какой-нибудь Zabbix – всегда пожалуйста.
Если прям вообще расфантазироваться, то можно и все принтеры и МФУ заменить на более современные – те, что умеют сами, заранее, вовремя сигнализировать о предстоящем дефиците расходников. Если начальство одобрит такие траты, то сисадмин будет рад очень надолго. А остальным будет немного грустно – пока настроит, то сё…
Если прям совсем не повезёт, то над сисадмином будет стоять дурак-ИТ-директор. Бывают такие, увы. Симптом в данной конкретной ситуации один: ИТ-директор кинется внедрять ITSM-систему (Господи, прости).
Совершенно неважно, как пройдёт процесс. Важно в конце, или после конца, вспомнить исходный вопрос. Ну, когда опять начальник отправит бумажку на печать, а из принтера ничего не вылезет. Чтобы послушать очень увлекательный рассказ.
Почему так много тратим на обслуживание 1С?
На самом деле, в этой теме я выбрал самый простой вопрос. А их тут с десяток наберётся – тех, с которых начинается внедрение, а чаще (сейчас) – замена одной системы 1С на другую. «Почему я не получаю цифры к 5-му числу?», «Почему нет планирования производства?», «Почему количество бухгалтеров только растёт?», «Как снизить затраты на ведение учёта?» и т.д.
Что происходит дальше, вы, наверное, знаете. Приходят умные, красивые, говорливые дяди или тёти. Уверенно утверждают, что компания застряла в прошлом – сейчас автоматизация делается совсем по-другому. Там, блин, вообще всё по-другому. Вот прям небо и земля. Ну да, не такие они уж и умные, красивые и говорливые. Скудноваты их аргументы.
Но, тем не менее, Проект начинается. По не особо объяснимым причинам, внедрение 1С за 10-15 лет вдруг стало сильно дороже. Если раньше укладывались в 1-1.5 млн. рублей, то теперь надо потратить 10-15, и то если вы не из гос.сектора или крупного холдинга. При том, что час работы программиста подорожал лишь в 2-3 раза. Ну да ладно.
Главное же – результат. А результат, он… Ну, есть. Вы только вопрос свой снова не задавайте. Тот, с которого всё началось. А то опять услышите увлекательный рассказ.
Вопросы, которые я не задал
Их много. Наверное, вы сможете прокомментировать – не лишать же вас удовольствия.
Что там за цифровизацию? С какого вопроса всё начинается? Что в конце? Увлекательная история?
Может, знаете… Чего все 1Сники потянулись в системы хранения версий? Может, я чего не знаю, но зачем хранить историю изменений говнокода? Особенно, учитывая, что 1Сник на предприятии один.
А когда мобильное приложение для предприятия создаётся? Ну, которое для внутреннего использования. Что там в качестве «увлекательной истории» рассказывают? И с каких вопросов всё начинается?
Принцип вы поняли. Хочу ваши «контрольные» услышать. Правда.
Комментарии (14)
TerraV
14.02.2022 23:09+1Когда соревнуются маркетологи, инженеры отдыхают. А там либо шах, либо ишак - без разницы - деньги уже проедены. С учётом что даже на стороне заказчика куда важнее отчитаться об истории успеха нежели иметь её по факту, очень непохоже что что-то изменится ближайшие двадцать лет.
XaBoK
15.02.2022 01:23+1Проблема системная и она обычно в головах, а не в компьютерах. Подобные вопросы - отдельный рынок консалтинговых услуг. И рынок этот только растёт. До тех пор пока:
заказывают одни, а работают другие (большие боссы пишут требования от лица пользователя для системы и процесса, в котором они не работали)
платят за красиво (вот деньги и сделайте мне хорошо, я сам не хочу это понимать)
от разработчиков ожидают внедрения (вот вы систему сделали, теперь сделайте чтоб все ей пользовались)
сделай новое по старому (like for like легаси системы, подражание оффлайновым процессам)
мы платим - вы танцуете (нам всё равно какие бизнес и технические проблемы - клиент всегда прав, так что делайте облако на моём заводе и чтоб ключ от сервера был у меня)
левая голова не знает что делает правая (начальники отделов ведут конкурирующую или параллельную политику)
То цирк будет продолжаться. Потому как система - инструмент и не более. Вместо молотка всем выдали шуроповёрт и всё те же гвозди - прироста производительности или уменьшения усталости работника ждать не стоит.
akpaevj
15.02.2022 04:05Касательно git - дело не столько в самой системе, сколько в возможностях EDT (пусть и сырой донельзя).
Касательно мобильного приложения - все же зависит от его назначения. Нам удалось с помощью мобильного приложения (и некоторой дополнительной обвязки) уменьшить количество складских работников вдвое.
avkor2021
15.02.2022 07:16+1У нас любимый вопрос: На бумаге отчёты можно будет не писать\печатать? Ну и следующий, а как нам подписывать электронные отчёты, чтобы на бумаге не писать? Причём при этом люди не электронную подпись имеют в виду, а закорючку.
ianohin
15.02.2022 12:28+1В тексте вижу пренебрежение к CRM, оно какбе противопоставляется 1С, хотя учетная система и CRM друг друга дополняют: 1С констатирует продажу, как правило, около 10%, а CRM объясняет, почему не состоялись остальные 90% и что с этим делать. К сожалению, модуль CRM в любой конфе 1C выглядит достаточно плачевно, чтобы им пользоваться.
Raptilia
15.02.2022 17:42Планирование - штука сама по себе сложная.
Никто со 100% гарантией не скажет, что будет завтра. Наверное поэтому системы планирования так и не приживаются, и даже на той же 1С ничего путевого нет до сих пор, при всём немалом потенциале платформы и количестве разработчиков.
mbamber
16.02.2022 08:52Зачем вам писать AS IS, это только лишние расходы, вот, почитайте, как БУДЕТ™
lxsmkv
16.02.2022 21:35В автоматизации тестирования тоже есть нюансы. Иногда думают что автотесты повысят качество продукта. Но автотесты это только инструмент для выявления ошибок, качество повышают программисты когда ошибки устраняют. А когда ты ждешь по шесть месяцев чтобы найденные баги пофиксили, то получается как в небезызвестной цитате "Если автоматизировать хаос, получится автоматизированный хаос". Т.е. автоматизация накидывает еще больше ошибок на конвеер, в то время как ожидают, что ошибок станет меньше. Потому что нужно ошибки найденые автоматизацией решать в самую первую очередь, а не складывать их в общий багтрекер. А когда автоматизацию заказывают "как-сервис", то получается порой наоборот - найденные ошибки копят в багтрекере, пишут солидные отчеты и таскают по всем нужным и ненужным совещаниям, чтобы было видно за что деньги плачены.
Am0ralist
17.02.2022 14:41Когда автоматизация ради автоматизации — то да, в конце вопрос не решается, а количество автоматизированных сотрудников ещё может и увеличиться без выхлопа…
petropavel
Ну, историю изменений понятно, зачем хранить. Особенно говнокода. Когда лет через пять-десять возникнет вопрос, а что за говно эта говнострочка делает — тут без истории изменений не разобраться.
Даже в нормальном коде полезно, в читабельном, чистом, с комментариями и тестами.
Ilusha
Я сначала подумал, что этот вопрос - прикол.