Однажды, поздно вечером, играя в игру Dota2, я заинтересовался почему компания Blizzard отдала права на создание этой игры в пользу корпорации Valve, а главное — зачем?

Углубившись в суть вопроса, я осознал какие непростительные ошибки допустила компания Blizzard, и какие хитрые оказались менеджеры и юристы Valve.

Сам я юрист (практикую право в сфере IT) и обладаю некой профессиональной экспертизой в сфере авторских прав.



Сайт моей компании LAWBOOT тут: www.law-boot.com

В этой статье я покажу Вам какую информацию я собирал, проанализировал и обобщил.

Исходные данные:

более 15 лет назад компания Blizzard разработала игру WarCraft на базе которой, с помощью инструмента WarCraft World Editor была создана карта Defense of the Ancients (игроки называли ее DotA).

Карта была очень популярной, и постоянно развивалась, а придумал ее человек с никнеймом Eul, после чего открыл исходный код а разработку продолжил Стив Фик (он же Guinsoo), который в последствии передал карту на разработку некому фанату с никнеймом IceFrog.

Подробная статья есть на вики

В 2013 году компания Valve выпускает игру под названием Dota2, которая невероятно похожа на упомянутую выше Defense of the Ancients.

Сейчас, в 2015 игра Dota2 невероятно популярна, имеет ряд успешных механизмов монетизации и большую платежеспособную аудиторию, является топовой среди киберспорта, а старая карта в WarCraft под названием Defense of the Ancients потеряла практически всю свою аудиторию.

Вопрос: как Valve удалось (с юридической точки зрения) это сделать?

Я начал искать текст соглашения (или любые связанные новости) по которому Valve и Blizzard договорились о передаче прав на продукт, и выявил, что никакого соглашения не существует.

У меня сразу появился вопрос: “А почему Blizzard до сих пор не выиграли суд, подав иск о нарушении прав интеллектуальной собственности? Ведь между играми так много общего".

Ниже я постарался описать подробный ответ:

1. Название игры

Компании Valve очень повезло, что до них никто не зарегистрировал за собой право на торговую марку с наименованием Dota, Dota2. Они просто воспользовались случаем, и получили раскрученный бренд, известный и употребляемый всеми любителями карты Defense of the Ancients.
Blizzard пытались оспорить заявку на регистрацию торговой марки, и подали претензию в суд.
Основными аргументами они считали, что карта была создана на движке WarCraft, развивалась благодаря Blizzard, и …, они были первыми создателями бренда DOTA, следовательно и наименование и торговая марка должны принадлежать им.
К несчастью для Blizzard — суд принял сторону Valve.

Ведь даже Terms of Use WarCraft-а не содержали в себе пункта, по которому все карты созданные через WarCraft World editor принадлежать компании Blizzard.

Предполагаю, что такая компания как Blizzard имеет минимум один этаж юристов… но видимо не таких дальневидных и понимающих IT сферу.
Показательно, что они изменили свои Terms-ы, лишь после того как Valve подали заявку на регистрацию торговой марки, но было уже поздно. (что опять же меня, как юриста, удивило — ведь это явно бы не защитило Blizzard)

Вот так просто Valve получили раскрученный бренд Dota в единоличное, неприкосновенное использование и назвали свою новую игру Dota2.

image

2. Геймплей

Так как разработчиком карты Defense of the Ancients в том виде, в котором мы видим сейчас был именно IceFrog — компания Valve понимала, что он владеет авторскими правами на ряд элементов геймплейя (при чем как материальными так и нематериальными правами интеллектуальной собственности).
Они просто “купили авторские права IceFrog-а вместе с ним”, переманив его работать в свою корпорацию. Сумму и подробности контракта прессе не разглашали.

Таким образом Гейб (СЕО корпорации Valve) получил “скелет” игры.

image

3. Наименования персонажей, скилов и артефактов

Тут Valve тоже поступили хитро, ведь они не хотели чтоб игра кардинально отличалась от версии Blizzard… и решили “добить” их.
Часть наименований персонажей, скилов, артефактов в новой Dota2 была идентична карте компании Blizzard.

Согласно нормам международного авторского права (в том числе и США) нельзя получить копирайт на общедоступные, общеизвестные наименования — так называемое публичное достояние (Public domain).

Те наименования персонажей, которые были в Public domain, Valve просто скопировали из Defense of the Ancients.
Ниже Вы увидите, что в Defense of the Ancients герои имели два имени, основное и дополнительное. Valve решили не заморачиваться и используют только одно основное имя.
Многие скилы они скопировали, так как это обычные словосочетания, которые не являются торговыми марками — следовательно имели право.

Примеры использования “читерства” с Public Domain

Безподобный Близзардовский Zeus, Lord of Olympus стал просто Zeus. (Zeus — public domain name — греческая мифология)

Ловкий убийца из Warcraft Yurnero, Juggernaut стал Juggernaut, а его магическая способность Omnislash дублируется как в версии Valve так и в версии Blizzard (Juggernaut и Omnislash — public domain names — индийская литература)

Сапорт и целитель старой доты Witch Doctor Vol'Jin стал Witch Doctor ( Английская литература, первое упоминания термина Witch Doctor было в 1718 году в книге автора с именем Francis Hutchinson. Следовательно по срокам давности наименование уже в Public Domain)

Могучий орк компании Близзард Axe Mogul Khan стал просто Axe (Слово “Axe”, в переводе «топор» — общеизвестный термин, и является публичным достоянием. Вы скажите что есть торговые марки “Axe” — отвечу сразу, да успешно зарегистрированные есть, но класс торговой марки не охватывает гейм индустрию и не мешают назвать так персонаж в игре. С перечисленными выше наименованиями — аналогично)

image

4. Визуализация персонажей, скилов и артефактов

И тут Valve проявили стратегическую хитрость.

Часть персонажей Defense of the Ancients, а именно их “визуальна оболочка” были интеллектуальной собственностью Blizzard, поэтому Valve не могли их копировать “в лоб”, хотя они явно хотели максимально “смягчить” переход юзера из старой доты в новую дота2, предоставив лишь минимум кардинальных изменений.
Такая стратегия была необходима чтоб «вытянуть» максимальный процент аудитории.

Что же они сделали?

Их дизайнеры просто напросто перерисовали часть всех персонажей максимально похожими, но в новом сочном и более детализированном 3d формате, при этом, некоторые остались быть похожими на персонажей из Defense of the Ancients, а некоторые обрели новую визуальную оболочку.

Юридически, перед Valve стояла задача не использовать визуальные элементы, разработанные компанией Blizzard. Ведь даже часть\элемент персонажа не может быть использован без разрешения правообладателя.

Дизайнеры Valve справились с задачей: персонажи внешне разные, но ассоциативно они похожи. Юзер не встретил что-то новое в Dota2, а лишь увидел старое в новой оболочке. (Это мое субъективное мнение, дизайнеры могут думать иначе ;D )

image

И еще одна картинка в несколько увеличенном масштабе:

image

Такая же ситуация и с предметами инвентаря:

Справа в колонке из старой доты, сслева — из новой.

image

5. Озвучка

Valve разработали новую озвучку по тем же причинам что и с визуализацией, ведь аудиопроизведение является тоже объектом интеллектуальной собственности и таким же образом защищается.

К слову новая озвучка Valve была ассоциативно похожа на предыдущую версию карты Blizzard

Озвучка Valve тут
Озвучка Blizzard тут

Финал

Из перечисленных выше фактов мы видим, что Valve подошли стратегически и юридически мудро к клонированию и одновременно усовершенствованию старой доты, и теперь с использованием аудитории принадлежащей в прошлом компании Blizzard зарабатывают миллионы долларов монетизируя игру не боясь юридических последствий, чего желаю и Вам мои дорогие читатели!

В свою очередь призываю Вас сотрудничать с моей юридической компанией LAWBOOT Lawyers & Consultants.

Так же отдельно хочу обратиться к крупным игровым компаниям таким как Wargaming, Mail.ru Group, Иннова, Plarium, Zeptolab, Gaijin Entertainment и другим — не делайте ошибки Blizzard!
Как видите, топовые игроки тоже могут проиграть в стратегической и юридической войне.

Юристы LAWBOOT помогут защитить свой продукт, а так же хитро, законно и безопасно обойти ограничения, которые существуют в мировом законодательстве.

Оставлю свой имейл тут
Понравилась ли Вам статья?

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Проголосовал 381 человек. Воздержалось 77 человек.

Комментарии (11)


  1. Shapelez
    15.10.2015 23:19
    +3

    Хах, отличное исследование!
    Айсфрог, кстати, теперь независимым консультантом помогает самым разным компаниям осваивать MOBA-жанр.


  1. zaitsevyan
    15.10.2015 23:34

    На счет предметов инвентаря: все предметы из правых колонок — это текущие иконки из WoW. Может наооборот, слева — новая дота?


    1. lawboot
      16.10.2015 00:36

      Спасибо за коммент, все верно, исправил. Слева новая, справа старая.
      Кстати в текущей версии новой доты некоторые картинки другие, это фотка поидее еще 2011 которая в «бета» версии доты новой была, еще до релиза.

      Я не смог найти ничего свежего, а сделать скриншоты и монтировать слишком долго да и софт какой нибудь иметь нужно для этого.


  1. b3nd3r
    15.10.2015 23:44

    Не очень понятно какая часть контента в DOTA была за авторством Blizzard, а какая — за авторством фанатов, и в частности, IceFrog'а? С картой и геймплеем — ясно. А что с моделями? С названиями персонажей? Я с Дотой совсем не знаком, и мне кажется это важным моментом. Одно дело купить фанатские поделки (тут в хорошем смысле имеется ввиду), другое дело копировать то, что уже было в WarCraft и просто было использовано в карте.

    Я всегда думал так: раз DOTA сделана исключительно фанатами, то никаких претензий у Blizzard быть не может, так как фанаты что захотели выбрать в качестве движка, то и выбрали. При этом не важно Valve этому поспособстовала или добровольно они выбрали новое направление развития. Но в данном случае Blizzard и правда «просрали все полимеры».


    1. vayho
      16.10.2015 10:41

      Модельки, иконки, текстуры почти все были взяты из wc и wow. Так же часть истории персонажей была взята из wc/вов.


  1. orcy
    16.10.2015 08:43

    Непонятно в чем была какая-то особенная хитрость Valve. Есть широко известное понятие клон, например игра Б — клон игры А. Это в общем не Valve придумала.


    1. Shapelez
      16.10.2015 09:42
      +3

      Хитрость в обходе сложностей с авторскими правами на множество разных вещей.


  1. FazZzuR
    16.10.2015 20:20
    +2

    Можно было с рекламой и потоньше, тут даже сомнений нет ради чего эта статья была написана — весьма поверхностная и притянутая за уши, что не удивительно, учитывая то с какой целью ее писали.


  1. vintage
    16.10.2015 23:10

    Blizzard и сама с этого начинала, клонировав Дюну.


  1. evilbot
    17.10.2015 23:44

    Исследование хорошее, вот только Близзард и Валве договорились о некоем статусе когда хотели выпустить Blizzard Dota. Вот про этот статус было бы интересно послушать.


  1. darkfrei
    19.10.2015 22:45

    То есть что, в доте просто одна карта? А из-за симметрии не бывает гарантии на победу и в этом соль?