Волею судеб мне иногда приходится встречаться с новыми заказчиками. Посидеть на пресейле, «сверкая экспертизой», пока менеджер пытается не перепутать сервер с сервисом (говорил же, не произносить слов, которые не понимаешь).

Уже давно в этих встречах ничего особенного не было. Вероятно, потому, что я для себя и команды сознательно выбрал рынок среднего бизнеса, и появилась ожидаемая повторяемость. Но там люди как-то поживее, чем в Больших и Важных Корпорациях. И, в большинстве случаев, удаётся встретиться с собственником – это кратчайший путь к пониманию духа компании.

Но недавно какая-то злая сила опять затащила в корпоративный сектор. И начался… Хотел написать «кромешный ад», но не заслуживают они столь громкого эпитета. Так, мелкий булькающий пердостан.

Как вы, наверное, догадались, главное отличие корпоративного заказчика – там есть собственные программисты. Из всех людей клиента это самые жалкие, мелкие, противные и пакостные засранцы.

Чтобы вы на этом моменте не плеснули, в гневе, свой утренний капучино на смартфон, скажу, что я был на стороне этих программистов, целых 8 лет. Знаю внутреннюю кухню, понимаю мотивацию и поведение.

Итак, чего они там вытворяют.

Кэшбек

Да-да, старых добрых откатов уже почти нет, теперь дружеская помощь голодающему ИТ-директору называется кэшбек. Встречается в разных формах.

Первая, классическая – деньги за победу в тендере. Ну, тут нечего рассказывать, лучше меня знаете.

Вторая, появилась относительно недавно – через субподряд карманной фирме ИТ-директора или жены его друга. Они даже чего-то там делать умудряются, на этом субподряде.

Третья – секретный найм программистов заказчика. Они ж всё тут знают, могут работать хорошо и быстро (вдруг выяснилось, ага). Надо только им доплачивать, как мы своим программистам платим. И это, кстати, отдельная проблема – не деньги, а мельтешение под ногами.

Союзники

Итак, мы в качестве дружеской помощи даём местным часть задач по проекту. Бывает, кстати, на вполне законных основаниях, без кэшбека – чтобы научились, ну и заказчик сэкономить хочет.

Если вам приходилось нанимать на проект фрилансеров – не знакомых и надёжных, а шабашников вахтовым методом, вы можете себе примерно представить, о чём речь. Только тут вдвое хуже – примерно как племянника директора взять программистом. Всё придётся делать за него.

Местные – они, конечно, молодцы. Реально бывают толковые ребята. Но проект очень быстро начинает в них упираться. Никакие методы управления, доступные вам в своей команде, на местных не распространяются. Деньги ваши им, конечно, в прикол, но их корпоративный оклад-то никто не отменял. Ставить им сроки бесполезно – всё равно что вороне на улице. Уговаривать, мотивировать, ругаться – как с бомжом. Вам не понять этого дзена, и не вам на него влиять.

Придётся делать самим, за свой счёт, ещё и втайне, а то обидятся.

Комплекс неполноценности

Красная линия, которая проходит через всё сотрудничество с местными программистами – это их комплекс неполноценности. Оно и понятно – если в помощь к внутренней ИТ нанимают внешнюю ИТ, то тут ведь явно что-то не так? Ну, так думают местные программисты.

Если нанимают людей со специализацией, которой нет внутри корпорации, это совершенно нормально. Например, есть сисадмины и программисты 1С, а нанимают битриксоидов, для создания сайта или запуска корп.портала.

Но когда программистам 1С нанимают в помощь программистов 1С – местных явно не уважают. Формально это звучит как «у нас тут перебор задач, недостаток специалистов, так-то мы обычно всё сами делаем». Но когда жена нанимает мужа на час, чтобы сделать то, что вы хорошо умеете (стол передвинуть) – сложно будет себя убедить, что это нормально.

Особенно если «муж на час» пришёл, когда вы лежите не диване, уткнувшись в смартфон. Придётся подскочить и убедительно продемонстрировать, что вы и сами в состоянии порешать бытовые проблемы.

Кстати, местные зачастую так и делают.

«Я же говорил»

Если вам повезёт проводить предпроектное обследование в паре с местными программистами, вы этого «я же говорил» обязательно наслушаетесь. Он всё это говорил. Его не слушали. Этому – да, вот этому, коммерческому директору, с которым мы только что разговаривали – всё этому он уже говорил, показывал, предлагал, просчитывал, чуть ли не внедрил.

Но его, бедняжку, конечно, никто никогда не слушает. Нет же пророка в своём отечестве. Придётся слушать вам – при коллегах из других служб программист будет, от силы, загадочно улыбаться и поглядывать на вас.

Серый кардинал

Некоторые программисты будут пытаться предстать в ваших глазах эдакими серыми кардиналами, сведущими во всех подковёрных интригах – кто, с кем, где, когда и что. Только роль его будет, скажем так, пассивной.

Он всё про всех знает, всё повидал – чего тут только не было, кто тут только не топтался со своими проектами, но всё тлен.

Любая ваша инициатива, высказанная программисту прежде остальных, будет встречена устало-презрительной улыбкой и рассказом о том, что это уже было, толку никакого не получится, не стоит даже начинать.

Если же вдруг перестать слушать программиста – не слушаться, а хотя бы слушать – всё серокардинальство как рукой снимет. Вдруг станет ярым сторонником родной конторы и, увы, содержимое ваших задушевных бесед может стать достоянием корпоративной общественности.

По книжке

Естественно, до вашего появления программисты успели изучить все лучшие практики по написанию кода, построению архитектуры, тестированию, управлению проектом, сбору требований, определению функциональных разрывов. Вся «Войну и мир» по ИТ-проектам прочитана, сочинения написаны, пятёрки получены.

Разумеется, знания эти – чисто теоретические. Если заглянете под капот, то увидите лютейший говнокод на специфическом диалекте, все известные антипаттерны архитектуры, тестирование на людях при почти нулевой скорости появления релизов, ну и из проектного управления – пачка стикеров на столе. Нет, в столе. У секретарши.

Но, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Вам придётся всё это и изучить, и соблюдать. Иначе ждите докладную, а то и закладную записку, брюзжание на совещаниях и зловещие прогнозы грядущего провала проекта.

Пробка

Некоторые, особенно ИТ-директоры, могут поставить условие: все коммуникации «с бизнесом» - только через них. Не вместе с ними, а именно через них. Подрядчик говорит с ИТ-директором и его подчинёнными, а уж серьёзных людей нечего беспокоить.

Целей несколько. Во-первых, хочется быть пробкой, затычкой, шлюзом, Важной Персоной. Обычно так поступают ИТ-директоры, которых раньше вообще не приглашали на совещания, или наоборот – те, кто с них не вылезал.

Во-вторых, получается узаконенный глухой телефон. Что он там говорит, чего ему отвечают – вы не узнаете. Только выгодная ИТ-директору интерпретация. Сам герой, разумеется, видит себя челночным дипломатом похлеще Киссинджера.

По результатам этой дипломатии ждите блестящих побед. Если вы всё хорошо сделали по этапу проекта, это никто иной, как ИТ-директор убедил ключевых пользователей принять результат. Когда подписан акт – угадайте, кто надавил на заказчика, кому вы теперь должны?

Кто же в случае проблем «сделал всё, что мог» - догадаетесь сами.

Безопасность

С вашим появлением вдруг окажется, что в корпорации – очень строгие требования к безопасности. Особенно – в части доступа к ИТ-инфраструктуре. С антресолей достаются покрытые пылью талмуды с протоколами безопасности, инструкциями по получению доступа, сложными процессами внесения изменений в продакшн.

Вам нельзя смотреть в продакшн со своего компьютера – только с чужого монитора. А то по скриншотам гадайте. Все ваши действия записываются, включая время, проведённое в подключённом к инфраструктуре состоянии. Вам нельзя смотреть и, не дай боже, анализировать код, написанный местными – он под грифом секретности. Не стоит заикаться о том, чтобы постоять рядом с серверной – чего вам, таким красивым и умным, там делать?

Отвал подключения в критичное время – самое обычное дело. Столь же обычное, как и долгое восстановление этого подключения – с повторным прохождением всех кругов ада. Вы ж чё-то сделали не так – например, Alt+Tab нажали.

Мелкие пакости

Ну и напоследок – неисчислимое количество мелких пакостей, которые мне лень классифицировать и разбивать на категории.

У вас будет пропадать код – его затрут, случайно или намеренно. По официальной версии – и случайно, и по вашей вине. Шибко умные, перемудрили со своими системами контроля версий.

Сложите что-нибудь в папочку в локальной сети – будьте готовы её однажды не обнаружить. Место на диске ведь не безгранично, даже если ваши файлики лежали в зачуханском файловом хранилище, никому не нужном до начала проекта.

Если вам нужно собрать несколько подписей под какой-то бумажкой по проекту, и в списке согласователей будет ИТ-отдел – угадайте, чей автограф вы получите последним? Самого важного человека, разумеется, который может расписаться только после всех остальных.

P.S.

Разумеется, не всё так страшно, как я написал. В корпоративном секторе полно очень и очень приличных ИТ-директоров и ИТ-команд. Фуф, бумага всё стерпит…

Комментарии (23)


  1. AlexXYZ
    05.12.2022 08:48
    +7

    Простите, а вывод-то какой? )


    1. Tzimie
      05.12.2022 08:55
      +6

      Как я понял, это крик души


    1. sergeyns
      05.12.2022 09:23
      +23

      а у этого автора нет выводов. У него даже ситуации то ненастоящие...


  1. vadimr
    05.12.2022 08:59
    +22

    Судя по описанному, мнение местных программистов при этом примерно такое: IT-директор придумал дутый проект, чтобы получить откат, и пригласил жуликов, никогда бы без коррупции не победивших в конкурсе, которые мешают всем работать и примеряются своровать корпоративные данные, внедряя никому не нужный продукт, а за деньги, которые нам платят, чтобы мы не побежали к прокурору, ещё пытаются заставить делать свою работу.

    Симфония трудового подвига.

    Коррупция, она того... имеет две стороны.


  1. G1yyK
    05.12.2022 09:06
    +24

    А вы то батенька кто такой?

    Еще одна сервисная контора которая быстро внедрила и поддержкой заниматься не будет. Зато, когда требования выставляются, так сразу осуждения - "у вас херово, а с нас требуете". У местных это называется тех долг(тот компромисс на который пошли что бы реализовать, то что бизнес хочет здесь и сейчас), а у вас контракт и должны сделать все по стандарту.

    От сюда все негодования, что ущемляют и тп. Видел такое и не раз, потом приходилось это все поддерживать и в итоге переписывать, что бы хоть как то это можно было развивать.


    1. F0iL
      05.12.2022 11:05
      +14

      Вот кстати да. Весьма вероятно, что многие из "особенностей", на которые автор жалуется в статье, вытекают именно из того факта, что подрядчик отстреляется и свалит в закат, а "местным спецам" с этим всем потом придется возиться и поддерживать до конца дней.


    1. DvoiNic
      05.12.2022 11:24
      +1

      кто такой… «первый БИТ» это…


  1. FrimInc
    05.12.2022 09:12
    +12

    Хорошая попытка, господин подрядчик. Но по моему опыту (10 лет как подрядчик и три года внутри) - хуже подрядчика только субподрядчик.

    Конечно бывают исключения


    1. Pashtet47
      05.12.2022 09:33
      +1

      Тут из крайности в крайность. Хотя описанные ситуации сплошь и рядом


    1. Spaceoddity
      05.12.2022 16:53

      Бывает и хуже! Я один раз столкнулся с суб-субподрядчиком)) Т.е. я исполнитель, а надо мной три иерархии надувающих щеки со всеми вытекающими типа "ТЗ посредством испорченного телефона", временного лага (каждая иерархия отжирает от дедлайна время на поиск "исполнителя"), мутных схем оплаты ("как только нам оплатят, сразу рассчитаемся"), цепочек согласований и т.п.


  1. SergeyKaydarov
    05.12.2022 09:33
    +5

    Некоторые, особенно ИТ-директоры, могут поставить условие: все коммуникации «с бизнесом» - только через них. Не вместе с ними, а именно через них. Подрядчик говорит с ИТ-директором и его подчинёнными, а уж серьёзных людей нечего беспокоить.

    Приходилось быть такой пробкой, правда не в it. И тут дело не в тщеславии, иначе, с одной стороны начальство будет бухтеть, что де из твоей зоны ответственности кто-то их беспокоит, ты что, сам решить не можешь? С другой, если такие контакты с начальством неизбежны, начинается либо срач, либо какое-то бесконечное балабольство и согласование будущих согласоааний на многие месяцы. В конечном итоге замкнуть все коммуникации по проекту на себя становится необходимрстью, чтобы что-то началось делаться.


  1. temnikov_vasiliy
    05.12.2022 09:53

    фу, в женском коллективе и то, как правило, лучше..
    и да, хабр уже не хабр..


  1. antiquar
    05.12.2022 09:59

    Очень интересно, у Вас прекрасный слог.

    Но - нет ли здесь противоречия с Вашим текстом про Короля?


    1. nmivan Автор
      06.12.2022 06:37

      Думаю, тема корпоративных проектов может и должна быть многогранной.


  1. Samhuawei
    05.12.2022 10:10
    +5

    Наняли к нам как-то китайцев для "диверсификации производства кода". Грубо говоря опасались что начнётся операция и никто не будет в состоянии разобраться в коде. Отдали мы им пару проектов попроще чтобы ввести в курс дела. За полгода так и не разобрались, а то что они напрограммировали пришлось нам же переписывать с нуля потому что не работало.

    Корпоративное управление это действительно бизнес обложенный инструкциями, с этим ничего не поделаешь. У нас даже доступа на прод не было, надо было заказывать за неделю на 15 минут с обоснованием зачем именно, заявку утверждал вице-президент компании. В случае факапа админ открывал удалённый чат и я ему писал что набирать в терминале чтобы починить. Сам он не имел ровным счётом никакой квалификации чтобы не накосячить.

    Было сложно, но интересно. Но на 8ю джаву мы перелезли только в 2019м. Как сейчас не знаю, уехал в тёплые края.


  1. altardoc
    05.12.2022 11:45

    Ребята, давайте жить дружно


  1. WicRus
    05.12.2022 12:46
    +6

    Ну опять рефлексия в ключе «посмотрите в какую жопу мы опять залезли». Если уважаемый автор занимается проектной работой, то от него ждёшь статью в стиле:
    «Случилось такая ситуация, теперь это у нас Риск №025, его мы парируем такими-то пунктами в договоре, раннее обнаружение по следующим признакам, наценка при данных признаков N.M%, инструкции для сотрудников при работе вот такие. „


  1. gennayo
    05.12.2022 14:47
    +2

    Знакомо, но подрядчиков надо в любом случае жёстко контролировать, иначе будет больно. А код заказчика затереть это как раз недавно ваши коллеги из бита пытались проделать, правда всего лишь по глупости, а не со зла.


  1. Ivan22
    05.12.2022 14:57

    Я сам как подрядчик работаю с ит-шниками заказчика постоянно, (но ясно дело на западный рынок) И единственный факт который могу подтвердить - квалификация у них ниже, чем у подрядчиков, это факт. В остальном конечно все лучше, комуникации есть прямые без "пробок", специальных пакостей, кэшбеков, и всяких "серых кардиналов". В общем обычная рабочая отмосфера, со ну со спецификой команды раскиданой на континентах эдак 3-х минимум.


  1. t278
    06.12.2022 04:54

    я бы помогал, и постарался свалить к подрядчику.


  1. daleleo
    06.12.2022 06:24
    -1

    Хорошая статья. Жизненная.
    Очень понравился слог автора — легко читается и прекрасно представляются описанные ситуации на уровне ощущений.

    Да, проблема есть, такова жизнь, и с этим надо что-то делать. Но что делать? Как справляться?

    Возникает огромное желание, чтобы автор написал продолжение о том, как улаживать подобные ситуации. Да, есть "адовые клиенты", несве́дущие менеджеры, "серые кардиналы", но бизнес есть бизнес, и в этой игре надо выстраивать взаимовыгодные отношения с клиентом, преодолевая преграды на этом пути.

    С одной стороны, можно вообще не ходить в эти джунгли корпоративного сектора (крупного бизнеса), но с другой стороны, чем дальше в джунгли, тем жирнее клиент и упускать своих возможностей тоже не хочется.

    В общем, хочется продолжения.
    Моё почтение автору и успехов в его нелёгком, но интересном деле!


  1. cicatrix
    07.12.2022 14:09

    Хаха, я здесь живу (с).

    Обязательно покажу этот текст шестому (ШЕСТОМУ, Карл) крутому подрядчику, пришедшему к нам улучшать наш ИТ-ландшафт. :)


    1. DMGarikk
      07.12.2022 15:00

      Хах, а я всем везде говорю что оутсорс в этой сфере это жуткое зло
      подрядчику плевать на то что он делает, а заказчик не в состоянии написать адекватное ТЗ, при этом со стороны менеджмента ВСЕГДА есть недооценка сил собственного ИТ отдела (такое правда бывает в реальности, когда реально неспособны, но сейчас не об этом) мотивируемая тем что контора _company_name_ признанный лидер в автоматизации блаблабла… но по факту они тупо внедряют один инструмент без оглядки на другие процессы максимально игнорируя запросы отделов (а менеджмент только пощряет — экономия бюджета, но вы профи вы справитесь и сделаете норм)
      в итоге текучка подрядчиков, бардак в ИТландшафте