Эти вопросы ужасны. Они повергают умных, талантливых, энергичных людей в невыразимое, бессловесное, тупое яростное бессилие. Поэтому их так редко задают. Это верх невежливости и бессердечия.

Чтобы бессовестно добить любого интегратора, программиста, ИТ-директора, внедренца, а то и заказчика автоматизации, надо в конце повторить вопрос, с которого всё начиналось.

Где моё железо?

Впервые я услышал подобный вопрос от зам. начальника производства по окончании внедрения системы управления закупом. Он просто повторил вопрос, с которого началась разработка этой системы.

На любом производственном предприятии есть проблема, которая называется «дефициты». Для производства любой продукции нужны материалы – от листового железа до сложных систем, закупаемых за рубежом. Сделать так, чтобы материалы поступали вовремя, когда они нужны – целое искусство. Накупить на год вперёд и затарить склад может любой дурак, но кто ж ему столько средств из оборота вытащит – нужна приличная система.

И вот производство задаёт свой вопрос – «где моё железо?». Там работают хорошие, добрые и умные люди. Они собирают оборудование – большое, железное, из кучи разных деталей. Когда какой-то детали не хватает, они не могут собрать оборудование и отгрузить его клиенту. Но они не занимаются снабжением, поэтому никак не могут повлиять на этот процесс.

Естественно, затевается разработка и внедрение сложной системы расчёта и поддержания запасов. Программисты чего-то пишут, привлекаются сторонние консультанты по многочисленным теориям снабжения и обеспечения, внутренние службы менеджмента качества – целый Проект. Месяцы идут, что-то получается, что-то идёт со скрипом, привлекаются административные ресурсы, осуществляются корректировки – всё как положено.

И, наконец, акт подписан, система внедрена. Опять совещание, директор всех по очереди спрашивает «какие есть трудности, чем помочь?», и опять слышит от производства «где моё железо?».

В ответ, разумеется, слышит увлекательный рассказ.

Как повысить продажи?

Понятно, что ответ на этот вопрос строго индивидуален для каждого бизнеса. Но есть чуваки, которые знают универсальный рецепт – это продавцы CRM-систем (далее буду писать «СРМ-системы» - лень переключаться и русская аббревиатура СРМ удивительно похожа на слово «срам»). Раньше даже ходила такая формула: «внедрение СРМ-системы автоматически увеличивает продажи на 10%».

Ну какой дурак откажется? Годовая выручка среднего провинциального завода колеблется от 0.5 до 2 млрд. руб. По приведённой выше формуле она вырастет на 50-200 млн. руб. в год. Да тут, блин, при любой маржинальности инвестиции окупятся сторицей. На то, видимо, и расчёт создателей формулы.

Внедрение СРМ-системы, коробочной или облачной, идёт примерно по одному сценарию. Сначала долгое обследование, в котором выясняются перечни необходимых аналитик и сценарии («скрипты») продаж. Иногда, если повезёт, удаётся зацепить бизнес-процессы за пределами продаж и тоже загнать их в СРМ. По дороге подключаются плюшки вроде интеграции с соц.сетями и мессенджерами. При очень большой удаче получается продать разработку или редизайн сайта, который тут же, разумеется, должен быть интегрирован с СРМ (или СРМ интегрирована с… Нет, не с сайтом, а В сайт).

Но всё это не имеет ровным счётом никакого значения. Вот вообще. Абсолютно.

Потому что, когда (и если) прозвучит вопрос «А чё продажи-то не выросли?», то в ответ, разумеется, прозвучит очень увлекательный рассказ.

А чё принтер опять не работает?

Давайте в другую сторону заглянем – в сисадминство. Бывает, кому-то на предприятии в очередной раз попадает вожжа под хвост. Обычно в момент, когда надо что-то срочно распечатать, а в принтере закончился картридж, или он тупо не работает. Пока найдешь сисадмина, он приползёт, поковыряется, вынесет вердикт, дойдёт до компьютера истеричного начальника, подключит ему принтер соседнего отдела, распечатает…

В большинстве случаев на этом всё и закончится. Ну, немножко начальник поругается, да и чёрт с ним. Но случается так, что вожжа под хвостом оставляет серьёзную травму. И начинается Проект.

Примерно 99% системных администраторов, которых заставили «решить вопрос раз и навсегда», ищут спасение в технике, а не в методике. Например, тупо держать запас картриджей, как-то соотносящийся со скоростью их «потребления», вроде как слабо – нет тут никакой инженерной изюминки. А вот развернуть, настроить и запустить какой-нибудь Zabbix – всегда пожалуйста.

Если прям вообще расфантазироваться, то можно и все принтеры и МФУ заменить на более современные – те, что умеют сами, заранее, вовремя сигнализировать о предстоящем дефиците расходников. Если начальство одобрит такие траты, то сисадмин будет рад очень надолго. А остальным будет немного грустно – пока настроит, то сё…

Если прям совсем не повезёт, то над сисадмином будет стоять дурак-ИТ-директор. Бывают такие, увы. Симптом в данной конкретной ситуации один: ИТ-директор кинется внедрять ITSM-систему (Господи, прости).

Совершенно неважно, как пройдёт процесс. Важно в конце, или после конца, вспомнить исходный вопрос. Ну, когда опять начальник отправит бумажку на печать, а из принтера ничего не вылезет. Чтобы послушать очень увлекательный рассказ.

Почему так много тратим на обслуживание 1С?

На самом деле, в этой теме я выбрал самый простой вопрос. А их тут с десяток наберётся – тех, с которых начинается внедрение, а чаще (сейчас) – замена одной системы 1С на другую. «Почему я не получаю цифры к 5-му числу?», «Почему нет планирования производства?», «Почему количество бухгалтеров только растёт?», «Как снизить затраты на ведение учёта?» и т.д.

Что происходит дальше, вы, наверное, знаете. Приходят умные, красивые, говорливые дяди или тёти. Уверенно утверждают, что компания застряла в прошлом – сейчас автоматизация делается совсем по-другому. Там, блин, вообще всё по-другому. Вот прям небо и земля. Ну да, не такие они уж и умные, красивые и говорливые. Скудноваты их аргументы.

Но, тем не менее, Проект начинается. По не особо объяснимым причинам, внедрение 1С за 10-15 лет вдруг стало сильно дороже. Если раньше укладывались в 1-1.5 млн. рублей, то теперь надо потратить 10-15, и то если вы не из гос.сектора или крупного холдинга. При том, что час работы программиста подорожал лишь в 2-3 раза. Ну да ладно.

Главное же – результат. А результат, он… Ну, есть. Вы только вопрос свой снова не задавайте. Тот, с которого всё началось. А то опять услышите увлекательный рассказ.

Вопросы, которые я не задал

Их много. Наверное, вы сможете прокомментировать – не лишать же вас удовольствия.

Что там за цифровизацию? С какого вопроса всё начинается? Что в конце? Увлекательная история?

Может, знаете… Чего все 1Сники потянулись в системы хранения версий? Может, я чего не знаю, но зачем хранить историю изменений говнокода? Особенно, учитывая, что 1Сник на предприятии один.

А когда мобильное приложение для предприятия создаётся? Ну, которое для внутреннего использования. Что там в качестве «увлекательной истории» рассказывают? И с каких вопросов всё начинается?

Принцип вы поняли. Хочу ваши «контрольные» услышать. Правда.

Комментарии (14)


  1. petropavel
    14.02.2022 22:54
    +4

    Ну, историю изменений понятно, зачем хранить. Особенно говнокода. Когда лет через пять-десять возникнет вопрос, а что за говно эта говнострочка делает — тут без истории изменений не разобраться.

    Даже в нормальном коде полезно, в читабельном, чистом, с комментариями и тестами.


    1. Ilusha
      15.02.2022 01:04
      +2

      Я сначала подумал, что этот вопрос - прикол.


  1. TerraV
    14.02.2022 23:09
    +1

    Когда соревнуются маркетологи, инженеры отдыхают. А там либо шах, либо ишак - без разницы - деньги уже проедены. С учётом что даже на стороне заказчика куда важнее отчитаться об истории успеха нежели иметь её по факту, очень непохоже что что-то изменится ближайшие двадцать лет.


  1. XaBoK
    15.02.2022 01:23
    +1

    Проблема системная и она обычно в головах, а не в компьютерах. Подобные вопросы - отдельный рынок консалтинговых услуг. И рынок этот только растёт. До тех пор пока:

    • заказывают одни, а работают другие (большие боссы пишут требования от лица пользователя для системы и процесса, в котором они не работали)

    • платят за красиво (вот деньги и сделайте мне хорошо, я сам не хочу это понимать)

    • от разработчиков ожидают внедрения (вот вы систему сделали, теперь сделайте чтоб все ей пользовались)

    • сделай новое по старому (like for like легаси системы, подражание оффлайновым процессам)

    • мы платим - вы танцуете (нам всё равно какие бизнес и технические проблемы - клиент всегда прав, так что делайте облако на моём заводе и чтоб ключ от сервера был у меня)

    • левая голова не знает что делает правая (начальники отделов ведут конкурирующую или параллельную политику)

    То цирк будет продолжаться. Потому как система - инструмент и не более. Вместо молотка всем выдали шуроповёрт и всё те же гвозди - прироста производительности или уменьшения усталости работника ждать не стоит.


  1. AzIdeaL
    15.02.2022 03:39

    Принцип я понял.

    Осталось реализовать...

    Где деньги, Зин?)


  1. akpaevj
    15.02.2022 04:05

    Касательно git - дело не столько в самой системе, сколько в возможностях EDT (пусть и сырой донельзя).

    Касательно мобильного приложения - все же зависит от его назначения. Нам удалось с помощью мобильного приложения (и некоторой дополнительной обвязки) уменьшить количество складских работников вдвое.


    1. avkor2021
      15.02.2022 07:09

      А в итоге выгодно это для бизнеса или нет? Вопрос то в этом.


      1. akpaevj
        15.02.2022 07:15

        Выгодно или нет - это вопросы индивидуальные и частично проогнозируемые. В моем случае - да, выгодно.


  1. avkor2021
    15.02.2022 07:16
    +1

    У нас любимый вопрос: На бумаге отчёты можно будет не писать\печатать? Ну и следующий, а как нам подписывать электронные отчёты, чтобы на бумаге не писать? Причём при этом люди не электронную подпись имеют в виду, а закорючку.


  1. ianohin
    15.02.2022 12:28
    +1

    В тексте вижу пренебрежение к CRM, оно какбе противопоставляется 1С, хотя учетная система и CRM друг друга дополняют: 1С констатирует продажу, как правило, около 10%, а CRM объясняет, почему не состоялись остальные 90% и что с этим делать. К сожалению, модуль CRM в любой конфе 1C выглядит достаточно плачевно, чтобы им пользоваться.


  1. Raptilia
    15.02.2022 17:42

    Планирование - штука сама по себе сложная.

    Никто со 100% гарантией не скажет, что будет завтра. Наверное поэтому системы планирования так и не приживаются, и даже на той же 1С ничего путевого нет до сих пор, при всём немалом потенциале платформы и количестве разработчиков.


  1. mbamber
    16.02.2022 08:52

    Зачем вам писать AS IS, это только лишние расходы, вот, почитайте, как БУДЕТ™


  1. lxsmkv
    16.02.2022 21:35

    В автоматизации тестирования тоже есть нюансы. Иногда думают что автотесты повысят качество продукта. Но автотесты это только инструмент для выявления ошибок, качество повышают программисты когда ошибки устраняют. А когда ты ждешь по шесть месяцев чтобы найденные баги пофиксили, то получается как в небезызвестной цитате "Если автоматизировать хаос, получится автоматизированный хаос". Т.е. автоматизация накидывает еще больше ошибок на конвеер, в то время как ожидают, что ошибок станет меньше. Потому что нужно ошибки найденые автоматизацией решать в самую первую очередь, а не складывать их в общий багтрекер. А когда автоматизацию заказывают "как-сервис", то получается порой наоборот - найденные ошибки копят в багтрекере, пишут солидные отчеты и таскают по всем нужным и ненужным совещаниям, чтобы было видно за что деньги плачены.


  1. Am0ralist
    17.02.2022 14:41

    Когда автоматизация ради автоматизации — то да, в конце вопрос не решается, а количество автоматизированных сотрудников ещё может и увеличиться без выхлопа…